Научная статья на тему 'О процессуально - технологическом аспекте реализации воспитатель ной функции обучения'

О процессуально - технологическом аспекте реализации воспитатель ной функции обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА / РАВНОДУШНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ / СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ / THE FUNCTION OF TEACHING / EDUCATIONAL TEACHING FUNCTION / TEACHING AND EDUCATIONAL COMPETITION / ENCOURAGEMENT AND PUNISHMENT / ATTITUDE TOWARDS STUDIES / EDUCATIONAL TALKS / INDIFFERENT ATTITUDE TOWARDS STUDIES / CONSCIOUSNESS AND ACTIVITY OF LEARNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рафибаева Насиба Исоевна

Статья посвящена одной из актуальных проблем теории и практики обучения реализации воспитательной функции обучения. Особо важную роль при реализации функции обучения играет не только содержательный аспект, т. е. знания, умения, навыки, способы деятельности, но и процессуально технологический аспект, под которым подразумеваются организационные основы, методы и формы организации обучения и воспитания. Ибо в процессе обучения параллельно и одновременно происходят процессы формирования знаний, умений, навыков, способов реализации деятельности, а также формирование отношения, формирование сознания и поведения обучаемых. Автор уделяет пристальное внимание вопросам формирования положительного отношения к учению, корректировки равнодушного отношения к учению, реализации идей сознательной дисциплины обучаемых в процессе обучения. По мнению автора статьи, полноценная реализация профессионально технологического аспекта воспитательной функции обучения связана не только с применением всего разнообразия и многообразия методов обучения и воспитания, но они также связаны с соблюдением принципов обучения и воспитания в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On procedural - technological aspect of educational function of teaching realization

The article is devoted to one of the most actual problems of the theory and practice of teaching realization of the educational function of teaching. To realize the function of teaching a particular important role is given not only to content aspect, i.e. knowledge, abilities, skills, ways of activity but to procedural technological aspect as well as aspect that means organizational principles, methods and forms of training and education organization. The process of building up of knowledge, abilities, skills, methods of activity realization as well as formation of attitude, consciousness and behavior of learners occur parallel and simultaneously in the process of teaching. The author focuses on the full building up of positive attitude towards studies, adjustment of indifferent attitude towards studies, conscious discipline of learners in the process of teaching to realize the given ideas. The author notes that the full realization of vocational technological aspect of educational function of teaching is connected not only with the implementation of the variety and diversity of methods of training and education but they are also connected with the keeping to the principles of training and education in the teaching process.

Текст научной работы на тему «О процессуально - технологическом аспекте реализации воспитатель ной функции обучения»

УДК 371.015 Н.И. РАФИБАЕВА

ББК 74.202.2

О ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬ НОЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Приорететное значение в деле достижения цели обучения играет формирование у обучаемых положительного отношения к выполнению учебных объязанностей. Равнодушное отношение к выполнению учебных обязанностей должно строго наказываться. В таком случае наказание рассматривается как сугубо воспитательный метод. Однако учитель должен также приучать обучаемых к выполнению учебных обязанностей. Иначе говоря, учитель должен ознакомить учащихся с технологией учения. Они сами по себе этого не могут усвоить. Как усвоить учебные знания, умения, навыки, способы деятельности. Этому всему первоначально следует приучить, и только после приучения можно предъявить требования по их качественному выполнению. Учитель не имеет морального права требовать то, чему он не приучил обучаемых. Каждый учебный предмет охватывает совокупность систем знаний, умений навыков и способов деятельности. С этой точки зрения учитель сам должен быть образован в достаточной мере. Приучив знаниям, умениям, навыкам, способам деятельности необходимо закреплять их посредством упражнений. При этом эти упражнения должны быть как репродуктивными, так и творческими. Упражнения помогут прочно, действенно и осознанно усвоить знания, умения и навыки и использовать их в различных ситуациях при решении учебных и жизненных задач. Таким образом, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения формируют, прежде всего, опыт поведения в процессе учебной деятельности. Поэтому они имеют огромную воспитательную ценность, и посредством них реализуется процессуальный аспект воспитательной функции обучения. Схематически применение данной группы методов воспитания имеет следующий вид:

Рисунок № 1. Роль методов воспитания в процессе обучения.

