АННОТАЦИЯ
Свиридова Елена Михайловна,
к.п.н., доцент кафедра развития образования АПКиППРО, Николаева Л.А., директор ИУМЦ, Жукова Т.В., Методист УИМЦ г. Дмитров
О ПРОЕКТЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Как можно определить проблемное поле, условия, целевые ориентации, задачи, функции сетевой муниципальной методической службы?
Ключевые слова: «сетевая организация», «сетевое взаимодействие», информационно - учебный методический центр, единая информационная среда, содержание деятельности, методическое сопровождение профессионального роста педагога, партнерское сотрудничество, условия организации сетевого взаимодействия, задачи и функции.
Бурные трансформации конца XX - начала XXI веков повергли в шок человеческие умы:
- лавиной обрушившейся информации; интенсивностью изменений мировых процессов во всем их многообразии, включая сферу образования, как общего, так и профессионального;
- появлением информационной «мировой паутины», обусловившей скорость нарастающих изменений и массовую неспособность к быстрой психологической перестройке на возможность работать в современных условиях на прежнем социальном опыте деятельности.
Фактически, понятие «стабильность состояния общества» - уже история. Мир продолжает интенсивно изменяться, взаимообусловленность динамики этих процессов очевидна. Трансформации и не только информационной сети, но и экономического состояния международного сообщества, включая финансовые системы, природные катаклизмы, кризисы, преобразовательные и созидательные процессы, влияют на качество жизни всех и каждого. На мировом уровне появляются новые классификации государств как по экономическим, интеллектуальным и ресурсным возможностям, так и интеллектуального развития человека, обуславливающих его актуализацию в обществе как «ресурсной единицы», мера ответственности которой растет как за качество собственной жизни, так и будущее страны. Интеллектуальный потенциал старшего поколения уходит, эстафету принимать нынешним поколениям, и не только за судьбу России, но и
Земли, со всем ее многообразием, неповторимостью и единственностью. Рассуждая о сфере образования, ее взаимосвязи с перспективными изменениями развития стран, вспоминается высказывание Генриха VIII Тюдора (1491 - 1547), отвергшего предложение советников о вынужденном сокращении расходов на университеты: «Господа, мы с Вами умрем, и наши косточки истлеют, а университеты будут управлять Англией». Нет, это не акцент на недостаточное внимание государства к образованию России, а желание подчеркнуть прогрессивную роль самой системы образования в перспективном развитии человеческого сообщества. Один из героев мультфильма Э. Успенского (кот Матроскин) выразил чаяние времени на потребность в индивидуальном уникальном человеке коротко и ясно: «У нас не денег, у нас ума не хватает».
Становление и развитие человеческой индивидуальности, как субъекта будущей социальной деятельности, осуществляется целой армией педагогов, создающих условия ее развития и получивших образование в «традиционной» его системе прошлого XX века. К сожалению (а фактически - это символ жизни) люди, приобрели образование «одно на всю жизнь», и однозначно, должны перестроить сознание на «образование через всю жизнь». Ученые (В.В, Гузеев, М.Е. Бершадский, А.И. Савостьянов, Т.Г. Новикова и др.), государственные деятели (А.Д.Медведев, В.В. Путин), да и определенная часть педагогической общественности, реализующая инновационную деятельность, в этих позициях едины.
Информационная и методическая поддержка профессионального роста учителя уже более 50 лет осуществлялась в системе традиционного образования (схема стабильна): по двум вариантам:
- региональные институты повышения квалификации работников образования на всех существующих его уровнях (ИПКРО) обновляли их профессиональные знания один раз в пять лет с отрывом от производства;
- сотрудники методических кабинетов при муниципальных органах управления образованием сопровождали деятельность городских, районных и школьных методических объединений.
Эта система всегда ориентировалась на «унитарную модель образовательного пространства»:
- единые программы и учебные планы;
- унифицированные требования к работе педагогов;
- строго вертикальная организация управления и коммуникации.
