О ПУТЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ
Л.П. Чичерин, А.А. Согияйнен*
По результатам анализа в динамике состояния проблем здоровья и медико-социальных потребностей детей и подростков в Российской Федерации, по материалам собственных исследований на базовых территориях представлены реальные резервы и пути совершенствования организационных технологий и управленческих решений в области охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Ключевые слова: дети, подростки, охрана здоровья, медицинское обеспечение призыва в Вооруженные силы, медико-социальная помощь, межсекторальное сотрудничество.
В условиях политических, социально-экономических преобразований в России, социального расслоения общества, распада института семьи, влияния факторов социального риска, возникновения многочисленных стрессовых ситуаций различного генеза и целого ряда иных кризисных явлений именно дети и подростки представляют собой наиболее уязвимый - с точки зрения здоровья и безопасности, социального благополучия, качества жизни и др. -контингент [1, 2]. Сложившаяся к настоящему времени в стране демографическая ситуация составляет одну из острейших проблем общества Население Российской Федерации, по сравнению с 2002 г., сократилось на 2261,5 тыс. человек или на 1,6%. Среднегодовые темпы снижения численности населения составили 0,2% против 0,1% в 1989-2002 гг. [Федеральная служба государственной статистики, 2011].
Состоянию здоровья детей и подростков придаётся большое значение во всём мире. На основании предложения комитета экспертов ВОЗ с 1977 г. подростками считаются лица в возрасте 10-20 лет, позднее - 10-24 лет (в США 11-21 год). В России - 10-19 лет, а также 10-17 лет (при организации и анализе деятельности педиатрической службы). За последнее столетие отмечается неуклонное снижение удельного веса подростков 10-20 лет в общей
* Национальный НИИ общественного здоровья РАМН
Чичерин Леонид Петрович - д.м.н., проф., главный научный сотрудник, leo2506@gmail.com
Согияйнен Александр Алексеевич - соискатель Института, зав. поликлиникой № 14 филиала № 1 ФБУ ГВКГ им. Н.Н. Бурденко Минобороны России, sogalex@ya.ru
структуре населения страны: если в 1926 г. они составляли 23,7%, то в 1970 г. - уже 19,6%, в 2002 г. - 16,0%, а по данным переписи населения 2010 г. - всего 10,6%. В настоящее время число детей 10-17 лет составляет 18 млн. человек или 53% от общего числа детей (из них 4,9 млн. - подростки 15-17 лет).
В стране в последние десятилетия отмечается кризис общественного здоровья, который имеет глубокие социально-экономические корни. Но именно в возрастной группе 15-17 лет отмечается самый значительный за последние 10 лет рост заболеваемости - в 1,5 раза. Сегодня до 70% подростков страдают хронической патологией. В последние годы установились стабильно высокие показатели заболеваемости подростков, в т.ч. социально значимыми болезнями (В.Ю. Альбицкий, 2006, 2010; И.С. Цыбульская, 2007; О.В. Шарапова, 2009; А.А. Баранов, 2011 и др.).
Анализ заболеваемости детей и подростков, по данным Минздравсоц-развития РФ, показывает рост по всем классам болезней от 15,3 до 49,6%. Исключение из общей тенденции составляют только некоторые инфекционные и паразитарные болезни, заболеваемость которыми у детей до 14 лет уменьшилась на 19,2%, а у подростков 15-17 лет прирост составил 1,3%. Максимальный рост заболеваемости (по сравнению с 2000 г.) у детей до 14 лет отмечается по следующим классам: новообразования (+49,6%), врождённые аномалии (+45,2%), болезни нервной системы (+37,5%), болезни крови (+34,0%). У подростков 15-17 лет максимальные темпы прироста (+47,7%) фиксируются по классу болезней системы кровообращения, (+46,1%) - болезней нервной системы, (+45,1%) - болезней крови, (+40,5%) - болезней ко-стно-мышечной системы и соединительной ткани. Сохраняется рост числа лиц с пограничными нервно-психическими состояниями, сниженной психической адаптацией, как и увеличение у них дезадаптивных форм поведения, включая алкоголизацию, табакокурение, наркоманию и иные виды девиант-ного поведения (Детский фонд ООН/ЮНИСЕФ, 2010).
