Научная статья на тему 'ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РАСИЗМЕ (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена)'

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РАСИЗМЕ (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1596
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расизм / оптимизм в расизме / пессимизм в расизме / политическая идеология / Ж.-А. Гобино / Х.-С. Чемберлен / racism / optimism in racism / pessimism in racism / political ideology / J.A. Gobineau / H.S. Chamberlain

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лепетухин Николай Владимирович

В работе рассматриваются две расовые теории, появившиеся во второй половине XIX – начале XX века. Их авторы – француз Ж.-А. Гобино и англичанин Х.-С. Чемберлен – использовали схожие понятийный аппарат и метод выделения принципиальных сил, определяющих ход человеческой истории, но их понимание целей (смыслов) динамики общества разнилось. По нашему мнению, расизм – это осознанная жизненная позиция, упорная убежденность в превосходстве одной расы над другими. Такая манера мыслить и действовать не имеет научной основы, но является перспективной для определенных политических идеологий, полезной политикам, заявляющим о своих консервативных взглядах и мессианстве. Широкую государственную поддержку расизм получил в Германии в период борьбы за мировое превосходство – с момента создания единого государства и до Второй мировой войны. Расовая теория Гобино, изложенная в «Опыте о неравенстве человеческих рас», вызывала у немецких читателей конца XIX – начала XX века пессимистические и даже апокалипсические настроения, необходимые для шокирования публики, поскольку предвещала гибель человеческой цивилизации через постоянное и бесконтрольное смешение различных по ценности рас. Расистский мотив гобинизма был подхвачен онемеченным англичанином Чемберленом. Его «Основы XIX века» предлагали точные ответы на вопросы, поставленные в рамках гобинизма, и давали «чистокровным» и «избранным» немцам надежду на будущее, внушали оптимизм, но при соблюдении определенных расовых законов. Обе расовые теории активно использовала пропаганда пангерманизма и национализма в Германии указанного периода, заимствуя их пессимистический и оптимистический посылы. В настоящей работе сочетаются традиционные для исторической науки методы нарративного анализа письменных источников с феноменологической трактовкой формирования политической идеологии, которую можно понимать как конгломерат символов, в т. ч. и псевдонаучных, удобных и полезных для государственной пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMISM AND PESSIMISM IN RACISM (Based on the Theories by J.A. Gobineau and H.S. Chamberlain)

This article considers two racial theories that were formulated in the second half of the 19th – early 20th centuries. Their authors – French aristocrat Joseph Arthur Gobineau and British-born German philosopher Houston Stewart Chamberlain – used a similar conceptual apparatus and method of identifying the fundamental forces that determine the course of human history, but differed in the purposes (meanings) of the dynamics of society. Racism, in our opinion, is a conscious life stance, a strong belief in the superiority of one race over another. This way of thinking and acting lacks true scientific basis, but is useful for certain political ideologies and politicians proclaiming their conservative views and messianism. In Germany, racism received firm state support during the country’s struggle for world supremacy, from the moment of the unified state creation to World War II. Gobineau’s racial theory presented in his Essay on the Inequality of the Human Races shocked the German reader of the late 19th and early 20th centuries, evoking pessimistic and even apocalyptic moods in the public as the book forebode the death of human civilization caused by continual and uncontrolled mixing of unequal races. This racist motif was picked up by Chamberlain, whose The Foundations of the Nineteenth Century offered precise answers to the questions posed by Gobineauism and gave the “pure” and “chosen” Germans hope for the future and optimism, provided that they abide by certain racial laws. Both these theories were actively employed in the propaganda of Pan-Germanism and nationalism in Germany during that period, borrowing their pessimistic and optimistic messages. This article combines the traditional for historical science methods of narrative analysis of written sources with the phenomenological interpretation of the origins of political ideology, which can be viewed as a conglomerate of symbols (including pseudoscientific) convenient and useful for state propaganda.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РАСИЗМЕ (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена)»

УДК 94(4)+323.14 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.2.5

ЛЕПЕТУХИН Николай Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Ивановского государственного политехнического университета. Автор 48 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, 7учебно-методических пособии*

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ В РА СИЗМЕ (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена)