Воспитательная функция обучения проявляется в том, что в процессе обучения имеет место формирование сознания и поведения воспитуемых, также имеет место передача и усвоение социального опыта. Соревнование в процессе обучения имеет воспитательную ценность, поскольку оно стимулирует, мотивирует, мобилизует нравственно-волевые качества личности обучаемых для достижения высоких результатов. При групповом соревновании осуществляется сплочение коллектива обучаемых. Соревнования можно организовать по следующим показателям:

- по четкому соблюдению режима учебно-познавательной деятельности;

- по своевременному и качественному выполнению учебных обязанностей;

- по бережному отношению к школьному имуществу и средствам обучения;

- по уровню сплоченности ученического коллектива в достижении групповых учебных результатов и так далее.

Соревнование, поощрение и наказание должны ориентироваться на такой показатель, как отношение обучаемых к процессу учения. Недобросовестное, равнодушное отношение к выполнению своих учебных обязанностей должно быть наказано. Ненаказанность в данном случае может привести к тому, что обучаемый привыкает к игнорированию выполнения своих

учебных обязанностей. Более того, дурной пример заразителен, поскольку и другие обучаемые могут подражать данному негативному явлению. Наоборот, своевременное и качественное, а также постоянное выполнение своих учебных обязанностей должно стать причиной поощрения. В таком случае поощрение воодушевляет обучаемого на достижение еще более высоких результатов. Также ученики могут вести за собой и других учеников. Так что между сознательным и бессознательным, активным и пассивным отношениями к учебе существует большая разница, они сигнализируют, прежде всего, о качестве реализации воспитательной функции обучения. Исходя из этого, можно отметить, что воспитательная функция может положительно или негативно влиять на качество реализации образовательной и развивающей функции обучения. При этом все методы воспитания должны быть использованы в комплексе, во взаимосвязи и исходя из их взаимообусловленности. Особое значение имеет также применение методов контроля и оценки в воспитании. Ибо любая прямая связь имеет и обратную связь, что необходимо в данном случае об информированности, о результатах воспитательного воздействия на сознание и поведение обучаемых в процессе обучения. Обратная связь необходима для регулирования и корректирования в целом управления уровнем функционирования сознания и поведения в процессе обучения. Отношение обучаемых к учебе, к результатам обучения, к выполнению учебных обязанностей все время должны быть в центре внимания учителя, ибо от этого зависит в большей степени качество обучения, качество учения.

