Научная статья на тему 'Эволюция обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в России в 1917-2005 годах'

Эволюция обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в России в 1917-2005 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1322
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / PRECIOUS METALS / ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ / PRECIOUS STONES / ОБРАЩЕНИЕ / CIRCULATION / ГОХРАН РОССИИ / RUSSIA / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / MONETARY CIRCULATION / STATE DEPOSITORY FOR PRECIOUS METALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янкевич С. В.

Предмет/тема. В начале XX в. в финансовой истории России наблюдалось отсутствие достаточного количества денежных средств для поддержания стабильности экономической жизни. Несмотря на старания центральной власти контролировать эмиссионный процесс, остановить появление многочисленных местных денежных выпусков не удалось. Денежная политика советской власти преимущественно была подчинена военным задачам: требованиям военного коммунизма, необходимости восстановления денежной системы после Второй мировой войны. В течение XX в. предпринимался ряд денежных реформ. Преобразования 1922-1924 гг. повторили успех конца XIX в., второй раз в истории России была установлена устойчивая валюта золотой червонец. Последующие преобразования проводились на фоне отказа иностранных держав от использования драгоценных металлов в денежном обращении. В 1961 г. золотое содержание рубля устанавливалось на уровне 0,222168 г чистого золота. Впоследствии оно было увеличено до 0,987412 г. Данное соотношение просуществовало вплоть до 1992 г., пока связь между номинальной стоимостью и золотым содержанием денежной единицы не была отменена вовсе. Так, с банкнот исчезла известная надпись: «Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка». Цели/задачи. Анализ развития обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в XX в. Методология. Автор описывает влияние экономических и политических потрясений, Первой и Второй мировых войн на формирование золотовалютных резервов. Особое внимание уделено преобразованиям денежно-кредитной системы Советского Союза. Выводы/значимость. Характерной особенностью, сопровождающей эволюцию обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, являлся ситуативный характер правового регулирования данных общественных отношений. В условиях неумеренного выпуска денег (либо из драгоценных металлов, либо обеспеченных драгоценными металлами и драгоценными камнями), приводившего к разбалансировке денежной системы, меры регулирования обычно были направлены на смягчение последствий чрезмерного выпуска денежных знаков и временную стабилизацию расстроенного денежного обращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of precious metals and precious stones circulation in Russia in 1917-2005

Subject In the early 20 th century, Russia had insufficient funds to maintain stable economic life as a result of World War I and the revolution. Despite the efforts of the central government to control the emission process, it failed to prevent numerous local issues of money. The monetary policy of the Soviet Government was primarily focused on military tasks: the requirements of military communism, the need to restore the monetary system after World War II. During the 20 th century, the government implemented a number of monetary reforms. The reforms of 1922-1924 repeated the success of the late 19 th century: the second time in the history Russia introduced a stable currency, i.e. gold chervonets. Subsequent changes took place against the background of foreign countries’ refusal to use precious metals in monetary circulation. In 1961, the content of gold in one ruble was set at the level of 0.222168 grams. Later, it was increased to 0.987412 grams of pure gold. This proportion survived until 1992, when the relation between the face value of a monetary unit and its gold content was abolished. Thus, the well-known inscription ‘bank notes are secured by gold, precious metals and other assets of the State Bank’ disappeared from banknotes. Objectives The article analyzes the development of precious metals and precious stones circulation in the 20 th century. Methods The author describes the impact of perturbations in the economy and politics, World War I and World War II on creation of gold and foreign currency reserves. The study gives particular consideration to reforms of the monetary and credit system of the Soviet Union. Conclusions and Relevance The specific feature of the evolution of precious metals and precious stones circulation was the ad hoc nature of statutory regulation of these social relations. Under conditions of excessive emission of money (either made of precious metals or secured by precious metals and precious stones), which resulted in unbalanced monetary system, the aim of regulating measures usually was to mitigate the aftermath of excessive issue of monetary units and temporarily stabilize the monetary circulation.

Текст научной работы на тему «Эволюция обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в России в 1917-2005 годах»

Страницы истории

УДК 336.74

эволюция обращения

драгоценных металлов

и драгоценных камней в россии в 1917-2005 годах

С.В. ЯНКЕВИЧ, аспирант кафедры финансового права, научный сотрудник Института публично-правовых исследований E-mail: semyon.yankevich@gmail.com Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Предмет/тема. В начале XX в. в финансовой истории России наблюдалось отсутствие достаточного количества денежных средств для поддержания стабильности экономической жизни. Несмотря на старания центральной власти контролировать эмиссионный процесс, остановить появление многочисленных местных денежных выпусков не удалось.

Денежная политика советской власти преимущественно была подчинена военным задачам: требованиям военного коммунизма, необходимости восстановления денежной системы после Второй мировой войны.

В течение XX в. предпринимался ряд денежных реформ. Преобразования 1922-1924 гг. повторили успех конца XIXв., второй раз в истории России была установлена устойчивая валюта - золотой червонец.

Последующие преобразования проводились на фоне отказа иностранных держав от использования драгоценных металлов в денежном обращении. В 1961 г. золотое содержание рубля устанавливалось на уровне 0,222168 г. чистого золота. Впоследствии оно было увеличено до 0,987412 г.

Данное соотношение просуществовало вплоть до 1992 г., пока связь между номинальной стоимостью и золотым содержанием денежной единицы не была отменена вовсе. Так, с банкнот исчезла известная надпись: «Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка».

Цели/задачи. Анализ развития обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в XX в.

Методология. Автор описывает влияние экономических и политических потрясений, Первой и Второй мировых войн на формирование золотовалютных резервов. Особое внимание уделено преобразованиям денежно-кредитной системы Советского Союза.

