Научная статья на тему 'О РАСПАДЕ СССР И АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА'

О РАСПАДЕ СССР И АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
азербайджано-российские отношения / экономическое сотрудничество / азербайджано-российская торговля / нефтепровод Баку-Новороссийск / Межправительственная Государственная Комиссия по Экономическому Сотрудничеству / Azerbaijani-Russian relations / economic cooperation / Azerbaijani-Russian trade / Baku-Novorossiysk oil pipeline / Intergovernmental State Commission for Economic Cooperation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джалалзаде Бановша Мехдиовна

В конце 1980-х годов СССР вошел в полосу углублявшегося социально-экономического и политического кризиса, а провал политики «перестройки», проводимой М.С. Горбачевым с целью стабилизации ситуации, положил конец существованию Советского государства. Распад СССР привел к резкому ослаблению традиционных экономических связей между бывшими советскими республиками, в том числе между Азербайджаном и Россией. В первой половине 90-х годов прошлого века торгово-экономические отношения между Азербайджаном и Россией были существенно осложнены из-за трудностей и неопределенности, вызванных реалиями переходного периода. Однако в результате практических шагов, предпринятых руководителями обеих стран, заинтересованными в устранении существующих проблем, прежде всего благодаря политике Гейдара Алиева, во второй половине указанного десятилетия во взаимных торгово-экономических отношениях удалось обеспечить положительную динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DESTRUCTION OF THE USSR AND AZERBAIJAN-RUSSIAN ECONOMIC RELATIONS IN THE 90S OF THE XX CENTURY

At the end of the 1980s, the USSR entered a period of deepening socio-economic and political crisis, and the failure of the “perestroika” policy pursued by M.S. Gorbachev, in order to stabilize the situation, put an end to the existence of the Soviet state. The collapse of the USSR led to a sharp weakening of traditional economic ties between the former Soviet republics, including between Azerbaijan and Russia. In the first half of the 90s of the last century, trade and economic relations between Azerbaijan and Russia were significantly complicated due to the difficulties and uncertainty caused by the realities of the transition period. However, as a result of practical steps taken by the leaders of both countries, interested in eliminating existing problems, primarily thanks to the policies of Heydar Aliyev, in the second half of this decade, it was possible to ensure positive dynamics in mutual trade and economic relations.

Текст научной работы на тему «О РАСПАДЕ СССР И АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА»

SINYAKOVA, TATYANA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law, Faculty of Law, Saint Petersburg

Institute (Branch) of the All-Russian State University of Justice (tatiana-70-70@mail.ru).

AFANASYEVA MARINA A. -student of the Faculty of Law, Ivanovo branch of RANEPA (agusi19@mail.ru).

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 94(479.24+430):327«1991/2000» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-148-153

ДЖАЛАЛЗАДЕ Б.М. О РАСПАДЕ СССР И АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Ключевые слова: азербайджано-российские отношения, экономическое сотрудничество, азербайджано-российская торговля, нефтепровод Баку-Новороссийск, Межправительственная Государственная Комиссия по Экономическому Сотрудничеству.

В конце 1980-х годов СССР вошел в полосу углублявшегося социально-экономического и политического кризиса, а провал политики «перестройки», проводимой М.С. Горбачевым с целью стабилизации ситуации, положил конец существованию Советского государства. Распад СССР привел к резкому ослаблению традиционных экономических связей между бывшими советскими республиками, в том числе между Азербайджаном и Россией. В первой половине 90-х годов прошлого века торгово-экономические отношения между Азербайджаном и Россией были существенно осложнены из-за трудностей и неопределенности, вызванных реалиями переходного периода. Однако в результате практических шагов, предпринятых руководителями обеих стран, заинтересованными в устранении существующих проблем, прежде всего благодаря политике Гейдара Алиева, во второй половине указанного десятилетия во взаимных торгово-экономических отношениях удалось обеспечить положительную динамику.

JALALZADE, B.M.