Таким образом, учитель, воспитывая, обучает. Если воспитательная функция обучения реализуется на высоком уровне, то и образовательная функция получает соответствующий импульс для полномасштабной реализации, ибо они взаимосвязаны. К методам контроля относятся педагогическое наблюдение, беседа, опросы (анкетные, устные, тестовые и др.), анализ результатов обучения, создание воспитывающей ситуации в процессе обучения. Из всех перечисленных методов центральное место занимает педагогическое наблюдение. Ибо этим методом учитель пользуется в своей ежедневной педагогической деятельности. Этим методом учитель должен установить сущность и формы проявления сознания и поведения обучаемых с точки зрения их соответствия нормативным требованиям. Всякое отклонение от нормы должно быть анализировано с точки зрения причины и следствия. И затем следует принять необходимые корректировочные воспитательные меры. Главным объектом педагогического наблюдения при реализации воспитательной функции с точки зрения процессуального аспекта является отношение обучаемых к процессу учения. Оно должно быть, как мы уже отметили, сознательным и активным, такое отношение формируется тогда, когда обучаемый осознает личностную и общественную значимость учения и когда он знает и умеет использовать технологию учения. Воспитательное наказание следует тогда, когда обучаемый знает и умеет осуществлять технологию учения, но при этом проявляет недобросовестное и равнодушное отношение к учению. В таких случаях необходимо использовать также воспитательную беседу для выявления такого негативного отношения к учению. Задача заключается в том, чтобы определить субъективные и объективные причины для дальнейшей их корректировки. Предвосхищение объективной необходимости устранения недостатков в формировании отношения к учению позволяет избежать еще более крупных ошибок в этом направлении. Если же отрицательное отношение ученика к учению связано с незнанием и неумением учиться, то здесь учитель в первую очередь должен, обучить обучаемого приёмам и технологии учения, а не осуществлять воспитательное наказание. Использование устных, письменных, тестовых видов анкетирования позволяет выявить групповые и индивидуальные недостатки применительно к отношению обучаемых к учению и применять соответствующие меры корректировки. Контроль и оценка отношения к учению должны быть объективными, прозрачными и целенаправленными. Только в таких случаях они могут дать положительный результат и способствовать оптимизации обучения. Контроль и оценка воспитательного отношения к учению со стороны учителя должны быть дополнены самоконтролем и самооценкой со стороны обучаемых. Ибо в таком случае воспитательный эффект удваивается. Таким образом, воспитательная функция обучения с точки зрения процессуального аспекта при случае положительной реализации создает объективно благоприятные условия для реализации образовательной функции обучения. В противном случае, когда имеется отрицательное отношение к учению, ввиду неосознания значимости учения, ввиду недобросовестного и равнодушного отношения к учению, реализация образовательной функции обучения становится трудной или почти невозможной задачей. Поэтому именно сознательная дисциплина в процессе обучения является объективно необходимым условием обучения. Отсюда следует, что сознательная дисциплина обучаемых этот тот воспитательный фундамент, на котором строится процесс обучения.

Помимо отношения обучаемых к обучению важное значение имеет уровень готовности обучаемых к учению, с точки зрения сформированности определенных их качеств и черт характера. В этом плане большую роль играют дошкольные учреждения, которые призваны повысить уровень готовности дошкольников. Чем выше уровень готовности обучаемых к учению, тем выше возможность достижения высоких результатов обучения. Такие качества, как учебное трудолюбие, учебная ответственность, учебная принципиальность, являются необходимыми воспитательными качествами. Все эти качества наряду с учебной целеустремленностью позволяют обеспечить сознательность и активность обучаемых в процессе обучения. Реализация процессуально-технологического аспекта воспитательной функции обучения, с одной стороны, предполагает учет содержательного аспекта, а с другой стороны, зависит от процессуально-педагогической компетенции учителя. Сознательность и активность обучаемых как принцип влияет на качество реализации образовательной функции обучения, но, вместе с тем, он влияет и на качество реализации воспитательной функции обучения.

Сознательность и активность являются формами проявления сознания и поведения обучаемых в процессе деятельности, в том числе и в процессе учебной деятельности. Поэтому объективно необходимо использовать такие методы обучения и воспитания, которые позволяют обучаемым быть сознательным и активным.

При этом достижение такого результата зависит от соблюдения единства, взаимосвязи и взаимообусловленности содержательного, процессуально-технологического и субъектного аспектов образовательной и воспитательной функции обучения. Всестороннее проявление процессуально-технологического аспекта образовательной и воспитательной функции обучения предполагает презентирование всех разновидностей методов обучения и воспитания, а также, соблюдение субъектами деятельности всех принципов обучения и воспитания. Поэтому требуется умелое сочетание данных функций. Воспитательный климат, воспитательную атмосферу, прежде всего, создают сами родители и учителя в процессе жизнедеятельности и в процессе обучения. Не случайно по этому поводу А.Я. Коменский отметил следующее: «Ведь дети-это обезьяны: чтобы они не видели-хорошее или дурное, они стремятся этому подражать даже без всякого внешнего побуждения. Таким образом, они учатся раньше подражать, чем познавать. Я имею в виду при этом примеры как взятые из жизни, так и из истории; и прежде всего - взятые из жизни, потому, что они ближе и производят более сильное впечатление. Итак, пусть, прежде всего сами родители строго блюдут домашнюю дисциплину, а учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью,-вот наиболее действенное средство к тому, чтобы подвинуть учеников на самую честную жизнь» (4,140). Если в семье домашняя дисциплина должна строго поддерживаться, прежде всего, личным примером самих родителей, то в школе школьная дисциплина должна поддерживаться личным примером самих учителей. Поэтому у А. Я. Коменского самый строгий отбор к нравственному качеству учительских кадров, ибо воспитанность учителя-далеко не последнее составляющее его личности, ибо от этого будет зависеть воспитательный климат в школе.

