УДК 004.738.1, 338.48.
О РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ
© М.В. Куклина1, Т.А. Баяскаланова2, В.Ю. Рогов3, М.Ж. Дабаева4
12 3
' ' Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
4Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670013, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в.
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к озеру Байкал и всему, что с ним связано. Обоснована целесообразность создания информационной системы Байкальской природной территории. Проанализированы основные информационные ресурсы по региону и выделены главные проблемы по информационному обеспечению данной территории, существующие в настоящее время. Сформулированы задачи, которые необходимо решить при разработке информационной системы Байкальской природной территории. Ключевые слова: Байкальская природная территория; информационная система; информационные ресурсы; Байкал; бренд Байкала.
ON BAIKAL NATURAL TERRITORY INFORMATION SYSTEM DEVELOPMENT M.V. Kuklina, TA Bayaskalanova, V.Y. Rogov, M.Zh. Dabaeva
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
East Siberian State University of Technology and Management,
40в, Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, Buryat Republic, 670013, Russia.
The growing interest in the lake Baikal and everything connected with it determines the relevance of the article. The feasibility of building an information system of the Baikal natural territory is substantiated. The analysis of the main information resources in the region has allowed to identify the current key problems in the information provision of the territory. The problems to be solved in the development of the information system of the Baikal natural territory are formulated. Keywords: Baikal natural territory; information system; information resources; Baikal; Baikal brand.
Озеро Байкал представляет собой уникальную и хрупкую экосистему, которую необходимо оберегать и сохранять. В 1996 г. озеру Байкал был присвоен международный статус объекта Всемирного природного наследия. В ст. 4 международной Конвенции «Об охране всемирного наследия» записано: обеспечить охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям природного наследия [7]. Согласно Конвенции, объекты всемирного природного наследия требуют разработки единой системы управления (менеджмент-плана) и единого юридического поля. Таким образом было легитимизировано понятие Байкальской природной территории (БПТ) и ее экологических зон -центральной, которая внешними границами совпадает с границами объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал», буферной и атмосферного влияния. Границы БПТ и ее экологических зон были утвер-
ждены в 2006 г.
Для начала разберем, что следует понимать под Байкальской природной территорией. К ней относятся озеро Байкал, прилегающая к нему водоохранная зона, его водосбор в границах Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к оз. Байкал, а также полоса шириной до 200 км, прилегающая к озеру на западе и северо-западе от него. БПТ расположена в пределах трех субъектов РФ: Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края. Непосредственно к побережью Байкала примыкают 12 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) - в том числе три заповедника, два национальных парка, шесть заказников. Кроме них на Байкальской природной территории расположено еще 23 ООПТ, находится более 400 памятников природы [1]. На охраняемой Байкальской природной территории
1Куклина Мария Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89246246249, e-mail: [email protected]
Kuklina Maria, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Industrial Enterprises Management, tel.: 89246246249, e-mail: [email protected].
2Баяскаланова Туяна Александровна, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89248286948, e-mail: [email protected]
Bayaskalanova Tuyana, Candidate of Economics, Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89248286948, e-mail: [email protected]
ЗРогов Виктор Юрьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89148964154, e-mail: [email protected]
Rogov Viktor, Doctor of Economics, Professor of the Department of Industrial Enterprises Management, tel.: 89148964154, e-mail: [email protected]
4Дабаева Мария Жалсановна, преподаватель кафедры прикладной математики, тел.: (3012) 433605, e-mail: [email protected] Dabaeva Maria, Lecturer of the Department of Applied Mathematics, tel.: ^12) 433605, e-mail: [email protected]
ISSN ^H^G
ВЕСТНИК ИрГТУ № 11 (1G6) 2G15
225
проживает 2,376 млн человек - 93% населения Республики Бурятии, 55% - Иркутской области, 9% - Забайкальского края. Общая площадь Байкальской природной территории (без акватории озера Байкал -31,5 тыс. км2) составляет 353,9 тыс. км2. Из общей площади Байкальской природной территории (без акватории озера Байкал) к центральной экологической зоне относится 23,7 тыс. км (6,7%), к буферной экологической зоне - 252,2 тыс. км (71,3%), к экологической зоне атмосферного влияния - 78,6 тыс. га (22,0%) [6].
