Научная статья на тему 'О путях совершенствования миграционной политики с учетом новых угроз и вызовов национальной безопасности России'

О путях совершенствования миграционной политики с учетом новых угроз и вызовов национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019– 2025 гг. / миграционная система / миграционная политика / лишение гражданства / ЕРРПИР / РИР / concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019‒2025 / migration system / migration policy / deprivation of citizenship / ERRPIR / RIR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Валерьевна Зубова

Анализируются современные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается миграционная система Российской Федерации. Сделан вывод о том, что миграционная политика Российской Федерации на текущий момент должна быть, в первую очередь, направлена на обеспечение безопасности страны. Высказан ряд предложений по корректировке миграционной стратегии страны и разрабатываемых на ее основе правоустанавливающих документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On ways to improve migration policy taking into account new threats and challenges to Russia’s national security

The modern challenges and threats faced by the migration system of the Russian Federation are analyzed. It is concluded that the migration policy of the Russian Federation at the moment should be primarily aimed at ensuring the security of the country. A number of proposals were made to adjust the country’s migration strategy and the legal documents developed on its basis.

Текст научной работы на тему «О путях совершенствования миграционной политики с учетом новых угроз и вызовов национальной безопасности России»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-326-332 NIION: 2003-0059-3/22-331 MOSURED: 77/27-003-2022-03-530

О путях совершенствования миграционной политики с учетом новых угроз и вызовов национальной безопасности России

Марина Валерьевна Зубова

Институт государства и права Российской академии наук, Москва, Россия

Аннотация. Анализируются современные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается миграционная система Российской Федерации. Сделан вывод о том, что миграционная политика Российской Федерации на текущий момент должна быть, в первую очередь, направлена на обеспечение безопасности страны. Высказан ряд предложений по корректировке миграционной стратегии страны и разрабатываемых на ее основе правоустанавливающих документов.

Ключевые слова: концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 гг., миграционная система, миграционная политика, лишение гражданства, ЕРРПИР, РИР

Для цитирования: Зубова М. В. О путях совершенствования миграционной политики с учетом новых угроз и вызовов национальной безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 326-332. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-326-332.

Original article

On ways to improve migration policy taking into account new threats and challenges to Russia's national security

Marina V. Zubova

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Abstract. The modern challenges and threats faced by the migration system of the Russian Federation are analyzed. It is concluded that the migration policy of the Russian Federation at the moment should be primarily aimed at ensuring the security of the country. A number of proposals were made to adjust the country's migration strategy and the legal documents developed on its basis.

Keywords: concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019-2025, migration system, migration policy, deprivation of citizenship, ERRPIR, RIR

For citation: Zubova M. V. On ways to improve migration policy taking into account new threats and challenges to Russia's national security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):326-332. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-326-332.

В утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. цель миграционной политики Российской Федерации определена как формирование в стране миграционной ситуации, отвечающей ее интересам.

Предполагалось, что реализация Концепции обеспечит благоприятные условия для корректировки миграционной ситуации в стране путем возврата на

Родину соотечественников и привлечения иностранных граждан, уважающих российскую ментальность и стремящихся жить и (или) работать в России.

Ожидалось, что в результате российская экономика будет насыщена столь необходимыми ей трудовыми ресурсами, в системы образования и медицинского обслуживания будут привлечены иностранные партнеры и клиенты; возрастут туристические потоки и гуманитарные контакты. В совокупности это послужит развитию российского бизнеса, социаль-

© Зубова М. В., 2022

ных институтов, повышению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и улучшению условий жизнед еятельно сти.

Между тем, миграционная сфера существенно затрагивает интересы государственной и общественной безопасности. Важность этого обстоятельства существенно возросла в условиях беспрецедентного давления на нашу страну со стороны коллективного Запада, формальным предлогом для чего стало проведение Россией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

В сложившейся ситуации в полном объеме проявились истинные деструктивные намерения США и их союзников в части взаимоотношений с Российской Федерацией. Под сомнение поставлена вся сложившаяся система государственных и гуманитарных отношений с этими государствами, в первую очередь данные ими гарантии по не расширению НАТО и обеспечению безопасности в Европе.

