Научная статья на тему 'О РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ ВЫЧИСЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ПРЯМЫМИ'

О РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ ВЫЧИСЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ПРЯМЫМИ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ ПРЯМЫЕ / РАССТОЯНИЕ / ВЕКТОРНО-КООРДИНАТНЫЙ МЕТОД / ПРЯМОУГОЛЬНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ / ВЕКТОР / СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Гаджимурадов Мадрид Абдуллаевич, Гаджиева Зульфия Джамалдиновна, Гаджиагаев Шарафудин Сираджудинович

Цель. Рассмотреть преимущества векторно-координатного метода вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми. Методы. Аналитико-синтетический метод, позволяющий определить расстояние без выполнения наглядного рисунка. Результат. При решении стереометрических задач на вычисление расстояния между скрещивающимися прямыми проиллюстрировано использование векторно-координатного метода. Вывод. При прохождении темы «Декартовы координаты и векторы в пространстве» в десятом классе по геометрии желательно ознакомить учащихся с применением векторно-координатного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Гаджимурадов Мадрид Абдуллаевич, Гаджиева Зульфия Джамалдиновна, Гаджиагаев Шарафудин Сираджудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON VARIOUS METHODS FOR CALCULATING THE DISTANCE BETWEEN SKEW LINES

The aim is to consider the advantages of the vector-coordinate method for calculating the distance between skew lines. Methods. Analytical-synthetic method that allows you to determine the distance without performing a visual drawing. Result. It is illustrated the use of the vector-coordinate method when solving stereometric issues for calculating the distance between skew lines. Conclusion. It is desirable to familiarize students with the use of the vector-coordinate method when passing the topic "Cartesian coordinates and vectors in space" in the 10th grade in geometry.

Текст научной работы на тему «О РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ ВЫЧИСЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ СКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ПРЯМЫМИ»

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

НАУКИ

Физико-математические науки / Physics and Mathematics Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 514.74

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-5-9. EDN: AJHRZH

О различных методах вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми

© 2022 Гаджимурадов М. А., Гаджиева З. Д., Гаджиагаев Ш. С.

Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: algebr 2014@yandex.ru; gadzhieva.zulfiyaa@mail.ru; sharafudin79@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть преимущества векторно-координатного метода вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми. Методы. Аналитико-синтетический метод, позволяющий определить расстояние без выполнения наглядного рисунка. Результат. При решении стереометрических задач на вычисление расстояния между скрещивающимися прямыми проиллюстрировано использование векторно-координатного метода. Вывод. При прохождении темы «Декартовы координаты и векторы в пространстве» в десятом классе по геометрии желательно ознакомить учащихся с применением векторно-координатного метода.

Ключевые слова: скрещивающиеся прямые, расстояние, векторно-координатный метод, прямоугольная система координат, вектор, скалярное произведение векторов.

Формат цитирования: Гаджимурадов М. А., Гаджиева З. Д., Гаджиагаев Ш. С. О различных методах вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 5-9. РР!: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-5-9. EDN: AJHRZH_

On Various Methods for Calculating the Distance Between Skew Lines

© 2022 Madrid A. Gadzhimuradov, Zul'fiya Dzh. Gadzhieva, Sharafudin S. Gadzhiagaev

Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: algebr2014@yandex.ru; gadzhieva.zulfiyaa@mail.ru; sharafudin79@mail.ru

ABSTRACT. The aim is to consider the advantages of the vector-coordinate method for calculating the distance between skew lines. Methods. Analytical-synthetic method that allows you to determine the distance without performing a visual drawing. Result. It is illustrated the use of the vector-coordinate method when solving stereometric issues for calculating the distance between skew lines. Conclusion. It is desirable to familiarize students with the use of the vector-coordinate method when passing the topic "Cartesian coordinates and vectors in space" in the 10th grade in geometry.

Keywords: skew lines, distance, vector-coordinate method, rectangular coordinate system, vector, scalar product of vectors.

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022

For citation: Gadzhimuradov M. A., Gadzhieva Z. D., Gadzhiagaev Sh. S. On Various Methods for Calculating the Distance Between Skew Lines. Journal. Natural and Exact Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3. Pp. 5-9. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-5-9. EDN: AJHRZH (In Russian)

Введение

Проблема, затронутая в настоящей работе, является одной из трудных в школьном курсе геометрии. В учебниках геометрии о расстоянии между скрещивающимися прямыми сказано очень мало, а для решения на уроках предлагается несколько самых простых задач [1]. С другой стороны, задачи на нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми регулярно встречаются в материалах ЕГЭ по профильной математике, поэтому тема является достаточно актуальной.

Методы

Для вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми существуют два основных подхода: геометрический и аналитический. При геометрическом подходе можно использовать следующие методы решения задачи:

1. Метод построения общего перпендикуляра двух скрещивающихся прямых и нахождения длины этого перпендикуляра [3].

2. Метод построения параллельной плоскости. В этом случае через одну прямую проводится плоскость, параллельная другой прямой, а затем находится расстояние от произвольной точки второй прямой до построенной плоскости.

