Научная статья на тему 'О психологических коррелятах некоторых свойств внимания водителей'

О психологических коррелятах некоторых свойств внимания водителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
внимание / точность психомоторных реакций / неравновесные психические состояния / детерминанты стресса / транспортная психология. / attention / mental states / nonequilibrium mental states / determinants of stress / traffic psychology.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Ю., Ермолаев В. В., Четверикова А. И.

В статье представлены данные эмпирического исследования, направленного на поиск взаимосвязей некоторых показателей внимания профессиональных водителей, а именно точности психомоторных реакций с их психическими состояниями. Помимо обнаруженных связей внимания с неравновесными психическими состояниями, авторами установлено, что улучшение точности психомоторных реакций, связано с ростом доверия водителей к себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PSYCHOLOGICAL CORRELATES OF CERTAIN INDICATORS OF DRIVERS ATTENTION

The article presents data from an empirical research devoted to the search for correlations of certain indicators of attention of professional drivers, namely the accuracy of psychomotor response with the mental states. In addition to discovered correlations of attention and non-equilibrium mental states, the authors found that improving the accuracy of psychomotor response is associated with an increase drivers’ trust in themselves.

Текст научной работы на тему «О психологических коррелятах некоторых свойств внимания водителей»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Ш43)),2©1]9 / PSYCHOLOGICAL sciences

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК 159.9.07

Воронцова Ю.

Ермолаев В.В.

Московский педагогический государственный университет,

Четверикова А.И.

АО Московская областная энергосетевая компания DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10618 О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯТАХ НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ

Voroncova J.,

Yermolaev V. V.

Moscow Pedagogical State University, Chetverikova A.I.

Joint-stock company «Moscow regional power grid company»

ABOUT PSYCHOLOGICAL CORRELATES OF CERTAIN INDICATORS OF DRIVERS

ATTENTION

Аннотация.

В статье представлены данные эмпирического исследования, направленного на поиск взаимосвязей некоторых показателей внимания профессиональных водителей, а именно точности психомоторных реакций с их психическими состояниями. Помимо обнаруженных связей внимания с неравновесными психическими состояниями, авторами установлено, что улучшение точности психомоторных реакций, связано с ростом доверия водителей к себе.

Abstract.

The article presents data from an empirical research devoted to the search for correlations of certain indicators of attention of professional drivers, namely the accuracy of psychomotor response with the mental states. In addition to discovered correlations of attention and non-equilibrium mental states, the authors found that improving the accuracy of psychomotor response is associated with an increase drivers' trust in themselves.

Ключевые слова: внимание, точность психомоторных реакций, неравновесные психические состояния, детерминанты стресса, транспортная психология.

Key words: attention, mental states, nonequilibrium mental states, determinants of stress, traffic psychology.

Профессиональная деятельность, связанная с управлением транспортного средства, в современном мире всё более ассоциируется с высоким нервно-эмоциональным напряжением. Постоянный стресс, обусловленный резко возросшим количеством транспорта, возросшими скоростями и рисками аварийности наряду c пробками на дорогах усиливает напряженность и утомление водителя, а также способствует проявлению повышенной агрессивности и меньшей, чем в обычной жизни, рассудительности и самообладанию. Особенно эти состояния характерны для водителей мегаполисов и больших городов - большая интенсивность движения системно провоцирует у них рост эмоционального напряжения. При этом известно, что эмоциональные состояния, такие как депрессия, тревога, злость, обида, раздражение или гнев могут значительно влиять на эффективность управления транспортным средством. Данные психологических исследований свидетельствуют, что психические состояния, связанные с повышенной тревожностью влияют на психомоторную активность и обработку информации [6], [10], а именно, высокий уровень тревожности оказывает негативное влияние на психомоторные показатели, существенно сужая внимание водителей [7], [8], [9].

Результатами исследований в области транспортной психологии установлено существование прямой связи между проявлениями агрессивности и параметрами самопринятия водителя, доверия себе и окружающим. Так, выраженное проявление

агрессии с необходимостью контролировать поведение других связано с восприятием окружающего мира и других людей как заведомо для него опасных [1].

Возрастающее количество исследований, направленных на изучение связи психологических основ аварийности и состояния безопасности дорожного движения, свидетельствует о применении комплексного подхода к проблеме. Вместе с тем, очевидны пробелы в изучении психологических детерминант доминирующих психических состояний водителей и их связей со снижением внимания, а именно точности психомоторных реакций, способных повысить риски возникновения дорожных аварий. В связи с тем, что одним из основных навыков необходимых для безопасного управления транспортным средством является точность психомоторных реакций, мы задались целью выявления коррелятов точности при выполнении деятельности с неравновесными психическими состояниями водителей, а именно с состояниями повышенной или пониженной психической активности, характеризующихся более высоким или низким уровнем, относительно среднего [5].

Объектом исследования выступили свойства внимания водителей, а предметом - связь точности внимания водителей с их психическими состояниями. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что более низкие показатели точности психомоторных реакций связаны с доминирующими неравновесными психическими состояниями водителей. Исследование проводилось на

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<ШЦШетУМ~^©У©Ма1>>#М43),2Ш9

базе пассажирского автотранспортного предприятия г. Воронежа. В исследовании приняло участие 143 профессиональных водителя (мужчин) в возрасте от 21 до 48 лет.

