Научная статья на тему 'О РАСПРЕДЕЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ДЛЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

О РАСПРЕДЕЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ДЛЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТОК / ТРАНСФЕРТЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметвалеева Гузель Магсумовна

В статье рассматривается экономическая сущность и содержание региональных финансовых потоков, дается их классификация в зависимости от роли субъекта РФ в формировании экономики федерального уровня и локальных производственных задач. Определена структура типовых видов финансовых потоков региона и описана характеристика отдельных их видов в условиях существующих бюджетных ограничений. В статье иллюстрируется распределение чистого финансового потока субъектов РФ при формировании Федерального бюджета. Приводится состав межбюджетных трансфертов Республики Татарстан и дается анализ их влияния на финансовые притоки в бюджет Российской Федерации в 2021 году. Предложены показатели оценки финансовых потоков региона на примере Республики Татарстан, в основе которого достигается урегулирование межбюджетных отношений. Применение предложенных оценочных индикаторов для измерения эффективности региональных финансовых потоков направлено на повышение сбалансированности бюджетных доходов и расходов бюджета субъекта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметвалеева Гузель Магсумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL DISTRIBUTION OF FINANCIAL FLOWS TO BALANCE THE BUDGET EXPENDITURES MANAGEMENT (BASED ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

The article deals with the economic essence and content of regional financial flows, their classification depending on the role of the subject of the Russian Federation in the formation of the Federal economy and local production tasks. The structure of typical types of financial flows in the region is defined and the characteristics of their individual types are described in the conditions of existing budget constraints. The article illustrates the distribution of the net financial flow of the subjects of the Russian Federation in the formation of the Federal budget. The article presents the composition of inter-budget transfers of the Republic of Tatarstan and analyzes their impact on financial inflows to the budget of the Russian Federation in 2021. Indicators for assessing the financial flows of the region are proposed on the example of the Republic of Tatarstan, which is based on the settlement of inter-budgetary relations. The use of the proposed evaluation indicators to measure the effectiveness of regional financial flows is aimed at improving the balance of budget revenues and expenditures of the budget of the subject of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О РАСПРЕДЕЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ДЛЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

УДК 336.5.01

2.3. О распределении региональных финансовых потоков для сбалансированного управления бюджетными расходами (на примере республики Татарстан)

©Ахметвалеева Г. М.

Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Российская Федерация

e-mail: guzik1986@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается экономическая сущность и содержание региональных финансовых потоков, дается их классификация в зависимости от роли субъекта РФ в формировании экономики федерального уровня и локальных производственных задач. Определена структура типовых видов финансовых потоков региона и описана характеристика отдельных их видов в условиях существующих бюджетных ограничений. В статье иллюстрируется распределение чистого финансового потока субъектов РФ при формировании Федерального бюджета. Приводится состав межбюджетных трансфертов Республики Татарстан и дается анализ их влияния на финансовые притоки в бюджет Российской Федерации в 2021 году. Предложены показатели оценки финансовых потоков региона на примере Республики Татарстан, в основе которого достигается урегулирование межбюджетных отношений. Применение предложенных оценочных индикаторов для измерения эффективности региональных финансовых потоков направлено на повышение сбалансированности бюджетных доходов и расходов бюджета субъекта РФ.

Ключевые слова: финансы, финансовый поток, трансферты, межбюджетные трансферты, бюджет, бюджетные расходы, государственное регулирование.

Для цитирования: Ахметвалеева Г. М. О распределении региональных финансовых потоков для сбалансированного управления бюджетными расходами (на примере республики Татарстан) // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 86-91.

The regional distribution of financia! flows to balance

the budget expenditures management (based on the materials of the republic of Tatarstan)

©G. M. Akhmetvalieva Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation e-mail: guzik1986@mail.ru

Abstract. The article deals with the economic essence and content of regional financial flows, their classification depending on the role of the subject of the Russian Federation in the formation of the Federal economy and local production tasks. The structure of typical types of financial flows in the region is defined and the characteristics of their individual types are described in the conditions of existing budget constraints. The article illustrates the distribution of the net financial flow of the subjects of the Russian Federation in the formation of the Federal budget. The article presents the composition of inter-budget transfers of the Republic of Tatarstan and analyzes their impact on financial inflows to the budget of the Russian Federation in 2021. Indicators for assessing the financial flows of the region are proposed on the example of the Republic of Tatarstan, which is based on the settlement of inter-budgetary relations. The use of the proposed evaluation indicators to measure the effectiveness of regional financial flows is aimed at improving the balance of budget revenues and expenditures of the budget of the subject of the Russian Federation.

