Вестник ДВО РАН. 2013. № 2
УДК 599.742.7 (571.6):591.523 (571.56) А.В. АРГУНОВ
О проникновениях амурского тигра в Якутию
Первые документированные сведения о появлении тигра в Якутии относятся к 1827 г. До середины XIXв. заходы тигра в Якутию отмечались еще 3 раза. Проникновения хищника возобновились спустя более полувека. В XX в. заходы тигра отмечались 5 раз, до конца 70-х годов. Последний случай обнаружения следов тигра на территории Якутии произошел в 2012 г. на хр. Сунтар-Хаята (Томпонский район), на 350—400 км севернее от мест прежних появлений.
Ключевые слова: амурский тигр, Усть-Майский район.
On entries of the Siberian (Amur) tiger to Yakutia. A.V. ARGUNOV (Institute for Biological Problems of Cryolithozone SB RAS, Yakutsk).
First records about the tiger entry to Yakutia were made in 1827. In the 19h century the tiger's comings to Yakutia were recorded three times more. In the 20h century tiger appearance was noted 5 times up to the end of1970s. The last finding of the tiger tracks in Yakutia occurred in 2012 in Suntar-Khayata mountain range (Tompon District), 350—400 km northwards from the previous places of registration.
Key words: Amur tiger, Ust-Maisky region.
Материалом для данного сообщения послужили ранее не опубликованные свидетельства местного населения, собранные М. Абрамовой - жительницей с. Эжанцы Усть -Майского района Республики Саха (Якутия), сообщения очевидцев и литературные источники. Некоторые данные приводятся впервые и неизвестны в научных кругах, что в какой-то мере ограничивает познания специалистов о перемещениях амурского тигра за пределы своего ареала в разные периоды. Цель данной работы - на основе фактических материалов описать заходы амурского тигра (Panthera tigris altaica) в Якутию.
В историческое время заходы тигров на территорию Якутии известны с XIX в. Однако в легендах и преданиях автохтонного населения юго-восточной Якутии этот хищник упоминается с давних времен. Сохранилась легенда, что на р. Юдома «неизвестный зверь», напав на людей, убил десятилетнего мальчика и сам был убит его отцом. Существует местное название тигра - «баабыр», что свидетельствует о давних контактах местного населения с этим животным. Как геральдический символ тигр существовал на гербе г. Якутска в XVII в. В государевой печати символ власти якутского воеводы в 1635 г. был описан таким образом: «... на якуцкой бабр (баабыр. - Примеч. автора) в роте несет соболя, высокие горы, трава.» (цит. по: [6]).
В Якутии за два столетия с лишним, начиная с XIX в., отмечено восемь достоверных случаев регистрации амурского тигра и два факта, по поводу которых можно сомневаться (см. рисунок).
Заходы тигра чаще всего наблюдались в юго-восточной части республики в среднем течении р. Алдан в Усть -Майском районе, граничащем с Хабаровским краем. Но иногда тигр появлялся и в центральной Якутии. Сюда он проникал из бассейна Алдана. Судя по всему, на Алдан зверь приходил с побережья Охотского моря по р. Мая через Удский край
АРГУНОВ Александр Валерьевич - кандидат биологических наук, научный сотрудник (Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, Якутск). E-mail: argal2@yandex.ru
Пункты регистраций амурского тигра и следов его жизнедеятельности в Якутии: 1 - Якутский район (центральная Якутия), 1827 г.; 2 - Хангаласский район (центральная Якутия), 1833 г.; 3 - Амгинский район (центральная Якутия), 1846 г.; 4 - Усть-Майский район, р. Аллах-Юнь, первая половина XIX в.; 5 - Усть-Майский район, с. Эжанцы, 1905 г.; 6 - Усть-Майский район, р. Танда, 1929 г.; 7 - Нерюнгринский район, р. Тимптон, 1942 г.; 8 - Усть-Майский район, с. Белькачи, 1978 г.; 9 - Усть-Майский район, р. Мая, 1979 г.; 10 - Томпонский район, р. Дыба (хр. Сунтар-Хаята), 2012 г.
либо с верховьев р. Зея (приток Амура) по р. Учур и другим притокам, стекающим с северных склонов Станового хребта [9].
Первые документированные сведения о тигре в Якутии относятся к 1827 г., когда полит -ссыльным декабристом А. Бестужевым-Марлинским по шкуре неизвестного животного, добытого недалеко от Якутска, был опознан тигр [4, 6, 9].