В настоящий момент не существует единого информационного пространства Байкальской природной территории из-за расположения ее в трех субъектах Российской Федерации на достаточно большой площади с многоуровневым административным делением. На наш взгляд, актуальность проблемы создания комплексной информационной системы Байкальской природной территории очевидна. Существующая информация о БПТ, накопленная в России и за рубежом, в министерствах и ведомствах Российской Федерации в Республике Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае, научно-исследовательских институтах, общественных организациях, учреждениях образования и культуры и сети Интернет, разрозненна и неструктурированна. Ведомственные и иные барьеры также не способствуют формированию единой информационной системы о Байкале. Неполнота источников информации, а также различные форматы представления данных в них ограничивают поиск информации, уменьшают качество информационных потоков. Недостаток информации в широком доступе отражается на инвестиционной и туристической привлекательности Байкальской природной территории.
В целях интеграции мировых и отечественных информационных ресурсов об озере Байкал необходимо создать полноценный информационный ресурс -интегрированную информационную систему Байкальской природной территории.
В настоящий момент существует множество информационных ресурсов, в той или иной мере связанных с озером Байкал, к ним относятся:
• информационно-справочные ресурсы о природе Байкала и интересных местах для туристов: Baikal.ru, Baikal.info, fanatbaikala.ru, baikalfund.ru, irkipedia.ru, old.rgo.ru и т.д.;
• системы бронирования мест в гостиницах и турбазах Байкала: международные системы (booking.com, oktogo.ru, ostrovok.ru и др.), региональные системы: (baikalov.ru, turbazy.baikalinfo.ru, baikalika.ru и др.) [3];
• корпоративные сайты компаний, имеющих свой бизнес на Байкале: grandbaikal.ru, baikallaguna.ru, baikaltengeri.ru и др.;
• административные ресурсы: egov-buryatia.ru, minpriroda-rb.ru, pribaikal.ru.
Перечисленные административные ресурсы Иркутской области и Республики Бурятии рассматривают Байкал в основном лишь в рамках своей территории. Так, например, на сайте minpriroda-rb.ru в разделе БПТ «Районирование Байкальской природной территории» можно увидеть на атласе районы, относящие-
ся к зоне БПТ Иркутской области, Республики Бурятии, Забайкальского края. Во вкладках «Водные ресурсы», «Лесные ресурсы», «Минерально-сырьевые ресурсы», «Особо-охраняемые природные территории», «Сведения по объектам животного мира и охот-ничье-промысловым ресурсам» и др. мы видим сведения лишь по территории, относящейся к Республике Бурятии [6].
На официальном портале Иркутской области irkobl.ru в разделе «Министерство природных ресурсов Иркутской области» информация по Байкальской природной территории есть только во вкладке «Государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории» [5].
Информацию по экологическому зонированию БПТ можно найти на сайте irkipedia.ru. На информационном портале old.rgo.ru располагается информация о проблемах рационального использования ресурсов озера Байкал и БПТ, исследовании Байкала, о заповедниках и заказниках и т.д.
На наш взгляд, необходим единый информационный ресурс для районов, входящих в Байкальскую природную территорию, что позволит комплексно оценивать ситуацию как экологическую, так и социально-экономическую. В данный ресурс необходимо включить административные органы управления, субъекты предпринимательской деятельности (связанные с туризмом), актуальную информацию по БПТ и т.д.
Байкальская природная территория активно развивается и становится своеобразной зоной притяжения не только ученых, но и многочисленных отдыхающих. Туризм является одним из приоритетных направлений развития Иркутской области и Республики Бурятии. С каждым годом количество туристов, отдохнувших на Байкале, увеличивается на 10%. В 2014 г. на территории побережья озера отдохнуло по разным подсчетам от 1,3 до 1,5 млн человек. Из них около 9% - это иностранные туристы; так, за первые шесть месяцев 2014 г. 64,5 тыс. иностранных туристов посетили Иркутскую область, это на 89,1% больше, чем за аналогичный период 2013 г. [8].
Учитывая текущий всплеск интереса к региону (в том числе и из-за рубежа), увеличение количества въезжающих туристов, а так же финансирования из государственных и частных источников туристической и прочей инфраструктуры региона, в дальнейшем следует ожидать продолжения роста туристического рынка.
Возрастает интерес к информационным ресурсам, обеспечивающим достоверными и полными сведениями о достопримечательностях региона исторического, религиозного и архитектурного характера, о возможных развлечениях на месте отдыха, возможности выбора подходящего места для размещения, а также онлайн-бронирования. Сегодня все, что связано с Байкалом, вызывает неподдельный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. Относительно хорошо сохранившаяся природа озера, стремительно развивающаяся инфраструктура - гостиницы, дороги,
близость к транспортным развязкам - дают основания полагать, что и в дальнейшем туристический поток на берегах Байкала будет только возрастать.
