Научная статья на тему 'О психологическом воздействии средств массовой информации на формирование профессионального «Я-образа» сотрудников ГИБДД'

О психологическом воздействии средств массовой информации на формирование профессионального «Я-образа» сотрудников ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / СТРУКТУРА И СВОЙСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ "Я" / MEDIA / PROFESSIONAL IMAGE / STRUCTURE AND PROPERTIES OF THE PROFESSIONAL IMAGE / PSYCHOLOGICAL SELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ложкина Наталья Владимировна

Активно используемые в современных исследованиях модели «профессиональной «Я-концепции» и «профессиональной идентификации» обобщаются в статье в терминах общей теории психических процессов как целостного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ложкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the psychological impact of mass media on the formation of professional «self-image» of the traffic police

This article studies the models of professional self-concept and professional identity that are widely used in modern research and generalizes them in terms of general theory of mental processes as a holistic way.

Текст научной работы на тему «О психологическом воздействии средств массовой информации на формирование профессионального «Я-образа» сотрудников ГИБДД»

ББК 88.5 УДК 159.923.5

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «Я-ОБРАЗА» СОТРУДНИКОВ ГИБДД

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ЛОЖКИНА,

адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, старший лейтенант полиции Научная специальность 19.00.05 — социальная психология

E-mail: Lozhkina.2015@mail.ru

Научный руководитель: доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат психологических наук, доцент И.О. Котенев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Активно используемые в современных исследованиях модели «профессиональной «Я-концепции» и «профессиональной идентификации» обобщаются в статье в терминах общей теории психических процессов как целостного образа.

Ключевые слова: СМИ, профессиональный образ, структура и свойства профессионального образа, психологическое «Я».

Annotation. This article studies the models of professional self-concept and professional identity that are widely used in modern research and generalizes them in terms of general theory of mental processes as a holistic way.

Keywords: media, professional image, structure and properties of the professional image, psychological self.

Актуальность рассмотрения влияния средств массовой информации (далее — СМИ) на формирование профессионального «Я-образа» сотрудников ГИБДД обусловлена тем фактом, что сфера обеспечения безопасности дорожного движения затрагивает интересы всех без исключения категорий граждан РФ и, соответственно, требует включения значительных ресурсов для создания условий правомерного поведения на улицах и дорогах. Осуществление государственного контроля за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других предписаний в области обеспечения безопасности дорожного движения в нынешней жизненной ситуации является одним из приоритетных направлений деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти [1; 2]. Обозначенными выше задачами занимаются специализированные учреждения, наделенные соответствующими функциями. К ним относятся: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Министерства Транспорта РФ, Гостехнадзор Министерства сельского хозяйства РФ, а также Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел.

Задачи, выполняемые сотрудниками ГИБДД МВД России многообразны. Это и обеспечение безопасности дорожного движения, и пресечение различных преступлений и противоправных действий со стороны участников дорожного движения и т.п. Все это обусловливает необходимость формирования у сотрудников ГИБДД высокого уровня профессиональных знаний, психологической устойчивости, волевых качеств, хорошо развитых коммуникативных качеств и т.д.

Перечисленные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие — длительный и напряженный процесс, но это необходимое условие профессионального становления сотрудника ГИБДД.

Так, Э.Ф. Зеер под профессиональной идентичностью понимает: «профессиональный «Я-образ», включающий стереотипы и уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я» [5, с. 31].

Как показали исследования Ф.К. Свободного: «...профессиональный «Я-образ» является образованием в структуре Я-концепции личности, формиру-

ется в процессе профессионализации и представляет собой результат отражения, осознания и оценивания самого себя как субъекта профессиональной деятельности и профессиональных отношений. Автором выделены когнитивный компонент профессионального «Я-образа», который включает в себя представления о профессиональных ролях, ценностях, мотивах, внутренних и внешних условиях профессиональной деятельности; эмоциональный компонент проявляется в отношении к себе как субъекту профессиональной деятельности и отражает степень развития чувства профессионального самоуважения, собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу профессионального «Я»; поведенческий компонент проявляется в непосредственных действиях в профессиональной деятельности, включает в себя принятие профессиональных требований, профессиональной роли и функций, следование профессиональным эталонам, нормам и традициям» [11, с. 21].

Одним из важнейших факторов, влияющих на становление профессионального «Я-образа», является положение сотрудников ГИБДД в социуме, социальный контроль, и непосредственно общественное мнение. И общественное мнение, в наиболее общем значении, это одобрение или неодобрении публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом.

«Общественное мнение — это выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы» [8, с. 54].

«Общественное мнение в соответствии с Федеральным законом «О полиции» является сегодня одним из важнейших инструментов оценки эффективности правоохранительной деятельности как на уровне отдельно взятого региона, так и в целом по Российской Федерации» [2, с. 23].

«СМИ сегодня — это мощный фактор влияния на психическое состояние, который проявляется в совершенно различных сферах, выполняя свою определенную функцию (информационную, социальной связи, рекреативную и др.)» [8, с. 41].