Эти и многие другие медико-социальные проблемы подрастающего поколения в современных условиях возлагают на почти 10 тыс. детские амбу-латорно-поликлинические учреждения (в т.ч. 480 самостоятельные детские городские поликлиники) такие функции, как формирование с детского возраста осознанной потребности в здоровом и безопасном образе жизни; оказание медико-психологической помощи; организация мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек/девушек и мальчи-
ков/юношей; гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью; медицинские аспекты профориентации и проф-консультирования; медицинское обеспечение призыва; социально-правовая работа, и пр.
Однако с отделениями (кабинетами) медико-социальной помощи детских поликлиник, планируемыми для реализации этих задач, на практике редко что-то получается. Так, в их состав предполагалось ввести должности психолога/медицинского психолога, врача-терапевта подросткового, врача акушера-гинеколога, врача-педиатра; социального работника. Основные трудности в настоящее время связаны с подготовкой таких специалистов для работы в специфических условиях детского АПУ и укомплектованием их должностей физическими лицами.
Более подробно рассмотрим деятельность и задачи здравоохранения по подготовке и призыву юношей в вооружённые силы (ВС) Российской Федерации. Проблемы здравоохранения страны в целом и в организации амбула-торно-поликлинической помощи детям и подросткам не позволяют полноценно выполнять задачи утвержденной правительством «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года».
Официальная статистика фиксирует постоянное уменьшение численности призывников: в весенний призыв 2008 г., было зарегистрировано 870 тыс., хотя в 2004 г. их насчитывалось 1,2 млн. (Общественная палата РФ, 2009). По данным Федеральной службы государственной статистики, к 2016 г. это число должно снизиться до 590 тыс. Ежегодно из около 1,1 млн. подростков, достигающих 18-летнего возраста, комплектуется около 80% каждого призыва.
Несмотря на проводимую диспансеризацию детско-подросткового контингента, при призыве в ВС РФ первично выявляется значительная часть хронических заболеваний. По данным Н.Г. Петровой (2010), хронические заболевания до призыва были выявлены у 28% призывников, а при призыве на военную службу эта цифра возросла до 74,6%. По нашему анализу, в структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, превалируют заболевания костно-мышечной системы (20,7%), психические расстройства (13,5%), заболевания органов пищеварения (10,8%) и нервной системы (8,9%). В результате в 2009 г.
только 51% граждан были годны к военной службе без каких-либо ограничений.
Особое внимание следует обратить на тот факт, что доля необоснованно призванных на военную службу и уволенных из ВС РФ по состоянию здоровья в первые месяцы службы, за последние 10 лет остается стабильной и составляет 0,5%. В структуре заболеваний, по которым военнослужащие по призыву признаны негодными и ограниченно годными к военной службе, на первом месте психические расстройства (25,0%), на втором - болезни органов пищеварения (16,3%), третьем - болезни системы кровообращения (9,1%), четвёртом - кожи и подкожно-жировой клетчатки (8,6%).
Ежегодно в ВС РФ необоснованно призывается около 1500 человек. Это именно те военнослужащие, качество обследования которых было явно недостаточным, как в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, так и во время призывной комиссии. Заболевания в данном случае выявлялись только непосредственно во время службы, когда юноши попадали под пристальное внимание военных медиков. В период призывной компании 2009-2010 гг. был проведён опрос призывников и их родителей в нескольких военкоматах Московской области. Выявлена крайне низкая оценка, как призывниками, так и их родителями, качества медицинской помощи в период подготовки к военной службе и во время призыва (табл.).
Таблица
Оценка качества медицинской помощи во время
подготовительного периода и во время призывной компании (%)
2009 г. 2010 г.
призывники родители призывники родители
Неудовлетворительно 64 56 61 55
Удовлетворительно 21 42 13 45
Хорошо 15 2 26 -
Итого 100 100 100 100
Большинство респондентов (54,7%) отметили, что им приходилось доплачивать за медицинское обследование в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения.
Налицо низкая удовлетворённость призывников и их родителей квалификацией медицинского персонала и качеством медицинской помощи военно-врачебных комиссий, муниципальных и государственных учреждений здравоохранения; осуждается сохранение значительной доли платных услуг. У каждого 2-го призывника заболевание с выраженными клиническими про-
явлениями выявляют только на призывном пункте. Это связано с формальным подходом к проблеме диспансеризации подростка со стороны медицинских работников - в 98% случаев поход к врачу заканчивался «беглым» осмотром.
