Научная статья на тему 'О работе VI Международной археологической школы'

О работе VI Международной археологической школы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕСТАВРАЦИЯ / ИСТОРИЯ / АРХЕОЛОГИЯ / КОНФЕРЕНЦИЯ / БОЛГАР / ARCHAEOLOGICAL SCHOOL / RESEARCH AND EDUCATIONAL PROJECT / RESTORATION / HISTORY / ARCHAEOLOGY / CONFERENCE / BOLGAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьева Елена Евгеньевна, Голубева Екатерина Николаевна

VI Международная археологическая школа традиционно проходила в Болгаре и вела свою работу с 19 августа по 01 сентября 2019 года. Ее участниками стали более 90 молодых специалистов из 10 стран мира. Главной целью проведения Школы является внедрение в исследовательскую практику новейших методов изучения и сохранения историко-культурного наследия. Работа школы была организована в рамках четырех научно-образовательных практико-ориентированных программ: археологическое стекло, история и реставрация древней керамики, палеоантропология, стабилизация и консервация археологического железа. Отличительной чертой Международной археологической школы в Болгаре остается широкое применение экспериментальных методов исследования. Традиционным завершением работы Школы стала итоговая молодежная научно-практическая конференция «Междисциплинарные исследования в археологии: достижения и вызовы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воробьева Елена Евгеньевна, Голубева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEEDINGS OF THE 6TH INTERNATIONAL ARCHAEOLOGICAL SCHOOL

The 6th International Archaeological School was traditionally held in Bolgar on August 19 September 01, 2019. It was attended by over 90 young specialists from 10 world countries. The main objective of the School is the practical research application of the latest methods of studying and preservation of historical and cultural heritage. The School was organized within the framework of the following four scientific and educational practice-oriented programs: Archaeological Glass, History and Restoration of Ancient Ceramics, Palaeoanthropology, Stabilization and Conservation of Archaeological Iron. One of the consistent features of the International Archaeological School in Bolgar has been extensive use of experimental study methods. The School was traditionally closed with the Final Youth Scientific and Practical Conference “Interdisciplinary Studies in Archaeology: Achievements and Challenges”

Текст научной работы на тему «О работе VI Международной археологической школы»

УДК 902

О РАБОТЕ VI МЕЖДУНАРОДНОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ1

© 2019 г. Е.Е. Воробьева, Е.Н. Голубева

VI Международная археологическая школа традиционно проходила в Болгаре и вела свою работу с 19 августа по 01 сентября 2019 года. Ее участниками стали более 90 молодых специалистов из 10 стран мира. Главной целью проведения Школы является внедрение в исследовательскую практику новейших методов изучения и сохранения историко-культурного наследия. Работа школы была организована в рамках четырех научно-образовательных практико-ориентированных программ: археологическое стекло, история и реставрация древней керамики, палеоантропология, стабилизация и консервация археологического железа. Отличительной чертой Международной археологической школы в Болгаре остается широкое применение экспериментальных методов исследования. Традиционным завершением работы Школы стала итоговая молодежная научно-практическая конференция «Междисциплинарные исследования в археологии: достижения и вызовы».

Ключевые слова: археологическая школа, научно-образовательный проект, реставрация, история, археология, конференция, Болгар.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АРХЕОЛОГИИ: ДОСТИЖЕНИЯ ИВЫЗОВЫ

Международная археологическая школа - ежегодное научно-образовательное мероприятие, которое проводится на базе Болгарского государственного историко-архитектур-ный музея-заповедника с 2014 года. Именно в 2014 году по результатам работы I Международной археологической школы (Ситди-ков, Вязов, Макарова, 2014, 2015; Айтугано-ва, Ситдиков, Вязов, Макарова 2016) было принято решение о ежегодном проведении научно-образовательного проекта для молодых исследователей.

И вот, 19 августа 2019 года вновь на базе Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника открывается уже VI Международная археологическая школа.

На протяжении более пяти лет организаторами школы являются Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Болгарский государственный историко-архи-тектурный музей-заповедник. В 2019 году Международная археологическая школа проходила при поддержке Фонда президентских грантов.

В 2019 г. участниками школы стали более девяносто молодых специалистов из

10 стран мира. География школы включала в себя Россию, Беларусь, Колумбию, Германию, Египет, Ирак, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Бангладеш. В качестве преподавателей выступили ведущие специалисты из крупнейших научных и образовательных центров России и Словакии. Рабочими языками школы были русский, английский и испанский.

