ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2464: 4404-4409
О размещении кормушек для птиц в селитебных районах Москвы: осень-зима 2004/05 и 2023/24 годов
А.Г.Резанов, А.А.Резанов, Е.А.Шалыгина
Александр Геннадиевич Резанов, Андрей Александрович Резанов, Екатерина Андреевна Шалыгина. Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25 сентября 2024
Зимняя подкормка играет существенную роль в территориальном распределении и поведении птиц. В городах кормушки, устанавливаемые в первую очередь для привлечения больших синиц Parus major и лазоревок Cyanistes caeruleus, охотно посещают также домовые Passer domesticus и полевые P. montanus воробьи, поползни Sitta europaea, зяблики Fringilla coelebs, сизые голуби Columba livia, галки Corvus mone-dula, серые вороны Corvus cornix, сойки Garrulus glandarius, майны Acridotheres tristis, большие пёстрые дятлы Dendrocopos major, кольчатые горлицы Streptopelia decaocto и другие зимующие птицы, состав которых в значительной степени определяется географическим положением того или иного региона (Бардин 1983, 2009; Мальчевский, Пукин-ский 1983; Резанов, Резанов 2000, 2001; Березовиков, Таболина 2017; Карпов, Мищенко 2017; Березовиков, Шершнёв 2020; Резанов и др. 2020, 2024; и др.). В отличие от мелких птиц, сизые голуби, серые вороны и галки обычно подбирают корм, просыпавшийся на снег, но в отдельных случаях, кормятся непосредственно на кормушках (Резанов 2016; Резанов, Гимазитдинова 2024).
Несмотря на важность подкормки в зимней экологии городских птиц, количественных данных о плотности размещения кормушек в селитебном ландшафте городов мы не нашли (по крайней мере в просмотренных нами научных публикациях). В научно-популярных публикациях такая информация также отсутствует (Благосклонов 1972; Пашков 2018; Вишневский 2022; и др.). Поэтому приводимые ниже материалы представляют определённый интерес.
Первые визуальные учёты птичьих кормушек в селитебных районах Москвы мы провели зимой 2004/05 года. Учётами были охвачены жилые микрорайоны, расположенные в Южном, Северо-Западном и Восточном административном округах. Регистрация кормушек проведена во время наземных маршрутов при дистанционном осмотре фасадов домов (n = 35) до высоты 4-5-го этажей; именно этой высоты обычно достигают деревья, растущие под окнами, и именно на этих этажах, как пра-
вило, вывешивают кормушки. В сумме за время учётов на фасадах 35 жилых зданий было осмотрено более чем 5660 окон. Всего учтено 34 кормушки, то есть 1 кормушка на 166 окон. С целью компенсировать неполноту наземного визуального учёта кормушек мы проанкетировали 27 жильцов из 3 домов (9- и 17-этажных). Данные опроса показали, что кормушки (п = 14) выставляли даже жильцы 9-13-го этажей, причём иногда размещали их непосредственно на подоконниках, что очень трудно зафиксировать при осмотре фасада дома снизу. При статистической обработке материала опросные данные не учтены из-за их фрагментарности и выборочности.
Известны случаи очень высокого размещения птичьих кормушек, которые активно посещали большие синицы. Так, рекорд для Москвы — 22-й этаж*, в Санкт-Петербурге - также 22-й этаж (Роганова 2023).
Кормушки обычно устанавливают с октября (некоторые даже в сентябре), но чаще всего в ноябре-декабре, а убирают в основном в конце марта - апреле, когда птицы начинают активно заниматься наземным поиском корма на первых проталинах.
Как мы отметили выше, жильцы многоэтажных домов обычно размещали кормушки за окнами на этажах, расположенных, как максимум, на уровне высоких деревьев. Это объясняется тем, что для синиц деревья служат не только присадой для отдыха, самостоятельной кормёжки и осмотра фасада дома (чтобы вовремя заметить выкладывание корма в кормушки), но и удобной (комфортной) присадой для манипулирования добытыми из кормушек семечками. Синицы быстро «переключались» с поиска корма на деревьях на корма, выкладываемые в кормушки. Обнаружено явление коллективного поиска корма, когда синицы следили за активностью особей на соседних деревьях. При обнаружении корма какой-нибудь особью её перелёт к кормушке тут же фиксировался другими птицами, и вся группировка собиралась возле источника корма.
Показано, что в течение зимы большие синицы, явно принадлежащие одной и той же группировке, использовали как естественные кормовые методы (поиск корма на древесно-кустарниковой растительности), так и взятие корма из кормушек (Резанов, Резанов 2000, 2001). Древесная растительность возле домов зимой используется синицами: 1) как место разыскивания и добывания естественных кормов; 2) в качестве присад для осмотра фасада домов и 3) в качестве «столовых» для обработки пищевых объектов, например, тыквенных семян.