С развитием Байкальского региона формируются новые требования со стороны органов местного самоуправления районов к совершенствованию механизмов территориального управления на основе понимания перспектив устойчивого развития в условиях экологических ограничений.
Интегрированная информационная система Байкальской природной территории должна быть направлена на сбор и анализ информации как с органов власти всех уровней управления, так и с субъектов предпринимательства, относящихся к Байкальской природной территории. Необходимо разработать концепцию интеграции информационного пространства ведущих юридических лиц, относящихся к этой территории. В систему должна входить информация, исходящая от научно-исследовательских институтов, образовательных и культурных учреждений; информационные ресурсы сети Интернет и т.д. Информационный ресурс должен обеспечить необходимыми сведениями всех заинтересованных лиц (туристов, учащихся, административные органы и т.д.).
Также следует отметить, что территория Байкала - это место диалога буддийской и христианской цивилизаций, поэтому требуется достаточно глубокое освещение истории, культуры, экономики, краеведения; отражение в информационном ресурсе интереснейших публикаций по Байкальской природной территории (научных, художественных, фольклорных, религиозных и т.д.).
Современные исследования туризма Байкальской природной территории сталкиваются с проблемой отсутствия достоверной статистики о туристических потоках и направлениях. Особенно мало информации о развитии туризма в труднодоступных районах, данный сектор почти не охватывается крупными туроператорами, а высокая стоимость и сложность логистики ограничивают доступ со стороны исследовательского сообщества. Между тем индивидуальные и экстремальные виды отдыха набирают популярность среди туристов, самостоятельно организовывающих свои маршруты. Создание информационного ресурса, на котором возможно взаимодействие представителей туристического бизнеса и самих отдыхающих, открывает новые возможности для анализа и мониторинга туризма, в то же время способствуя его развитию.
Для большинства туристов посещение Байкала ограничивается лишь визитом в Листвянку или на остров Ольхон. В то время как имея больше информации об интересных местах, о возможных маршрутах, о видах отдыха на Байкале, люди могли бы посетить и другие районы уникального озера, что, безусловно, повлияло бы на развитие туристического бизнеса и сопутствующих ему видов деятельности. В частности, имея перед собой только описания Иркутска и Листвянки, туристы проезжают мимо этнографического музея Тальцы и не подозревают о его существовании.
Кроме того, из-за отсутствия подобной туристиче-
ской информации в регионе практически не развита система аренды машин, хотя в западных странах такой вид сервиса является одним из основных способов путешествия. Определенный сегмент туристов предпочитает самостоятельную организацию своей поездки, при помощи интерактивных карт планируя места проживания, питания, развлечений и тому подобного. Например, в США на озере Тахо, где ежегодно бывает около миллиона отдыхающих, личные и арендуемые машины являются основным транспортным средством, приезжающих туристов. Исходя из подобного опыта, требуются дополнительные маркетинговые исследования для того, чтобы рассчитать количество туристов, которое возросло бы за счет данного сервиса на Байкале, однако учитывая популярность такого отдыха за рубежом, можно быть уверенными в его успехе.
Поэтому подобная «площадка», где была бы информация о том или ином виде услуг, необходима, если туристический бизнес на местах желает увеличить поток туристов в регионе и ищет возможности своего позиционирования на туристическом рынке [3].
Для регулирования потоков отдыхающих органами власти, а также для выбора места отдыха самими туристами актуальная информация о местах размещения представлена в ограниченном объеме. Например, в Курумканском районе минеральные термальные источники являются местом традиционного отдыха и лечения местных и жителей соседних районов: из 367-и посетителей базы Кучигер 281 человек прибыл из Бурятии, 66 - из Иркутской области, 19 - из других регионов России и один - из Польши (данные базы отдыха). В 2009 г. в районе действовало 5 баз отдыха и одна гостиница, однако в Интернете был представлен лишь один гостевой двор, появившийся позднее. В научной же литературе, посвященной изучению туризма, Курумканский район не был представлен. Недостаток информации ощущается не только в труднодоступных районах: по официальным данным в г. Иркутске количество гостиниц - 80, в г. Улан-Удэ - 20, в то время как система онлайн-бронирования booking.com предлагает 169 мест размещения в Иркутске и 92 варианта в Улан-Удэ. Таким образом, исследования развития туризма отстают от самого процесса развития туризма и пока не используют современные системы учета и мониторинга потоков туристов [4].
