Научная статья на тему 'О проведении Иркутской областной конторой Государственного банка СССР денежной реформы 1961 г'

О проведении Иркутской областной конторой Государственного банка СССР денежной реформы 1961 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР / ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1961 Г / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБМЕНА ДЕНЕГ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОНТОРА ГОСБАНКА СССР / В.М. КОСТОГЛОДОВ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / FINANCIAL AND CREDIT POLICY / BANKING SYSTEM / STATE BANK OF THE USSR / MONETARY REFORM OF 1961 / MONEY EXCHANGE ARRANGEMENT / IRKUTSK REGIONAL OFFICE OF THE STATE BANK OF THE USSR / V.M. KOSTOGLODOV / IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Наталья Игоревна

Денежные реформы в России происходили неоднократно на различных этапах развития государства. В статье посредством анализа научной литературы, посвященной теме исследования, с применением проблемно-хронологического принципа и на основе материалов Государственного архива Иркутской области рассмотрены сущность и особенности проведения денежной реформы 1961 г. Иркутской областной конторой Государственного банка СССР. Охарактеризована организационная деятельность этого учреждения по подготовке к осуществлению обмена денег. Автором приведены данные расчета потребности завоза денег выпуска 1961 г. на территорию Иркутской области. На примерах показано, как в условиях реформы на региональном уровне происходило формирование сети обменных пунктов, принятие логистических решений о завозе денежных средств в отдаленные районы с учетом состояния транспортной инфраструктуры. При этом уделено внимание вопросам кадрового обеспечения. Выявлены и представлены показатели, свидетельствующие о суммах и структуре поступления старых денег через обменные пункты, а также достоверные сведения о восприятии местным населением процедуры обмена денег и стереотипах поведения граждан в соответствующих пунктах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Monetary Reform of 1961 Implemented by the Irkutsk Regional Office of the State Bank of the USSR

There have been several monetary reforms in Russia at various stages of this state development. Based on the analysis of scientific literature, the records of the State Archives of Irkutsk region, the problematic and chronological principle, the author considers the essence and characteristics of the monetary reform of 1961 carried out by the Irkutsk Regional Office of the State Bank of the USSR. The arrangements for money exchange in this organization are described. The research presents the estimates of money issued in 1961 and needed to be delivered to Irkutsk region. The study demonstrates the creation of the network of exchange offices and logistics solutions related to the delivery of money to remote areas considering their transport infrastructure. The staffing issue is discussed as well. The study identifies the amounts of old money and their inflow through exchange offices. Besides, the research presents reliable information on the perception of money exchange procedure by local residents and their behavior stereotypes in exchange offices.

Текст научной работы на тему «О проведении Иркутской областной конторой Государственного банка СССР денежной реформы 1961 г»

УДК 94:336.748.5(571.53)"1961"

https://doi.org/10.24158/fik.2019.5.14

Гаврилова Наталья Игоревна

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психологии Иркутского национального исследовательского технического университета

О ПРОВЕДЕНИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КОНТОРОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СССР ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 1961 Г.

Gavrilova Natalya Igorevna

PhD in History, Associate Professor, Sociology and Psychology Department, Irkutsk National Research Technical University

THE MONETARY REFORM OF 1961 IMPLEMENTED BY THE IRKUTSK REGIONAL OFFICE OF THE STATE BANK OF THE USSR

Аннотация:

Денежные реформы в России происходили неоднократно на различных этапах развития государства. В статье посредством анализа научной литературы, посвященной теме исследования, с применением проблемно-хронологического принципа и на основе материалов Государственного архива Иркутской области рассмотрены сущность и особенности проведения денежной реформы 1961 г. Иркутской областной конторой Государственного банка СССР. Охарактеризована организационная деятельность этого учреждения по подготовке к осуществлению обмена денег. Автором приведены данные расчета потребности завоза денег выпуска 1961 г. на территорию Иркутской области. На примерах показано, как в условиях реформы на региональном уровне происходило формирование сети обменных пунктов, принятие логистических решений о завозе денежных средств в отдаленные районы с учетом состояния транспортной инфраструктуры. При этом уделено внимание вопросам кадрового обеспечения. Выявлены и представлены показатели, свидетельствующие о суммах и структуре поступления старых денег через обменные пункты, а также достоверные сведения о восприятии местным населением процедуры обмена денег и стереотипах поведения граждан в соответствующих пунктах.

Ключевые слова:

финансово-кредитная политика, банковская система, Государственный банк СССР, денежная реформа 1961 г., организация обмена денег, Иркутская областная контора Госбанка СССР, В.М. Костогло-дов, Иркутская область.