Keywords: finance, financial flow, transfers, inter-budget transfers, budget, budget expenditures, state regulation.

For citation: Akhmetvalieva G. M. The regional distribution of financial flows to balance the budget expenditures management (based on

the materials of the republic of Tatarstan) // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. № 6. P. 86-91.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях повышения требований к объему и структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации возрастает потребность в качестве оценки сбалансированности региональных финансовых потоков. Данное экономическое явление отражает конструктивность принятия инвестиционных решений на уровне органов исполнительной власти в региональных социально-экономических системах.

Определяя роль сбалансированности государственных финансовых ресурсов региона в системе управления бюджетными расходами страны необходимо уточнить сущность и содержания понятия: «финансовые потоки».

Финансовые потоки региона представляют собой совокупность целенаправленных систем распределения денежных средств государства, агрегированных на уровне субъекта РФ, имеющих долгосрочную экономическую ориентацию - финансовое оздоровление и максимизация субфедеральных эффектов.

Глобализация финансовых рынков и вовлечение в этот процесс Республики Татарстан активизировали трансграничное движение капитала с выявлением роли прямых инвестиций для расширения внешнеторговой деятельности исследуемого региона.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ РЕГИОНА

В региональной финансовой политике Республики Татарстан существует не ярко выраженная динамика встречных финансовых потоков, которые отражают прямые инвестиции в индустриальные проекты.

Исследуемый регион обладает достаточным инвестиционным, ресурсным, таможенным и инфраструктурным потенциалом для расширения внутренних и внешних финансовых отношений, стимулирующих развитие экономики, повышение занятости населения и рост производительности труда.

Значительная доля государственных финансовых ресурсов Республики Татарстан вовлекается в зону частного финансирования социальных, торгово-экономических и инфраструктурных проектов.

В условиях деятельности Республики Татарстан «...движение финансовых потоков организуется и управляется федеральными, региональными органами и их институтами, органами местного самоуправления, кредитно-банковской системой и ее звеньями, юридическими и физическими лицами.» [7].

Государство, регионы, экономика в целом и ее отдельные сферы, различные институты образуют сложный механизм, обеспечивающий необходимые условия для движения финансовых потоков [11,12].

Недостаток сложившейся системы управления финансовыми потоками субъектов РФ как фактор несбалансированности заключается в непрозрачности «.бюджетных расходов, особенно в части данных о программах, осуществляемых в регионах вне софинансирования федеральных расходов.» [9].

Реалии таковы, что «.управление финансами осуществляется не ради самого управления, а во имя достижения целей и задач, поставленных финансовой политикой. То есть можно заключить, что управление финансами является процессом реализации финансовой политики.» [8].

Для целей реализации финансовой политики большое значение имеет «.недополучение в бюджеты регионов финансовых потоков от налогообложения прибыли компаний.» [2].

В сложившейся системе распределения государственных финансовых ресурсов «.налицо активный процесс по выстраиванию стройной и прочной бюджетной системы России, задачами которой ставятся максимальная прозрачность, понятность и эффективность. Взаимодействие в реализации данных задач, обмен опытом и использование совместных идей и наработок позволят сделать процесс внедрения новаций быстрым и результативным.» [5].

Данное обстоятельство свидетельствует о проблеме фискальной децентрализации, неблагоприятной институциональной среде с точки зрения подчинения микроуровня управления финансовыми потоками субфедеральному уровню, в рамках которого целесообразна новая налоговая тактика - лимитирование фискальных обязательств и ограничение объема региональных финансовых ресурсов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ РЕГИОНА

Экспортные региональные финансовые потоки - это движение денежных средств в форме валютных поступлений от продажи российской продукции в рамках внешнеторговой деятельности компаний региона на условиях взаимных экономических выгод для участников межгосударственного товарообмена.