Синицы, ожидающие подкормки, рассаживались на деревьях на высоте 3-5-го этажей «лицом» к окнам и сканировали фасад дома. Осмотр птицы осуществляли при помощи движений головы, обычно в горизон-
* https://vk.com/ulitkamarta Рус. орнитол. журн. 2024. Том 33. Экспресс-выпуск № 2464
4405
тальной плоскости, до 180°. Хронометраж сканирующих движений производился из окна квартиры, за окном которой располагалась кормушка. Проанализировано 335 сканирующих последовательностей (серий) общей продолжительностью 6572 с. За это время большие синицы сделали 5091 сканирующее движение. Средняя продолжительность одной сканирующей последовательности составила 19.6 с.
В густых кронах (например, на вязах) синицы располагались по периферии, а в разреженных (на ясенях) — нередко и в центре кроны. Чёткой зависимости числа сканирующих движений от температуры окружающего воздуха не обнаружено (г = 0.02; Р >0.05). В то же время, исходя из информации, согласно которой владельцы кормушек при морозах чаще выкладывали корм, мы ожидали, что с понижением температуры воздуха сканирующая активность синиц должна была возрастать. При потеплении, когда жители, как правило, прекращали наполнять кормушки кормом, сканирующего поведения у синиц, ориентированного на фасад дома, мы не наблюдали.
Следует отметить, что далеко не у всех домов синицы получали дополнительный корм (как правило, у таких домов зимние микрогруппировки синиц отсутствовали).
Рис. 1. Учётный маршрут в Центральном административном округе Москвы. Зима 2023/24 года
Зимой 2023/24 года мы обследовали фасады и древесно-кустарнико-вую полосу у многоэтажных домов в Южном административном округе (улицы Академика Миллионщикова, Садовники), Восточном (улица Чечулина, Измайловский бульвар, Новогиреево: Зелёный и Федеративный проспекты) и Центральном (от станции метро Тверская до Арбатской: дома вдоль Тверского и Никитского бульваров) (рис. 1). Результаты учётов 2004/05 и 2023/24 годов представлены в таблице. Основные используемые конструкции кормушек (5-литровые пластиковые бутыли, домики, пакеты из-под молочных продуктов) представлены на рисунке 2.
Учёты птичьих кормушек в селитебных районах Москвы зимой 2004/05 и 2023/24 годов
Время проведения учёта Обследовано Учтено кормушек
Округа Москвы Число домов* Длина маршрута, м На окнах На деревьях На 1 дом (фасад) На 100 м маршрута
Зима 2004/05 ЮАО, ВАО 35 3450 34** Нет учёта 1.05 0.99
Зима 2023/24 ВАО, ЮАО, ЦАО 15 13 47 2200 1800 3600 1 1 0 16 9 9 1.13 0.77 0.2 0.73 0.56 0.25
* — все учёты сделаны только с одной стороны дома (с фасада); ** — реальные цифры выше, поскольку полными учётами кормушек был охвачен только высотный ряд 1-5-го этажей; наши и опросные данные по «высотным» кормушкам (до 9-13-го этажей), ввиду их фрагментарности, в таблицу не внесены.
Рис. 2. Основные конструкции кормушек, развешиваемые около жилых домов. Москва. Зима 2023/24 годов. Фото Е.А.Шалыгиной
В Центральном административном округе длина маршрута приблизительно равна протяжённости фасадов домов, поскольку при старом типе строительства промежутков между ними не предусмотрено. В новых «спальных» районах длина маршрутов складывается из сумм длин фасадов домов.
В последние годы в условиях городского селитебного ландшафта (на примере Москвы) зимой на кормушках, вывешиваемых за окнами или на кустах у домов, в качестве постоянных посетителей отмечены только несколько видов: полевой воробей (численное доминирование), домовый воробей, большая синица, и в значительно меньшем количестве лазоревка. Возле кормушек, находящихся на кустах, постоянно можно видеть сизых голубей и серых ворон, иногда галок.
Обращает на себя внимание тот факт, что зимой 2023/24 года, в отличие от зимы 2004/05 года, практически все кормушки были размещены на древесно-кустарниковой растительности (на высоте не выше человеческого роста) возле жилых домов и лишь незначительная часть располагалась за окнами квартир (2 из 36, или 5.56%).
