Научная статья на тему 'О профессионально важных качествах, необходимых ученому'

О профессионально важных качествах, необходимых ученому Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5019
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЁНЫЙ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО / PERSONALITY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY / ACADEMIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцов Е.Е.

В данной статье рассматривается проблема о чертах личности, которые являются профессионально важными для человека, занимающегося наукой. Приводятся мнение ряда исследователей по данному вопросу, таких как А.Роу, Р.Кэттелл, Я.А. Пономарев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES NEEDED A SCIENTIST

This article addresses the problem of personality traits that are important to the professional person involved in science. Reflect the views of some scholars on the subject, such as A. Rowe, R. Kettell, J. Ponomarev.

Текст научной работы на тему «О профессионально важных качествах, необходимых ученому»

творческого самовыражения [5]. Аналитическая фаза состояла в рефлексии практического действия, раскрытии для курсантов того, что было выявлено в ходе их деятельности. Курсанты должны были построить представления о том, что им удалось сделать, как у них изменились знания, умения и навыки, отношение к профессиональной деятельности.

Каждая игра представляла собой раздел тематического плана, объединенного общим замыслом и состоящего из входящих в него отдельных занятий. При этом как формы проведения занятий оставались лекции, остальные занятия были проведены в форме блиц-игр. При этом большинство блиц-игр были организованы по тем основаниям, что и вся игра в целом. Это способствовало тому, что все умения и навыки воспитательной работы у курсантов вузов РВСН формировались неразрывно и в комплексе, что показало достаточно эффективный результат. На протяжении всей игры замысел был прежним, менялись лишь задачи и объекты.

Таким образом, совершенствование организации процесса формирования умений и навыков воспитательной деятельности у курсантов наиболее эффективна при внедрении в практику подготовки курсантов в военном вузе: идей проблемно-деятельностного обучения; организации курсантом собственной мыследеятельно-сти в процессе обучения; поэтапной организация взаимодействия преподавателя с обучаемыми; внедрении в практику обучения де-

ловых и организационно-деловых игр; качественной разработки и применения деловых и организационно-деловых игр в целях формирования умений и навыков воспитательной деятельности у курсантов военных вузов.

Список литературы:

1. Барабанщиков А.В. Самовоспитание и самообразование офицера/ Вопросы воинского воспитания. - М., 1985.

2. Воробьев A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук.- М., 1978.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1973.

4. Коротков Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров: автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1973.

5. Скосарев Ю.П. К разработке модели системы проблемного обучения в вузе // М., 1986.

6. Самойлов В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: дис.. .д-ра пед. наук. М., 2002.

7. Аксёнов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в вузе командного профиля: Автореф. дис.. .д-ра пед. наук. - С-Пб., 2002.

УДК 378

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ, НЕОБХОДИМЫХ УЧЁНОМУ

Одинцов Е.Е., соискатель кафедры педагогики Военного университета, e-mail:OEE1884@mail.rn

В данной статье рассматривается проблема о чертах личности, которые являются профессионально важными для человека, занимающегося наукой. Приводятся мнение ряда исследователей по данному вопросу, таких как А.Роу, Р.Кэттелл, Я.А. Пономарев.

Ключевые слова: учёный, личность, профессионально важное качество.

ABOUT PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES NEEDED A SCIENTIST

Odintsov E., the applicant, Pedagogy chair of the Military University, e-mail:OEE1884@mail.ru

This article addresses the problem of personality traits that are important to the professional person involved in science. Reflect the views of some scholars on the subject, such as A. Rowe, R. Kettell, J. Ponomarev.

Keywords: academic, personality, professionally important quality.

В официальном документе «Модель образования 2020», рассматривается одна из ведущих задач высшего профессионального образования - вовлечение курсантов и преподавателей в фундаментальные исследования, что позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Соответственно актуальной проблемой высшей профессиональной школы становится обучение курсантов способам получения и обработки научной информации путём самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности курсантов, способствующей высвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности в познании.

Учёный - представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. Проблема психологических и интеллектуальных свойств личности ученого, процессы мышления и творчества, механизм открытия, природа гениальности всегда интересовала психологов, философов, социологов [3, С. 32].

