Научная статья на тему 'О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на xxviii ежегодной богословской конференции ПСТГУ'

О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на xxviii ежегодной богословской конференции ПСТГУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на xxviii ежегодной богословской конференции ПСТГУ»

О РАБОТЕ СЕКЦИЙ «ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ»

и «Христианское искусство» на XXVIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ

On the work of the sections "Church Singing" and "Christian Art" at the 28th Annual Theological Conference of St Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Заседания секции «Церковное пение» под руководством декана ФЦП протоиерея Алексея Емельянова прошли 22 и 23 января 2018 г. в конференц-зале на территории храма святителя Николая в Кузнецах. Состав выступавших был как всегда неоднородным: в этом ряду объединились видные ученые, известные в области музыкальной науки своими глубокими и многочисленными трудами, — доктора и кандидаты искусствоведения, научные сотрудники — представители различных учреждений культуры и образовательных организаций, а также молодые исследователи — аспиранты и соискатели вузовских кафедр разного названия. Москва, Санкт-Петербург, Майкоп, Орел — вот города, представители которых приняли участие в заседаниях секции «Церковное пение» в качестве докладчиков.

Московские учреждения культуры и высшие учебные заведения — это МГК им. П. И. Чайковского, Российская академия музыки им. Гнесиных, Центральный государственный музей древнерусского искусства им. А. Рублева, Государственный институт искусствознания, Московский городской педагогический университет. Организации других городов — Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Орловский государственный институт искусств и культуры, Институт искусств Адыгейского государственного университета.

Проблематика первого заседания, по сложившейся традиции, была связана с областью исследования древнерусской музыки. Этому посвятили свои доклады кандидаты искусствоведения, научные сотрудники НТЦ церковной музыки МГК им. П. И. Чайковского О. В. Тюрина и И. В. Старикова на темы: «Особенности мелодической формульности в Евангельских стихирах большого роспева»

и «Византийский трактат "Святоградец" в архиве прот. Димитрия Разумовского» соответственно. В продолжение прозвучали доклады доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова З. М. Гусейновой и научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева Л. В. Кон-драшковой «Самогласны Стихираря минейного 2-й половины XVI века», «Рукопись из Вологодского собрания РГБ № 140 со вторым прижизненным списком демественного многолетия Ивану Грозному», а также вызвавшие интерес аудитории доклады молодых исследователей Санкт-Петербурга и Москвы Е. М. Люб-ченко, А. А. Тихомировой, М. В. Середы, О. О. Серикбаевой по темам: «Много-гласники в Стихираре "Дьячье Око" из собрания Д. В. Разумовского, РГБ. Ф. 379 № 63—66», «Стихирарь "Дьячье Око" из собрания Д. В. Разумовского как объект для исследования лиц и фит знаменного роспева», «"Да молчит всяка плоть чело-веча" — уникальный памятник демественного многоголосия (по рукописи ГИМ. Син. Певч. 151)», «Особенности исполнения некоторых песнопений праздничной утрени в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине».

Различные стороны многообразной творческой и общественной деятельности прот. Д. В. Разумовского представили в своих докладах кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных И. П. Шеховцова («Малоизвестные страницы биографии прот. Димитрия Разумовского (к 200-летнему юбилею ученого)») и аспирант ПСТГУ Т. В. Скирская

прот. А. Емельянов

М. В. Середа

Е. Н. Садикова

Е. Ю. Антоненко

I

О. В. Тюрина

Т. А. Старостина

(«Деятельность прот. Димитрия Разумовского в жизни научных обществ, комитетов, комиссий в эпоху Великих реформ»).

Результаты исследования партесных сочинений Н. Дилецкого и В. Титова были изложены в докладах доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского Н. Ю. Плотниковой и аспирантом ПСТГУ Е. Е. Гатовской «Два концерта Н. Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции», «Концерты Василия Титова на тексты стихир вмч. Димитрию Солунскому».

Многие темы, представленные на конференции, раскрывались в историческом срезе. Такой аспект был свойственен, в частности, исследованиям кандидата искусствоведения Е. Ю. Антоненко (МГК им. П. И. Чайковского) «Неизвестные произведения русской духовной музыки эпохи классицизма из собрания Берлинской государственной библиотеки»; доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника ГИИ М. П. Рахмановой «Последний синодал: регент Николай Данилов»; кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника ГИИ А. В. Лебедевой-Емелиной «Женское музыкальное образование в Российской империи в начале ХХ века и роль А. В. Никольского в его становлении»; кандидата искусствоведения Н. А. Потемкиной (РАМ им. Гнесиных) «Значение Синодальных нотных богослужебных книг в современной церковно-певческой практике»; аспиранта ПСТГУ Н. С. Марьясиной «Преждеосвященная литургия в творчестве русских композиторов конца XIX — начала XX века».