Summary:

There have been several monetary reforms in Russia at various stages of this state development. Based on the analysis of scientific literature, the records of the State Archives of Irkutsk region, the problematic and chronological principle, the author considers the essence and characteristics of the monetary reform of 1961 carried out by the Irkutsk Regional Office of the State Bank of the USSR. The arrangements for money exchange in this organization are described. The research presents the estimates of money issued in 1961 and needed to be delivered to Irkutsk region. The study demonstrates the creation of the network of exchange offices and logistics solutions related to the delivery of money to remote areas considering their transport infrastructure. The staffing issue is discussed as well. The study identifies the amounts of old money and their inflow through exchange offices. Besides, the research presents reliable information on the perception of money exchange procedure by local residents and their behavior stereotypes in exchange offices.

Keywords:

financial and credit policy, banking system, State Bank of the USSR, monetary reform of 1961, money exchange arrangement, Irkutsk Regional Office of the State Bank of the USSR, V.M. Kostoglodov, Irkutsk region.

Неотъемлемым звеном формирования советской финансовой системы стала денежная реформа 1961 г., с которой начался новый, наиболее устойчивый период ее функционирования. На протяжении последующих практически трех десятилетий денежно-кредитная система находилась в состоянии относительной стабилизации. Реформа, имевшая масштабный характер, потребовала разработки комплекса экономических, социальных, организационно-управленческих решений для ее реализации. Осмысление исторического опыта подготовки и ее осуществления приобретает огромное значение для понимания сущности экономических реформ, происходивших в дальнейшем, и развития отечественной финансовой сферы, а также является востребованным в современных условиях развития экономики и функционирования денежно-кредитной системы.

Проблема реализации денежной реформы 1961 г. неоднократно рассматривалась российскими учеными и в контексте обобщающих работ [1], и в качестве самостоятельного предмета исследования [2]. Она представляет интерес и для зарубежных специалистов в сфере историографии экономической политики СССР в 1945-1986 гг. [3]. Исследование налоговой и финансово-кредитной политики [4, с. 463], денежных реформ, в частности реформы 1961 г., актуально и при «погружении» в пространство экономической истории Сибири второй половины ХХ в. Например, анализ денежной реформы 1961 г. как важного аспекта деятельности контор Государственного банка СССР, действовавших на территории областей Сибири, представлен в трудах,

посвященных истории банковского дела Тюменской области [5] и Алтая [6]. Вместе с тем на материалах Иркутской областной конторы Госбанка СССР вопрос проведения реформы 1961 г. остается недостаточно изученным.

Такое явление, как изменение масштаба цен и замена денег образца 1947 г. новыми денежными знаками, не осталось незамеченным в начале 1960-х гг., резко увеличив объем работы Госбанка СССР. Основные положения реформы были провозглашены Н.С. Хрущевым на пятой сессии Верховного Совета СССР (5-7 мая 1960 г.). В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 4 мая 1960 г. № 470 «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами» с 1 января 1961 г. изменен масштаб цен. В ходе подготовки к реформе 3-4 июня 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам обмена денег. 5 июня 1960 г. на рассмотрение и утверждение Иркутского областного Совета депутатов трудящихся областная контора Госбанка представила проект решения «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». 18 июня 1960 г. управляющим В.М. Костоглодовым для областной конторы разработан подробный план мероприятий по выполнению постановления Совета министров СССР № 470, а также указаний правительства и Российской республиканской конторы Госбанка.

В соответствии с указаниями Российской республиканской конторы Госбанка областной конторой составлен расчет потребности завоза денег выпуска 1961 г. в регион в общей сумме и по каждой купюре в отдельности. В связи с этим конторой проанализированы данные областного Статуправления по обследованию бюджетов семей рабочих, служащих, инженерно-технических работников, колхозников и определен предполагаемый остаток денег на руках у жителей с учетом ожидаемого прироста населения области. По расчетам, составленным конторой, с начала обмена и до 1 апреля 1961 г. отделениям Госбанка и Городскому управлению необходимо было 35 млн р. (в среднем по 600-650 р. на семью из четырех человек) новых денег для обмена населению. Кроме того, столько же требовалось для выдачи ему зарплаты за вторую половину декабря, пенсий, колхозникам - по трудодням, для подкрепления сберкасс в течение первых 15 дней января, до того момента, когда нормализуется оборот новых денег. Из них был определен и необходимый резерв для формирования остатков в кассах учреждений Госбанка, торгующих, других предприятий и организаций, а также размер переходящей выручки, инкассируемой Госбанком.

