Научная статья на тему 'О распространении расовых идей Ж.А. Гобино в Германии начала ХХ века'

О распространении расовых идей Ж.А. Гобино в Германии начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
164
39
Поделиться
Ключевые слова
консервативное политическое сознание / политическая идеология / Германия / Ж.А. Гобино / «Опыт о неравенстве человеческих рас» / расовая теория / гобинизм / «Общество Гобино» / Л. Шеман / расизм

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — 1Лепетухин Николай Владимирович

В работе развиваются два тезиса: первый, имеющий отношение к философии политики, второй – к историческому описанию. Вначале даётся феноменологическая трактовка формирования политической идеологии, которая видится как конгломерат политических символов, удобных для навязывания в индивидуальные сознания. Для сохранения власти и отвлечения немцев от борьбы за собственные права и свободы германская политическая элита конца XIX – начала XX веков формулирует круг идей более глубинных и сильных, чем либеральные и социалистические. Это были идеи расового и национального превосходства, хорошо подходившие для «напряжённого» и «обиженного» сознания немцев во время обострения колониальной борьбы, а особенно после поражения в Первой мировой войне. «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж.А. Гобино – наиболее авторитетная расовая теория этого времени, активно популяризировалась «Обществом Гобино» в Германии вплоть до Второй мировой войны. Идеологи нацизма извлекли из гобинизма и соединили два важных идейных элемента: символ чистой арийской крови и эсхатологический мистицизм. Эти идеи создавали благоприятные общественные настроения для прихода к власти А. Гитлера и Второй мировой войны.

This paper explores two main ideas: the first one is related to the political philosophy and the second one – to the historical description. First of all, the paper gives the phenomenological interpretation of the formation of political ideology which is seen as a conglomerate of political symbols convenient for being implanted in individual minds. In order to maintain its power and distract Germans from fighting for their rights and liberties, the German political elite in the end of the 19th century and the beginning of the 20th century formulate a number of ideas which are more profound and strong than liberal and socialist ones. These were ideas of racial and national superiority well-suited for absorption by the German mind full of stress and resentment during the sharpening of anti-colonial struggle and, in particular, after defeat in World War I. Essay on the Inequality of the Human Races by Joseph Arthur de Gobineau represents the most influential racial theory of this period widely popularized by the Gobineau Association in Germany up to World War II. Nazi ideologists adopted two major elements of the Gobineau’s ideology: symbol of the pure Aryan blood and eschatological mysticism. These ideas contributed to the creation of public mood favorable for Hitler’s rise to power and beginning of World War II.

Текст научной работы на тему «О распространении расовых идей Ж.А. Гобино в Германии начала ХХ века»

Лепетухин Н.В.1

О распространении расовых идей Ж.А. Гобино в Германии начала ХХ века

Аннотация: В работе развиваются два тезиса: первый, имеющий отношение к философии политики, второй - к историческому описанию. Вначале даётся феноменологическая трактовка формирования политической идеологии, которая видится как конгломерат политических символов, удобных для навязывания в индивидуальные сознания. Для сохранения власти и отвлечения немцев от борьбы за собственные права и свободы германская политическая элита конца XIX - начала XX веков формулирует круг идей более глубинных и сильных, чем либеральные и социалистические. Это были идеи расового и национального превосходства, хорошо подходившие для «напряжённого» и «обиженного» сознания немцев во время обострения колониальной борьбы, а особенно после поражения в Первой мировой войне. «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж.А. Гобино - наиболее авторитетная расовая теория этого времени, активно популяризировалась «Обществом Гобино» в Германии вплоть до Второй мировой войны. Идеологи нацизма извлекли из гобинизма и соединили два важных идейных элемента: символ чистой арийской крови и эсхатологический мистицизм. Эти идеи создавали благоприятные общественные настроения для прихода к власти А. Гитлера и Второй мировой войны.

Ключевые слова: консервативное политическое сознание, политическая идеология, Германия, Ж.А. Гобино, «Опыт о неравенстве человеческих рас», расовая теория, гобинизм, «Общество Гобино», Л. Шеман, расизм.

