Научная статья на тему 'Эпистемологическая тематика в диссертационном Совете д 212. 267. 01 при Томском госуниверситете'

Эпистемологическая тематика в диссертационном Совете д 212. 267. 01 при Томском госуниверситете Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпистемологическая тематика в диссертационном Совете д 212. 267. 01 при Томском госуниверситете»

ПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. IV, № 2

ГСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА

В ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ Д.212.267.01 ПРИ

ТОМСКОМ ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ

21 мая 2004 г. в Томском Государ-венном университете (ТГУ) работа зух докторских диссертационных >ветов по философским наукам эоходит по б специальностям.

В диссертационном совете 212.267.17 следующие специаль-эсти: 09.00.13 - религиоведение, илософская антропология, филосо-ия культуры; 09.00.08 - философия ауки и техники; 24.00.01 - теория и стория культуры (по философским аукам). Этот Совет создан на основе овета по защите кандидатских дис-ертаций К.212.267.03, который су-(сствовал в составе тех же специ-льностей с 1997 г. Председатель 'овета с начала его формирования -иректор Института искусств и куль-уры ТГУ, профессор, доктор фило-офских наук Юрий Владимирович 1етров.

В диссертационном совете 1.212.267.01 специальности: 09.00.01 -отология и теория познания; )9.00.11 - социальная философия; а акже новая для Совета 09.00.03 -гстория философии (по философ-:ким наукам). Диссертационный ювет по философским наукам для ¡ащиты докторских диссертаций шсрвые был создан в ТГУ 4 февраля 1991 г. и в таком виде просущество-зал до 21 мая 2004 г. Сначала как лгециализированный совет-Д.063.53.06, а с 2000 г. как диссертационный совет - Д.212.267.01 в составе двух специальностей: 09.00.01 - онтоло-

гия и теория познания и 09.00.11 -социальная философия. Председателем Совета все это время был заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук -Анатолий Константинович Сухотин; заместителем председателя - профессор, доктор философских наук Эдуард Владимирович Бурмакин. Базой для создания докторского совета был Совет по защите кандидатских диссертаций (1976-1984 гг. -председатель А. К. Сухотин; 1985-1990 гг. - Ю. В. Петров). Председателем Совета с 21 мая 2004 г. стала декан философского факультета ТГУ, профессор, доктор философских наук Маргарита Павловна Завьялова.

Немного статистики

Всего в Совете с 1991 г. по декабрь 2004 г. защищено 150 диссертаций.

60 диссертантов - выпускники специализации по философии исторического факультета ТГУ (выпуск 1980-1986 гг.) и выпускники философского факультета (начиная с первого выпуска 1988 г.). За крайне редким исключением соискатели проходят обучение в аспирантуре и докторантуре. 14 соискателей защитили в Совете как кандидатские, так и докторские диссертации. Многие кандидаты наук, защитившиеся в Совете, сейчас работают над доктор-

мя |||

I '

Ш 1$

¡щ®

©

ш О и

ф у

скими диссертациями, которые намерены защищать в ТГУ. С 1991 г. по настоящее время в Совете защищались диссертанты ТГУ и других вузов Томска, а также соискатели 23 городов России и Казахстана. Это в основном представители вузовской науки от Санкт-Петербурга, Москвы до Петропавловска Камчатского, а также Алтая, Хакасии, Кузбасса, Западной (Тюмень, Омск, Новосибирск и др.) и Восточной (Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск) Сибири. До настоящего времени все диссертации, защищенные в Совете, были утверждены ВАК'ом.

За прошедшие 14 лет по специальности 09.00.01 защищено 88 работ, из них: 23 - докторских и 65 -кандидатских диссертаций.

Наименьшее количество защит прошло в 1992 г. - 3.

Наибольшее в 2004 г. - 18 диссертаций, в том числе по специальности 09.00.01 - 8, из них 3 - докторские.

* * *

Теоретико-познавательная и методологическая ангажированность томских исследователей имеет давнюю традицию, восходящую к Павлу Васильевичу Копнину, который за-ведывал кафедрой философии ТГУ в 1947-1953 гг. В 50-70-е гг. подготовка кандидатов наук в ТГУ шла под руководством профессора К. П. Ярошевского, доцента Л. В. Алякринского, а также (тогда доцентов, затем докторов философских наук) Г. М. Иванова, В. Н. Сагатовского, Ф. А. Селиванова, А. К. Сухотина, А. И. Уварова.