Выводы/значимость. Характерной особенностью, сопровождающей эволюцию обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, являлся ситуативный характер правового регулирования данных общественных отношений. В условиях неумеренного выпуска денег (либо из драгоценных металлов, либо обеспеченных драгоценными металлами и драгоценными камнями), приводившего к разбалансировке денежной системы, меры регулирования обычно были направлены на смягчение последствий чрезмерного выпуска денежных знаков и временную стабилизацию расстроенного денежного обращения.

Ключевые слова: драгоценные металлы, драгоценные камни, обращение, Гохран России, денежное обращение

В результате Первой мировой войны и революции одним из последствий финансового упадка России, а также нарушения хозяйственных связей между центром и регионами стало отсутствие

достаточного количества денежных средств для поддержания стабильности экономической жизни. Несмотря на попытки центральной власти получить контроль над эмиссионным процессом, остановить появление многочисленных местных денежных выпусков не удалось.

Денежная политика советской власти в период военного коммунизма была полностью подчинена военным задачам. Власть предпринимала попытки оздоровить финансовую систему и укрепить валюту не только в середине, но и во второй половине 1918 г., и в течение 1919 г., т.е. уже после перехода к военному коммунизму.

В это время наблюдается чрезмерная эмиссия денежных знаков, которая сыграла важную роль в ускорении обесценивания денег и роста цен. В течение всего 1919 г. эмиссия денежных знаков постоянно возрастала и превысила показатели 1918 г. Наблюдалась расбалансированность денежной системы в данный период (см. таблицу).

Всего в 1918 г. было эмитировано бумажных денег на сумму 33 676 млн руб.; в 1919 г. - на сумму 163 689 млн руб., т.е. в 5 раз больше, а в 1920 г. - на сумму 943 581,7 млн руб., или в 28 раз больше, чем в 1918 г., и в 6 раз больше, чем в 1919 г.

В мае 1919 г. был созван Второй всероссийский съезд финотделов. На съезде поднимался вопрос об оздоровлении денежного обращения и прекращении эмиссии бумажных денег. В частности, указывалось, что советское правительство ставит перед собой задачу прекратить непрерывно растущую эмиссию, порождающую обесценение денег. В связи с этим на съезде был поднят вопрос о расширении и укреплении доходной части государственного бюджета, и в первую очередь об усилении налоговой системы.

Как отмечает З.В. Атлас, в условиях военного коммунизма деньги служили государству для осуществления главным образом задач обороны страны, для чего потребовалось крайнее напряжение

Эмиссия бумажных денег в 1918-1921 гг., млн руб.

Квартал 1918 1919 1920 1921

I 6 325,4 13 859,3 115 647,1 518 086,6

II 9 736,3 25 845,2 171 153,5 -

III 7 813,6 47 170,8 233 341,7 -

IV 9 800,7 76 813,7 423 439,4 -

Итого... 33 676,0 163 689,0 943 581,7 -

Источник: Атлас З.В. Очерки по истории денежного обращения в СССР (1917-1925). М.: Госфиниздат, 1940. С. 50.

эмиссии, что и привело к ослаблению финансовой системы. По этой причине военный коммунизм не создавал почвы для широкого использования советских денег в качестве средства обращения. В сфере же частного рынка эту функцию деньги сохранили. На этом базировалось использование эмиссии пролетарским государством через функцию советских денег как средства оплаты социалистического труда. В связи с резким падением роли денежных налогов, ликвидацией банковского кредита и государственных займов, а также переводом предприятий на сметное финансирование непрерывно сужалась сфера применения функции платежного средства [2].

Изъятие из обращения царских денежных знаков, керенок, многочисленных выпусков первых лет советской власти произошло только осенью 1922 г.

Быстрорастущий товарооборот требовал устойчивой валюты. В качестве такой денежной единицы расчетов и средства обращения стали внедряться золото и иностранная валюта.

В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 11.10.1922 «О предоставлении Государственному банку права выпуска банковых билетов» начинается выпуск червонцев. Предусматривался выпуск банковых билетов достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев, однако купюры номиналом в 2 и 50 червонцев в обращение пущены не были.

Отныне устанавливалось, что «...банковские билеты полностью обеспечиваются не менее чем на 25 % драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой по курсу ее на золото, а в остальной части - легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными краткосрочными обязательствами»1. Банковые билеты должны были приниматься «.по нарицательной цене в уплате государственных налогов и сборов в том случае, когда по закону платежи выражены в золоте»2.

Показательно, что В.И. Ленин положительно относился к практике расчетов на золото, поскольку считал, что это в той или иной мере дает возможность преодолеть господствовавший в хозяйственных делах хаос [10].

Необходимо отметить, что еще летом 1921 г. Народный комиссариат финансов СССР принял меры к сосредоточению в руках государства золота, необходимого для международных платежей и стабилизации валюты. На заседании коллегии Народ-

1 Декрет СНК РСФСР от 11.10.1922 «О предоставлении Государственному банку права выпуска банковых билетов».

2 Там же.

ного комиссариата финансов СССР 15.06.1921 был поставлен вопрос о скупке золота и постановлено: «...отпустить 10 миллиардов советских дензнаков на скупку золота» [2].

Новая валюта эмитировалась кредитным методом. Червонцы поступали в каналы денежного обращения в порядке выдачи кредитных ссуд Госбанком РСФСР. Таким образом, устанавливалась связь между выпуском денег и потребностями хозяйственного оборота. Погашение червонных кредитов банковскими билетами обеспечивало возвратность червонцев в кассу Госбанка РСФСР [5].

Твердая фиксация курса совзнаков на червонцы с момента их выпуска означала бы полное проведение реформы денежного обращения. Однако этого не было сделано в конце 1922 г. потому, что именно в этот момент происходило быстрое обесценение совзнака, а наличие значительного бюджетного дефицита не позволяло отказаться от эмиссии совзнаков [2].