УДК 94(430).084+930.1

Abstract. This paper explores two main ideas: the first one is related to the political philosophy and the second one - to the historical description. First of all, the paper gives the phenomenological interpretation of the formation of political ideology which is seen as a conglomerate of political symbols convenient for being implanted in individual minds. In order to maintain its power and distract Germans from fighting for their rights and liberties, the German political elite in the end of the 19th century and the beginning of the 20th century formulate a number of ideas which are more profound and strong than liberal and socialist ones. These were ideas of racial and national superiority well-suited for absorption by the German mind full of stress and resentment during the sharpening of anti-colonial struggle and, in particular, after defeat in World War I. Essay

1Лепетухин Николай Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет» (г. Иваново) (e-mail: lepetukhin5@mail.ru)

on the Inequality of the Human Races by Joseph Arthur de Gobineau represents the most influential racial theory of this period widely popularized by the Gobineau Association in Germany up to World War II. Nazi ideologists adopted two major elements of the Gobineau's ideology: symbol of the pure Aryan blood and eschatological mysticism. These ideas contributed to the creation of public mood favorable for Hitler's rise to power and beginning of World War II.

Key words: conservative political mind, ideology, Germany, J.A. Gobineau, «Essai sur Г inegalite des races humaines», the racial theory, a gobinizm, «Gobineau's Society», L. Sheman, racism.

Известно, что консервативное политическое сознание представляет собой круг идей, оправдывающий исторически изживший политический порядок2. Оно всегда индивидуально, т.е. формируется и формулируется только индивидуальным сознанием, возникает в одной думающей голове. Это, по сути, сознание человека, попавшего в напряжённую, некомфортную политическую и социальную ситуацию, и мышление об этой ситуации. Можно предположить, что большинство людей хотя бы раз в жизни оказываются в сложной политической ситуации и отдаются страсти по прошлому порядку в страхе перед неизвестным будущим.

Имеем ли мы право, вследствие этого, объявить всех людей приверженцами консервативной политической традиции? Имеем, при двух одновременных условиях: первое, кратковременность (на время разворачивания ситуации), второе, рефлексия над собой в этой политической ситуации, фиксирование собственного консервативного сознания в конкретной ситуации. Последнее условие, как предполагается, сложно распространить на большинство людей, предпочитающих заменять собственное мышление готовыми смысловыми штампами, называемые также идеологией (уйдём здесь от споров по поводу «самой неуловимой концепции во всей социальной науке» на позиции «немецкого», эпистемологически-философского понимания идеологии3).

Важной функцией идеологии является выделение и фиксирование политических эмоций и настроений населения, постоянно меняющихся, то засыпающих, то бурлящих, таящих в себе огромную потенциальную мощь. Наверное, государственная власть и есть возможность подчинения этой энергии.

Целью любой политики является власть. Другие сферы жизни людей: экономика, религия, наука, искусство и прочее интересуют политиков с прагматической точки зрения, т.е. в какой мере разговоры о них помогут взять власть или удержать её у себя. Стремление к власти развязывает политикам языки и руки, позволяя использовать и смешивать в своих идеологиях любые экономические концепции, религиозные взгляды, научные теории и течения в искусстве по собственному усмотрению. Наверное,

2 Муштук О.З. Политология: учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М. , 2005. С. 54-55.

3 Мусихин Г.И. Очерки теории идеологии. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 1-3.

поэтому программы политических партий и их лидеров, чаще всего представляют собой набор рецептов на все случаи жизни. Идеология, таким образом, представляется важнейшим инструментом политической борьбы за мнения и энергию масс. Причём не важно, как идеология определяется самими же идеологами (консервативной, либеральной, христианской, демократической или социалистической), важно насколько идеологические постулаты будут доходчиво сформулированы и насколько эффективны механизмы её навязывания в индивидуальные сознания.

