ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
О расчетах соотношения сил сторон по основным показателям боевого потенциала*
Полковник в отставке В.Г. НАРЫШКИН, кандидат военных наук
НАРЫШКИН Владимир Геннадьевич родился 1 мая 1941 года в селе Реболы Карельской АССР. Окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище (1964), Военную академию имени М.В. Фрунзе (1974), Военную академию Генерального штаба (1984).
Службу проходил в должностях командира мотострелкового взвода, мотострелковой роты Прикарпатского военного округа, начальника штаба мотострелкового полка, офицера, старшего офицера оперативного управления штаба Дальневосточного военного округа, старшего офицера и начальника группы 9-го отдельного направления Главного оперативного управления Генерального штаба, начальника оперативного отдела — заместителя начальника оперативного управления штаба Южной группы войск.
После увольнения из рядов ВС — старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военной академии Генерального штаба. С 1997 по 2003 год — главный специалист, советник департамента войск гражданской обороны МЧС России. С мая 2003 года — преподаватель, старший преподаватель факультета гражданской обороны Военно-инженерной академии. С 2006 года — старший преподаватель кафедры управления войсками и службы штабов Общевойсковой академии ВС РФ.
В НАСТОЯЩЕЕ время силы противоборствующих сторон сравниваются по наличию в боевом составе воинских формирований вооружения и военной техники, причем не только с учетом их количества, но и качества, что в целом является весьма важным и существенным шагом вперед, поскольку в определенной степени позволяет сопоставлять «качество» противостоящих группировок войск. Но это сравнение пока осуществляется только на основе боевых потенциалов вооружения, без какого-либо учета даже его пригодности к применению, не говоря уже о боеспособности и готовности к бою воинских формирований.
Очевидно, что давно назрела необходимость перехода к сравнению группировок войск (сил) сторон и расчетам их соотношения по всем основным показателям боевых потенциалов: идеальному — потенциалу вооружения (Пв); реальному — потенциалу боеспособности (Пбс); действительному — потенциалу готовности к бою (Пгб)1.
В настоящей статье изложены некоторые результаты применения разработанной концепции оценки показателей боевого потенциала войск2 для расчета соотношения сил и средств сторон. При этом показатели потенциалов вооружения, боеспособности и готовности к бою воинских формирований противника рассчитываются по методике, аналогичной оценке своих войск.
* Окончание. Начало в № 1, 2, 3. 2009.
1 Военная Мысль. 2009. № 1. С. 68.
2 Военная Мысль. 2009. № 2. С. 58; № 3. С. 76.
Такой подход позволяет на любой момент времени ^0) объективно оценивать идеальные, реальные и действительные потенциальные боевые возможности группировок войск противоборствующих сторон, что имеет важное значение для принятия обоснованных решений. Данные о составе, состоянии, боеспособности и боевой готовности своих войск мы получаем по результатам итоговых проверок подразделений и частей, а о противнике — на основе полученных разведданных. Известно, что разведывательные сведения о состоянии воинских формирований иностранных армий, составе и готовности их дежурных сил могут добываться не только силами агентурной и войсковой разведки, но и другими доступными средствами, например, в ходе совместных учений, как это с успехом делают многие иностранные разведки.
Для оценки боеспособности и боеготовности группировок войск иностранных армий необходимо получить следующие разведданые: укомплектованность подразделений, частей и соединений, а также качество их организационной структуры; пригодность (коэффициент готовности) вооружения, военной техники и качество запасов материальных средств; уровень подготовки, воинской дисциплины, физического и морального состояния личного состава; состояние и возможности систем управления; состояние боевой и мобилизационной готовности; состав, состояние и возможности дежурных сил; ход непосредственной подготовки к агрессии (ведению боевых действий) при возникновении военной угрозы.
На наш взгляд, целесообразно с учетом данной направленности соответствующим образом скорректировать усилия и задачи разведки и издавать специальные справочники с необходимыми сведениями о противнике. Однако было бы серьезной ошибкой уже сейчас в ходе проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки не оценивать показатели боевых потенциалов и ограничиваться расчетом соотношения сил сторон только по их боевому составу и наличию вооружения.
