Научная статья на тему 'О путях решения проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности муниципальных образований и организаций'

О путях решения проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности муниципальных образований и организаций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
423
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБЪЕКТ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / SECURITY / LIVELIHOODS / MUNICIPALITY / ORGANIZATION / INSTITUTION / FACILITY / LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пчелкин Валентин Иванович

В статье раскрываются вопросы состояния проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, районов и мест его проживания на двух административных уровнях: в муниципальных образованиях и в организациях. Предлагаются пути решения указанной проблемы на всех административных уровнях - от Президента и Правительства Российской Федерации до руководства муниципального образования и руководителя организации (объекта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пчелкин Валентин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Ways to Deal with Life Safety and Municipal Organizations

The article describes the issues of the problem of safety of human life, areas and places of residence at two administrative levels: in municipalities and organizations. The ways to solve this problem at all levels of government from the President and the Government of the Russian Federation to the leadership of the municipality and the head of the organization (the object).

Текст научной работы на тему «О путях решения проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности муниципальных образований и организаций»

УДК 614.8.01

О путях решения проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности муниципальных образовании и организации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2014

В.И. Пчелкин

Аннотация

В статье раскрываются вопросы состояния проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, районов и мест его проживания на двух административных уровнях: в муниципальных образованиях и в организациях. Предлагаются пути решения указанной проблемы на всех административных уровнях — от Президента и Правительства Российской Федерации до руководства муниципального образования и руководителя организации (объекта).

Ключевые слова: безопасность; жизнедеятельность; муниципальное образование; организация; учреждение; объект; нормативная правовая база.

About Ways to Deal with Life Safety and Municipal Organizations

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2014

V. Pchelkin

Abstract

The article describes the issues of the problem of safety of human life, areas and places of residence at two administrative levels: in municipalities and organizations. The ways to solve this problem at all levels of government — from the President and the Government of the Russian Federation to the leadership of the municipality and the head of the organization (the object).

Key words: security; livelihoods; municipality, organization; institution; facility; legal and regulatory framework.

Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека (человеческих сообществ) и районов его (их) проживания не нова. Она существует тысячи лет. Раньше всех, вероятно, появились сооружения и документы по безопасности мореплавания (маяки, карты, лоции и т.п.). Затем — по безопасности дорожного движения (ж/д и авто), по безопасности разных технических объектов и систем, в зонах разрушений, безопасности информации, связи, общественной безопасности, безопасности производственного оборудования и, наконец, — безопасности человека, районов его проживания и жизнедеятельности.

И вот только в XX—XXI столетиях «нашей эры» человечество наконец-то задумалось и решило разработать ряд основополагающих документов по этой проблеме. Началось это с создания Совета безопасности при Организации Объединенных Наций в 1945 году. А затем стало развиваться во всех сферах деятельности человека, в том числе в системе гражданской обороны ряда стран мира, в СССР и в Российской Федерации. С активным участием ученых нашего института Россия получила систему федеральных законов [1,2], Положений [4,6], ряд постановлений Правительства РФ и других документов.

По вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и районов его проживания в настоящее время основными руководящими документами являются Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1]. В 2008 году появилось «Положение об организации и ведению гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». Положение введено 14 ноября 2008 г. Приказом МЧС России № 687 [4].

Но прежде, чем размышлять о проблемах обеспечения безопасности жизнедеятельности «муниципальных образований» и «организаций», необходимо четко представлять и знать, что это за понятия?

С начала XXI столетия Российская Федерация была поделена на следующие территории: федеральные округа, субъекты России, которые, в свою очередь, разделены на муниципальные образования (вместо районов, сельсоветов, городов, сел, деревень и т.п.) в виде городских поселений, сельских поселений (или муниципий). Однако такое деление оказалось настолько сложным и громоздким, что пришлось разрабатывать и вводить «Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» [3]. И теперь, согласно статье закона 131-Ф3 и указанного классификатора, в нашей стране существует 5 видов муниципальных образований:

1. Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц и т.п.), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы,

что соответствует сельсоветам советского времени или земствам досоветского периода.

2. Городское поселение — небольшой город или поселок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением через выборные органы.

3. Муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединенных общей территорией, на которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов межпоселкового характера и через выборные органы.

4. Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района (см. п. 2).

5. Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением и (или) через выборные органы местного самоуправления.

В результате такой реорганизации в настоящее время Российская Федерация разделена на 8 федеральных округов, в свою очередь, разделенных на 83 субъекта (областей, краев и республик), в составе которых существуют 23 304 муниципальных образования. Из них 18 996 — сельских поселений, 1773 городских поселения, 1780 муниципальных районов, 515 городских округов и 236 внутригородских территорий (из них 125 — в Москве и 111 - в Санкт-Петербурге) [3].