По мнению А.В. Гришиной: «...СМИ обеспечивают общение в масштабах социума, выступая в качестве главного связующего звена между внешней средой и человеком. Основной поток сведений о внешнем мире субъект получает через средства массовой инфор-

мации, которые не только сообщают о том, что происходит вокруг, но и распространяют модели, общественные нормы, служащие образцом при формировании человеческих отношений, ценностей и интересов, определяющих образ жизни индивида в целом. Благодаря этому СМИ превращаются в мощнейший фактор воздействия на картину мира как отдельного человека, так и общественных групп» [4, с. 12].

При этом Л.Г. Носкова полагает, что «.в последнее время в СМИ проявляется отчетливая тенденция не к высшему достижению человеческого духа, а к разложению — тенденция, закономерным итогом которой становится падение человеческого духа. Кардинальные перемены в российском обществе, кризис в экономике и политике — все это приводит к тому, что в сознании людей происходит переоценка наиболее значимых ценностей, моральных идеалов. Особенно негативно это явление отражается на деятельности органов внутренних дел, так как моральные ценности общества и правоохранительная деятельность органически взаимосвязаны» [9, с. 117].

А.В. Морозов отмечает, что «.ставшие неотъемлемой и весьма значимой частью нашей жизни, СМИ таят в себе мощный потенциал негативного влияния как на общество, в целом, так и на каждого конкретного человека, в частности. Призванные выполнять позитивные функции, информировать и позволять каждому члену общества формировать свое собственное отношение к происходящему вокруг, они, напротив, зачастую дезинформируют и моделируют поведение, манипулируя человеческим сознанием» [8, с. 54].

При этом Т.Л. Сергеевой отмечается, что «.искажения оценок происходят в направлении, заданном воздействием и личностными психологическими особенностями реципиентов информации» [10, с. 65].

По мнению А.В. Четверикова: «.доминирующие в настоящее время в российском социуме социальные настроения характеризуются относительно высокими показателями социальных страхов, фрустрированно-сти, невротичности и отсутствием целей и смысла жизни, что создает объективные предпосылки к сдвигам в сторону бессознательной доминанты массового поведения» [12, с. 38].

При этом в настоящее время, согласно результатам исследований, проведенных фондом «Общественное мнение» (ФОМ): «.в апреле 2016 г. выявлено, что треть автомобилистов считают, что за последние 2—3 года Госавтоинспекция стала работать лучше:

эта служба быстрее выезжает на аварии, «рейды стали чаще проводить», сотрудники на дорогах ведут себя более вежливо. Тем не менее, почти половина опрошенных водителей сказали, что в работе Госавтоинспекции ничего не изменилось, а 7% считают, что автоинспекция стала работать хуже» [3].

Деятельность именно сотрудников Госавтоинспекции вызывает большее количество неудовлетворительных оценок со стороны граждан по сравнению с другими службами ОВД РФ, т.е. негативный образ определяется устойчивостью, формирующейся в ходе системной фиксации негативного отношения к деятельности ОВД на разных уровнях понимания. Кроме того, СМИ постоянно напоминает о негативных фактах среди сотрудников ГИБДД и, тем самым, разного рода негативные сообщения фиксируют в сознании граждан устойчивые образы на их ожидание, уменьшают чувствительность к восприятию позитивных и нейтральных сообщений и объектах.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что механизмы влияния общественного мнения на формирование «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции изучены недостаточно. А именно, отсутствуют научно-практические разработки, направленные на нейтрализацию негативного воздействия общественного мнения, на оптимизацию процессов формирования «Я-об-раза», на формирование социально-психологических механизмов его регулирующего воздействия на служебное поведение сотрудников Госавтоинспекции.

В рамках проводимого исследования нами планируется проведение исследования по изучению социально-психологических механизмов влияния общественного мнения на формирование «Я-образа» сотрудников Госавтоинспекции.

В качестве объекта исследования выступает профессиональный «Я-образ» как социально-психологический феномен, а предметом исследования являются механизмы функционирования профессионального «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции под влиянием общественного мнения, их роль в регуляции служебного поведения.

Цель исследования состоит в выявлении социально-психологических закономерностей, детерминирующих формирование «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции и разработке рекомендаций по нейтрализации отрицательного воздействия общественного мнения на его функционирование как фактора регуляции служебного поведения.

Названная цель обусловила постановку в исследовании следующих задач:

♦ изучить основные подходы к проблеме «Я-об-раза», выделить важнейшие элементы профессионального самосознания сотрудника Госавтоинспекции;

♦ проанализировать причинный комплекс формирования профессионального «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции и выявить его регулирующее воздействие на служебное поведение;

♦ разработать способы оптимизации формирования адекватного профессионального «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции;

♦ сформулировать теоретические выводы и разработать практические рекомендации, направленные на нейтрализацию негативного воздействия общественного мнения, на оптимизацию процессов формирования «Я-образа», на формирование социально-психологических механизмов, регулирующих служебное поведение сотрудников Госавтоинспекции.

В качестве общей гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что общественное мнение, выступающее в качестве значимого социально-психологического фактора внешней среды, оказывает влияние на формирование у сотрудников Госавтоинспекции ряда профессионально значимых качеств личности, включая профессиональный «Я-образ».

