О распространении инвазии Opisthorchis felineus (Rivolta, 1884)
и Metorchis bilis (Braun, 1890) у населения некоторых регионов Западной Сибири
Ильинских Е.Н., Новицкий В.В., Ильинских Н.Н., Лепехин А.В.
Assessment of the incidence of Opisthorchis felineus (Rivolta, 1884)
and Metorchis bilis (Braun, 1890) infections in population of several regions of the West Siberia
Ilyinskikh Ye.N., Novitsky V.V., Ilyinskikh N.N., LepyokhinA.V.
С целью оценить распространение инвазии описторхов Opisthorchis felineus (Rivolta, 1884) и меторхов Metorchis bilis (Braun, 1890) у людей, проживающих в различных регионах Обь-Иртышского речного бассейна, были проведены серологические исследования, в результате которых удалось доказать, что инвазия Metorchis bilis широко распространена в различных регионах Западной Сибири, и выделить эти трематоды из желчных протоков при аутопсии.
Ключевые слова: трематоды, Opisthorchis felineus, Metorchis bilis, Обь-Иртышский речной бассейн.
The incidence of Opisthorchis felineus (Rivolta, 1884) and Metorchis bilis (Braun, 1890) infections among people lived in several regions of the Ob-Irtysh River basin in the West Siberia has been assessed. Our results suggest that Metorchis bilis infection was common in many of the serologically tested people. Moreover, this helminth was obtained from the biliary ducts of humans in autopsy.
Key words: trematode, Opisthorchis felineus, Metorchis bilis, Ob-Irtysh River basin.
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
© Ильинских Е.Н., Новицкий В.В., Ильинских Н.Н., Лепехин А.В.
УДК 616.995.122.21-022.3(571.1)
Введение
bilis [6, 12, 13]. Известно, что родственные виды M. bilis (Braun, 1890) (синоним M. albidus) и M. conjunctus (Cobbold, 1860) (синоним M. intermedius) способны вызывать заболевание людей — меторхоз [8, 13]. Промежуточными хозяевами меторхов M. bilis являются моллюски Codiella inflata, Bithynia tentaculata и, возможно, Codiella troscheli [6]. Дополнительными хозяевами O. felineus и M. bilis являются одни и те же виды рыб семейства карповых, из которых доминируют язь, плотва, елец, линь, гольян, пескарь и др.
Заболевания человека и животных, вызванные трематодами семейства Opisthorchidae, имеют широкое распространение. Известно, что наиболее крупный природный очаг описторхоза, вызванный Opisthorchis fe^ineus, связан с Обь-Иртышским речным бассейном в Западной Сибири [11]. В настоящее время на основании экологических наблюдений установлено, что у рыб семейства карповых, выловленных в реках Обь-Иртышского речного бассейна (реки Томь, Обь и Исеть), нередко встречаются метацеркарии не только O. fe^ineus, но и других представителей семейства Opisthorchidae, в частности — Metorchis
С помощью метода тонкослойного иммунного анализа было установлено присутствие антител
против M. bilis в сыворотке крови у более чем половины обследованных больных из г. Новосибирска с подтвержденным гельминтоовоскопиче-ски диагнозом хронического описторхоза [13]. Известно, что в различных регионах Обь-Иртышского речного бассейна у больных людей имеются отличия в иммунном статусе и в клиническом течении заболевания [1]. Однако причины этого до сих пор не были определены и не освещены в литературе. Поэтому не исключено, что одним из факторов, обусловливающих указанные отличия, может быть различная этиология заболевания.
Цель настоящей работы — оценить распространение этиологических вариантов инвазий описторхов или (и) меторхов у людей, проживающих в различных регионах Обь-Иртышского речного бассейна.
Материал и методы
В период с 1996 по 2003 г. проведено обследование 139 больных (средний возраст (40,6 ± 5,1) года) с копроовоскопически подтвержденным диагнозом описторхоза, проживавших в г. Томске, которые были госпитализированы в инфекционную клинику Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск). Кроме того, с целью обнаружения экземпляров трематод рода Metorchis при аутопсии изучались образцы ткани печени и желчи 32 человек с признаками инвазии описторхисов.