В этой сложнейшей структуре происходят бесконечные изменения: исчезают селения, объединяются муниципальные районы, передвигаются границы муниципальных образований, уменьшается численность населения, ликвидируются социально необходимые отделения связи, медицинские учреждения, школы, дома инвалидов и т.п.

Необходимо отметить еще один аспект рассматриваемой нами проблемы. В связи с ликвидацией колхозов, совхозов и бывших градообразующих предприятий многие поселения обезлюдели и даже исчезли. В связи с этим постоянно происходит процесс передела границ и укрупнения муниципалитетов и создания объединенных муниципальных округов. А это приводит к запутанности обязанностей управ по всем вопросам, в том числе и по делам ГО и ЧС.

Большинство муниципальных образований России (особенно сельских) — дотационные и всецело зависят от финансовой поддержки регионального уровня (так как в районах у самих нет денег и материальных ресурсов). Штат руководства сельсовета — всего 2 человека: его глава с зарплатой 12—13 тыс. рублей и «специалист» — 7—8 тыс. рублей; бухгалтер (7—8 тыс. рублей) живет и работает в райцентре за 30—40 км от села. Бюджета такого сельсовета хватает только на вышеуказанную зарплату, на оплату коммунальных услуг и бумагу для переписки.

Местные органы власти зачастую не имеют своего транспорта, техники для ремонта и очистки дорог, для тушения пожаров, скорой медицинской помощи и т.п. Некому и нечем тушить участившиеся пожары. Закрываются медицинские учреждения, отключаются электросети, сворачивается газификация и т.п.

В таких условиях практически невозможно решать задачи гражданской обороны и обеспечения безопасности жизнедеятельности муниципальных образований. В связи с этим, на наш взгляд, стране необходимо срочно направить усилия на восстановление возможностей управ муниципалитетов.

Здесь как раз к месту будет привести содержание статьи 15 Положения [4] о спасательных службах муниципального образования, которые только по вопросам ГОЧС должны решать 15 (только основных!) задач:

1. По обучению населения правилам поведения и действий в области ГО и ЧС.

2. По оповещению населения, об опасностях, возникающих при ЧС.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

5. По световой и другим видам маскировки.

6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей.

7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего в ЧС.

8. По борьбе с пожарами.

9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиационному, химическому и бактериологическому заражению (загрязнению).

10. По санитарной обработке населения, зданий, сооружений, техники и территорий.

11. По восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших в ЧС.

12. По вопросам срочного восстановления функционирования коммунальных служб.

13. По срочному захоронению трупов (в военное время).

14. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, руководству нашей страны, и особенно, Председателю Правительства РФ (как Начальнику Гражданской обороны России), следует пересмотреть вышеуказанную ситуацию в сторону увеличения финансирования и создания необходимых возможностей, сил и средств ГОЧС в муниципальных образованиях.

На своей Коллегии от 15 марта 2013 г. наше

Министерство по делам ГО и ЧС приняло решение объявить 2013 год «Годом МЧС в муниципальных образованиях», чтобы оказать им хоть какую-то поддержку и участие с нашей стороны: научно, советами, практически [9].Это очень своевременное и хорошее решение. Но, к сожалению, оно не решает проблему.

По решению органов местного самоуправления (и руководства организаций, предприятий и т.п.) могут создаваться спасательные службы (например, медицинская, инженерная, оповещения и связи, защиты животных и растений, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли, питания и другие (это в случае необходимости организации жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения).

По статье 16 Положения [4] почти такие же задачи в области ГО и ЧС должны решать так называемые организации (предприятия, учреждения, учебные заведения и объекты), расположенные на территориях муниципальных образований. Как правило, эти организации и объекты являются частными, коммерческими структурами, постоянно нарушающими или не выполняющими требования вышеуказанного Положения.

К тому же, в этом Положении обязательным правилом является организация взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, правоохранительными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами, а также сотрудничество с другими муниципальными образованиями и с общественными организациями. Это правило чаще всего также нарушается, судя по сообщениям прессы и телевидения [10].

Таким образом, реальные возможности муниципальных образований и организаций по выполнению всего перечня задач по ГО и ЧС, указанных в Положении [4], резко снижены. В связи с этим, на наш взгляд, нашим специалистам-правоведам и научным работникам всех НИИ МЧС России также необходимо критически пересмотреть это Положение в направлении совершенствования нормативной правовой базы для каждого муниципального образования и для каждой организации (предприятия, объекта). При этом необходима совместная работа всех уровней (ступеней) власти: федеральной, региональной, местного (муниципального), а также руководителей организаций, предприятий и объектов.