В схемах и программах социально-экономического развития обычно предполагается, что развитие туризма позволит сохранить уникальную природу и способствовать экономическому и социальному развитию БПТ. В свою очередь, развитию туризма призваны способствовать богатые рекреационные и этнорекре-ационные ресурсы. Отмечено, что ограниченная транспортная доступность, сезонность, недостаток квалифицированных кадров и гостиниц являются основными факторами, препятствующими развитию туризма. Пример скандинавских стран показывает, что при соответствующем развитии инфраструктуры транспортные и климатические ограничения становятся несущественными. Однако даже в отдаленной
сельской местности Западной Европы само собой разумеющимся является наличие канализации, горячей воды, а также стиральных машин, в то время как проблема бытовых отходов остается актуальной для Байкала [2].
В настоящий момент отсутствует интерактивная карта БПТ, включающая в себя интересные туристические направления, места отдыха и т.д. Интерактивные карты и сервисы сейчас очень востребованы и получили широкое распространение. Они позволяют находить необходимую территорию, видеть фотографии или текст, связанный с этим местом. При этом важны как мелкомасштабные с обозначением государств, так и региональные с местонахождением определенного города. Наиболее востребованными для индивидуального пользования являются крупномасштабные карты населенных пунктов с обозначением местоположения улиц, магазинов, достопримечательностей и т.д.
При планировании туристической или деловой поездки необходима четкая схема, чтобы найти место для проживания и способ, каким образом туда добраться. Интерактивная карта города необходима для поиска мест питания, жилья и достопримечательностей. Экскурсионные маршруты также можно запланировать по карте, которая будет с детальным описанием значимых мест и их изображениями. В настоящий момент наблюдается активное продвижение исторических памятников и музеев посредством интерактивных карт.
Туристы в пределах города могут воспользоваться системой 2GIS, если же интересующее место находится за городом, а большинство приезжающих, в первую очередь, стремится на Байкал, то здесь возникают сложности с логистикой: каким транспортом туда доехать, сколько составит стоимость проезда, какие еще интересные места можно посетить по дороге.
Поэтому, по нашему мнению, информационный ресурс, посвященный БПТ, должен включать в себя интерактивную карту, на которой должна быть отражена необходимая информация для пользователей.
Основная проблема в настоящий момент - это отсутствие государственной информационной политики в сфере информационного обеспечения по охране озера Байкал, не поставлена задача создания позитивного информационного образа Байкальской природной территории, ее бренда.
В районах, относящихся к Байкальской природной территории, статистическая информация агрегируется по административно-территориальному принципу, в этой связи сложно выделить ее конкретно по БПТ. Поэтому необходимо определить критерии и механизмы по сбору и анализу информации и таким образом разработать структуру информационного пространства Байкальской природной территории.
Итак, формирование интегрированной информационной системы необходимо для решения проблемы информационного обеспечения действия федерального закона об охране озера Байкал в части деятельности органов власти муниципального, регионального и федерального уровней, а также субъектов предпри-
нимательской деятельности, позволяющей также решать задачи туристической и инвестиционной привлекательности региона Байкальской природной территории, его положительного бренда.
Данная задача включает в себя следующие направления исследования:
- Формирование концепции информационного взаимодействия всех заинтересованных лиц в рациональном использовании ресурсов Байкальской природной территории.
- Определение элементов структуры информационной системы, отражающих актуальную информацию по Байкальской природной территории.
- Выявление основных факторов, влияющих на социально-эколого-экономическое развитие Байкальской природной территории, и разработка индикаторов оценки эффективности нововведений.
- Изучение и анализ действующего нормативно-правового обеспечения по охране озера Байкал и Байкальской природной территории.
В результате исследования мы должны решить задачи, в которые входят:
1) Разработка концепции информационного взаимодействия органов власти и управления, предпринимательских структур как производителей и потребителей товаров и услуг, населения Байкальской природной территории, туристов, инвесторов, учащихся, ученых и других в процессе охраны, рационального использования природных ресурсов озера Байкал и Байкальской природной территории.
2) Обоснование и разработка структуры информационного портала, посвященного прошлому, настоящему и будущему социально-экономического развития Байкальской природной территории. Выделение наиболее значимых тенденций изменения социально-экономического развития Байкальской природной территории.
3) Выделение важнейших социально-экономических факторов, влияющих на процесс развития Байкальской природной территории.
4) Формирование моделей и методов мониторинга для отслеживания тенденций изменения социально-экономического развития Байкальской природной территории.
5) Определение существующих мер государственной поддержки развития Байкальской природной территории и разработка методики оценки их эффективности.
6) Разработка и предложение индикаторов социально-экономического развития Байкальской природной территории, положенных в основу формирования положительного образа региона на внутреннем и внешнем экономическом пространстве (связь этих индикаторов, заложенных в законодательных документах регионов РФ, относящихся к развитию БПТ).
