Микроаэрофильные виды 8,4 8,0
ВСЕГО 71,0 100
При гиперергическом типе воспалительной реакции облигатно-анаэробные бактерии составили 71,5 % участников ассоциаций, факультативно-анаэробные и аэробные 20,5%, микроаэрофильные виды - 8,4 %.
Были различными и показатели суммарной бактериальной обсемененности раневого экссудата при различных типах воспаления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Губин М.А., Харитонов Ю.М., Гирко Е.И. и др. Диагностика и лечение осложнений острой одонтогенной инфекции // Стоматология. -1996, спец. выпуск. - С. 39-40.
2 Дмитриева Н.А. Гнойно-воспалительные осложнения челюстно-лицевой области, структура возбудителей и возможные пути профилактики. Дис. ... канд. мед. наук. - М.: 1993. - 111 с.
3 Дробышев А. Ю. Комплексное лечение больных с флегмонами челюстно-лицевой области с применением тактивина: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М.: 1996. - 25 с.
Резюме: Анализ данных микробиологических исследований за 10 лет позволяет сделать следующие выводы. Наблюдается тенденция к росту гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.
Меняется этиологическая структура гнойно-воспалительных процессов челюстно-лицевой области. Основными возбудителями указанных процессов становятся представители резидентной флоры макроорганизма.
При нормергическом типе этот показатель составил 5,1х105 КОЕ/мл, при гипергическом 7,5х106 и при гиперергическом 5,6х106 КОЕ/мл.
Самое высокое обсеменение раны микроорганизмами было при гипергическом типе воспаления.
Resume: Data analysis microbiology for 10 years led to the following conclusions. Rising trend of inflammatory diseases of maxillofacial area changing etiological structure inflammatory processes maxillofacial region. The main agents of these processes are representatives of the resident flora macroorganism.
УДК 616.31-084-053.88
Ш.Б. СЕМБАЕВА
Городская поликлиника №3 г.Атырау
О ПРОФИЛАКТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ
Из-за высокой распространенности стоматологической заболеваемости среди всех групп населения, в том числе и детского, значительное число его осложнений, являющихся подчас причиной увеличивающегося числа тяжелых воспалительных заболеваний челюстно - лицевой области, продолжает оставаться одной из актуальных проблем стоматологии.
Ключевые слова: полость рта, кариес, челюстно-лицевая область, десна, санация, стоматологические заболевания, осложнения
Стоматологическая заболеваемость остается достаточно высокой среди населения, особенно у детей. Зубы, и временные (молочные) и постоянные, являются важным органом для организма человека. Они нужны для развития речи, формирования челюсти, для жевания. Ведь пищеварительная система является самой важной для жизнедеятельности организма, а начинается она с полости рта, с правильного и тщательного пережевывания пищи.
При больных зубах, даже при их частичном отсутствии, в желудок попадают непрожеванные куски, обрекая человека, тем самым, на гастрит, эрозии. Кроме того, поражение кариесом зуба является благоприятной средой для жизнедеятельности болезнетворных микробов, которые проникая по кровяному и лимфатическому руслу поражают сердечно-сосудистую систему, почки, могут вызвать заболевания суставов. Кариес - довольно распространенное заболевание, особенно энергично он развивается у детей. Основными факторами развития данного заболевания являются:
1. местный - плохой гигиенический уход за полостью рта;
2. общие - наследственность, ослабленная иммунная система, ряд общих заболеваний.
В возникновении кариеса большую роль играет зубная бляшка или бактериальный налет, представляющий собой липкий, невидимый слой и содержащий огромное количество бактерий.
Он присутствует во рту у всех людей. Его можно легко обнаружить, проведя ногтем по зубам снизу вверх: белое вещество на ногте и будет зубная бляшка. При определенных условиях (отсутствие гигиены, ослабленный иммунитет и т.д.) образуется кислота, которая и разрушает эмаль. Поэтому самое простое и доступное средство - это гигиенический уход за полостью рта, который заключается в чистке зубов. При запущенном кариесе возможны осложнения - пульпит и периодонтит. Пульпит никогда не возникает сам по себе, а только как следствие вовремя не вылеченного кариеса. Если кариес - первый шаг к потере зуба, пульпит - уже второй.