Одновременно с выпуском бумажных червонцев было принято решение о выпуске золотых червонцев в виде монет. Декретом СНК РСФСР от 26.10.1922 «О чеканке золотых червонцев» Совет народных комиссаров РСФСР постановил Народному комиссариату финансов СССР приступить к изготовлению металлических золотых монет, достоинство которых выражалось бы в червонцах. Золотое содержание червонца было определено в 1 золотник 78,24 доли чистого золота, что соответствовало ценности дореволюционной монеты номиналом 10 руб. Вошедшая в историю золотая монета под названием «Сеятель» была отчеканена на Петроградском монетном дворе тиражом в 2 751 000 экземпляров [12].

Данные монеты в основном использовались при расчетах по внешнеторговым операциям, однако часть монет имела обращение и внутри страны. Примечательно, что западные страны решительно отказывались принимать эти монеты, поскольку на них была изображена советская символика. Для решения данной проблемы в 1925-1927 гг. на Ленинградском монетном дворе были отчеканены золотые монеты дореволюционного образца номиналом 5 и 10 руб. (с указанием года на реверсе «1911» и, возможно, «1898»), безоговорочно принимавшиеся за рубежом. Таким образом, советское правительство закупало необходимые ему иностранные товары за монеты с изображением свергнутого царя [16].

В начале 1922 г. в статье В.В. Тарновского, бывшего до революции директором и членом правления Сибирского торгового банка в Петербурге, а в 1922 г. -

заместителем управляющего Северо-Западной конторой Госбанка РСФСР, отмечалось: «.ввиду невозможности достигнуть устойчивости государственной бумажной валюты - совзнаков - необходимо допустить создание параллельной валюты для нужд народного хозяйства, поставив ее в такие условия, чтобы расстройство государственного хозяйства и неустойчивость государственной валюты не могли бы вредить ее устойчивости...» [3].

Однако при параллельном обращении так же, как и при двойном, существует свобода чеканки, но не существует установленного законом твердого соотношения между деньгами из обоих металлов, хотя бы эти деньги и носили одно и то же наименование. Соотношение это устанавливается рынком и соответствует рыночной расценке металлов. В таких условиях нет ни лучших, ни худших денег, ибо платежная сила денег определяется рыночной ценой того металла, из которого они изготовлены. Но как отмечает Л.Н. Юровский, «... мы имели не две металлические, а две бумажные валюты, из коих одна была относительно устойчивой, а другая падающей. Не могло быть и речи о том, чтобы законодатель установил твердое соотношение между ними. Если проводить аналогию между двумя бумажными и двумя металлическими валютами, то надо сказать, что мы имели систему не двойного, а параллельного обращения» [17].

Система двойного обращения сохранялась 15 месяцев. Удельный вес совзнаков неуклонно сокращался с 94% в феврале 1923 г. до 20% в феврале 1924 г. От их обесценения страдало крестьянство, стремившееся задержать реализацию своих продуктов, а также рабочие и служащие, получавшие заработную плату в совзнаках. Одновременное обращение устойчивого червонца и обесценивающихся совзнаков образовало систему двойной валюты, хромающей на «совзнаковскую ногу». Система параллельного обращения банкнот и совзнаков подрывала основы хозрасчета, создавала предпосылки для спекуляции, снижала доходы населения.

В условиях обесценения бумажных денег среди населения были размещены три натуральных и два в золотом исчислении займа. В 1922 г. был выпущен хлебный заем. Облигации продавались на деньги, но выпускная сумма займа и стоимость облигаций выражалась в пудах ржи. Оплата облигаций проводилась по желанию их держателей - деньгами или хлебом после реализации урожая. Облигации принимались в уплату натурального налога. В ноябре 1923 г. был выпущен сахарный заем [8].

Кроме этого, в целях установления монополии бумажного червонца во внутренних платежах Декретом СНК РСФСР от 15.02.1923 «О валютных операциях» царская золотая монета и иностранная валюта были запрещены в обороте как средство платежа и могли использоваться только для расчетов за границей.

Благодаря осуществлению данных мероприятий к концу 1923 г. в стране сложились благоприятные экономические условия. Сократился дефицит бюджета, торговый и платежный баланс страны имели активное сальдо, увеличился золотой запас, наметились позитивные результаты в восстановлении отраслей народного хозяйства. Все это сделало возможным проведение второго этапа денежной реформы в течение 1924 г. Задача второго этапа состояла в переходе к устойчивой единой валюте, позволяющей использовать преимущества международного разделения труда в реализации национальной стратегии развития [6].

В целях выполнения поставленных задач было проведено четыре мероприятия [8].

1. В качестве разменного средства для червонцев 5 февраля 1924 г. были выпущены казначейские билеты 1, 3, 5 руб., которые в первое время частично использовались для покрытия бюджетного дефицита. Во втором полугодии 1924 г. был запрещен выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного де фицита, а в октябре 1924 г. де фицит бюджета был ликвидирован. Между казначейским билетом и банковским червонцем было установлено соотношение: 1 червонец к 10 руб.3.

2. 14 февраля 1924 г. установлен запрет печатания и выпуска совзнаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте4.

3. 22 февраля 1924 г. предусмотрена чеканка и выпуск разменных серебряных (10, 15, 20 и 50 коп., 1 руб.) и медных монет (1, 2, 3 и 5 коп.) советского образца5.

4. 7 марта 1924 г. совзнаки были изъяты из обращения путем их выкупа по курсу 1 руб. золотом за 50 тыс. денежных знаков образца 1923 г.6.

3 Декрет ЦИК и СНК СССР от 05.02.1924 «О выпуске государственных казначейских билетов».

4 Декрет ЦИК и СНК СССР от 14.02.1924 «О прекращении эмиссии советских денежных знаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте».