Методика оценки боевого потенциала противоборствующих сторон с учетом состояний их боеспособности и готовности к бою была апробирована во время комплексной проверки одного из танковых батальонов (тб). По плану проверки проводилось батальонное тактическое учение по оборонительной тематике. В соответствии с замыслом на противоположной стороне планировались действия подразделений и частей ВС ФРГ.
При оценке боевого потенциала тб «Восточных» (РФ) были получены нижеследующие результаты.
Потенциал вооружения (Пв) танкового батальона (40 танков Т-70) равнялся 84 ЕБП (40 • 2,1 = 84).
Потенциал боеспособности (Пбс) рассчитывался по изложенной ранее методике3 на основании исходных данных, полученных в ходе комплексной проверки.
Укомплектованность батальона от штатной потребности военного времени составляла: по личному составу — 51 %, по вооружению — 100 %. Обеспеченность запасами материальных средств — 93 %. Уровень укомплектованности и обеспеченности батальона был определен по наименьшему компоненту (С: = 0,51).
Уровень боеспособности наличных сил батальона (Убснс) определялся на основании итоговых оценок отдельных военнослужащих. Результаты комплексной проверки наличных сил тб оказались следующими: общая оценка — «удовлетворительно», при этом оценены «отлично» — 22 % военнослужащих, «хорошо» — 20 %, «удовлетворительно»
3 Военная Мысль. 2009. № 2. С. 58.
— 32 % и «неудовлетворительно» — 26 %. При таких оценочных показателях, с учетом средних уровней оценок («отлично» — 0,8; «хорошо» — 0,7; «удовлетворительно» — 0,6; «неудовлетворительно» —0,4)4, уровень боеспособности наличных сил батальона составил 0,61 (Убс с = 0,22 • 0,8 + 0,2 • 0,7 + 0,32 • 0,6 + 0,26 • 0,4 = 0,61).
Снс поправкой на уровень укомплектованности и обеспеченности (С, = 0,51) уровень боеспособности батальона снизился до 0,31 (Убс = С1 • Убснс = 0,51 • 0,61 = 0,31).
В итоге при потенциале вооружения — 84 ЕБП, потенциал боеспособности тб составил только 26 ЕБП (Пбс = Пв • Убс = 84 • 0,31 = 26 ЕБП).
Готовность к бою оценивалась в ходе поднятия батальона по тревоге, выхода в назначенный район, удаленный от пункта дислокации на 150 км, и подготовки к обороне. Степень его готовности к выполнению боевой задачи определялась с учетом сроков проведения соответствующих мероприятий организации боя (табл. 1).
Таблица 1
Ожидаемые и реальные результаты наращивания степени готовности танкового батальона к бою с учетом сроков, полноты и качества проведения мероприятий организации обороны
№№ п/п Мероприятия по организации оборонительного боя тб Сроки проведения мероприятий Степень готовности к бою (Сгб)
Нормативные Реальные Ожидаемая Реальная
1 Изучение боевой задачи и принятие решения по карте 3 часа вечером 4 часа вечером и ночью 0,1 0,1
2 Сбор по тревоге и совершение марша в район обороны 5 часов ночью 7 часов ночью 0,2 0,2
3 Занятие района обороны и уточнение (принятие) решения на местности 3 часа на рассвете 5 часов утром 0,4 0,4
4 Организация управления системы огня и всех видов обеспечения 4 часа светлого времени 12 часов днем и ночью 0,5 0,5
5 Организация взаимодействия на местности в звеньях: Батальон — рота 4 часа светлого времени 6 часов утром и днем 0,6 0,6
Рота — взвод 3 часа светлого времени 4 часа днем 0,7 0,7
Взвод — танк 2 часа светлого времени - 0,8 -
6 Завершение организации оборонительного боя 1 сутки - 0,9 -
Примечание: ожидаемая и реальная степень готовности к бою идентичны, поскольку все мероприятия были выполнены полностью и качественно (Кпк = 1).
