Научная статья на тему 'О работе диссертационного совета д 212. 041. 02 в 2010 г'

О работе диссертационного совета д 212. 041. 02 в 2010 г Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе диссертационного совета д 212. 041. 02 в 2010 г»

ка хронотопа, языковая «стратегия» и др.) на основе категории дискурсивной модели.

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования заключается в расширении подхода к анализу жанров и жанровых систем в литературе, в использовании категориального аппарата ряда смежных с литературоведением гуманитарных дисциплин для изучения жан-рово-стилевых процессов в русской литературе.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования его материалов и выводов в учебном процессе при разработке лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров по истории и теории литературы, при монографическом изучении творчества отдельного писателя.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории и теории литературы, по литературе русского зарубежья, жанрологии, при исследовании дискурса, в преподавании истории и теории литературы.

5. «Художественная модель мира в цикле Н. С. Лескова "Праведники": аксиология и поэтика» - Михеева Инна Николаевна. Специальность - 10.01.01 Русская литература.

Автором диссертации описана художественная модель мира в цикле Н. С. Лескова «Праведники»; выявлены основные принципы миро-моделирования и взаимосвязь между созданием художественной модели мира и лесковской концепцией праведничества; доказано, что художественная модель мира в цикле «Праведники» соответствует христианской модели мира, то есть отражает представления о сосуществовании феноменального и ноуменального пространств, каждое из которых состоит из противопоставленных друг другу миров: феноменальное пространство - из праведного/неправедного миров, ноуменальное пространство - из сакрального/инфернального миров; выявлены типологические черты лесковской художественной модели мира; разработана методика анализа художественного текста на основе метода аксиологической оценки измененных состояний сознания, вызывающих образы онейрического хронотопа; проанализирован внутренний мир персонажей при изменении состояния сознания, причинно-следственные связи данных изменений; построена шкала аксиологической значимости состояний.

Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке методики анализа художественного текста на основе аксиологической оценки измененных состояний сознания, в решении вопросов, связанных с исследованием хронотопа, принципов миромоделирования в их взаимосвязи с ценностной системой координат писателя, сознания, вызывающих образы онейрического хронотопа.

Практическая значимость работы определяется тем, что его материалы могут найти применение при изучении художественной модели мира в отдельных произведениях Н. С. Лескова и его творчестве в целом. Метод аксиологической оценки можно эффективно использовать при разработке общих и частных вопросов миромоделирования в художественном тексте. Выводы, полученные в ходе исследования, могут найти практическое применение в вузовском учебном процессе.

Результаты исследования могут быть использованы в рамках современного литературоведения при преподавании истории русской литературы в вузе.

С. В. Чернова, председатель диссертационного совета Д 212.041.04, доктор филологических наук, профессор

О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.041.02 в 2010 г.

Диссертационный совет Д 212.041.02 в 2010 году принял к защите и утвердил 10 диссертаций по следующим специальностям: 09.00.01 Онтология и теория познания (по философским наукам); 24.00.01 Теория и история культуры (по культурологии).

Из них:

- 1 диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 Теория и история культуры по проблемам теории культуры;

- 1 диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания по проблемам теории познания;

- 3 диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 Теория и история культуры, из них: по проблемам теории культуры - 1; по проблемам истории культуры - 2;

- 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания.

Докторская диссертация Аблеева Сергея Ри-фатовича «Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция» по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания посвящена философскому осмыслению новых тенденций естествознания и гуманитарных наук в исследованиях сознания, а также решению актуальных проблем философии сознания, а именно: выбор альтернатив онтологизации сознания, включение сознания в физический мир, переос-

мысление редукций сознания, исследование ин-теракционизма сознания и биологического организма, выявление закономерностей импликатив-ной психической реальности сознания.

К основным итогам исследования автор относит:

- анализ теоретических перспектив онтологии универсального (нейтрального) монизма в осмыслении феномена сознания, разрабатываемой в концептуальном русле евразийского ант-ропокосмизма (Кут Хуми и др.), ее корреляции с идеями нейтрального монизма в философских традициях европейского пантеизма (Б. Спиноза), неопозитивизма (Б. Рассел), постклассической физики (Д. Бом);

- формулирование основных положений гипотезы существования альтернативных онтологических реальностей космического универсума (онтологических мегапаттернов), в которой предпринята попытка онтологизации идеальной реальности и ее включения в природное бытие;

- проведение критического анализа физика-листских редукций сознания, в контексте которого показаны преимущества парадигмы онто-логизации, рассматривающей сознание в качестве особого онтологического (психосемантического) пространства, способного к сложному интерак-ционизму с биологическими системами и иными объектами физической природы.

