Научная статья на тему 'О ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СНГ, ОДКБ И ЕАЭС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

О ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СНГ, ОДКБ И ЕАЭС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОДКБ / СНГ / СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERACTION / EAEU / INTEGRATION / CSTO / CIS / COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Н.В.

В статье акцентируется внимание на необходимости дальнейшей интеграции государств постсоветского пространства с учетом их вхождения в ряд созданных международных организаций (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС). При этом автор предлагает конкретные шаги по такой интеграции, исключив дублирование функций организационных структур созданных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ступаков Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON WAYS TO IMPROVE THE FUNCTIONING OF CIS, CSTO AND EAEU IN MODERN CONDITIONS

В статье акцентируется внимание на необходимости дальнейшей интеграции государств постсоветского пространства с учетом их вхождения в ряд созданных международных организаций (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС). При этом автор предлагает конкретные шаги по такой интеграции, исключив дублирование функций организационных структур созданных объединений.

Текст научной работы на тему «О ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СНГ, ОДКБ И ЕАЭС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 327

О путях совершенствования функционирования СНГ ОДКБ И ЕАЭС в современных условиях

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

директор НИИПБ СНГ, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (e-mail: info.spicis@mail.ru)

АННОТАЦИЯ

В статье акцентируется внимание на необходимости дальнейшей интеграции государств постсоветского пространства с учетом их вхождения в ряд созданных международных организаций (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС). При этом автор предлагает конкретные шаги по такой интеграции, исключив дублирование функций организационных структур созданных объединений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие, ЕАЭС, интеграция, ОДКБ, СНГ, сотрудничество

ON WAYS TO IMPROVE THE FUNCTIONING OF CIS, CSTO AND EAEU IN MODERN CONDITIONS

STUPAKOV NIKOLAY VALERYEVICH,

Director of Scientific Research Institute of Security Problems of the CIS, Editor-in-Chief of the journal "International Cooperation of the Eurasian States: Politics, Economics, Law", member of the Scientific Security Council of the Russian Federation, candidate of legal sciences, Associate Professor (e-mail: info.spicis@mail.ru)

ANNOTATION

The article focuses on the need for further integration of the post-Soviet states, taking into account their entry into a number of established international organizations (CIS, CSTO, EAEU). At the same time, the author suggests concrete steps for such integration, eliminating duplication of functions of the organizational structures of the created associations. KEYWORDS: interaction, EAEU, integration, CSTO, CIS, cooperation

Комплексный подход к рассмотрению путей совершенствования международных интеграционных образований на едином пространстве вынуждает обратиться к часто звучащему в различных кругах (экономических, военных, политических) тезису, связанному с перспективами дальнейшего развития каждого из них, а также распределения функций и характера взаимодействия.

Так, существует мнение, что с образованием Евразийского экономического союза [1] СНГ, вероятно, потеряло перспективы какого-либо развития, став некой надстройкой над более молодым ЕАЭС, который

своими успехами показывает эффективность реинтеграции на постсоветском пространстве. По крайней мере это характерно для экономического сотрудничества. Появление ОДКБ [2] также закрыло путь к трансформации Содружества в военный блок, что, впрочем, и ранее не рассматривалось государствами-участниками.

Сторонники этого мнения чаще всего оставляют Содружеству Независимых Государств исключительно функцию гуманитарного взаимодействия.

Вместе с тем сегодня СНГ - это «форма сотрудничества равноправных независимых

государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества» [3]. Документом, который сегодня определяет основные направления взаимодействия в рамках Содружества, является Концепция дальнейшего развития СНГ, одобренная Решением Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 года. Ключевым приоритетом СНГ в актуализированной Концепции определено экономическое сотрудничество. Ведущая роль отводится дальнейшему развитию зоны свободной торговли, цифровой экономики, включая вопросы информационной безопасности. Другими приоритетами деятельности СНГ обозначены сотрудничество в гуманитарной сфере, сфере безопасности, борьба с преступностью, противодействие новым вызовам и угрозам.

В Концепции также отмечена необходимость углубления политического взаимодействия, выработки согласованной миграционной политики, взаимодействия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Безусловно, на фоне «специализации» ЕАЭС и ОДКБ именно политическое взаимодействие стран Содружества было и остается одной из важнейших функций СНГ, дающей возможность государствам-участникам на регулярной основе обмениваться мнениями по ключевым вопросам мировой политики, стремясь к формированию согласованных подходов. На фоне участия каждой из стран Содружества в других международных организациях (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и др.) как раз СНГ сохраняет позиции универсальной политической платформы взаимодействия и интеграционного развития. При этом следует учитывать, что ОДКБ и ЕАЭС отличаются более высокой степенью интеграции в определенных сферах, однако состав их участников является более узким, чем в Содружестве.

В этом контексте, говоря о путях совершенствования функционирования СНГ, мы должны акцентировать внимание

на необходимости усиления именно политической (точнее говоря, идеологической) составляющей, в том числе совершенствования работы структурных подразделений Исполкома СНГ и органов отраслевого сотрудничества Содружества.

