Научная статья на тему 'О работе международной полевой археологической школы в Болгаре (18-31 августа 2014г. )'

О работе международной полевой археологической школы в Болгаре (18-31 августа 2014г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / FIELD ARCHAEOLOGICAL SCHOOLING / БОЛГАР / BOLGAR / МЕТОДЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / METHODS OF ARCHAEOLOGICAL RESEARCH / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / EXPERIMENTAL ARCHAEOLOGY / КОНФЕРЕНЦИЯ / CONFERENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ситдиков Айрат Габитович, Вязов Леонид Александрович, Макарова Екатерина Михайловна

Международная полевая археологическая школа в Болгаре была проведена 18-31 августа 2014 г. В программу Школы были включены общие теоретические лекции, методические занятия и практическая работа в рамках секций «Археозоология», «История древней керамики», «История древней цветной металлургии и металлообработки», «История черной металлургии и кузнечного дела», «Неразрушающие технологии изучения археологических памятников», «Палеоантропология», «Сохранение культурного наследия в России и странах СНГ». Школа в Болгаре является опытом организации научно-образовательного центра, ориентированного на практическое освоение современных приемов комплексного изучения археологических памятников с широким применением экспериментальных методов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ситдиков Айрат Габитович, Вязов Леонид Александрович, Макарова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the work of the international archaeological field schooling at Bolgar in august 18-31, 2014

The international field archaeological schooling was being passed at Bolgar in August 18-31, 2014. General theory lections, methodic classes and practical work within such sections as «Archaeozoology», «History of ancient ceramic», «History of ancient nonferrous metallurgy and metalworking», «History of ferrous metallurgy and blacksmithing», «Nondestructive technologies of investigation of archaeological», «Palaeoantropology», «Preservation of the cultural heritage in Russia and Commonwealth of Independent States» were included into Schooling syllabus. The schooling in Bolgar is an experience of organizing the scientific and educational centre, oriented on the practical mastering of new complex methods of archaeological sites’ investigation using widely experimental research techniques.

Текст научной работы на тему «О работе международной полевой археологической школы в Болгаре (18-31 августа 2014г. )»

Хроника

УДК 902

О РАБОТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛЕВОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В БОЛГАРЕ (18-31 АВГУСТА 2014 Г.)

© 2014 г. А.Г. Ситдиков, Л.А. Вязов, Е.М. Макарова

Международная полевая археологическая школа в Болгаре была проведена 1831 августа 2014 г. В программу Школы были включены общие теоретические лекции, методические занятия и практическая работа в рамках секций «Археозоология», «История древней керамики», «История древней цветной металлургии и металлообработки», «История черной металлургии и кузнечного дела», «Неразрушающие технологии изучения археологических памятников», «Палеоантропология», «Сохранение культурного наследия в России и странах СНГ». Школа в Болгаре является опытом организации научно-образовательного центра, ориентированного на практическое освоение современных приемов комплексного изучения археологических памятников с широким применением экспериментальных методов исследования.

Ключевые слова: полевая археологическая школа, Болгар, методы археологического исследования, экспериментальная археология, конференция.

18-31 августа 2014 г. в Болгаре была проведена Первая Международная полевая археологическая школа. Организаторами ее выступили Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ и Казанский (Приволжский) федеральный университет, при организационной и финансовой поддержке Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан и Болгарского государственного историко-архитек-турного музея-заповедника.

Слушателями школы стали более 45 молодых исследователей из 24 регионов России, Беларуси и Украины, представляющих 28 научных и образовательных учреждений. В качестве

преподавателей в работе школы приняли участие ведущие специалисты из институтов Российской Академии наук, Национальной Академии наук Украины, Казанского (Приволжского) федерального университета, Академии наук Татарстана, научно-учебных учреждений Москвы, Крыма, Самары, Ульяновска.

Целью проведения школы стала интеграция научных работ на основе внедрения в исследовательскую практику новейших методов изучения археологического наследия Евразии.

В программу школы были включены общие теоретические лекции, посвященные отдельным отраслям археологического знания; методические

занятия для освоения современных приемов работы с археологическим материалом, практическая работа в рамках секций «Археозоология», «История древней керамики», «История древней цветной металлургии и металлообработки», «История черной металлургии и кузнечного дела», «Не-разрушающие технологии изучения археологических памятников», «Палеоантропология», «Сохранение культурного наследия в России и странах СНГ». Актуальные проблемы своей работы участники школы обсудили в рамках круглых столов.