В ряде докладов акцент был сделан непосредственно на анализе нотных текстов: Е. Н. Садикова, научный сотрудник РАМ им. Гнесиных, преподаватель ПСТГУ — «Варианты бытования авторских сочинений церковной музыки (на примере "Покаяния" А. Веделя»; кандидат искусствоведения Н. Э. Рыбакова (ПСТГУ) — «Рукописи духовно-музыкальных сочинений П. Д. Самарина: опыт анализа». Некоторые доклады были посвящены отдельным теоретическим вопросам, в частности сообщения доктора искусствоведения, профессора ОГИК Л. В. Малацай «Вопросы интерпретации духовных концертов А. А. Архангельского» и кандидата искусствоведения, доцента МГК им. П. И Чайковского Т. А. Старостиной «Особенности обиходной гармонизации тропарных напевов Московской традиции».

Особенности и проблемы региональной богослужебной жизни и церковно-певческой практики были раскрыты в выступлениях коллег из республики Адыгея. Такими были темы доктора искусствоведения, профессора С. И. Хватовой (Адыгейский государственный университет, г. Майкоп) «Культовые искусства в поликонфессиональных регионах: параллели и взаимодействия»; представителей того же университета Н. А. Даниловой «Восстановление богослужебной и певческой деятельности Свято-Никольского храма станицы Кавказской Краснодарского края» и Д. В. Мерцева «Возрождение воинских чинопоследований на Кубани (с участием Кубанского казачьего хора)».

Завершили работу секции «Церковное пение» выступления, посвященные современной отечественной и зарубежной музыке: О. С. Горюнова, преподаватель ПСТГУ — «Ю. М. Буцко. Творческий портрет композитора»; Е. А. Николаева, кандидат искусствоведения, доцент МГК им. П. И. Чайковского —

«Послание миру (о Третьей симфонии Н. Корндорфа)»; И. В. Вискова, кандидат искусствоведения, доцент МГК им. П. И. Чайковского — «Духовные аспекты в творчестве современных польских композиторов»; А. Б. Ковалев, кандидат искусствоведения, доцент АХИ им. В. С. Попова — «Русская литургия Родиона Щедрина "Запечатленный ангел": загадка жанрового наименования».

Секция «Христианское искусство» тоже работала 26 и 27 января 2018 г. в конференц-зале ПСТГУ на территории Николо-Кузнецкого храма. В работе секции приняли участие преподаватели, выпускники Факультета церковных художеств, постоянные гости конференций ПСТГУ, а также новые участники. Учеными России (Москва, Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Зарайск), Германии (Бремен), Армении (Ереван) и Украины (Харьков) были сделаны 22 доклада. Заседания секции вели декан Факультета церковных художеств, магистр богословия, протоиерей Александр Салтыков и заведующая кафедрой истории и теории христианского искусства, заместитель декана ФЦХ по научной работе кандидат искусствоведения А. А. Воронова. Она же была и модератором секции.

Первый день заседаний открыл доклад протоиерея Александра Салтыкова, посвященный одному из важнейших аспектов богословия образа — соотношению текста и изображения в священном образе, что было продемонстрировано на примере купольной фрески с ликом Спаса Вседержителя из церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде XIV в. Создатель фресок, великий иконописец Феофан Грек, разместил вокруг изображения Христа на-

К. С. Тупицына

С. П. Брюн

г# ^

В «

+

Е. А. Виноградова

Е. Б. Солодовникова

чальный текст 85-го псалма царя Давида. Отец Александр показал глубинную связь боговдохновенных слов пророка и этого выдающегося произведения церковного искусства. Воплощение сакрального образа нашло свое выражение и в главном архитектурном сооружении христианского мира — храме Гроба Господня в Иерусалиме, о чем рассказала аспирантка Государственного института искусствознания Е. С. Лаврентьева, в частности о проблемах реконструкции архитектурного оформления Голгофского мемориала. Архитектурную тематику продолжило сообщение кандидата искусствоведения А. А. Вороновой, посвященное результатам миссии апостола Павла в городах Македонии (Филиппы, Амфиполис, Фессалоники), претерпевших в течение трех-четырех столетий существенную трансформацию: центральное ядро античных полисов в 1У—У1 вв. было преобразовано в систему комплексов христианских храмов и сопутствующих им сооружений.

Проблему регионального церковного строительства в более поздний период поднял кандидат богословия, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета и клирик Бременской епархии (Германия) протоиерей Александр Берташ. Он рассказал о так называемой Лифлянд-ской «церковно-строительной операции», которая осуществилась в образцовом храмостроительстве перв. пол. 1870-х гг. в Рижской епархии.

Одна из постоянных участников конференций ПСТГУ, кандидат искусствоведения Ю. Г. Матвеева (Харьковская государственная академия дизайна и искусств) подняла сложный вопрос об античных истоках и устройстве алтаря церкви св. Софии в Константинополе. Она представила, в частности, собственные варианты реконструкции алтарного пространства и кивория этого знаменитого памятника архитектуры эпохи императора Юстиниана. Ее гипотезы были основаны на спорных толкованиях переводов византийского поэта Павла Силенци-ария с описаниями убранства храма св. Софии, что вызвало горячую дискуссию в рядах присутствовавших специалистов. Так, кандидат исторических наук А. Ю. Виноградов, подготовивший в соавторстве с кандидатом искусствоведе-

ния А. В. Захаровой научный перевод этого произведения, привел аргументы в пользу иной интерпретации перевода и высказал несогласие с представленными реконструкциями.

