Научная статья на тему 'О работе II международной полевой археологической школы'

О работе II международной полевой археологической школы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / FIELD ARCHAEOLOGICAL SCHOOL / БОЛГАР / BOLGAR / МЕТОДЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ARCHAEOLOGICAL STUDY METHODS / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / EXPERIMENTAL ARCHAEOLOGY / КОНФЕРЕНЦИЯ / CONFERENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ситдиков Айрат Габитович, Вязов Леонид Александрович, Макарова Екатерина Михайловна

II Международная полевая археологическая школа в Болгаре состоялась 17-30 августа 2015 г. В программу Школы были включены общие теоретические лекции, методические занятия и практическая работа в рамках секций «История древней металлургии и металлообработки»; «Палеоантропология»; «Археобиологические методы в археологии»; «Методы полевой консервации и реставрации»; «Геоинформационные системы в археологии»; «История древней керамики»; «Экспериментально-трасологическое изучение древних орудий»; «Археологическое стекло». Школа в Болгаре является опытом организации научно-образовательного центра, ориентированного на практическое освоение современных приемов комплексного изучения археологических памятников с широким применением экспериментальных методов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ситдиков Айрат Габитович, Вязов Леонид Александрович, Макарова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the work of the II international field archaeological school

The II international field archaeological school was held in Bolgar, 17-30 August, 2015. Basic theoretical lectures were included into syllabus, as well as methodical studies and work of such scientific sections as: History of ancient metallurgy and metal processing; Palaeoanthropology; Archeobiological methods in archaeology; Techniques of field conservation and restoration; Geoinformational systems in archaeology; History of ancient ceramics; Experimental and traseology study of ancient tools; Archaeological glass. The Bolgar school is an example of organisation an academic educational centre which is focused on practical acquisition of contemporary techniques of complex archaeological monuments’ study with wide usage of experimental research methods.

Текст научной работы на тему «О работе II международной полевой археологической школы»

УДК 902

О РАБОТЕ II МЕЖДУНАРПОДНОЙ ПОЛЕВОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ1

© 2015 г. А.Г. Ситдиков, Л.А. Вязов, Е.М. Макарова

II Международная полевая археологическая школа в Болгаре состоялась 17-30 августа 2015 г. В программу Школы были включены общие теоретические лекции, методические занятия и практическая работа в рамках секций «История древней металлургии и металлообработки»; «Палеоантропология»; «Археобиологические методы в археологии»; «Методы полевой консервации и реставрации»; «Геоинформационные системы в археологии»; «История древней керамики»; «Экспериментально-трасо-логическое изучение древних орудий»; «Археологическое стекло». Школа в Болгаре является опытом организации научно-образовательного центра, ориентированного на практическое освоение современных приемов комплексного изучения археологических памятников с широким применением экспериментальных методов исследования.

Ключевые слова: полевая археологическая школа, Болгар, методы археологического исследования, экспериментальная археология, конференция.

С 17 по 30 августа 2015 года в Болгаре состоялась II Международная полевая археологическая школа.

Первый опыт проведения археологической школы в Болгаре для молодых исследователей был осуществлен в 2014 г. (Ситдиков, Вязов, Макарова, 2014) По результатам работы 2014 г. было принято решение о последующем ежегодном проведении мероприятия.

Организаторами школы, как и в прошлом году, выступили Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ и Казанский (Приволжский) федеральный университет при поддержке Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры РТ, Министерства образования и науки РТ и Министерства культуры РТ. Базой проведения школы стал Болгарский государственный историко-архитектурный музей- заповедник.

Соорганизатором одной из секций выступил Институт истории материальной культуры РАН.

В 2015 г. году участниками школы стали более ста молодых специалистов из 25 стран мира. География Школы включала в себя Россию, страны СНГ, Болгарию, Бразилию, Великобританию, Гану, Германию, Голландию, Данию, Ирландию, Испанию, Китай, Колумбию, Литву, Малайзию, Польшу и США. В качестве преподавателей выступили ведущие специалисты из крупнейших научных и образовательных центров России, Украины, Франции, Германии, Испании и Болгарии. Рабочими языками Школы были русский и английский.