Профилактика кариеса из-за его
высокой распространенности среди всех групп населения, в том числе и детского, значительное число его осложнений, являющихся подчас причиной увеличивающегося числа тяжелых воспалительных заболеваний челюстно-лицевой
области, продолжает оставаться одной из актуальных проблем стоматологии. Основными факторами,
обусловливающими возникновение и развитие кариеса, по заключению комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), является сложное взаимодействие факторов полости рта, восприимчивости макроорганизма и влияния внешней среды. В формировании зубной бляшки и развитии кариеса большое значение придается самим факторам
и, прежде всего, неудовлетворительному
гигиеническому состоянию полости рта. Наличие прямой корреляции между степенью микробной загрязненности полости рта и интенсивностью кариеса находит убедительное подтверждение в исследованиях. В условиях острого экономического кризиса население перестаёт уделять внимание своему здоровью, а соблюдение гигиенических навыков пока пе воспринимается как сложившаяся потребность. Вследствие этого, недооценка гигиены полости рта, безусловно, может привести к росту стоматологической заболеваемости, включая острые одонтогенные воспалительные процессы и их осложнения. Клиническими иэкспериментальными
исследованиями доказано значение избытка углеводов в пище как одного из факторов, вызывающих развитие кариеса зубов. Возникший в начале 90-х годов социально-экономический кризис в Казахстане усугубляет ситуацию с рационом питания в сторону повсеместного преобладания углеводов в пище, что будет способствовать росту заболеваемости твердых тканей зубов. К факторам, обусловливающим развитие основных стоматологических заболеваний, относятся также
климато-географические особенности местности, вредные факторы производства.
В Казахстане распространенность кариеса среди населения составляет 75%, а заболевания пародонта 73%. Отмечается высокая стоматологическая заболеваемость среди детей, подростков, лиц пожилого возраста и сельского населения. В Республике Казахстан на сегодняшний день зарегистрировано около 1817 стоматологических организаций, из них 906 в городе и 477 в сельской местности.
В Атырауской области на сегодняшний день зарегистрировано 90 стоматологических организаций, из них 48 в городе и 42 в селе. Государственных организаций - 582, в том числе 27 детских и 39 взрослых, Негосударственный сектор представлен в количестве 88, включая кабинеты и отделения в ЛПУ. По данным официальной статистики института стоматологии РК в Атырауской области число первичных посещений стоматолога взрослым населением составило - 297980, из них 229670 городское население и 68310 сельское население. Число посещений детского населения и подростков составило -105620, из них 70700 городское население и 23850 сельское (рисунок 1).
Рисунок 1 - Число посещений стоматолога в год, жителей Атырауской области
Как видно из рисунка, в Атырауской области имеется существенная разница между стоматологическим здоровьем городского и сельского населения.
Также в Атырауской области обратились по поводу кариеса -156410 жителей, по поводу заболевания пародонтозом 23850 и заболевания слизистой оболочки полости рта - 9170 (рисунок 2).
Рисунок 2 - Обращения жителей Атырауской области
Лечение и профилактика стоматологических заболеваний заключается в предупреждении появлений инфекций и болезней полости рта. Необходимо соблюдать правила гигиены,
по поводу стоматологической заболеваемости
то есть правильно чистить зубы дважды в день, менять зубную щетку необходимо раз в 3 месяца. Чтобы укрепить зубы изнутри, выбирать пищу богатую кальцием и фтором. Посещать
стоматолога раз в полгода и пользоваться услугами профессиональной чистки зубов. Снятие зубных отложений -налета и камня - поможет сохранить красоту и здоровье Ваших зубов. Профилактика стоматологических заболеваний у детей не
менее важна, так как состояние молочных зубов определяет здоровье коренных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Быков В. Л., Кирсанов А. И., Кудрявцева Т. В. и др. Заболевания пародонта // кн. под ред. Ореховой Л. Ю. - М.: Медиа Пресс. - 2004. - 432 с.
