Научная статья на тему 'О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФГБОУ ВО МИЧУРИНСКИЙ ГАУ'

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФГБОУ ВО МИЧУРИНСКИЙ ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макова Н. Е.

Повышение качества профессионального образования, а также приведение его содержания и структуры в соответствие с потребностями рынка труда и требованиями профессиональных стандартов, являются одними из приоритетных задач развития системы образования в Российской Федерации. В статье описывается опыт проведения профессионально-общественной аккредитации в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, как эффективного инструмента совершенствования образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макова Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE MICHURINSKY STATE UNIVERSITY

Improving the quality of vocational education, as well as bringing its content and structure in line with the needs of the labor market and the requirements of professional standards, are among the priorities of the development of the education system in the Russian Federation. The article describes the experience of professional and public accreditation in the Michurinsky State University as an effective tool for improving educational programs.

Текст научной работы на тему «О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФГБОУ ВО МИЧУРИНСКИЙ ГАУ»

УДК 378.1

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФГБОУ ВО МИЧУРИНСКИЙ ГАУ

Наталья Евгеньевна Макова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент начальник центра аккредитации, лицензирования и мониторинга

пешакоуа@шай ,гц Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Повышение качества профессионального образования, а также приведение его содержания и структуры в соответствие с потребностями рынка труда и требованиями профессиональных стандартов, являются одними из приоритетных задач развития системы образования в Российской Федерации.

В статье описывается опыт проведения профессионально-общественной аккредитации в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, как эффективного инструмента совершенствования образовательных программ.

Ключевые слова: профессионально-общественная аккредитация, независимая оценка качества образования.

В соответствии с современными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, одним из механизмов оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, является добровольная профессионально-общественная аккредитация (ПОА).

С целью независимой объективной внешней оценки качества подготовки выпускников, университет не первый год успешно сотрудничает с Союзом «Ленинградская областная торгово-промышленная палата», который с 2015 года осуществляет профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (ст. 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и внесен в Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ Министерства науки и высшего образования РФ [1].

При выборе образовательных программ, выдвигаемых на ПОА, университет руководствуется следующими принципами:

- рекомендуется выносить на ПОА программы при наличии требований к квалификации соответствующих работников в форме утвержденных профессиональных стандартов (как основы ПОА в РФ) и/или сложившейся в образовательной организации практикой ориентации данных программ на требования рынка труда таких работников;

- образовательные программы должны иметь хотя бы один полный цикл реализации (выпуск).

В 2021 году ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ впервые провел профессионально-общественную аккредитацию трех образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата [2]:

- 35.03.04 Агрономия (Агрономия),

- 35.03.05 Садоводство (Плодоовощеводство и виноградарство),

- 35.03.06 Агроинженерия (Технический сервис в АПК).

В 2022 году для проведения профессионально-общественной аккредитации университет подготовил 4 программы бакалавриата и 1 программу магистратуры:

- 36.03.02 Зоотехния (Продуктивное животноводство),

- 38.03.01 Экономика (Экономика предприятий и организаций АПК),

- 38.04.08 Финансы и кредит (Финансовый менеджмент в АПК),

- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика начального образования),

- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Биология и Химия)

Указанные образовательные программы были отобраны не случайно. Они имеют многолетнюю историю, реализуется в университете не один десяток лет, имеют налаженные связи с работодателями, обширную базу предприятий для проведения практики [3]. Некоторые из них являются победителями конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Образовательные услуги».

Программа проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ включает следующие мероприятия:

- проведение самооценки и представление отчета в аккредитующую организацию;

- анализ результатов самооценки (камеральная проверка), формирование состава экспертной комиссии, формирование плана аккредитационной экспертизы;

- проведение выездной аккредитационной экспертизы в согласованный

срок;

- подготовка отчета об аккредитационной экспертизе и его утверждение;

- подготовка и проведение заседания Аккредитационного совета.

В соответствии с порядком проведения профессионально-общественной аккредитации, первым этапом является проведение самообследования образовательных программ.

В ходе самообследования по каждой программе проводится:

- анализ соответствия планируемых результатов освоения образовательной программы (профессиональных компетенций) требованиям профессиональных стандартов;

- соответствие учебно-методических, материально-технических, информационно-коммуникационных и кадровых ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, будущей профессиональной деятельности;

- анализ востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям профессиональных стандартов и работодателей [4];

- выявление лучших практик и значительных достижений по каждой аккредитуемой программе.