В качестве диагностического инструментария использовались аппаратные и бланковые методы, а именно:

1. с целью диагностики неравновесных психических состояний применялся опросник определения доминирующего состояния (ДС-8) (автор Л.

B. Куликов) [21;

2. с целью диагностики уровня доверия применялась методика изучения доверия / недоверия личности миру, другим людям, себе (автор А. Б. Купрейченко) [3];

3. с целью инструментальной диагностики показателей точности применялся аппаратно-программный комплекс «А»-тест ВИ.ЗИ.ЭС (автор В.

C. Мухина) [4]. Тест позволил осуществить диагностику точности психомоторных реакций водителей, посредством визуальной (далее ВИ) и знаковой (далее ЗИ) идентификации. Задания предъявлялись в условиях без помех, а также в условиях специальных депривирующих помех, представленные комплексом.

Установление взаимосвязей между показателями точности психомоторных реакций с доминирующими психическими состояниями водителей оценивались при помощи непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена, представленного статистическим пакетом SPSS Stastistics 22.

В результате статистического анализа был выявлен ряд достоверных связей между показателями точности психомоторных реакций и интенсивностью неравновесных психических состояний водителей.

Обнаружены корреляционные связи в показателях точности при выполнении заданий ВИ (рТо = 0,569) и ЗИ (рто = 0,558) в условиях без специальных помех с неравновесными психическими состояниями по шкале ТО «тонус: высокий - низкий». Это свидетельствует о том, что вне зависимости от характера сложности выполняемой деятельности, увеличение вероятности допущения большего количества ошибок, соответственно ухудшение точности психомоторных реакций, связано с увеличением готовности к активному расходованию энергии, ресурсов и запасов сил.

Обнаружены прямые корреляты между показателями точности в заданиях ВИ (рСп = 0,420; рУд = 0,454) и ЗИ (реп = 0,470; руд = 0,598) в условиях де-привации с неравновесными психическими состояниями по шкалам СП «спокойствие - тревога» и УД «удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом». Это свидетельствует о том, что вне зависимости от характера сложности выполняемых заданий, вероятность допущения ошибок в процессе выполнения деятельности увеличивается вместе с интенсивностью неравновесных психических состояний, а именно с повышением внутренней уверенности в собственных силах и возможностях, граничащих с самонадеянностью.

Интересными выступили обнаруженные корреляты между показателями точности, при выполнении заданий ВИ в условиях депривации (р =

0,356), а также при выполнении заданий ЗИ в условиях отсутствия внешних специальных помех (р = 0,466) с состоянием доверия к себе. Это свидетельствует о том, что вне зависимости от характера сложности выполняемых заданий, улучшение показателей точности психомоторных реакций водителей связано с развитием самопринятия; способности ориентироваться и действовать в соответствии с требованиями каждой конкретной ситуации; способности чертить собственные границы под давлением внешних обстоятельств; а также принятия не только собственных успехов, но и неудач.

Опираясь на результаты, полученные в ходе настоящего эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Вне зависимости от сложности выполняемых заданий, а также наличия или отсутствия воздействия внешних помех снижение точности психомоторной реакции профессиональных водителей связано с увеличением интенсивности неравновесных состояний как повышенного, так и пониженного полюса.

2. Улучшение показателей внимания, а именно точности психомоторных реакций, связана с ростом доверия к себе.

Список литературы

1. Ермолаев В. В. Социально-психологические детерминанты проявления агрессии водителями пассажирского транспорта на российских дорогах / В. В. Ермолаев, О. П. Макушина, А. И. Четверикова / Социальная психология и общество. -М., 2013. №2.

2. Куликов Л. В. Психология настроения: дис. ... док. психол. наук: 19.00.11 / Л. В. Куликов. -СПб., 1997. - 429 с.

3. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия / А. Б. Купрейченко. - М.: ИП РАН, 2008.

- 564 с.

4. Мухина В. С. А-тест ВИ.ЗИ.ЭС. / В. С. Мухина // Развитие личности. - 1999. - №1. С. 4-19.

5. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний / А. О. Прохоров. - М.: ИП РАН,

1998. - 152 с.

6. Halvari H., Gjesme T. Trait and state anxiety before and after competitve performance / H. Halvari, T. Gjesme // Perceptual & Motor Skills. - 1995. - Vol. 81 (3), pt. 2. - P. 1059-1070.

7. Janelle C. M., Singer R. N., Williams A. M. External distraction and attentional narrowing: visual search evidence / C. M. Janelle, R. N. Singer, A. M. Williams // Journal of Sport & Exercise Psychology. -

1999. - Vol. 21. - P. 70- 91.

8. Mathews G. Driver Stress and Performance on a Driving Simulator / G. Mathews // Human Factors. -1998. - Vol. 40 (1). - P. 136-149.

9. Strohbeck-Kuhner P. Test anxiety in driving-fitness appraisals: the anxiety performance relationship / P. Strohbeck-Kuhner // Zeitschrift fur Differentielle und Diagnostische Psychologie. - 1999. - Vol. 20 (1).

- P. 39-57.

10. Sweeney-Burton C. Effects of self-relations techniques training on performance anxiety and on performance quality in a music performance condition. Dissertation Abstracts International, A Humanities and Social Sciences / C. Sweeney-Burton. - US: University Microfilms International, 1998. - 81 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.