Научная статья на тему 'О производстве и использовании тары и упаковки из картона и бумаги'

О производстве и использовании тары и упаковки из картона и бумаги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чемезов А. С.

Все большее значение приобретает упаковка как фактор повышения конкурентоспособности отечественных товаров и их защиты от подделок. Основные потребители упаковочной индустрии заинтересованы в безопасной, привлекательной, экологически чистой и легко перерабатываемой упаковке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О производстве и использовании тары и упаковки из картона и бумаги»

Экономика. Индустрия упаковки и тары

О ПРОИЗВОДСТВЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТАРЫ И УПАКОВКИ ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ

А. С. ЧЕМЕЗОВ,

соискатель, Уральская ГСХА

Все большее значение приобретает упаковка как фактор повышения конкурентоспособности отечественных товаров и их защиты от подделок.

Основные

потребители

упаковочной

индустрии

заинтересованы в

безопасной,

привлекательной,

экологически

чистой и легко

перерабатываемой

упаковке.

Российский рынок упаковки более 10 лет движется по пути интенсивного развития. В условиях технического переоснащения товародвижения объем производства упаковки ежегодно возрастает на 1015%.

Упаковочная индустрия в России оформилась как самостоятельная, динамично развивающаяся отрасль. Реагируя на растущие потребности упаковочного рынка, она привела к появлению в нашей стране новых технологий, отраслевой инфраструктуры и современных предприятий, производящих упаковочные материалы и изделия.

В настоящей статье основное внимание уделяется проблеме производства и использования гофрокартона с улучшенными свойствами.

До настоящего время тароупаковочная отрасль России не имела возможности полностью обеспечить потребителей материалами требуемого качества. Образовавшийся вакуум на рынке упаковки активно заполнили многочисленные зарубежные фирмы, обладающие более развитым промышленным потенциалом и инфраструктурой. Соответственно, существует потребность развития тароупаковочной отрасли России, производящей экологически чистый высокопрочный и влагостойкий упаковочный материал (картон) с возможностью повторного оборота, вторичной переработки или дешевый в утилизации (что нельзя сказать про полимерную тару).

Картонная и бумажная тара занимают ведущее место в тароупаковочной отрасли. Их доля составляет в среднем 50 % от общего потребления и доминирует не только по объемам производства, но и по ши-

The increasing value packing as gets the factor of increase of competitiveness of the domestic goods and their protection against fakes. The basic consumers of the packing industry are interested in safe, attractive, ecologically pure and easily processed packing.

рокой номенклатуре тароупаковочной продукции и ассортименту упаковываемых товаров.

Производство упаковки из картона и бумаги в России в последнее время получило достаточно широкое развитие. Объем производства картона в 2000 году составил 1735 тыс. тонн. Производство тары из гофрированного картона с 1995 года выросло на 24,5 % и составило в 2004 г. около 1100 млн. кв. м.

Несмотря на значительный рост выпуска картонной тары практически отсутствует производство упрочненного и влагостойкого картона. Это не позволяет полностью удовлетворить запросы потребителей, и поэтому не менее 25 % тары из гофрированного картона на российский рынок ввозится из-за

рубежа.

Один из существенных недостатков гофрированного картона - слабая влагопрочность. Это значительно сужает сферу его применения в тех случаях, когда требуется сохранение прочности упаковки в условиях повышенной влажности. Между тем опыт зарубежных стран показывает, что именно применение тары из упрочненного гофрированного картона и картона с защитными свойствами наиболее эффективно, поскольку при этом значительно расширяется область его применения и обеспечивается экономное расходование ресурсов на тару.

Потребность в гофрированном картоне повышенной прочности и влагостойкости в России составляет примерно 120-130 млн. кв.м. в год.

Основными потребителями гофрированной тары, обладающей влагостойкими свойствами являются:

- предприятия - производители мяса птицы и яйца для упаковки охлажденной, замороженной и готовой продукции;

- предприятия мясоперерабатывающей отрасли;

- предприятия молокоперерабатывающей отрасли для - упаковки готовой продукции;

- сельхозпредприятия - производители плодоовощной продукции;

- предприятия машиностроения и химической промышленности;

- предприятия Минобороны.

- предприятия, изготавливающую бытовую технику и радиоэлектронную аппаратуру.

В настоящее время деятельность предприятий и НИИ направлена на изготовление влагостойкого картона по технологии термосклеивания (термосклеенный картон), путем ламинирования его полимерными пленками и покрытия парафиновыми и микровосковыми композициями. Но все эти направления связаны с невозможностью вторичной пере-

Экономика. Индустрия упаковки и тары

работки гофрированного картона, что приводит к дополнительным издержкам и усложнению экологических последствий оборота.

В США разработано новое специальное пластиковое покрытие Polysupreme™, разработанное EvCo Research (Атланта, ДЖорджия). Водо- и жироотталкивающее покрытие сделано из активных компонентов растительных масел и переработанных остатков пластиковых бутылок и контейнеров для пищевых продуктов. Эти составляющие помещаются в огромные высокотемпературные реакторы и соединяются вместе путем молекулярного процесса диффузии. Когда гофрированный картон помещают в репульпатор бумаги, волокна могут быть легко разделены.

В результате вышеизложенного видно, что на российском рынке на сегодняшний день нет в полном объеме перерабатываемого и действительно водонепроницаемого материала. Кроме этого, экономический рост в России увеличит число предприятий - потребителей гофрированного картона с улучшенными качествами, особенно при товародвижении на продовольственном рынке по технологиям мелкооптовой торговли.

Убежден, что данная тема станет дополнительным стимулом для производителей тары и упаковки и позволит продемонстрировать необходимость производства продукции данного направления, потребность в которой очень велика.

Затраты отечественных производителей на упаковку своих товаров оцениваются в 17,9 млрд. долл. США. Средний уровень потребления упаковки составляет около 80 кг на человека. Это значительно меньше, чем в большинстве развитых стран, но рост этого показателя в России выше среднемировых темпов.

Упаковочная отрасль тесно связана практически со всеми секторами российской экономики. В первую очередь с пищевой, косметической, фармацевтической, легкой промышленностью. Здесь роль упаковки вышла за рамки выполнения таких функций, как сбережение товаров, обеспечение их хранения и транспортировки.

В интересах развития национальной экономики и более полного использования леса и лесоматериалов, в том числе вторичных ресурсов лесопромышленного комплекса, считаем важным решение задачи самообеспечения высококачественным картоном для упаковки отраслей народного хозяйства страны. Это позволит снизить зависимость и уязвимость отечественных товаропроизводителей от изменяющейся политической и экономической конъюнктуры на мировом рынке.

Литература

1. Сельское хозяйство России в 2004 году (Экономический обзор) // АПК: Экономика, управление.

- 2005. - №4. - С.22.

2. Чемезов С.М. Агропромышленный комплекс Свердловской области. Состояние и перспективы развития. - Екатеринбург: Издательство УрГСХА, 2004. - 55 с.

3. Упаковочный комплекс Урала (новая версия). - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2003. - 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.