НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ДМ 212.041.03 В 2009 ГОДУ
В 2009 г. в региональном диссертационном совете ДМ 212.041.03 защищено четыре кандидатские диссертации по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания. На заседаниях совета было рассмотрено две работы по методике преподавания физики и две работы по методике преподавания технологии и ОТД.
Учитель физики одной из кировских школ Лежепекова Ольга Леонидовна защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительный анализ использования современных учебников физики в основной школе». Научная новизна ее исследования заключается в следующем: выявлена проблема эффективного использования учебника физики в основной школе как ресурса повышения качества образовательного процесса. Ею разработана методика совершенствования учебной деятельности при работе с учебником, кроме того, предложена методическая система подготовки учителей по организации работы с учебником, включающая программу спецкурса, практикум, дидактический материал, тесты по диагностике знаний и умений. Теоретическая значимость исследования состоит в построении методической концепции повышения эффективности использования учебника физики в основной школе, заключающейся в выявлении тенденции усиления внимания к инвариантному содержанию учебника посредством метода научного познания. В процессе исследования определены ведущие принципы организации специальной учебной деятельности с учебником (использование творческих заданий ко всем структурным элементам учебника, разное отношение к знаниям об объектах и явлениях и знаниям о средствах их описания). Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная концепция повышения эффективности использования учебника в процессе обучения доведена до конкретной методики изучения некоторых тем в основной школе по учебнику физики В. Г. Разумовского, В. А. Орлова и др. Разработанная методика представлена в форме дидактического материала для учащихся и методических рекомендаций для учителей, в частности учебно-методического пособия «Методика эффективного использования современного учебника физики в основной школе».
Вторая работа по методике преподавания физики «Формирование умений продуктивной учебной деятельности у будущего инженера в процессе обучения физике» представлена и защищена в совете Попковой Еленой Анатольевной, преподавателем технического вуза (г. Рыбинск).
Научная новизна и теоретическая значимость ее исследования заключаются в следующем. Разработана теоретическая концепция продуктивной учебной деятельности в процессе обучения физике в техническом вузе; определено понятие «умения продуктивной учебной деятельности»; представлена классификация умений, их уровни и показатели, этапы формирования. Предложена методика формирования умений продуктивной учебной деятельности у студентов в процессе обучения физике в технических вузах и на её основе организации различных форм учебного процесса по курсу физики. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем разработаны: а) учебно-методический комплекс для осуществления профессионально направленной подготовки по физике студентов инженерно-технических специальностей, включающий рабочую программу по физике, реализующую принцип профессиональной направленности обучения; содержание профессионально направленных лекционных, практических и лабораторных занятий; профессионально направленные дидактические материалы для студентов; б) методические рекомендации для преподавателей технических вузов.
Обе диссертации второго направления (теория и методика обучения и воспитания технологии и ОТД) посвящены использованию новых информационных технологий в процессе технологической подготовки студентов и школьников. Так, в работе Андрейчука Сергея Степановича «Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы» представлена школьная методика обучения учащихся основам экономических знаний на уроках технологии (г. Киров). Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что выявлена и охарактеризована роль экономических знаний в технологической подготовке учащихся основной школы; обоснована необходимость и целесообразность использования современных информационных технологий
Научная жизнь
(программных средств по семейной экономике, средств Интернет, демонстрационных файлов при изучении семейной экономики) в процессе обучения школьников. Практическая значимость исследования состоит в следующем: выявлены программные средства, целесообразные для использования в процессе технологической подготовки учащихся основной школы, и произведена их типологизация, включающая специализированные и неспециализированные программные средства четырёх типов: моделирующие, информационные, игровые, универсальные, подразделяющиеся на восемь групп (домашние бухгалтерии, кредитные калькуляторы, счётчики экономической направленности, обучающие, профессиональные, статистические программные средства, справоч-но-правовые системы и базы данных). Соискателем разработана и экспериментально проверена методика использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики, основанная на базе программы факультативного курса «Основы семейной экономики», позволяющая обеспечить коррекцию содержания обучения в соответствии с современными условиями технологической подготовки. По результатам исследования С. С. Андрейчуком опубликовано учебно-методическое пособие для учителей технологии.
В кандидатской диссертации Пономаренко Татьяны Игоревны «Проектирование электронных учебно-методических комплексов и методики их применения в системе подготовки будущих учителей технологии» на материале дисциплины «Оборудование швейного производства» обоснована педагогическая целесообразность проекти-
рования и применения электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) для дисциплин предметного цикла, основанных на интеграции предметных и методических знаний студентов, будущих учителей технологии (г. Армавир). Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем: выделены принципы организации интегративного учебного процесса на базе ЭУМК (приоритета средства обучения (ЭУМК) в организации учебного процесса; целостности и непрерывности дидактического цикла); обоснованы организационно-методические условия эффективности применения ЭУМК в системе подготовки будущих учителей технологии. Соискателем предложен комплекс разноуровневых интегративных заданий (частично-поисковые, продуктивные, творческие) предметно-методического характера, способствующий повышению эффективности предметной и методической подготовки будущих учителей технологии, осуществляемой на базе ЭУМК. В диссертации получены выводы, касающиеся теоретически возможной и практически выполнимой роли электронных учебно-методических комплексов для дисциплин предметного цикла как средств интеграции предметных и методических знаний и умений, обеспечения системности научных понятий, профессиональной направленности преподавания, активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в системе подготовки будущих учителей технологии.
Г. Н. Некрасова, председатель диссертационного совета при ВятГГУ ДМ 212.041.03