5 Постановление ЦИК СССР от 22.02.1924 «О чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты советского образца».

6 Постановление СНК СССР от 07.03.1924 «О порядке выпуска советских денежных знаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте».

В результате проведенных мероприятий в обращении остались банковские и казначейские билеты и золотые червонцы, которые использовались, как правило, в качестве мировых денег.

В процессе своего развития денежная система СССР стала единой системой денежного обращения, состоящей из имеющих одинаковую платежную силу банковских билетов, казначейских билетов и разменной монеты, т.е. трех элементов, взаимно дополняющих друг друга.

К 1924 г. курс червонца стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и к доллару. Таким образом, не прибегая к иностранным займам, была решена задача повышения курса валюты до официального золотого паритета [8].

В своих воспоминаниях о Ф.Э. Дзержинском А.И. Микоян писал: «.у нас тогда в стране имели хождение золотые червонцы наравне с бумажными» [11, с. 246]. На Пленуме ЦК РКП(б) в ноябре 1924 г. отмечалось, что для того чтобы побороть стихию вольного рынка, пришлось производить чеканку золотых монет. Чтобы достигнуть удержания золотого паритета, в некоторые месяцы 1923-1924 гг. было необходимо выпускать на золотой рынок довольно значительную массу золотой монеты как советской, так и дореволюционной чеканки. Монеты обычно выпускались в Москве и оттуда распространялись по всей стране [4].

Основная причина успеха червонца заключалась в преимуществах советской системы хозяйства и, в частности, в наличии у советского Госбанка мощных рычагов воздействия на хозяйственный оборот. Запасы золота и иностранной валюты позволяли Госбанку РСФСР поддерживать устойчивость червонца.

Однако ценность червонца под влиянием различных причин все же резко колебалась в разные месяцы 1924 г. Благодаря не прекращавшемуся росту цен покупательская способность червонцев уменьшалась. Так, по оптовому индексу Государственного планового комитета Совета министров СССР (70 товаров) стоимость червонца в довоенных рублях уменьшилась с 10,4 руб. на 01.01.1923 до 5,92 руб. на 01.01.1924, до 5,81 руб. на 01.01.1925 и до 5,46 руб. на 01.01.1926 [9].

В 1923-1925 гг. червонцы в качестве твердой советской валюты стали котироваться на биржах различных капиталистических стран. Раньше всего -в сентябре 1923 г. червонец проник на денежные рынки Китая. В марте 1924 г. червонец на Нью-

Йоркской бирже котировался в 5 долл. 20 центов, т.е. выше всех других европейских валют [4].

В 1927 г. была выпущена банкнота образца 1926 г. в один червонец. Предусматривался выпуск этой купюры в обращение в Москве с 01.01.1927, а в прочих местностях Союза - по мере поступления билетов в кассы Госбанка СССР.

По сравнению с банкнотами 1922 г. содержание надписей на вновь выпущенных билетах несколько изменилось: вместо слова «РСФСР» теперь было слово «СССР», золотое содержание выражалось в граммах вместо золотников и долей, была снята последняя фраза: «Банковские билеты принимаются по их нарицательной цене в уплату государственных сборов и платежей, взимаемых по закону в золоте» [4].

Необходимо отметить, что обеспечение червонцев золотом Госбанка СССР не означало возвращения к золотомонетному стандарту, введенному в результате реформы С.Ю. Витте, когда денежная система была основана на золотых монетах. Обращавшиеся в то же время бумажные кредитные рубли свободно обменивались на золотую монету. Золото стояло за кредитно-бумажными деньгами, которые являлись его «представителями» [1].

Советские червонцы на 28 ноября 1922 г. полностью обеспечивались золотыми монетами дореволюционного образца, так называемого имперского чекана, в 5 руб., 7 руб. 50 коп. и 15 руб. в количестве 303 500 шт. Кроме того, остальная часть (314 653 червонца) обеспечивалась золотом в слитках (чистого золота 333 803 золотника 56 долей) на сумму 183 591,7 червонца, иностранной золотой монетой на 22 936,3 червонца и банкнотами английского банка в 125 тыс. фунтов стерлингов по курсу 0,865 червонца за фунт на 108 125 червонцев.

Отсюда следует, что обеспечить обмен всего массива червонцев на имевшие обращение советские золотые монеты правительство было не в состоянии. Стоит отметить, что царские монеты и иностранные золотые монеты использовались лишь в качестве резерва и для международных расчетов, простым участникам торгового оборота они были недоступны.

В таких условиях можно говорить о формировании золотослиткового стандарта. Золотые запасы попросту не соответствовали стоимости бумажных денег, находившихся в обращении.

Как известно, при золотослитковом стандарте страна не чеканит и не выпускает в обращение свою монету. Денежная единица представляет собой фик-

сированный вес золота, как при золотомонетном или золотодевизном стандартах, но не существует в виде монеты. Золотые резервы состоят из стандартных золотых слитков, в основном имеющих крупные номиналы, и национальную валюту обычно можно обменять на эти слитки по первому требованию. Тезаврирование золота при такой системе минимально, потому что ценность золотого слитка слишком велика для того, чтобы сделать его доступным для большинства людей. Обеспечивая бумажную валюту слитками, правительство отсекало всех мелких потенциальных предъявителей прав на золото из запасов государства [19].

Преобразования денежной системы СССР происходили на фоне формирования новой валютной системы. В 1922 г. была проведена Генуэзская международная конференция, участники которой решительно высказались в пользу золотодевизного стандарта.

На конференции были приняты принципиальные рекомендации по данному вопросу: «мерам денежной реформы будет способствовать развитие в нескольких странах постоянного сотрудничества между центральными эмиссионными банками. Желательно, чтобы все европейские валюты опирались на единый стандарт. Золото - единственный общий стандарт, на который в настоящий момент согласны перейти все европейские страны» [19].