Для выявления инвазии трематод O. felineus
и
M. bilis также было проведено выборочное обследование взрослых жителей населенных пунктов, расположенных в различных регионах Обь-Иртышского речного бассейна Западной Сибири, включая территории в среднем течении рр. Томь и Бакчар Томской области, в верховьях р. Обь и на р. Алей Алтайского края. На каждого выявленного больного заполнялась подробная анкета.
В Томской области были обследованы 164 жителя населенных пунктов Черная Речка, Са-мусь, Наумовка, Моряковский Затон и Кандинка Томского района, расположенных вблизи р. Томь и крупных промышленных предприятий областно-
го центра. В Бакчарском районе проведено обследование 127 человек, проживающих в населенных пунктах Плотниково и Бакчар, расположенных соответственно на р. Икса и Бакчар на расстоянии 150 и 350 км к юго-западу от г. Томска.
В Алтайском крае были обследованы 83 жителя с. Локоть Локтевского района, г. Рубцовск Рубцовского района и с. Шипуново Шипуновского района, расположенных в среднем течении р. Алей, одного из левых притоков в верховьях р. Обь. Кроме того, проведено обследование 92 жителей с. Троицкое Троицкого района, которое расположено на р. Большая Речка, одном из малых правых притоков р. Обь, в северо-восточной части Алтайского края, южнее г. Барнаула.
Одним из наиболее эффективных методов копроовоскопического исследования считается метод эфирно-уксусного осаждения яиц гельминтов [3], который использовался для выявления людей, имевших инвазию трематод, при выборочном обследовании населения. Поскольку ко-проовоскопическое исследование не позволяет идентифицировать вид описторхисов, были применены серологические методы. Для определения титров антител к антигенам O. felineus использовали иммуноферментные тест-системы D-3304, D-2904 и
D-2906 производства ЗАО «Вектор-Бест» (пос. Кольцово Новосибирской области), позволяющие определять титры специфичных иммуноглобулинов класса G, M и циркулирующие иммунные комплексы. Все исследования проводили в соответствии с прилагаемой к тест-системам инструкцией по применению.
Для определения титров антител к антигенам
M. bilis использовался метод сэндвичевого твердофазного иммуноферментного анализа (ИФА) [14]. Кроме того, для подтверждения инвазии M. bilis (Braun, 1890) образцы марит гельминтов, выделенных на аутопсии из печени 15 человек, были исследованы методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). Для ПЦР-анализа использовались видоспецифичные для O. felineus и М. bilis праймеры на основе части гена оксида-зы I митохондриального цитохрома с этих гельминтов [14].
Оценку различий между выборками осуществляли с использованием t-критерия Стьюдента [2]. Различия сравниваемых результатов (Х ± m) считались достоверными при р < 0,05.
Результаты
С целью решения вопроса о возможности ин-вазирования человека не только O. felineus, но и трематодами рода Metorchis проведено тщательное изучение 32 образцов желчи и ткани печени, полученных при аутопсии от людей с признаками описторхозной инвазии. В 17 образцах (53,1%) были найдены только гельминты Opisthorchis felineus (Rivolta, 1884). В 9 случаях (28,1%) кроме трематод O. felineus были обнаружены от 16 до 47 экземпляров гельминтов, идентифицированных в соответствии с критериями, предложенными К.И. Скрябиным (1950), как Metorchis bilis (Braun, 1890). Кроме того, в 6 (18,8%) из 32 изученных образцов желчи и ткани печени были найдены только трематоды M. bilis (от 37 до 78 экземпляров). На рисунке показаны экземпляры трематод O. felineus и M. bilis, полученных от человека. Для дополнительного подтверждения вида выделенных гельминтов был использован метод ПЦР. Во всех 15 образцах вид паразита был идентифицирован как Metorchis bilis.