В современных условиях явно выявлено противоречие: ситуация в сфере образования в условиях его модернизации изменилась, но содержание, формы ее организации во многом остались прежними. Такая система ПК перестала удовлетворять запросы сообщества учителей, включая индивидуальные, как на содержание образовательной услуги, так и на ее качество. В этой ситуации крайне необходима, как реорганизация содержания ПК, так и организация форм информационной поддержки, но острее эта проблема стоит в региональных и муниципальных образовательных системах. Очень важно сегодня каждому специалисту «чувствовать ветер перемен», иначе сказать - иметь прогностическое видение перспектив развития муниципальных методических служб, заинтересованных в удовлетворении индивидуального запроса учителя. Организацию содержания можно обеспечить на метапредметном обобщающем уровне, именно его освоение в преломлении к предметной профессиональной области получит развертку на множество систем проектирования урока и веер приемов педагогической техники.
Реструктуризация деятельности методической службы Дмитровского района, Московской области в этом году отмечает свое десятилетие. Новорожденный ИУМЦ (информационный учебный методический центр) появился не случайно. Переходный период к постиндустриальной эпохе обусловил поиск инновационных форм сопровождения профессионального роста всего педагогического сообщества, обеспечивающего развитие образовательного поля муниципальной системы образования, включая весь спектр образовательных учреждений. В своем становлении и развитии ИУМЦ преодолел ряд этапов:
- первый - организационный - создание материально - технической базы; решение проблемы ресурсного кадрового обеспечения; разработка структуры методического сопровождения и информационной поддержки сотрудников сферы образования; укомплектование библиотечного фонда, нормативно - правовое
обеспечение деятельности ИУМЦ; создание условий труда и психологически комфортного климата общения; определение роли и места ИУМЦ в иерархии системы образования.
- второй - самоопределенческий -, осуществление анализа существующего проблемного поля в образовательном пространстве района; обоснование актуальности выбора функциональной деятельности сотрудниками ИУМЦ и перехода в инновационный режим сопровождения профессионального роста педагога на всех уровнях управления; разработка структуры учреждения и взаимодействия на основе партнерства; определение режима работы и пр.;
- третий - прогностический - разработка стратегического курса развития образовательного пространства ИУМЦ, обуславливающего как решение проблемы организации курсовой подготовки ПК педагогических работников и специалистов, так и отбор содержания образовательных программ; а также выбор форм, способствующих оптимизации реализуемой деятельности, ориентированной на получение позитивного результата. Определение приоритетов деятельности в условиях переходного периода и модернизации образования. Формирование пакета документов, регламентирующих деятельность каждого сотрудника ИУМЦ. Согласование на всех уровнях управления.
- Четвертый - содержательный - создание системы партнерского взаимодействия с целью качественного обеспечения курсовой подготовки ПК всех уровней управления педагогической деятельностью. Определение инструментария реализации аналитической функции и создания баз данных по направлениям управления качеством процесса ПК и качеством образования (на уровне процесса и результата) на всех этапах годового цикла деятельности. Разработка годовых и месячных циклограмм. Обеспечение системного подхода к работе с ресурсным потенциалом педагогического сообщества района. Обеспечение оптимального движения потоков информации на основе разработки системного мониторинга и т. д.
- Пятый - адаптационный - предполагал изучение содержания деятельности всех «субъектных» ресурсных возможностей муниципальной системы образования района, обновление содержания традиционных занятий в форме августовских конференций, с педагогической общественностью на основе расширения практического контекста инновационной и творческой составляющих и теоретических обобщений. Поиск вариантов управления качеством образования адекватно запросу времени и требованиям Федеральных Государственных Образовательных стандартов.
- Шестой - информатизации образовательного поля - один из самых трудоемких и глобальных инновационных проектов, реализация которого осуществлялась на основе специально разработанной программы. Этот проект обеспечил возможность сберечь время, дефицит которого неописуем, обеспечить открытость образовательного пространства. Усовершенствовать деятельность управленческого и методического корпуса. Обогатить возможности обмена опытом с меньшими затратами времени, обеспечить любые формы визуального представления содержания всех составляющих педагогического процесса: от элемента урока до обсуждения информации на сайте ИУМЦ и участия во Всероссийских конференциях на основе сетевого взаимодействия...
