Научная статья на тему 'Проблемная лекция на модуле пропедевтики хирургической стоматологии'

Проблемная лекция на модуле пропедевтики хирургической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
200
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемная лекция / компетенция / медицинское образование / одонтогенный остеомиелит / problem lecture / competence / medical education / odontogenny osteomyelitis

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — В П. Русанов, А Т. Космаганбетова

Одним из довольно эффективных методов в учебно-воспитательном процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии является проблемная лекция. При ее чтении лектором выдвигаются спорные положения, с активным вовлечением студентов в обсуждение и совместное решение поставленных проблем. Основная задача проблемной лекции – отвлечь студентов от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной познавательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the very effective methods in the educational process of the module propaedeutics dental surgery is problematic lecture. At her reading lecturer nominated controversial provisions, with the active involvement of students in discussion and joint solving of problems. The main task of problem lecture to distract students from the mechanical note-taking of the material presented and bring them to the active cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Проблемная лекция на модуле пропедевтики хирургической стоматологии»

Вестник КазНМУ, №4(1) - 2013

стоматолога раз в полгода и пользоваться услугами профессиональной чистки зубов. Снятие зубных отложений -налета и камня - поможет сохранить красоту и здоровье Ваших зубов. Профилактика стоматологических заболеваний у детей не

менее важна, так как состояние молочных зубов определяет здоровье коренных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Быков В. Л., Кирсанов А. И., Кудрявцева Т. В. и др. Заболевания пародонта // кн. под ред. Ореховой Л. Ю. - М.: Медиа Пресс. - 2004. - 432 с.

2 Статистический сборник «Здоровье населения РК и деятельность организаций здравоохранения в 2011 году». - Астана: 2012 г.

3 Заболевания пародонта. В кн. под ред. Л.Ю. Ореховой // М.: Поли Медиа Пресс, 2004. -391 с

4 Федоров Ю.А., Дрожжина В.А., Блохин В. П. и др. Профилактика и лечение заболеваний пародонта с использованием препаратов, содержащих биологически активные вещества// Новое в стоматологии. - 1966. - Спец. Выпуск, № 4. - С. 50 - 65.

Ш.Б.СЕМБАЕВА

атырау облысы t¥pF ындарыны^ стоматологиялыК АУРУЛАРЫ ЖЭШНДЕ

Туйш: Халы^тыц эртYрлi топтары арасында, эаресе балалар арасында стоматологиялык аурушылды^тыц жш кездесуЫе байланысты, бет-

жа^ сYйектiц ауыр тYрiндегi ^абынуы стоматологияда езект сура^тардыц б^р^ болып саналады.

ТYйiндi свздер: ауыз ^уысы, кариес, бет-жа^ сYйек, ^ызыл иек, сауы^тыру, стоматологиялык аурулар, ас^ыну.

SH.B. SEMBAYEVA

ABOUT PREVENTION, TREATMENT OF STOMATOLOGIC INCIDENCE OF THE POPULATION OF ATYRAUSKY AREA

Resume: Because of high prevalence of stomatologic incidence among all groups of the population including children's, the considerable number of its complications being sometimes the reason of increasing number of a serious inflammatory illness chelyustno - front area, continues to remain one of actual problems of stomatology.

Keywords: oral cavity, caries, maxillofacial area, gum, sanitation, stomatologic diseases, complications

УДК 613.31+378

В.П. РУСАНОВ, А.Т. КОСМАГАНБЕТОВА

Модуль пропедевтики хирургической стоматологи КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова

ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ НА МОДУЛЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Одним из довольно эффективных методов в учебно-воспитательном процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии является проблемная лекция. При ее чтении лектором выдвигаются спорные положения, с активным вовлечением студентов в обсуждение и совместное решение поставленных проблем. Основная задача проблемной лекции - отвлечь студентов от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной познавательной деятельности Ключевые слова: проблемная лекция, компетенция, медицинское образование, одонтогенный остеомиелит

Медицина - одна из важных областей человеческой деятельности, где вопросы качества и его оценки имеют особое значение. Тот уровень медицинской компетенции, который сегодня получают студенты в вузе, завтра будет предоставлен пациентам. Профессионально-педагогическая деятельность будущего врача-стоматолога и профессионально-психологическая подготовленность самих преподавателей вуза являются залогом высокого качества медицинских услуг. Главное условие выполнения этих задач - повышение качества медицинского образования, обеспечивающееся внедрением новых активных методов обучения в учебный процесс. Одним из довольно эффективных методов в учебно-воспитательном процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии является проблемная лекция. При ее чтении лектором выдвигаются спорные положения, с активным вовлечением студентов в обсуждение и совместное решение поставленных проблем. Основная задача проблемной лекции -отвлечь студентов от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной

познавательной деятельности. Поэтому целесообразно, чтобы поставленные в процессе чтения лекции проблемные вопросы не объяснялись тут же самим преподавателем, а их решение определялось в процессе обсуждения, и к выводам студент пришёл самостоятельно.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается совместными усилиями преподавателя и студенческой аудитории. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям. Включаясь в проблему, студенты получают для себя новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии. При этом необходимо отметить, что даже в недостаточно чётком ответе студента на поставленный вопрос, преподаватель должен находить рациональное звено, акцентировать на нём внимание и, тем самым, поощрять студентов к дальнейшей активности. В педагогическом процессе модуля пропедевтики хирургической стоматологии используются несколько

Вестник КазНМУ, №4(1) - 2013

проблемных лекций, позволяющие студентам взглянуть на многие теоретические вопросы с иной позиции. В качестве примера приводим проблемную лекцию: «Одонтогенный остеомиелит челюстей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение» В начале лекции предоставляется:

1) план лекции

2) определение одонтогенного остеомиелита

3) этиология и патогенез одонтогенного остеомиелита Подробно изложены теории патогенеза одонтогенного остеомиелита:

1) Эмболическая теория Боброва (1889 г). Лексера (1894 г).

2) Теория сенсибилизации С.М.Дерижанова (1937-1940 г.г.)

3) Нейротрофическая Г.И. Семенченко (1958 г).

4) Эндокринная теория М.М. Соловьева (1969).

После этого студентам было задано 2 проблемных вопроса, которые, как и последующие, высвечиваются на экране:

1. Какую из рассмотренных теорий патогенеза остеомиелита можно исключить как устаревшую?

2. Исходя из рассмотренных нами этиологии и патогенеза остеомиелита, назовите 3 фактора, необходимых для его развития?

Студенты в течение 1-2 минут обсуждают, а затем два студента отвечают на поставленные лектором вопросы. После изложения клиники и дополнительных методов исследования острого одонтогенного остеомиелита были заданы третий и четвертый проблемные вопросы:

3. Как мы уже знаем, что первые рентгенологические признаки одонтогенного остеомиелита челюстей проявляются только через 10-14 суток от начала заболевания, тогда для какой же цели необходима рентгенография челюсти в начале заболевания?

4. Учитывая разобранную нами клинику острого одонтогенного остеомиелита челюстей, укажите различия проявлений в области альвеолярного отростка челюстей при остром одонтогенном периостите и остром одонтогенном остеомиелите?

После довольно подробного рассмотрения комплексных методов лечения острого и хронического одонтогенного остеомиелитов студентам были заданы пятый, шестой и седьмой проблемные вопросы:

5. Почему удаление причинного зуба при одонтогенном остеомиелите является обязательным?

6. Для какой цели назначается десенсибилизирующая терапия?

7. Какие задачи стоят перед врачом при подготовке к операции секвестрэктомии?

Опыт чтения проблемных лекций высококвалифицированными преподавателями модуля показал, что проблемные лекции по хирургической стоматологии способствуют познавательной активности у студентов в усваиваемом учебном материале, необходимом для выполнения теоретических или практических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Андреев В.И. Основы педагогики высшей школы: учебное пособие. - Минск: РИВШ, 2005. - 194 с.

2 Мынбаева А.К., Садвокасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать : учебное пособие. - 4-е изд. доп.-Алматы: 2010. - 344с.

3 Сарсенбаева С.С., Рамазанова Н.Т., Баймаханова Н.Т. Активные методы обучения в медицинском ВУЗе: учебное пособие. - Алматы: 2011. - 36с.

Туйш: Хирургиялы^ стоматология пропедевтикасы модулшдеп о^у-тэрбие урд^нде тиiмдi эдк мэселелi дэрк болып табылады. Дэрккермен о^ылу кезшде мэселелi жагдай тугызылады, студенттер белсендi тал^ылауга ша^ырылады жэне студенттер ^ойылган мэселеш шешедк Мэселелi дэр^щ непзп манаты - бертген материалды механикалы^ толы^тырудан студенттердi аула^тандыру жэне белсендi ^ызметке тарту.

ТYйшдi свздер: проблемалы^ дэрк, 1^узыр, медициналы^ б^м, одонтогендт остеомиелит

Resume: One of the very effective methods in the educational process of the module propaedeutics dental surgery is problematic lecture. At her reading lecturer nominated controversial provisions, with the active involvement of students in discussion and joint solving of problems. The main task of problem lecture - to distract students from the mechanical note-taking of the material presented and bring them to the active cognitive activity.

Keywords: problem lecture, competence, medical education, odontogenny osteomyelitis

УДК 616.31-053.9(479.25)

Ш.Б. СЕМБАЕВА

Городская поликлиника №3 г.Атырау

О САНАЦИИ ПОЛОСТИ РТА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Санация полости рта - это лечебно-профилактический комплекс, который направлен на восстановление пораженных участков во рту и предупреждение болезней в дальнейшем.

Ключевые слова: зубы, кариес, пародонт, пульпит, десна, санация, стоматологические заболевания, зубопротезирование.

Санация полости рта - это комплекс мероприятий, полости рта включает лечение кариеса зубов и устранение

направленных на оздоровление органов полости рта и дефектов тканей зуба путем пломбирования, удаление

предупреждение стоматологических заболеваний. Санация разрушенных зубов и корней, не подлежащих лечению,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.