К псевдозолотому стандарту, как его называет Р. Мюррей, европейские страны вернулись в 1926 г. Граждане Великобритании и других стран Европы больше не могли использовать золото в повседневных обменах. Это стимулировало увеличение предложения бумажных денег и банковских кредитов. Великобритания гасила фунты не только золотом, но еще и долларами, а остальные страны меняли свои валюты не на золото, а на фунты. При этом большинство стран под воздействием Британии вернулись к золотому стандарту, установив искусственно завышенный курс национальной валюты. В результате была построена типичная финансовая пирамида, в основании которой было золото, на нем -. частично обеспеченные долларами фунты и, наконец, частично обеспеченные фунтами национальные валюты континентальной Европы. Это «сооружение» и называлось «золотодевизный стандарт» [20].

Навязанная Великобританией валютная система просуществовала непродолжительное время. Ее недолговечность объясняется растущей инфляцией, увеличением внешнеторгового дефицита. Эконо-

мический кризис привел в 1931 г. к банкротству крупнейших банков Европы. Великобритания, а в затем и другие европейские страны полностью отказались от золотого стандарта. В США золотой стандарт продержался на два года дольше, чем в Европе. В 1933-1934 гг. американцы отказались от золотого стандарта, ошибочно полагая, что это поможет им справиться с депрессией [18].

Фиксированный курс червонца к золоту в СССР просуществовал до 1936 г. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 29.02.1936 № 404 «О порядке расчетов по внешней торговле и другим валютным операциям» во всех расчетах по экспорту и импорту с 1 апреля 1936 г. стал применяться курс 1 руб. = 3 французских франка.

С 19 июля 1937 г. курс рубля стал устанавливаться исходя из соотношения 5,30 руб. = 1 долл. США, что соответствовало золотому содержанию рубля в 0,167674 г чистого золота. Этот курс и соответствующее ему золотое содержание, исчислявшееся по валютному курсу, просуществовали без каких-либо изменений до марта 1950 г.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. потребовала напряжения всех сил советского народа и мобилизации всех материальных ресурсов страны. В годы войны резко возросли расходы Советского государства на содержание армии и на развертывание военной промышленности. Огромные военные расходы потребовали выпуска в обращение большого количества денег в СССР, как и во всех других государствах, участвовавших в войне. В то же время сократилось производство товаров, предназначенных для продажи населению, и значительно уменьшился розничный товарооборот [15].

В декабре 1947 г. была проведена очередная денежная реформа. Было опубликовано Постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14.12.1947 № 4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Реформа проводилась в виде деноминации. В обращение выпускались новые деньги образца 1947 г., все старые изымались из обращения и подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца.

Восстановление денежного обращения, отмена карточной системы и серьезное снижение цен на товары массового потребления, осуществленное трижды в течение 1947-1950 гг., привели к еще большему укреплению рубля, повышению его покупательной способности и росту его курса в отноше-

нии иностранных валют. В то же время в западных странах произошло и продолжалось обесценение валют, что привело к девальвации европейских валют. Что касается США, то непрекращающееся повышение цен на предметы массового потребления и продолжающаяся в связи с этим инфляция, о чем неоднократно заявляли ответственные представители правительства США, привели также к существенному понижению покупательной способности доллара. Поэтому правительство СССР признало необходимым повысить официальный курс рубля, а исчисление курса рубля вести не на базе доллара, как это было установлено в июле 1937 г., а на более устойчивой, золотой основе, в соответствии с золотым содержании рубля. Это решение было утверждено Постановлением Совета министров СССР от 28.02.1950 «О переводе рубля на золотую базу и о повышении курса рубля в отношении иностранных валют». Золотое содержание рубля устанавливалось на уровне 0,222168 г чистого золота. Кроме этого, курс рубля в отношении иностранных валют определялся исходя из золотого содержания рубля: 4 руб. за один американский доллар вместо существующего - 5 руб. 30 коп.; 11 руб. 20 коп. - за один фунт стерлингов вместо существующего -. 14 руб. 84 коп.

Впоследствии золотое содержание советского рубля было повышено. Так, с 01.01.1961 золотое содержание рубля было увеличено с 0,222168 грамма чистого золота (Постановление Совета министров СССР от 28.02.1950 «О переводе рубля на золотую базу и о повышении курса рубля в отношении иностранных валют») до 0,987412 грамма чистого золота (Постановление Совета министров СССР от 15.11.1960 «О новом золотом содержании рубля и о повышении курса рубля по отношению к валютам иностранных государств»).

Связь между номинальной стоимостью и золотым содержанием денежной единицы в России просуществовала до принятия Закона РФ от 26.09.1992 № 3537-1 «О денежной системе Российской Федерации», ст. 4 которого содержала норму о том, что официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Так, с банкнот исчезла соответствующая запись: «Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка».

Анализ эволюции денежного обращения в советский период невозможен без учета институцио-

нальной составляющей, нормативное закрепление которой было окончательно оформлено именно в XX в.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации хранение, отпуск и использование драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляет Гохран России. Как отмечается на официальном сайте учреждения, создание государственного фонда ценностей России началось с Указа Петра I от 11(22).12.1719, согласно которому коронационные регалии выделялись как «государству принадлежащие вещи». На основании этого Указа была организована Камер-коллегия, в регламенте (уставе) которой приводился полный перечень ценностей и указывался порядок их хранения в специально организованном помещении -в Царской Рентереи. Таким образом, с принятием петровского указа произошло юридическое оформление рентереи как Государственного фонда ценностей России. Позже, при Екатерине II рентерея стала Бриллиантовой комнатой, куда продолжали собирать диковинки со всего мира, а также изделия придворных российских ювелиров7.