Импортные региональные финансовые потоки - представляют собой оттоки капитала из фондов субъектов экономической деятельности РФ в казну зарубежных контрагентов ввиду встречных поставок запасов, продукции, товарно-материальных ценностей и оборудования на региональные рынки.

Льготные двусторонние финансовые потоки - это встречные потоки налоговых и нефискальных льгот субъекта Российской Федерации, предоставленных федеральным центром и/или международным сообществом конкретному региону для обмена капиталом с учетом многоаспектности функционала инвестиционного потенциала данного региона, используемого, как в России, так и за рубежом.

Многосторонние финансовые потоки - это денежные поступления в виде оплаты услуг и работ, выполняемых контрагентами регионального рынка для субъектов экономической деятельности в масштабах макрорегионов в счет будущих обязательств по эксплуатации продукции, запасов и товаров на внешнеторговой площадке. В практике деятельности регионов, не являющихся дотационными субъектами РФ, можно также выделить: сырьевые финансовые потоки, инвестиционные региональные потоки, трансграничные финансовые потоки.

В случае перераспределения капитала в субъектах РФ, включенных в реестр дотационных регионов можно выделить целевые бюджетные потоки, основанные на предоставлении федеральным центров денежных средств, поток которых служит источником воспроизводства ключевых ресурсов региональной экономики с обеспечением устойчивости развития территорий, в рамках которых существует единое субфедеральное пространство.

На рисунке 1 иллюстрируется структура типовых видов финансовых потоков региона в условиях существующих бюджетных ограничений.

Рисунок 2. Распределение чистых денежных притоков и оттоков в России в 2010-2019 гг., млрд руб. / Figure 2. Distribution of net cash inflows and outflows in Russia, 2010-2019., billion rubles. Источник: составлено по данным Росстата /Source: compiled according to Rosstat.

Рисунок 1. Структура типовых видов финансовых потоков региона в условиях существующих бюджетных ограничений / Figure 1. Structure of typical types of financial flows in the region under existing budget constraints. Источник: составлено автором /Source: compiled by the author.

РИСКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Существует известная проблема рисков и управления ими в аспекте государственного финансового планирования и необходимости поиска эффективных решений по ликвидации «узких мест» в кругообороте государственных и субфедеральных ресурсов.

Вероятность роста финансовых потерь от встречных экспортных потоков региона возрастает в результате воздействия большого количества факторов: рост цен на экспорт товаров и услуг; повышение таможенных пошлин; несовершенство структуры таможенной стоимости.

Учитывая политику бюджетирования, сложившуюся в Российской Федерации за последние 5 лет, очевидна объективная необходимость сокращения межбюджетных диспропорций в структуре региональных финансовых потоков. Финансовые потоки, основанные на поступлении денежных средств в бюджеты субъектов РФ и подведомственные им бюджеты муниципальных образований, включают: налоговые потоки, состоящие из: налога на имущество и прибыль организаций, НДФЛ, земельного налога, специальных обязательных платежей, относящихся к режимным процедурам взимания государственных финансовых ресурсов. Существует макроэкономический и микроэкономический уровень распределения финансовых ресурсов.

Положительная динамика финансовых результатов в 2019 году обусловлена увеличением спроса на товарную продукцию, предложенную на потребительских рынках страны и в силу повышения числа контрагентов, функционирующих в сфере крупного бизнеса (рисунок 2, 3).

Рисунок 3. Темпы роста финансовых потоков на макроуровне в 20102019 гг. / Figure 3. Growth rates of financial flows at the macro level in 2010-2019. Источник: составлено по данным Росстата /Source: compiled according to Rosstat.

В состав органов, уполномоченных на контроль и регулирование государственных финансовых ресурсов Республики Татарстан, входят органы внутреннего надзора и аудита бюджетных расходов регионального уровня, а также государственные институты развития.

Посредником на региональном рынке Республики Татарстан выступают крупнейшие финансово-кредитные учреждения:

- коммерческие банки;

- инвестиционные компании;

- лизинговые компании;

- венчурные фонды.

Специализация бюджетных потоков Республики Татарстан несовершенна и нуждается в улучшении стратегии привлечения, распределения и освоения государственных финансовых ресурсов.