Полученные в ходе исследования результаты автор предлагает использовать в разработке учебных курсов для студентов высших учебных заведений и аспирантов по онтологии, философской антропологии, истории философии, теоретической психологии; отдельные результаты диссертации могут быть востребованы в философских исследованиях перспектив эволюции человека и научной разработке проблем онтологии морального сознания.

Диссертация Скрипачевой Ирины Александровны «Современный город как культурная система» на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 Теория и история культуры посвящена разработке комплексной дискурсивной модели анализа города как культурной системы в динамическом единстве всех составляющих.

В итоге автором:

- определены сущностные структурно-функциональные характеристики и способы проявления комплексной дискурсивной модели анализа города как культурной системы, обосновано ее значение для изучения механизмов урбанистического типа культуры;

- выделены основные характеристики городского пространства, позволяющие представить город и культуру в теоретическом аспекте, соединяющем личностные характеристики человека с элементами его дифференцированного со-

циокультурного окружения: образованием и воспитанием, культурой, досугом, средствами информации, особенностями повседневной жизни;

- исследованы и сформулированы параметры идентичности, которые отражают ценностно-символический аспект социокультурного пространства города и определяют уровень жизни городского сообщества, участвующего в формировании культурной системы;

- определена стратегия эффективной организации города как культурной системы и предложена научно обоснованная и оптимальная концепция функционирования этой системы с учетом территориальных ресурсов;

- проанализированы локальные проблемы сохранения национальных культурных особенностей, выявлена необходимость представления значимости этнокультурной идентичности как составляющей части городской культурной системы;

- разработан комплекс регулятивных механизмов, обосновывающий принципы формирования культурной политики современного города в единстве функционирования властных и культурных институтов;

- рассмотрен феномен Тольятти как пример культурной системы современного моногорода, исследована динамика составляющих его подсистем, разработана концепция культурной политики и методики её прогнозного моделирования, обеспечивающей их развитие и сохранение.

Полученные в ходе исследования результаты, по мнению автора, могут быть реализованы на практике управления культурными процессами, а также в рамках лекционных, семинарских или факультативных курсов по культурологии, социологии, политологии, массовой культуры и межкультурной коммуникации, социально-культурного проектирования и муниципального менеджмента.

Кандидатская диссертация Букланса Дмитрия Григорьевича «КВН как феномен современной массовой культуры: коммуникативные аспекты» по специальности 24.00.01 Теория и история культуры посвящена исследованию популярной игры, связи ее с традициями русской смеховой культуры, трансформированными в изменяющемся историко-культурном контексте и функционирующими в рамках масскульта.

Сформулированные автором выводы расширяют спектр методологических подходов в дальнейших исследованиях культурных феноменов синтетического типа. Диссертация вносит существенный вклад в разработку теории коммуникации. Результаты проведенного исследования важны для изучения феномена массовой культуры и ее влияния на сознание современного человека.

Материалы диссертации могут быть использованы для разработки занятий в рамках курсов по культурологии, массовым коммуникациям, молодежной субкультуре; предложенные модели игровой и коммуникативной сферы КВН могут быть полезны для организационной, образовательной и педагогической деятельности на уровне команд, лиг и клубов КВН.

Диссертация Дождевых Светланы Михайловны «Городская среда Вятки конца XIX - начала XX в. в историко-культурном контексте» на соискание ученой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 Теория и история культуры представляет собой научное исследование, посвященное краеведческой проблематике Вятки и связанное с проблемой культурной идентификации региона.

Наиболее значимые результаты, полученные автором в ходе исследования, сводятся к следующему:

- изучены существующие в гуманитарных науках теоретико-методологические подходы к изучению городской среды;

- представлены возможности иконографического и литературного материала для реконструкции образа г. Вятки конца XIX - начала ХХ в.;

- выявлен семиотический потенциал городских пространств Вятки конца XIX - начала XX в.;

- проанализирована семантика культовых сооружений в архитектурно-пространственной среде г. Вятки конца XIX - начала XX в.;

- исследованы роль и значение личности в создании и функционировании городской застройки г. Вятки конца XIX - начала XX в.