3. Метод параллельных плоскостей. Через каждую из прямых проводится плоскость. параллельная другой прямой, а затем находится расстояние между параллельными плоскостями.

4. Метод ортогонального проектирования. В этом случае вначале проводится плоскость к, перпендикулярная одной из данных прямых (пусть Затем прямую 12 ортогонально проектируем на построенную плоскость [2].

Результаты и их обсуждение

Проиллюстрируем применение первого метода при решении следующей задачи.

Задача 1. Дана правильная треугольная пирамида ДАВС (Д - вершина) с ребром основания 2 и боковым ребром 4. Найдите расстояние между прямыми АС и ДВ.

Решение. Построим плоскость, проходящую через апофему ДМ и медиану ВМ. Эта плоскость перпендикулярна плоскости основания и высота пирамиды ДО лежит в этой плоскости.

Д

А

Так как АС перпендикулярен ДМ и АС перпендикулярен ВМ, то АС перпендикулярен плоскости ВМД.

Поскольку МР лежит в плоскости ВМД, то МР перпендикулярен и АС. Следовательно, МР является общим перпендикуляром двух скрещивающихся прямых АС и ДВ. Для вычисления длины МР рассмотрим треугольник ВМД. В этом треугольни-

ке ВМ=73, ВО= 2ВМ = ^ , ДО=

7ДВ2 - ВО2 = ^42 - Площадь

треугольника ВМД можно вычислить двумя разными способами: с ВМ-ДО с ДВ-МР

Ь = —-—, Ь = —-— . Приравнивая правые

ВМ-ДО

2

2V3

части этих формул, получим: МР =

У3-2У33 _ УГГ

4-3 _ 2 '

При аналитическом подходе используются два метода:

1. Метод выбора произвольного базиса.

2. Векторно-координатный метод. Рассмотрим более подробно последний

метод, при котором вводится прямоугольная система координат. Введем сначала некоторые понятия, используемые в работе [1]. Пусть в пространстве задана некоторая прямая к. Произвольный ненулевой вектор а, параллельный прямой к, называется направляющим вектором этой прямой [2].

Пусть МР= в - произвольный вектор пространства. Проекцией вектора в на ось к или на вектор ав называется число, определяемое следующим образом: пркМР = прк

С

В

Естественные и точные науки •

Natural and Exact Sciences •••

в =|м 1 р -J, где Mi и Pi - проекции точек М и Р.

Если |а| и |в| - длины ненулевых векторов а и в , а угол между векторами |а| и |в| обозначим к, то проекцию вектора в на вектор а можно вычислить по формуле: прав = |в| cos к.

Следует отметить, что проекция вектора на вектор вычисляется через скалярное

- ав г, -,

произведение векторов: прав = — [4J.

При вычислении расстояния между скрещивающимися прямыми следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Ввести прямоугольную систему координат.

2. Найти координаты двух точек Q, P е ^ и направляющего вектора а =QP прямой

3. Найти координаты двух точек К, М е

и направляющего вектора в =КМ прямой /2.

4. Найти координаты нормального вектора п(пг, п2,п3) плоскости как одного из решений системы линейных уравнений, полученных из условий перпендикулярности п к векторам а и В. Найти координаты любого вектора, начало которого лежит на одной прямой а конец - на второй прямой

5. Вычислить искомое расстояние по формуле в = (—).

Задача 2. Дана правильная треугольная призма АВСА1В1С1, все ребра основания

которой равны

Сечение, проходящее через боковое ребро СС1 и середину К ребра В1А1, является квадратом. Найдите расстояние между прямыми А1В и СК.

А!

У

Х

В

Решение. Построим сечение, проходящее через ребро СС1 и середину К ребра А1В1. Соединим точки С1 и К. Через точку К проводим КМ11СС1. Соединив точки С и М получим искомый квадрат СС1КМ. Найдем сторону этого квадрата: СС1=

СlК=АlСlSin600 =273 73=3.

Введем прямоугольную систему координат в пространстве следующим образом: начало координат О совпадает с серединой ребра ВС, ось ОХ направлена по ребру ВС, ось ОУ - по прямой ОА, а ось О2 перпендикулярна плоскости основания. В выбранной системе координат вершины

призмы имеют следующие координаты: А(0;3;0), В(-73;0;0), С(73;0;0), А1(0;3;3),

В1(-73;0;3), а(73;0;3), К^^О). Вычислим координаты векторов:

Щ-^фо), ВА1(7з;3;3).

Найдем координаты вектора

т(ш1,ш2,ш3), перпендикулярного векторам СК и

(тС^ = 0 + 0 = 0

о { 2 2

(mB А! 0 + 3m2 + 3т3 = 0

^ тг = V3m2,3m2 + 3m2 + 3m3 = 0, m3 = -2m2.

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• ОЭРиЮиРЫА!.. Уо!. 16. N0. 3. 2022

Все векторы т(-3т2,т2,-2т2) перпендикулярны векторам СК и ВАг при любом т2 ^ 0. Возьмем т2 = 1, тогда т(-3; 1; -2).