В работе рассматриваются две расовые теории, появившиеся во второй половине XIX - начале XX века. Их авторы - француз Ж.-А. Гобино и англичанин Х.-С. Чемберлен - использовали схожие понятийный аппарат и метод выделения принципиальных сил, определяющих ход человеческой истории, но их понимание целей (смыслов) динамики общества разнилось. По нашему мнению, расизм - это осознанная жизненная позиция, упорная убежденность в превосходстве одной расы над другими. Такая манера мыслить и действовать не имеет научной основы, но является перспективной для определенных политических идеологий, полезной политикам, заявляющим о своих консервативных взглядах и мессианстве. Широкую государственную поддержку расизм получил в Германии в период борьбы за мировое превосходство -с момента создания единого государства и до Второй мировой войны. Расовая теория Гобино, изложенная в «Опыте о неравенстве человеческих рас», вызывала у немецких читателей конца XIX - начала XX века пессимистические и даже апокалипсические настроения, необходимые для шокирования публики, поскольку предвещала гибель человеческой цивилизации через постоянное и бесконтрольное смешение различных по ценности рас. Расистский мотив гобинизма был подхвачен онемеченным англичанином Чемберленом. Его «Основы XIX века» предлагали точные ответы на вопросы, поставленные в рамках гобинизма, и давали «чистокровным» и «избранным» немцам надежду на будущее, внушали оптимизм, но при соблюдении определенных расовых законов. Обе расовые теории активно использовала пропаганда пангерманизма и национализма в Германии указанного периода, заимствуя их пессимистический и оптимистический посылы. В настоящей работе сочетаются традиционные для исторической науки методы нарративного анализа письменных источников с феноменологической трактовкой формирования политической идеологии, которую можно понимать как конгломерат символов, в т. ч. и псевдонаучных, удобных и полезных для государственной пропаганды.

Ключевые слова: расизм, оптимизм в расизме, пессимизм в расизме, политическая идеология, Ж.-А. Гобино, Х.-С. Чемберлен.

* Адрес: 153000, г. Иваново, Шереметевский просп., д. 21; e-mail: lepetukhin5@mail.ru

Для цитирования: Лепетухин Н.В. Оптимизм и пессимизм в расизме (на примере теорий Ж.-А. Гобино и Х.-С. Чемберлена) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 2. С. 5-13. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.2.5

Универсальным ключом, приоткрывающим дверь пониманию любой политической идеологии, является эмоциональный посыл содержащихся в ней идей, установок, взглядов. Политическая идеология не может опираться лишь на сухую научность, не способную взволновать большое число людей; идеологии необходимо затронуть глубокие чувственные струны человеческой натуры, чтобы заинтересовать и всколыхнуть народ, направить его стихийную энергию в нужное русло. В «правильной» идеологии важно соблюсти определенное соотношение оптимизма и пессимизма для появления своеобразной диалектики, создающей энергетическое поле напряжения и приводящей в движение народные массы. Поэтому рассмотрение соотношения оптимизма и пессимизма в одной из важных частей (расизме) политической идеологии (германского нацизма) будет ключевым моментом для понимания механизма ее работы.

Нацистская идеология наиболее эффективна с точки зрения социальной мобилизации и отвлечения людей от действительных проблем жизни общества. Важной составляющей этой идеологии, пережившей мощный всплеск популярности в конце XIX - первой трети XX века, выступает расизм. Несмотря на популярность тем, связанных с историей Третьего рейха (сотни научных монографий отечественных и зарубежных ученых и тысячи околонаучных книг), о появлении «научного» расизма и его использовании националистической германской идеологией написано мало [1-3]. Таким образом, цель настоящей статьи заключается в выделении оптимистической и пессимистической составляющих в наиболее авторитетных расистских теориях той поры для дальнейшего изучения механизма действия политической пропаганды германского национализма.

Понимание истории как движения, смешения человеческих рас было представлено Жозе-фом-Артюром Гобино и Хьюстоном-Стюартом

Чемберленом во второй половине XIX - начале XX века. Однако при схожих методах выделения принципиальных сил, определяющих ход человеческой истории, цели (смыслы) динамики общества Гобино и Чемберлен понимали по-разному. Будет любопытно проследить, как две теории со схожим понятийным аппаратом, но разной эсхатологией использовались в интересах нацистской идеологии.

Заметим здесь также, что под оптимизмом в расизме мы будем понимать общественное и личное представление о преобладании в мире смешения рас и народов положительного начала, а под пессимизмом - мировоззрение, характеризующееся унынием и осознанием безысходности существования человеческого рода.

