УДК 343 ББК 67.408
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1-148-150
0 ПРОТИВОДЕЙСТВИИ УГРОЗАМ КИБЕРТЕРРОРИЗМА В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Беслан Алексеевич ТАРЧОКОВ, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России [email protected]
Аннотация. Угроза кибертерроризма является весьма актуальной проблемой для государственной безопасности, личности и общества ввиду ее масштабности, которая будет только нарастать по мере развития информационных технологий. Опасность кибертерроризма оказалась намного больше, чем могли ее предвидеть ученые и практики, поэтому борьба с ним является приоритетной задачей государства.
Ключевые слова: глобальная сеть, кибертерро-ризм, преступность, информационные технологии, информационная атака, противодействие.
Annotation. The threat of cyber terrorism is a very urgent problem for state security, the individual and society in view of its scale, which will only increase as information technologies develop. The danger of cyber terrorism turned out to be much greater than scientists and practitioners could have foreseen, so combating it is a priority of the state.
Keywords: global network, cyber terrorism, crime, information technology, information attack, counteraction.
В конце XX в. и начале XXI в. произошедший переход мирового сообщества из индустриального в постиндустриальный период обусловил повсеместное внедрение достижений информационных технологий и их распространение во все сферы деятельности государства, человека и общества. Данное явление породило между странами новую гонку (теперь информационную), направленную на достижение и удержание информационного превосходства.
Глобальное информационное пространство, став одной из ключевых инфраструктур современного постиндустриального общества, наряду с позитивными изменениями породило и ряд деструктивных последствиий для мирового сообщества, наиболее опасными из которых являются киберпреступность, кибертерроризм, информационные атаки на банковскую, государственную, военную, информационную сферы [2; 8].
Сказанное обусловливает актуальность проблемы кибертерроризма практически для всех государств; и прежде чем подвергнуть анализу рассматриваемую тему, разберемся с применяемой терминологией.
Современная юридическая наука не дает однозначного определения понятию «кибертер-роризм», однако выделяет две основные точки зрения на данную проблему.
Сторонниками первого подхода кибертерро-ризм рассматривается в виде преступления, совершаемого в виртуальном пространстве, направленного на «покушение на жизнь людей и способствующего нарастанию напряженности в обществе в целях достижения преимущества при решении политических, экономических и социальных задач» [3]. Иначе говоря, в данном аспекте кибертерроризм отождествляется с обычными террористическими актами, совершаемыми террористическими организациями.
Последователи второго подхода рассматри-ва.ют данное явление в качестве преднамеренной атаки на информационную инфраструктуру с целью нарушения общественной безопасности, запугивания людей или провокации вооруженного конфликта. Следовательно, здесь кибертерроризм идентифицируется с информационным оружием [1; 5].
Со своей стороны мы хотим отметить, что оба подхода в целом раскрывают сущность данного явления. Став неотъемлемой частью ин-
№ 1/2021
формационного общества, кибертерро-ризм обусловливает происходящие практически ежедневно тысячи вирусных атак. Поскольку Интернет проник во все сферы и области жизнедеятельности, отдельные лица получили возможность использовать его в преступных деяниях.
Деятельность террористов в глобальном информационном пространстве по- ^ пуляризуется путем распространения террористической идеологии и дезинформации, а также посредством поддержания устойчивых внутренних связей в террористических группировках. В глобальном пространстве происходит и вербовка новых членов в бандформирования, финансируются террористические организации, создаются планы террористических атак, покупается и продается оружие и боеприпасы. При этом, ввиду повышенной анонимности глобального пространства, виртуальный террорист не оставляет следов преступления, в результате чего его обнаружение и нейтрализация практически невозможны [3; 5].
Главная задача, преследуемая кибертерро-ристами, состоит в намерении оказывать влияние на политическую власть как в отдельно взятой стране, так и во всем мире.