До сих пор суть преобразований Содружества была направлена в первую очередь на создание организации, нацеленной в основном на социально-экономическое развитие государств-участников и на содействие экономическим связям между ними. Предлагалось повысить эффективность работы СНГ, избегать повтора функций с другими интеграционными объединениями, сделать структуру органов Содружества менее громоздкой, отказаться от ряда отраслевых органов, переставших быть востребованными. Этот процесс, безусловно, должен быть продолжен. Модель взаимодействия Содружества и иных интеграционных структур на постсоветском пространстве, в состав которых входят государства - участники СНГ в различных сочетаниях, должна исключать параллелизм и дублирование взаимодействия. Это во многом касается координации действий в реализации конкретных программ в торгово-экономической сфере с ЕАЭС, на долю государств-членов которого приходится около 90% совокупного ВВП СНГ. Для минимизации негативных последствий дублирования функций необходимо оптимизировать их распределение между региональными организациями, расширять практику и форматы регулярных консультаций, более активного присутствия сотрудников структур СНГ на других площадках с правом совещательного голоса.

На наш взгляд, перспективным для сохранения общего политического и экономического пространства представляется постепенное сближение СНГ и ЕАЭС. Для этого было бы целесообразно включить меры по сопряжению деятельности данных интеграционных объединений, что позволит избежать возникновения дополнительных барьеров в торгово-экономических отношениях с государствами, которые входят в СНГ, но не являются членами ЕАЭС. Так, шагом к обеспечению сопряжения уже стало предоставление странам Содружества

возможности получения статуса наблюдателя при Союзе (опыт получения такого статуса был, например, у Молдовы в 2018 году [4]), не обремененный обязательствами последующего оформления членства в нем.

Вместе с тем в ближайшей перспективе, на наш взгляд, в СНГ следует акцентировать внимание все же на ряде «гуманитарных» вопросов.

1. Необходимость формирования общих идеологических скреп, нацелив работу отраслевых органов Содружества, в первую очередь на разъяснение того, что они являются обязательным условием выживания «суверенных» стран и малых наций постсоветского пространства.

2. Координация деятельности в области противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма, неофашизма. В том числе путем формирования отдельных программ, учитывающих «специализацию» других организаций постсоветского пространства и взаимодействие с ними.

3. Сохранение и развитие единого информационного пространства, которое учитывало бы первые два пункта. При этом соответствующие структуры СНГ, ОДКБ, ЕАЭС должны получить более широкий доступ на национальные площадки и на окончательно «коммерциализированные» площадки, первоначально задуманные как межгосударственные СМИ, типа ТК «МИР».

4. Приоритетность работы с молодежью всех государств, входящих в рассматриваемые объединения.

Не новость, что в некоторых странах постоянно культивируются мифы о «советской оккупации», а также периодически происходят нападки на русский язык. При этом на уровне высших властей проблем вроде нет. Все они признают и подчеркивают значимость русского языка, однако внутри государств язык нередко притесняется местными властями, политиками-популистами, представителями гражданского сектора, не говоря уже про случаи бытового национализма.

5. Уделение особого внимания области миграционной безопасности. При этом, на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос о создании совместных рабочих структур (групп и др.) в рамках имеющихся органов СНГ, ОДКБ, ЕАЭС,

которые могли бы совместно вырабатывать предложения по совершенствованию миграционной политики национальных государств.

При этом для дальнейшего поступательного развития СНГ в гуманитарной сфере необходимы продолжение разработки согласованных подходов к оценке качества образования и сертификации квалификаций, развитие академической мобильности и сетевого взаимодействия вузов Содружества, подготовка единых образовательных стандартов и инновационных образовательных программ, устойчивое развитие туризма, спорта, молодежного взаимодействия, в том числе с использованием популярных у молодежи информационных технологий, парламентской и народной дипломатии.

Отдельную роль здесь могли бы сыграть и Базовые организации СНГ [5], которые на сегодняшний день действуют довольно разрозненно, «замыкаясь» на разные подразделения Исполкома СНГ. Возможно, положительным шагом стало бы создание Совета руководителей Базовых организаций (по примеру советов руководителей силовых структур).

Анализ основных целей и задач СНГ, ЕАЭС, ОДКБ свидетельствует о совпадении круга поставленных перед ними задач во многих сферах, что надлежит учитывать. Необходимо исходить из объективной оценки результатов глубоких политико-экономических преобразований в странах Содружества за годы их государственной независимости, учета неизбежности проблем, которые будут возникать в ходе интеграционного строительства, имеющих как временный, так и системный характер.

К сожалению, не способствуют углублению сотрудничества и интеграции позиция национальных правящих элит в ряде государств-участников, «цветные революции», происходящие порой с подачи внешних игроков, риски сиюминутного изменения внешнеполитических приоритетов ради получения конъюнктурных выгод от Запада, недостаток дисциплины в выполнении принятых членами рассматриваемых организаций обязательств.

