ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10. 23859/1994-0637-2018-6-87-13 УДК 378.14
Брик Лариса Викторовна
Кандидат социологических наук, Мурманский государственный технический университет (Мурманск, Россия) Е-шаД: [email protected]
Лощакова Анна Борисовна
Преподаватель,
Мурманский государственный
технический университет
(Мурманск, Россия)
Е-шаП: [email protected]
О ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «МГТУ»)
© Брик Л. В., Лощакова А. Б., 2018
Brik Larisa Viktorovna
PhD in Sociology Sciences, Murmansk State Technical University (Murmansk, Russia) Е-mail: [email protected]
Loshchakova Anna Borisovna
Lecturer,
Murmansk State Technical University (Murmansk, Russia) Е-mail: [email protected]
FORMATION OF COMPREHENSIVE SUPPORT SYSTEM FOR STUDENTS WITH DISABILITY AND LIMITED HEALTH IN THE CONDITIONS OF A TECHNICAL UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF FSBEI HE "MSTU")
Аннотация. В статье показаны некоторые особенности профессиональной подготовки в техническом вузе. Авторами кратко представлены промежуточные результаты становления системы сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью на примере конкретного университета, а также обозначены основные направления и перспективы по ее дальнейшему формированию.
Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, высшая школа, технический университет, доступная среда, сопровождение
Abstract. In the article some features of vocational training at a technical university have been shown; the interim results of forming the support system for persons with disabilities and limited health have been briefly presented on the example of a particular university. The authors have identified the main directions and prospects for the further development of the support system.
Keywords: inclusive education, disabled people, high school, technical university, accessible environment, support
Введение
Современный этап развития отечественной системы высшего образования характеризуется широким внедрением инклюзивного подхода (от англ. «inclusion» -
124 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
«включение, введение, вхождение, охват»). Его главный посыл состоит в том, что каждый человек с особыми потребностями имеет реальную возможность получить образовательную подготовку, первичный профессиональный, а также социальный опыт, наравне со сверстниками. Такой важный поворот высшей школы в сторону инклюзии продиктован не только запросом общества, но и государства. Руководством к действию является подписанная Россией Конвенция ООН «О правах инвалидов», законы «Об образовании в Российской Федерации» [5] и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», актуальные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, различные государственные целевые программы. На уровнях дошкольного и школьного обучения тема образовательной инклюзии исследуется давно и многогранно (в работах С. В. Алехиной, Л. Н. Давыдовой, Н. Н. Малофеева и др.). Вопросы профессиональной подготовки и создания специальных условий для лиц с ОВЗ и инвалидностью в высшей школе долгое время практически не обсуждались. Изучением проблем инклюзивного образования в высших учебных заведениях занимаются О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Е. В. Михальчи, Г. Т. Пономарева и другие ученые. При этом современные исследователи выделяют немало проблем, с которыми сталкиваются вузы при внедрении практик инклюзивного образования [1], [4]. Среди них отмечаются трудности в реализации подходов к обучению лиц с ОВЗ, недостаточная методическая и психологическая подготовленность преподавателей к разработке специально адаптированных учебных программ, к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов для студентов с инвалидностью, к использованию доступных средств и технологий обучения (в том числе дистанционных).
Действительно, вуз - это начальная ступень профессиональной деятельности. В высшей школе серьезный акцент делается на самостоятельную работу студента, его самоорганизацию и ответственное отношение к учебе. Успешность обучения во многом зависит от мотивации к освоению избранной образовательной программы, волевых усилий и прочного запаса терпения, склонности к анализу и обобщению научных фактов и явлений. За 4-6 лет учебы в университете студент осваивает значительно больше дисциплин, чем за все время школьного обучения. При этом специфика подготовки специалистов в техническом вузе базируется на преимущественном изучении точных наук, что предполагает готовность потенциального студента к восприятию и переработке достаточно сложной, четко структурированной информации. В процессе обучения будущему специалисту технического профиля прививаются навыки разработки и защиты собственных идей и предложений, инновационные и исследовательские установки. Поэтому для абитуриента с ОВЗ и инвалидностью эти аспекты должны стать определяющими в выборе направления профессиональной подготовки. Немаловажной является личностная готовность к освоению программ высшего образования, осознание своего потенциала в желаемой профессии с учетом существующих психофизических ограничений и перспектив дальнейшего трудоустройства. Такой продуманный выбор во многом способствует положительной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями и облегчает процесс их обучения в техническом вузе.
