Научная статья на тему 'О психологическом воздействии в рекламной стратегии отстройки от конкурентов'

О психологическом воздействии в рекламной стратегии отстройки от конкурентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
400
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОТСТРОЙКА ОТ КОНКУРЕНТОВ" / МОТИВАЦИЯ / МЕТАПРОГРАММА / СТЕРЕОТИП / "COMPETITIVE EXCLUSION" / MOTIVATION / METAPROGRAM / STEREOTYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Квят Александра Георгиевна

Статья посвящена психологическим технологиям рекламного воздействия. На примере базовой стратегии «отстройки от конкурентов» анализируются механизмы мотивирования потребителя в рекламном тексте, особенности метапрограммирования по схемам «К» и «От», а также различные модели работы со стереотипами целевой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Psychological Impact in Advertisement Strategy of Offsetting Competitors

This article is devoted to psychological technologies of advertising. Machinery of consumer's motivation, some aspects of «To-From» metaprogramming and different models of target audience's stereotype manipulation are analyzed using the example of basic advertising strategy «competitive exclusion».

Текст научной работы на тему «О психологическом воздействии в рекламной стратегии отстройки от конкурентов»

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ В РЕКЛАМНОЙ СТРАТЕГИИ ОТСТРОЙКИ ОТ КОНКУРЕНТОВ

А. Г. Квят

Статья посвящена психологическим технологиям рекламного воздействия. На примере базовой стратегии «отстройки от конкурентов» анализируются механизмы мотивирования потребителя в рекламном тексте, особенности метапрограммирования по схемам «К» и «От», а также различные модели работы со стереотипами целевой аудитории.

Ключевые слова: «отстройка от конкурентов», мотивация, метапрограмма, стереотип.

Главный инструмент маркетинга - реклама, безусловно, находится в плоскости экономических понятий, но поскольку адресатом ее воздействия является человек, нельзя забывать и о психологических аспектах «двигателя торговли». Основная цель любой рекламы - создавать и сохранять такой интерес к товару, который стимулировал бы его приобретение. Этот интерес во многом зависит от того, насколько успешно в рекламном тексте воплощена стратегия «отстройки от конкурентов» (ОК), или дифференцирования. «Составление рекламного текста - творческий процесс, родственный искусству психотерапевта», - утверждает Ю. В. Шатин (5, 56).

Различными приемами ОК владели еще древние ремесленники и торговцы, но само выражение «отстройка от конкурентов», без которого теперь не обходится ни одно отечественное пособие по рекламе и РЯ, появилось в обиходе рекламистов только в 1993 г.* Его автор, специалист консалтинговой системы «ТРИЗ-ШАНС» И. Л. Викентьев, подразумевал под ОК позиционирование того или иного продукта в условиях конкуренции, «возвышение одного имиджа при снижении другого» (1, 20). Решение этой сложной и ответственной задачи невозможно без знания законов психологического воздействия на сознание потребителя. Копирайтерам (авторам рекламных текстов) прежде всего необходимо учитывать основные мотивы человеческой деятельности, чтобы затем апеллировать к ним в рекламных текстах. Стратегия «отстройки от конкурентов» также связана с проблемой создания и разрушения стереотипов. Для исследования механизмов мотивации и стереотипизации, используемых при решении задачи ОК, нами было проанализировано более 200 рекламных текстов, в которых реализуется стратегия дифференцирования.

Создание рекламного текста должно предваряться анализом мотивации потенциального потребителя, так как именно мотивы являются основной побудительной силой покупки. Теория мотивации как раздел психологической науки связана с именами З. Фрейда, А. Мас-лоу, Ф. Герцберга, Д. Мак-Лелланда, Л. Портера, Е. Ло-улера. Д. Льюис (2, 57) приводит список четырнадцати основных мотивов поведения людей (мотивы располо-

жены в произвольном порядке): стремление к личной власти и управлению судьбами других; собственное удовольствие; эмоциональная безопасность; желание любить и быть любимым; чувство принадлежности к определенному месту или группе; возможность творчества; достижение важных целей; поиск новых впечатлений; радость свободы и независимости; одобрение социальной группы; признание чьих-либо усилий; финансовая безопасность. Е. Ромат (4) выделяет три группы мотивов, используемых в рекламных обращениях: социальные; рациональные (мотивы: здоровья; прибыльности; надежности; дополнительных преимуществ); эмоциональные (мотивы: свободы; страха; самореализации; желания быть сопричастным к успеху, силе, мощи; уподобления; открытия (любопытство и стремление к новизне); ностальгии; патриотизма). Все эти мотивы, заставляющие человека совершить покупку, эксплуатируются в рекламе.