Повышение качества управления государственными финансовыми ресурсами во многом зависит от качества подготовки государственных и муниципальных служащих, которые уполномочены осуществлять контроль и регулирование региональных финансовых потоков.

В этой связи, следует отметить, что в динамике за последние 5 лет «...сокращена пятая часть штатной численности работников органов государственного управления, введено нормативное финансирование. В результате Республика Татарстан в 2019 году заняла 7-е место среди регионов России 2-е место

среди регионов Приволжского федерального округа по показателю доли государственных и муниципальных служащих от общего количества жителей республики - 28 единиц на 10 тыс. жителей.» [3].

При этом важное значение имеет анализ рисков формирования финансовых потоков в силу несовершенства методов региональной финансовой политики. Пермский край и Республика Башкортостан также являются донорами федерального бюджета, но их чистый вклад в Федеральный бюджет меньше, чем аналогичный показатель, достигнутый в Республике Татарстан (рисунок 4).

ХМДОЯОгра 2 50^,

Пермский край Г" 2 00JL-" к Москва

Оренбургская область ' I 500 1 (Kill т 076 Щ »55 STrsLJ ЯНАО

Самарская область \ \ Г 272 Щ Санкт-Петербург

Московская область Татарстан

Красноярский край

Рисунок 4. Распределение чистого финансового потока субъектов РФ при формировании Федерального бюджета в 2018 году, млрд. руб. / Figure 4. Distribution of the net financial flow of the subjects of the Russian Federation in the formation of the Federal Budget in 2018, billion rubles. Источник: Минфин РФ, ФНС РФ, расчеты Эксперт РА /Source: Ministry of Finance of the Russian Federation, Federal Tax Service of the Russian Federation, EXPERTRA.

Пермский край также является донором федерального бюджета, но его чистый вклад (192 млрд. руб.) за период исследования на 41,6% меньше, чем аналогичный показатель, достигнутый в Республике Татарстан (329 млрд. руб.) (рисунок 5).

Рисунок 5. Удельный вес налоговых потоков, подлежащих к зачислению в бюджеты субъектов РФ в 2018 году, % / Figure 5. Share of tax flows to be credited to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation in 2018, %. Источник: Минфин РФ, ФНС РФ, расчеты Эксперт РА /Source: Ministry of Finance of the Russian Federation, Federal Tax Service of the Russian Federation, EXPERT RA.

Среди регионов лидеров по чистому финансовому потоку выступили: Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), обеспечивший за анализируемый период вклад в федеральный бюджет в размере 2251 млрд. руб. Данный регион опередил по показателю чистого финансового потока г. Москву (1076 млрд. руб.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (855 млрд. руб.). Реалии таковы, что чистые финансовые потоки из субъ-

ектов РФ в федеральный бюджет аккумулируются на основе оценки разницы «.между суммой поступивших из региона платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.» и величиной налоговых притоков в консолидированный бюджет региона «.и трансфертов из федерального бюджета (дотаций, субвенций, субсидий и иных трансфертов) за аналогичный период.» [10].

Рисунок 6 показывает локальную связь потребительского и финансовых рынков для интеграции финансовых потоков, агрегирование которых служит инструментом оздоровления региональной экономики с учетом текущих бюджетных обязательств Республики Татарстан.

Рисунок 6. Распределение региональных финансовых потоков для сбалансированного управления бюджетными расходами Республики Татарстан / Figure 6. Distribution of regional financial flows for sustainable management of budget expenditures of the Republic of Tatarstan. Источник: составлено автором / Source: compiled by the author.

Как отмечает Гайзатуллин Р.Р. «.в результате проведенных мероприятий по сокращению недоимки, предпринятых оптимизационных мер в расходах, использования остатков бюджетных средств, федеральной помощи по итогам 2020 года будут профинансированы все первоочередные и социальные значимые проекты и республиканские целевые программы.» [3].

Для полноты исследования важно отметить, что в рамках заседаний Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по бюджету, налогам и финансам рассматриваются «.вопросы мобилизации доходов в бюджет республики и эффективности расходования бюджетных средств.» [6].