Исследование исторического сознания и познания в ТГУ особенно интенсивно началось в 60-е-70-е гг. Заметим, что освоение указанных проблем осуществлялось двумя, порой встречавшимися, порой расходящимися потоками исследователей.

С одной стороны, методологические и теоретические проблемы исторической науки разрабатывались профессионалами-историками. Мно-

го в этом отношении сделали доктор исторических наук, ученый-медие-вист А.И. Данилов и его ученик, ныне признанный лидер Томской историографической школы, доктор исторических наук Б.Г. Могильницкий и теперь уже его ученики.

С другой стороны, докт*ор философских наук А.И. Уваров подготовил группу кандидатов философских наук, которые активно занимались проблемами, связанными с методологией исторического познания, защитили сначала кандидатские, а затем докторские диссертации: М П. Завьялова, Ю.В. Петров и др. Среди представителей следующего поколения, исследовавших историческое сознание, хотелось бы отметить кандидатскую диссертацию по философским наукам О.И. Кирсанова.

С 70-х гг. до настоящего времени работу по решению проблем методологии, истории и философии науки продолжает ученик П.В. Коп-нина, первый декан философского факультета, первый заведующий кафедрой истории философии и логики ТГУ, профессор, доктор философских наук А.К. Сухотин, автор 9 монографий (переведенных на 10 иностранных языков) и более чем 130 статей, подготовивший свыше 70 кандидатов и докторов наук. Под его руководством в 1986 и 1997 гг. прошли две международные конференции «Копнинские чтения», с 1997 г. работает постоянно действующий Всероссийский философский семинар «Методология науки». Как председателя диссертационного совета его отличает деловое и доброжелательное ведение заседаний, большое и оправданное доверие к членам Совета, проводящим экспертизу, умение уловить суть и увидеть перспективы диссертационных исследований, по которым он довольно часто и компетентно выступает на заседаниях Совета.

С 21 мая 2004 г. (введение специальности 09.00.03 - история философии) состав Совета обновился за счет защитившихся в этом Совете

(ПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА ! ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ Д.212.267.01 1РИ ТОМСКОМ ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ

юлодых докторов наук, в основном, реподавателей философского фа-ультета. Если тематика по методо-огии и логике научного и вненауч-:ого познания нашла отражение в [иссертациях, выполненных под |уководством старшего поколения [ынешнего Совета, то молодое поко-¡ение ученых осваивало новые для омского научного сообщества фи-юсофские традиции.

До 1999 г. разное количество лет I диссертационном совете активно иботали ученые из Омска - В. В. Пан, 13 Барнаула - В. А. Ельчанинов, из -[овосибирска - В.Н. Карпович и 1 Я. Копылов. Большую работу 1 составе прежнего Совета вели -3. В. Бурмакин, В. А. Дмитриенко, VI. П. Завьялова, Э. Н. Камышев, 1. П. Кириллов, А. В. Корниенко, П. Моисеева, И. В. Черникова.

Отметим работу по руководству 1 экспертизе диссертаций членов Совета: В. В. Чешева - авторитетно-о ученого в области методологии тауки, методологии инженерной теятельности и технического знания; Ю. В. Петрова - известного своими грудами в области исторического познания, культур-философской про-Злематики, истории философии; Г. И. Петровой - признанного специалиста по проблемам философии и методологии образования, исследованиям в коммуникативной сфере и философской антропологии; а также доцентов факультета А. Н. Книгина (автора монографии «Философские проблемы сознания» - 1999 г. и учебного пособия «Учение о категориях» - 2002 г.) и В. Ф. Макарова. Чуткие к новой для современной отечественной философии проблематике, аналитической и феноменоло-го-герменевтической традициям, а также, внимательные к проблемам новой метафизики и новой онтологии, философским идеям эпохи постмодернизма - они выступали руководителями и оппонентами диссертантов нового поколения, выпускников философского факультета ТГУ.