Жозеф-Артюр Гобино (1816-1882) родился во Франции и сегодня считается «отцом-основателем» современного расизма. Перепробовав в юности множество профессий - от канцелярского служащего газовой компании до журналиста, Гобино открыл в себе интерес к писательству, причем его особенно притягивали две темы: современная политика и Древний Восток (особенно Персия, романтическая страсть к которой появилась еще в детстве). Его жизнь стала меняться после знакомства с А. де Токвилем в 1843 году. Автор уже тогда широко известного труда «Демократия в Америке» привлек Го-бино к разработке исторического учения о моральных отношениях [4, p. 17]. Позднее, в 1849 году, де Токвиль, став министром иностранных дел, предлагает Гобино быть его официальным секретарем. Короткое пребывание де Токвиля в должности министра дало начало длительной дипломатической карьере Гобино. Находясь на службе в Берне, а затем в Ганновере, он пишет и публикует свое главное произведение - «Опыт о неравенстве человеческих рас» («Essai sur l'inégalité des races humaines»): в 1853 году вышли в свет два первых тома, а в 1855 году - еще два.

Эта «авантюрная и грандиозная» работа1 состоит из 6 книг («Предварительное рассмотрение;

1Gobineau J.-A. Essai sur l' inégalité des races humaines: in 2 vols. Vol. 1. P. 1. URL: http://dx.doi.org/doi:10.1522/ cla.goj.ess (дата обращения: 01.08.2018).

определения, поиск и изложение естественных законов, которые регулируют социальную жизнь», «Распространение древней цивилизации из Центральной Азии на юго-запад», «Распространение цивилизации из Центральной Азии на юго-восток», «Семитизированная цивилизация юго-запада», «Семитизированная европейская цивилизация», «Восточная цивилизация»); включает кроме того Посвящение, Предисловие и Общие выводы.

Расовая доктрина «Опыта о неравенстве человеческих рас» была представлена Гобино в Посвящении Георгу V, королю Ганновера. Гобино пишет, что к этому исследованию его сподвигла современная распространенность революций, войн и беспорядков и его задача заключается в обнаружении их коренных причин: «Я постепенно проникся убеждением, что расовый вопрос доминирует над всеми другими проблемами истории и является ключом к ним всем; и что неравенства рас достаточно для того, чтобы объяснить всю цепь судеб народов. <...> В итоге, я убедился, что все великое, благородное, полезное в руках человека на земле, в науке, искусстве и цивилизации происходит из единственной отправной точки, является развитием одного зародыша и результатом уникальной мысли; все великое принадлежит только одной [арийской] семье, различные ветви которой правили во всех уголках Вселенной»2.

В финале «Опыта.», завершив историческое изложение, Гобино описывает современный ему мир. Он объясняет важность этой части труда так: «Я не слишком удовлетворен состоянием европейского общества. Но я могу удивляться меньше кого-либо другого, поскольку я написал свой "Опыт", чтобы показать, как и почему ему безусловно пришлось оказаться в таком положе-нии»3. Презрение к современной Европе привело Гобино к предположению, что современные немцы, например, не являются по существу германцами, т. е. древнегерманской крови у них не больше, чем у других европейских народов.

2Gobineau J.-A. Ор. С! Р. 29-30.

Р. 139.

Естественно, что многие немецкие гобинисты не принимали данный тезис и не соглашались с автором в том, что следы тевтонов надо искать скорее в Англии и Скандинавии, нежели в Германии [5, р. 5].

Гобино рассматривал историческое движение с позиции циклического подъема и падения мировых цивилизаций. Расовая динамика, по его мнению, контролирует судьбу человечества. Работа Гобино - не просто призыв к «чистоте крови» белой расы. По замыслу автора, трагический смысл заключается в том, что любая цивилизация может быть создана только комбинацией крови белой расы с кровью других рас (черной и желтой), но и гибнет она из-за того же. Таким образом, смешение крови разных рас является одновременно дающим жизнь и приносящим смерть началом цивилизации. Гоби-но был убежден, что многовековые смешанные браки привели к снижению «чистоты крови» человеческой элиты, в результате чего мировая цивилизация достигла окончательного кризиса. Идея полного паралича человечества, обусловленного этим кризисом, отличает Гобино от других теоретиков расизма. Интересно, что он даже не попытался предложить миру какой-либо политической панацеи от кризиса. К тому же исследователь не предлагает никаких путей к спасению, его пессимизм непреклонен. Гобино оставляет человечеству 4-5 тыс. лет, в течение которых оно будет уменьшаться в количестве, непременно деградируя морально и физически.

