Научная статья на тему 'О проведении первого в России и в мире Фестиваля ледоколов в Санкт-Петербурге – 2014'

О проведении первого в России и в мире Фестиваля ледоколов в Санкт-Петербурге – 2014 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ледоколы / фестиваль / icebreakers / festival

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филин Павел Анатольевич

В 2014 г. в Санкт-Петербурге состоялся первый в мире фестиваль ледоколов. Действующие суда впервые стали доступны для посетителей. Инициаторами выступили научные сотрудники ледокола-музея "Красин", который и стал флагманом фестиваля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About holding the first Icebreaker Festival in Russia and in the world in St. Petersburg, 2014

In 2014, the world's first icebreaker festival was held in St. Petersburg. For the first time, the existing vessels became available to visitors. The initiators were the scientific staff of the icebreaker-museum "Krasin", which became the flagship of the festival.

Текст научной работы на тему «О проведении первого в России и в мире Фестиваля ледоколов в Санкт-Петербурге – 2014»

П. А. ФИЛИН

О проведении первого в России и в мире Фестиваля ледоколов в Санкт-Петербурге - 2014

3-4 мая 2014 г. в Санкт-Петербурге впервые в России и в мире состоялся масштабный Фестиваль ледоколов, который имел большой резонанс как в России, так и на международном уровне. Фестиваль был приурочен к 150-летию ледокольного флота России. В 1864 г. в Кронштадте судовладелец и предприниматель Михаил Осипович Бритнев впервые применил судно (пароход «Пайлот») с ледокольными свойствами для судоходства во льдах, что стало началом использования ледоколов в России (рис. 1).

В фестивале приняли участие шесть ледоколов, пять из них - действующие ледоколы Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» («Санкт-Петербург», «Москва», «Мудьюг», «Иван Крузенштерн», «Капитан Зарубин»), а также ледокол «Красин», филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге. Ледоколы были ошвартованы в центре города - четыре на наб. Лейтенанта Шмидта и два на Английской набережной.

В течение двух дней на действующие ледоколы был организован свободный доступ для посетителей. Всего за время проведения фестиваля на палубах ледоколов побывало порядка 20 тыс. человек. Сотни тысяч гостей и жителей Санкт-Петербурга могли любоваться зрелищем с набережных и Благовещенского моста (рис. 2).

Проведению фестиваля предшествовала большая подготовительная работа. Впервые идея проведения фестиваля была зафиксирована в протоколе Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации № 9 от 19 ноября 2013 г., что стало стартом для подготовки события. Далее шёл процесс по согласованию орг. вопросов между организациями: Министерством транспорта Российской Федерации, ФГУП «Росморпорт» (определение состава ледоколов), Администрацией морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» (согласование времени проведения фестиваля).

Следует отметить, что в Санкт-Петербурге сложились уникальные условия для проведения фестивалей ледоколов. Во-первых, в Санкт-Петербурге имеется большой ледокольный флот, который

ЛЕДОКОЛОВ

Санкт-Петербург 3-4 мая 2014

Рис. 1. Эмблема Фестиваля ледоколов - 2014

Рис. 2. План размещения ледоколов в Санкт-Петербурге на Неве во время Фестиваля ледоколов - 2014

обеспечивает навигацию в зимний период. ФГУП «Росморпорт» на сегодняшний день является крупнейшим оператором дизельных ледоколов в нашей стране, при этом из 32 ледоколов 14 работают в Северо-Западном бассейновом филиале.

Во-вторых, по окончании зимней навигации, что обычно происходит в конце апреля - начале мая, все ледоколы остаются в Санкт-