Целью проведения Школы стала интеграция научных работ на основе внедрения в исследовательскую практику новейших методов изучения

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-31-01505 «г1»

археологического наследия Евразии. Широкая география и большое количество заявок участников Школы отражают востребованность ее проведения не только на российском, но и на международном уровне.

В настоящем году программа школы включала в себя общие теоретические лекции, посвященные отдельным отраслям археологического знания; методические занятия для освоения современных приемов работы с археологическим материалом, практическая работа в рамках секций «История древней металлургии и металлообработки»; «Палеоантропология»; «Археобиологические методы в археологии»; «Методы полевой консервации и реставрации»; «Геоинформационные системы в археологии»; «История древней керамики»; «Экс-периментально-трасологическое изучение древних орудий»; «Археологическое стекло».

В работе секций основной упор был сделан на освоении слушателями практических и экспериментальных методов археологического исследования. Слушатели школы смогли не только освоить новые подходы по изучению артефактов и памятников, но и провести собственные эксперименты и опыты, совместно проанализировать различные нюансы, возникающие в их практической работе.

Работа секций «История древней металлургии и металлообработки»; «Палеоантропология»; «Археобио-логические методы в археологии»; «Методы полевой консервации и реставрации»; «Геоинформационные системы в археологии»; «История древней керамики» в целом повторяла программу 2014 г., развивая и дополняя ее по ряду направлений за

счет расширения преподавательского состава. Так, в секции «Палеоантропологии» приняли участие такие видные специалисты, как чл.-кор. РАН А.П. Бужилова (МГУ), О.П. Баланов-ский (Москва, Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова), А.А. Хохлов (Самара, Поволжская гос. социально-гуманитарная академия), И.Р. Газим-зянов (Казань, ИА АН РТ).

Новым в работе Школы в 2015 г. стала организация и проведения трех секций: «Методы полевой консервации и реставрации»; «Экспериментально-трасологическое изучение древних орудий»; «Археологическое стекло».

Руководитель секции «Методы полевой консервации и реставрации» Н.П. Синицына (Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль») смогла собрать под крышей школы ведущих специалистов в области консервации и реставрации археологических артефактов. Так, сама Н.П. Синицына с учениками провела ряд теоретических и практических занятий, посвященных реставрации археологического текстиля и кожи. Р.Х. Храмченкова (Казань, ИА АН РТ) рассказала слушателям о реставрации и консервации керамики и изделий из лыка. Нюансам работы с древней костью, рогом и изделиями из них были посвящены занятия О.В. Жмур (Санкт-Петербург, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН). Отдельное внимание было уделено работе с изделиями из металла. Так, С.Г. Буршнева (Вологодский филиал ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря) в своей авторской программе показала не только как реставрировать археологические артефакты из различных видов металла, но и как правильно провести первичную поле-

вую консервацию металлических артефактов любой степени сохранности.

Работа секции «Эксперимен-тально-трасологическое изучение древних орудий» была организована совместно с Институтом истории материальной культуры РАН. В ее работе приняли активное участие члены Международного союза до-историков и протоисториков из пяти стран: Н.Н. Скакун (Россия, Санкт-Петербург, ИИМК РАН), А. Самзун (Франция, Париж, Национальный институт превентивной археологии), Ю. Плиссон (Франция, Бордо, Университет Бордо), А. Павлик (Германия-Филиппины, Манила, Университет Филиппин), Б. Матева (Болгария, Исперих, Исторический музей города Исперих) , М. Габриель и Х. Афонсо Марерро (Испания, Гранада, Гос. университет Гранады), Н.Б. Ахметгалее-ва (Россия, Курчатов, Курчатовский гос. краеведческий музей), М.Ш. Га-лимова (Россия, Казань, ИА АН РТ), И.В. Горащук (Россия, Самара). Программа работы секции включала в себя два компонента: теоретический и экспериментальный. В рамках теоретического курса слушатели Школы познакомились со старыми и новыми методами фиксации следов использования на поверхностях древних орудий труда, применяемых в мировой практике, а также имели возможность применить полученные знания в ходе практических занятий. Эксперимен-