ABOUT THE DESTRUCTION OF THE USSR AND AZERBAIJAN-RUSSIAN ECONOMIC RELATIONS

IN THE 90S OF THE XX CENTURY

Key words: Azerbaijani-Russian relations, economic cooperation, Azerbaijani-Russian trade, Baku-Novorossiysk oil pipeline, Intergovernmental State Commission for Economic Cooperation,

At the end of the 1980s, the USSR entered a period of deepening socio-economic and political crisis, and the failure of the "perestroika" policy pursued by M.S. Gorbachev, in order to stabilize the situation, put an end to the existence of the Soviet state. The collapse of the USSR led to a sharp weakening of traditional economic ties between the former Soviet republics, including between Azerbaijan and Russia. In the first half of the 90s of the last century, trade and economic relations between Azerbaijan and Russia were significantly complicated due to the difficulties and uncertainty caused by the realities of the transition period. However, as a result of practical steps taken by the leaders of both countries, interested in eliminating existing problems, primarily thanks to the policies of Heydar Aliyev, in the second half of this decade, it was possible to ensure positive dynamics in mutual trade and economic relations.

В 80-е годы XX века политический, социально-экономический и культурно-гуманитарный кризис, поразивший мировую социалистическую систему, в большей степени проявился в СССР, который был центральным элементом этой системы. Советская экономика, основанная на государственном планировании, несмотря на богатые природные ресурсы страны, с одной стороны, не могла реагировать на меняющиеся темпы развития и требования времени. С другой стороны, расширение бюрократического, косного и безынициативного управленческого аппарата, развитие теневой экономики, коррупции и других негативных явлений привели к деформации трудовых отношений, сокращению мер экономического стимулирования и, в конечном итоге, к снижению темпов производства и ухудшению условий жизни населения.

Если во второй половине 1960-х годов среднегодовые темпы роста промышленности в Советском Союзе составляли 8,4%, то в 1970-1985 годах темпы роста экономики страны неуклонно снижались и в 1981-1985 годах составляли примерно 3,5%. Темпы роста аграрного производства, в свою очередь, снизились до 1,4% среднегодовых. Среднегодовые объемы пророста капитала, направлявшегося в экономику страны, снизились с 7,5% до 1,8%. Одним из факторов, оказавших негативное влияние на экономическое развитие, стало ухудшение демографической ситуации. В период с начала 60-х до конца 70-х годов ХХ века, при снижении рождаемости в СССР на 25%, число смертей увеличилось на 15%. Миграция населения в города привела к упадку сельского хозяйства. Хотя с 1976 года реализовывалась специальная программа по развитию села, она принципиально не изменила данной тенденции. В итоге, отток населения из деревень продолжался [1, с. 60-61].

Одной из главных проблем советской экономики была ее чрезмерная милитаризация. В связи с продолжением «холодной войны» с западным миром значительная часть бюджетных расходов была направлена на производство вооружений. В частности, в 1990 г. Советский Союз произвел в шесть раз больше обычных вооружений (танков, бронетехники, пушек и т. д.), и вдвое больше ракетно-ядерного оружия чем США [2, с 41]. В данном контексте США анонсировали различные программы по милитаризации космоса, подстрекая СССР к принятию контрмер, и таким образом реализовывали планы по дальнейшему ослаблению советской экономики. В 70-80-е годы ХХ века США расходовали на реализацию военных космических программ около 50 миллиардов долларов, а у СССР такой возможности не было [1, с. 62].

Все это создало необходимость проведения политических и социально-экономических реформ в стране Советов. В марте 1985 года с приходом М.С. Горбачева к власти в СССР и провозглашением политики «перестройки», в жизни страны начался период неопределенности. Новая политика предусматривала трансформацию политических и экономических отношений, либерализацию, технологическую модернизацию экономики, повышение самостоятельности субъектов производства и другие новаторские меры. Однако механизм и средства достижения поставленных целей не были ясны, большинство шагов правительства основывалось не на научных обоснованиях и анализе сложившейся ситуации, а на волюнтаристских идеях М.С. Горбачева. В результате страна не только не смогла выйти из сложившейся ситуации. Наоборот, кризисные явления неуклонно углублялись, что привело к росту протестов в обществе, уровень жизни которого постоянно падал.