Важную роль в реализации воспитательной функции обучения играют субъекты учебно-познавательной деятельности, учителя и ученики. В первую очередь, многое тут зависит от уровня их воспитанности. Чем выше уровень воспитанности учителя, тем выше уровень воспитательного влияния. Чем ниже уровень воспитанности учителя, тем ниже уровень воспитательного влияния. Поэтому теоретическое, педагогическое положение о том, что «воспитатель сам должен быть воспитан», имеет в данном случае особую ценность. Личность воспитывается личностью. Личность учителя воспитывает личность учеников в процессе обучения. Личный пример учителя в данном случае-особо важное звено воспитательного воздействия. Чтобы и делал и чтобы и говорил учитель, видят и слышат учащиеся, которые анализируют все в учителе. Поэтому для учителя важным моментом является соблюдение правила единства сознания и поведения. Не получаться так: чтобы говорил одно, имел в виду другое, сделал третье. Ложь и лицемерие и другие отрицательные качества не должны быть присуще учителю, иначе он не сможет полноценно реализовать воспитательную функцию обучения, иначе он не сможет реализовать себя как воспитатель. В процессе обучения важны не только результаты образовательной функции обучения, но и воспитательная функция обучения. Поэтому при оценке и анализе урока или других форм организации обучения на это также следует обратить пристальное внимание. Учитель никогда не должен думать, что он уже достаточно воспитан, и не должен заниматься самообразованием и самовоспитанием. Даже незначительный воспитательный недостаток учителя может отрицательно влиять на сознание и поведение воспитуемых. Поэтому учитель всегда должен работать со своими недостатками в воспитательном процессе. От учеников ничего скрыть невозможно, они все видят. Уже со студенческой скамьи будущих учителей следует

готовить к воспитанию и самовоспитанию. Только воспитывая себя, учитель может, разумно и целенаправленно воспитывать учеников. То, что воспитание - вечная категория педагогики, касается не только общества в целом, но и личности в частности. Уровень воспитанности учителя влияет на уровень установления контакта с учениками, а контакт, связь учителя с учениками -основа учебного диалога, основа педагогического общения, основа сотрудничества учителя с учениками, от которого зависит качество и результат обучения. Для учителя большая честь заслужить доверие учеников. Если же учитель не заслуживает доверия учеников, то очень трудно рассчитывать на успех. Уровень воспитанности учителя предопределяет уровень его педагогической культуры, педагогического такта. От уровня педагогической культуры зависит уровень отношения сторон. В этом плане в вузе следует работать над повышением уровня воспитанности будущих учителей, над уровнем их культуры педагогического поведения. Нельзя допустить того, чтобы у студентов развивались отрицательные черты характера, отрицательные нравственно-трудовые, нравственно-эстетические и другие качества отрицательного характера, ибо все их отрицательное в будущем породит отрицательное у их питомцев.

Положительное качество формируется только положительным качеством. Поэтому, обладая соответствующими положительными качествами, учитель, как воспитатель, может формировать соответствующие положительные качества. Не имея в своем арсенале положительное качество или свойство, учитель не может формировать данное качество или свойство.