Студенты и преподаватели философского факультета активно осваивают новые темы, проблемы и методы. В ходе научных исследований осуществляются переводы и издание иноязычных философских текстов. Преподавателями, аспирантами, выпускниками философского факультета переведено более 30 книг, изданных в Томске, Москве, в философской периодике Москвы, Минска, в сборниках конференций, проходивших в ТГУ. Среди тех, кто опубликовал переводы: кандидаты философских наук - Е. В. Борисов, И. Н. Инишев, М. Ю. Кречетова, В. А. Ладов, Е. А. Найман, сестры Олеся и Оксана Назаровы (Оксана обучалась сначала в ТГУ, затем в МГУ), В. В. Петренко, С. Б. Степа-ненко, И. А. Эннс; доктора философских наук — В. А. Суровцев, С. Г. Сычева; уехавшая во Францию на стажировку аспирантка - Ж. В. Горбы-лева и др. Лучшему изучению традиций способствуют поездки на научные стажировки аспирантов и преподавателей в Германию, Францию, США, в ИФРАН (Москва), участие в летних философских школах Минска, Новосибирска.

Кроме того, освоение феномено-лого-гермсневтической, аналитической, структуралистской и постструктуралистской традиций в значительной степени было связано с проведением международных конференций, посвященных творческому наследию Г.Г. Шпета. В ноябре 1989 г. впервые в России прошли «Шпетов-ские дни» в Томске. С 1991 по 2003 г. опубликованы сборники исследований по итогам четырех международных конференций. Многие участники Шпетовских чтений защитили за это время кандидатские и докторские диссертации. Если в сборнике 1996 г. -10 статей участников конференции, имевших ученые степени (не считая статей зарубежных исследователей), то в сборнике по четвертым Шпетов-ским чтениям 2003 г. - около 45 таких статей.

ii1 '1 I

Ф СО

О и

тт

л X (D У

Феноменология, герменевтика, аналитическая философия для многих стали не только предметом исследования, но и методом, служащим для решения актуальных проблем философии. Свидетельством успеха молодых ученых являются качественные публикации, ежегодные награды в открытых конкурсах студенческих работ, исследовательские гранты аспирантов и преподавателей, гранты на научные мероприятия.

Тематика диссертаций по онтологии и теории познания в Совете Д.212.267.01 достаточно разнообразна.

В 1991 г. специальность 09.00.01 называлась - диалектический и исторический материализм, с 1992 г. -диалектика и теория познания, с 1995 г. до настоящего времени -онтология и теория познания.

1. Методологическим аспектам фундаментального и конкретно-научного знания уделялось достаточно большое внимание. Конструированию образа современной науки, философскому деконструктивизму и возможностям конституирования научной онтологии, онтологическим аспектам знания, его самоорганизации, социогуманитарным и моральным основаниям науки, соотношению научного и религиозного освоения мира в контексте принципа дополнительности, онтогносеологи-ческой концепции авторитета, выяснению природы творчества посвятили докторские диссертации 1994 г. -А. В. Корниенко, А. Д. Московченко,

2002 г. - Н. П. Лукина, А. А. Степанов, 2004 г. - H.H. Витченко (работа на рассмотрении в Совете); кандидатские диссертации 1997 г. - Н. В. Буковская, А. В. Васютин, Н. А. Иванова, В. Н. Свистунов, 1998 г. - И. Б. Ар-дашкин, 1999 г. - О.Н. Аникушина,

2003 г. - А. А. Пятунина, О.О. Никитина, 2004 г. - Е. В. Латышева, М. А. Макиенко и др. К этому кругу относится ряд диссертаций, которые связаны с проблемами синергетики. Это докторская диссертация 1993 г. И. В. Черниковой и ряд кандидатских

диссертаций: 2000 г. - Ю. А. Никитиной, где представлены философские основания коэволюционной инноватики социальных систем в рамках синергетического подхода; 2001 г. - Д. Л. Ситниковой, посвященная выявлению синергетического механизма обновления культуры; А. С. Скачкова, рассмотревшего статус социального в контексте идей русского космизма; 2004 г. - Д. В. Черниковой на тему «Коммуникация и управление в аспекте социосинергетики».