В 1985 году дефицит государственного бюджета был равен 13 миллиардам рублей, в 1986 году этот показатель составлял уже 45,5 миллиарда рублей, а в 1987 году - 52 миллиарда рублей. В результате борьбы с алкоголизмом доходы государственного бюджета сократились примерно на 10 миллиардов рублей в 1985 году, 20 миллиардов в 1986 году и 30 миллиардов в 1987 году. Кроме того, падение мировых цен на нефть также ухудшило финансовое положение в СССР. В 1980 году один баррель нефти продавался примерно за 80 долларов, в 1983 году эта цена упала до 30 долларов, в 1985 году - до 26 долларов, в 1986 году - до 15 долларов, а в 1987 году - до 12 долларов. В 1987 г. валютные доходы СССР сократились уже на 50% [1, а 62-63]. Углубление экономического и, главное, политического кризиса сделало путь Союза к развалу фактически необратимым.

Кризис охватил политическую систему страны. Движение за суверенитет в республиках, в том числе и в России, расширялось, и политическая борьба между главой СССР М.С. Горбачевым и председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным, боровшимся против центральной власти, обострялась. Кроме того, территориальные претензии Армении к Азербайджану, этнические конфликты в Грузии и Молдавии, столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине Узбекистана и другие этнические конфликты подорвали основы Союза. Все это сопровождалось постепенным выходом процессов из-под контроля Кремля. Крах попытки государственного переворота консервативных сил в Москве 19-20 августа 1991 г. ускорил распад СССР. 8 декабря того же года Президент России Б. Ельцин, Президент Украины Л. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. Шушкевич подписали Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и создание Содружества Независимых Государств. 21 декабря в столице Казахстана Алма-Ате лидеры Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана также присоединились к СНГ, подписав Алма-Атинскую декларацию. Таким образом существование СССР фактически было прекращено.

После распада СССР начался новый этап в азербайджано-российских отношениях, имеющих многовековую историю. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 4 апреля 1992 года, что создало новые возможности для развития двусторонних отношений. В подписанном в Баку протоколе об установлении дипломатических отношений говорилось: «...установление дипломатических отношений будет содействовать укреплению связей между двумя государствами в политической, торговой, экономической и культурной областях, создает благоприятное условия для плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества» [3, с. 10-11]. Открытие в указанном году посольства Азербайджана в России и посольства России

в Азербайджане также стало позитивным шагом в плане расширения межгосударственных отношений.

Несмотря на установление дипломатических отношений и открытие посольств, в первые годы независимости ситуация в сфере азербайджано-российских отношений была достаточно неопределенной. Нарушение традиционных экономических связей, проблемы переходного периода от социализма к капитализму, наличие этнического сепаратизма в обеих странах негативно сказались на двусторонних отношениях.

В начале 90-х годов прошлого века в Азербайджане правительство Абульфаза Эльчибея во внешней политике отдавало предпочтение отношениям с Турцией и странами Запада и отказалось от членства в СНГ, что было воспринято в России весьма неоднозначно. «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой», подписанный в Москве 12 октября 1992 года, предусматривал развитие сотрудничества в различных областях двусторонних отношений, уважение суверенитета друг друга, невмешательство во внутренние дела, принцип территориальной целостности и нерушимости границ, защиту прав национальных меньшинств и т.д. Однако отказ Государственной Думы Российской Федерации ратифицировать это соглашение еще раз показал наличие холодных отношений между странами [4, с. 300-302].