Революционная активность европейцев в XIX - первой четверти XX веков показала перемену политической и социальной ситуации: мощную силу приобретал народ, вооружённый социалистической идеологией, политический приоритет теряла монархическая элита, ограниченная собственным феодально-сословным кругозором. Миллионами людей, увлечённых социалистическими идеями и страждущих лучшей доли, нельзя было управлять, опираясь только на авторитет своих титулов и штыки солдат. Требовался более тонкий инструмент власти. Это хорошо понимал в Германии кайзер Вильгельм II, что привело к его противостоянию с Бисмарком и, в итоге, к отставке последнего. Необходимо было сформулировать для немцев более сильные и глубинные мотивы политической жизни, чем социалистические. Для этого хорошо подошли расистские и националистические идеи. Предстояла непростая задача: сделать убеждение о собственном превосходстве массовым, т.е. подготовить новую идеологию. На помощь идеологам пришли более или менее талантливые учёные, дилетанты, а часто просто шарлатаны. Любопытно, что среди них оказалось много иностранцев (например, французы Ж.А. Гобино, Ж.В. де Лапуж, Г. Лебон, англичанин Х.С. Чемберлен и другие).

Наиболее авторитетной расовой теорией в это время была теория Жозефа Артюра Гобино (18161882), развернутая в его основном труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855)4. Эта работа состоит из шести книг: первая - «Предварительное рассмотрение; определения, поиск и изложение естественных законов, которые регулируют социальную жизнь», вторая - «Распространение античной цивилизации из Центральной Азии на юго-запад», третья - «Распространение цивилизации из Центральной Азии на юго-восток», четвертая - «Семитизированная цивилизация юго-запада», пятая -«Семитизированная европейская цивилизация», шестая - «Восточная цивилизация», плюс Посвящение, Предисловие и Общие выводы.

Расовая доктрина «Опыта о неравенстве человеческих рас» была озвучена Гобино в Посвящении Георгу V, королю Ганновера. Гобино пишет, что современная распространенность революций, войн и беспорядков отодвигли его к этому исследованию и что его задача заключается в обнаружении их коренных причин: «Я постепенно проникся убеждением, что расовый вопрос доминирует над всеми другими проблемами истории и является ключом к ним всем; и что неравенства рас достаточно для

4 Gobineau J.-A. Essai sur l' inégalité des races humaines. T. 1-2 // [Электронный ресурс] - URL: http://dx.doi.org/doi:10.1522/cla.goj.ess (дата обращения: 07.09.2015).

того, чтобы объяснить всю цепь судеб народов. <...> В итоге, я убедился, что все великое, благородное, полезное в руках человека на земле, в науке, искусстве и цивилизации происходит из единственной отправной точки, является развитием одного зародыша и результатом уникальной мысли; все великое принадлежит только одной <арийской> семье, различные ветви которой правили во всех уголках Вселенной»5.

В конце «Опыта...», завершив историческое изложение, Гобино приступает к описанию современного ему мира. Он объясняет важность этой части труда так: «Я не слишком удовлетворен состоянием европейского общества. Но я могу удивляться меньше кого-либо другого, поскольку я написал свой "Опыт", чтобы показать, как и почему ему безусловно пришлось оказаться в таком положении»6. Презрение Гобино к современной Европе привело его к предположению, что современные немцы не являются по существу германцами, то есть древнегерманской крови у них не больше, чем у других европейских народов. Естественно, что многие немецкие гобинисты не принимали этот тезис автора «Опыта о неравенстве человеческих рас» и не соглашались с ним в том, что следы тевтонов надо скорее искать в Англии и Скандинавии, нежели в Германии7.

Задолго до О. Шпенглера8 и А. Дж. Тойнби9 Гобино рассматривал историческое движение с позиции циклического подъёма и падения мировых цивилизаций. Расовая динамика, по мнению автора «Опыта», контролирует судьбу человечества. Работа Гобино не просто призыв к чистоте крови белой расы. Трагический элемент по его замыслу заключается в том, что любая цивилизация может быть создана только комбинацией крови белой расы с кровью других рас (чёрной и жёлтой), но и гибнет она из-за этого же. Таким образом, смешение крови других рас одновременно является дающим жизнь и приносящим смерть началом цивилизации. Гобино был убежден, что многовековые смешанные браки привели к снижению «чистоты крови» человеческой элиты, в результате чего мировая цивилизация достигла окончательного кризиса. Идея полного паралича человечества, обусловленного этим кризисом, отличает его от других теоретиков расизма. Интересно, что Гобино даже не попытался предложить миру какой-либо политической панацеи от кризиса. Таким образом, мышление Гобино было не только консервативным, но и пессимистичным. Наверное, поэтому консервативные и расовые идеи Гобино не были популярными при его жизни. Даже дружба Гобино с Рихардом Вагнером не добавляла популярности сочинениям француза10. История гобинизма начинается только после смерти основателя.