Отношение учителя к ученикам в процессе обучения с воспитательной точки зрения является системообразующим фактором, ибо об этого зависит многое в плане не только воспитательной, но и образовательной и развивающей функции обучения. В связи с этим учитель должен соблюдать такие принципы воспитания, как единство уважения и требования по отношению к личности воспитанника и опора на положительное. Уважение прав ребенка как личности в процессе обучения имеет особо важное значение. В средневековье в школах наблюдалось жесткое и безжалостное отношение к личности ребенка, широко применялось телесное наказание за любое нарушение учебной дисциплины, за низкие результаты обучения. Ибо незнание и неумение ученика-это не вина ученика, а вина учителя. Поэтому выдающиеся педагоги-гуманисты эпохи Возрождения выступают против такого унизительного и деспотического отношения к детям. Поэтому учитель должен быть доброжелательным по отношению к детям. К детям следует относиться как к детям, а не как к взрослым, имея в виду их возрастные ограничения. Детей следует принимать такими, какие они есть, со всеми их недостатками. Вместе с тем нельзя допустить и другую крайность, чрезмерно опекая и избаловывая их «тепличным» отношением. Быть строгим, но доброжелательным и требовательным. Если ребенок в процессе обучения не выполняет свои учебные обязанности, то он не может расти полноценной личностью. Поэтому систематически и последовательно следует приучать обучаемых к преодолению учебных трудностей, формируя и развивая их волевые качества. Для всего этого у будущих учителей следует формировать соответствующие педагогические знания, умения и навыки, способности и компетенции, мастерство и профессионализм. Учитель должен соблюдать диалектику единства уважения прав обучаемого и требовательности по отношению к выполнению учебных обязательств. Вместе с тем, реализация данного принципа воспитания во многом зависит также от соблюдения принципа опоры на положительное в обучаемом. Обучаемый как личность может иметь как положительные, так и отрицательные черты характера и свойства. Поэтому, принимая во внимание весь набор положительных и отрицательных качеств, учитель, прежде всего, исходя из логики воспитательного процесса, должен опираться на фундамент положительных свойств и качеств личности для того, чтобы исправить и корректировать отрицательные свойства и качества личности. Вместе с тем, при таком случае еще более усиливаются и положительные качества и свойства личности. В процессе обучения для достижения усилий обучения и решения задач обучения положительные качества обучаемого способствуют быстрому и своевременному, качественному и результативному достижению намеченного. А отрицательные качества и свойства обучаемого, наоборот, тормозят, затрудняют и осложняют решение задач обучения, достижения цели обучения. Исходя, из этого следует отметить, что в процессе обучения учитель, решая образовательные задачи и проблемы, вместе с тем решает и воспитательные задачи и проблемы, ибо решение задач разного характера и значения взаимосвязаны.

Через всю «Педагогическую поэму» А.С Макаренко красной нитью проходит мысль о том, что воспитание личности должно протекать в коллективе, средством коллектива и ради коллектива. А.С. Макаренко глубоко верил в силу коллектива, ибо коллектив-это социальная форма существования и жизнедеятельности людей, который способствует формированию целой гаммы положительных нравственно духовных свойств и качеств личности. Сплоченность членов коллектива, которая ориентирована на взаимопомощь и взаимовыручку позволяет решать

множество задач и проблем в комплексе, в том числе и воспитательных. Это особо четко проявляется также и в процессе учебно-познавательной деятельности. Ибо всеобщая взаимообусловленность членов коллектива позволяет решать образовательные задачи на высоком уровне. Ибо здесь действует принцип «один за всех и все за одного», а не каждый сам за себя. В коллективе всегда можно рассчитывать не только на дидактическую помощь учителя, но и на дидактическую помощь всех членов коллектива. И не зря в качестве одного из основополагающих принципов целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанский сформировал принцип коллективного характера воспитания и обучения. «Сущность его заключается в том, что воздействуя не на отдельную личность, а на коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие на личность должно быть воздействием на коллектив, и наоборот» (2, 57-58). Реализация образовательной и воспитательной функции обучения значительно проще там, где в процессе обучения учитель имеет дело со сформированным ученическим коллективом, ибо сам коллектив является мощным дидактическим средством достижения образовательных и воспитательных целей обучения. В таком случае учитель осуществляет целеустремленное фронтальное, групповое, парное, индивидуальное образовательно-воспитательное воздействие на сознание и поведение обучаемых. Также разностороннее и многостороннее воздействие на сознание и поведение обучаемых создает благоприятное дидактическое условие на всестороннее развитие обучаемых. Именно в таком случае создается благоприятное условие для того, чтобы объект обучения превратился в субъект обучения, а также для того, чтобы субъект обучения действительно функционировал в процессе обучения как социальное существо, осуществляя различное дидактическое сотрудничество со всеми членами коллектива, когда личность обучаемого заинтересован не только личным успехом в учебе, но и коллективными успехами. Ибо именно коллективное обучение раскрывает дидактический простор для обучения всех и каждого в отдельности благодаря дидактической силе коллектива. В таком случае учитель не ощущает себя одиноким, он становится мощной силой благодаря коллективу, впрочем, и каждый отдельный обучаемый-как член коллектива. Если же учителю приходится работать несформированным коллективом, то он должен, в первую очередь, при реализации воспитательной функции обучения стремиться к созданию, к организации коллектива, который потом систематически и последовательно, по мере формирования, дает свои образовательные и воспитательные результаты.