Гейдар Алиев, во второй раз вернувшийся к власти в Азербайджане летом 1993 года, занял принципиально иную позицию, чем его предшественник. Он определил развитие взаимоотношений с Россией как одно из основных направлений внешней политики страны и предпринял целый ряд эффективных шагов по устранению проблем в отношениях между двумя странами. Находясь с официальным визитом в Москве с 6 по 8 сентября 1993 года, Гейдар Алиев оценил этот визит как «устранение ошибок, допущенных предыдущим руководством республики в отношениях с Россией» и высказался за вступление Азербайджана в СНГ [5].

Экономический фактор занял в этих условиях важное место в азербайджано-российских отношениях. Следует отметить, что экономические отношения между странами имеют глубокие исторические корни. А в период Российской империи и Советского Союза обе страны вообще были частью единого экономического пространства и проводили политику, определяемую из единого центра. Хотя распад СССР дезорганизовал исторически сложившуюся систему экономических отношений между странами, стороны были заинтересованы в восстановлении этих отношений на межгосударственном уровне. Первые соглашения, подписанные между правительствами этих стран после провозглашения независимости, также имели серьезную экономическую составляющую.

Еще в сентябре 1992 года, когда Азербайджан посетил премьер-министр Российской Федерации Егор Гайдар, в рамках этого визита были подписаны «Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации о свободной торговле», «Соглашение между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о согласованной денежно-кредитной и валютной политике», «Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации взаимном учреждении торговых представительств» [3, с. 12-36].

Однако несмотря на то, что были предприняты определенные шаги по регулированию двусторонних экономических отношений, сразу добиться позитивных изменений не удалось. Ослабление традиционных экономических связей, трудности переходного периода, недостаток финансирования и другие проблемы стали главными препятствиями на пути развития этих отношений. В первой половине 90-х годов прошлого века непонимание и недоверие, наблюдавшиеся в политических отношениях между двумя странами, также негативно сказались на экономических отношениях. Разногласия, связанные с армяно-азербайджанской войной, правовым статусом Каспийского моря и освоением его углеводородных ресурсов, событиями в Чечне, привели к снижению уровня взаимного экономического сотрудничества и даже к закрытию сухопутной границы между Россией и Азербайджаном в декабре 1994 года. Это закрытие границ примерно на год повлекло серьезные экономические потери для обеих стран и привело к серьёзному изменению структуры их экономических и торговых отношений. Если до закрытия границ Россия занимала первое место во внешней торговле Азербайджана, то в 1995-1996 годах

первое место досталось Ирану, а объем товарооборота между Азербайджаном и Россией снизился на 40% [4, с. 306].

Один из главных факторов, сдерживавших развитие двусторонних отношений в экономической сфере, был связан с ориентацией внешнеэкономических связей деловых кругов этих стран в разных направлениях. Как отмечал российский исследователь Е.И. Пивовар: «...бизнес Азербайджана взял курс на ускоренное развитие внешнеэкономических контактов с предпринимателями Турции и других государств региона, а главным приоритетом российских предпринимателей стало налаживание и укрепление деловых связей с представителями бизнеса Европы, США и Китая» [6, с. 141].

Существующие проблемы привели к тому, что в конце 90-х годов ХХ века азербайджано-российские торгово-экономические отношения составляли лишь 5% от уровня 1989 года [6, с. 142]. Ослабление межгосударственных экономических связей ярко проявилось в статистике взаимной торговли.

Взаимные торговые отношения между Азербайджаном и Россией в 1992-2008 гг.

(тыс. долларов США)

Годы Общий В том числе

объем Импорт Экспорт Сальдо

взаимной торгового

торговли баланса

1992 599 108 251 471,0 347 637,0 +96 166

1993 312 202 127 004,0 185 198,0 +58 194

1994 257 232 117 511,0 139 721,0 +22 210

1995 188 512 88 323,0 100 189,0 +11866

1996 269 778,9 158 388,9 111 390,0 -46 998,9

1997 332 052,7 151 520,6 180 532,1 +29 011,5

1998 299 617,1 193 830,3 105 786,8 -88 043,5

1999 309 602 226 530,6 83 071,4 -143 459,2

2000 347 613,6 249 326,7 98 286,9 -151 039,8

Таблица составлена на основе материалов Статистического Комитета Азербайджанской Республики.