В любом случае каждый студент сможет определиться с дальнейшей профессиональной перспективой, и университет поможет в построении такой траектории. Кто-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
125
то действительно свяжет свою жизнь с полученной профессией, найдет в ней свою нишу, а для кого-то это будет шаг в научно-исследовательскую деятельность. Возможно, обучение в вузе будет способствовать занятию предпринимательством или мотивирует к разработке и реализации социальных проектов. Но главным является то, что для студентов с ОВЗ учеба в высшем учебном заведении - это не только повышение образовательного уровня, но и возможность самореализации, самопознания, расширения коммуникативных связей. Ведь инклюзивное образование выступает значимым механизмом эффективной социальной интеграции.
Обратимся к практике конкретного высшего технического учебного заведения. При этом отметим, что становление профессионального образования лиц с ОВЗ в нашей стране началось с создания специальных групп для глухих студентов на базе именно технического вуза - МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Основная часть
Мурманский государственный технический университет (ФГБОУ ВО «МГТУ») ведет подготовку высококвалифицированных кадров по образовательным программам морского и инженерно-технического профиля для рыбопромыслового флота, береговых предприятий рыбохозяйственного комплекса, а также для смежных отраслей экономики Арктической зоны России.
В программе развития университета на период 2018-2021 гг. одним из ключевых направлений модернизации образовательной деятельности является повышение доступности образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В целях повышения эффективности социальной деятельности вуза планируется существенное развитие инклюзивного образования, создание комфортных условий для научно-образовательной деятельности особой категории обучающихся, а также для их проживания и отдыха.
Если обратиться к статистике, то на 1 октября 2018 г. в университете обучается 9 студентов с инвалидностью (лица с нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, функции сердечно-сосудистой системы), среди них 3 девушки, возрастной диапазон 18-24 года. Они избрали такие направления подготовки, как 08.03.01 «Строительство», 09.03.02 «Информационные системы и технологии», 09.03.03 «Прикладная информатика», 06.03.01 «Биология», 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств», 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания», 21.05.05 «Физические процессы горного или нефтегазового производства», по разным формам обучения.
В МГТУ действует «Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», работает горячая линия для абитуриентов из числа лиц с ОВЗ, в Правилах приема обозначены условия их приема и особенности проведения вступительных испытаний. На сегодняшний день вуз продолжает деятельность по созданию безбарьерного, безопасного пространства в учебных, научно-производственных корпусах, помещениях общежитий, на спортивных объектах: установлены пандусы, противоскользящие покрытия, тактильные плитки, световые маяки, кнопки вызова помощника, есть гусеничный подъемник. Ведется работа по социальной и материальной поддержке студентов с ОВЗ и инвалидностью, оказывается психологическая и консультативная помощь, доступен библиотечный
126 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
фонд печатных и электронных ресурсов, на базе университета функционирует здравпункт. Часть преподавателей и специалистов уже прошли курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное образование в вузе» в Ресурсном учебно-методическом центре СЗФО Череповецкого государственного университета, в дальнейшем это обучение продолжится.
Такая локальная работа отдельных подразделений МГТУ потребовала объединения общих усилий и согласованных действий. Поэтому ведется активная деятельность по созданию комплексной системы сопровождения, где ведущая роль отводится координационному центру по работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. Вот лишь некоторые конкретные мероприятия, которые планируется осуществить:
- разработка нормативной документации для регулирования системы сопровождения;
- дальнейшее развитие материально-технической базы университета, приобретение специальных технических средств обучения, эргономичной мебели, необходимого программного обеспечения с учетом вида, формы заболевания или нозологии инвалидности обучающихся, оборудование отдельного помещения для реализации специальных адаптивных дисциплин;
- осуществление социокультурной реабилитации студентов с ОВЗ и инвалидностью, привлечение их (с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья) к научной деятельности, спорту, культурным мероприятиям, общественной жизни университета;
- организация прямого взаимодействия технического вуза с родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- развитие сети деловых контактов с организациями, реализующими инклюзивное образование, региональными общественными объединениями инвалидов, Центрами занятости населения Мурманской области с целью воплощения социальных проектов и акций университета, содействия в прохождении студентами практик с учетом требуемой доступности и последующем трудоустройстве выпускников;
- усиление профориентационной работы и довузовской подготовки за счет вовлечения учащихся с ОВЗ и инвалидностью 7-11 классов в работу университетской Морской арктической школы, курсов «Радиомир», «Алгоритмика и основы программирования», «Мир химических превращений», «БиоАрктика», реализуемых кафедрами университета;
- активное привлечение лиц с ОВЗ разных возрастных категорий на востребованные программы дополнительного профессионального образования университета («Проектно-сметное дело», «Специалист в сфере закупок», «Специалист по технической поддержке информационно-коммуникационных систем» и др.);
- осуществление организационно-методической поддержки профессорско-преподавательского состава университета, необходимой для обеспечения учебного процесса, введение в штат организации должности тьютора и т. д.