Конечный показатель готовности танкового батальона к обороне — потенциал готовности к бою (Пгб) рассчитывался с поправками на коэффициенты результативности разведки (Крр = 1) и повышения живучести с учетом 25 % работ, проведенных по инженерному оборудованию батальонного района обороны (Кж = 1,2), и в результате составил 22 ЕБП (Пгбтб = Пбс • Сгд • Крр • Кж = 26 • 0,7 • 1,2 = 22).
4 Военная Мысль. 2009. № 2. С. 63.
Таким образом, основные показатели боевого потенциала танкового батальона «Восточных», достигнутые спустя двое суток после получения боевой задачи на оборону (по замыслу учения — к моменту перехода противника в наступление), оказались следующими: потенциал вооружения — 84 ЕБП; уровень боеспособности — 0,31; потенциал боеспособности — 26 ЕБП; степень готовности к бою — 0,7; потенциал готовности к бою — 22 ЕБП.
Оценка боевого потенциала тб «Западных» осуществлялась на основе разведданных о реальном состоянии подразделений сухопутных войск ФРГ. Основные показатели его боевого потенциала к моменту перехода в наступление имели следующие значения.
Потенциал вооружения (Пв) тб ФРГ, оснащенного 41 танком «Леопард», составил 98 ЕБП (41 • 2,4 = 98).
Уровень боеспособности оценивался и рассчитывался по известным (усредненным) данным о составляющих боеспособности тб ФРГ: укомплектованность и обеспеченность практически соответствовали норме (С = 0,99); пригодность вооружения позволяла реализовать до 90 % их потенциальных возможностей (С2 = 0,9); запасы материальных средств — качественные (С3 = 1); физическое и моральное состояния личного состава — удовлетворительные, подготовка и слаженность — на высоком уровне (С4 = 0,8); состояние системы управления гарантированно обеспечивало реализацию потенциала боеспособности (С5 = 1). В результате уровень боеспособности тб ФРГ оказался равен 0,7 (Убс = С • С • С • С • С5= 0,99 • 0,9 • 1 • 0,8 • 1 = 0,7), а потенциал боеспособности — 69 ЕбП (Пбс = Пв • Убс = 98 • 0,7 = 69).
При оценке готовности к бою тб ФРГ учитывалось, что к моменту перехода в наступление степень готовности к бою, как правило, доводится до максимального уровня (минимум — до 0,8). В итоге потенциал готовности к бою тб «Западных» с учетом коэффициента живучести наступающих (Кж = 1) составил 55 ЕБП (Пгб = 69 • 0,8 • 1 = 54,88).
Таким образом, проведенные расчеты показали, что соотношение сил сторон по основным показателя боевого потенциала оказалось в пользу тб ФРГ (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение сил сторон по основным показателям боевого потенциала
Показатели тб «Восточных» тб «Западных» Соотношение
Потенциал вооружения 84 98 1:1,16
Уровень боеспособности 0,31 0,7 1:2,2
Потенциал боеспособности 26 69 1:2,6
Степень готовности к бою 0,7 0,8 1:1,1
Потенциал готовности к бою 22 55 1:2,5
Если учесть, что в соответствии с замыслом учения в полосе обороны танкового батальона «Восточных» наступало не менее двух батальонов противника, то при данных показателях готовности к бою «Западные» могли создать на этом направлении как минимум пятикратное превосходство.
Приведенный пример подтверждает возможность оценки и сравнения основных показателей боевых потенциалов любых противоборствующих группировок войск (сил), а также прослеживания их изменений на любой интересующий нас момент времени.
Следует иметь в виду, что сторона, владеющая инициативой, имеет преимущество в скрытном наращивании всех показателей боевого
потенциала своих войск, а пассивная (обороняющаяся) сторона, как правило, оказывается не в состоянии столь же быстро и полноценно нарастить свой боевой потенциал и своевременно подготовиться к отражению нападения. В этой связи новая методика оценки и расчета соотношения сил сторон позволяет определять и показатели внезапности нападения.