Также сформулированы частные гипотезы нашего исследования:

♦ общественное мнение о деятельности сотрудников Госавтоинспекции является одним их социально-психологических факторов, влияющих на формирование профессионального «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции;

♦ формирование «Я-образа» и социальной идентичности в служебной деятельности Госавтоинспекции проявляется в мотивации признания, самоуважения и самоутверждения в соответствии с ценностями, принятыми в служебном коллективе;

♦ эффективным способом оптимизации процессов формирования «Я-образа», социально-психологических механизмов, регулирующих служебное поведение сотрудников Госавтоинспекции может служить использование практических рекомендаций, направленных на нейтрализацию негативного воздействия общественного мнения.

Методологические исследования включают: дея-тельностный подход (А.Н. Леонтьев), теорию деятель-ностного опосредования ингрупповой активности

(А.В. Петровский), концепцию социального познания (Г.М. Андреева), теорию личности (А.Г. Асмолов), психологические теории развития личности (А. Адлер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); методологические принципы развития и формирования личности в деятельности и общении (Д. Мид, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); концептуальные положения психологии о закономерностях формирования смыслов, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ориентаций (Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл, Д.Н. Узнадзе и др.); роль самосознания в развитии личности (Т. Кун, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, В.В. Столин).

Таким образом, в рамках данного научного исследования предстоит уточнить социально-психологические механизмы формирования «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции, выработать рекомендации по нейтрализации негативного воздействия образа сотрудника Госавтоинспекции и по активному использованию общественного мнения в целях формирования у сотрудников профессионально значимых качеств личности, включая профессиональный «Я-образ».

Литература

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О полиции».

3. URL: http://fom.ru/

4. Гришина А.В. Особенности восприятия образа трудового мигранта в СМИ студентами различной профессиональной направленности: Автореф. дисс. . канд. псих. наук. Ростов н/Д., 2011.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий; 2-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2003.

6. Морозов А.В. Деловая психология. М., 2005.

7. Морозов А.В., Радченко Л.Е. Воздействие средств массовой информации на здоровье и воспитание старших подростков: Моногр. М., 2010.

8. Морозов А.В., РудзинскаяЛ.В. Влияние средств массовой информации на формирование здорового образа жизни школьников // Социальная защита детства: Сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧГПУ, 2011.

9. Носкова Л.Г. Пути и условия эффективного влияния средств массовой информации на профессиональное воспитание сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 2002.

10. Сергеева Т.Л. Особенности психологического воздействия на аудиторию убеждения, внушении в экономико-политических текстах: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. СПб., 2006.

11. Свободный Ф.К. «Профессиональный Я-об-раз» сотрудника органов внутренних дел // Ежегодник Российского психологического общества: Мат. 3-го Всерос. съезда психологов. 25—28 июня 2003 г. СПб., 2003.

12. Четвериков А.В. Особенности социальных политических настроений в современных условиях: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. М., 1999.

References

1. Federalnyi zakon ot 10 dekabria 1995 g. № 196-FZ «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniia».

2. Federalnyi zakon ot 7 fevralia 2011 g. № 3 (v red. ot 3 iiulia 2016 g.) «O politsii».

3. URL: http://fom.ru/

4. GrishinaA.V. Osobennosti vospriiatiia obraza tru-dovogo migranta v SMI studentami razlichnoi professio-nalnoi napravlennosti: Avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk. Rostov n/D., 2011.

5. ZeerE.F. Psikhologiia professii; 2-e izd., pererab. i dop. M., 2003.

6. MorozovA.V. Delovaia psikhologiia. M., 2005.

7. MorozovA.V., RadchenkoL.E. Vozdeistvie sredstv massovoi informatsii na zdorove i vospitanie starshikh podrostkov: Monogr. M., 2010.

8. MorozovA.V., Rudzinskaia L.V. Vliianie sredstv massovoi informatsii na formirovanie zdorovogo obraza zhizni shkolnikov // Sotsialnaia zashchita detstva: Sb. mat. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheliabinsk:, 2011.

9. Noskova L.G. Puti i usloviia effektivnogo vliia-niia sredstv massovoi informatsii na professionalnoe vospitanie sotrudnikov organov vnutrennikh del: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M., 2002.

10. Sergeeva T.L. Osobennosti psikhologicheskogo vozdeistviia na auditoriiu ubezhdeniia, vnushenii v eko-nomiko-politicheskikh tekstakh: Avtoref. diss. ... kand. psikh. nauk. SPb., 2006.

11. Svobodnyi F.K. «Professionalnyi Ia-obraz» so-trudnika organov vnutrennikh del // Ezhegodnik Rossii-skogo psikhologicheskogo obshchestva: Mat. 3-go Vseros. sieezda psikhologov. 25—28 iiunia 2003 g. SPb., 2003.

12. ChetverikovA.V. Osobennosti sotsialnykh po-liticheskikh nastroenii v sovremennykh usloviiakh: Avtoref. diss. ... kand. psikh. nauk. M., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.