Каждое из перечисленных мероприятий рассматривается как неотъемлемый компонент, обеспечивающий слаженную работу и эффективность всей системы комплексного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в техническом университете.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
127
Выводы
Рассмотрев некоторые аспекты реализации инклюзивного образования в условиях технического вуза, можно отметить следующее:
1. Высшее учебное заведение является социальным институтом, позволяющим студентам с инвалидностью преодолеть ограниченное жизненное пространство, приобрести профессию, а впоследствии - экономическую независимость.
2. Технические вузы активно включились в процесс внедрения инклюзивного подхода в свою образовательную деятельность, но еще испытывают определенные трудности, которые связаны, прежде всего, со спецификой организации профессиональной подготовки кадров технического профиля, недостаточным учебно-методическим и материально-техническим обеспечением.
3. Мурманский государственный технический университет открыт к внедрению инклюзивной практики и стремится создать такую среду, которая поможет каждому обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью полноценно интегрироваться в образовательное пространство и жизнь университета, а преподавателям - получить поддержку и действенную помощь в работе с данной категорией обучающихся.
4. Системное решение вопроса комплексного сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью позволяет аккумулировать усилия, скоординировать деятельность отдельных подразделений университета и преподавателей, задействованных в работе с инклюзивными группами.
5. Университет еще находится в начале этого пути, но всецело готов перенимать передовой опыт ведущих образовательных организаций и ориентирован на сотрудничество с профессиональным сообществом в данном направлении.
Литература
1. Голуб Е. В., Сапрыкин И. С. Инклюзивное образование в высших учебных заведениях России: проблемы и решения // Поволжский педагогический вестник. 2015. №4(9). С. 109114 .
2. Денисова О. А., Леханова О. Л. Методическое обеспечение практики высшего инклюзивного образования // Инклюзия в образовании. 2016. №1(1). С. 46-53.
3. Захаров К. В., Нигматуллина Г. В. Актуальность инклюзивного образования в ВУЗах России // Психология, социология и педагогика. 2016. №1. URL: http://psychology.snauka.ru /2016/01/6276
4. Резник Г. А., Курдова М. А. Развитие инклюзивного образования в вузах России // Экономика и социум. 2015. №11-2 (30). С. 411-420.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
References
1. Golub E. V., Sapryikin I. S. Inklyuzivnoye obrazovaniye v vyisshih uchebnyih zavedeniyah Rossii: problemyi i resheniya [Inclusive education in higher educational institutions of Russia: problems and solutions]. Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik [Povolzhskiy Pedagogical Journal], 2015, no. 4 (9), pp. 109-114.
2. Denisova O. A., Lehanova O. L. Metodicheskoe obespecheniye praktiki vyisshego inklyuzivnogo obrazovaniya [Methodical support of the practice of higher inclusive education]. Inklyuziya v obrazovanii [Inclusion in Education], 2016, no. 1 (1), pp. 46-53.
128 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
3. Zaharov K. V., Nigmatullina G. V. Aktual'nost inklyuzivnogo obrazovaniya v vuzah Rossii [The topicality of inclusive education in Russian universities]. Psihologiya, sotsiologiya i pedagogika [Psychology, Sociology and Pedagogy], 2016, no. 1. Available at: http://psychology.snauka.ru /2016/01/6276
4. Reznik G. A., Kurdova M. A. Razvitiye inklyuzivnogo obrazovaniya v vuzah Rossii [The development of inclusive education in Russian universities]. Ekonomika i sotsium [Economy and Socium], 2015, no. 11-2 (30), pp. 411-420.
5. Federalnyiy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012. no. 273-FZ. [Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru /document/cons doc LAW 140174/
Для цитирования: Брик Л. В., Лощакова А. Б. О процессе формирования системы комплексного сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях технического вуза (на примере ФГБОУ ВО «МГТУ») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 124-129. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-13
For citation: Brik L. V., Loshchakova A. B. Formation of comprehensive support system for students with disability and limited health in the conditions of a technical university (on the example of FSBEI HE "MSTU"). Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 124-129. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-13
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
129