В 1937 г. было утверждено положение об Управлении драгоценных металлов Народного комиссариата финансов СССР. Золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в сыром виде, слитках, ломе, монете и изделия из этих металлов, изделия из драгоценных камней, жемчуга и драгоценные камни, если они не имеют музейного значения, подлежали хранению в Управлении драгоценных металлов Народного комиссариата финансов СССР.

Впоследствии Постановлением Совета министров СССР от 22.12.1950 N° 5016 «Об утверждении положений об управлении драгоценных металлов и о пробирном надзоре Министерства финансов СССР» учреждение было переименовано в Управление драгоценных металлов Министерства финансов СССР. В соответствии с п. 1 Положения об Управлении драгоценных металлов Министерства финансов СССР ведает учетом государственных запасов драгоценных металлов (золота, серебра и платиноидов), редких металлов (радия и радия-ме-зотория), драгоценных камней и других ценностей, планированием и отпуском их в установленном порядке, а также осуществляет контроль за извлечением, переработкой, расходованием, скупкой, учетом и

7 URL: http://www.gokhran.ru/ru/about/history.

хранением драгоценных и редких металлов (радия и радия-мезотория) и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В 1960 г. Гохран вошел в структуру Министерства финансов СССР как Третий специальный отдел. В то же время в составе самого министерства действовало Управление драгоценных металлов Министерства финансов СССР. Оно осуществляло текущее руководство фондом драгоценных металлов и драгоценных камней и от имени министерства решало следующие задачи:

- разрабатывало проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней и планов сдачи в государственный фонд министерствами и ведомствами драгоценных металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов;

- организовывало прием, хранение и отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей, составляющих государственный фонд;

- производило сортировку и предварительную обработку поступающих в государственный фонд алмазов с целью рационального и эффективного использования их в народном хозяйстве;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вело учет ценностей государственного фонда и производило расчеты за ценности, поступающие в государственный фонд;

- составляло отчет о движении и запасах государственного фонда;

- осуществляло контроль извлечения, переработки, рационального использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях;

- осуществляло пробирный надзор на территории СССР;

- устанавливало для учреждений, предприятий и организаций порядок получения и использования драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с действующим законодательством8.

Впоследствии Управление драгоценных металлов было преобразовано в Управление драгоценных

8 Постановление Совета министров СССР от 16.02.1971 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов СССР». См. также: Инструкция Министерства финансов СССР от 27.10.1961 № 352 «О порядке получения драгоценных металлов и алмазов, а также расходования, учета и хранения их на предприятиях, в учреждениях и организациях»; Инструкция Министерства финансов СССР от 08.07.1967 № 228 «О порядке получения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также расходования, учета и хранения их на предприятиях, в учреждениях и организациях».

металлов и драгоценных камней, а полномочия по осуществлению пробирного надзора переданы Управлению государственного пробирного надзора Министерства финансов СССР [7].

В 1979 г. Третий специальный отдел был переименован в Третье главное управление (Гохран) при Министерстве финансов СССР. Данное название стало использоваться в нормативных правовых актах. Например, полномочие по сортировке золотых самородков массой 50 г было закреплено за Третьим главным управлением и главным контролером Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР9.

В 1987 г. Третье главное управление (Гохран) при Министерстве финансов СССР было переименовано в Государственное хранилище ценностей СССР (Гохран СССР) при Министерстве финансов СССР.

Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 № 214 «О добыче драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР» был создан Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве экономики и финансов РСФСР на базе существовавшего Управления драгоценных металлов и драгоценных камней. В состав Комитета вошли Государственное хранилище ценностей (Гохран СССР) и Управление государственного пробирного надзора Министерства финансов СССР. Институциональные преобразования были продиктованы формированием Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РСФСР как важнейшего условия государственного суверенитета республики, повышения заинтересованности республик в составе РСФСР, краев, областей, автономных образований, а также предприятий в увеличении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней и обеспечения потребностей в них народного хозяйства.

В 1992 г. Гохран России вошел в состав Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (Роскомдраг-мет). В соответствии с п. 1 Положения о Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням10, Роскомдрагмет являлся

9 Инструкция Министерства цветной промышленности СССР и Министерства финансов СССР от 15.12.1979 № И48-1-79 «Самородки золотые. Инструкция по отбору золотых самородков на золотодобывающих предприятиях СССР и передаче их в государственный фонд СССР».

10 Постановление Правительства РФ от 12.02.1993 № 114 «Об утверждении Положения о комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням».

центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в вопросах формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, в том числе Алмазного фонда, государственный контроль производства, переработки и использования драгоценных металлов и драгоценных камней. Согласно п. 3 данного Положения Роскомдрагмет:

- обеспечивал прием произведенных на территории России (добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых и найденных) аффинированных драгоценных металлов, а также драгоценных камней, самородных минералов, драгоценных металлов, кладов, конфискованных и реквизированных, скупленных у населения ценностей, а также находящихся у потребителей драгоценных металлов, драгоценных камней, накопленных за счет неиспользованных фондов;

- организовывал сортировку, оценку, обработку алмазов и других драгоценных камней, а также изготовление и реставрацию уникальных изделий из них;

- разрабатывал проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских, социально-культурных целей и на экспорт, а также планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов и согласование этих планов с Министерством финансов РФ;

- осуществлял отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

- осуществлял организацию перевозки ценностей и доставки аффинированных драгоценных металлов;

- проводил ежегодную инвентаризацию ценностей Госфонда России в установленном порядке;

- имел иные полномочия.

В 1996 г. Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням был упразднен, а его полномочия переданы Министерству финансов РФ. Тогда же было создано Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней

(Гохран России)11. Функции государственного учреждения были определены Положением о Гохране России, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 11.12.1996 № 1941 «Об утверждении Положения о Гохране России».