- Седьмой - экспериментальный, инновационный. (международного, федерального и регионального уровня), ориентированный на преобразование педагогической образовательной практики, управление качеством образования и обеспечение этого самого «качества образования» в учебном пространстве урока, курсовой подготовке ПК и т.д.
Муниципальная система образования района и в настоящее время является экспериментальной площадкой (федерального уровня) по проблеме «Управление качеством образования в условиях НСОТ (новой системы оплаты труда)». Наиболее значимым для муниципальной службы ИУМЦ является обеспечение профессионального роста педагогов на основе ресурсного человеческого потенциала и многообразия существующих форм информационной поддержки, включая профессиональный обмен опытом, как на индивидуальном, так и групповом уровне. Актуализация развития инфраструктуры образовательного пространства района адекватна провозглашенной инициативе президента А.Д. Медведева «Наша Новая школа». Приоритетов этой программы несколько, но один из доминирующих - реализация целевой программы Всеобщей компьютеризации образовательных учреждений, включая и сельские ОУ, и предоставление возможности пользования «Интернет - сетью». Проблема значимости данного направления - одна из главных, поэтому и является предметом изучения исследователей, осмысления человеческим сообществом на всех возрастных этапах, внедрения в массовую педагогическую практику на всех ступенях образования и во всех сферах человеческой деятельности. Помощником и советчиком в практической деятельности является множество ученых и специалистов, владеющих компетенциями и предоставляющих ценную информацию на страницах изданий, освещающих инновационную деятельность:
- Сологуб В.А. - специалист мультимедиа программного обеспечения, как средства комплексного представления информации (система множества носителей), обеспечивающего высокую позитивную мотивацию к процессу познания не только школьнику, но и взрослому, осваиваю-
щему основы компьютерной грамотности, как условия реализации индивидуализации обучения в границах урочного обучения и возможности интегрировать различные виды деятельности, [1.С. 66 -71 ].
- Петрикевич Н.О — отдает приоритет языкам программирования, способствующим как росту компьютерной компетенции школьников, так и поддержке их позитивной мотивации в освоении информационных потоков [2, С.69 - 71 ].
- Мирошникова A.A. - формирует проектно - исследовательские компетенции младших школьников на основе использования поисковых систем и компьютерной техники [3, С.57 - 62 ].
- Никулина Н.Н - использует компьютерную программу «Компас - 3 DLT» для создания графических тестов и их использования на уроках черчения, реализация интеграции предметного содержания в процессе профессиональной деятельности и осуществления функции отслеживания результата достижений школьников [4,С.62- 63].
- Чернобай Е.В., к.п.н., проректор по научной работе, рассматривает инновационное средство (интерактивную доску) как возможность получения качественного образовательного результата, осваивая новое поколение электронного ресурса, позволяющее интегрировать возможности комплексного использования, как в развитии личностных качеств, так и в создании эффективной творческой среды в процессе познания [5, С.54 - 55].
- Новиков А.Е., к.п.н., доцент кафедры развития образования АПК и ППРО отдает приоритет информационно - коммуникативным технологиям, способствующим становлению индивидуальности личности на основе использования ресурсных возможностей «Интернет - сети» и международных проектов современных информационных технологий, механизмов выстраивания конструктивного диалога в процессе деятельности [ 6, С.44 - 54].
- Постнова С.А., учитель истории, соискатель ученой степени к.п.н. предлагает приемы педагогической техники развития критического мышления с использованием средств ИКТ и программного обеспечения [7, С.94 - 103].
Это далеко не полный перечень содержания, разработанного научным сообществом, но чаще размышление касается познавательной деятельности подрастающего поколения, которое уже опережает учителя в адаптации к средствам информации последнего поколения, что обостряет потребность курсовой подготовки ПК педагогического сообщества всех уровней управления педагогической деятельностью. Именно эта проблема и активизировала выбор приоритетов деятельности ИУМЦ г. Дмитрова, Московской области.
Развитие единого информационного образовательного пространства района позволило:
- найти и успешно применить разработанные механизмы, как условие презентации ОУ, получившие государственную поддержку в рам-
ках ПНПО (победители национального проекта «Образование»), т. к. они автоматически стали ресурсными центрами трансляции инновационного опыта, передать который линейным, традиционным образом не предоставляется возможным.