На территории России уже находятся тысячи беженцев и вынужденных переселенцев, спасающихся от геноцида русских на Украине. Всем им оказывается необходимая помощь, предоставляются возможности для размещения и жизнедеятельности, по желанию — обеспечивается получение российского гражданства в упрощенном порядке.

Не исключено, однако, что под видом беженцев в страну проникают или будут пытаться проникнуть нацисты, члены террористических формирований и агенты иностранных спецслужб.

Полагаем, что миграционная система России способна противодействовать этим новым угрозам и вызовам. Вместе с тем, определенные корректировки миграционного законодательства все-таки необходимы, прежде всего, в части внедрения эффективных технологий контроля и регулирования миграционных потоков, в том числе на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Очевидно, что российская миграционная политика длительное время развивалась в либерально-демократическом направлении максимального снятия административных барьеров и создания миграционных правил, которые, в первую очередь, способствовали бы открытости нашей страны для внешнего мира, легализации трудовой занятости иностранцев, созданию удобной системы оказания государственных услуг и снятию административных барьеров в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности.

Такой подход соответствовал декларированным западным ценностям и приоритетам типа свободы перемещения людей и капиталов, открытости обще-

ства и приоритета прав человека, но при этом в самих западных странах применялся весьма избирательно, а с возникновением масштабного миграционного и экономического кризисов, а затем в условиях жизни с нарастающими террористическими угрозами и «ко-видными» ограничениями, во-многом, был пересмотрен, если вообще не утратил своего значения.

Полагаем, что в современной ситуации миграционная политика Российской Федерации, в первую очередь, должна обеспечивать безопасность страны, в том числе с учетом нарастающей криминальной активности иностранцев и принятых в российское гражданство («натурализированных») лиц, а также их участия в направленной на дестабилизацию страны экстремистской деятельности.

В этой связи актуализируется вопрос аннулирования решений о предоставлении гражданства Российской Федерации лицам, которые после получения гражданства совершили умышленные действия, направленные против конституционного строя страны, т. е. фактически нарушившие клятву, данную новой Родине при обретении ее гражданства.

Между тем, ст. 6 Конституции РФ, как известно, не предусматривает возможности лишения гражданства гражданина Российской Федерации (п. 3).

В ситуации, когда доказано, что лицо, вступившее в российское гражданство, изначально не намеревалось уважать и соблюдать законы нашего государства и нести обязанности гражданина Российской Федерации и тем самым сознательно нарушило Присягу, данную им при вступлении в гражданство, представило при прохождении процедур получения гражданства заведомо подложные документы либо сообщило заведомо ложные сведения либо совершило иные действия, дающие основания для отмены решения о приобретении им гражданства, предусмотренные ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 52 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», например, совершило преступление террористической направленности, акт о предоставлении ему гражданство может быть аннулирован в судебном порядке.

Законодательство 30 стран Европы, в том числе, Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Ирландии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты, Молдавии, Нидерландов, Норвегии, Румынии, Словакии, Турции, Швеции, Швейцарии, Франции, Эстонии и других государств, предусматривает возможность лишения гражданства, полученного с нарушением установленных правил, например, мошенническим путем.

Можно конечно заявить, что в таких случаях человек не лишается гражданства, а теряет (или утрачивает) его! Но это будет всего лишь игра слов. Полагаем, что это все-таки лишение конкретного человека статуса гражданина в правовой форме отмены акта на предоставление гражданства.

При этом на коренных граждан указанных стран, в том числе и Российской Федерации, такой порядок не распространяется, какие бы действия в ущерб своей стране они не совершили. Впрочем, в отношении таких лиц акт принятия в гражданство не выносился, присягу они не принимали, обязательств на себя не брали, а факт рождения отменить невозможно.

Насколько справедлив такой подход и нет ли в нем своего рода дискриминации? Однозначно сказать сложно.

Заслуживает внимания дискуссия, развернутая на площадке Государственной Думы Федерального Собрания РФ по поводу предложения известного российского режиссера Н. Михалкова по лишению гражданства РФ за призывы к санкциям против РФ.

По мнению главы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству П. Крашенинникова, этот вопрос уже однозначно регламентирован в Конституции страны и пересмотру не подлежит (Интерфакс, 24 февраля 2021 г.).