Целью организации школы является консолидация отечественных и зарубежных научных и образовательных ресурсов для внедрения новейших достижений мировой науки в практику изучения и сохранения историко-культурного наследия народов Евразии. Школа ориентирована на потребности молодых учёных в знакомстве с новыми методами, представлении актуальных данных и колла-борации. Участники имели возможность не только прослушать лекции, поучаствовать в работе практических занятий, но и представить свои уникальные творческие проекты, обсудить их, получить экспертную оценку.

Программа школы из года в год меняет свой формат, оставаясь интересной как для начинающих специалистов, так и для тех, кто уже принимал участие в работе школы. Так, в 2019 году работа школы была организована в рамках четырёх научно-образователь-

Работа выполнена при финансовой поддержке Фонда президентских грантов (проект №: 19-1-023099)

ных практико-ориентированных программ: археологическое стекло, история и реставрация древней керамики, палеоантропология, стабилизация и консервация археологического железа.

На занятиях секции «Археологическое стекло» под руководством к.ист.н., доцента кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Института международных отношений КФУ С.И. Валиулиной участники школы познакомились с современными подходами и методами описания стеклянных предметов в целом и стеклянных бус в частности. Серия теоретических и практических занятий была посвящена технологиям производства стеклянных изделий, принципам классификации, полевой обработки и консервации археологического стекла (рис.1). Также участники секции научились определять химический состав древнего стекла и интерпретировать результаты анализа химического состава, пополнили свои знания о разных древних и современных стеклодельных мастерских и принципах их оценки.

Секция «Древняя керамика: история и реставрация» состояла из двух разделов. Первый раздел (руководитель - к.и.н., доцент кафедры истории России Оренбургского государственного педагогического университета Л.А. Краева) - история древней керамики - была направлена на изучение первобытного гончарства в рамках историко-культурного подхода, разработанного российским ученым А. А. Бобринским (рис. 2, 3).

Чрезмерная или недостаточная очистка, неграмотная склейка и гипсовка, пренебрежение вопросами обессоливания и укрепления хрупкой керамики приводят к ее ускоренному разрушению в процессе последующего хранения. Во время работы второго раздела секции (руководитель - художник-реставратор, научный сотрудник реставрационно-аналитиче-ского отдела Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан П.Ю. Каплан) - реставрация древней керамики - участники освоили основные методы реставрационной обработки археологической керамики (рис.4).

Программа секции «Палеоантропология» была разработана к.б.н., научным сотрудником НИИ и Музея антропологии Московского государственного университета (г. Москва) Д.В. Пежемским для студентов, магистров, аспирантов и молодых специали-

стов в области археологии для расширения их теоретических и практических знаний, навыков и умений работы с палеоантропологиче-ским материалом в рамках научно-исследовательских и научно-практических проектов различного характера. Лекционный модуль секции был посвящен современным проблемам физической антропологии. Практические модули секции охватывали основы работы с различными анатомическими частями человеческого тела: черепом, зубами и посткраниальным скелетом человека. Программа секции также включала отдельный модуль обучения методам полевой фиксации, консервации и реставрации палеоантропологиче-ских материалов (рис.5). Захватывающим и интересным был завершающий обучающий блок, посвященный методам диагностики палеопатологий и физиологического стресса в физической антропологии.

Одна из самых проблемных и часто встречающихся категорий археологических находок - железные предметы. Их форма и поверхность скрыты наслоениями продуктов коррозии, они нестабильны и начинают активно разрушаться уже в первый год после извлечения из земли. С методами расчистки археологических находок из железа и стабилизации активной коррозии в растворе щелочного сульфита в ультразвуковом поле, грамотной консервации подобной категории находок (Рис.6) познакомила секция «Стабилизация и консервация археологического железа», возглавляемая художником-реставратором высшей категории, старшим преподавателем кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Института международных отношений КФУ Светланой Георгиевной Буршне-вой.