Несколько позже, в 1833 г., в Хангаласском районе (центральная Якутия) местными жителями был добыт еще один тигр. Третьего тигра отстрелили в 1846 г. в Амгинском районе также в центральной Якутии. Об этих случаях было сообщено И. Сельским, действительным членом Русского географического общества [9, 10].
Вероятно, к первой половине XIX в. относится и факт встречи тигра в Усть -Майском районе, на р. Аллах-Юнь. Неизвестный зверь был замечен охотником О. Захаровым из с. Эжанцы. Зверя определили как тигра. Следует отметить, что коренные жители, для которых охота являлась неотъемлемой частью их жизни, очень хорошо знали представителей местной фауны, поэтому следы тигра, а также само животное при встрече с ним они не могли спутать ни с одним известным им зверем.
Заходы тигра на территорию Якутии снова возобновились спустя более полувека. Тигр появился в 1905 г., также в Усть-Майском районе. Остановимся на этом событии более подробно.
18 ноября 1905 г. (1 декабря по новому стилю) возле с. Эжанцы местными жителями был замечен след неизвестного животного. Зверь нападал на домашний скот, убивал коров и лошадей. 21 ноября из-за участившихся случаев гибели домашних животных от неизвестного зверя группа из восьми охотников во главе с П.С. Захаровым отправилась на поиски этого зверя. Вооружены были охотники ружьями, топором и копьем. В местечке Мааппа Тэнкэтэ, в 14 км от с. Эжанцы, обнаружили останки лошади, задранной хищником. Посоветовавшись, разделились на две группы и начали обходить густые заросли молодой лиственницы. В этот момент хищник напал на двух охотников, огибавших рощу с северной стороны. Перепрыгнув через шедшего впереди М.И. Захарова, хищник напал на С. Петрова. Ошеломленный внезапным нападением, М.И. Захаров растерялся, нанес зверю несколько ударов копьем. Услышав крики и дикий рев зверя, подбежал охотник С.В. Атласов и нанес зверю удар топором по голове, но тигр сшиб его лапой. В то же мгновение пришедший в себя М.И. Захаров воткнул копье в левый бок зверя, а выстрел подбежавшего П.С. Захарова настиг тигра в предсмертном отчаянном прыжке. Выстрел А. Конникова добил зверя. С. Петров умер от полученных ран, а С. Атласов остался на всю жизнь инвалидом. Добытый тигр оказался самцом, имел длину тела 2 м и массу 240 кг [6]. Чуть позже, 9 декабря того же года, в 60 км от места встречи первого животного охотники видели след другого тигра [4, 9].
Туша тигра, добытого в Усть -Майском районе, в замороженном виде была доставлена в Покровск и передана Г.О. Дугласу, бывшему препаратору экспедиции И. Д. Черского, для изготовления чучела. С 1907 г. чучело этого тигра экспонируется в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Е.М. Ярославского [6].
В следующий раз следы тигра в Усть -Майском районе были отмечены в феврале 1929 г. охотниками колхоза «Кэнчээри» во главе с М.И. Апросимовым на р. Танда. Ими был обнаружен след неизвестного животного и остатки съеденного им дикого северного оленя. Впоследствии стало известно, что по р. Аллах-Юнь в местности Алысардах тигр разорил стойбище охотников эвенков.
Зимой 1942 г. в бассейне р. Алдан вблизи границы Якутии с Амурской областью был найден замерший труп тигра без огнестрельных ранений. Шкура этого животного долгое время находилось в личном пользовании одного из жителей Якутска [4, 9]. На этот раз тигр был отмечен несколько юго-западнее от мест прежних появлений. По уточненным данным, мертвый тигр был обнаружен в верховьях р. Тимптон - правого притока Алдана. По сведениям охотников и оленеводов с. Иенгра Нерюнгринского района, на этом участке следы пребывания тигра отмечались вплоть до 1980-х годов.