8
а б
Трематоды Opisthorchis felineus (Rivolta, 1884) (а) и Metorchis bilis (Braun, 1890) (б), выделенные из печени человека. Ув. 70
Кроме того, проводилось определение специфических противоописторхозных и противоме-торхозных антител в сыворотках крови больных с копроовоскопически установленной инвазией описторхисов, госпитализированных в больницы г. Томска. Из 139 обследованных больных 78 человек (56,1%) имели микст-инвазию описторхов и меторхов, 58 человек (41,7%) были серопозитив-ны только в отношении описторхов, а 3 человека (2,2%) оказались серопозитивными только в отношении меторхов.
В целях решения вопроса о возможности ин-вазирования жителей населенных пунктов Томской области не только О. felineus, но и трематодами рода Metorchis было проведено обследование с использованием копроовоскопических и серологических методов. При копроовоскопи-ческом обследовании из 164 жителей населенных пунктов Томского района 30 человек ((18,3 ± 3,0)%) имели инвазию описторхисов (табл. 1). При аналогичном обследовании 127 жителей поселков Бакчарского района показатель пораженности этими гельминтами составил (20,5 ± 3,5)%. Большинство из обследованных больных — местные жители, которые с детства регулярно употребляют в пищу речную рыбу. Наиболее высокие показатели пораженности описторхисами были установлены в группах риска: среди рыбаков и членов их семей.
По данным серологического обследования на наличие противометорхозных антител наиболее высокий показатель пораженности зарегистрирован среди жителей населенных пунктов Томского района, расположенных вблизи р. Томь ((12,8 ± 2,6)%), что оказалось достоверно выше, чем аналогичный показатель у жителей Бакчарско-го района ((5,5 ± 2,0)% при р < 0,05). Среди населения Томского района число лиц, имевших моноинвазию описторхов или меторхов и микст-инвазию описторхов и меторхов, было приблизительно одинаковым. В то же время среди жителей Бакчарского района не было найдено лиц, серопозитивных в отношении только меторхоз-нозного антигена, а число людей, имевших микст-инвазию, оказалось существенно ниже по сравнению с числом жителей, имевших моноинвазию описторхов ((5,5 ± 2,0) против (14,9 ± 3,1)%
при р < 0,05). Более того, число серопозитивных лиц по отношению только к описторхозному антигену среди жителей Бакчара и Плотниково ((14,9 ± 3,1)%) было достоверно выше, чем в населенных пунктах Томского района ((5,5 ± 3,1)% при р < 0,05).
В Алтайском крае (табл. 2) по данным выборочного копроовоскопического обследования показатели пораженности описторхисами у жителей населенных пунктов, расположенных на р. Алей, оказались достоверно выше, чем у жителей с. Троицкое ((43,4 ± 5,4) против (22,8 ± 4,3)% при p < 0,01). По данным серологического обследования показатель пораженности меторхами у людей, проживающих в населенных пунктах Локтев-ского, Рубцовского и Шипуновского районов, был достоверно выше по сравнению с таковым у жителей с. Троицкое ((26,5 ± 4,8) против (6,5 ± 2,5)% при p < 0,01). В Локтевском, Руб-
цовском и Шипуновском районах число серопозитивных лиц с моноинвазией описторхов или лиц с микст-инвазией описторхов и меторхов оказалось приблизительно одинаковым ((16,9 ± 4,0) и (18,1 ± 4,2)%). Кроме того, в этих населенных пунктах были выявлены люди с моноинвазией меторхов ((8,4 ± 3,0)%). Одновременно у жителей с. Троицкое случаев моноинвазии меторхов обнаружено не было, а показатель пораженности описторхами ((16,3 ± 3,8)%) был существенно выше, чем число лиц с микст-инвазией описторхов и меторхов ((6,5 ± 2,5)% при p < 0,05). Более того, у жителей населенных пунктов, расположенных на р. Алей, число лиц, серопозитивных с микст-инвазией описторхов и меторхов, было достоверно выше по сравнению с аналогичным показателем у жителей с. Троицкое ((18,1 ± 4,2) против (6,5 ± 2,5)% при p < 0,05).