Мышление автора «Опыта.» было не столько консервативным, сколько пессимистичным. Наверное, поэтому консервативные и расовые идеи Гобино не были популярными при его жизни. История гобинизма начинается только после смерти его вдохновителя.

В 1894 году в Германии было основано Общество Гобино, число членов которого в 1914 году достигло 360 чел. [6, с. 131]. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества

Людвиг Шеман (1852-1938). В 1888-1890 годах он перевел «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецкий язык, в 1902 году при его содействии труд Гобино был впервые опубликован в Германии в трех томах, а в 19391940 годах вышло в свет уже 5-е его издание. В 1930-е годы в нацистской Германии активно издавались краткие пересказы «Опыта...».

Таким образом, германская политическая элита активно использовала в идеологических целях консервативные и расовые взгляды Гоби-но, постепенно переплавлявшиеся в идею избранной нации. Немецкие идеологи извлекли из гобинизма и соединили два важных идейных элемента: символ «чистой арийской крови» и эсхатологический мистицизм [7, с. 61].

Более популярными у германских нацистов были сочинения другого иностранца - англичанина Х.-С. Чемберлена.

Хьюстон-Стюарт Чемберлен (1855-1927) родился в Англии, но еще в детстве оказался на континенте, где добровольно обрел свою «вторую родину» в Германии. Получив естественнонаучное образование в Женевском университете, Чемберлен увлеченно занимался пропагандой «нового искусства» Р. Вагнера и участвовал в делах музыкального фестиваля в Байройте. Чемберлен - автор многих трудов, в которых перемешались его обширные познания в искусствоведении, философии, истории и естественных науках. Но самым известным его исследованием были «Основы XIX века» («Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts»).

Свою основную работу Чемберлен писал с февраля 1896 по сентябрь 1898 года. Ее окончательный вариант состоял из более чем 1200 страниц. Так появился его двухтомник «Основы XIX века» («Основы» и «Формирование нового мира»), включающий Общее введение и Приложение. Однако собирать материал для второй и третьей частей своего труда Чемберлен продолжал всю жизнь. В контексте этого исследования им были позднее написаны книги об И. Канте (1905) и И.В. Гете (1912).

Первый том «Основ XIX века» состоит из трех частей: «Наследие», «Наследство» и «Борьба». Каждая из них поделена на главы - всего их 7: «Искусство и философия эллинов», «Римское право», «Христос», «Хаос народов», «Появление евреев в истории Востока», «Религия» и «Государство». Второй том включает в себя одну главу - «От 1200 г. до 1800 г.», которая содержит 8 подглав: «Германцы - создатели новой культуры», «Исторический обзор», «Открытия (от Марка Поло до Гальвано)», «Наука (от Роджера Бэкона до Лавуазье)», «Промышленность (от распространения бумаги до паровой машины Уатта)», «Социальная экономика», «Политика и церковь (от 1215 г. до Французской революции)», «Философское мировоззрение и религия (от Франциска Ассизского до И. Канта)», «Искусство (от Джотто до Гете)».

Самая длинная глава «Основ XIX века» -«Появление евреев в истории Востока» - посвящена решению важнейших для автора вопросов: кто такие евреи и чем они вредны для мировой цивилизации? Чемберлен начинает осторожно, утверждая, что евреи не являются врагами цивилизации и германской культуры, и предостерегая от стремления сделать их «козлами отпущения за все грехи нашего вре-мени»4. В своих трудах он неоднократно отвергал (словно желая подчеркнуть обратное) любую личную враждебность к отдельному еврею и демонстративно посвятил «Основы XIX века» еврею Дж. Вейзнеру - старому профессору и ректору Венского университета. Однако, отделив себя от вульгарного антисемитизма, Чемберлен затем ссылается на авторитеты (начиная с Тиберия и заканчивая Бисмарком), которые смотрели на евреев как на мировую политическую и социальную опасность. Поэтому, прежде чем немцы обретут «иммунитет» от семитского влияния, они должны узнавать своего врага по составленному Чемберленом моральному и физическому портрету.

