Научная статья на тему 'О РАСШИРЕНИИ ОБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ АГРОБИЗНЕСА'

О РАСШИРЕНИИ ОБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ АГРОБИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельскохозяйственный рынок / публично-частное партнерство / ценооб-разование / сельскохозяйственная продукция / agricultural market / public-private partnership / pricing / agricultural products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кванина Валентина Вячеславовна

В статье автор поднимает проблему недостаточности в Российской Федера-ции сельскохозяйственных рынков, на которых в основном реализуется сельскохозяйственная продукция фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения. Данная проблема напрямую отражается на ценообразовании сельскохозяйственной продукции, реализация ко-торой происходит через посредников. В качестве выхода из сложившейся ситуации предложе-но на законодательном уровне расширить перечень объектов публично-частного партнерства, включив в него и сельскохозяйственные розничные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPANSION OF AREAS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF AGRIBUSINESS

In the article, the author raises the problem of insufficiency of agricultural markets in the Russian Federation, where agricultural products of farms and personal subsidiary plots of the population are mainly sold. This problem directly affects the pricing of agricultural products, which are sold through intermediaries. As a way out of this situation, it was proposed at the legislative level to expand the list of public-private partnership objects to include agricultural retail markets.

Текст научной работы на тему «О РАСШИРЕНИИ ОБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ АГРОБИЗНЕСА»

Частно-правовые (цивилистические) науки

Научная статья

УДК 341.14

DOI: 10.14529/law240108

О РАСШИРЕНИИ ОБЪЕКТОВ ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ АГРОБИЗНЕСА

В. В. Кванина, kvaninavv@susu.ru

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Аннотация. В статье автор поднимает проблему недостаточности в Российской Федерации сельскохозяйственных рынков, на которых в основном реализуется сельскохозяйственная продукция фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения. Данная проблема напрямую отражается на ценообразовании сельскохозяйственной продукции, реализация которой происходит через посредников. В качестве выхода из сложившейся ситуации предложено на законодательном уровне расширить перечень объектов публично-частного партнерства, включив в него и сельскохозяйственные розничные рынки.

Ключевые слова: сельскохозяйственный рынок, публично-частное партнерство, ценообразование, сельскохозяйственная продукция.

Для цитирования: Кванина В. В. О расширении объектов публично-частного партнерства в сфере агробизнеса // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2024. Т. 24, № 1. С. 44-48. DOI: 10.14529/law240108.

Original article

DOI: 10.14529/law240108

THE EXPANSION OF AREAS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF AGRIBUSINESS

V. V. Kvanina, kvaninavv@susu.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Abstract. In the article, the author raises the problem of insufficiency of agricultural markets in the Russian Federation, where agricultural products of farms and personal subsidiary plots of the population are mainly sold. This problem directly affects the pricing of agricultural products, which are sold through intermediaries. As a way out of this situation, it was proposed at the legislative level to expand the list of public-private partnership objects to include agricultural retail markets.

Keywords: agricultural market, public-private partnership, pricing, agricultural products.

For citation: Kvanina V. V. The expansion of areas of public-private partnership in the field of agribusiness. Bulletin of the South Ural State University. Series "Law". 2024. vol. 24. no. 1. pp. 44-48. (in Russ.) DOI: 10.14529/law240108.

Сельское хозяйство - один из важнейших секторов экономики страны; в 2022 году его доля в российском ВВП составила 3,9 % [2]. Агробизнес охватывает не только непосредственно производство сельскохозяйственной продукции, но и ее обработку, переработку, хранение, транспортировку, реализацию, доведение до конечного потребителя.

В системе агропромышленного комплекса важная роль отводится сбытовой инфраструк-

туре, играющей ключевую роль в продовольственной безопасности, которая в свою очередь является «одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в долгосрочном периоде, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей социально-экономической политики, а также необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение ка-

Кванина В. В.

О расширении объектов публично-частного партнерства в сфере агробизнеса

чества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения» (п. 6 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20).

Способы доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя разнообразны - это оптовая и розничная торговля, «осуществляемая через оптовый продовольственный рынок, сельскохозяйственные ярмарки, агро-холдинговые компании, систему сбытовой кооперации и неорганизованных посредников» [11, с. 25]. Одним из таких способов являются и сельскохозяйственные розничные рынки, создаваемые в рамках Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ (далее - ФЗ № 271). Доля данных рынков в структуре сбытовой торговли незначительна. По данным Росстата, на 1 января 2023 г. в России из 332 специализированных рынков только 197 специализированных сельскохозяйственных рынков и 25 специализированных кооперативных рынков; в Московской области - 25 специализированных сельскохозяйственных рынков и 1 специализированный кооперативный рынок; в Челябинской области - 2 специализированных сельскохозяйственных рынка и 0 специализированных кооперативных рынков [9].