Материалы диссертации рекомендуются к использованию в процессе подготовки лекционных курсов по истории культуры и искусства г. Вятки в высшей школе, а также в рамках факультативных курсов для старших классов и в работе краеведческих кружков; они могут быть полезными для историков, искусствоведов, культурологов, филологов и других специалистов, изучающих проблемы городской среды.

Кандидатская диссертация Иванова Александра Николаевича «Диалог культур России и Швеции (тезаурусный подход)» по специальности 24.00.01 Теория и история культуры посвящена проблеме диалога национальных культур России и Швеции, степени их «совместимости» друг с другом и близости их интересов на уровне теза-урусного подхода.

К наиболее значимым результатам, полученным в ходе исследования, автор относит следующие:

- выявлены основные характеристики констант и концептов культуры и обосновано их положение в ядре культурного тезауруса субъекта;

- показана роль диалога культур России и Швеции в процессе межкультурной коммуникации;

- на основе тезаурусного подхода выделены основополагающие константы, лежащие в основе картин мира культур России и Швеции; для России - это коллективизм, полярность мышления и определенный максимализм, привязанность к культурным традициям, для Швеции - это «индивидуализм», «умеренность» (от «1а§от» - в меру), «современность» (modernitet);

- определены константы шведской и русской литератур в тезаурусах двух стран, а также охарактеризованы взаимоотражения между ними, при этом в русском культурном тезаурусе оказались, в большей степени, освоенными литературные образы Августа Стриндберга, Сельмы Лагерлеф, Астрид Линдгрен, а в шведском культурном тезаурусе - Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова;

- произведен анализ степени диалогизирован-ности тезаурусов русской и шведской культур и обоснован вывод о том, что на уровне картин мира сегодня можно говорить только о зарождении полноценного диалога между Россией и Швецией.

Предложенный автором подход к выявлению способности национальных культур к диалогической коммуникации на основе соотношения ведущих констант литератур в тезаурусах двух стран может оказаться продуктивным в теоретических исследованиях; содержащиеся в диссертации идеи и выводы способствуют дальнейшим типологическим исследованиям культуры в контексте диалогизма.

Кандидатская диссертация Казаковой Ольги Александровны «Единство научного метода и стиля деятельности ученого» по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания ставит и предлагает пути решения проблемы изучения динамики взаимосвязи метода и стиля в структуре личности ученого с наиболее полным учетом человеческих измерений научного исследования.

Наиболее значимые результаты, полученные автором, состоят в следующем:

- проведены оценка и рефлексивный анализ классических и неклассических концепций научного метода и познавательного стиля, где установлено, что если первые тяготели к общенаучным и дисциплинарным характеристикам, то вторые сместились в область групповых и личностных образований науки;

- концептуально разработано неклассическое понимание метода и познавательного стиля, функционирующих в структуре личности ученого; здесь научные знания приобретают характер познавательных способностей и умений, только такая субъективизация обеспечивает личностное бытие метода и стиля;

- определены сущностные свойства личностного стиля ученого, которые объединяются высокой эффективностью владения методом; дан анализ основных форм стиля исследователя, обеспечивающих проблемный цикл научной деятельности.

Материалы и выводы диссертационного исследования, как считает автор, могут быть использованы в процессе преподавания ряда учебных дисциплин: «Философия», «История и философия науки», «Онтология и теория познания», спецкурса «Методология науки».

Диссертация «Трансцендентально-герменевтическая концепция языка (подход К.-О. Апеля») Ситниковой Елены Игоревны на соискание ученой степени кадидата философских наук по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания посвящена углубленной разработке онтологических и гносеологических проблем языка с использованием трансцендентально-герменевтического подхода на примере концепции К.-О. Апеля.

Результаты исследования имеют существенное значение для концептуального осмысления лингвистического поворота в философии, осуществления взаимодополнения различных подходов к пониманию сущности и природы языка, обоснования онтологического статуса языка и его роли в познании и социальных отношениях, конкретно-научных и прикладных исследований языка.