Говоря о германских народах, Чемберлен имел в виду совокупность «различных северо-

4Chamberlain H.-S. La genèse du XIX siècle: in 2 vols. Paris, 1913. Vol. 1. P. 441.

европейских народов, известных в истории, как кельты, собственно германцы и славяне <...> из которых произошли народы современной Европы»5. Европа, по словам автора, - это «бесконечная пестрота», «бесконечные варианты смешения народов», но существует некое «единое органичное средоточие» - германская кровь. «Важность каждой нации, ее жизненная сила» определяется пропорцией «чистой германской крови» в народе: «Германец - это душа нашей культуры <...> истинная история начинается в тот момент, когда Германец воспринял античное наследие»6.

Чемберлену очень важно было показать, что в современной пестроте европейских кровей именно немцы унаследовали самый большой процент германской крови, именно они являются «благородным народом». «Очевидно, - оптимистично рассуждает исследователь, - что неравные способности существуют даже у этнических групп, чье происхождение ведется от общих родителей»7.

С целью демонстрации и обоснования причин «германского превосходства» Чемберлен выводит 5 основных законов, которые, по сути, и станут основой его своеобразного расистского оптимизма. Согласно первому закону, «основное условие (формирования благородных рас. - Н. Л.) -это, без исключения, существование первосортного материала исключительного качества»8. Под «материалом» Чемберлен, по-видимому, подразумевает «благородную германскую кровь», неизвестно откуда берущуюся. «Я абсолютно ничего не знаю об этом.»9, - сознается он.

Зато Чемберлен уверен, что для сохранения «истинного величия» расы необходим «длитель-

^Chamberlain H.-S. Op. cit. P. 349.

6Ibid.

7Ibid. P. 374.

8Ibid. P. 374-389.

9Ibid. P. 374.

10Ibid. P. 375.

"Ibid. P. 376-377.

12Ibid. P. 379.

ный режим эндогамии», т. е. браков внутри расы (второй закон). В действенности закона эндогамии он убеждает читателей на примере древних греков, римлян, франков, швабов, итальянцев и испанцев «эпохи расцвета», мавров, англичан и евреев.

Третий закон - закон селекции, или отбора, - был обязателен, по мнению Чемберлена, в Древней Греции, Риме и Иудее. Селекция закаляла расовый «материал» по принципу естественного отбора: «оставление на произвол судьбы больных младенцев» - «один из самых полезных законов»10.

Формулируя четвертый закон - «формированию всякой выдающейся расы всегда предшествует смешение крови»11, Чемберлен ссылается на работы Э. Курциуса о Древней Греции, Т. Моммзена о Римской республике и Ж.-А. Гобино, пишущего в «Опыте о неравенстве человеческих рас» о «просачивании семитской крови в греческую»12. Пятый закон уточняет четвертый: смешение кровей должно быть ограниченным по времени, иначе оно разрушительно для «благородной расы».

Чемберленовские законы формирования «благородной расы» - это, в сущности, конспективное изложение расовой теории Гобино, лишенной пессимистической направленности: в них та же «историческая химия» вливания-переливания кровей, тот же пристрастный подбор примеров из древней истории, та же критика современности сквозь призму фундаментальных законов. Заявляя во Введении, что без рассмотрения расового вопроса невозможно представить и обсудить историю XIX столетия, Чемберлен вовсе не определяет самого

понятия «раса». Он лишь спорит с научным направлением («Происхождение арийцев» С. Рай-наха, «Человек» Дж. Ранке и др.), утверждавшим, что раса - это «гипотетическая сущность», аналогичная понятию «человечество».

Чемберлен дал определение расе позднее, в работе «Раса и личность» (1925): «Раса - это духовное состояние жизни, произведенное благодаря чистой селекции, связанное с особыми (историко-географическими. - Н. Л.) обстоятельствами, благодаря которым определенные черты характера, интеллекта и строения тела получают ранее не подозреваемое индивидуальное развитие»13. И далее: «Наконец остаются семит как понятие прарасы, точно так же, как ариец, без которых нельзя ничего понять, но нужно остерегаться, принимая их за чистую монету; настоящая монета - это исторически сложившиеся индивидуальности»14. Почему же появилось такое странное определение расы, выводимое через индивидуальность?