Добавим сюда еще ст. 15 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

Пресс-секретарь Президента РФ Д. Песков, тем не менее, фактически высказался в поддержку предложения Н. Михалкова, отметив, что сама по себе эта идея представляет общественный интерес и подлежит обсуждению.

По нашему мнению, вопрос лишения гражданства в связи с совершением гражданином опасных противоправных действий, отражающих его явное и устойчивое неуважение к общественным устоям и государственному устройству России, актуален и отражает настроения если не большинства, то значительной части населения страны.

В Советском Союзе в исключительных случаях, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности государства, оно по решению президиума Верховного Совета СССР могло быть лишено гражданства СССР.

В 1966-1988 гг. в таком порядке был лишены гражданства 21 человек.

Законодательство многих стран, содержит нормы о лишении гражданства, если человек приобрел гражданство другой страны (Австрия, Германия, Ирландия, Испания, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Эстония), постоянно проживает в другой стране (Бельгия, Дания, Исландия, Испания, Ирландия, Нидерданды, Норвегия, Кипр, Мальта, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария) или добровольно находится на иностранной военной (Австрия, Германия, Испания, Нидерланды,. Латвия, Литва, Молдавия, Румыния, Франция, Эстония) либо государственной (Дания, Греция, Испания, Италия, Латвия, Литва, Словения, Турция, Франция) службе.

Гражданина Бельгии, Болгарии, Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Кипра, Литвы, Мальты, Молдовы, Румынии, Словении, Франции, Швейцарии и Эстонии могут лишить гражданства за поведение, причиняющее серьезный ущерб интересам государства, в том числе за работу на иностранную разведку, терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях и т. п.

Причем во всех этих случаях законодатель не разделяет коренных и натурализированных граждан.

Исходя из изложенного, было бы целесообразным провести по нему широкую общественную дискуссию, по итогам которого рассмотреть вопрос как гражданскую инициативу и возможно в установленном порядке внести изменения в Конституцию страны, четко сформулировав перечень деяний, могущих повлечь при их совершении лишение гражданства, а также порядок инициирования и принятия такого решения.

С учетом новых угроз и вызовов национальной безопасности страны необходимо устранить многочисленные коллизии и правовые пробелы миграционного законодательства, неопределенность и противоречивость его понятийного аппарата, особенно в части терминов «миграция», «миграционная ситуация», «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «лицо с неопределенным правовым статусом» «реадмиссия», «убежище», «адаптация иностранных граждан», «приглашающая сторона», «принимающая сторона», «закрытие въезда», «неразрешение въезда» и других терминов, используемых при решении вопросов приглашения на въезд в Российскую Федерацию конкретного иностранного гражданина или запрет такого въезда, контроля за иностранцем во время его нахождения в стране, ответственности за нарушение миграционных правил, административного выдворения из Российской Федерации, депортации, реадмиссии и т. д.

JURISPRUDENCE

JJIÉL..

Недопустимо промедление с обеспечением органов миграционного контроля средствами оперативной идентификации личности каждого иностранного гражданина, прибывающего в страну, что полностью исключит возможности проникновения нежелательных лиц с национальными документами, содержащими измененные персональные данные.

Есть вопросы к качеству оказания государственных миграционных услуг.

Предъявляемые к участникам любых правоотношений, в том числе миграционных, обязательные требования, должны быть понятными, не содержать двусмысленных толкований и исполнимыми, а связанные с их исполнением государственные услуги — доступными и технологичными.

Актуален вопрос совершенствования правового регулирования трудовой деятельности мигрантов, особенно в части регламентации и организации получения необходимых для этого разрешительных документов, определения отраслей хозяйствования, где труд мигрантов был бы нежелателен, поскольку в данных случаях имеются собственные трудовые ресурсы либо по соображениям безопасности.

В результате все еще велика нелегальная трудовая миграция. Государство по-прежнему лишается значительной части соответствующих налоговых отчислений и сборов, нарушаются права мигрантов.

Согласно результатам опроса общественного мнения (Vciom.ru.), большинство граждан Российской Федерации относятся к мигрантам достаточно толе-рантно. На вопрос «как лично Вы в целом относитесь к мигрантам?» 6 % респондентов ответили «очень хорошо», 54 % — «скорее хорошо», 18 % — «скорее плохо», и лишь 5 % ответили «очень плохо».