Необходимое купюрное строение завоза новых денег рассчитано конторой в следующем соотношении: банковских билетов - 38 %, казначейских - 52 %, никелевой монеты - 8,9 %, бронзовой монеты - 1,1 % от общей суммы завоза [7]. Данный процесс начался с июля 1960 г. В семь из 32 отделений Госбанка доставка ценностей производилась самолетом ввиду их отдаленности и отсутствия иного вида транспортного сообщения. В целом конторой на перевозку новых денег затрачено 126 653,98 р., в том числе 49 875,95 р. - на оплату железнодорожного транспорта и 76 778,03 р. -на наем самолетов. Кроме того, 51 653,19 р. (командировочные) выплачено водителям. Всего в целях завоза новых средств в районы региона затрачено 178 307,17 р. (сведения в старых деньгах) [8]. Но предварительно проходила большая подготовительная работа по определению емкости имеющихся в отделениях Госбанка хранилищ, исчислению необходимой площади для хранения денег образца 1961 г. и старых образцов, которые должны были поступить в период обмена. Окончательно в области к открытию насчитывалось 288 обменных пунктов, в том числе 16 передвижных и 272 стационарных. Организация передвижных обменных пунктов практиковалась в основном в северных районах, а также в отдаленных друг от друга небольших поселениях [9].

Под помещения для обменных пунктов выделялись, как правило, кассы предприятий, организаций или другие изолированные помещения, удобные для проведения соответствующих операций, отвечающие требованиям культурного обслуживания населения и не нуждающиеся в значительном переоборудовании. Расчеты показали, что из 32 учреждений Госбанка в 12 филиалах хранение ценностей не могло быть обеспечено должным образом. Особую сложность представлял вопрос обеспечения обменных пунктов денежными хранилищами, прежде всего несгораемыми сейфами. Дефицит таких сейфов был обнаружен в ряде отдаленных районов (Казачинско-Ленском, Катангском, Мамском, Бодайбинском), связь с которыми осуществлялась только воздушным транспортом, а отправлять их к местам назначения было невозможно. В связи с этим ценности находились в железных ящиках, в отношении которых были предусмотрены и обеспечены необходимые меры по их охране.

За обменными пунктами закрепили, согласно решениям исполкомов, 151 автомашину, 19 лошадей, 26 самолетов и вертолетов. В Слюдянском отделении Госбанка два выездных обменных пункта находились в специально оборудованных вагонах с мотовозами. Связь обеспечивалась со всеми обменными пунктами: с 268 пунктами - телефонная, с 20 - радио. Конторе удалось решить вопрос о том, чтобы телефонные аппараты установили в комнатах, где располагался обменный пункт. Учитывая местные климатические условия (морозы, снежные заносы, нелетную погоду), было определено количество обменных пунктов, откуда вывоз денег раз в три дня обеспечить не представлялось возможным. В связи с этим руководство областной конторы

обратилось с ходатайством в республиканскую о разрешении вывоза денег из этих пунктов раз в 7-10 дней. Ходатайство в итоге удовлетворили.

Особое опасение вызывали у конторы вопросы организации охраны обменных пунктов учреждений Госбанка и ценностей при транспортировке. Первоначально во многих районах исполкомами были вынесены решения о привлечении к охране обменных пунктов и ценностей в период транспортировки дружинников, партийно-хозяйственного актива. Контора Госбанка не могла мириться с таким положением и принимала все зависящие от нее меры через обком КПСС, облисполком, Управление внутренних дел в целях установления милицейской охраны с частичным привлечением ведомственной военизированной и сторожевой охраны.

1 января 1961 г. учреждения Госбанка произвели в первую очередь обмен на новые деньги своего остатка оборотной кассы. В Городском управлении процесс обмена и выдачи новых денег начался 1 января в 3:00 и проводился до 21:00, кассиры работали в две смены. Выдача новых денег по чекам учреждениями Госбанка Иркутской области осуществлялась в основном сберегательным кассам и учреждениям связи. Большинство обменных пунктов начали работу 2 января 1961 г. Неблагоприятные климатические условия, удаленность обменных пунктов (в некоторых районах обменные пункты находились в 50-60 км от Госбанка, но доставлять деньги приходилось ежедневно) создавали огромные трудности в деятельности как обменных пунктов, так и учреждений Госбанка. В ряде случаев, выезжая из отделения Госбанка очень рано, работники обменных пунктов возвращались в 20:00-22:00. Зимой для расчистки дорог задействовали тракторы. Машины ломались, выходили из строя, их нужно было заменять, иногда и в пути следования [10].