В условиях падения реальных доходов населения Республики Татарстан, поиска новых решений моделирования саморазвития муниципальных районов инструментами согласованной стратегии учета, контроля, обеспечения сбалансированности финансовых потоков служат:

- межмуниципальное партнерство по распределению финансовых ресурсов;

- передача налоговых нормативов и фискальные механизмы движения встречных потоков;

- межбюджетные трансферты в Республике Татарстан;

- партисипаторное бюджетирование региональных проектов.

«.В целях реализации национальных проектов наряду с основным потоком финансового обеспечения в форме субсидий

субъектам предоставляются субвенции и иные межбюджетные трансферты...» [1].

Так, цифры статистики на рисунке 7 свидетельствуют об объемах предоставленных межбюджетных трансфертов в Республике Татарстан.

В 2020-2021 гг. наибольшая финансовая обеспеченность достигнута при поддержке таких направлений деятельности исследуемого субъекта РФ, как: обеспечение развития образовательных учреждений: 24527,9 тыс. руб. в 2020 году и 25376,7 тыс. руб. в 2021 году; защита прав несовершеннолетних: 9799,1 тыс. руб. в 2020 году и 9811,8 тыс. руб. в 2021 году.

Наилучшая сбалансированность, отражающая стабильность формирования финансовых потоков Республики Татарстан в 2020-2021 гг., выявлена по следующим позициям: финансирование государственной молодежной политики (2110 тыс. руб.); реализация государственных полномочий в сфере образования (4225,7 тыс. руб.); организация деятельности административных комиссий (6254,5 тыс. руб.).

Рисунок 7. Межбюджетные трансферты как финансовые притоки в бюджет Республики Татарстан в 2020-2021 гг., тыс. руб./ Figure 7. Interbudget transfers as financial inflows to the budget of the Republic of Ta-tarstan in 2020-2021, thousand rubles. Источник: Минфин Республики Татарстан /Source: Ministry of Finance of the Republic of Tatarstan.

На конкретных территориях региона происходит перераспределение ресурсов, как за счет прямых бюджетных расходов, так и за счет «.финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящего бюджета.» [4].

ВЫВОДЫ

Для повышения эффективности управления бюджетных расходов в Республике Татарстан нами рекомендуется использовать ряд экономических показателей оценки финансовых потоков с учетом индикативного планирования масштабов социально-экономического развития:

- бюджетная эффективность для бюджетов муниципальных образований, регионального хозяйства Республики Татарстан;

- окупаемость региональных бюджетных потоков, инвестированных в проекты развития промышленности и сферы сельского хозяйства;

- коммерческая эффективность для инвесторов и инициаторов региональных проектов развития;

- доля ключевых показателей целевых программ Республики Татарстан в структуре валового регионального продукта;

- рабочие места, вновь созданные в Республике Татарстан для повышения регионального уровня занятости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенный подход к оценке финансовых потоков позволит повысить сбалансированность бюджетных доходов и расходов региона, урегулировать межбюджетные отношения и рационализировать финансовые отношения бюджета субъекта РФ с федеральным центром, создав предпосылки управления государственными финансовыми ресурсами в Республике Татарстан как приоритетную систему мер по минимизации неэффективных бюджетных расходов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 70,35%.

Рецензент: профессор Департамента экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, доцент В.М. Смирнов

Список литературы:

Reference list:

1. Антошина Е.А., Колесов А.С. Об опыте финансирования национальных проектов в Республике Карелия // Финансы. 2020. № 9. - С. 7-13.

2. Ахметова Г.М. Финансовый механизм управления в субъектах Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 6. - С. 50-66

3. В условиях кризиса социальная направленность бюджета сохраняется (интервью с министром финансов Республики Татарстан) // Финансы. 2020. № 11. - С. 3-8.

4. Гайзатуллин Р.Р. Развитие межбюджетных отношений - залог экономического роста Республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 2. - С. 96-102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Зяббарова Е.Ю. Отдельные аспекты совершенствования региональной финансовой политики в Республике Татарстан // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 7 (34). - С. 52-54.

6. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2018 год. Казань 2019. - 262 с.