Совершенно очевидно, что указанное количество сельскохозяйственных рынков для такой большой страны, как Россия, недостаточно. Как правило, через сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки реализуется сельскохозяйственная продукция фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения; продукция крупных сельскохозяйственных предприятий в основном реализуется через торговые сети и оптовые продовольственные рынки [11, с. 25].

О создании условий для развития данного сбытового сегмента сельскохозяйственной продукции говорится как в программных документах государства (см., например, п. 8 Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 2 февраля 2015 г. № 151-р), так и на уровне лидеров политических партий. Например, секретарь генсовета партии «Единая Россия» А. Турчак заявил,

что регионы страны нуждаются в большом количестве сельскохозяйственных рынков и ярмарок, их количество в субъектах России нужно увеличить в два раза. «Результатом увеличения численности этих точек станут прямые поставки продуктов от производителей. Потребители смогут приобретать товар по более низкой цене. Кроме того, возрастет конкуренция между владельцами торговых сетей» [1].

О значении и развитии сельскохозяйственных розничных рынков, о несовершенстве законодательства, посвященного им, в юридической и экономической литературе уже достаточно много написано [4, 7, 3, 6].

В рамках данной статьи остановимся только на одном из возможных направлений развития законодательства о данных объектах, которое, как представляется, способно привести к увеличению их количества и более полному удовлетворению потребностей потребителей в сельскохозяйственной продукции; речь идет о законодательстве о государственно-частном партнерстве.

В литературе уже обращалось внимание на это. Например, О. П. Попова полагает, что «одним из вариантов преодоления барьеров в развитии регионального рынка сельскохозяйственной продукции может стать заключение соглашения о государственно-частном партнерстве между фермерами и уполномоченным региональным публичным партнером ... объектами соглашения могут стать объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции.» [8].

Действительно, в пп. 16 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (далее - ФЗ № 224) к объектам соглашения о государственно-частном партнерстве отнесены объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции. Данные объекты должны соответствовать критериям, установленным постановлением Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции к объектам концес-

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2024. Т. 24, № 1, С. 44-48

сионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве либо муници-пально-частном партнерстве» от 29 декабря 2017 г. № 1686. Объекты - розничные рынки, на которых могут быть предоставлены торговые места для реализации сельскохозяйственной продукции, в вышеуказанный перечень не входят. Не подпадают данные объекты и под пп. 18 п. 1 ст. 7 ФЗ № 224, в котором к объектам соглашения о государственно-частном партнерстве отнесены имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности. Данный вывод следует из ст. 3 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ, согласно которой к промышленному производству (промышленности) отнесены виды экономической деятельности, относящиеся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.

Приведенные выше данные о количестве сельскохозяйственных рынков свидетельствуют о нежелании частных инвесторов вкладывать средства в создание розничных рынков. И этому имеются объяснения: «Создание рынка является дорогостоящим проектом для инвестора, требующим больших инвестиций и длительного срока окупаемости ... установление пятилетнего срока разрешения снижает заинтересованность бизнеса вкладывать средства в развитие данного формата торговли и может приводить к возникновению коррупционных рисков» [5]. В условиях ограниченности ресурсов у государства на создание розничных сельскохозяйственных рынков выходом из сложившейся ситуации может быть внесение изменений в ФЗ № 224 в части расширения объектов соглашения о государственно-частном партнерстве, как это предусмотрено, например, в ст. 2 Модельного зако-

на «О публично-частном партнерстве», принятого 28 ноября 2014 г. на Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств. В данной статье закона объекты публично-частного партнерства перечислены без привязки к отдельным сферам экономики (это объекты, находящиеся в сфере публичного интереса и контроля и являющиеся объектом соглашения о публично-частном партнерстве недвижимые вещи, движимые вещи, иное имущество, включая имущественные права, несколько указанных объектов, связанных между собой, а также результаты работ и оказания услуг). Предоставление частному инвестору гарантий, предусмотренных ФЗ № 224, повысит инвестиционную привлекательность по созданию и организации рынка сельскохозяйственной продукции.

Увеличение рынков сельскохозяйственной продукции позволит не только удовлетворить потребности населения в отечественной сельхозпродукции, но и поможет решить проблему ценообразования на них. Как известно, на вопрос ценообразования оказывает существенное влияние наличие сегмента посредников (по оценкам экспертов, более половины, а по некоторым категориям продуктов - свыше 75 % от объема их продажи реализуется через посредников) [11, с. 26], «заинтересованных исключительно в максимизации своей прибыли. Поэтому закупочные цены во многом позволяют сельскохозяйственным производителям только лишь окупать затраты, не оставляя дополнительных ресурсов для развития производства. При этом розничные цены устанавливаются на достаточно высоком уровне.» [11, с. 23]. По оценкам специалистов, реализация сельхозпродукции через посредника увеличивает ее стоимость до 110 % [10, с. 86]. Увеличение же в регионах сельскохозяйственных рынков позволит производителям сельскохозяйственной продукции реализовывать ее без обращения к посредникам, что значительно снизит как издержки самого производителя, так и конечного потребителя товара.