2. Онтологические аспекты концепции истины в точном знании -тема докторской диссертации

A. А. Кузьмичевой (2003 г.). Онтологические предпосылки смысловых вариаций понятия истины проанализировал в кандидатской диссертации С. Б. Куликов (2004 г.). Хороша по замыслу и исполнению кандидатская диссертация С.Б. Степаненко, где автономия литературы рассматривается в контексте феноменолого-герменевтического понятия истины.

3. Исследования исторического сознания и познания, начатые в 60-70-е гг., были продолжены в диссертационном совете Д 212.267.01.

Так в 1993 г. З.М. Медведева (к.ф.н.) провела гносеологический анализ проблемы существования в исторической науке, Е. В. Бакеева (к.ф.н.) рассмотрела межтеоретический диалог в историко-философ-ском познании, его основания, формы и функции. В 1995 г. Н. Н. Кар-пицкий (к.ф.н.) исследовал диалектику человеческого бытия, его дальнейшее философское изыскание (докторская диссертация, защищенная в 2004 г. по специальности 09.00.13) направлено от неоплатонической традиции к феноменологическому анализу трансцендентапьного предчувствия. В 1996 г. А. В. Носков (к.ф.н. по 09.00.01 и 09.00.03) рассмотрел онтологию пространства и онтологию времени в историко-философском контексте. В 1998 г.

B. I.. Сыров (д.ф.н.) исследовал условия и принципы конструирования истории. В 2000 г. В. П. Федюкин

ПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА ДИССЕРТАЦИОННОМ СОВЕТЕ Д.212.267.01 РИ ТОМСКОМ ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ

.ф.н.) провел анализ основ фило-|фского построения всемирной :тории. С. В. Дементьева (к.ф.н.) феделила место и роль реминис-;нции в социальной памяти. В 2001 М. Н. Чистанов (к.ф.н.) рассмотрел незис исторического познания как юблему социальной философии. В )02 г. О. В. Боровкова (к.ф.н.) дала |рактеристику топоса социально-дорического времени в историче-:ом сознании. В 2003 г. О. А. Краткая (к.ф.н.) рассмотрела онтоло-[ческий статус времени в феноме-)лого-экзистенциальной парадигме.

4. Мифологическое сознание ста-) предметом изучения в ряде дис-:ртаций. Принципиально новую шцепцию мифа, ядро которой со-■авило исследование онтологиче-сих и психологических оснований ифомышления, дал в докторской гесертации 1997 г. Александр Фе-зрович Косарев, безвременно педший из жизни в 2004 г. Мифич-эсть сознания, способы выражения ифичности, специфику тувинско-) и монгольского мифосознания ¡следовали в кандидатских диссер-щиях: Э. Сандагийн (1991 г.), ). С. Осаченко (1994 г.), Ч.О. Адыг-т (1995 г.), М.С. Кухта (1998 г.), . А. Мигуренко (2001 г.) и др.

5. Различные формы рациональ-зсти (классическая и неклассиче-<ая, научная и вненаучная) ста-и предметом пристального внима-ия диссертантов. П. И. Балабанов 1.ф.н.) раскрыл гносеологическую эеспеченность и особенности про-стировочной деятельности (1992 г.). азванная тематика представлена и в яде кандидатских диссертаций. Так 1. М. Южанинов провел методоло-тееский анализ взаимосвязи науч-ой рациональности и практики 1991 г.), В. Е. Буденкова исследова-а возможности новой рационально-ги, В.Д. Муравсц провел гносеоло-яческий анализ пространственных имволов (1993 г.). В. В. Петренко, ассматривая новую художествен-ость как предмет философского сследования, охарактеризовала раз-

ные типы художественной рациональности (1994 г.). Разъединению философского и теософского подходов в аспекте интерсубъективности посвятил кандидатскую диссертацию Ю. А. Леонтьев (1996 г.). Я. В. Куш-наренко дала обоснование аксиологии в контексте неклассической рациональности (2004 г.).