Чемберлен развивал свои аргументы, исходя из изречения Гете о том, что индивидуальность должна быть «внешне ограничена, внутренне свободна». Исследователь представил германцев как расу, которая, сознательно ограничивая поле своей внешней деятельности, была безгранична в своем внутреннем - духовном - мире. Такой подход обнаруживается у Чемберлена уже в «Основах XIX века», когда он говорит о германцах как о творцах всей духовной культуры человечества. Получается, что «благородный германец», будучи гениальным творцом, сначала создал «истинную культуру», а сегодня призван ее охранять, превратившись в истового защитника в божественном ореоле.

Чемберлен прочел массу трудов современных ему антропологов, но в их спорах о европейских или азиатских корнях арийской расы он не принял ничьей стороны. Проблема поиска колыбели цивилизации интересовала его

меньше, чем открытие физических и моральных характеристик высшей расы. Он презирал тех ученых, «которые до сих пор не знали, что очертания головы и структура мозга оказывают решительное влияние на форму и содержание мыслей»15. Цвет волос, кожи и форма черепа были индикаторами германской крови, но они должны дополняться моральными характеристиками. Духовная глубина, твердое чувство преданности и интеллектуальная свобода, не имеющая ничего общего со свободой, проповедуемой либералами или приверженцами конституций, - выдающиеся качества германского характера, по Чемберлену.

Чемберлен еще более упростил расовую картину мира Гобино, разделив человечество на германскую и антигерманскую расы. Даже говоря о китайцах, он замечал, что «во многих отношениях эта человеческая разновидность показывает поразительное сходство с евреями, особенно - в полном отсутствии всякой культуры и одностороннем развитии цивили-зации»16. «Основы XIX века» пропитаны традициями немецкого идеализма и романтизма. Между тем в них было мало нового. Видение германцев как избранного народа - наследника античности и защитника христианства - можно найти и в других трудах (например, К. Лассена, Ф.М. Мюллера, Э. Ренана и др.) [8, р. 199]. Однако в большей мере оно навеяно все-таки размышлениями Р. Вагнера о культуре и «Опытом о неравенстве человеческих рас» Ж.-А. Гобино. Напыщенный стиль, яркая образность, запутанные терминология и понятийный аппарат -характерные черты «Основ XIX века», удобные для идеологического использования.

Оптимизм Чемберлена появляется в противовес пессимизму Гобино. Он как бы выводится из мрачной трагичности растворяющегося в животности человечества обращением в противоположность: есть спасение - и оно в германцах.

13Chamberlain H.-S. Rasse und Persönlichkeit. München, 1937. S. 74.

14Ibid.

15Chamberlain H.-S. La genèse du XIX siècle. P. 663.

16Ibid. P. 695.

Как чемберленовский ариец Христос призван спасти людей от вечной смерти благой вестью, так и германцы призваны спасти мировую цивилизацию от ее губителей «карфагенским решением», т. е. полным уничтожением врагов арийцев. После войны обиженным, уставшим и бедным немцам нужна была надежда, и ее предоставила расистская теория Чемберлена, наполненная пышными, вдохновляющими словами и, в общем-то, оптимизмом (пускай и кровожадным).

В 1913 году председатель Пангерманского союза Г. Класс вступил в контакт с Чемберленом. Они начали выпускать журнал «Обновление Германии», который с началом Первой мировой войны тысячами экземпляров распространялся среди солдат на фронте [9, с. 32]. В начале ХХ века Чемберлен был известной фигурой в Германии. Выход в свет труда «Основы XIX века» в 1900 году стал своего рода сенсацией. В течение 10 лет он выдержал 8 изданий тиражом 60 тыс. экземпляров, к началу Первой мировой войны было продано 100 тыс. экземпляров, а к 1932 году, когда объявили уже о 24-м издании книги, - более четверти миллиона [10, с. 140].

Трагический пессимизм Гобино не давал читателям никаких шансов на светлое будущее и внушал страх перед мистическим смешением-вырождением народов. Пафосный стиль «Опыта о неравенстве человеческих рас», многословие, широкий и пристрастный подбор примеров разных стран и эпох, безапелляционность заставляли чувствовать уважение к автору. Вместе с тем страх и тяжесть расового пессимизма Гобино толкали немцев к оптимизму Чемберлена, но какие бы механизмы «спасения» последний ни предлагал, лучшими в масштабе такого мышления являлись самые радикальные методы («карфагенское решение»).