Анализ более 2000 медицинских карт амбулаторного больного, оформленных на 15-18-летних юношей, как и 2051 личных дел призывников, свидетельствуют, что в половине случаев лечебно-оздоровительные мероприятия по месту жительства осуществлялись несвоевременно или не в полном объёме. В «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» определена цель -снижение количества граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, к 2016 г. до 20%, к 2020 г. до 10%, а также увеличение годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, к 2016 г. на 15%, к 2020 г. на 28%.
Для достижения этой цели предложен комплекс мероприятий по группам:
1) Подготовка единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
2) Разработка и внедрение системы ежегодного мониторинга состояния здоровья, физического и психологического развития граждан начиная с 10-летнего возраста.
По нашему мнению, целесообразен пересмотр и разработка дополнительных требований к состоянию здоровья юношей по классам заболеваний костно-мышечной системы, психических расстройств, заболеваний органов пищеварения. Значимость именно этих групп вытекает из рейтинга их в структуре заболеваний, по которым военнослужащие по призыву признаны не годными или ограниченно годными к военной службе, и в структуре заболеваний, послуживших причиной освобождения и отсрочки от призыва на военную службу. Особое внимание следует уделять выявлению и динамическому диспансерному наблюдению лиц с нарушениями психики и психоэмоциональными расстройствами, склонностью к злоупотреблению спиртными напитками, суицидальной направленностью.
Также считаем необходимым рассмотреть вопрос о сдвиге призывного возраста до 19 лет для более качественной подготовки юношей к военной
службе, вывести ВВК из-под контроля Министерства обороны, для исключения давления на врачей со стороны военкомов, расширить возможности проведения независимой экспертизы на предмет годности к военной службе; разработать обязательные скрининг-методики по диагностике наркоманий, парентеральных гепатитов, ВИЧ, законодательно закрепить обязательность применения данных методик среди юношей 15-18 лет.
3) Создание государственного банка данных граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В рамках этой группы мер следует создать методическую и нормативную базу по ведению банка данных на подростков, начиная с 10 лет; особое внимание направить на полный охват сельского населения и жителей небольших городов; обеспечить преемственность между государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, учреждениями образования и структурами Министерства обороны.
4) Совершенствование учебной и спортивной базы образовательных учреждений.
5) Расширение физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, разработка различных комплексов физического оздоровления школьников.
6) Разработка и внедрение в образовательных учреждениях программ формирования потребности у детей и подростков к здоровому образу жизни.
По 4-6-й группам мер целесообразно ориентировать на первоочередное обследование именно призывного контингента вновь создаваемые «Центры здоровья» во взаимодействии с кабинетами медицинской профилактики по месту жительства по вопросам реализации мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование подростков о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально значимых заболеваний; увеличение продолжительности активной жизни.
Предлагаем спланировать проведение уроков здоровья на базе этих центров, включить элементы знаний о военно-врачебной экспертизе в «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по
ОБЖ» (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.99 № 56).
7) Переподготовка (повышение квалификации) медицинских работников, участвующих в медицинском освидетельствовании граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, по основной специальности и военно-врачебной экспертизе.
Здесь необходимо рассмотреть возможность организации циклов тематического усовершенствования по вопросам военно-медицинской экспертизы для врачей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, привлекаемых к проведению военно-врачебной комиссии. Отдельные вопросы военно-врачебной экспертизы включить в программу подготовки врачей-педиатров.
Научное обоснование и внедрение разработанных в рамках этих мер организационных технологий, направленных на своевременную диагностику и коррекцию патологических состояний, ограничивающих годность юношей к военной службе, и оздоровление будущих воинов, являются актуальными задачами современного общественного здоровья и здравоохранения, ориентирующихся на действующее законодательство, риск-подход, превентивную направленность, межведомственную интеграцию, учет региональной специфики, программно-целевое планирование, заинтересованность и активное участие самих молодых людей в укреплении собственного здоровья, физическом и духовном совершенствовании и т.п. Их применение укрепить здоровье подрастающего поколения как один из существенных резервов усиления национальной безопасности государства, ее обороноспособности.
Литература
1. Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 592 с.
2. Яковлева Т.В., Баранов А. А. Проблемы и задачи здоровья детей России // Вопросы современной педиатрии. - 2011. - Т. 10. - № 2. - С. 7-10.
3. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовоспоможения в РФ. - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2011. - 170 с.
4. План действий по реализации Европейской стратегии профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями, 2012-2016 гг. -http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/147731/ЯС61_^ое12^