Исследование показало, что при решении задачи отстройки от конкурентов копирайтеры обращаются к следующим мотивам: финансовая безопасность (экономический мотив); здоровье; качество, надежность, комфорт; свобода; страх; самореализация; сопричастность силе, успеху; уподобление, мода, престиж; поиск новых впечатлений, стремление к новому, любопытство; патриотизм; превосходство; привлекательность; индивидуальность; экономия усилий, лень; эстетический мотив. Частота экспликации этих мотивов в проанализированных текстах неодинакова (диаграмма).

Диаграмма Рейтинг мотивов в рекламных текстах, реализующих стратегию ОК, %

патриотизм эстетический мотив свобода сам ореализация уподобление, мода , престиж сопричастность силе, успеху привлекательность индивидуальность

превосходство

финансовая безопасность стремление к новому здоровье

качество, надежность, комфорт

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Абсолютный «чемпион» по частотности - мотив качества, надежности и комфорта (80 обращений к мотиву). За ним следуют мотивы здоровья (31 обращение), стремления к новому (28 обращений) и финансовой безопасности (22 обращения). Мотив страха, несмотря на негативное отношение теоретиков рекламы к его использованию, занимает среднюю позицию в рейтинге (16 обращений). Чуть менее частотны мотивы превосходства, экономии усилий и индивидуальности. На одном уровне находятся мотивы привлекательности, сопричастности успеху и уподобления (по 10 обращений). Реже всего копирайтеры апеллируют к самореализации (4 об-

* В западной теории маркетинга, рекламы и РЯ с 1950-1960-х гг. закрепился термин «дифференцирование».

ращения), свободе, эстетическому мотиву (по 3 обращения) и патриотизму (2 обращения). В текстах, реализующих стратегию ОК, преобладают рациональные мотивы. Единственный эмоциональный мотив, попавший в тройку лидеров по частотности, - мотив стремления к новому. Очевидно, это связано со спецификой стратегии ОК (дифференцирование своего Т/У, «высвечивание» его на фоне конкурентов само по себе является новой информацией).

С теорией мотивации связано одно из направлений нейролингвистического программирования (НЛП) -изучение «привычных человеческих стратегий мышления, или метапрограмм» (4, 312). Метапрограммы - это своего рода цензоры, сортирующие поступающую извне информацию. То, что не соответствует метапрограмме, независимо от сознания ее обладателя, не охватывается его вниманием. Основные метапрограммы -«К» и «От». Первая означает стремление к чему-либо, нацеленность на успех. Вторая связана с желанием уйти от чего-либо, избежать неудачи. Обе метапрограммы активно используются для отстройки от конкурентов: Почему-то в нашем городе принято каждый лишний метр площади занимать торговой точкой, не думая о покупателях: а нам-то это удобно? В «Айсберге» вы сможете присесть, отдохнуть, спокойно рассмотреть покупки, вспомнить, что вы еще хотели (метапрограммирование «от» дискомфорта и усталости «к» комфорту и отдыху).

В изучении механизмов восприятия информации огромную роль сыграло открытие феномена стереотипов. Повседневное человеческое мышление действует по принципу экономии усилий: постоянно изменяющийся мир перегружает человека новой информацией и, следовательно, вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее привычные и удобные модели. Такие модели и получили название стереотипов. Термин «стереотип» ввел американский политолог и публицист У Липман в 1922 г. в книге «Общественное мнение» (“Public Opinion”): «Стереотип - формообразующая единица общественного мнения, кристаллизация эмоционально окрашенных представлений и мнений» (цит. по: 6, 46). Стереотипы помогают человеку упрощать и упорядочивать окружающий мир. Именно поэтому Г. Г. Почепцов называет стереотип «нерисковой стратегией массового сознания» (3, 264). Если рассматривать определение ОК, данное И. Л. Викентьевым («возвышение одного имиджа при снижении другого»), в психологическом ключе, то можно сказать, что отстройка от конкурентов представляет собой управление стереотипами: заявляя о реальных или вымышленных достоинствах Т/У определенной фирмы и дискредитируя при этом продукцию ее конкурентов, рекламист на самом деле занимается созданием и разрушением положительных и отрицательных стереотипов (Ст+ и Ст-). В процессе исследования было выявлено девять основных моделей работы со стереотипами в рамках стратегии ОК.