- Ускорить разрешение назревшего комплекса проблем образовательного поля района, обеспечив развитие локальной сети и использование мировой информационной Интернет
- сети.
- Актуализировать потребность разработки механизмов рационального использования данного ресурса на основе сетевого взаимодействия с целью обеспечения эффективного управления качеством образования на всех его уровнях адекватно запросу времени, т. к. материальная база информационной сети района, обеспеченная высокоскоростными каналами выхода в мировую паутину.
- Облегчить административное взаимодействие с ОУ сельских школ (их в районе 50% от общего количества) и снизить затраты времени, обусловленные территориальной отдаленностью.
- Обеспечить функционирование ОУ на основе принципа открытости и обеспечить с наименьшими потерями времени движение как оперативной, так и стратегической информации в процессе решения разного рода организационных задач.
- Осуществить разработку программы курсовой подготовки ПК по освоению основ компьютерной грамотности с целью последующего использования ресурса района в «сетевой организации» и «сетевого взаимодействия».
Деятельность по созданию функциональной единой информационной сети района требует осмысления понятий, во избежание искажения смысла реализуемой деятельности: сети, сетевого сообщества, сетевой организации, сетевого взаимодействия, структуры.
Понятия эти имеют историческое происхождение. Сети и сетевые сообщества существовали во все времена, включая далекую древность. Наличие сетей предполагало взаимодействие «субъектов» в процессе решения конкретных вопросов. Сетевые организации возникали в разные исторические эпохи на основе принципа горизонтальных связей (средневековые городские и сельские коммуны), представлявшие собой добровольные людские объединения. Фактически, это кооперативная организация труда. Содержание деятельности таких сетей может быть разным (массовые праздники, коллективный досуг, состязания разного рода.) Такие объединения сохранились в Швейцарии. С позиций философского взгляда - это «метод структуризации общества», названный сетевым. Первоначально был присущ организации первобытных людей.
В постиндустриальную эпоху изменились принципы организации «сети», соответствующей требованиям современной жизни.
«Сетевая организация» (по Е.В. Василевской) -это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения ... новых структур, объединений, учреждений, что придает данной форме гибкость и динамичность.
Быть «узлом сети», значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру осуществления своего содержания, понимать, что . за счет других узлов сети приобретаются дополнительные ресурсы.
«Сетевая организация» - это установка на открытость ОУ, развитие социального партнерства на основе вертикальных и горизонтальных связей между профессиональными «командами», работающими в едином проблемном поле (общие действия, подчиняющиеся определенной логике).
Основной принцип «сетевого взаимодействия» - это система связей, позволяющих апробировать и предлагать педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования, это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Сетевая организация имеет свою форму (связи, многоначалие, включение любого числа субъектов во взаимодействие и т. д.); вариант (например - матричная структура, когда в сети одновременно реализуется несколько проектов), а это определяет наличие количества руководителей адекватно числу проектов, одного постоянного руководителя сетевой организации; общую среду и единое информационное поле.
Принцип «наложения» специальных информационных конструктов субъектов сетевой организации выстраивает взаимодействие.
Основной принцип сетевого взаимодействия - улучшение качества взаимодействия для реализации общих целей проекта, или освоения информационного конструкта, возможно - разрешения проблемного поля.
Достоинства матричного взаимодействия заключаются:
- в интеграции многообразных видов деятельности сетевой организации в рамках реализуемого проекта (проектов);
- в получении качественного результата взаимодействия (в рамках проекта, проектов);
- в актуализации роли руководителя за реализацию проекта (проектов);
- в достижении координации действий на основе гибкого реагирования взаимодействующих субъектов деятельности;
- в развитии каждого субъекта сетевой организации.
Главным условием формирования матричной структуры взаимодействия является наличие развитой сети горизонтальных связей. Состав сетевой организации подвижен, степень гибкости структуры обеспечивает «статус качества» сетевой организации. Научный руководитель сетевой организации - но-
ситель интеллектуального потенциала, коммуникативного, экспертного и т. д., для работы в данный период времени. Главное его качество - готовность обеспечения планируемых результатов слушателей курсовой подготовки ПК, механизмов и способов, если это проект, совместного продукта, если коллективный проект. Методист - руководитель - носитель материального и финансового ресурса, реализующий организацию обмена информацией, комплектование папок «субъектов сетевого взаимодействия».
