Вестник Смоленской медицинской академии, 2004, № 3
ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ
УДК 378.14:61
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ НЕДОСТАТОЧНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
А. И. Шпирна, С. Е. Вишневский, И. П. Никитин
Смоленская государственная медицинская академия Смоленский базовый медицинский колледж
Плохая учеба, к сожалению, не слишком редкое явления среди студентов-медиков. По данным литературы (1), успеваемость ниже реально возможной отмечается у 30-70% обучающихся в ВУЗе; среди них до 20% составляют студенты со способностями выше средних (2). Неуспеваемость иногда бывает коротким эпизодом: ситуационные, временные неудачи, либо неуспех по какому-то отдельному предмету при хороших оценках в целом. Однако значительно чаще это сложная и устойчивая проблема, требующая внимания и усилий самих студентов, их преподавателей, администраторов учебного процесса (деканат), а также, при необходимости, консультативной психологической помощи, сотрудничества с родителями неуспевающих, их студентами-коллегами и друзьями. Плохая учеба это проблема и одновременно симптом множества других проблем, часто не имеющих простого решения. Наш собственный опыт практической работы, а также данные литературы (1, 2, 3) позволили нам выделить четыре группы факторов риска неуспеваемости либо академических успехов, существенно ниже реально возможных -
I. Низкая внутренняя мотивация (например, конфликт между личностными ожиданиями от будущей профессии и реально предполагаемым результатом). II. Социальные, семейные и материальные факторы: финансовые проблемы в семье; плохое образование и слабые академические успехи в прошлом у родителей; проблемы со здоровьем у студента; чрезмерная занятость студента проблемами, напрямую не связанными с учебой (работа, параллельное обучение по другой профессии и др.). III. Проблемы, связанные с самим учебным процессом: тестовый или экзаменационный стресс; недостаточные усилия по приобретению знаний самим студентом; повышенная утомляемость и неспособность к систематическим занятиям; недостаточная (обучение в слишком "слабой" группе) либо избыточная ("средний" студент, попавший в группу отличников) соревновательность в группе; негативное окружение в учебной группе (студент вынужден выбирать между хорошими оценками и социальной изоляцией, с одной стороны, и плохими оценками, но с ощущением сопричастности и общественного "одобрения" - с другой); негативные взаимоотношения в системе "преподаватель-студент" (низкие либо нереалистичные ожидания успеха со стороны преподавателя и др.). IV. Индивидуальные психологические особенности студента и связанные с ними проблемы (часто у достаточно одаренных студентов): боязнь неудачного результата, повышенная чувствительность к учебному стрессу, наклонность к депрессии; неумение адекватно организовать свой учебный процесс, несобранность; низкая мотивация в отношении рутинной учебной активности (ежедневные практические занятия в противоположность экзамену)
В заключение приводим некоторые практические рекомендации по повышению успеваемости студентов, основанные на нашем личном опыте. При проведении занятий в группе необходимо: 1. Учитывать преимущественный тип получения информации ("научения") у данного студента - абстрактно-вербальный или конкретно-визуальный. 2. Совершенствовать технические навыки обучения у студентов (например, умение про-дуктиво работать с компьютером, рационально управлять собственным временем, обучение процедуре тестирования - репетиционное тестирование по курсу внутренних болезней на кафедре терапии педиатрического и стоматологического факультетов СГМА). 3. Учитывать роль благоприятного психологического климата на занятии (уважение к студенту, живущему в сложных многозадачных условиях современного мира). 4. Оптимизировать учебное задание на весь предстоящий цикл (например, с помощью перечня максимально детализированных контрольных вопросов для подготовки к зачету по терапии). 5. Привлекать фактор внешней мотивации хорошей учебы (рейтинговые оценки успеваемости по предмету и т.п.)
Литература
1. Ross P. et. al. National Excellence: А Case for Developing America's Talent. Washington, DC: Office of Educational Research and Improvement (ED), Programs for the Improvement of Practice. Ross et al , 1993.
2. Whitmore, J. R. Giftedness, Conflict and Underachievement. Boston, MA: Allyn & Bacon, 1980.
3. Трифонов Е. В., Трифонов И. - Психофизилогия профессиональной деятельности. Словарь.-СПб, 1998 г.
УДК 378.147
КАК ПОМОЧЬ «УСПЕТЬ» ТЕМ СТУДЕНТАМ, КОТОРЫЕ «НЕ УСПЕВАЮТ»? М. М. Храмцов
Смоленская государственная медицинская академия
В настоящее время превалирует мнение, согласно которому неуспевающими считаются те студенты, которые отсутствовали на занятиях. Тех же студентов, которые посещают занятия без предварительной подго-