Таблица 1
Показатели пораженности описторхами и меторхами по результатам копроовоскопического и серологического обследования жителей населенных пунктов Томской области, расположенных вблизи рек Томь и Бакчар (Х ± т)
Район Всего обследовано Число лиц, позитивных при копроовоскопии Число лиц, серопозитивных по отношению
к описторхозному антигену к описторхозному и меторхоз-ному антигенам к меторхозному антигену
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Томский (р. Томь) 164 30 18,3 ± 3,0 9 5,5 ± 3,1 13 7,9 ± 2,1 8 4,9 ± 1,6
Бакчарский (рр. Бакчар и Икса) 127 26 20,5 ± 3,5 19 14,9 ± 3,1* 7 5,5 ± 2,0 0 0
Примечание. Абс. — абсолютное число; * — достоверные отличия показателей у обследованных из Томского и Бакчар-ского районов при р < 0,05.
Таблица 2
Показатели пораженности описторхами и меторхами по результатам копроовоскопического и серологического обследования жителей населенных пунктов Алтайского края, расположенных вблизи р. Алей (Локтевский, Рубцовский и Шипуновский районы) и в
верховьях р. Обь (Троицкий район) (Х ± т)
Число лиц, позитивных Число лиц, серопозитивных по отношению
Район Всего обследовано при копроовоскопии к описторхозному антигену к описторхозному и меторхозному антигенам к меторхозному антигену
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Локтевский, Рубцовский, Шипу-новский (р. Алей) 83 36 43,4 ± 5,4 14 16,9 ± 4,0 15 18,1 ± 4,2 7 8,4 ± 3,0
Троицкий (верховье р. Обь) 92 21 22,8 ± 4,3* 15 16,3 ± 3,8 6 6,5 ± 2,5* 0 0
Примечание. Абс. — абсолютное число; * — достоверные отличия показателей у обследованных из группы, проживающей вблизи р. Алей, от группы из Троицкого района при р < 0,05.
Обсуждение
Результаты проведенных серологических исследований на выявление противоописторхозных и противометорхозных антител методом ИФА у больных с подтвержденным гельминтоовоскопи-чески диагнозом хронического описторхоза, госпитализированных в больницы г. Томска, в целом совпадали с данными, полученными при аналогичном исследовании с применением метода тонкослойного иммунного анализа, проведенном в г. Новосибирске К. П. Федоровым и др. [13]. В обоих случаях более чем у половины госпитализированных больных серологически была подтверждена микст-инвазия описторхов и метор-хов.
Результаты копроовоскопического обследования населения в Томской области и в Алтайском крае во многом совпадали с данными литературы о распространении описторхоза [5, 7]. Наиболее высокие показатели пораженности меторха-ми, включая моноинвазию этих гельминтов, были зарегистрированы у людей, проживающих вблизи р. Томь в Томской области и на р. Алей в Алтайском крае. Указанные показатели оказались достоверно выше, чем у людей, проживающих в районах сравнения — вблизи р. Бакчар в Томской области и в верховьях р. Обь в Алтайском крае. В то же время у жителей вышеназванных районов сравнения просматривалась тенденция преобладания описторхозной моноинвазии над смешанной инвазией, и особенно — над изолированным меторхозом.
Известно, что на заражение тем или иным видом описторхисов человека и других окончательных хозяев влияет большое число факторов. В частности, это может быть обусловлено различной экстенсивностью и интенсивностью инвазии описторхами и меторхами первых и вторых промежуточных хозяев в местных водоемах, что, в свою очередь, зависит от устойчивости самих личинок паразитов, а также моллюсков и рыбы к загрязнению окружающей среды, изменению температурных условий и гидрологического ре-
жима рек [12]. Поэтому нельзя исключить, что обнаруженное повышение инвазии меторхами людей, проживающих вблизи рек Томь и Алей, по сравнению с проживающими на реках Икса и Бакчар, а также в верховьях р. Обь, было связано с увеличением инвазии этими гельминтами первых и вторых промежуточных хозяев.