Научная новизна исследования связана с разработкой целостной характеристики трансцендентально-герменевтической концепции языка; раскрытием специфики трансцендентально-герменевтической концепции языка, заключающейся в акцентировании трансцендентально-прагматического аспекта языка в стремлении к синтезу различных философских идей; выявлении и отрефлек-тированности связи языка с характером культурных, социально-экономических, политических условий существования человека; раскрытием онтологического содержания понятия «язык»; исследованием взаимосвязи трансцендентально-герменевтической концепции языка с герменевтикой М. Хайдеггера и Г. Г. Гадамера, а также аналитической философией.

Автор полагает, что основные материалы и выводы диссертации могут быть использованы для разработки учебных курсов по онтологии, теории познания, философии языка, истории современной философии, антропологии, социальной философии, культурологии, теоретическому языкознанию; могут быть применены как теоретико-методологическая основа для исследований языка в рамках конкретных научных дисциплин.

Ерошкин Михаил Александрович свою диссертацию «Роль ценностей в историческом познании» на соискание ученой степени кандидата

философских наук по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания посвятил анализу ценностных оснований исторического познания, выявлению общих черт с научным знанием вообще и особенностей, характерных именно для знания о человеке и обществе.

Научная значимость проведенного исследования связана с тем, что осуществлен комплексный анализ внутринаучных базовых ценностей исторического познания на разных этапах его развития, показана связь ценностей исторического познания в его научной форме и классических научных норм, а также роль социокультурных факторов и наследия предыдущих этапов познания для специфики современной исторической науки.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы для организации как научной деятельности (в том числе развития и уточнения поднятой в исследовании проблематики), так и учебного процесса в системе подготовки студентов и аспирантов, в том числе для привития им навыков рефлексии ценностных основ научного познания.

Диссертация Полуян Натальи Николаевны «Идеи теории познания «русского эмпириокритицизма» (В. А. Базаров, А. А. Богданов)» на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания - это завершенное, самостоятельное научное исследование, в котором решена важная задача, а именно показано, что достижения «русского эмпириокритицизма» могут быть представлены в качестве существенной составляющей исследований отечественной философии в области теории познания, что способствует выработке более адекватного представления об уровне разработанности гносеологической проблематики в русской философии в целом.

Работа вносит существенные изменения в сложившееся еще в начале ХХ в. представление о русском эмпириокритицизме и о его ведущих представителях - В. Базарове и А. Богданове. Речь идет о замене оценок, основанных на политических и идеологических соображениях, в том числе борьбы за власть: философский ревизионизм, берклианство, идеализм, антимарксизм, -оценками именно философскими.

Основные материалы и выводы исследования, по мнению автора, могут быть рекомендованы для разработки учебных курсов по дисциплинам: «История и философия науки», «Онтология и теория познания», «Концепции современного естествознания», «Методология науки».

Диссертационное исследование Волоскова Руслана Александровича «Трансцендентальная субъективность и фоновые знания в процессе социаль-

ного конструирования реальности» на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания посвящено выявлению априорных оснований социального познания и конструирования/ поддержания социальной реальности.

Наиболее значимые результаты, полученные диссертантом, заключаются в следующем:

- доказано, что характерной чертой рациональности Нового времени является принцип доверия субъекту познания, понятый как необходимость субъективной размерности знания;

- обосновано, что теория познания необходимо должна начинаться с анализа трансцендентальной субъективности, которая фундирует апо-диктичность всякого знания;

- выявлено видовое разнообразие фоновых знаний, которое может быть представлено как повседневность, предпосылочное знание, предпо-нимание, язык, а также выделены три уровня по-

нимания фоновых знаний: уровень предпосылоч-ных знаний, уровень личностных знаний, уровень трансцендентальной субъективности;

- показано, что проблема поиска сознания и сомнения в сознании, появившаяся в XX в., не ставит под вопрос гносеологическую функцию субъективности;

- исследованы феномены символизации и типизации, которые могут быть поняты как априорные основания социального познания.

Полученные в диссертации результаты имеют теоретическое и методологическое значение для развития онтологии, теории познания социальной философии, связанных с разработкой проблем субъективности, фоновыми знаниями, социальным конструктивизмом.

Н. И. Поспелова, ученый секретарь диссертационного совета Д 212.041.02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.