К зиме 2023/24 года среди жителей города произошло почти тотальное переключение с оконных кормушек на кормушки, размещённые на небольшой высоте (чтобы можно было легко насыпать корм) на дре-весно-кустарниковой растительности возле фасада жилых зданий. Причина этого заключается в жалобах соседей с нижних этажей на загрязнение помётом их подоконников. В интернете развернулась интенсивная компания по поводу кормушек на окнах, серьёзный прессинг на владельцев кормушек («сначала надо думать о людях, а потом уже о птицах», «если так любите птиц, развешивайте кормушки на деревьях», и т.д, и т.п), обращения за помощью к юристам, которые ссылаются на статью 204, также рекомендуют обращаться в Роспотребнадзор и даже в суд! Ещё в 2016 году на интернет-ресурсе «Общественная российская инициатива» (roi.ru) была подана инициатива № 77Ф19762 (уровень федеральный) «Запретить кормление птиц из окон многоквартирных жилых домов, на прилегающих к ним территориях и в общественных местах». Голосование было завершено 15.06.2016. За инициативу подано 452 голоса, против — 329. В инициативе основной упор сделан на антисанитарию, нарушение прав других жильцов и на то, что лесным птицам место в лесу, а «кормление птиц человеком нарушает их естественный отбор». Таким образом, авторы данной инициативы считают, что город без птиц — это хорошо и пытаются придать ей статус закона.
Литератур а
Бардин А.В. 1983. Сем. Синицы - Paridae // Птицы Ленинградской области и сопредельных
территорий: история, биология, охрана. Л., 2: 269-299. Бардин А.В. 2009. Территориальное распределение синиц Parus spp. и поползней Sitta europaea: экспериментальное исследование методом перемещаемой кормушки // Рус. орнитол. журн. 18 (537): 2298-2312. EDN: KXWFFT. Бардин А.В. 2009. Территория обитания и структура синичьих стай // Рус. орнитол. журн.
18 (532): 2185-2188. EDN: KXWEVT Березовиков Н.Н., Таболина И.С. 2017. Новые трофические адаптации большого пёстрого дятла Dendrocopos major в зонах отдыха в Каркаралинском бору и случаи кормления птенцов хлебом // Рус. орнитол. журн. 26 (1462): 2592-2596. EDN: YTTZBB
Березовиков Н.Н., Шершнёв Ф.И. 2020. Поползни Sitta europaea кормятся свиным салом на кормушках и животным жиром в местах забоя скота на Южном Алтае // Рус. орни-тол. журн. 29 (2002): 5543-5546. EDN: KBFBVS Благосклонов К.Н. 1972. Охрана и привлечение птиц. М.: 1-240. Вишневский В. А. 2022. Птицы на кормушках. Подкормка и привлечение. М.: 1-304. Карпов Ф.Ф., Мищенко В.П. 2017. Птицы, встречающиеся зимой на кормушках в городе
Алматы // Рус. орнитол. журн. 26 (1408): 692-697. EDN: XUWETB Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных
территорий: История, биология, охрана. Л., 2: 1-504. Пашков П.А. 2018. Подкормка птиц зимой (электронная книга): 1-46. Резанов А.Г. 2016. Инновационное поведение врановых птиц Corvidae и сизого голубя Columba livia f. domestica при добывании корма из подвешенных кормушек-пакетов и пластиковых бутылей // Рус. орнитол. журн. 25 (1374): 4729-4735. EDN: XBECCR Резанов А.Г., Гимазетдинова Э.Э. 2024. Влияние факторов окружающей среды на активность и пространственное распределение серой вороны Corvus cornix в местах подкормки в Останкинском парке Москвы // Экол. вестн. Чуваш. Респ. 85: 92-94. Резанов А.Г., Ивановская А.В., Резанов А.А. 2020. Влияние факторов окружающей среды на активность и пространственное распределение большой синицы Parus major и других видов птиц в местах подкормки // Рус. орнитол. журн. 29 (1939): 2831-2839. EDN: OPTJRT
Резанов А.Г., Маловичко Л.В., Кузнецова В.В. Резанов А.А. 2024. Кормовое поведение сойки Garrulusglandarius krynicki в Ставропольском крае // Экол. вестн. Чуваш. Респ. 85: 24-26.
Резанов А.Г., Резанов А.А. 2000. Пространственные аспекты зимнего кормового поведения большой синицы Parus major в городе Москве // Рус. орнитол. журн. 9 (125): 9-22. EDN: JPJDRB
Резанов А.Г., Резанов А.А. 2001. О кормовом поведении большой синицы Parus major зимой в г. Москве // Актуальные проблемы изучения и охраны птиц в Восточной Европе и Северной Азии. Казань: 525-527. Роганова Л.Н. 2023. Большие синицы Parus major регулярно посещают кормушку на 22-м этаже высотного здания в Санкт-Петербурге // Рус. орнитол. журн. 32 (2266): 288-289. EDN: OMTCOZ
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2464: 4409-4410
Розовый скворец Pastor roseus в Запорожской области
Е.А.Дядичева
Второе издание. Первая публикация в 1999*
1 июня 1997 на окраине села Мордвиновка Мелитопольского района Запорожской области обнаружена колония розового скворца Pastor roseus — самое северное из числа известных на Украине гнездовых поселений этого вида. Птицы держались на животноводческой ферме и во-
* Дядичева Е.А. 1999. Краткие сообщения об интересных орнитологических находках: розовый скворец — Sturnus roseus // Фауна, экология и охрана птиц Азово-Черноморскогорайона. Симферополь: 43.