Обращает на себя внимание тот факт, что увеличение числа лиц, серопозитивных в отношении меторхозного антигена, наблюдалось в населенных пунктах, расположенных вблизи крупных промышленных предприятий и городов [4, 10]. В то же время все обследованные районы сравнения, расположенные вблизи р. Бакчар и в верховьях р. Обь, можно считать сравнительно благополучными в экологическом отношении территориями [4]. Известно, что сбалансированность паразитарных систем в условиях значительной трансформации окружающей среды, происходящей под влиянием антропопрессии, резко нарушается [9]. Загрязнение бассейнов рек, мест обитания моллюсков — промежуточных хозяев O. felineus — тяжелыми металлами, нефтепродуктами и другими мутагенными веществами неизбежно оказывает влияние как на механизмы защиты промежуточных хозяев (моллюсков и рыб), так и на различные водные стадии развития трематод.
По данным Р.Г. Фаттахова [12], на уровне окончательного хозяина в природном очаге между меторхами и описторхами существуют хотя и слабые, но антагонистические отношения. Поэтому различия в показателях пораженности описторха-ми и меторхами населения разных регионов могут быть обусловлены неодинаковой восприимчивостью людей к этим гельминтам.
Заключение
В ходе проведенных исследований было установлено, что инвазия Metorchis bilis наряду с Opisthorchis felineus широко распространена в разных регионах Западной Сибири.
Работа поддержана грантом РГНФ № 02 06 000 14а.
Литература
1. Кривцова Л.А. Иммуногенетика и клинические варианты хронического описторхоза у детей: Авто-реф. дис. ... д-ра мед. наук. Омск, 1993. 24 с.
2. Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высш. шк., 1980. 293 с.
3. Лепехин А.В., Мефодиев В.В., Филатов В.Г., Бу-жак Н.С. Эпидемиология, клиника и профилактика описторхоза. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. 232 с.
4. Обзор загрязнения природной среды в Российской Федерации за 1999 г. (Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) / Под ред. Ю.А. Израэль. М., 2000. 350 с.
5. Ожирельев В.В., Поцелуев А.Н. Оценка значения притоков рек в функционировании Обь-Иртышского очага описторхоза // Паразитарные болезни человека в Западной Сибири / Под ред. В.А. Майер. Омск, 1987. С. 56-63.
6. Сербина Е.Н., Юрлова Н.И. Участие Codiella troscheli (Mollusca: Prosobranchia) в жизненном цикле Metorchis albidus (Trematoda: Opisthorchidae) // Мед. паразитология и паразитар. болезни. 2002. № 3. С. 21-23.
7. Сидоров Е.Г. Природная очаговость описторхоза. Алма-Ата: Наука, 1983. 240 с.
8. Скрябин К.И. Трематоды животных и человека: Основы трематодологии. М.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. 4. 508 с.
9. Сонин М.Д., Беэр С.А., Ройтман В.А. и др. Закономерность формирования паразитарного загрязнения среды в урбанизированных экосистемах // Мед. паразитология и паразитар. болезни. 2000. № 1. С. 7-11.
10. Сороковикова Л.М., Нецветаева О. Г., Ходжер Т. В. и др. Химический состав и качество воды реки Оби // Эколого-биохимические исследования в бассейне Оби / Под ред. В.В. Зуева. Томск: Изд-во Том. унта, 2002. С. 21-50.
11. Сыскова Т. Г., Цыбина Т.Н., Сидоренко А. Г., Ясинский А.А. Состояние паразитарной заболеваемости населения Российской Федерации в 1999 г. // Мед. паразитология и паразитар. болезни. 2001. № 3. С. 31-35.
12. Фаттахов Р. Г. Экология паразитарных систем опи-сторхид Обь-Иртышского бассейна в условиях ан-тропопрессии: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. Тюмень, 1996. 49 с.
13. Федоров К.П., Наумов В.А., Кузнецова В.Г., Белов Г. Ф.
О некоторых актуальных вопросах проблемы опи-сторхидозов человека // Мед. паразитология и па-разитар. болезни. 2000. № 3. С. 7-9.
14.PaulyA., SchusterR. Molecular characterization and differentiation of opisthorchiid trematodes of the species Opisthorchis felineus (Rivolta, 1884) and Metorchis bilis (Braun, 1890) using polymerase chain reaction // Parasitol. Res. 2003. V. 90. № 5. P. 409414.
Поступила в редакцию 04.04.2006 г.