С тезисом «Иммиграция, въезд в Россию людей из других стран для проживания или работы — это в целом хорошо» согласились 19 % опрошенных, отчасти согласились — 35 %, не согласились — 43 %.

При этом более половины респондентов считало, что иммигранты повышают уровень преступности в России, отчасти с этим согласна четверть респондентов. 49 % уверены, что иммигранты создают конкуренцию на рынке труда и «отнимают» работу у местных жителей, отчасти этого мнения придерживаются 21 % опрошенных.

Среди значительной части российского общества бытует мнение, что иммигранты восполняют нехватку рабочих рук на малоквалифицированной и низкооплачиваемой работе (48 % согласны, 21 % согласны отчасти).

На электронном ресурсе по поиску работы Worki отмечается, что в некоторых отраслях экономики (ЖКХ, дорожное строительство, торговля, логистика) доля иностранного персонала составляет порядка 80 %. В связи с ограничениями на въезд в страну (в 2020 г. общий миграционный поток в Россию сократился на 70 %) трудовые мигранты стали претендовать на более высокие зарплаты, чем россияне, причем в разрезе отдельных профессий этот разрыв достигает 14 %.

Это обстоятельство свидетельствует, что российская экономика уже не в состоянии эффективно функционировать без иностранной рабочей силы, что, однако, не снимает задачи обеспечения безопасности страны. Сегодня, например, в г. Москва и Московской области мигрантами совершается треть всех преступлений, в г. Санкт-Петербург — более 9 %.

В этой связи, в частности, было бы целесообразным пересмотреть меры реагирования на противоправные действия иностранных граждан, в том числе на порядок признания их нахождения в стране нежелательным и выдворения за пределы Российской Федерации (депортация, реадмиссия, содержание в специальных учреждениях, неразрешение въезда в Российскую Федерацию, признание нежелательности пребывания в Российской Федерации, сокращение срока временного пребывания в Российской Федерации).

Убеждены, что при принятии решений, ограничивающих право иностранных граждан на въезд в Российскую Федерацию и нахождение на ее территории, недопустимы формализм и бюрократия. Однако, такие решения всегда должны опираться на приоритет защиты в любых условиях и ситуациях государственной и общественной безопасности страны.

Полагаем, что было бы целесообразным с учетом опыта преодоления миграционного кризиса в Европе пересмотреть вопросы регулирования правоотношений по поводу предоставления убежища иностранным гражданам на территории Российской Федерации для чего разработать и принять соответствующий федеральный закон, а также переработать федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N° 4528-1 «О беженцах», в котором было бы желательным более четко выделить признаки отнесения иностранного гражданина к категории беженцев, обеспечить вычленение из них лиц, стремящихся под видом беженца переехать в страну с лучшими условия проживания (экономических переселенцев).

Необходимо разработать простые, экономичные и понятные для исполнения всеми участниками миг-

рационных правоотношений, в том числе, государственным органам и их представителям, физическим и юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), основанные на использовании современных информационных технологий требования и правила, а также механизмы их реализации при осуществления государственного контроля и предоставлении государственных услуг в сфере миграции, которые обеспечивали бы приоритетную защиту государственной и общественной безопасности, а также общепринятых норм поведения.

Проникновению в страну нежелательных, в том числе преступных, элементов должен быть поставлен надежный заслон. При массовом прибытии в страну лиц вследствие каких-либо чрезвычайных ситуаций, должны быть обеспечены соответствующие фильтрационные мероприятия, включая обязательное помещение таких лиц в специальные фильтрационные пункты.

В то же время, надо сохранить и приумножить привлекательность Российской Федерации для гуманитарных поездок иностранных граждан и лиц без гражданства, возвращения соотечественников и воссоединения семей, а также для экономическая обоснованной трудовой миграции, особенно в части привлечения высококвалифицированных специалистов.