В то же время, продолжая уделять пристальное внимание экономическому взаимодействию в рамках СНГ как более широкой

международной площадки, требуется более сильный акцент сделать на тематике:

- научно-технического и инновационного сотрудничества;

- транспорта и коммуникаций;

- углубления инвестиционных связей;

- расширения промышленной и технологической кооперации.

Учитывая приоритетность военного сотрудничества в рамках ОДКБ, перспективной задачей при обеспечении общей безопасности государств СНГ остается создание к 2025 году объединенной системы воздушно-космической обороны на основе существующей в Содружестве объединенной системы ПВО.

Например с 27 февраля по 3 марта в Минске проходил сбор офицеров войск противовоздушной обороны вооруженных сил государств - участников Соглашения о создании объединенной системы ПВО СНГ. Сбор состоялся в соответствии с Планом работы Совета министров обороны государств - участников СНГ на 2023 год. В мероприятии приняли участие офицеры оперативных управлений (отделов) войск противовоздушной обороны вооруженных сил Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана, а также представители Секретариата Совета министров обороны государств - участников СНГ [6].

Следует обозначить, на наш взгляд, еще один принципиальный момент. Интеграционные аспекты дальнейшего развития СНГ, ОДКБ, ЕАЭС должны быть нацелены уже не просто на сохранение связей на постсоветском пространстве и развитие самих организаций, а на перспективы формирования нового конкурентоспособного пространства -Большой Евразии. Выходу на Большое евразийское партнерство могут способствовать взаимодополнение и переплетение интересов СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, других интеграционных объединений. При этом необходимо учитывать, что евразийские интеграционные процессы сталкиваются с постоянным и последовательным внешним противодействием, которое продиктовано стремлением внешних игроков сохранить и расширить влияние на страны постсоветского пространства. Необходимо уделить должное внимание теме координации подходов государств - участников

рассматриваемых объединений в других международных организациях (ООН, ОБСЕ и др.).

К работе по всем вышеназванным направлениям следует шире привлекать органы отраслевого сотрудничества, представителей академических кругов, экспертов. Важно добиваться того, чтобы гражданское общество было должным образом осведомлено и поддерживало цели и задачи интеграции.

Российской Федерации как самому мощному государству СНГ, ОДКБ и ЕАЭС необходимо прежде всего самым тщательным образом сформировать самоидентификацию России в современном мире и утвердить мировоззренческие подходы, систему смыслов, систему ценностей, систему принципов, национальных интересов и идеологию государственной политики на дальнесрочную перспективу. Это существенно снизит неопределенность и повысит привлекательность, устойчивость, глобальную конкурентоспособность и геостратегическую мощь евразийской интеграции в рамках любой из рассматриваемых организаций.

Представляется востребованным совершенствование договорно-правовой основы, правил и процедур принятия решений и контроля их исполнения. В перспективе следует однозначно определить правовой статус и степень обязательности актов СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. В ряде случаев необходимо предусмотреть правило имплементации в национальное законодательство решений Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов, устанавливающих какие-либо обязательства непосредственно для государств-участников. Должна совершенствоваться работа по подготовке международных договоров и других нормативных правовых актов, что предполагает, в частности, конкретизацию обязательств, ответственности сторон, механизмов разрешения спорных вопросов.

Так, например, только в рамках СНГ к 2023 году Межпарламентской Ассамблеей СНГ было разработано более 600 модельных законов и других нормативных документов [7], главной особенностью которых является то, что они стали своеобразным мостом между нормами международного и внутреннего права. При этом их имплементация в национальное законодательство идет, мягко говоря, «со скрипом». Да и сама разработка и принятие

этих законов проходят часто со значительными проблемами, которые носят чаще всего «субъективно-политический» характер.

Так, НИИПБ СНГ является участником экспертного совета при Совете Парламентской

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // http://www.eaeunion. огд/#Ыо (дата обращения: 16.03.2023).

2. Устав Организации Договора о коллективной безопасности о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года // https://odkb-csto. org/documents/ (дата обращения: 16.03.2023).

3. Решение совета глав государств Содружества Независимых Государств от 18 декабря 2020 года «О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации» // https://base.garant.ru/400735667/ (дата обращения: 15.03.2023).

4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 14 мая 2018 года № 9

Ассамблеи ОДКБ, и в качестве примера мы могли бы привести достаточное количество тех проблем, с которыми сталкивается эта структура при выработке интеграционных механизмов в рамках пространства ОДКБ.

«О предоставлении Республике Молдова статуса государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе» // https://docs. cntd.ru/document/557449049 (дата обращения 07.03.2023).

5. Сведения о базовых организациях Содружества Независимых Государств // https:// cis.minsk.by/page/show?id=19317 (дата обращения: 16.03.2023).

6. https://www.spi-cis.ru (дата обращения: 16.03.2023).

7. https://iacis.ru/baza_dokumentov/ modelnie_zakonodatelnie_akti_i_rekomendatcii_ mpa_sng/modelnie_kodeksi_i_zakoni (дата обращения: 16.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.