Тематика общих теоретических лекций отражала основные направления работы школы. Современный российский и зарубежный опыт в организации сохранения культурного наследия был отражен в выступлении А.В. Энговатовой (Москва, ИА РАН). О.В. Зеленцова (Москва, ИА РАН) посвятила свое выступление проблеме противодействия грабительским раскопкам. С.А. Агапов (Самара, ИЭКА «Поволжье») отразил в лекции вопросы изучения археометаллургии эпохи раннего металла. Темой выступления Ю.Б. Цетлина (Москва, ИА РАН) стал историко-культурный подход к изучению керамики в археологии. Л.В. Яворская (Москва, ИА РАН) прочитала лекцию «Для чего и как мы собираем кости животных из археологических памятников?». Ю.А. Семыкин (Ульяновск, НИИ истории и культуры Ульяновской области) рассказал слушателям школы про роль и значение археометаллогра-фии в исследовании истории древней и средневековой техники. Выступление А.Г. Ситдикова (Казань, ИА АН РТ) было посвящено музеефикации объектов археологии на примере опы-

та Болгарского музея-заповедника. Д.К. Нургалиев (Казань, КФУ) осветил роль геоинформационных технологии и 3d моделирования как нераз-рушающих методов археологических исследований. Д.В. Пежемский (Москва, МГУ) прочитал лекцию на тему «Биологическая природа человека как исторический источник».

В ходе методических занятий, проведенных в рамках школы, молодым исследователям были даны рекомендации по решению проблемных вопросов археологической практики. А.В. Энговатова осветила проблемы проведения историко-культурной экспертизы. А.В. Старовойтов (Казань, КФУ) продемонстрировал принципы применения фотограмметрических и GNSS-методов при проведении археологических исследований. С.Г. Пер-сова (Казань, Министерство культуры РТ) в ходе проведенного занятия осветила особенности современного российского законодательства об охране памятников археологии. Р.Х. Храмченкова (Казань, ИА АН РТ) познакомила слушателей школы с основными принципами реставрации в археологии. Д.В. Тишин (Казань, КФУ) провел обзор современных методов исследования археологической древесины, а А.В. Борисов (Москва, Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН) - палеопочвоведческих методов в археологии. Методическое занятие, проведенное Д.И. Хасановым (Казань, КФУ), было посвящено знакомству с геофизическими исследованиями в археологии и навыкам геомагнитной разведки.

Тематика круглых столов дополняла теоретические лекции и методические занятия. Модераторами кру-

глого стола, посвященного практике борьбы с кладоискателями, выступили А.В. Энговатова и О.В. Зеленцо-ва. Обсуждение проблем выявления и интерпретации следов производственной деятельности и производственных объектов в археологическом материале прошло под руководством С.А. Агапова. Возможности и методы интерпретации погребальных памятников и погребального обряда слушатели школы обсудили с Д.В. Пе-жемским. Общие вопросы теории и практики эксперимента в археологии были рассмотрены в ходе круглого стола под руководством Ю.Б. Цетли-на. Обсуждение проблем организации комплексного исследования археологического памятника модерировал В.Ю. Коваль (Москва, ИА РАН).

В работе секций основной упор был сделан на освоении слушателями практических и экспериментальных методов археологического исследования. Слушатели Школы не только осваивали новые подходы к изучению артефактов и памятников, но и проводили собственные эксперименты и опыты, совместно анализировали различные нюансы, возникавшие в их практической работе.

Секция археозоологии работала под руководством Л.В. Яворской и Г.Ш. Асылгараевой (Казань, ИА АН РТ). В ходе работы секции были проведены лекции и практические занятия, отразившие место археозоологии как направления в рамках археологии, развитие археозоологической школы в Татарстане, общие сведения о скелете домашних млекопитающих, видовой состав млекопитающих на археологических памятниках европейской части России, реконструкцию экстерьера животных по их длинным ко-

стям, полевую работу археологов и проблемы коллектирования археозо-ологического материала, особенности изделий из костей животных и проблемы определения сырья и следов орудий на костях, выявления заготовок, отходов, бракованных изделий. Отдельной обширной темой, которой была посвящена серия занятий, стали основные характеристики архео-зоологической коллекции. В рамках данной темы были рассмотрены категории археозоологических материалов, методы их сбора, сохранность, раздробленность и следы на костях, таксономический состав коллекции, определение анатомического набора костей домашних млекопитающих и археологический контекст как ведущий фактор интерпретации археозоо-логических материалов, особенности попадания и распределения животных в культурных слоях и объектах поселений, влияние на этот процесс природных и культурных факторов, а также проблемы реконструкции стада домашних животных и возможности исследования и интерпретации расположения костей животных внутри погребальных памятников, фиксация целых скелетов животных и их частей из ритуальных комплексов.