Наука многократно обращалась к изучению личностных особенностей психологии ученых, рассматривая их с различных теоретических позиций. Попытки выделить те качества личности, которые свойственны ученому и которые являются специфичными для профессиональной научной деятельности, начали предприниматься в конце XIX - начале ХХ века.

Исследованиями интеллектуальных качеств в разное время занимались Л. Термен, К. Кокс, Дж, Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, Г.С. Альтшуллер. Работы этих ученых показали отсутствие однозначной зависимости между уровнем развития интеллекта и

способностью к научной творческой деятельности, а уровень интеллекта не связан с эффективностью научной деятельности. Изучение специфических свойств ученого началось, когда изучение научного творчества только зарождалось. К работам этого периода относятся работы В. Оствальда и Ф. Гальтона. Проблеме изучения личностных характеристик ученого на основе исследования личности профессиональных ученых были посвящены работы А. Роу, Б. Мансфильд. Значительное влияние на развитие представлений о творческой личности оказали работы Р. Кэттелла. Так же многими учеными были предприняты попытки выделения и классификации ученых по их личностным характеристикам и особенностях поведения. Известны классификации В. Оствальда (классики и романтики), М. Киртона (новаторы, адапторы), Г. Гоу и Д. Вудворта, Г. Селье.

Можно обозначить ряд положений, которые задают особый контекст анализа личности и жизненного пути ученого [3, С. 131132]

Во-первых, личность ученого - достаточно позднее психологическое образование. Оно не может полностью сложиться до начала научной деятельности, поскольку постигнуть смысл этой деятельности, сформировать и, главное, реализовать ценностное отношение к ней можно только внутри нее самой.

Второй момент, специфический для проблемы личности ученого,- это место научной деятельности в структуре ценностей и жизнедеятельности. Если ее субъективная ценность невысока, то вряд ли стоит говорить о данном человеке как о личности в науке.

Третий момент, характеризующий ученого как личность,- как ценности и личностные смыслы воплощаются в конкретных мотивах и установках, регулирующих протекание исследовательской деятельности.

Таким образом, понятие «личность ученого» - это не просто оборот речи, а некая реальность, описываемая через то особое

140 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2015 |

место, которое занимает в жизни человека научная деятельность, через ее субъективную значимость и ценность. В этом и заключается кардинальное отличие психологического рассмотрения ученого как личности от социологического взгляда на него как на представителя профессии

Одной из первых современных исследователей вопросом характерных черт личности учёного занималась А. Роу. В основной ее работе «Становление ученого» [2] были тщательное и всестороннее изучены активно работающие ученые современности. Совокупность эмпирических данных, полученных А. Роу, в дальнейшем была использована другими психологами как материал для интерпретации.

Основываясь на результатах эмпирических исследований, каждый автор выделял свой набор инвариантных личностных свойств, присущих продуктивным ученым.

Значительное влияние на развитие представлений о творческой личности оказали работы Р. Кэттелла [1, с. 119-131], который провел факторный анализ личностных характеристик ученых, используя биографические материалы о деятелях науки прошлого и результаты тестирования современных научных работников. Согласно его данным ученым свойственна выраженная "шизотимия", то есть отрешенность, сосредоточенность на своем внутреннем мире, довольно высокий уровень общего интеллекта, скептицизм и критичность, выше средней сила собственного «Я» и эмоциональная стабильность, сильное стремление к доминированию и влиянию на окружающих, а также «самообуздание», проявляющееся в сдержанности, серьезности, замкнутости, склонности предаваться глубоким раздумьям [1, С 119-131]. Общий вывод Кэттелла состоял в том, что ученый по своей сути интроверт - человек, обращенный внутрь себя самого, фиксированный на явлениях своего внутреннего мира, берущий на себя ответственность за собственные достижения и неудачи, а не приписывающий их действию внешних обстоятельств. Последнее качество является необходимой предпосылкой внутренней свободы и зрелости личности. Сам Кэттелл считал, что его результаты со всей очевидностью показывают, что творческая способность коренится в личности и ее ценностях, а не в познавательных навыках.