Характеризуя направленность кибертерро-ризма, следует отметить, что его отличает реальное, непосредственное воздействие на людей и общество в целом в устрашающих целях, когда начинает распространяться паника ввиду ослабленного чувства социальной защищенности. Кибератаки направлены против объектов инфраструктуры и совершаются путем прямого использования возможностей сети Интернет. Для осуществления кибератак преступникам достаточно использовать современные гаджеты с выходом в Интернет. Не зря ученые и практики считают, что компьютерный террорист с ноутбуком может причинить больше вреда, чем вооруженный бомбами террорист, так как первый может атаковать любую сферу жизнедеятельности общества [6; 7].
В числе наиболее часто совершаемых кибе-ратак выступают:
■ разрушение отдельных физических элементов информационного пространства в целях разрушения или создания помех в работе сетей атомных электроподстанций, а также авиационных диспетчерских;
■ кража или уничтожение информации путем взлома системы защиты или внедрения вирусов;
■ рассекречивание закрытой информации;
■ захват каналов СМИ с целью распространения ложной информации;
■ уничтожение или подавление линий связи и т.д. [3].
Орудием террористов в данном случае выступает вредоносное программное обеспечение, в том числе компьютерные вирусы, «троянские кони», «черви», «логические бомбы».
При этом кибертерроризм отличает то, что потенциальными возможностями цифровой реальности пользуются как запрещенные террористические организации, так и легитимные правительства, которыми, как мы помним, был осуществлен перехват систем управления военными спутниками и выведены из строя системы ПВО Ирака во время проведения спецоперации «Буря в пустыне» [2; 4].
Таким образом, кибертеррористические атаки следует характеризовать необратимостью последствий, и задача современного общества состоит в выработке мер противодействия этому явлению. Работу в данном направлении, по нашему мнению, целесообразно проводить по следующим направлениям:
■ организовать сотрудничество государственных и негосударственных учреждений, результатом взаимодйствия которых выступит предовращение в открытых сетях кибертеррористических угроз;
№ 1/2021
■ модернизировать программы обнаружения и нейтрализации незаконного проникновения в информационную систему;
■ разработать нормативно-правовую базу в области обращения с информационными ресурсами с регламентацией прав, обязанностей и ответственности пользователей;
■ создать единое антитеррористическое пространство между странами [5; 7].
Существенное противодействие росту киберп-реступности может оказать также грамотная политика подготовки специалистов в сфере информационной безопасности на основе разработки таких методов обучения, при которых образовательный процесс будет гармонично сочетаться с формированием высоких морально-нравственных качеств для выработки невосприимчивости к совершению компьютерных преступлений.
Обобщая вышеизложенное, отметим особую общественную опасность рассматриваемого явления.
Киберпреступления посягают на широкий круг общественных отношений, затрагивают интересы значительного количества людей и причиняют большой экономический, политический и военный вред государству. Это порождает необходимость создания эффективной комплексной системы мер по предупреждению и противодействию данному явлению.
Библиографический список
1. Бикмухаметов И.И., Зарипова P.C. Ки-бертерроризм как угроза информационной бе-
зопасности // Аллея науки. 2018. Т. 1.№ 2 (18). С. 266—268.
2. Вехов В.Б., Ковалев СА. Проблемы борьбы с кибертерроризмом // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 1 (16). С. 89—93.
3. Журавель В.П. Противодействие угрозе кибертерроризма / / Зарубежное военное обозрение. 2018. № 5. С. 12—16.
4. Кучиты А.В. Кибертерроризм: понятие и меры противодействия // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 6 (33). С. 721—725.
5. Леонова О.Г. Кибервойна и противоборство в цифровом информационном пространстве // Информационное общество. 2018. № 2. С. 43—46.
6. Шамаев А.М. Ценностные аспекты социального взаимодействия как вида профессиональной деятельности сотрудников полиции // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2021. С. 163—165.
7. Шхагапсоев З.Л., Бураева ЛА Киберпре-ступность и киберконфликты в современной России / / Пробелы в рос. законодательстве. 2018. № 3. С. 48—50.
8. Шхагапсоев ЗЛ., Тарчоков БА Противодействие информационным террористическим угрозам как важное направление национальной безопасности государства // Пробелы в рос. законодательстве. 2019. № 5. С. 222—224.
№ 1/2021