Статистические данные показывают, что объем взаимной торговли между Азербайджаном и Россией в 2000 году снизился примерно на 40% по сравнению с 1992 годом. Наибольшее снижение произошло в 1995 году, что было связано с закрытием сухопутных границ. В тот год товарооборот между двумя странами был равен всего 188 512 тысячам долларов, что было примерно на 70% меньше, чем в 1992 году. Возникшая ситуация не соответствовала стратегическим интересам ни одной из сторон, и учитывая это, лидеры обеих стран проявили политическую волю и искали пути выхода из ситуации.

Большое значение в плане дальнейшего развития отношений имело создание в 1996 году Межправительственной Государственной Комиссии по Экономическому Сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией. В числе основных задач этой комиссии были определены: совершенствование нормативно-правовой базы экономических отношений, согласование практических шагов, предпринимаемых в сфере экономического сотрудничества, реализация проектов долгосрочного сотрудничества и т.д. В 1996-1997 годах было проведено 3 заседания комиссии (1 июля 1996 года в Махачкале, 6-7 января 1997 года в Баку и 27 июня 1997 года в Москве). В ходе этих встреч были достигнуты договоренности о расширении торгово-экономических отношений, об углублении производственной кооперации в сфере нефтедобычи, нефтяного машиностроения, нефтехимии, нефтепереработки, электроэнергетики, сельского хозяйства и т.д., о сотрудничестве в строительстве дорог и метро. На совещании, состоявшемся в Москве, было констатировано, что проведенные за короткий период работы уже дали определенные положительные результаты - транспортные связи между странами восстановлены, объемы грузоперевозок возросли, экономические отношения между субъектами РФ и Азербайджаном оживилось [4, с. 313-314]. Следует отметить, что, помимо Межправительственной Государственной Комиссии, также созданы комиссии по экономическому и гуманитарному

сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и городами Москвой, Санкт-Петербургом, Республиками Татарстан и Дагестан.

Важной вехой на пути восстановления двустороннего экономического сотрудничества стал официальный визит Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Москву 2-4 июля 1997 года. Этот визит, имевший насыщенную программу, можно рассматривать как позитивный поворотный момент в азербайджано-российских отношениях. Заинтересованность сторон в развитии межгосударственных отношений отразилась, на уровне и масштабах деловой насыщенности состоявшихся встреч на высшем уровне. Так, в рамках визита Гейдар Алиев встретился с Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным, Председателем правительства России Виктором Черномырдиным, министром иностранных дел России Евгением Примаковым, мэром Москвы Юрием Лужковым, председателем Совета Федерации Егором Строевым, председателем Государственной Думы Геннадием Селезневым, министром обороны России Игорем Сергеевым, генеральным прокурором России Юрием Скуратовым, секретарем Совета безопасности России Иваном Рыбкиным, первым вице-премьером России Анатолием Чубайсом, заместителем председателя правительства России Валерием Серовым, представителями финансовых и деловых кругов России, членами Российской Академии Наук, работниками средств массовой информации, и обратил внимание на позицию Азербайджана по развитию двусторонних отношений в различных сферах

Важнейшим результатом переговоров в Москве стало подписание «Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией». Соглашение содержало положения об отказе сторон от применения военных, финансовых и экономических мер друг против друга, о принятии мер по обеспечению взаимной безопасности, о развитии равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической, торговой, энергетической, культурной, здравоохранительной, экологической, научно-технической, гуманитарной и других сферах [3, с. 340-349]. Отметив важность этого Договора, Президент России Борис Ельцин заявил, что отношения между народами обеих стран, основанные на добрых традициях истории, «поднимаются на качественно новый уровень... Россия и Азербайджан твердо намерены следовать им в области политики, экономики, культуры, социальной, гуманитарной и других сферах». В свою очередь, Президент Азербайджана Гейдар Алиев отметил, что Договор «имеет исключительно важное историческое значение» и заявил, что «совместные усилия за последние годы - 1996, 1997 годы - привели к большим позитивным изменениям в области развития наших экономических отношений, расширения и увеличения объема товарооборота» [7, с. 97-99].