После того как индивидом воспринят некий минимальный уровень знаний, более высокий интеллект отнюдь не гарантирует соответствующего уровня его творческой продуктивности. При этом необходимо учитывать, что некоторые личные качества, не имеющие непосредственного отношения к научной деятельности, предрасполагают к творческому мышлению и, следовательно, к научному творчеству.

В статье К.А. Рамуля [4, С. 126-135] была сделана попытка дать в самых общих чертах психологический анализ профессии ученого - выявить в первую очередь путем рассмотрения профессиональной деятельности ученого, некоторые личностные качества и некоторые способности, обладание которыми представляется необходимым или важным для каждого ученого в интересах успешности его научно- исследовательской работы.

Необходимыми или важными для каждого ученого можно считать прежде всего следующие личные качества:

1. Спонтанная любознательность. У «человека науки» должен быть в достаточной мере развит «вкус» к знанию. «Живая любознательность важна для ученого прежде всего в двух отношениях. Она является для него, во-первых, одним из главных стимулов для усвоения необходимых ему специальных знаний и, во-вторых весьма важным стимулом для е собственной научно-исследовательской работы.» [4, С. 138] Поскольку современному ученому при его работе в своей собственной области нередко приходится учитывать также и результаты исследования в других областях знания, то весьма желательно, чтобы работа по собственной специальности не вызывала у ученого с течением времени ослабления интереса к успехам и в других областях исследования.

2. Способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы. Проблемы, с которыми приходиться иметь дело ученому, нередко настолько сложны и трудны, что их решение может быть найдено лишь путем продолжительного и упорного труда. Время, затраченное ученым на решение отдельной проблемы, тем продолжительнее, чем более строгие требования в своей научной работе он ставит самому себе.

3. Сравнительно высокая степень научной одаренности. Научная одаренность предполагает развитие таких способностей как память, творческое мышление, фантазия, наблюдательность.

4. Отдельные черты личности. К ним, кроме любознательности и способности продолжительное время заниматься решением одной проблемы, относятся энтузиазм по отношения к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие. [3, С. 139]

Ученому в его научно-исследовательской работе нередко приходится постоянно или временно, работать с другими людьми. Поэтому ценной для успеха научно-исследовательской работы чертой личности ученого приходится считать способность уживаться с другими людьми, умение ладить с ними. Эта черта личности особенно важна для ученого, руководящего работой целого исследовательского коллектива. Эта же черта является одной из важнейших предпосылок для успеха педагогической работы ученого.

Я.А. Пономарев [3] выделяет следующие четыре блока личностных качеств ученого:

- перцептивные свойства: необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость;

- интеллектуальные: интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний;

- характерологические особенности: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность;

- мотивационные: удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе почти непреодолимое стремление к творческой деятельности.

Таким образом, существует ряд систематик профессионально важных качеств учёного. Их общий перечень включает в себя более сорока наименований. На сегодняшний день повышение роли науки в экономике и управлении обуславливает возрастающую потребность в специалистах, способных применять навыки научно-исследовательской деятельности в решении профессиональных задач.

Литература:

1. Г.Ю. Мошкова Биографический метод и проблема психологии личности учёного. [Текст] / Г.Ю.Мошкова // Биографический метод и проблема психологии личности ученого // Вопр. психологии. -1994. - № 2. - С. 131-141

2. Научно-исследовательская деятельность как элемент системы воспроизводства научных кадров в высшей школе. - Учебник под общ. ред. Балашова В.В.; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Гос. ун-т упр.». - Москва : Гос. ун-т упр., 2009.

3. Я.А. Пономарев Психология творчества // Тенденции развития психологической науки.- М.: Наука, 1988.

4. К.А. Рамуль О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.

5. Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Международной научной конференции. «Модернизация экономики и глобализация»; Москва, 1-3 апреля 2008 г. / Под. ред. Я. Кузьминова, И.Фрумина; Гос.ун-т - Высшая школа экономики. - М. Изд. дом ГУВШЭ, 2008].

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБ1Л | №1 2015 | 141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.