К основным принципам организации и проведения учебного процесса Л. М. Фридман относит принцип коллективизма, который в наибольшей степени проявляется в опыте С.Д. Шевченко в форме коллективного самоуправления. «В каждом классе выбрана постоянная группа учащихся по самоуправлению учебным процессом. Это группа обычно состоит из 9 учащихся, обязанности между которыми распределены следующим образом: два ученика отвечают за проверку тетрадей учащихся («проверяющие»); два ученика отвечают за заполнение экрана успеваемости («учетчики»); один ученик отвечает за классные опорные конспекты, за их сохранности, ремонт, он же принимает и уносит их из класса в маленькую подсобную комнату, которая имеется при кабинете истории («ассистент»); один ученик отвечает за назначение на каждый урок первого этапа ученика - «ведущего учителя» («организатор»); два ученика контролируют правильность заполнения экрана успеваемости и оценок в тетрадях («ревизоры»); наконец один ученик отвечает за организацию ликвидации пробелов знаний у учащихся, он же назначает консультантов для учащихся, у которых были обнаружены пробелы («главный консультант»)» (3, 85-86). При выполнении различных ролей в системе коллективного самоуправления у обучаемых формируются такие необходимые качества, как ответственность, самостоятельность, целеустремленность, сплоченность, принципиальность и другие. Дидактическая взаимосвязь и равноправие внутри учительского коллектива, основанные на самоуправлении, проявляются также в том, что каждый член коллектива в зависимости от своего положения может как руководить, так и подчиняться другим членом коллектива. Однако до такого уровня еще надо расти. На начальном этапе учитель имеет дело не с готовым коллективом, а с группой обучаемых, уровень воспитанности которых различен. Только общими идеями, общими целями, можно начинать их объединение. Шаг за шагом, организуя различные формы коллективного учебного процесса, учитель одновременно перевоспитывает определённую категорию воспитанников, которые относятся к категории «трудных». Вместе с тем корректирует определенные недостатки и пробелы в сознании и поведении других обучаемых. Особенно трудно преодоление эгоистических чувств и качеств, которые мешают объединению обучаемых в процессе обучения. Так что не все сразу и гладко получается. Решая, задачи для достижения образовательных целей учитель

параллельно решает и задачи, направленные на достижение воспитательных целей. В таком случае приходится рационально использовать содержательные, процессуальные и субъектные аспекты обучения и воспитания. Также многое необходимо сделать и по организации индивидуального и группового самовоспитания. Следовательно, речь идет об использовании всех ресурсов воспитания. При формировании коллектива обучаемых речь идет о формировании коллективного сознания и поведения. Суть коллективного сознания в том, что бы ни делал член коллектива, он, прежде всего, думает об интересе коллектива. В процессе обучения коллектив будет думать о том, как повысить уровень образованности и воспитанности всех и каждого. Кому, как и в чем, помочь в процессе обучения. О своих личных интересах и амбициях он будет думать в последнюю очередь. Свои знания, умения, навыки, способности и мастерство он ставит на службу коллективу.

Только при коллективной форме организации обучения педагог становится мастером своего дела и воспитателем в истинном смысле этого слова.