Энергетический сектор занимает особое место в экономических отношениях Азербайджана и России. Отношения российской компании «ЛУКойл» с Азербайджаном начались в 1993 году. Компания имеет доли в действующих здесь консорциумах в области добычи и транспортировки углеводородных ресурсов, основала торговый дом "ЛУКойл-Баку", который занимается поставками в Азербайджан оборудования для нефтяных месторождений. На территории республики действуют автозаправочные станции, принадлежащие этой компании.

18 января 1996 года в Москве было подписано «Соглашение между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о транзите азербайджанской нефти через территорию Российской Федерации». Контракт предусматривал транзит части добываемой в Азербайджане нефти от азербайджано-российской границы до порта Новороссийск. Тариф за одну тонну нефти, транспортируемой по нефтепроводу Баку-Новороссийск, был установлен на уровне $15,67 [3, с. 305-312[. Общая протяженность этого трубопровода составляет 1535 километров, а годовая пропускная способность - 18 миллионов тонн. По территории России проходит 1300 километров нефтепровода, по территории Азербайджана - 235 километров [8, с. 111]. В 1997 году начался экспорт азербайджанской нефти по указанному маршруту.

В рассматриваемое десятилетие обеспечение потребностей внутреннего рынка было одной из главных экономических проблем как в Азербайджане, так и в России. Товары, импортированные Азербайджаном из европейских стран, особенно оборудование, ввозились через территорию России, то есть Россия играла роль транзитной страны в торговле Азербайджан-Европа. В свою очередь, Азербайджан принимал непосредственное участие в снабжении крупных

городов России фруктами и овощами. Представители азербайджанской диаспоры основали в России сотни предприятий в различных сферах экономики [6, с. 142].

Согласно вышеизложенному, экономические отношения Азербайджана и России в десятилетие после распада СССР условно можно разделить на два этапа. Первый этап, охватывающий 1992-1995 годы, характеризуется нарушением взаимных связей, ослаблением экономического сотрудничества и постоянным снижением объёмов взаимной торговли. Второй этап охватывает 1996-2000 годы, и на этом этапе политика, проводимая странами в направлении восстановления и развития отношений, особенно создание Межправительственной Государственной Комиссии по Экономическому Сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией и его деятельность, привела к оживлению взаимных экономических связей и создала основу для их дальнейшего развития.

После избрания Президентом России в 2000 году Владимира Путина динамика углубления отношений между Азербайджаном и Россией усилилась и вступила в качественно новый этап. Во время визита Владимира Путина в Баку 9-10 января 2001 года президент Азербайджана Гейдар Алиев, отметив важность этого визита и характеризуя азербайджано-российские отношения в период после распада СССР, сказал: «После обретения независимости Азербайджаном были отдельные этапы, которые осложняли наши отношения... Но сегодняшний день показал, что то, что мешало нашей встрече, Вашему визиту, во многом было искусственно, было надумано и не отвечало реальности. А реальность состоит в том, что сегодня мы провели очень плодотворную работу. И можно смело сказать, что визит очень успешный, визит удался, он знаменует собой важную веху, открывает новый этап во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Азербайджаном» [9].

Литература и источники

1. §ahmuradovA.§. SSRl-nin süqutu prosesi haqqinda. // Baki Universitetinin Xabarlari. Humanitar elmlar seriyasi. 2012. № 4. S. 6070.

2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 286 с.

3. Azarbaycan-Rusiya Россия-Азербайджан, 1992-2002: Sanadlar toplusu, Сборник документов / Azarbaycan Respublikasinin Xarici l§lsr Nazirliyi, Rusiya Federasiyasinin Bakidaki Safirliyi. - Baki: "Cüma" QlSC, 2002. - 590 s.