Возможные процессы сетевого взаимодействия: ориентация на результат; мобильность перегруппировки; согласование процедур; краткосрочность.
Сущность управления:
- руководство дистантным сопровождением курсовой подготовки ПК слушателей разных категорий;
- использование обратной связи в целях реализации индивидуализации обучения, коррекции содержания по ходу;
- аутсорсинг (использование внешних ресурсов), свободное и самостоятельное;
- децентрализация, многообразие ресурсов, использование механизмов реализации;
- специальная организация при отсутствии границ «сетевой организации» (дозирование информационных конструктов, правила оформления информации слушателем; поддержка позитивной мотивации слушателя; дозирование «интервалов времени» на освоение информации);
- работа в условиях менеджмента «без контроля» (принцип добровольности, нет прямого подчинения).
Сетевая организация формирует:
- новый тип отношений (это явление мирового масштаба);
- координацию и согласование между субъектами сетевого взаимодействия;
- удовлетворенность субъектного запроса на основе адаптации содержания и дифференцированного подхода к категории слушателей;
- механизмы интеграции и согласия соучастников процесса;
- проблемное поле с целью его перспективного разрешения на основе реально существующих возможностей курсовой подготовки ПК.
Проблемное поле:
- разработка нормативно - правового обеспечения сетевой организации;
- разработка механизмов использования ИТ и ИКТ сетебвого взаимодействия субъектов сети;
- разработка сетевой модели ПК сферы образования;
- создание комплекса механизмов становления и развития «рынка консалтинговых услуг», института социального партнерства в условиях сетевой организации.
[версия файла Шр//умм. И - п.ги/соттипШев аврх?са1-по Е.В.Василевская, к.п.н.С.1- 5]
Реализация проекта информатизации единого образовательного поля района продолжается, решен
ряд первоочередных задач, получены определенные
результаты:
1. Налажено горизонтальное взаимодействие с ОУ, как «узлами» «сетевой организации», осуществляется обмен, как ресурсной информацией, так и адресной по функциональной деятельности
2. Разработан комплекс условий допуска участия ОУ в разнообразных профессиональных конкурсах, одно из них - наличие школьного сайта и его системного информационного обеспечения (принцип открытости ОУ).
3. Определено «сетевое сообщество» образовательной направленности - «educational virtual communities»; разработана структура объединения пользователей компьютерных сетей; определены правила социальных норм взаимодействия в виртуальном пространстве.
4. Осуществлен слом вертикальной структуры управления - нормы взаимодействия выращиваются внутри сети. Образовательные учреждения отражают реальные процессы на основе свободного выбора.
5. Осуществлена стандартизация образовательных программ, организационное обеспечение их использования. Осуществляется разработка новой системы ориентиров и норм эффективной деятельности сообщества, ориентированных на достижение результата.
6. Сетевые организации выстраивают свою деятельность на основании образовательных программ, которые стандартизованы адекватно внутрисете-вым критериям (формальные признаки - относительная самостоятельность учащихся, реализующих освоение этих программ), поэтому содержание программ следует нормировать («ядро», способы умственной деятельности). Должны быть разработаны «сетевые стандарты фиксации образовательных результатов», возможно и результата процесса. Необходим «рамочный договор сетевого соглашения», определяющий компоненты взаимодействия в сетевой организации: стандарты материальной финансовой обеспеченности; организационные, включающие конфигурации ее требования к программам, которые выставляются «узловыми ОУ» в сетевое поле, тогда будет открыта возможность получения общего образования в сетевой организации (в России такой опыт уже частично реализуется в рамках эксперимента). Но процесс предполагает включение в сетевые стандарты «процедуры итоговой аттестации».
7. Реализован на оптимальном уровне весь документооборот системы образования района.
8. Общение административного корпуса ОУ осуществляется на основе сетевого взаимодействия.