Список источников

1. «Единая Россия» предложила увеличить количество сельскохозяйственных рынков в регионах 19 июля 2021 г. URL: https:// news.myseldon.com/ru/news/index/254536813 (дата обращения - 1 марта 2023 г.).

Кванина В. В.

О расширении объектов публично-частного партнерства в сфере агробизнеса

2. Доля сельского хозяйства в ВВП - классация стран. URL: https://ru. Thegloba-leconomy.com/rankings/share_of_agriculture/ (дата обращения - 8 ноября 2023 г.).

3. Егорова М. А., Вайпан В. А. Проблемы развития торговой отрасли в Российской Федерации : правовой аспект // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2021. № 1. С.36-39.

4. Ельникова Е. В. Особенности реализации сельскохозяйственной продукции на специализированном розничном рынке // Государственная служба и кадры. 2022. № 4. С. 118-122.

5. Кириенко Г. С. Избыточное регулирование торговли на розничных рынках: направление совершенствования законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 12. С. 42-45.

6. Лубков А. Н. Формирование и функционирование рынков сельскохозяйственной продукции // Аграрный вестник Урала. 2009. № 4 (58). С. 4-7.

7. Митина И. В., Митин А. Н., Денисова Н. В. Государственное регулирование: вопрос адаптации сельскохозяйственных организаций и крестьянско-фермерских хозяйств к постпан-дем ической реальности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 7 (часть I). С. 158-163.

8. Попова О. В. Конкурентные барьеры для сельскохозяйственного товаропроизводителя на региональном рынке розничной торговли // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1 1 (108). С. 43-51.

9. Реестр сельскохозяйственных розничных рынков. URL: https://rosstat.gov.ru/ statis-tics/roznichnayatorgovlya (дата обращения - 1 марта 2023 г.)

10. Романенко Ю. Д. Совершенствование механизма сбыта сельхозпродукции // Известия ТСХА. 2016. Вып. 2. С. 82-94.

11. Тимофеева Г. В., Митрофанова И. В., Башелутсков П. П. Модернизация сбытовой инфраструктуры регионального агропромышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 21 (54). С. 23-36.

References

1. «Edinaya Rossiya» predlozhila uvelichit' kolichestvo sel'skokhozyaystven-nykh rynkov v regionakh 19 iyulya 2021 g. [United Russia has proposed to increase the number of agricultural markets in the regions July 19, 2021]. Available at: news.myseldon.com/ru/news/index/254536813 (data obrashcheniya - 1 marta 2023 g.).

2. Dolya sel'skogo khozyaystva v VVP - klassatsiya stran [Share of agriculture in GDP - classification of countries]. Available at: ru.theglobaleconomy . com/rankings/share_of_agriculture/ (data obrashcheniya - 8 noyabrya 2023 g.).

3. Egorova M. A., Vaypan V. A. [Problems of the development of the trade industry in the Russian Federation: a legal aspect]. Zhurnal predprinimatel'skogo i korporativnogo prava [Journal of Entrepreneurial and Corporate Law], 2021, no. 1, pp. 36-39. (in Russ.)

4. El'nikova E. V. [Features of the sale of agricultural products in the specialized retail market]. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry [State service and personnel], 2022, no. 4, pp. 118-122. (in Russ.)

5. Kirienko G. S. [Excessive regulation of trade in retail markets: the direction of improving legislation]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie [State power and local self-government], 2022, no. 12, pp. 42-45. (in Russ.)

6. Lubkov A. N. [Formation and functioning of agricultural products markets]. Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2009, no. 4 (58), pp. 4-7. (in Russ.)

7. Mitina I. V., Mitin A. N., Denisova N. V. [State regulation: the issue of adaptation of agricultural organizations and peasant farms to the post-pandemic reality]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law], 2020, no. 7 (chast' I), pp. 158-163. (in Russ.)

8. Popova O. V. [Competitive barriers for agricultural producers in the regional retail market].

Aktual'nye problemy rossiyskogo prava [Current problems of Russian law]. 2019, no. 11 (108), pp. 43-51. (in Russ.)

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2024. Т. 24, № 1, С. 44-48

9. Reestr sel'skokhozyaystvennykh roznichnykh rynkov [Register of agricultural retail markets]. Available at: rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (data obrashcheniya - 1 marta 2023 g.)

10. Romanenko Yu. D. [Improvement of the mechanism of sale of agricultural products]. Izvestiya TSKhA [Izvestiya TLCA], 2016, Vyp. 2, pp. 82-94. (in Russ.)

11. Timofeeva G. V., Mitrofanova I. V., Bashelutskov P. P. [Modernization of the marketing infrastructure of the regional agro-industrial complex]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 2009, no. 21 (54), pp. 23-36. (in Russ.)

Информация об авторе

Кванина Валентина Вячеславовна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия.

Information about the author

Valentina V. Kvanina, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Business, Competition and Environmental Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Поступила в редакцию 24 ноября 2023 г. Received November 24, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.