1. Antoshina E.A., Kolesov A.S. On the experience of financing national projects in the Republic of Karelia. 2020. No. 9. - P. 7-13.

2. Akhmetova G.M. Financial mechanism of management in the subjects of the Russian Federation // Financial analytics: problems and solutions. 2016. No. 6. - P. 50-66

3. In the conditions of the crisis, the social orientation of the budget is preserved (interview with the Minister of Finance of the Republic of Tatarstan). 2020. No. 11. - P. 3-8.

4. The Gaizatullin R.R. the Development of interbudgetary relations is the key to economic growth of the Republic of Tatarstan // Bulletin Of Kazan Technological University. 2008. №. 2. - P. 96102

5. Zyabbarova E.Yu. Separate aspects of improving regional financial policy in the Republic of Tatarstan // Regional economy: theory and practice. 2006. №. 7 (34). - P. 52-54.

6. Report on the activities of the Executive authorities of the Republic of Tatarstan for the year 2018. Kazan, 2019 - 262 p.

7. Ржевская Т.Г. Финансовые потоки и кругообороты как базис финансовых отношений // Вопросы экономики и права -2011 № 7 - С. 161-166.

8. Рогатенюк Э.В. Финансовая политика государства: сущность, направления и виды // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции - 2009 - №. 1 (2). - С. 40-44.

9. Шик О.В., Серова Е.В., Янбых Р.Г. Исследование системы бюджетной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 2 - С. 145 - 167.

10. Донор российской экономики: Республика Татарстан в лидерах по поступлениям в федеральный бюджет https://raexpert.ru/press/artides/expertrt_tatarstan2018/ (дата обращения: 07.12.2020).

11. Попков С.Ю., Смирнов В.М. Условия и перспективы формирования территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Дальнего Востока России // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 95-105.

12. Смирнов В.М. Государственная региональная политика в современных условиях и социально-экономическая динамика развития регионов // Бизнес в законе. 2011. № 6. С. 276-279.

13. Государственное регулирование национальной экономики. Учебник. / Голоктионова Ю.Г., Бабич Т.Н., Вертакова Ю.В., Донцова О.И., Думнова Н.А., Ильминская С.А., Илюхина И.Б., Лисичкина Н.В., Морковкин Д.Е., Смирнов В.М., Шманёв С.В., Юрзинова И.Л. Москва, 2020.

7. Rzhevskaya T.G. Financial flows and circulations as the basis of financial relations // The issues of economy and law - 2011. - №. 7 - P. 161-166.

8. Rogatnykh E.V. Financial politics of the state: essence, directions and types // Scientific Bulletin: Finance, banks, investment - 2009 - №. 1 (2) - P. 40-44.

9. Chic O. V., Serova E. V., Yanbykh R. G. a study of the system of budget support of agrarian sector in Russia // Issues of state and municipal administration. 2020. No. 2-pp. 145-167.

10. Donor of the Russian economy: The Republic of Tatarstan is a leader in federal budget revenues https://raexpert.ru/press/articles/expertrt_tatarstan2018

11. Popkov S.Yu., Smirnov V.M. Conditions and prospects for the formation of territories of advanced socio-economic development in the regions of the Russian Far East // Economy. Taxes. Right. - 2015. - № 6. - P. 95-105.

12. Smirnov V.M. State regional policy in modern conditions and socio-economic dynamics of regional development. - 2011. - № 6. - P. 276-279.

13. State regulation of the national economy / Galaktionov Y.G., Babich T.N., Vertakova Y.V., Dontsova O.I., Doomnova N.A. Ilminsky S.A., Ilyukhin I.B. Lisichkina N.In., Morkovkina D.E., Smirnov V.M., Shmarev S.V., Yurzinov I.L. Moscow, 2020.

Статья поступила в редакцию 03.11.2020, принята к публикации 21.12.2020 The article was received on 03.11.2020, accepted for publication 21.12.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ахметвалеева Гузель Магсумовна, старший преподаватель кафедры государственного, муниципального управления и социологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Российская Федерация, e-mail: guzik1986@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Guzel M. Akhmetvalieva, Senior lecturer, Department of state and municipal administration and sociology, Kazan national research technological University, Kazan, Russian Federation, e-mail: guzik1986@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.