5 Gobineau J.-A. Essai sur l' inégalité des races humaines. T. 1-2. P. 29-30 // [Электронный ресурс] - URL: http://dx.doi.org/doi:10.1522/cla.goj.ess (дата обращения: 07.09.2015).

6 Biddiss M. Father of Racist Ideology. - N.Y.: Weybright&Talley, 1970. р. 139.

7 Donnard J.-H. Il y a un siècle. Arthur de Gobineau représentant de la France en Suéde (1872-1877). Göteborg, 1978. р. 5.

8 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993.

9 Тойнби А.Дж. Постижение истории. Сборник. - М.: Рольф, 2001.

10 Лихтанберже А. Вагнер как поэт и мыслитель. - М.: Алгоритм, 1997. C. 270.

В 1894 г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в 1914 г. достигло 360 человек11. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман (1852-1938). Он долгое время входил в избранный кружок вагнерианцев, но потом покинул его по причине интеллектуальной ограниченности входящих в этот кружок лиц. Шеман в 1888-1890 гг. перевёл «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецкий язык, в 1902 г. при его содействии «Опыт» был впервые опубликован в Германии в трёх томах, а в 1939-1940 гг. вышло в свет уже пятое его издание. В 30-е годы в нацистской Германии активно издавались краткие пересказы «Опыта о неравенстве человеческих рас». В 1917 г. издатель Л. Шемана Ю. Ф. Леман (работал также в правлении Пангерманского союза) основал националистический журнал «Народ и раса», где печатали статьи по проблематике «расовой гигиены», в том числе Жорж Ваше де Лапуж (которого Вильгельм II называл единственным великим французом12) и Ганс Ф.К. Гюнтер (которого высоко ценили А. Розенберг, Г. Гиммлер, Г. Геринг, а коллеги антропологи называли «фанатичным невеждой»13). Л. Шеман и Ю.Ф. Леман входили в «Нордическое кольцо», созданную в 1926 г. мистико-расистскую организацию, также занимавшуюся популяризацией расизма и гобинизма. Адольф Гитлер был хорошо знаком и с Ю.Ф. Леманом, часто бывая у последнего дома в гостях14, и с «Опытом о неравенстве человеческих рас» Гобино, что видно при анализе расовых взглядов, изложенных в «Моей борьбе»15.

Таким образом, германская политическая элита в идеологических целях использовала консервативные и расовые взгляды Гобино, постепенно переплавлявшиеся в идею избранной нации. Немецкие идеологи извлекли из гобинизма и соединили два важных идейных элемента: символ чистой арийской крови и эсхатологический мистицизм. Многократно воспроизводясь в средствах массовой информации эти мощные символы, видимо хорошо подходящие для немецкой массовой эстетики мышления, вытеснили собственное думание миллионов немцев, заменяя его повышенной эмоциональностью, удобной для политического манипулирования. Эти идеи, считающиеся реакционными или крайне консервативными, становились в кайзеровской Германии принципом построения идеологии правящих политических кругов. Эта идеология в конце XIX - первой четверти XX веков конкурировала с либеральной и социалистической идеологиями с большим успехом, поскольку смогла воодушевить, мобилизовать и повести за собой большие массы людей и способствовала появлению так называемых харизматичных политических лидеров. Результат этой

11 Гофман А. Б. Элитизм и расизм // Народы и расы. 1977, № 7. С. 131.

12 Тагиефф П.-А. Цвет и кровь: французские теории расизма. - М.: Ладомир, 2009. С. 221.

13 Шнирельман В. «Цепной пёс расы»: диванная расология как защитница «белого человека» // [Электронный ресурс] - URL: http://www.sova-center.ru/ (дата обращения: 07.09.2015).

14 Гюнтер Г.Ф.К. Мои впечатления об Адольфе Гитлере. - М.: Издательство «Белобог», 2013.С. 22.

15 Spielvogel J., Redles D. Hitler's Racial Ideology: Content and Occult Sources // [Электронный ресурс] - URL: http://motlc.wiesenthal.com/site/pp.asp?c...b.../ (дата обращения: 07.09.2015).