Более поздние сведения о встречах тигра в Усть -Майском районе Якутии относятся к 1970-м годам. В 1978 г. житель с. Белькачи Н.Н. Абрамов и его спутник по счастливой случайности избежали прямого контакта с тигром. Как рассказывают очевидцы, это случилось на берегу реки во время рыбалки. Хищник подкрался к рыбакам, когда те собирались отчалить на лодке от берега. В этот момент они услышали позади себя рык какого-то зверя и в то же мгновение, оглянувшись, увидели прыгающего на них хищника. Один из рыбаков подставил зверю весло и вовремя увернулся. Зверь пролетел мимо, упал в воду и затем вплавь ушел на противоположный берег.
В марте 1979 г. охотовед Усть -Майского района П.И. Ковлеков с коллегами во время отстрела волков с вертолета по р. Мая заметили с воздуха огромные следы какого-то хищника, но преследовать не стали. Позже они предположили, что эти следы могли принадлежать тигру.
Сенсационная новость об обнаружении следов неизвестного зверя появилась в местной газете для охотников «Аар тайЪа» 29 ноября 2012 г. В интервью газете очевидец С., который предпочел не называть своего имени, рассказал следующее: «В середине сентября 2012 г. мы впятером поехали охотиться в горах Сунтар-Хаята Томпонского района на снежного барана. Ехали по дороге прииска Нежданинское и поднялись вверх по р. Дыбы,
где остановились лагерем на одном из ее притоков. 16 сентября в горах уже лежал снег, а в последущие дни снега намного прибавилось. Недавние следы странного животного мы обнаружили через неделю после приезда в одном из ущелий гор. Вначале мы подумали, что это рысь, однако нас удивили большой размер оставленного на снегу следа и ширина шага этого зверя. В одном месте, где зверь прыгал с камня на камень, на снегу отчетливо остался след от длинного хвоста. Мысли о том, что это может быть рысь, сразу отпали, так как у нее нет длинного хвоста. Далее идя по следу, мы заметили место, где зверь стоял на четырех лапах. Судя по расстоянию между передними и задними лапами это был довольно крупный зверь с длинным туловищем, намного превышающим размеры тела рыси. Когда поднялись вверх на горное плато, то с высоты через бинокль мы наблюдали, что след этого зверя уходил прямо на юг» (перевод с якут. яз. автора).
Последний случай обнаружения следов тигра в столь отдаленном районе Якутии вполне вероятен, несмотря на отсутствие визуализации самого животного. Долина р. Дыбы (географические координаты устья реки 62°33'09.41" с.ш., 138°56'30.38" в.д.), где был обнаружен след зверя, является притоком р. Тыры, исток которой начинается в отрогах хр. Сунтар-Хаята недалеко от истоков р. Аллах-Юнь, впадающей в Алдан око -ло с. Эжанцы с северо-восточного направления, где ранее дважды был зарегистрирован тигр. Исток р. Юдома также начинается с того же хребта, течет она параллельно р. Аллах-Юнь и является правым притоком р. Мая, по которой, вероятно, и пролегали основные пути миграций тигров прежде [9]. Поэтому тигр, если все-таки проник так далеко, вполне мог следовать вверх по притокам Алдана и оказаться в горной системе хр. Сунтар-Хаята. Район, где в 2012 г. обнаружен след животного, удален от прежних мест регистраций тигра на 350-400 км к северу.
Появление амурских тигров в юго-восточной части Якутии, далеко за пределами видового ареала, вызывает особый интерес. Трудно представить себе длительное существование тигра в условиях Якутии, в среднетаежных лиственничных лесах, поскольку амурский тигр как вид сформировался в условиях южной маньчжурской тайги и трофически адаптирован именно к этому ареалу [5, 7, 8, 12, 13]. Холодный климат, высокий снежный покров, малочисленный и бедный состав потенциальных жертв в южных районах Якутии вряд ли могут способствовать полноценному обитанию здесь тигра. Видимо, поэтому, проникнув далеко на север и не находя привычного для себя корма, тигр из-за голода часто шел на контакт с людьми и становился их жертвой. Вполне вероятно, что заходы тигра на север в первой половине XX в. в какой-то мере могли быть синхронизированы с миграцией сибирской косули и благородного оленя с сопредельных территорий Дальнего Востока в южную Якутию, где формировался их ареал [1, 11]. Увязать проникновение хищника на север с глобальным потеплением климата не представляется возможным, так как заходы тигра отмечались как в самые холодные, так и в умеренно теплые периоды. Самое сильное похолодание в азиатской части России на протяжении последних двух столетий имело место на рубеже Х1Х-ХХ вв. В 1902 г. в центральной части Якутии отрицательные температуры воздуха достигали -63°С [3]. Наименьшее похолодание в Сибири отмечено в 1960-1970-е годы. В последние несколько лет среднегодовые температуры повысились на 1-2°С по сравнению с началом XX столетия [2].