Таблица 1. Ледоколы ФГУП «Росморпорт» по филиалам

Филиал Название ледокола Год постройки Порт приписки

1. Ейский «Капитан Крутов» 1978 Ейск

2. Ростовский «Капитан Харчиков» 1957 Ростов-на-Дону

3. Ростовский «Капитан Чудинов» 1983 Ростов-на-Дону

4. Таганрогский «Капитан Демидов» 1984 Таганрог

5. Таганрогский «Капитан Мошкин» 1986 Таганрог

6. Архангельский «Капитан Евдокимов» 1983 Архангельск

7. Архангельский «Капитан Чадаев» 1978 Архангельск

8. Архангельский «Диксон» 1983 Архангельск

9. Архангельский «Капитан Косолапое» 1976 Архангельск

10. Астраханский «Капитан Букаев» 1978 Астрахань

11. Астраханский «Капитан Чечкин» 1977 Астрахань

12. Астраханский «Капитан Мецайк» 1984 Астрахань

13. Мурманский «Капитан Драницын» 1980 Мурманск

14. Северо-Западный «Юрий Лисянский» 1965 С.-Петербург

15. Северо-Западный «Тор» 1964 С.-Петербург

16. Северо-Западный «Кару» 1958 С.-Петербург

17. Северо-Западный «Мудьюг» 1982 С.-Петербург

18. Северо-Западный «Ермак» 1974 С.-Петербург

19. Северо-Западный «Иван Крузенштерн» 1964 С.-Петербург

20. Северо-Западный «Капитан Зарубин» 1978 С.-Петербург

21. Северо-Западный «Капитан М. Измайлов» 1976 С.-Петербург

22. Северо-Западный «Капитан Сорокин» 1977 С.-Петербург

23. Северо-Западный «Капитан Николаев» 1978 С.-Петербург

24. Северо-Западный « Москва» 2008 С.-Петербург

25. Северо-Западный «Санкт-Петербург» 2009 С.-Петербург

26. Северо-Западный «Семён Дежнёв» 1971 С.-Петербург

27. Северо-Западный «Капитан Плахин» 1977 С.-Петербург

Петербурге и рассредоточиваются по различным причалам города. В-третьих, как правило, в конце апреля - начале мая набережные в центре города пустуют, к этому времени ещё не приходят большие круизные суда, которые швартуются на набережной Лейтенанта Шмидта и Английской набережной. В-четвёртых, сами причалы находятся в управлении «Росморпорта», той же организации, которая владеет ледоколами.

В связи этим теоретически просматривалась возможность постановки ряда ледоколов после окончания зимней навигации в центре города и организации открытого доступа для гостей и жителей города. Данная идея была тщательно обсуждена с руководством Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» и была положительно воспринята.

Основная цель фестиваля - проведение зрелищного мероприятия с показом серии ледоколов для формирования нового образа России как сильной морской державы, обладающей самым мощным ледокольным флотом мире.

ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ:

1. Символические:

- укрепление образа России как великой морской державы;

- закрепление образа Санкт-Петербурга как морской столицы;

- формирование нового бренда морской России.

2. Патриотические:

- формирование чувства гордости за Российский флот путем показа силы и мощи ледоколов.

3. Образовательные и развивающие:

- знакомство с устройством ледоколов;

- знакомство с работой ледокольного флота;

- знакомство с историей ледокольного флота;

- популяризация уникальной особенности Российского флота - ледоколов;

- привлечение внимания широкой общественности к проблемам морского транспорта и освоения арктических регионов.

4. Профориентационные:

- привлечение молодёжи к морским профессиям, к работе на ледоколах и в Арктике.

5. Культурно-досуговые и рекреативные:

- снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха, развлечений и зрелищности мероприятия.

«Росморпортом» было решено на фестивале показать разные типы ледоколов - современные и мощные «Москву» и «Санкт-Петербург», построенные на Балтийском заводе в 2008 и 2009 гг. соответственно, ледокол «Мудьюг», построенный в 1982 г. в Финляндии на верфи «\Vartsila», ледокол «Капитан Зарубин», созданный в 1978 г. на той же верфи по проекту 1105 для СССР, довольно старый ледокол «Иван Крузенштерн», сошедший со стапелей в 1964 г. на Адмиралтейском заводе (проект 97А) и старейший в России ледокол «Красин», построенный в Великобритании в 1917 г. и прошедший модернизацию в ГДР в 50-х гг. XX в. (рис. 3).

Основным катализатором процесса подготовки фестиваля стала работа Музея Мирового океана и его филиала «Ледокол "Красин"» (сотрудникам которого принадлежит идея и инициатива проведения подобных фестивалей).

Когда вопрос о постановке ледоколов был решён, к работе по подготовке фестиваля активно подключился Российский творческий союз работников культуры, который обеспечил согласование мероприятия с городом, организовал береговую программу, координацию волонтеров, вопросы безопасности на берегу.

Большую помощь оказали морские учебные заведения Санкт-Петербурга - Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова и Морской технический колледж. Более 60 воспитанников помогали встречать посетителей в качестве волонтёров в дни проведения фестиваля.

Ленинградская военно-морская база Министерства обороны Российской Федерации предоставила часть своих причалов для размещения ледоколов и обеспечила дополнительную инфраструктуру для обустройства прохода туристов.

Проведению фестиваля способствовали также многочисленные организации, среди которых Ассоциация «Морское наследие», Морской совет при Правительстве Санкт-Петербурга, Комитет по культуре при Правительстве Санкт-Петербурга, Фонд «Морское образование», ФАУ «Российский морской регистр судоходства», ООО «Фертоинг» и др.

Фестиваль показал, что темой ледокольного флота интересуется самый широкий круг общественности - это жители города практически всех категорий, а также туристы, приезжающие в Санкт-Петербург. Очень часто ледоколы посещали жители целыми семьями с маленькими детьми. Благодаря хорошо проведённой Р11-компании, работе в социальных сетях, специальным акциям

Рис. 3. Ледоколы на наб. Лейтенанта Шмидта во время Фестиваля, 3 мая 2014 г. (фото Н. А. Кузнецова)

Таблица 2. Задействованные в фестивале ледоколы (фото Н. А. Кузнецова, П. А. Филина, М. А. Емелиной)

Ледокол

«Иван Крузенштерн»

Год постройки: 1964 Тип: портовый

Класс: Российского морского регистра судоходства Мощность на винтах: 4500 кВт Длина: 67,7 м Ширина: 18,28 м Осадка: 6,05 м Экипаж: 42 человека Капитан: Ефимов Александр Игоревич

Ледокол «Красин»

Год постройки: 1917

Филиал Музея Мирового океана

Класс: Российского морского

регистра судоходства

Паровая машина «Altona» 3800 л. с.