Перед Гохраном были поставлены определенные задачи:

во-первых, участие в процессе формирования Госфонда России, в том числе Алмазного фонда, обеспечение хранения, учета и сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих;

во-вторых, формирование плана отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней и возврата указанных ценностей из лома и отходов;

в-третьих, осуществление контроля целевого использования, учета, хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, за реализацией этих ценностей на внутреннем и внешнем рынках, сбором и сдачей в Госфонд России драгоценных металлов в виде лома и отходов и рекуперированных алмазов.

Позднее была утверждена новая редакция Положения о Гохране России12. В настоящее время правовой статус Гохрана России определен Уставом федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации»13.

Согласно п. 12 Устава предметом деятельности Гохрана России является формирование, учет, хранение, обеспечение сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также

11 Постановление Правительства РФ от 21.11.1996 № 1378 «О создании при Министерстве финансов Российской Федерации Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней».

12 Приказ Министерства финансов РФ от 26.12.2005 № 353 «Об утверждении Положения о Гохране России».

13 Приказ Министерства финансов РФ от 30.05.2011 № 196

«Об утверждении Устава федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации».

их лома и отходов и отпуск ценностей Госфонда России.

Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», разд. 1 Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации14 составляет часть золотовалютных резервов России, ценности Алмазного фонда, золотого запаса и прочие ценности Госфонда России и представляет собой совокупность полученных драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них [13, 14].

Специфичность операций по организации учета и хранения ценностей, их покупки и реализации, проведению экспертизы драгоценных металлов и камней требовала создания органа государственной власти либо подотчетной государству организации, обладающей специальной компетенцией в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Изменение правового статуса (структурное подразделение министерства, самостоятельный орган государственной власти, обособленное учреждение) и переименование свидетельствует лишь об изменениях в структуре органов государственной власти и системе государственного управления в целом.

Функционал органов управления драгоценными металлами и драгоценными камнями постоянно расширялся за счет передачи отдельных полномочий структурных подразделений Министерства финансов и включал в себя полномочия по организации пробирного надзора, осуществлению экспертизы драгоценных металлов и драгоценных камней. Данные процессы позволили создать на современном этапе учреждение специальной компетенции - Гохран России, обеспечивающий хранение и использование драгоценных металлов и драгоценных камней, реализацию ценностей, а также научно-техническое сопровождение процесса обращения драгоценных металлов и камней.

Список литературы

1. Аникин А.В. Золото: международный экономический аспект. М.: Международные отношения, 1988. 319 с.

14 Постановление Правительства РФ от 27.02.2003 № 127 «Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации».

2. Атлас З.В. Очерки по истории денежного обращения в СССР (1917-1925). М.: Госфиниздат, 1940. 248 с.

3. Вопросы банковской политики: сборник статей. М.: Издание правления Госбанка, 1922. 17 с.

4. Глейзер М.М. Советский червонец. СПб.: Реал, 1993.66 с.

5. Денежные реформы в России: история и современность. Сб. ст. М.: Древлехранилище, 2004. 280 с.

6. Дьяченков В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). М.: Наука, 1978. 496 с.

7. Иванов А.Г., Прыгов В.И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». М.: Городец, 2011. 192 с.

8. История денежно-кредитной системы России / под ред. Н.И. Парусимовой. Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2004. 246 с.

9. Каценеленбаум З. С. Задачи РСФСР в области денежного обращения // Денежное обращение и кредит. Т. 1. Денежное обращение в России и за границей в годы войны и революции (1914-1921 гг.). Петроград: И.Н. Кушнерев и Ко, 1922. 638 с.

10. Ленин В.И. Сочинения. Т. XXVII. М.: Политиздат ЦК ВКП(б), 1969. 667 с.

11. Микоян А.И. О Дзержинском / Рыцарь революции (воспоминания современников о Ф.Э. Дзержинском). М.: Издательство политической литературы, 1967. 336 с.

12. Васильков В. Инвестиционные монеты России: от «Сеятеля» до «Георгия Победоносца» // Банкноты стран мира. № 5. 2006. URL: http://bankir.ru/publikacii/ s/investicionnie-moneti-rossii-ot-laquoseyatelyaraquo-do-laquogeorgiya-pobedonoscaraquo-1367203.

13. Рыбкин В. Тайны Гохрана // VIP-Primer. 2008. № 5-6. C. 90-95.

14. Соломон (Исецкий) Г.А. Среди красных вождей 1898-1923. М.: Гиперборея, 2007. 384 с.

15. СталинИ.В. Сочинения. Т. 18. Тверь: Союз, 2006. 785 с.

16. Юровский Л.Н. Червонец // Деньги и кредит. 1990. № 7. С. 69-79.

17. Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917-1927). М.: Начала-Пресс, 1996. 422 с.

18. Gardner R. Sterling-Dollar Conspiracy. Oxford: Clarendon Press, 1956. 141 p.

19. KemmererE.W. Gold and the Gold Standard . New York: McGraw Hill, 1944. 238 p.

20. Rothbard M.N. What Has Government Done to Our Money? Auburn; Ludwig von Mises Institute, 2010.116 p.

Finance and Credit Chapter of History

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

EVOLUTION OF PRECIOUS METALS AND PRECIOUS STONES CIRCULATION IN RUSSIA IN 1917-2005

Semen V. YANKEVICH

Abstract

Subject In the early 20th century, Russia had insufficient funds to maintain stable economic life as a result of World War I and the revolution. Despite the efforts of the central government to control the emission process, it failed to prevent numerous local issues of money. The monetary policy of the Soviet Government was primarily focused on military tasks: the requirements of military communism, the need to restore the monetary system after World War II. During the 20th century, the government implemented a number of monetary reforms. The reforms of 1922-1924 repeated the success of the late 19th century: the second time in the history Russia introduced a stable currency, i.e. gold

chervonets. Subsequent changes took place against the background of foreign countries' refusal to use precious metals in monetary circulation. In 1961, the content of gold in one ruble was set at the level of 0.222168 grams. Later, it was increased to 0.987412 grams of pure gold. This proportion survived until 1992, when the relation between the face value of a monetary unit and its gold content was abolished. Thus, the well-known inscription 'bank notes are secured by gold, precious metals and other assets of the State Bank' disappeared from banknotes

Objectives The article analyzes the development of precious metals and precious stones circulation in the 20th century.

