УДК374
О ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВВ. Ширяева
В данной статье рассматривается вопрос об эмоциональном выгорании педагогов дополнительного образования, которое препятствует эффективной работе педагогов. В статье также рассмотрены ресурсы, которые противодействуют эмоциональному выгоранию, специфика профессиональной деятельности педагогов и описаны этапы работы по профилактики данного синдрома
Ключевые слова:эмоциональное выгорание педагогов
Дополнительное образование детей в современной России является неотъемлемой частью основного образования и имеет свою специфику, которую можно определить как целенаправленный творческий процесс, ориентированный на создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию личности детей, расширению границ их социального опыта через организацию сотворчества. Стратегия
взаимодействия педагога и воспитанника, должна быть построена на субъект-субъектных отношениях [4]. Дополнительное образование детей служит не для удовлетворения общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, за что как раз отвечает основное образования, а оно направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей каждой личности, которые
невозможно учесть при массовом образовании. Исходя из вышесказанного, дополнительное образование детей можно определить как:
• иное пространство для познания окружающего мира и себя в этом мире;
• область удовлетворения образовательных потребностей детей, нереализованных в рамках основного образования;
• гибкая система для удовлетворения иных потребностей, интересов детей и их родителей;
• единство воспитания, развития и обучения в «ненавязчивой» форме;
• субъект-субъктный подход в организации деятельности, через сотворчество;
• возможность социализации ребёнка, в свободном самоопределении и самореализации, принятия его индивидуальности и создании ситуации успеха.
Далее правомерно представить специфику деятельности педагогов дополнительного образования, выделяемую С.Б. Серяковой, Т.С. Беляковой, которая заключается:
• в создании психологически комфортной атмосферы;
• в удовлетворении постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и родителей;
Ширяева В.В.- МШ У, аспирант, e-mail: [email protected]
• в создании условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения каждого ребёнка, принятии его как индивидуальности и субъекта взаимодействия;
• в признании за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе направления и вида деятельности, права на пересмотр возможностей в самореализации;
• в создании ситуации успеха для каждого ребёнка, сравнение результатов деятельности ребёнка с его собственными результатами;
• в развитии таких качеств, как активность, самостоятельность, общительность[5].
Именно, поэтому, в дополнительном образовании должны работать полные сил педагоги, которые каждому ребёнку помогут стать личностью, удовлетворить его индивидуальные потребности и запросы их родителей. А это возможно только в том случае, если они сами будут удовлетворены собой, то есть находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром, что необходимо для успешной работы структуры дополнительного образования детей, как неотъемлемой частью основного образования.
Следует отметить, что специалисты, работающие в данной области, не все имеют психолого-педагогическую подготовку, отсутствие которой оставляет особый отпечаток в специфике деятельности педагогов и особым образом влияют на его профессиональную деформацию. Данная категория специалистов подвержена
эмоциональному выгоранию, не смотря на то, что их деятельность призвано считать творческой из-за отсутствия «заежанности» учебного процесса. А причины эмоционального выгорания можно выделить такие, как необходимость в сохранности контингента учащихся, постоянная реклама своего творческого объединения, конкуренция среди педагогов того же или похожего направления деятельности, необходимость участия в мероприятиях различного уровня и др. Эти и другие причины становятся определяющими в возможности возникновения и развития у педагогов УДОД синдрома эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности, которая складывается под воздействием ряда факторов -
предпосылок, которые В.В. Бойко определил как: внешние и внутренние факторы [2]. В противовес этим факторам выгорания правомерно говорить о ресурсах, которые противодействуют этому синдрому.
К внутренним ресурсам (личностным) относится: знания, умения, навыки и опыт работы специалистов, умение адекватно вести и реагировать в сложившихся ситуациях и умении мобилизовать свои силы. Они помогают человеку быть более устойчивым к стрессам и адаптированными к различным ситуациям, которые помогают чувствовать себя успешными и востребованными. Внутренние ресурсы можно условно поделить на четыре уровня:
1) Физиологический уровень: тип нервной системы, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья человека, способы реагирования его организма на стресс.
2) Психологический уровень состоит из трех компонентов: а) эмоционально-волевой компонент -это осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств и эмоций; б) когнитивный компонент - это понимание и принятие причин стресса, нахождение адекватных способов его преодоления, осмысление сложившихся ситуаций, психологическая компетентность, позитивность, рациональность и гибкость мышления; в) поведенческий компонент -это активность, гибкость и коррекция поведения в зависимости от сложившейся ситуации, активизация или дезактивизация поведения.
3) Социальный уровень: социальные роли, статусы, установки, позиции, отношение к другим людям.
4) Духовный уровень делится на: а) вера -убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, которыми можно воспользоваться, если вовремя обнаружить их и реально захотеть ими воспользоваться; б) надежда -убеждённость и готовность встретиться с тем и получить то, чего ожидаешь и очень хочешь; в) любовь - глубокое эмоциональное влечение и уважение к себе, людям и к миру; г) внутренняя сила - мужество быть самим собой и способность сопротивляться жизненным трудностям; вера в себя, надежда на лучшее и любовь ко всему прекрасному.