Немало трудностей преодолели в работе учреждения Госбанка. С 1 по 5 января 1961 г. наряду с выдачей и приемом денег от обменных пунктов, обменом остатка касс, пересчетом поступающей в значительном объеме выручки (особенно разменной монеты старого образца) сотрудникам нередко приходилось выдавать наличные деньги и заработную плату многим мелким бюджетным и хозрасчетным организациям. При этом расфасовка и подсчет разменной монеты производились чаще вручную. Работники системы столкнулись с трудностями и в пересчете денег, поступающих в Госбанк путем инкассации, поскольку торгующие и другие организации изначально допускали ошибки в подсчете денег, неправильно формировали их по купюрам и достоинствам.

Первые операции по обмену денег проходили в особенно напряженной обстановке, учреждения Госбанка заканчивали работу в 23:00-24:00. В период проведения таких операций обменными пунктами Госбанка области допущено 137 кассовых просчетов по новым деньгам на сумму 2 696 р. 52 к., в том числе Городским управлением зафиксировано 96 случаев на сумму 903 р. 76 к. В двух учреждениях Госбанка области при обмене старых денег торгующим организациям допущены факты излишней выдачи денег кассирами, но переданные деньги возвращены клиентами в кассу банка. По состоянию на 1 апреля 1961 г. контора непогашенных просчетов не имела [11].

Вследствие проведенного в регионе обмена за три месяца 1961 г. поступило 452,2 млн р. старых денег, в том числе 112,4 млн р. (24,9 %) - в обменные пункты. Из 452,2 млн р. старых денег 35,5 млн р. поступило в порядке обмена остатков оборотных касс в учреждениях Госбанка области, 30 млн р. - переходящая на следующий день выручка, примерно 360 млн р. - от населения, 26,7 млн р. - старые деньги в порядке замены остатков касс торгующих, других организаций, сберегательных касс и предприятий связи [12]. На руках у населения находилось примерно по 650 р. на среднюю семью, состоящую из четырех человек. Остаток вклада в сберегательные кассы на душу населения в регионе был приблизительно в три раза выше сумм, находящихся на руках.

Анализ материалов проведенного обмена показал, что из Иркутской области систематически вывозились наличные деньги в среднем по 80 млн р. в год. На руках у населения находился остаток денежных средств в размере, достаточном для удовлетворения повседневных потребностей. Из 254,7 млн р. новых денег, выданных из касс Госбанка в течение первого квартала 1961 г., 50,9 млн р. -из резервных фондов. Остальная сумма (203,8 млн р.) выдавалась за счет денег, возвратившихся из обращения. Таким образом, за три месяца оборот выданной из резервных фондов суммы новых денег происходил четыре раза, оборачиваемость денег составила 22,5 дня [13]. Наиболее высокая величина обращения денежных средств зафиксирована в Иркутске, Ангарске, Усть-Кутском, Бодайбинском, Киренском, Слюдянском районах, медленнее всего данная процедура происходила в Эхирит-Булагатском, Заларинском, Усть-Удинском районах, где преобладало сельское хозяйство.

Сумма поступления старых денег через обменные пункты составила 112,4 млн р. (31,2 %) от определенной конторой Госбанка суммы денежных средств, находящейся на руках у населения. Остальная часть (68,8 %) поступила через кассы торговых, зрелищных предприятий и организаций в порядке оплаты за приобретенные товары и оказанные услуги. Как следует из отчета конторы Госбанка, «людей на обменные пункты приходило немного»: «Первые дни среди посетителей было много любопытных, приносивших небольшие суммы с тем, чтобы посмотреть новые деньги. Рабочими и служащими предъявлялись к обмену в основном суммы в 200-300 р. Предъявлялись к обмену и суммы от 5 до 18 тыс. р. В Иркутске одним гражданином предъявлено к обмену 150 тыс.

старых денег» [14]. На многих обменных пунктах, особенно в глубинке, в отдаленных северных районах, поступление денег на обмен резко снизилось либо прекратилось в третьей пятидневке января 1961 г. Но процесс закрытия обменных пунктов, согласно решениям конторы Госбанка и облисполкома, стартовал только с 18 января 1961 г. Последние 12 из 288 таких пунктов закрыты в апреле 1961 г. Ни устных, ни письменных жалоб, связанных с неудобством при обмене денег, от жителей области в контору не поступило.