2 Статистический сборник «Здоровье населения РК и деятельность организаций здравоохранения в 2011 году». - Астана: 2012 г.
3 Заболевания пародонта. В кн. под ред. Л.Ю. Ореховой // М.: Поли Медиа Пресс, 2004. -391 с
4 Федоров Ю.А., Дрожжина В.А., Блохин В. П. и др. Профилактика и лечение заболеваний пародонта с использованием препаратов, содержащих биологически активные вещества// Новое в стоматологии. - 1966. - Спец. Выпуск, № 4. - С. 50 - 65.
Ш.Б.СЕМБАЕВА
атырау облысы t¥pF ындарыны^ стоматологиялыК АУРУЛАРЫ ЖЭШНДЕ
Туйш: Халы^тыц эртурл1 топтары арасында, эаресе балалар арасында стоматологиялык аурушылды^тыц жш кездесуЫе байланысты, бет-
жа^ суйектщ ауыр туршдеп ^абынуы стоматологияда eзектi сура^тардыщ б^р^ болып саналады.
ТYйiндi свздер: ауыз ^уысы, кариес, бет-жа^ суйек, ^ызыл иек, сауыи^ыру, стоматологиялык аурулар, ас^ыну.
SH.B. SEMBAYEVA
ABOUT PREVENTION, TREATMENT OF STOMATOLOGIC INCIDENCE OF THE POPULATION OF ATYRAUSKY AREA
Resume: Because of high prevalence of stomatologic incidence among all groups of the population including children's, the considerable number of its complications being sometimes the reason of increasing number of a serious inflammatory illness chelyustno - front area, continues to remain one of actual problems of stomatology.
Keywords: oral cavity, caries, maxillofacial area, gum, sanitation, stomatologic diseases, complications
УДК 613.31+378
В.П. РУСАНОВ, А.Т. КОСМАГАНБЕТОВА
Модуль пропедевтики хирургической стоматологи КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова
ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ НА МОДУЛЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
Одним из довольно эффективных методов в учебно-воспитательном процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии является проблемная лекция. При ее чтении лектором выдвигаются спорные положения, с активным вовлечением студентов в обсуждение и совместное решение поставленных проблем. Основная задача проблемной лекции - отвлечь студентов от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной познавательной деятельности Ключевые слова: проблемная лекция, компетенция, медицинское образование, одонтогенный остеомиелит
Медицина - одна из важных областей человеческой деятельности, где вопросы качества и его оценки имеют особое значение. Тот уровень медицинской компетенции, который сегодня получают студенты в вузе, завтра будет предоставлен пациентам. Профессионально-педагогическая деятельность будущего врача-стоматолога и профессионально-психологическая подготовленность самих преподавателей вуза являются залогом высокого качества медицинских услуг. Главное условие выполнения этих задач - повышение качества медицинского образования, обеспечивающееся внедрением новых активных методов обучения в учебный процесс. Одним из довольно эффективных методов в учебно-воспитательном процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии является проблемная лекция. При ее чтении лектором выдвигаются спорные положения, с активным вовлечением студентов в обсуждение и совместное решение поставленных проблем. Основная задача проблемной лекции -отвлечь студентов от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной
познавательной деятельности. Поэтому целесообразно, чтобы поставленные в процессе чтения лекции проблемные вопросы не объяснялись тут же самим преподавателем, а их решение определялось в процессе обсуждения, и к выводам студент пришёл самостоятельно.
Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается совместными усилиями преподавателя и студенческой аудитории. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям. Включаясь в проблему, студенты получают для себя новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии. При этом необходимо отметить, что даже в недостаточно чётком ответе студента на поставленный вопрос, преподаватель должен находить рациональное звено, акцентировать на нём внимание и, тем самым, поощрять студентов к дальнейшей активности. В педагогическом процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии используются несколько