Длина: 98,5 м

Ширина: 21,59 м

Осадка: 8,7 м

Экипаж и сотрудники музея: 45 человек

И. о. капитана: Зверев Олег Николаевич

и пресс-конференциям на ледоколе «Красин», фестиваль вызвал ажиотаж в городе. В пиковые часы на ледоколы выстраивалась внушительная очередь. Фестиваль по времени совпал с началом туристического сезона в Санкт-Петербурге, установлением тёплой погоды и белых ночей, что, несомненно, существенно повысило привлекательность мероприятия. По сути, это был праздник окончания зимней навигации в Санкт-Петербурге.

Фестиваль ледоколов стал лауреатом конкурса EventPro как самое массовое мероприятие в Санкт-Петербурге в 2014 г.

Важно отметить, что проведение Фестиваля ледоколов в России как никогда актуально. В связи со значительным вниманием мирового сообщества, руководства России и широкой общественности к вопросам освоения Арктического региона, развития транспортных перевозок, обновлением ледокольного флота России, проведение Фестиваля ледоколов способствует широкой популяризации данного направления, привлечению кадров в отрасль и формированию положительного образа морской России.

Сегодня Российская Федерация, как арктическая держава, обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом. Именно в сфере ледоко-лостроения и судоходства во льдах Россия имеет неоспоримые достижения и богатую историю. Благодаря ледокольному флоту был освоен Северный морской путь, осуществляется судоходство в зимнее время в большинстве портов. Ледокольный флот - одно из важнейших достижений нашей страны, которое требует широкой популяризации.

Фестиваль ледоколов в Санкт-Петербурге - 2014 стал прекрасным дополнением к проводящимся в разных странах масштабным фестивалям парусных судов. Во всем мире есть фестивали парусных судов, а в нашей стране - фестивали ледоколов! Несомненно, что среди морских фестивалей ледокольный однозначно будет занимать прочное и уникальное место.

В перспективе праздник окончания зимней навигации, совмещённый с фестивалем ледоколов на Неве, может стать ярким событием в жизни Санкт-Петербурга и России и может проводиться ежегодно.

Кроме того, подобные праздники могут быть проведены и в других портах России (Мурманске, Архангельске, Владивостоке и др.). Сеть таких праздников станет настоящей визитной карточкой морской деятельности России на международном уровне.

В 2015 г. исполнится 200 лет с момента появления первого парохода в России. В 1815 г. совершил свой первый рейс по р. Нева пароход «Елизавета», который был построен на механико-литейном заводе

Таблица 2. Задействованные в фестивале ледоколы

Ледокол

«Капитан Зарубин»

Год постройки: 1978 Тип: портовый Класс: Российского речного регистра

Мощность на винтах: 4659 кВт

Длина: 77,6 м

Ширина: 16,3 м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осадка: 3,5 м

Экипаж: 27 человек

Капитан: Церна Александр

Андроникович

Ледокол «Мудьюг»

Год постройки: 1982 Тип: линейный

Класс: Российского морского регистра судоходства Мощность на винтах: 9560 КВт Длина: 111,56 м Ширина: 22,2 м Осадка: 6,82 м Экипаж: 31 человек Капитан: Сидоренко Сергей Владимирович

Ледокол «Москва»

Год постройки: 2008 Тип: линейный

Класс: Российского морского регистра судоходства Мощность на винтах: 16 400 кВт Длина: 114,0 м Ширина: 27,5 м Осадка: 8,5 м Экипаж: 26 человек Капитан: Ахромкин Юрий Борисович

Ледокол

«Санкт-Петербург»

Год постройки: 2009 Тип: линейный

Класс: Российского морского регистра судоходства Мощность на винтах: 16 400 кВт Длина: 114,0 м Ширина: 27,5 м Осадка: 8,5 м Экипаж: 26 человек И. о. капитана: Шинкарёв Константин Александрович

Карла Берда в Санкт-Петербурге (в дальнейшем завод вошёл в состав Адмиралтейских верфей).

В честь данного события по окончании зимней навигации в начале мая 2015 г. возможно проведение второго фестиваля ледоколов. Начало мая является удобным временем для проведения фестиваля -ледоколы закончили свою работу, а движение транспортных судов ещё не началось. В фестивале могут быть задействованы также буксирные суда администрации морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», а также суда МЧС и других организаций.

Выражаем уверенность, что фестивали ледоколов станут новой морской традицией в России!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.