1. Самая распространенная схема - противопоставление Ст- конкурента своему Ст+ : «Сибирские окна»

не распространяются по почтовым ящикам, а выдаются лично в руки: мы не можем себе позволить, чтобы газета с рекламой наших клиентов попала в мусорное ведро или осталась валяться на грязном полу в подъезде. Наша газета содержит менее 40% рекламной площади. Поэтому у вашей рекламы больше шансов, что ее заметят, и она не затеряется в другой газете со множеством рекламных блоков.

2. Разновидность этого приема - противопоставление Cx + какого-либо T/У и C^ объекта другой категории: Рискованные процедуры не для вас? Попробуйте новый крем Anew Clinical от Avon. Он укрепит контур века, избавит от морщин и мешков под глазами (достоинства крема «оттеняются» страхом женщин перед хирургическим вмешательством).

3. Противопоставление своего Cx+ложному Cr конкурента. В отличие от указанных выше моделей, эта схема предполагает не усиление Ст- конкурента, а создание его буквально «на пустом месте»: «Золотая корона» -карта для ежедневных покупок. Удобнее наличных! И без лишних нервов! Oбыденной ситуации расчета наличными деньгами приписан такой Ст-, как «нервы», хотя потенциальным источником стресса является, скорее, сам объект рекламы (пластиковые карты принимаются далеко не во всех торговых точках).

4. Иногда копирайтер не акцентирует внимание на Ст+ «своего» товара, но объект рекламы преподносится как решение проблемы, обозначенной От" конкурента: Ветер форточки ломает, в дверь оконную сквозит? Ваши дети простывают? Окна Brugmann закажи!

5. Часто Cx+ конкретного продукта подкрепляются C^, характерными для всей товарной категории: Кто сказал, что макароны вредят фигуре? Только не «Ладные» от Производственной компании АВиОлА из Санкт-Петербурга.

6. Наиболее сложный механизм стереотипизации при «отстройке от конкурентов» - трансформация Cr+ конкурента в его Cr и последующая демонстрация своего Cx+: У многих клиентов возникает вопрос: стоит ли тратиться на пластиковые откосы или можно ограничиться традиционными штукатурными? Дело в том, что недостатки старых деревянных окон обеспечивали долгую службу штукатурных откосов: в щели поддувало и откосы находились в щадящей промежуточной температурной зоне. В современных же окнах герметизация практически идеальна; и при открывании створки для проветривания холодный воздух «обрушивается» на прогретый до комнатной температуры откос, который трескается, что совершенно исключено при использовании пластика. Откосы ПВХобладают и рядом других преимуществ: их не нужно красить, они имеют глянцевую поверхность, благодаря которой легко моются и не собирают пыли, они более «теплые», так как панель состоит из утеплителя, обклеенного пластиком, они участвуют в поглощении уличных шумов (реклама фирмы «OмCтройПласт»).

7. Упрощенный вариант этой модели - превращение Cx + конкурента в C^: Открываешь любую газету и

видишь массу объявлений: «Установка счетчиков горячей воды. Дешево». Мне бы хотелось вас предостеречь: вы можете выбросить деньги на ветер. Действительно, придут «умельцы» и врежут счетчик в систему. Намного дешевле, чем, предположим, у нас. Но ни один инспектор водоканала или тепловых сетей его не зарегистрирует и не примет ваших показаний, если монтаж выполнен не по правилам (интервью с директором предприятия «Полет новых технологий»).