Следует отметить, что лекции и полевые и практические занятия школы осуществлялись российскими и зарубежными специалистами. Это:

доктор Института археологии Академии наук Словакии Д. Сташшикова-Штуковска (Рис.7), младший научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН И.Н. Кузина (Рис.8), к.и.н., научный сотрудник Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Н.А. Лейбова (Рис.5), к.и.н., старший научный сотрудник Института археологии РАН О.С. Румянцева, к.и.н., первый заместитель директора государственного историко-

археологического музея-заповедника Херсо-нес Таврический Т.В. Сарапулкина (рис.9), к.и.н., доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Института международных отношений КФУ Л.А. Вязов (рис.10), научный сотрудник Музея археологии Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан В.Н. Бахматова, художник-реставратор по металлу Т.А. Губи-на.

Завершающим этапом работы Школы стала традиционно проводимая Международная молодежная научно-практическая конференция «Междисциплинарные исследования в

археологии: достижения и вызовы», в рамках которой участники смогли поделиться результатами своих исследований, в том числе и экспериментальных изысканий, проведенных на площадках школы. Результаты конференции нашли отражение в статьях.

Широкий спектр проблем, затронутых авторами статей конференции, подчеркивает актуальность комплексного подхода в изучении, управлении археологическими объектами, сочетающего как сугубо археологические, так и междисциплинарные методы исследований.

ЛИТЕРАТУРА

Ситдиков А.Г., Вязов Л. А., Макарова Е.М. О работе Международной полевой археологической школы в Болгаре (18-31 августа 2014 г.) // Поволжская археология. 2014. № 3. С. 294-303.

Ситдиков А.Г., Вязов Л. А., Макарова Е.М. О работе Международной полевой археологической школы в Болгаре (18-31 августа 2014 г.) // Поволжская археология. 2015. № 3. С. 264-266.

Айтуганова, Н. Л., Ситдиков А.Г., Вязов Л. А., Макарова Е.М. О работе III Международной археологической школы // Поволжская археология. 2016. № 4 (18). С. 334-339.

Информация об авторах:

Воробьева Елена Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет, доцент реставрационно-аналитического отдела, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); veer47@mail.ru

Голубева Екатерина Николаевна, младший научный сотрудник, Институт археологии им. А.Х.Халикова АН РТ, научный сотрудник, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия); kategol@mail.ru

PROCEEDINGS OF THE 6TH INTERNATIONAL ARCHAEOLOGICAL

SCHOOL2 II^^H^^IHIH

E.E. Vorobieva, E.N. Golubeva

The 6th International Archaeological School was traditionally held in Bolgar on August 19 - September 01, 2019. It was attended by over 90 young specialists from 10 world countries. The main objective of the School is the practical research application of the latest methods of studying and preservation of historical and cultural heritage. The School was organized within the framework of the following four scientific and educational practice-oriented programs: Archaeological Glass, History and Restoration of Ancient Ceramics, Paleoanthropology, Stabilization and Conservation of Archaeological Iron. One of the consistent features of the International Archaeological School in Bolgar has been extensive use of experimental study methods. The School was traditionally closed with the Final Youth Scientific and Practical Conference "Interdisciplinary Studies in Archaeology: Achievements and Challenges".

Keywords: archaeological school, research and educational project, restoration, history, archaeology, conference, Bolgar.

The work was conducted with the financial support of the Presidential Grant Foundation Grant No. 19-1-023099)

About the Authors:

Vorobeva Elena E. Candidate of Historical Sciences. Docent. Kazan (Volga Region) Federal University. Kremlyovskaya St., 18, Kazan, 420000, the Republic of Tatarstan, Russian Federation. Docent. Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences. Butlerov St., 30, Kazan, 420012, Republic of Tatarstan, Russian Federation; veer47@mail.ru

Golubeva Ekaterina N. Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Butlerov St., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; Kazan (Volga Region) Federal University. Kremlyovskaya St., 18, Kazan, 420000, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; kategol@mail.ru

Рис.1. Практические занятия секции «Археологическое стекло»

Рис.2. Группа слушателей секции «Древняя керамика: история и реставрация» подготовила экземпляры

керамической посуды для обжига.

Рис.3. Процесс обжига керамики

Рис. 4. За реставрацией керамического сосуда

Рис. 6. Слушатель секции «Стабилизация и консервация археологического железа» за расчисткой

археологической находки из железа

Рис. 7. Д. Сташшикова-Штуковска и секция «Археологическое стекло»

Рис. 8. И.Н. Кузина за чтением лекции слушателям школы

Рис. 9. Т.В. Сарапулкина за чтением лекции слушателям школы

Рис.10. Л.А. Вязов за чтением лекции слушателям школы

Рис.11. Слушатели VI Международной археологической школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.