Можно допустить, что дальние перемещения амурского тигра за пределы видового ареала в XIX в. являлись следствием высокой численности и широкого распространения вида на Дальнем Востоке, когда эти животные кроме Якутии отмечались вплоть до Забайкалья. Однако причины сверхдальних заходов тигра в XX в. и в наши дни, когда ареал популяции существенно снизился, а численность тигра сократилась до 30-50 особей [7, 13], трудно объяснимы с прежних позиций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аргунов А.В. Формирование ареала и современное распространение сибирской косули (Capreolus pygar-gus, СегШае) в Якутии // Зоол. журн. 2013. Т. 92, № 3. С. 346-352.
2. Гаврилова М.К. Изменение температуры воздуха на территории Азиатской России в Х1Х-ХХ веках // Наука и образование. 2008. № 4. С. 40-44.
3. Гаврилова М.К. Изменения климата в районах вечной мерзлоты на протяжении XX века в России // Влияние климатических и экологических изменений на мерзлотные экосистемы. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007. С. 9-15.
4. Млекопитающие Якутии / В.А. Тавровский, О.В. Егоров, В.Г. Кривошеев и др. М.: Наука, 1971. 660 с.
5. Николаев И.Г., Пикунов Д.Г. Амурский тигр // Красная книга Российской Федерации. Животные. М.: АСТ, Астрель, 2001. С. 648-651.
6. Пестерев В.И. Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах. Якутск: Бичик, 2000. 176 с.
7. Пикунов Д.Г., Середкин И.В., Солкин В.А. Амурский тигр: История изучения, динамика ареала, численности, экология и стратегия охраны. Владивосток: Дальнаука, 2010. 104 с.
8. Пикунов Д.Г., Абрамов В.К., Николаев И.Г. Амурский тигр // Красная книга Приморского края. Животные. Владивосток: АВК «Апельсин», 2005. С. 380-382.
9. Ревин Ю.В. Млекопитающие Южной Якутии. Новосибирск: Наука, 1989. 321 с.
10. Серошевский В.Л. Якуты (Опыт этнографического исследования). 2-е изд. М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.
11. Степанова В.В., Охлопков И.М. Экология благородного оленя Якутии. Новосибирск: Наука, 2009. 136 с.
12. Юдин В.Г. Значение тигра в биоценозах Сихотэ-Алиня // Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов. Иркутск: ГСХА, 2005. С. 370-378.
13. Юдин В.Г, Юдина Е.В. Тигр Дальнего Востока России. Владивосток: Дальнаука, 2009. 485 с.
Новые книги
Нечаев В.А На Сахалине и Курильских островах: рассказы о птицах.
Владивосток: Дальнаука, 2012. - 208 с. - ISBN 978-5-8044-1297-6.
Биолого-почвенный институт ДВО РАН
690022, Владивосток, просп. 100-летия Владивостока, 159
Fax: (4232) 31-01-93. E-mail: ibss@ibss.dvo.ru
В книгу научно-популярного жанра включены рассказы и очерки о птицах о-ва Сахалин и Курильских островов. Приводятся интересные эпизоды из их жизни и сообщается краткая познавательная информация о распространении, среде обитания и биологии птиц. Особое внимание уделяется описанию образа жизни редких и находящихся на грани исчезновения видов птиц, занесенных в Красные книги разного уровня. Автор книги - дальневосточный орнитолог, доктор биологических наук, который в течение 40 лет изучал птиц Сахалинской области.
Для широкого круга читателей - биологов, преподавателей, студентов, школьников, краеведов, туристов и любителей природы.
Stories and sketches are included in the book of a popular scientific genre about birds of the island of Sakhalin and the Kuriles. Interesting episodes from their life are given and short important information on distribution, habitat and biology of birds is reported. The special attention is given to the description of a way of life of the bird species rare and being on the verge of disappearance included in Red books of different levels. The author of the book - the Far East ornithologist, the Dorctor of Biological Sciences who within 40 years studied birds of the Sakhalin region. The book is intended for laymen - biologists, teachers, students, school students, regional specialists, tourists and fans of the nature.
r
Л