Положительное свойство пессимизма, на наш взгляд, состоит в том, что через него человек акцентирует внимание на реальности и важном значении зла в мире. Зло так же реально в мире, как и человек. Пессимизм присутствует в каждом моменте человеческого бытия и неотделим в реальности мышления от своей противоположности - оптимизма. Оптимизм же

утверждает вторичность зла, дает надежду на возможность его преодоления, поддерживает веру в силу человека. Любая политическая идеология является мировоззренческим учением, но она не будет иметь успех у людей, если будет делом более головы, чем сердца и воли. Политическая идеология - своего рода протест против интеллектуализма, который может быть основан на вере в священные, неприкасаемые аксиомы. Но выбор этих аксиом есть дело общее, зависимое от общественных настроений, от того, что называют «духовной атмосферой эпохи».

Профессор К. Бер понимает консерватизм как манеру мыслить и действовать, как упорную убежденность в сохранении чего-либо, характерной чертой которой выступает ярко выраженное стремление к четким масштабам [11, с. 20]. Масштаб - это обоснование и контур порядка, альтернатива хаосу и анархии в истории. Расизм можно определить похоже, но только с расовым масштабированием и иерархией. Поскольку научных обоснований неравенству человеческих рас дать невозможно, то остается их придумать с большим или меньшим оптимизмом, с большим или меньшим пессимизмом.

Один миссионер укорял свою африканскую паству за то, что они ходят голые. «А как же ты сам? - отвечали те, указывая на его лицо. -Разве ты сам кое-где не голый?» - «Да, но это же лицо». - «А у нас повсюду лицо», - отвечали туземцы. Так и в политической идеологии любая мысль (особенно оптимистическая) превращается в оружие.

Таким образом, эмоциональные оценки конкретных ситуаций и жизни вообще, каковыми являются оптимизм и пессимизм, могут быть существенной частью идеологической машины. Политическая культура Германии конца XIX - первой трети XX века была пропитана пропагандой расизма, важнейшей составляющей которой было наследие Гобино и Чемберлена. Возможность использования расистских доктрин этих мыслителей в массовой пропаганде основывалась на духе оптимизма и пессимизма, столь необходимых людям для понимания действительности, пронизанной борьбой между добром и злом.

Список литературы

1. Кунц К. Совесть нацистов. М.: Ладомир, 2007. 238 с.

2. Тагиефф П.-А. Цвет и кровь: французские теории расизма. М.: Ладомир, 2009. 400 с.

3. Лепетухин Н.В. Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы во второй половине XIX - начале XX веков: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.-С. Чемберлен. Иваново: ПресСто, 2013. 148 с.

4. BiddissM.D. Father of Racist Ideology: The Social and Political Thought of Count Gobineau. N. Y.: Weidenfeld and Nicolson, 1970. 314 p.

5. Donnard J.-H. Il y a un siècle. Arthur de Gobineau représentant de la France en Suède (1872-1877). Gothenburg: Kungl. Vetenskaps- och Vitterhets-Samhallet, 1978. 27 p.

6. Гофман А.Б. Элитизм и расизм // Народы и расы. 1977. № 7. С. 128-142.

7. Лепетухин Н.В. О распространении расовых идей Ж.-А. Гобино в Германии начала ХХ века // Ист. исслед. 2016. № 5. C. 57-62. URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/81/218 (дата обращения: 06.08.2018).

8. FieldG.G. Evangelist of Race: The Germanic Vision of Houston Stewart Chamberlain. N. Y.: Columbia University Press, 1981. 565 p.

9. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. М., 1991. Т. 1. 653 с.

10. Опитц Р. Фашизм и неофашизм. М., 1988. 280 с.

11. Бер К. Консерватизм: многогранное понятие. Попытка описания и ограничения - поиски следов // Ист. исслед. 2016. № 5. C. 10-28. URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/78 (дата обращения: 02.08.2018).

References

1. Koonz C. The Nazi Conscience. Cambridge, 2003. 362 p. (Russ. ed.: Kunts K. Sovest' natsistov. Moscow, 2007. 238 p.).

2. Taguieff P.-A. La couleur et le sang: doctrines racistes à la française. Paris, 2002. 326 p. (Rus. ed.: Tagieff P.-A. Tsvet i krov': frantsuzskie teorii rasizma. Moscow, 2009. 400 p.).