На сегодняшний день основой нормативной и правовой базы в области ГО и защиты населения от ЧС всех видов является Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [2]. Кроме того, Президентом России в сентябре 2011 года утверждены «Основы единой государственной политики в области ГО» [7]. Эти два документа определили основные направления развития и совершен-

ствования гражданской обороны в России до 2020 года. В целях их реализации выполняются мероприятия по организации защиты населения и территорий с учетом задач и требований в области ГО в мирное время. При этом совместно работают федеральные структуры, субъекты России, органы местного самоуправления и организации.

По заявлению Министра МЧС России В.А. Пучкова [11], в течение 2011—2012 годов в МЧС России осуществлялась переработка основополагающих документов ГО, определяющих порядок планирования и проведения мероприятий по ГО (порядок разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения). Там же определены требования к организациям.

Безусловно, на «местах» в органах местного самоуправления решаются не менее серьезные проблемы: это жилищно-коммунальное хозяйство, а также вопросы гражданской обороны. Они разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения, проводят подготовку и обучение населения, поддерживают в состоянии постоянной готовности защитные сооружения, системы оповещения и другие объекты ГО, создают и содержат запасы продовольствия, медицинских средств. Устойчивость жилищно-коммунального хозяйства тоже нормируется документами гражданской обороны.

Конечно, регионы и муниципальные образования с их управами, да и организации — очень непохожие органы. У каждого своя специфика. Поэтому есть и будет много проблем в реализации полномочий, в подготовке органов управления и сил ГО, в решении задач защиты населения от ЧС и др.

На Коллегии МЧС России было объявлено, что в 2012 году в России 52% ЧС было муниципального или межмуниципального уровня.

Оповещение населения — одна из первоочередных задач при угрозе возникновения ЧС. В настоящее время у нас функционируют две системы оповещения: региональная — в границах субъектов Российской Федерации, и местные системы оповещения — в границах муниципальных образований. Кроме этого, на потенциально опасных объектах функционируют локальные системы оповещения.

В зависимости от характера и масштаба угрозы безопасности населению, кроме региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, применяются другие способы оповещения: подворовый обход, использование подвижных средств оповещения, оперативных служб, оборудованных устройствами громкоговорящей связи, и системы автодозвона по проводным линям связи. Все шире задействуются ресурсы операторов сотовой связи (SMS-оповещение и массовые рассылки сообщений «Cell Broadcast», интернет-технологии (сайты, телевидение и т.д.) и другие способы.

В целом комплексное применение различных технических средств и технологий, осуществляющих прием, обработку и передачу аудиовизуальных, а также иных сообщений, позволяет эффективно и своевременно оповещать население об опасностях.

Вместе с тем, возможности современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, развитие мультисервисных сетей связи, создание цифровых сетей теле- и радиовещания, требуют пересмотра организационно-технических решений, принятых ранее при создании существующих систем оповещения на всех уровнях управления. Такая работа проводится и будет постоянно осуществляться в дальнейшем.

Опыт наводнения 6—7 июля 2012 года в городе Крымске Краснодарского края наглядно продемонстрировал, что неумелое и даже преступное оповещение населения и реагирование спасательных сил муниципальных органов исполнительной власти способствовали гибели 71 человека, подтоплению и разрушению 7200 домов, нарушению систем энерго-, газо- и водоснабжения. При этом не была задействована эвакуационная комиссия муниципального образования города Крымска и района, непосредственно предназначенная для планирования, организации и проведения эвакуационных мероприятий. Не были заблаговременно развернуты пункты временного размещения и жизнеобеспечения пострадавшего населения. Не привлекались транспортные средства для вывоза населения из зоны ЧС к местам временного размещения. Многие мероприятия по правилам ГО и ЧС просто не выполнялись.

Все это явилось следствием больших пробелов в вопросах подготовки и обучения муниципальных органов местного самоуправления, а также руководителей организаций и предприятий города и Крымского муниципального района. А ведь эти органы и руководители по федеральному закону № 28-ФЗ [2] и по Положению от 2008 года [4] несут полную ответственность за организацию и ведение гражданской обороны и обеспечение безопасности населения в муниципальных образованиях и организациях.

Кроме того, существующая законодательная и нормативная правовая база по этим вопросам тоже страдает несовершенством и требует пересмотра. Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 22.06.2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» [5] правила этой эвакуации определены только на военное время. Вопросы эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций отражены только по части возможного использования эвакуационных органов.