В работе секции истории древней керамики можно выделить два блока занятий - теоретический и экспериментально-практический. В рамках первого блока И.В. Волковым (Москва, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева) и С.Г. Бочаровым (Симферополь, Крымский филиал ИА НАН Украины) были прочитаны лекции по проблемам классификации археологической керамики, описания массовой кера-

мики и ее статистической обработки, некоторым вопросы реставрации и хранения керамики, вопросам изучения поливной керамики Восточного Средиземноморья и Золотой Орды.

В рамках второго блока занятия проводились Ю.Б. Цетлиным, ЕВ. Волковой (Москва, ИА РАН) и Н.П. Салугиной (Самара, СГАКИ). Лекции и семинары в рамках этого блока были посвящены происхождению гончарства, структуре гончарного производства, способам конструирования, формам и орнаментам древней посуды, микроскопическому анализу древней керамики, реконструкции историко-культурных процессов на основе анализа древней керамики. Занятия этого блока дополнялись серией мастер-классов по лепке и обжигу сосудов.

Для слушателей, участвовавших в работе секции истории древней цветной металлургии и металлообработки, С.А. Агаповым, Т.Ю. Гошко (Киев, ИА НАН Украины) и Д.А. Агаповым (Самара, ИЭКА «Поволжье) была разработана особая обучающая программа, сочетающая в себе два базовых компонента: теоретический и практический (экспериментальный). Соответственно часть теоретических положений, касающихся, прежде всего, физических свойств цветных металлов, способов плавки и ковки меди и бронз, сразу после лекций демонстрировались на экспериментальных площадках. Такие демонстрационные эксперименты естественным образом подготавливали слушателей к процессу осуществления собственных, индивидуальных экспериментальных работ. За три месяца до старта школы, всем слушателям было предложено разработать программу эксперимен-

тов по персональным научным темам, хронологический разброс тем, несмотря на относительно небольшое количество слушателей группы, оказался большим - от технологии литья ножей эпохи средней бронзы до технологии литья средневековых медных крестиков. Все эксперименты оказались весьма удачны не только с практической стороны, но и для демонстрации всего спектра технологий обработки цветных металлов с древности до средневековья.

Работой секции истории черной металлургии и кузнечного дела руководил Ю.А. Семыкин. В ходе работы этой секции на лекциях и практических занятиях слушатели школы рассмотрели историю освоения человеком металлургии железа и технологии кузнечного производства Древней Руси и средневекового населения Среднего Поволжья, приняли участие в экспериментах по моделированию металлургического сыродутного процесса, проковке кричного железа и изготовлению кузнечных изделий методом свободной ковки, получению стали способом цементации и использованию технологии кузнечной сварки, получили навыки по применению методов металлографических исследований в археологии. Кроме того, в рамках работы секции А.Я. Романовым (Ульяновск, вице-президент Союза кузнецов России, член Союза художников России) был проведен мастер-класс по кузнечному ремеслу.

В работе секции неразрушающих технологий изучения археологических памятников был сделан упор на использование геоинформационных технологий и геомагнитной разведки в археологическом исследовании, применении современных методов

фиксации материалов раскопок. В качестве преподавателей к работе секции были привлечены И.И. Нугма-нов (Казань, КФУ), А.В. Старовойтов и Д.И. Хасанов. Слушатели школы прошли обучающий курс по работе с ArcGIS Desktop, освоили первичные навыки фотограмметрической фиксации, GNSS-методов и геофизических исследований.

В ходе работы секции палеоантропологии занятия проводились Д.В. Пежемским и Н.В. Харламовой (Москва, Институт этнологии и антропологии РАН). Молодые ученые прослушали лекции по логике, методике и методологии палеоантрополо-гического исследования, современному состоянию краниологии человека, реконструктивным аспектам остеологии человека и палеопатологиям, нарушениям анатомического порядка и посмертным изменениям костей человека; получили основы знаний о человеческом скелете, теле человека в системе социокультурных символов, искусственным изменениям тела и их отражению на скелете, принципах одонтологических исследований, одонтоскопии и одонтометрии; получили навыки определения изолированных зубов и определения возраста по зубам; приняли участие в практикумах по краниометрии и краниоско-пии, остеометрии и остеоскопии, морфологии патологически измененной и травмированной кости, консервации и реставрации ископаемых человеческих костей.