Соответственно потребуется уточнить основания и порядок использования как стимулирующих миграцию факторов, так и обстоятельств (условий), исключающих или ограничивающих нахождение иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Полагаем, что с учетом введения против России беспрецедентных санкций есть основания для пересмотра ряда соглашений о безвизовом порядке въезда в Российскую Федерацию для граждан государств, проводящих русофобскую политику.

Следовало бы более тщательно подходить к оформлению приглашений на въезд в Российскую Федерацию, а также к контролю за пребыванием иностранных граждан в ситуациях, когда оформление приглашения для въезда в Россию не требуется (при оформлении единой электронной визы, туристической визы при наличии подтверждения гостиницы и иные).

В частности, представляется целесообразным более детально урегулировать обязанности приглашающей стороны, ввести единый порядок оформления приглашений, в том числе в форме электронного документа на основании заявления, поданного в электронной форме.

Поддерживаем идею создания реестра недобросовестных юридических и физических лиц, выступивших в качестве приглашающей стороны, либо являющихся руководителями (учредителями) приглашающих организаций, привлеченных к уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, а также о физических и юридических лицах, пригласивших в Российскую Федерацию иностранных граждан, и затем привлеченных к административной ответственности за неисполнение установленных федеральным законом обязанностей приглашающей стороны.

Включение сведений о физических и юридических лицах в такой реестр могло бы стать основанием для временного или постоянного отказа в оформлении по их заявлениям приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам (лишение права).

По нашему мнению, лишение таких лиц права на оформление приглашений иностранным гражданам в случаях их привлечении к уголовной ответственности могло бы составлять, например, три года после отбытия наказания. При привлечении к определенным видам административной ответственности — один год.

Считаем возможным ввести запрет, в том числе бессрочный, на въезд в страну близких родственников террористов и членов радикальных экстрими-стких организаций, запрещенных в России.

С учетом международной ситуации целесообразно сохранить ограничения на свободу передвижения иностранных граждан в пределах Российской Федерации, в частности, актуализировать перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом требуется специальное разрешение.

На наш взгляд, следует оптимизировать заявляемые при получении визы цели въезда (пребывания) в Российской Федерации.

Таковыми, на наш взгляд, должны быть только — частная, туризм, гуманитарная, работа, учеба, деловая. При этом иностранцу, прибывшему на территорию Российской Федерации, должна быть предоставлена возможность изменения цели прибытия иностранца в процессе его нахождения в стране, например, с деловой либо учебной на рабочую, а также переоформления визы без выезда с территории Российской Федерации.

Информация о выданной визе, ее продлении либо аннулировании, должна фиксироваться в государственной информационной системе для последующего

использования заинтересованными министерствами и ведомствами, их территориальными органами, в том числе органами пограничного контроля.

Предлагается предусмотреть при получении визы для въезда в Российскую Федерацию подписание иностранным гражданином «Обязательства лояльности», представляющее собой официальное информированное согласие о том, что при нахождении на территории Российской Федерацию он будет воздерживаться от действий, причиняющих или могущих причинить ущерб интересам Российской Федерации, ее граждан и иных лиц, а также соблюдать запреты и ограничения, связанные с пребыванием в стране. Отказ от подписания такого документа должен стать основанием для отказа в предоставлении права на въезд или утрату права на въезд и нахождение на территории Российской Федерации.

Разумеется, при этом заявителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с соответствующими правилами, запретами и ограничениями и мерами ответственности за их нарушение.

По форме такое соглашение может быть частью заявления о выдаче визы либо отдельным документом, в том числе электронным. Перечень обязательств и запретов, которые включаются в «соглашение о лояльности» должен быть определен в федеральном законе.

Представляется, что введение института «Обязательства о лояльности» позволит повысить эффективность профилактики правонарушений, совершаемых иностранными гражданами по причине их недостаточной информированности о правилах пребывания в России и об ответственности за нарушения этих правил.

Таким образом, будут созданы действенные механизмы государственного контроля в сфере миграции (иммиграционного контроля), в том числе, принятия и исполнения мер административного принуждения в отношении нарушителей миграционного законодательства, обеспечено внедрение современных технологий информатизации государственного управления в сфере миграции и информационно-аналитического обеспечения миграционной политики.