Разработка интегрированной информационной системы Байкальской природной территории, на наш взгляд, позволит решить многие проблемы экологического и социально-экономического развития данной территории, положительно повлиять на инвестиционную, туристическую привлекательность и бренд Байкала.
Статья поступила 22.10.2015 г.
Библиографический список
1. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. URL: http://geol.irk.ru/baikal/terr/terrhelp (05.10.15).
2. Куклина М.В. О проекте «Взаимодействие турбизнеса с клиентами на основе веб-приложений» // Научное обозрение. 2015. № 8. С. 134-137.
3. Куклина М.В. Обоснование разработки туристического сервиса электронного бронирования мест на турбазах Байкала // Вестник ИрГТУ. 2014. № 12 (95). С. 413-416.
4. Куклина В.В., Куклина М.В. Акторно-сетевой подход к исследованию туристической индустрии (на примере озера Байкал) // Фундаментальные исследования. 2014. № 12.
4. 8. С. 1682-1686.
5. Официальный сайт Иркутской области [Электронный ре-
сурс]. Сайт министерства природных ресурсов и экологии. URL: http://irkobl.ru/sites/ecology/ (10.10.15).
6. Официальный сайт министерства природных ресурсов Республики Бурятии [Электронный ресурс] // О Байкальской природной территории. URL: http://www.minpriroda-rb.ru/content (10.10.15).
7. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions (07.10.15).
8. Полоцкая Л. Все больше российских туристов приезжает в Иркутскую область [Электронный ресурс]. URL: http://baikal-info.ru/vse-bolshe-rossiyskih-turistov-priezzhaet-v-irkutskuyu-oblast (07.10.15).
УДК 004.056
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСОВ ТРЕБОВАНИЯМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТА ISO 27001 В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
© П.А. Лонцих1, И.И. Лившиц2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2ООО «Газинформсервис»,
198096, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, 10а.
Кратко рассмотрена проблема оценки соответствия электронных сервисов (ЭС) требованиям информационной безопасности (ИБ) для стран - участников Таможенного союза. Актуальность публикации определена широким диапазоном предлагаемых подходов к обеспечению ИБ и известными сложностями при формировании международного доверия к уровню обеспечения безопасности ЭС. Отмечено, что наряду с известными нормами, установленными различными национальными регуляторами, определенную перспективу с целью формирования объективных и независимых свидетельств доверия к оценке уровня обеспечения безопасности ЭС могут обеспечить международные стандарты ISO серии 27001. Методическая база стандартов ISO серии 27001 оперирует объективной и независимой оценкой множества метрик ИБ для формирования количественной оценки уровня защищенности ЭС. Полученные результаты могут найти применение при обеспечении международного доверия к ЭС за счет объективной и независимой оценки ИБ.
Ключевые слова: информационная безопасность; система менеджмента информационной безопасности; аудит; стандарты; Таможенный союз; электронные сервисы.
TO ISO 27001 STANDARD-BASED ASSESSMENT OF ELECTRONIC SERVICES CONFORMITY TO INFORMATION SECURITY REQUIREMENTS IN THE CUSTOMS UNION P.A. Lontsikh, I.I. Livshits
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. "Gazinformservice" LLC,
10a Kronshtadtskaya St., St. Petersburg, 198096, Russia.
The article briefly considers the problem of assessing electronic services (ES) conformity to the requirements of information security (IS) for the countries-participants of the Customs Union. The publication relevance is determined by a wide range of suggested approaches to information security provision and specified difficulties in the formation of international confidence in the level of ES security provision. It is noted that along with well-known standards established by various national regulators, international standards of ISO 27001 series can provide some perspective in the formation of objective and independent evidences of confidence in the assessment of the ES security level. The methodological base of the standards of ISO 27001 series operates with an objective and independent assessment of a number of IS metrics to form a quantitative estimation of ES protection level. The obtained results can find application in ensuring international confidence in the electronic services through the objective and independent assessment of information security.
1Лонцих Павел Абрамович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления качеством и механики, тел.: (3952) 405179, e-mail: [email protected]
Lontsikh Pavel, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Quality Control and Mechanics, tel.: (3952) 405179, e-mail: [email protected]
2Лившиц Илья Иосифович, кандидат технических наук, ведущий инженер, тел.: 89219344846, e-mail: [email protected] Livshits Ilia, Candidate of technical sciences, Leading Engineer, tel.: 89219344846, e-mail: [email protected]