6. Метафизическая проблематика также интересует диссертантов. Исследованию предметной области и функциональным особенностям метафизики посвящена докторская диссертация Л. В. Денисовой (1999 г.). Метафизическое самоопределение человека рассмотрено в докторской диссертации В. И Красикова (1995 г.). Основания философской суицидоло-гии исследовал в 2000 г. С. С. Аване-сов (д.ф.н.), он рассмотрел персона-листический подход как наиболее релевантный метод суицидологии. Философская концептуализация темы спасения дана в кандидатской диссертации Р. А. Макеева (2001 г.). Проблема символа в философии -предмет анализа в докторской диссертации С.Г. Сычевой (2002 г.).

7. Актуализация трансцендентализма, феноменологии, герменевтики достаточно полно отражена в кандидатских диссертациях выпускников философского факультета. Феноменологическое обоснование философского знания предпринято А.Э. Савиным и И. Н. Инише-вым (1997 г.). Трансценденталист-ские способы тематизации и методы исследования «истории мысли» анализирует М. Ю. Кречетова (1998 г.). Коннотативный смысл понятия свободы в пространстве философемы судьбы раскрыт И. Н. Кругловой (1999 г.). Проблемы смысла, философская интерпретация литературных произведений рассматриваются О. И, Власенко и С. П. Кушнаренко; новая типологическая модель развития социально-философского знания и основные способы концептуализации социальной реальности исследуются Э. О. Леонтьевой (2000 г.). В. А. Ладов раскрывает тематизацию

Ф С2

О и

>х 2

х й» У

смысла в контексте методов феноменологии и аналитической философии языка; в онтологической перспективе интерпретируют мистический опыт -О. Н. Ладова, феномен морали -М. В. Будулуца (2001 г.). «Анализ априорных оснований психоаналитической теории «Я»: феноменологическое исследование» - тема диссертации Е. В. Зинченко (2002 г.). Основания и способы тематизации интерсубъективности представлены в работе И. А. Эннс; диалогичность как онтологическую структуру слова рассмотрел Е. А. Степанов (2003).

В 2001 г. диссертации В. А. Суровцева и Д.В. Сухушина защищены по двум специальностям (09.00.01 и 09. 00 03). Суровцев В. А. (д.ф.н.) выявлял онтологические принципы, лежащие в основе философских концепций, в свете этой задачи он дал интерпретацию философии раннего Л. Витгенштейна. Д. В. Сухушин (к.ф.н.) анализировал творческое наследие Л. Шестова.

Поиску социальных онтологий в феноменолого-герменевтической перспективе посвящены докторская диссертация Н. А. Колодий (2002 г.). Феноменологический анализ смысла предпринял В. Г. Ланкин (докторская диссертация, 2004 г.). Эстетические основания философской онтологии раскрыл в представленной к защите докторской диссертации Е. А. Най-ман, его кандидатская диссертация (1992 г.) была посвящена пародированию как философскому методу. * * *

Обзор диссертационных работ указывает на расширение тематики, обновление методологической базы исследований. Приходится отметить, что иногда возникают трудности с определением специальности, по которой должна защищаться диссертация. Работа, условно говоря, ино-

гда «тянет» и на ту, и на другую специальность Совета. В случае, когда работа является хорошей, это почти не сказывается на результатах голосования. В другом же случае, аргумент «о специальности» превращается в камень преткновения, вызывает напряжение при голосовании. Идеальное соответствие диссертации паспорту специальности в том виде, в каком он существует сейчас, едва ли возможно. Имеются пограничные исследования или такие новации, которые

не вписываются в сегодняшний стандарт.

Опыт работы в Совете показывает, что наиболее подготовленными к защите, глубокими и интересными являются диссертации выпускников философского факультета.

Во многих работах идет глубокая проработка философского материала, оригинальное философствование и формирование философского дискурса. Такие работы вносят очевидную новизну в исходные для своих тематизаций традиции и способствуют дальнейшему развитию философии.

Авторы используют большое количество литературы на иностранных языках, имеют опубликованные переводы философских книг и статей. Монографии и статьи достаточно квалифицированно передают основное содержание проведенных исследований. Диссертации содержат богатый материал для разработки оригинальных курсов и спецкурсов как для профессионалов в области философии, так и для представителей сопредельных философии сфер.

Ученый секретарь диссертационного совета Д.212.267.01 с 1991 г., к.ф.н., доцент О. Г. МАЗАЕВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.