Отчеты о самообследовании основных образовательных программ, представленных на ПОА, рассматриваются и утверждаются на заседании учебно-методического совета университета [5].

Отчет являлся основным источником информации для внешних экспертов, чтобы в дальнейшем дать оценку степени соответствия фактического содержания и качества подготовки выпускников стандартам и рекомендациям профессионально-общественной аккредитации, выявления положительных и отрицательных тенденций в образовательной деятельности университета, а также установления причин возникновения и путей решения выявленных в ходе самообследования проблем [6].

На следующем этапе, в ходе камеральной проверки, экспертная комиссия рассматривала помимо отчетов о самообследовании, такие документы и материалы, как:

- матрица компетенций выпускника, формируемых в результате освоения аккредитуемой образовательной программы;

- таблица сопряжения профессиональных стандартов и профессиональных компетенций;

- сведения об учебно-методическом обеспечении образовательной программы,

- сведения о преподавательском составе аккредитуемой образовательной программы;

- сведения о динамике приема и выпуска по аккредитуемой программе,

- сведения о местах проведения практик,

- отзывы работодателей о прохождении обучающимися практик,

- документы, подтверждающие практическую значимость выпускных квалификационных работ выпускников в профильных организациях,

- достижения обучающихся,

- документы, подтверждающие участие работодателей в разработке образовательной программы и в модернизации материально-технической базы;

- документы системы менеджмента качества.

В ходе аккредитационной экспертизы было установлено, что работодатели принимают непосредственное участие в обеспечении учебного процесса и работе государственных экзаменационных комиссий.

Для прохождения учебных и производственных практик обучающиеся направляются на предприятия и организации соответствующего профиля, с которыми заключены договоры о практической подготовке обучающихся. Часть выпускников трудоустраивается по месту прохождения практик [7].

Большинство выпускных квалификационных работ являются актуальными, имеют практическую значимость, о чем имеются положительные отзывы руководства профильных предприятий.

Доля выпускников, прошедших процедуру государственной итоговой аттестации и получивших оценки «хорошо» и «отлично», от общего числа выпускников, составляет 100 %.

Многие преподаватели, обеспечивающие учебный процесс, имеют опыт работы, соответствующий профилю программы.

Установлено, что сформулированные в рабочих программах дисциплин результаты обучения (выраженные в форме знаний, умений, владений) соответствуют знаниям и умениям, указанным в трудовых функциях заявленных профессиональных стандартов.

Выпускающие кафедры тесно сотрудничают с работодателями. Имеются фирменные аудитории, оснащенные при поддержке компаний-работодателей: «РОСТСЕЛЬМАШ»; ООО «Э.П.Ф.» (Кировец); АО «Россельхозбанк»; ПАО «Сбербанк России»; ООО «ФитомагИнтер»; ООО «АгроПроектИнвест»; группа агропредприятий «Ресурс»; группа компаний «Русагро»; группа компаний «Черкизово».

Обучающиеся регулярно становятся победителями и призерами в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, научных конференциях профильной направленности.

Выпускники университета успешно работают в сельскохозяйственном производстве Тамбовской и других областей.

По итогам экспертизы комиссия сделала несколько важных рекомендаций, направленных на развитие и дальнейшее совершенствование образовательных программ университета:

1. В настоящее время цифровизация считается стратегическим приоритетом развития общества, в том числе сферы образования. При этом необходимо обеспечить соответствующий уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, повысить информационную грамотность, в том числе регулярно проходить курсы повышения квалификации по внедрению цифровизации в учебный процесс; расширять перечень разрабатываемых онлайн-курсов соответствующего профиля подготовки и обеспечить их доступность для обучающихся [8].

2. Образовательные программы в полной мере обеспечены учебно-методической литературой. Однако следует активизировать работу ППС по изданию учебников, учебных и учебно-методических пособий с учетом профильности, междисциплинарности и современных достижений в науке и отрасли.

3. Необходимо продолжать работу по развитию материально-технической и учебно-лабораторной базы выпускающих кафедр, используя для этих целей прямые связи с отраслевыми предприятиями и организациями. Развивать сотрудничество с передовыми предприятиями, учреждениями, организациями в профессиональной сфере и соответствующими кафедрами ведущих вузов России, направленное на приобретение обучающимися практических умений и навыков.