К внешним ресурсам (социальным) относятся сферы профессиональной деятельности, семейной и личной жизни человека (его свободное время от работы и семьи) [1]. Здесь также правомерно говорить о жизнестойкости педагога, которая необходима в условиях современных реалий. В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает в себя три сравнительно автономных компонента:
• вовлечённость в процесс жизни -убеждённость в том, что участие в происходящем даёт максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлечённости лежит уверенность в себе - восприятие человеком
своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);
• уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать - убеждённость в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);
• принятие вызова жизни - убеждённость человека в том, что всё происходящее с ним события способствуют его развитию за счёт приобретения нового опыта [3].
Более стрессоустойчивыми и менее подверженные синдрому эмоционального выгорания являются те специалисты, у которых есть жизнестойкость. Вся жизнь не сводиться только к работе, есть хобби, увлечения, в которых они реализуют себя, а также есть семья, которая оказывает им эмоциональную поддержку и помощь. Педагог, у которого имеются сильные внутренние и внешние ресурсы дольше остаётся на пике своего профессионального, семейного и личностного благополучия, что просто необходимо для уменьшения степени профессиональной
деформации личности специалиста.
Таким образом, внутренние и внешние ресурсы, которые мы ставит в противовес факторам эмоционального выгорания, могут быть
представлены как система способностей человека к преодолению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций, которые создают основу для самореализации и саморазвития личности педагога, т.к. он всегда должен находиться в непрерывном процессе самосовершенствования.
Для сведения до минимума возникновения синдрома эмоционального выгорания своих сотрудников вУДОД должна осуществляться своевременная целенаправленная психолого-педагогическая работа по профилактики данного синдрома и эмоциональная поддержка сотрудников. Это работа должна быть направлена на гармонизацию внутреннего состояния педагога, нахождению ресурсов, оптимальных решений, возникших трудностей, а так же направлена на повышение удовлетворённости педагогов своей работой и увеличение её эффективности. Данная работа может содержать в себе несколько этапов, которые должны протекать одновременно и взаимообусловлено:
Первый этап психолого-педагогической работы - информирование. Для реализации этого этапа на рабочих местах должно проводиться информирование педагогов о проблемах эмоционального выгорания и его причинах и главное о способах его преодоления. Форма работы может быть различная: стендовая информация, брошюрки, занятия в виде бесед, тренингов по данной проблеме и др. Проводя эту работу, особое внимание необходимо уделять тому, чтобы педагоги
корректно воспринимали информацию. Здесь обязательно должна быть обратная связь: такая как анкеты, личная беседа и т.д.
Второй этап - эмоциональная поддержка. Здесь необходимо по возможности создать для педагогов комфортную обстановку на рабочем месте. Хорошо, если удастся организовать место для отдыха, где педагоги смогли бы расслабиться, снять эмоциональное напряжение и просто отдохнуть между занятиями. Также можно ввести творческие занятия для работников, которые могут проходить, как занятия по танцам, пению, рисованию и в виде других творческих дел. На этих занятиях необходимо научить педагогов находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать их, умению «переключаться» от работы к другому виду деятельности, умению выходить из привычной роли и получать от этого удовольствие и быть готовым к получению нового социального опыта. А главное просто научиться радоваться жизни и по максимуму противостоять эмоциональному выгоранию при помощи тех знаний, умений и навыков, которые предлагает целенаправленная психолого-педагогическая работа по профилактике данного синдрома.
Третий этап работы - создание системы дел, повышающее значимость педагогической профессии. При реализации данного этапа руководителю учреждения необходимо так структурировать свою работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Основными методами здесь должны стать административные воздействия такие как -организация системы публичного поощрения педагогов. Обязательно должна проводиться работа по сплочению коллектива, желательно, чтобы она позволила бы педагогам выйти из привычной роли. Например, участие в спортивных праздниках, совместных поездках на экскурсию, в дома отдыха, в театры и др. И, только когда, в коллективе установится атмосфера безопасности, в которой педагог будет лучше себя чувствовать и будет менее подвержен эмоциональному выгоранию, удовлетворён своей работой, а её эффективность и качество будут находиться на высоком профессиональном уровне.
Описанные выше формы профилактической работы помогут педагогом УДОД:
• развить навыки по профилактике синдрома эмоционального выгорания;
• снизить возможность развития данного синдрома;
• развить внутренние и внешние ресурсы педагогов;
• обрести жизнестойкость и уверенность в
себе.
При своевременном и целенаправленном психолого-педагогическом сопровождении и поддержке деятельности педагога дополнительного образования на рабочем месте будет уменьшаться вероятность эмоционального выгорания, и
повышаться его профессиональный уровень. Ведь педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, что создаёт благоприятные условия для устойчивого развития и эффективности системы дополнительного образования детей, как неотъемлемой части основного образования.
Литература
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М: ПЕР СЭ, 2006. -528с.
2. Бойко В.В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том 6 «Врач, ребенок, родитель». - СПб, 2013, 520 стр.
3. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - №6. - С.87- 101.
4. Серякова С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования. Дисс. ...док.пед. наук. - Москва, 2006. - 503с.
5. С.Б. Серякова, Т.С. Белякова. Основные этапы психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т.9. - № 3-2. - С.189-196.
MocKOBCKHHnegarorHHecKHHrocygapcTBeHHbrayHHBepcHTeT
HOW TO PREVENT EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME TEACHERS OF ADDITIONAL
EDUCATION
V.V. Shiryaeva
This article addresses the issue of emotional burnout of teachers of additional education of children, which hinders effective work of teachers. The article also discussed the resources that counteract burnout, the specificity of the professional activity of teachers and describes the stages of work about the prevention of this syndrome
Key words:emotional burnout of teachers