борьбы идеологий - падение человечества в пропасть Второй мировой войны, страх и ужас перед которой спустя 70 лет ещё жив в памяти людей.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Муштук О.З. Политология: учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М. , 2005 - 210 с.

2. Мусихин Г.И. Очерки теории идеологии. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 288 с.

3. Gobineau J.-A. Essai sur Г inégalité des races humaines. T. 1-2 // [Электронный ресурс] - URL: http://dx.doi.org/doi:10.1522/cla.goj.ess (дата обращения: 07.09.2015).

4. Biddiss M. Father of Racist Ideology. - N.Y.: Weybright&Talley, 1970. - 314 с.

5. Donnard J.-H. Il y a un siècle. Arthur de Gobineau représentant de la France en Suéde (1872-1877). Göteborg, 1978. - 27 р.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993. - 672 с.

7. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Сборник. - М.: Рольф, 2001. - 640 с.

8. Лихтанберже А. Вагнер как поэт и мыслитель. - М.: Алгоритм, 1997 - 494 с.; см. также: Вагнер Р. Еврейство в музыке. - СПб., 1908. - 36 с.; Цимбал М.Ф. Рихард Вагнер и культура Третьего Рейха // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45): в 2-х ч. Ч. I. C. 192-198.

9. Гофман А. Б. Элитизм и расизм // Народы и расы. 1977, № 7.

10. Тагиефф П.-А. Цвет и кровь: французские теории расизма. - М.: Ладомир, 2009 - 238 с.

11. Шнирельман В. «Цепной пёс расы»: диванная расология как защитница «белого человека» // [Электронный ресурс] - URL: http://www.sova-center.ru/ (дата обращения: 07.09.2015).

12. Гюнтер Г.Ф.К. Мои впечатления об Адольфе Гитлере. - М.: Издательство «Белобог», 2013. - 272 с.

13. Spielvogel J., Redles D. Hitler's Racial Ideology: Content and Occult Sources // [Электронный ресурс] -URL: http://motlc.wiesenthal.com/site/pp.asp?c...b.../ (дата обращения: 07.09.2015).

BIBLIOGRAPHY:

1. Mushtuk O.Z.Politics: Textbook / Moscow State University of Economics, Statistics, and Informatics. - M., 2005. - 210 р.

2. Musikhin G.I. Essays on the theory of ideology. - M .: Home Higher School of Economics, 2013. - 288 p.

3. Gobineau J.-A. Essai sur Г inegalité des races humaines. T. 1-2 // [Elektronnyy resurs] -URL:http://dx.doi.org/doi:10.1522/cla.goj.ess (data obrashcheniya: 07.09.2015).

4. Biddiss M. Father of Racist Ideology. - N.Y .: Weybright & Talley, 1970. - 314 р.

5. Donnard J.-H. Il y a un siècle. Arthur de Gobineau representant de la France en Suéde (1872-1877). -Göteborg, 1978. - 27 р.

6. Spengler O. Decline of the West. Essays on the morphology of world history. - M .: Thought, 1993. - 672 p.

7. Toynbee A.J. A Study of History. Collection. - M .: Rolf, 2001. - 640 p.

8. Lihtanberzhe A. Wagner as a poet and thinker. - M .: Algoritm, 1997 - 494 p .; Wagner R. Jewry in Music. - SPb., 1908. - 36 р.; Tsimbal M.F. Richard Wagner and culture of the third Reich // Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2014. № 7. Рart1. Pp.192-198.

9. Hoffman A.B. Elitism and racism // Рeoples and race. 1977, № 7.

10. Tagieff P.-A. La couleur et le sang: doctrines racists â la française. - M .: Ladomir, 2009. - 238 p.

11. Shnirelman V. "Chain dog race" sofa rasologiya as the defender of "the white man» // [Elektronnyy resurs] - URL: http://www.sova-center.ru/ (data obrashcheniya: 07.09.2015).

12. Gunter G.F.K. My impressions about Adolf Hitler. - M .: Publishing House «Belobog», 2013. - 272 p.

13. Spielvogel J., Redles D. Hitler's Racial Ideology: Content and Occult Sources // [Elektronnyy resurs] -URL: http://motlc.wiesenthal.com/site/pp.asp?c...b.../ (data obrashcheniya: 07.09.2015).