Так, степень внезапности (Свн) выражает кратность превосходства, достигаемую активной стороной по степени готовности к бою (операции) на момент перехода в наступление (нанесения удара):
Сгб (н)
Свн =-^ , (1)
Сгб (о)
где: Сгб(н) — степень готовности к бою наступающих войск;
Сгб(о) — степень готовности к бою обороняющихся войск.
Уровень внезапности (Увн) выражает кратность преимущества наступающих в достигнутом потенциале готовности к бою (Пгб) на момент перехода в наступление (нанесения удара):
Пгб (н)
Увн =-^, (2)
Пгб(о) , ( )
где: Пгб(н) — потенциал готовности к бою наступающих войск;
Пгб(о) — потенциал готовности к бою обороняющихся войск.
Методика расчета соотношения сил сторон с учетом показателей боеспособности и боевой готовности воинских формирований может успешно применяться не только для анализа и предвиденья хода и исхода боевых действий, но также помогает выяснить наиболее существенные причины того или иного развития событий (результата военных действий). Например, проведенные автором оперативные оценки состава и состояния группировок вооруженных сил сторон на советско-германском фронте к началу Великой Отечественной войны позволили рассчитать не только количественное соотношение сил и средств сторон, но и оценить его с учетом качества, по показателям боевых потенциалов сторон.
Расчеты, проведенные на основе данных военно-теоретического труда Генерального штаба ВС РФ «1941 год — уроки и выводы», показали, что в количественном отношении к началу войны Красная Армия превосходила группировку ВС Германии почти по всем показателям, за исключением численности личного состава (табл. 3).
Таблица 3
Количественное соотношение сил и средств сторон на советско-германском фронте (по состоянию на 4.00 22 июня 1941 года)
Показатели ВС Германии ВС СССР Соотношение
Личный сосав (млн чел.) 7,3 5,4 1,4 : 1
Дивизий (ед) 210 303 1 : 1,4
Вооружение (тыс. ед.) Артиллерия 77,8 91,4 1 : 1,2
Самолеты 10,1 20,6 1 : 2
Танки 11,0 18,6 1 : 1,7
Однако расчеты, проведенные по новой методике, показывают обратное — по всем показателям боевого потенциала, за исключением потенциала вооружения, превосходство на стороне ВС Германии (табл. 4).
Таблица 4
Соотношение сил сторон на советско-германском фронте, рассчитанное по основным показателям их боевых потенциалов, (по состоянию на 4.00 22 июня 1941 года)
Показатели Соотношение
ВС Германии ВС СССР
Потенциал вооружения 1:1,2
Уровень боеспособности 1,8:1
Потенциал боеспособности 1,5:1
Степень готовности к действиям 8:1
Потенциал готовности к действиям 12:1
Особенно впечатляет превосходство вермахта в степени и потенциале готовности к действиям. Кроме того, Германия смогла провести эффективные мероприятия по достижению скрытности подготовки к войне, что обеспечило ей высокие степень и уровень внезапности нападения (соответственно — 8 и 12). Все это и позволило Германии успешно развязать агрессию и вести боевые действия в начальный период войны.
Изложенные научные разработки и результаты апробации новых подходов к оценке боевых потенциалов воинских формирований, могут, на наш взгляд, стать основой для разработки в Вооруженных Силах соответствующего руководства (инструкции). Издание этого документа должно привести к широкому применению на практике расчетов соотношения сил сторон по пределам идеальных, реальных и действительных боевых возможностей сравниваемых группировок войск (сил).
Правда, на первый взгляд, предложенная методика расчета показателей боевого потенциала может показаться несколько громоздкой, требующей значительных затрат времени при ручном подсчете. Однако, если использовать возможности электронно-вычислительной техники, причем исходные данные вводить и уточнять заблаговременно (по результатам итоговых проверок своих войск и по мере поступления разведданных о противнике, а в военное время — с получением итоговых боевых донесений), то расчеты можно проводить достаточно быстро и своевременно. Кроме того, данную методику можно успешно применять при разработке различных математических моделей боевых действий.
Учитывая новизну представленной методики расчета показателей боевого потенциала воинских формирований, автор будет весьма признателен за конструктивную критику и предложения по ее совершенствованию.