тальная часть программы включала в себя изготовление и определение функций древних орудий труда, а также обработку различных материалов (растения, шкуры животных, кость, дерево) каменными орудиями.

В ходе работы секции «Археологическое стекло» ее участники узнали об истории стеклоделия в разных странах (И.Н. Кузина, Москва, ИА РАН; С И. Валиулина, Казань, К(П) ФУ), о методах работы с археологическим стеклом, химическом составе стекла, принципах классификации бус, принятых в России (Е.К. Столярова, Москва, ИА РАН) и за рубежом (А.В. Мастыкова, Москва, ИА РАН). Практические занятия секции включали в себя составление нормированного описания морфологии стеклянных предметов; определение их химического состава: основных стеклообразующих, вспомогательных материалов, химического класса и типа стекол; изготовление стеклянных бусин (Ю.А. Салова, Казань, К(П)ФУ).

Традиционным завершением работы Школы стала итоговая конференция молодых исследователей, в рамках которой участники смогли поделиться результатами своих исследований и обсудить актуальные проблемы своих работ. Приятным нововведением этого года стало вручение участникам школы государственных дипломов о повышении квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ситдиков А.Г., Вязов Л.А., Макарова Е.М. О работе Международной полевой археологической школы в Болгаре (18-31 августа 2014 г.) // ПА. - 2014. -№ 3. - С. 294-303.

Информация об авторах:

Ситдиков Айрат Габитович, доктор исторических наук, директор, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ, зав. кафедрой, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Российская Федерация); [email protected]

Вязов Леонид Александрович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Российская Федерация); [email protected]

Макарова Екатерина Михайловна, лаборант-исследователь. Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Российская Федерация); ekaterim.m.makarova@ gmail.com

CONCERNING THE WORK OF THE II INTERNATIONAL FIELD ARCHAEOLOGICAL SCHOOL

A.G. Sitdikov, L.A. Vyazov, E.M. Makarova

The II international field archaeological school was held in Bolgar, 17-30 August, 2015. Basic theoretical lectures were included into syllabus, as well as methodical studies and work of such scientific sections as: History of ancient metallurgy and metal processing; Paleoanthropology; Archeobiological methods in archaeology; Techniques of field conservation and restoration; Geoinformational systems in archaeology; History of ancient ceramics; Experimental and traseology study of ancient tools; Archaeological glass. The Bolgar school is an example of organisation an academic educational centre which is focused on practical acquisition of contemporary techniques of complex archaeological monuments' study with wide usage of experimental research methods.

Keywords: field archaeological school, Bolgar, archaeological study methods, experimental archaeology, conference.

REFERENCES

1. Sitdikov A.G., Vyazov L.A., Makarova E.M. O rabote Mezhdunarodnoy polevoy arkheologicheskoy shkoly v Bolgare (18-31 avgusta 2014 g.) [On the work of International Field Archaeological School in Bolgar (August 18-31, 2014)]. In:

Povolzhskaya arkheologiya [Volga River Region Archaeology]. 2014, no. 3, pp. 294-303.

Information about the authors:

Sitdikov Ayrat G., Dr. habil. (History), Director of Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, the Tatarstan Academy of Sciences, Head of Department, Kazan (Volga Region) Federal University, (Kazan, Russian Federation); [email protected].

Vyazov Leonid A., Ph.D. (History), senior research scientist, Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); [email protected].

Makarova Ekaterina M., laboratory researcher, Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.