В Положении об РСЧС [6] в разделе о мероприятиях, проводимых в режиме «повышенная готовность», отсутствуют мероприятия по оповещению населения об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуа-

ции, но при этом там указаны мероприятия по эвакуации населения, о которых, как ни странно, ничего не говорится в разделе с режимом «Чрезвычайная ситуация».

Как следствие такой ситуации, встает вопрос о принятии на федеральном уровне правовых актов, позволяющих повысить ответственность органов управления и сил РСЧС, а также эффективность планирования, уровень организации и проведения эвакуационных мероприятий в условиях ЧС мирного времени.

В рамках совершенствования нормативной правовой базы по вопросам безопасности жизнедеятельности муниципальных административных образований и организаций (особенно в условиях чрезвычайных ситуаций) нам необходим тщательный анализ этой базы, выявление в ней явных несоответствий и промахов. После чего нашим ученым и правоведам необходимо разработать новые нормативные акты о деятельности всей системы РСЧС на всех ее уровнях, в том числе на уровнях муниципальных образований и организаций. После их обсуждения, апробирования и принятия государственными актами потребуется немалое время на переучивание руководителей муниципальных образований, организаций, а также спасательных сил МЧС России и системы РСЧС в целом.

Конечно, для реализации этого тезиса потребуется систематическая и кропотливая работа по многим направлениям. Авторы данной статьи предлагают провести следующие мероприятия:

сбор и уточнение данных о физико-географических характеристиках территории всех субъектов России (областей, краев и республик), а также каждого муниципального образования (района, сельсовета, поселения и города). Выявить и уточнить места и зоны природных опасностей;

сбор и уточнение данных об экономике этих территорий, особенно о потенциально опасных объектах, их местоположении, характере и зонах опасного воздействия;

сбор и уточнение данных о местоположении, характере, размерах и опасных свойствах всех потенциально опасных источников чрезвычайных ситуаций природного, экономического, социального и иного происхождения.

Особое внимание следует уделить выявлению, изучению и оценке опасностей критически опасных явлений природы и потенциально опасных объектов экономики, транспорта, связи и других сфер.

Уточнить и расширить информацию в паспортах безопасности всех опасных объектов на территории Российской Федерации.

Провести тщательный анализ и пересмотр всей законодательной и нормативной правовой базы, обсудив ее на всех уровнях РСЧС и МЧС России, каса-

ющейся вопросов безопасности жизнедеятельности не только муниципальных образований и организаций, но и на уровнях крупных городов, субъектов РФ, федеральных округов, да и всей России в целом.

Пересмотр и уточнение состава, функций и состояния готовности сил и средств гражданской обороны, в том числе спасательных воинских формирований МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы и ГИМС, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также специальных формирований в организациях, муниципальных образованиях, в субъектах и федеральных округах Российской Федерации.

Необходимо увеличить финансирование, укрепить структуру муниципальных органов, повысить их возможности по решению задач ГО и ЧС.

Повысить требования к частным организациям и предприятиям по решению задач ГО и ЧС.

В результате такой работы, на наш взгляд, следует ожидать резкого повышения оперативности и качества реагирования руководства муниципальных образований и организаций на угрозы природного, техногенного и социального содержания в зоне их деятельности.

Литература

1. Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями).

2. Федеральный закон от 12.02.1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями).

3. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований. М., 2005.

4. Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. Введен 14 ноября 2008 г приказом МЧС России № 687.

5. Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 г. № 303.

6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой гос. системе предупреждения и ликвидации ЧС».

7. Основы единой государственной политики в области ГО до 2020 года // Вестник МЧС России. 2012. № 8. С. 6—15.

8. Гражданская защита: Энциклопедия МЧС России / Под общ. ред. С.К. Шойгу. М., 2009. Т. 2 С. 446; Т. 3. С.142.

9. Решение Коллегии МЧС России от 15 марта 2013 г № 3/11 «О мерах по повышению эффективности деятельности органов ГОЧС местного самоуправления».

10. Материалы прессы (газеты «МК», «АиФ», «Советская Россия» за 2010—2013 гг.) и сообщения телевидения.

11. Пучков В.А. Заявление Министра МЧС России // Вестник МЧС России. 2012. № 8. С. 6—15.

Сведения об авторе

Пчелкин Валентин Иванович: к. в. н., доцент, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: pchelkin@vniigochs.ru

Information about authors

Pchelkin Valentin I.: PhD (Military), Associate Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Leading Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: pchelkin@vniigochs.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.