4. Проводить регулярный сбор и анализ данных о трудоустройстве и практической деятельности своих выпускников, поддерживать с ними постоянную связь.

По результатам экспертизы, на заседании аккредитационного совета, было установлено, что основные образовательные программы высшего образования ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ соответствует предъявляемым требованиям профессионально-общественной аккредитации.

Общая оценка степени соответствия аккредитуемых образовательных программ установленным критериям варьируется от 90,5 % до 93,3 %.

Пройдя процедуру профессионально-общественной аккредитации, университет получает свидетельства о профессионально-общественной аккредитации заявленных основных профессиональных образовательных программ, а также:

- приоритет при выделении контрольных цифр приема на УГСН, включающие программы, получившие ПОА;

- приоритетное участие в реализации механизмов предоставления государственной поддержки, в том числе по направлениям поддержки экспорта российского образования;

- смягчение (исключение) части требований, связанных с прохождением процедур государственного контроля (надзора) образовательной деятельности, а также учет при прохождении образовательными программами государственной аккредитации;

- удостоверение профессиональным сообществом и работодателями соответствия уровня подготовки выпускников и условий реализации образовательных программ современным запросам рынка труда, профессиональным стандартам;

- повышение конкурентоспособности и укрепление имиджа образовательной организации и реализуемых программ на рынке образовательных услуг;

- укрепление внутренней системы гарантий качества и повышение качества результатов обучения.

Профессионально-общественная аккредитация в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ используется как эффективный инструмент совершенствования образовательных программ для обеспечения качественного и конкурентоспособного уровня образования.

Список литературы:

1. Жидков С.А., Лобанов К.Н., Макова Н.Е. Особенности учебной работы университета в условиях пандемии // Наука и образование. 2021. Т.4. № 4.

2. Лобанов К.Н., Макова Н.Е. Направления улучшения показателей университета в мониторинге эффективности деятельности вузов // Наука и образование. 2021. Т.4. № 4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/4235/4223.

3. Макова Н.Е., Лобанов К.Н. Итоги мониторинга эффективности Мичуринского ГАУ в разрезе аграрных вузов за 2020 год // Наука и образование. 2021. Т.4. № 4.

4. Никонорова Л.И., Картечина Н.В., Макова Н.Е. К вопросу подготовки кадров в АПК // Сборник трудов Всероссийской научно-практической

конференции 13 февраля 2020 года «Инновационные подходы к разработке технологий производства, хранения и переработки продукции растениеводческого кластера». Мичуринск: Издательство Мичуринский ГАУ, 2020. С. 304-306.

5. Жидков С.А., Кириллова С.С., Кирина И.Б. Роль учебно-методического совета образовательной организации в распространении педагогического опыта // Наука и образование. 2021. Т.4. № 1.

6. Короткова Г.В., Коротков А.А., Руднева Н.И., Хабаров С.А., Макова Н.Е. Концепция органического роста: «Зеленый бренд» // Наука и образование. 2019. Т.2. № 4.

7. Симбирских Е.С., Федоряка Н.И., Макова Н.Е., Брянских И.В. Производственная практика - этап формирования будущего современного специалиста // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Сборник докладов по материалам XI Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Книга III. Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ. 2014. 289 с. с. 198-204.

8. Макова Н.Е., Ильченко М.А., Аникьева Э.Н., Филитова А.А., Филитова Е.А., Некрасова Т.А., Михайлова В.С. Информационные технологии в управлении сельским муниципальным образованием как фактор устойчивого развития сельских территорий // Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университета. в IV-х т., том II: Технические науки - Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2016. 118 c. с. 41-45.

UDC 378.1

ABOUT PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION OF

EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE MICHURINSKY STATE

UNIVERSITY

Natalia E. Malkova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor Head of the Center for Accreditation, Licensing and Monitoring

nemakova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. Improving the quality of vocational education, as well as bringing its content and structure in line with the needs of the labor market and the requirements of professional standards, are among the priorities of the development of the education system in the Russian Federation.

The article describes the experience of professional and public accreditation in the Michurinsky State University as an effective tool for improving educational programs.

Keywords: professional and public accreditation, independent assessment of the quality of education.

Статья поступила в редакцию 12.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.