Найдем вектор, началом которого является любая точка прямой СК, а концом -точка, лежащая на прямой ВА1. В качестве такого вектора можно взять, например,

Сй(-2-3; 0,0). Вычислим расстояние между прямыми

р(А1В,СК) = ^ = |(-2^+01-021 = 6

3-2

Задача 3. В правильной четырехугольной пирамиде ЬЛБСБ сторона основания

равна 2-3, а высота ЬН пирамиды равна 3. Точки М и N - середины ребер СД и АВ, соответственно, а N7 высота пирамиды №СБ с вершиной N и основанием ЬСБ. Найдите расстояние между N7 и ЬС.

2

Решение. Построим прямоугольную систему координат следующим образом: начало координат поместим в вершине Д, ось ОХ направим по ребру ДС, ось ОУ - по ребру ДА, ось О2 - перпендикулярна плоскости основания. В выбранной системе координат вершины пирамиды имеют следующие координаты: А(0;2;0), В(2-3; 2-3; 0), Н(-3; -3;0), Т1(-3;-3;3), Ь(-3;-3;3), ^-3;2-3;0),

М(-3;0;0), Т(-3;-3;|).

Вычислим координаты векторов: N7(0;-

3-3;3), 5С(-3;--3;-3). Найдем какой-

нибудь вектор п^п1, п2,п3), перпендикулярный векторам Л^Г и 5С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л 3-3 3 п

0 - —П2 +-% = 0

—3п1 - -3п2 - 3п3 = 0

П'.

= -3

п2,п1 = 4п2,п(4п2,п2, -3п2).

При п2 = 1 получим п(4, 1, -3). Найдем какой-нибудь вектор, начальная точка которого принадлежит одной прямой, а конечная точка лежит на второй

прямой. Например, Л^-3;-2-3;0).

Искомое расстояние находим по формуле р(ОТ,ЬС) = -|мся|

р(ОТ,ЬС) =

|п| ■

|4—3- 2-3+ 0| 2-3 _ -15 /42+12+(-3)2 "^ = ~

Вывод

При вычислении расстояния между скрещивающимися прямыми традиционным способом, основная трудность заключается в том, чтобы построить общий перпендикуляр, длина которого равна иско-

Естественные и точные науки ••• 9

Natural and Exact Sciences •••

мому расстоянию. Решение подобных задач векторно-координатным методом позволяет вычислить искомое расстояние аналитическим методом, т. е. не видя и не рисуя отрезок на чертеже, длина которого равна расстоянию между данными прямы-

1. Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 255 с.

2. Бардушкин В. В., Прокофьев А. А. Обобщающее повторение темы «Решение заданий С2 координатно-векторным способом» // Математика в школе. 2012. № 10. С. 9-15.

Geometriya. 10-11 klassy: uchebnik dlya ob-shcheobrazovatel'nykh organizatsiy. 2-e izd [Geometry. Grades 10-11: A Textbook for Educational Organization. 2nd ed.]. Moscow, Prosvesh-chenie Publ., 2017. 255 p. (In Russian)

2. Bardushkin V. V., Prokof'ev A. A. Generalizing repetition of the topic "Solving tasks C2 by the coordinate-vector method". Matematika v shkole [Mathematics at School]. 2012. No. 10. Pp. 9-15. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Гаджимурадов Мадрид Абдуллаевич,

кандидат физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: algebr2014@yandex.ru

Гаджиева Зульфия Джамалдиновна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gadzhieva. zulfiyaa@mail.ru

Гаджиагаев Шарафудин Сираджудино-вич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: sharafudin79 @mail.ru

Принята в печать 28.07.2022 г.

ми. В десятом классе при прохождении темы на векторы желательно ознакомить учащихся с указанным выше методом, хотя соответствующий материал в действующих учебниках отсутствует [2].

3. Гаджимурадов М. А. Практикум по элементарной геометрии. Махачкала: Алеф, 2014. 108 с.

4. Рыжик В. И. О расстоянии вообще и расстоянии между скрещивающимися прямыми в частности // Математика для школьников. 2008. № 1. С. 45-51.

mentarnoy geometrii [Workshop on Elementary Geometry]. Makhachkala, Alef Pub., 2014. 108 p. (In Russian)

4. Ryzhik V. I. On the distance in general and the distance between intersecting lines in particular. Matematika dlya shkol'nikov [Mathematics for Schoolchildren]. 2008. No. 1. Pp. 45-51. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Madrid A. Gadzhimuradov, Ph.D. (Physics and Mathematics), Professor, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: al-gebr2014@yandex.ru

Zul'fiya Dzh. Gadzhieva, Ph.D. (Physics and Mathematics), Associate Professor, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gadzhieva.zulfiyaa@mail.ru

Sharafudin S. Gadzhiagaev, Ph.D. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Higher Mathematics, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: shara-fudin79@mail.ru

Received 28.07.2022.

Литература

References

1. Aleksandrov A. D., Verner A. L., Ryzhik V. I. 3. Gadzhimuradov M. A. Praktikum po ele-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.