Methods The author describes the impact of perturbations in the economy and politics, World War I and World War II on creation of gold and foreign currency reserves. The study gives particular consideration to reforms of the monetary and credit system of the Soviet Union. Conclusions and Relevance The specific feature of the evolution of precious metals and precious stones circulation was the ad hoc nature of statutory regulation of these social relations . Under conditions of excessive emission of money (either made of precious metals or secured by precious metals and precious stones), which resulted in unbalanced monetary system, the aim of regulating measures usually was to mitigate the aftermath of excessive issue of monetary units and temporarily stabilize the monetary circulation.

Keywords: precious metals, precious stones, circulation, State Depository for Precious Metals, Russia, monetary circulation

References

1. Anikin A.V. Zoloto: mezhdunarodnyi ekono-micheskii aspect [Gold: an international economic aspect]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1988, 319 p.

2. Atlas Z.V. Ocherki po istorii denezhnogo obrashheniya v SSSR (1917-1925) [Essays on the history of currency circulation in the USSR (1917-1925)]. Moscow, Gosfinizdat Publ., 1940, 248 p.

3. Voprosy bankovskoi politiki: sbornik statei [Banking policy: a collection of articles]. Moscow, Izdanie pravleniya Gosbanka Publ., 1922, 17 p.

4. Gleizer M.M. Sovetskii chervonets [Soviet Chervonets]. St. Petersburg, Real Publ., 1993, 66 p.

5. Denezhnye reformy v Rossii: istoriya i sovre-mennost' [Monetary reforms in Russia: history and modern times]. Moscow, Drevlekhranilishche Publ., 2004, 280 p.

6. D'yachenkov V.P. Istoriya finansov SSSR (1917—1950 gg.) [The history of USSR's finance (1917—1950)]. Moscow, Nauka Publ., 1978, 496 p.

7. Ivanov A.G., Prygov V.I. Postateinyi kom-mentarii k Federal 'nomu zakonu "O dragotsennykh metallakh i dragotsennykh kamnyakh". [Clause-by-clause commentaries on the Federal Law "On Precious metals and precious stones"]. Moscow, Gorodets Publ., 2011, 192 p.

8. Istoriya denezhno-kreditnoi sistemy Rossii [The history of monetary and credit system of Russia]. Orenburg, SEU HPE OSU Publ., 2004, 246 p.

9. Katsenelenbaum Z.S. Zadachi RSFSR v oblasti denezhnogo obrashcheniya. Denezhnoe obrashchenie i kredit. T. 1. Denezhnoe obrashchenie v Rossii i za granitsei v gody voiny i revolyutsii (1914-1921 gg.) [RSFSR's objectives in the sphere of money circulation. In: Monetary circulation and credit. Vol. 1. Monetary circulation in Russia and abroad during the war and revolution (1914-1921)]. Petrograd, I.N. Kushnerev i Ko Publ., 1922, 638 p.

10. Lenin V.I. Sochineniya. T. XXVII [Essays. Vol. 27]. Moscow, Politizdat TsK VKP(b) Publ., 1935, 655 p.

11. Mikoyan A.I. O Dzerzhinskom. Rytsar'revolyutsii (vospominaniya sovremennikov o F.E. Dzerzhinskom) [About Dzerzhinsky. Memoirs of contemporaries about F.E. Dzerzhinsky]. Moscow, Izdatel'stvo politicheskoi literatury Publ., 1967, 336 p.

12. Vasil'kov V. Investitsionnye monety Rossii: ot "Se-yatelya" do "Georgiya Pobedonostsa" [Investment coins of Russia: from the "Seedsman" to "St. George Feast"]. Banknoty stran mira = Banknotes of Countries Worldwide, 2006, no. 5. Available at: http://bankir.ru/publikacii/s/ investicionnie-moneti-rossii-ot-laquoseyatelyaraquo-do-laquogeorgiya-pobedonoscaraquo-1367203. (In Russ.)

13. Rybkin V. Tainy Gokhrana [Secrets of State Depository for Precious Metals]. VIP-Premier, 2008, no.5-6, pp. 90-95.

14. Solomon (Isetskii) G.A. Sredi krasnykh vozh-dei 1898-1923 [Among the red leaders 1898-1923]. Moscow, Giperboreya Publ., 2007, 384 p.

15. Stalin I.V. Sochineniya. T. 18 [Essays. Vol. 18]. Tver, Soyuz Publ., 2006, 642 p.

16. Yurovskii L.N. Chervonets [Chervonets]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 1990, no. 7, pp.69-79.

17. Yurovskii L.N. Denezhnaya politika Sovetskoi vlasti (1917-1927) [Monetary policy of the Soviet power (1917-1927)]. Moscow, Nachala-Press Publ., 1996,422 p.

18. Gardner R. Sterling-Dollar Conspiracy. Oxford, Clarendon Press, 1956, 423 p.

19. Kemmerer E.W. Gold and the Gold Standard. New York, McGraw Hill, 1944, 238 p.

20. Rothbard M.N. What Has Government Done to Our Money? Auburn, Ludwig von Mises Institute, 2010,116 p.

Semen V. YANKEVICH

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation semyon.yankevich@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.