По нашему мнению, не стоит торопиться с отказом от использования миграционной карты на бумажном носителе. Во-первых, не потребуется редакционной корректировки соответствующих международных соглашений, включая Договор о Евразийском экономическом союзе. Во-вторых, ситуации могут быть различными и надо быть готовым ко

всему, в том числе и к сбоям в информационных системах.

В то же время, надо наделить иностранного гражданина правом заблаговременного уведомления заинтересованных лиц о своем въезде в Российскую Федерацию с использованием телекоммуникационной сети Интернет.

В целях повышения возможностей обнаружения лиц, находящихся в розыске, лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, в том числе сменивших свои установочные данные либо использующих поддельные документы, удостоверяющие личность, повышения защищенности от террористической угрозы, совершенствования в целом качества государственного контроля в сфере миграции (иммиграционного контроля) необходимо обеспечить предварительную идентификацию всех без исключения иностранных граждан, въезжающих в страну.

Сегодня обязательная государственная дактилоскопическая (биометрическая) регистрация и фотографирование с получением единого идентификатора иностранного гражданина и защищенного ак-каунта в государственной информационной системе предусматривается только для иностранцев, прибывающих в Российскую Федерацию на срок более 30 суток в течение года (за исключением отдельных категорий иностранных граждан, например, имеющих дипломатические иммунитеты).

Полагаем, что этого недостаточно.

На перспективу, в рамках цифровой трансформации государственного управления миграционными процессами, необходимо, чтобы иностранным гражданам, приобретающим статус долгосрочно пребывающим на территории Российской Федерации, получившим право на постоянное проживание, а также лиц без гражданства при отсутствии государства, готового их принять, выдавался единый документ с электронным носителем информации об иностранном гражданине (ГО-карта), содержащем в том числе его идентификационные признаки, данные об отсутствии опасных заболеваний, наличии необходимых прививок и иную важную информацию.

Такие ГО-карты смогут в режиме реального времени обеспечивать идентификацию и верификацию иностранного гражданина.

Они должны быть обязательно изготовленными на основе отечественных технологий, иметь криптографическую защиту от подделки и клонирования, быть заменяемыми и пополняемыми, т. е. иметь электронный носитель информации (чип).

Такой документ может использоваться для совершения юридических операций в электронной среде, в том числе при получении государственных, банковских и иных услуг, на основе генерации ключей усиленной квалифицированной электронной подписи. Его сопряжение с государственным мобильным приложением позволит через смартфон пользователя контролировать его трудоустройство, перемещения и иные отдельные действия.

Для этого, в частности, надо создать на базе информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» электронные реестры работодателей (ЕРРПИР) и иностранных работников (РИР).

Работодатель сможет через «личный кабинет» разместить в ЭРРПИР вакансии для иностранных граждан и пользоваться единым банком данных, учитывающим соответствие заявленных вакансий ограничениям (запретам) на привлечение иностранных работников. Контролирующий орган через РИР будет получать данные о трудоустройстве, увольнении или перемещении иностранного работника.

Полагаем, что данный механизм должен быть распространен на все категории иностранных работников и работодателей, включая индивидуальных предпринимателей и физических лиц, привлекающих иностранных граждан для личных нужд.

Некоторые категории иностранных граждан, осуществляющих особые виды занятости, как правило, без длительного пребывания на территории Российской Федерации (члены жюри международного конкурса, лица, осуществляющие гастрольную деятельность, шефмонтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание и другие.), могут быть освобождены от регистрации в РИР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако все иностранцы, проживающие на территории России без исключения, должны быть в поле зрения органов миграционного контроля, что вряд ли

будет возможным без широкой цифровизации данной деятельности.

Надеемся, что поставленные нами вопросы и предложенные варианты их решения будут учтены при корректировке миграционной стратегии и разрабатываемых на ее основе правоустанавливающих документов.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № Зб-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы».

Bibliographic list

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 36-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2-FKZ, dated 1 July 2020, No. 11-FKZ) // SZ RF. 2020. No. 31. St. 4398.

2. Federal Law No. 62-FZ of May 31, 2002 «On Citizenship of the Russian Federation».

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 622 dated October 31, 2018 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025».

Информация об авторе

М. В. Зубова — старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук.

Information about the author

M. V. Zubova — Senior Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 03.06.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 03.06.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.