3. Lepetukhin N.V Teorii rasizma v obshchestvenno-politicheskoy zhizni Zapadnoy Evropy vo vtoroy polovine XIX- nachale XXvekov: Zh.-A. Gobino, G. Lebon, Kh.-S. Chemberlen [Theories of Racism in the Socio-Political Life of Western Europe in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries: J.A. Gobineau, G. Le Bon, H.S. Chamberlain]. Ivanovo, 2013. 148 p.

4. Biddiss M.D. Father of Racist Ideology: The Social and Political Thought of Count Gobineau. New York, 1970. 314 p.

5. Donnard J.-H. Il y a un siècle. Arthur de Gobineau représentant de la France en Suède (1872-1877). Gothenburg, 1978. 27 p.

6. Gofman A.B. Elitizm i rasizm [Elitism and Racism]. Narody i rasy, 1977, no. 7, pp. 128-142.

7. Lepetukhin N.V. O rasprostranenii rasovykh idey Zh.-A. Gobino v Germanii nachala XX veka [On the Spread of Racial Ideas of J.A. Gobineau in Germany in the Early 20th Century]. Istoricheskie issledovaniya, 2016, no. 5, pp. 57-62. Available at: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/81/218 (accessed 6 August 2018).

8. Field G.G. Evangelist of Race: The Germanic Vision of Houston Stewart Chamberlain. New York, 1981. 565 p.

9. Shirer W.L. Vzlet i padenie Tret'ego reykha [The Rise and Fall of the Third Reich]. Moscow, 1991. Vol. 1. 653 p.

10. Opitz R. Faschismus und Neofaschismus. Frankfurt am Main, 1984. 537 p. (Russ. ed.: Opitts R. Fashizm i neofashizm. Moscow, 1988. 280 p.).

11. Bohr Ch. Konservatizm: mnogogrannoe ponyatie. Popytka opisaniya i ogranicheniya - poiski sledov [Conservatism: A Multifaceted Concept: An Attempt to Describe and Delimit: Searching for Traces]. Istoricheskie issledovaniya, 2016, no. 5, pp. 10-28. Available at: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/ view/78 (accessed 2 August 2018).

DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.2.5

Nikolay V. Lepetukhin

Ivanovo State Polytechnic University;

Sheremetevskiy prosp. 21, Ivanovo, 153000, Russian Federation;

e-mail: lepetukhin5@mail.ru

OPTIMISM AND PESSIMISM IN RACISM (Based on the Theories by J.A. Gobineau and H.S. Chamberlain)

This article considers two racial theories that were formulated in the second half of the 19th -early 20th centuries. Their authors - French aristocrat Joseph Arthur Gobineau and British-born German philosopher Houston Stewart Chamberlain - used a similar conceptual apparatus and method of identifying the fundamental forces that determine the course of human history, but differed in the purposes (meanings) of the dynamics of society. Racism, in our opinion, is a conscious life stance, a strong belief in the superiority of one race over another. This way of thinking and acting lacks true scientific basis, but is useful for certain political ideologies and politicians proclaiming their conservative views and messianism. In Germany, racism received firm state support during the country's struggle for world supremacy, from the moment of the unified state creation to World War II. Gobineau's racial theory presented in his Essay on the Inequality of the Human Races shocked the German reader of the late 19th and early 20th centuries, evoking pessimistic and even apocalyptic moods in the public as the book forebode the death of human civilization caused by continual and uncontrolled mixing of unequal races. This racist motif was picked up by Chamberlain, whose The Foundations of the Nineteenth Century offered precise answers to the questions posed by Gobineauism and gave the "pure" and "chosen" Germans hope for the future and optimism, provided that they abide by certain racial laws. Both these theories were actively employed in the propaganda of Pan-Germanism and nationalism in Germany during that period, borrowing their pessimistic and optimistic messages. This article combines the traditional for historical science methods of narrative analysis of written sources with the phenomenological interpretation of the origins of political ideology, which can be viewed as a conglomerate of symbols (including pseudoscientific) convenient and useful for state propaganda.

Keywords: racism, optimism in racism, pessimism in racism, political ideology, J.A. Gobineau, H.S. Chamberlain.

Поступила: 29.08.2018 Принята: 05.12.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received: 29 August 2018 Accepted: 5 December 2018

For citation: Lepetukhin N.V. Optimism and Pessimism in Racism (Based on the Theories by J.A. Gobineau and H.S. Chamberlain). Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2019, no. 2, pp. 5-13. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.2.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.