9. Сотрудники ИУМЦ реализуют ряд направлений деятельности, используя сетевое взаимодействие (представлено ниже).
10. Участие в медиапроектной деятельности и телекоммуникационных олимпиадах.
11. Реализуется собственная проектная деятельность: разработка исследовательских сайтов учащимися; представление авторских сайтов педагогов; межличностное общение в «чате» и «на форуме».
12. Проведение курсовой подготовки ПК педагогов на основе очно - заочных форм обучения с использованием локальных сетей ОУ.
13. Весь комплекс направлений обеспечен ресурсами.
14. Доступность в «Интернет - сеть» коллектив ИУМЦ имеет с 2000 г.
15. Сайт ИУМЦ - iumc - dmitrov.ru., который аккумулирует содержание деятельности по всем реализуемым направлениям внутри системы муниципального образования, включая инновационную деятельность.
16. Технический ресурс компьютерного обеспечения ОУ района - 1350 компьютеров, 127 интерактивных досок, 208 мультимедийных установок в полном комплекте его составляющих 90 компьютерных классов. Часть из них являются «узлами» локальной сетевой организации» и «сетевого сообщества» системы образования района. Выход в «Интернет - сеть» осуществляется по линии XDSL
17. В образовательной деятельности педагоги района используют программное обеспечение (ИКТ) как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
18. В системе ОУ многие кабинеты оснащены персональными компьютерами, что способствует как ускорению процессов образовательной деятельности, так и росту качества образования.
19. Методическое сопровождение инновационной деятельности во многих школах реализуется в медиацентрах с полным комплектом оборудования (семинары, конференции, трансляция инновационного опыта и т. д).
20. Штат медиацентра ИУМЦ укомплектован высоква-лифицированными кадрами (зам. директора по информационным технологиям, методист по информатике, инженер - «сетевик» по обслуживанию технических средств, электроник - лаборант, техник - лаборант).
21. Весь кадровый состав ИУМЦ владеет основами компьютерной грамотности.
22. На основе курсовой подготовки ПК педагоги района вооружены основами компьютерной грамотности (80% учителей от общего их количества). Реализуются разнообразные образовательные программы. Осуществляется инициация педагогов к самообразованию.
23. Сформирована на основе горизонтальных связей сеть партнерского взаимодействия, позволяющая растить компьютерную грамотность педагогов на всех ее уровнях.
24. Отслежена динамика корреляций компьютерной грамотности педагогов и результатов качества образования (тенденция позитивна)
25. Устойчива мотивация к росту профессиональной компьютерной грамотности педагогического сообщества района.
26. Растет количество «узлов» локальной сетевой организации адекватно росту компьютерной грамотности. Сеть ресурсных центров ОУ сформирована.
27. Создано оптимальное количество компьютерных баз данных информационно - аналитической деятельности центра.
Выявлено в процессе деятельности определенное проблемное поле:
- методическая помощь необходима по разработке формата сайта, представлению содержания деятельности, актуализации использования программного комплекса ИКТ.
- Учебники отсутствуют по специальным курсам профильного обучения Реализация профильного обучения в. условиях «подушевой оплаты труда» не отработана.
- Обеспечение правовое и финансовое сетевой организации не отработано в полном объеме.
- В стабильности функционирования «Интернет -сети» наблюдаются перебои Разработка механизмов сетевого взаимодействия. - один из приоритетов дальнейшего развития.
Кадровое обеспечение сетевого взаимодействия в образовательной среде муниципальной сферы образования требует как определения количественного состава, так и распределения функционала деятельности, обеспечивающей непрерывность работы, как корпоративной команды сетевого обслуживания, так и движения информации у системе. Поддержка принципа открытости взаимодействия между всеми субъектами образовательной деятельности требует наличия единых правил для всех соучастников сетевого взаимодействия.