К 1 апреля 1961 г. в резервных фондах учреждений Госбанка Иркутской области находилось 675 312 814 р. 60 к. старых денег. Из них 485 687 693 р. 90 к. - в Городском управлении, 83 451 882 р. 60 к. - в специально оборудованном хранилище при Ангарском отделении Госбанка. Остальная сумма (106 173 333 р. 10 к.) хранилась в нескольких крупных отделениях Госбанка, имевших надежные хранилища [15]. Всего в учреждения Госбанка по обмену денег в Иркутской области привлечен для выполнения временной работы 901 человек, из которых 755 - в пункты обмена и 146 - в кассы пересчета. Остальные сотрудники находились в резерве. Свыше 50 % из них являлись коммунистами и комсомольцами.

Таким образом, в Иркутской области обмен денег проведен в установленные сроки и без официальных жалоб со стороны населения. Интенсивность работы обменных пунктов в районах варьировалась. Организационные аспекты подготовки и осуществления процедуры обмена денег имели ряд региональных особенностей, обусловленных географическими и климатическими условиями, спецификой развития транспортной инфраструктуры и поселенческой структуры. С учетом данных обстоятельств руководством Иркутской конторы Госбанка своевременно принимались нестандартные организационные решения во избежание сложностей. Материалы и сведения, полученные по итогам проведенного обмена денег, явились важным источником анализа состояния кредитно-денежной системы в области, понимания сущности потребительского спроса населения.

Ссылки:

1. Шестаков В.А. Социально-экономическая политика Советского государства в 50-е - середине 60-х гг. М., 2006. 296 с.

2. См.: Гусейнов А.О. Особенности денежной реформы 1947 г. и деноминация 1961 г. // Научное обозрение. 2014. № 10 (1). С. 195-198 ; Поляков Н.Ф. Денежная реформа 1961 г.: очередная деноминация и скрытая девальвация // Налоговая политика и практика. 2017. № 6 (174). С. 38-39 ; Уразова С.А. Особенности и проблемы развития банковской системы СССР со второй половины 1950-х гг. и до 1987 г. // Финансы и кредит. 2010. № 37 (421). С. 56-68.

3. См.: Дроздов В.В. Современная зарубежная историография экономической политики СССР в 1946-1985 гг. : дис. ... д-ра экон. наук. М., 1998. 466 с. ; Taubman W. Khrushchev: The Man and His Era. N. Y., 2003. 876 p.

4. Демчик Е.В. V Всероссийская научная конференция «Экономическая история Сибири ХХ - начала XXI в.» : аналитический научный отчет // Экономическая история. 2018. Т. 14, № 4. С. 459-464. https://doi.org/10.15507/2409-630X.043.014.201804.459-464.

5. Вычугжанин А.Л. История банковского дела Тюменской области. Тюмень, 2004. 615 с.

6. Банковское дело на Алтае. Вторая половина XIX - начало XXI в. : монография / В.В. Земсков [и др.]. Барнаул, 2010. 479 с.

7. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 753. Л. 73-74.

8. Там же. Л. 78.

9. Там же. Л. 80.

10. Там же. Л. 86.

11. Там же. Л. 89.

12. Там же. Л. 85.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же. Л. 91.

References:

Demchik, EV 2018, '5th All-Russian Scientific Conference "The Economic History of Siberia of the 20th - the Beginning of the 21st Century": an Analytical Scientific Report', Ekonomicheskaya istoriya, vol. 14, no. 4, pp. 459-464, https://doi.org/10.15507/2409-630X.043.014.201804.459-464, (in Russian).

Drozdov, VV 1998, Modern Foreign Historiography of the Economic Policy of the USSR in 1946-1985, D.Phil. thesis, Moscow, 466 p., (in Russian).

Guseinov, AO 2014, 'Features of the Monetary Reform of 1947 and the Denomination of 1961', Nauchnoye obozreniye, no. 10 (1), pp. 195-198, (in Russian).

Polyakov, NF 2017, 'The Monetary Reform of 1961: Another Denomination and Hidden Devaluation', Nalogovaya politika i praktika, no. 6 (174), pp. 38-39, (in Russian).

Shestakov, VA 2006, Socio-Economic Policy of the Soviet State in the 50s - mid 60s, Moscow, 296 p., (in Russian). Taubman, W 2003, Khrushchev: The Man and His Era, New York, 876 p.

Urazova, SA 2010, 'Features and Problems of Development of the Banking System of the USSR Since the 2nd Half of the 1950s and Until 1987', Finansy i kredit, no. 37 (421), pp. 56-68, (in Russian).

Vychugzhanin, AL 2004, The History of Banking in the Tyumen Region, Tyumen, 615 p., (in Russian). Zemskov, VV et al. 2010, Banking in Altai. The 2nd Half of the 19th - the Beginning of the 21st Century: a Monograph, Barnaul, 479 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.