8. В некоторых случаях Ст+ конкурента служит отправной точкой для репрезентации своего Ст+: Почему новый тональный крем Hypersmooth от Max Factor -революционное достижение в области косметики? Ответ прост. Он не только скрывает недостатки кожи, но реально исправляет их, позволяя коже выглядеть превосходно. Формула «не только... но и...» позволяет сообщить о дополнительных выгодах того или иного Т/У по сравнению с Т/У конкурентов.

9. В современном рекламном пространстве встречается и экстраполирование Ст+ конкурента на свой Т/У: О долгой жизни мечтает любой человек. А кто на земле настоящие долгожители? Японцы! На протяжении веков японцы употребляют пищу, богатую изо-флавоноидами - веществами, спасающими сердечнососудистую систему от атеросклероза. А что же делать россиянам? У русской природы есть источник изофлавоноидов не хуже японского - это красный клевер, который входит в состав «Атероклефита». Эту стратегию, противоположную ОК, можно назвать «пристройкой к конкуренту».

Современный рынок перенасыщен товарами и услугами, предложение зачастую опережает спрос, а сознание потребителей перегружено рекламной информацией. Таким образом, знание законов психологического воздействия и грамотное применение их в профессиональной деятельности, пожалуй, важнейшая предпосылка создания эффективных рекламных сообщений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и public relations: программы-консультанты. - СПб., 2002.

2. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М., 2002.

3. ПочепцовГ Г Паблик рилейшнз для профессионалов. -М., 1999.

4. Ромат Е. В. Реклама. - СПб., 2002.

5. Шатин Ю. В. Построение рекламного текста. - М., 2002.

6. Юдина Е. Н. Креативное мышление в PR (в системе формирования социокультурных связей и отношений). - М., 2005.

ВЫГОРАНИЕ ПЕРСОНАЛА. ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ВЫГОРАНИЕ ДУШИ

Л. А. Китаев-Смык

Рассмотрены в историческом и прикладном аспектах явления «выгорания», т. е. переутомления представителей профессионально вынужденного общения: психологов, врачей и др. Излагаются пути выявления и борьбы с данным феноменом.

Ключевые слова: стресс, ПТСР, «выгорание».

Только ли чрезвычайные экстремальные события и продолжительные неблагоприятные условия сосуществования меняют отношения между людьми? Нет, и при спокойной, благополучной жизни взаимодействие людей может катастрофически ухудшаться.

В 70-х гг. XX в. произошло новое научное событие: возникло научное направление изучения стресса. Началось с того, что стали поступать жалобы на работников службы психологической и социальной поддержки, обязанность которых - налаживать рабочие контакты и облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду, уменьшать их стресс, помогать советами и душевной беседой. Из-за этих жалоб и обид консультирующих организации и психотерапевтические клиники стали терпеть убытки. И вот тогда была выявлена особая форма болезней стресса, своего рода болезнь общения. Ее называли «выгорание персонала», «выгорание личности», а потом короче - «выгорание». Предложил этот термин Фройденбергер (28). Однако термин широко вошел в научную литературу и психотерапевтическую практику после публикаций психолога-консультан-та К. Маслач (Маслах) (Калифорния, США) (36; 41-44).

Методика диагностики «выгорания», предложенная К. Маслач (41; 42), была проанализирована и уточнена (34), затем разработано несколько опросников для определения глубины и формы «выгорания» (26). Главная причина «выгорания персонала» - психологическое, душевное переутомление от профессионально вынужденного общения. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны «дарить» клиентам тепло своей души. Жертвами «выгорания» в первую очередь оказываются психотерапевты (!), учителя, врачи и продавцы, т. е. профессионалы общения, призванные и обученные вежливо общаться с людьми. «Выгорание - плата за сочувствие» - так назвала К. Маслач свою книгу. В ней лаконично представлены результаты обширных исследований рассматриваемого феномена (39). Ее открытие возможности по-новому видеть проблемы стресса, с учетом его влияния на способность людей к общению, сразу было подхвачено множеством ученых и психоло-гов-практиков во всех странах (23; 25; 27; 29; 33; 39; 43; 44; 47-49; 51; 54; 55). В 80-е гг. внимание к концепции «выгорания» и термин “burnout” потеснили термин “stress” со страниц сотен научных публикаций и диссертаций в англоязычных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.