Дневное заседание 26 января открыл доклад аспирантки МГХПА им. С. Г. Строганова К. С. Тупицыной, представившей свои размышления о времени и стиле мозаик купола церкви св. Софии в Фессалониках. К традициям армянского средневекового искусства обратились коллеги из Ереванского государственного университета: кандидат искусствоведения З. А. Акопян, поведавшая о некоторых элементах композиционного устройства армянских средневековых церквей, и кандидат искусствоведения С. С. Манукян, сделавшая подробный иконографический и стилистический анализ киликийских миниатюр в контексте византийских традиций XI в.

Генезис особого явления сакральной топографии Нового времени в регионах Польши, Украины, Белоруссии и Литвы — так называемой «горы крестов» — проследила в своем докладе С. Л. Яворская (Домодедовский историко-художественный музей). А. В. Мелехова из Московского государственного объединенного музея-заповедника представила отчет о научной реставрации икон Страстного чина нач. XVIII в., входившего в комплекс иконостаса церкви Николы на Щепах.

Живописная тематика продолжилась на утреннем заседании 27 января, которое началось с сообщения Е. Б. Солодовниковой (Государственный музей-заповедник «Московский Кремль») о датировке и атрибуции иконы «Богоматерь Боголюбская» из ризницы Троице-Сергиевой лавры. Далее последовали доклады двух выпускниц Факультета церковных художеств, в настоящее время работающих на кафедре истории и теории христианского искусства и в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: особенности изображения реликвий великомученицы Варвары на иконах и паломнических реликвиях были проанализированы кандидатом искусствоведения Г. А. Назаровой; Ю. В. Устинова исследовала редкий сюжет в иконографии св. Иоанна Крестителя — так называемое «Антиохийское чудо» в составе житийного цикла святого XVI—XVII вв.

Далее тематика заседания переместилась в область декоративно-прикладного церковного искусства. Преподаватель Института св. Фомы С. П. Брюн рассказал об эфиопских ктиторских крестах из собрания А. Ю. Ситникова. Типология декора древнерусских створчатых панагий XIV—XV вв. была глубоко и скрупулезно проанализирована кандидатом искусствоведения М. А. Маханько (Государственный научно-исследовательский центр «Православная энциклопедия»).

Русское художественное серебро давно является предметом исследований доктора искусствоведения В. В. Игошева (Государственный НИИ реставрации). На этот раз он подробно проанализировал типологические и технологические особенности произведений древнерусской церковной утвари XV—XVI вв. из Пе-реславльского музея-заповедника. Кандидат искусствоведения Ю. Н. Звезди-на (Музеи Московского Кремля) обратилась к образу крылатой Богоматери на гравюре из «Руна орошенного» свт. Димитрия Ростовского, что нашло свое выражение в русской иконописи XIX в. Бесконечное разнообразие форм русского

прикладного искусства Нового времени проявилось и в таком своеобразном явлении, как деревянные скульптуры «Христос в темнице». К проблеме атрибуции двух подобных памятников XVIII в. из собрания МГОМЗ привлекла внимание слушателей выпускница и преподаватель ФЦХ Т. А. Островская (Московский государственный объединенный музей-заповедник, ПСТГУ).

Доклад кандидата искусствоведения С. В. Ивановой (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург) был посвящен выставке копий византийских и древнерусских фресок в Берлине в 1926 г. Однако главным содержанием рассказа стал подвиг искусствоведов — сотрудников первого Института истории искусств, основанного графом В. П. Зубовым в 1912 г. в собственном особняке. После революции эти благородные люди, не получая зарплаты и рискуя свободой, а подчас и жизнью, боролись за сохранение памятников христианского искусства.

О проблемах иконописцев XIX в. поведала выпускница кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ Ж. А. Курбатова, которая ныне трудится в Государственном музее-заповеднике «Зарайский Кремль». Ее сообщение, основанное на документах Российского государственного архива древних актов, освещало работу ризничих Троице-Сергиевой лавры во 2-й пол. XIX — нач. XX в. Отзвук событий той же непростой эпохи обозначился и в докладе доцента Иконописной школы МДАиС, кандидата искусствоведения Л. А. Армеевой об известном богослове, реставраторе и иконописце архиепископе Сергии (Голубцове).

Сюрпризом для собравшихся стало сообщение вне программы — Н. В. Бар-тельс из Научно-исследовательского института Российской академии художеств показала свои съемки 1990-х гг., запечатлевшие уникальные фрески сирийского монастыря Мар Муса (св. Моисея Абиссинского) XI—XIII вв.

В целом заседания секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» прошли на высоком профессиональном уровне. Самое заинтересованное участие в дискуссиях по темам выступлений принимали слушатели — студенты, аспиранты и преподаватели ПСТГУ, гости конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.