В работе секции сохранения культурного наследия в России и странах СНГ в качестве преподавателей приняли участие А.В. Энговатова, О.В. Зеленцова, С.Г. Персова, А.Г. Ситдиков, Д.В. Серых (Сама-

ра, СамГУ), Р.Х. Храмченкова, Х.М. Абдуллин (Казань, ИА АН РТ), В С. Баранов (Казань, ИА АН Рт), О.Р. Гасимов (Казань, ИА АН РТ) и Ю.В. Григорьев (Казань, ИА АН РТ). Основными проблемами, затронутыми в ходе работы секции, были вопросы обеспечения сохранности, реставрации, музеефикации объектов археологического наследия. В рамках секции были проведены занятия по борьбе с кладоискательством, деталям проведения историко-культурной экспертизы, принципам разработки раздела об обеспечении сохранности объекта археологического наследия, особенностям охраны памятников в зоне водохранилищ, консервации и реставрации историко-архитектурных памятников, металлических предметов, керамики, археологического дерева. Отдельный блок занятий был посвящен истории государственной охраны археологического наследия, в том числе на примере Болгарского городища.

Завершающим этапом работы школы стала конференция «Актуальные проблемы сохранения и изучения культурного наследия народов Евразии», в ходе которой слушатели школы представили результаты собственных исследований.

Базой для проведения школы стал Болгарский государственный исто-рико-архитектурный музей-заповедник. В зависимости от направления работы различные секции школы проводились в Музее болгарской цивилизации, Международной археологической базе или непосредственно на раскопах. Отдельно следует отметить сформированные в ходе работы школы экспериментальные производственные площадки, оснащенные

действующими репликами древних и средневековых инструментов и технических сооружений.

Международная полевая археологическая школа в Болгаре является первым на постсоветском пространстве опытом организации научно-образовательного центра, ориентированного на практическое освоение молодыми исследователями совре-

менных приемов комплексного изучения археологических памятников, с широким применением экспериментальных методов исследования. Участниками школы отмечена высокая научная и практическая значимость развития данного проекта и необходимость превращения его в постоянно функционирующий научно-образовательный центр.

Информация об авторах:

Ситдиков Айрат Габитович, доктор исторических наук, директор, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ, зав. кафедрой, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Российская Федерация); sitdikov_a@mail.ru

Вязов Леонид Александрович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Российская Федерация); l.a.vyazov@gmail.com

Макарова Екатерина Михайловна, лаборант-исследователь. Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Российская Федерация); ekaterina.m.makarova@gmail.com

ON THE WORK OF THE INTERNATIONAL ARCHAEOLOGICAL FIELD SCHOOLING AT BOLGAR IN AUGUST 18-31, 2014

A.G. Sitdikov, L.A. Vyazov, E.M. Makarova

The international field archaeological schooling was being passed at Bolgar in August 18-31, 2014. General theory lections, methodic classes and practical work within such sections as «Archaeozoology», «History of ancient ceramic», «History of ancient nonferrous metallurgy and metalworking», «History of ferrous metallurgy and blacksmithing», «Nondestructive technologies of investigation of archaeological», «Palaeoantropology», «Preservation of the cultural heritage in Russia and Commonwealth of Independent States» were included into Schooling syllabus. The schooling in Bolgar is an experience of organizing the scientific and educational centre, oriented on the practical mastering of new complex methods of archaeological sites' investigation using widely experimental research techniques.

Keywords: field archaeological schooling, Bolgar, methods of archaeological research, experimental archaeology, conference.

Information about the authors:

Sitdikov Ayrat G., Dr. habil. (History), Director of Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, the Tatarstan Academy of Sciences, Head of Department, Kazan (Volga Region) Federal University, (Kazan, Russian Federation); sitdikov_a@mail.ru

Vyazov Leonid A., Ph.D. (History), senior research scientist, Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); l.a.vyazov@gmail.com

Makarova Ekaterina M., laboratory researcher, Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); ekaterina.m.makarova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.