4. Чернявский С.И. Новый путь Азербайджана. - М.: Азер-Медиа, Книга и бизнес, 2002. - 352 с.

5. Камышев Д. Гейдар Алиев приехал исправлять чужие ошибки // Коммерсантъ. - 1993. - 7 сентября.

6. ПивоварЕ.И. Российско-азербайджанские отношения. Конец ХХ - начало XXI века. - М.: Kremlin Multimedia, 2012. -448 c.

7. Azarbaycan-Rusiya: dostluq va amakda^liq münasibattarinin inki^afinda yeni marhala. - Baki: §srq-Qsrb, 1997. - 164 s.

8. Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушаков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М.: Международные отношения, 2003. - 280 с.

9. Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева на официальном приёме, организованном в честь Президента Российской Федерации Владимира Путина - 9 января 2002 года // https://lib.aliyev-heritage.org/ru/3640002.html

References and Sources

1. §ahmuradov A.§. SSRl-nin süqutu prosesi haqqinda. // Baki Universitetinin Xabarlari. Humanitar elmlar seriyasi. 2012. №2 4. S. 60-70.

2. Zdravomyslov A.G. Mezhnacional'nye konflikty v postsovetskom prostranstve. - M.: Aspekt Press, 1999. - 286 s.

3. Azarbaycan-Rusiya Rossiya-Azerbajdzhan, 1992-2002: Sanadlar toplusu, Sbornik dokumentov / Azarbaycan Respublikasinin Xarici i§lar Nazirliyi, Rusiya Federasiyasinin Bakidaki Safirliyi. - Baki: "Cüma" QlSC, 2002. - 590 s.

4. Chernyavskij S.I. Novyj put' Azerbajdzhana. - M.: Azer-Media, Kniga i biznes, 2002. - 352 s.

5. Kamyshev D. Gejdar Aliev priekhal ispravlyat' chuzhie oshibki // Kommersant". - 1993. - 7 sentyabrya.

6. Pivovar E.I. Rossijsko-azerbajdzhanskie otnosheniya. Konec HH - nachalo HHI veka. - M.: Kremlin Multimedia, 2012. - 448 c.

7. Azarbaycan-Rusiya: dostluq va amakdajliq münasibatlarinin inki§afinda yeni marhala. - Baki: §3rq-Qarb, 1997. - 164 s.

8. Zhil'cov S.S., Zonn I.S., Ushakov A.M. Geopolitika Kaspijskogo regiona. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2003. - 280 s.

9. Rech' Prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki Gejdara Alieva na oficial'nom priyome, organizovannom v chest' Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimira Putina - 9 yanvarya 2002 goda // https://lib.aliyev-heritage.org/ru/3640002.html

ДЖАЛАЛЗАДЕ БАНОВША МЕХДИОВНА - преподаватель кафедры истории и методики ее преподавания, Сумгаитский государственный университет (celalzade.92@mail.ru)

JALALZADE, BANOVSHA M. - Teacher of the Department of History and its Teaching Methodology, Sumgait State University (celalzade. 92@mail.ru).

УДК 94(669:680):327«190/200» Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-1-153-161

ЕГЕЗИ Б.Ч.

БОРЬБА ЗА РЕГИОНАЛЬНУЮ ГЕГЕМОНИЮ В ОТНОШЕНИЯХ НИГЕРИИ И ЮЖНОЙ АФРИКИ В ЭПОХУ ПОСЛЕ АПАРТЕИДА

Ключевые слова: Нигерия, ЮАР, нигерийско-южноафриканское соперничество, гегемонистское соперничество, политическая динамика, двусторонние отношения, эпоха постапартеида.

То, что Нигерия и Южная Африка стремятся стать гегемонами в своих субрегионах, остается фактом, который невозможно опровергнуть. В статье показано, что историю выработки и реализации внешней политики каждого из двух государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.