«Учитель превращается в подлинного педагога-воспитателя, который не только «надзирает», требует, контролирует, оценивает, учит и немного воспитывает, но и отвечает за качество и эффективность работы всех учащихся, за их обученность и воспитанность на самом высоком уровне» (3,97). Таким образом, только коллективные формы организации обучения, по сути дела, способствуют полной реализации как образовательной, так и воспитывающей функции обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Худож. лит-ра, 1987. - 623 с.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогического института / Под. ред. Ю.К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

3. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М. Фридман.-М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогического института. Сост. и авт. вводных статьей А.И. Пискунов. - М.: Просвещение, 1981. - 528 с.

5. Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого / С.Д. Шевченко.-М.: Просвещение, 1981. - 175 с.

REFERENCES:

1. Makarenko, A.S. Pedagogical Poem / A.S. Makarenko.-M.: Literature, 1987. - 632 p.

2. Pedagogics: Teaching manual for the students of the Pedagogical Institute / under the editorship of Yu.K. Babansky.-M.: Education, 1988.-479 p.

3. Fridman, L.M. Pedagogical Experience through the Psychologist's view / L.M. Fridman.-M.: Education, 1987.-224 p.

4. Anthology on the History of Foreign Pedagogy: Teaching manual for the students of the Pedagogical Institute. Compiler and author of the Introduction articles by A.I. Piskunov.-M.: Education, 1981.528 p.

5. Shevchenko, S.D. Lesson at school: How to Teach Everyone / S.D. Shevchenko.-M.: Education, 1981.-175p.

О процессуально-технологическом аспекте реализации воспитательной функции обучения

Ключевые слова: функция обучения, воспитательная функция обучения, учебно-воспитательное соревнование, поощрение, наказание, отношение к учению, воспитательная беседа, равнодушное отношение к учению, сознательность и активность обучаемых.

Статья посвящена одной из актуальных проблем теории и практики обучения-реализации воспитательной функции обучения.

Особо важную роль при реализации функции обучения играет не только содержательный аспект, т. е. знания, умения, навыки, способы деятельности, но и процессуально-технологический аспект, под которым подразумеваются организационные основы, методы и формы организации обучения и воспитания.

Ибо в процессе обучения параллельно и одновременно происходят процессы формирования знаний, умений, навыков, способов реализации деятельности, а также формирование отношения, формирование сознания и поведения обучаемых.

Автор уделяет пристальное внимание вопросам формирования положительного отношения к учению, корректировки равнодушного отношения к учению, реализации идей сознательной дисциплины обучаемых в процессе обучения.

По мнению автора статьи, полноценная реализация профессионально-технологического аспекта воспитательной функции обучения связана не только с применением всего разнообразия и многообразия методов обучения и воспитания, но они также связаны с соблюдением принципов обучения и воспитания в процессе обучения.

On procedural- technological aspect of educational function of teaching realization

Keywords: the function of teaching, educational teaching function, teaching and educational competition, encouragement and punishment, attitude towards studies, educational talks, indifferent attitude towards studies, consciousness and activity of learners

The article is devoted to one of the most actual problems of the theory and practice of teaching -realization of the educational function of teaching. To realize the function of teaching a particular important role is given not only to content aspect, i.e. knowledge, abilities, skills, ways of activity but to procedural- technological aspect as well as aspect that means organizational principles, methods and forms of training and education organization.

The process of building up of knowledge, abilities, skills, methods of activity realization as well as formation of attitude, consciousness and behavior of learners occur parallel and simultaneously in the process of teaching.

The author focuses on the full building up of positive attitude towards studies, adjustment of indifferent attitude towards studies, conscious discipline of learners in the process of teaching to realize the given ideas.

The author notes that the full realization of vocational- technological aspect of educational function of teaching is connected not only with the implementation of the variety and diversity of methods of training and education but they are also connected with the keeping to the principles of training and education in the teaching process.

Сведения об авторе:

Рафибаева Насиба Исоевна, аспирантка кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета имени академика Б. Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), [email protected]

Information about the author:

Rafibayeva Nasiba Isoyevna, a Post-graduate of the Department of Pedagogy and Psychology of vocational activity under Khujand State University named after academician B. G.Gafurov; (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.