Значимость (преимущества) реализации курсовой подготовки ПК на основе сетевого взаимодействия:
- обеспечение курсовой подготовки ПК на основе оптимальных затрат времени слушателю любой категории;
- удовлетворение индивидуального запроса педагога на содержание курсовой подготовки;
- обеспечение возможности индивидуального консультирования в сетевом взаимодействии;
- реализация условий полной самостоятельности выбора действий, свободного распределения времени работы в сети слушателем;
- предоставление широкого спектра возможностей поиска информации, важен ее отбор, преобразование, представление и т. д.;
- облегчение задачи выявления проблемных, индивидуальных зон профессионального роста, а также возможности планирования индивидуальной траектории деятельности слушателя руководителю курсов;
- в осуществлении реальной возможности диагностики результата процесса повышения квалификации на любом его этапе, что важно для своевременной коррекции содержания и его адаптации к профессиональной готовности учителя,руководителя, специалиста квос-приятию;
- взаимодействие с каждым слушателем в русле конструктивного диалога легче, есть время подумать, выбрать язык общения.
- деловое общение с тьютором в сети обеспечивает педагогу психологический комфорт, так как обеспечена конфиденциальность информационного обмена;
- использование в полном объеме возможностей выбора руководителем спектра форм организации курсовой подготовки ПК на основе: очно - заочной формы, локальных сетей разного уровня; телекоммуникаций (обсуждение на сайте, общение через Web - камеру и др., если есть возможности), использование сотовой связи и электронной почты, в случае затруднений - городского телефона.
Проведение курсовой подготовки повышения квалификации (группа слушателей разного уровня управления педагогическим процессом) на основе сетевого взаимодействие (май - июнь, 2009 г.), проживающих в разных городах (Волжск, В.Луки, Волгоград, Дмитров и др.). Возможность обеспечения непрерывности работы в системе взаимодействия на основе мировой «Интернет - сети», электронной связи, в экстренных случаях - сотовой связи - реальна. Отработано тематическое содержание по проблеме «Проектирование учебного процесса на основе учета индивидуально - типологических особенностей личности учащегося в условиях модернизации образования». Программное обеспечение содержало 5 модулей адекватно заявленной теме, осуществлялось по утвержденному УТП (учебному тематическому плану). В контекст теоретических блоков информации встраивалась практико - ориентированная самостоятельная деятельность педагогов. Режим работы в «Интернет - сети» осуществлялся без сбоев. Задания выполнялись слушателями своевременно, на каждого из них оформлялась личная папка на весь период работы. Фактически осуществлялась индивидуальная работа с каждым педагогом на основе рефлексии выполненных работ, ответная информация готовилась руководителем курсовой подготовки. Сформирован пакет «профессиональных затруднений», типичных для педагогического сообщества России: сложности в понимании терминологии инновационной деятельности, процесс целеполагания нуждается в коррекции, рефлексия «западает» содержания собственной деятельности, в педагогическом процессе учитываются индивидуальные особенности «традиционного, общепринятого, индивидуального подхода». Взаимодействие в сети осуществлялось конструктивно. Перестройка психологического сознания учителя на смену механизмов и способов деятельности в учебном процессе состоялась. Результаты позитивны. Пакетом методической литературы педагоги обеспечены. Определенные выводы сделаны:
- оптимальный режим выполнения заданий одного модуля 5 -7 дней;
- курсовая подготовка не должна проводиться в конце и начале учебного года (перегрузка учителя велика);
- оптимальное число модулей дозирования информации - 6;
- четкий инструктаж должен быть, предельно кратким, иметь ясный текст;
- правила оформления ответа должны оговариваться в инструктивном письме;
- желательно предоставлять свободу выбора зачетной формы слушателю, мотивация будет более устойчива, стрессовая ситуация будет снята.
- Недостаточность материального оснащения информационной сети ограничивает возможности использования многообразия форм в процессе курсовой подготовки.
- Обратная связь подтвердила ценность проведенной работы в сети взаимодействия.
Опыт удачен, но поиск разработки механизмов продолжается, отработка экспертизы - трудоемкая процедура. Оптимально желательно удлинить срок проведения курсовой подготовки до 35 дней. Разработка механизмов преломления к категории слушателей должна иметь несколько вариантов организации содержания.
Литература
1. Сологуб В.А. Мультимедиа технологии и повышение качества образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 1.
2. Петрикевич Н.О. Повышение мотивации учащихся к изучению классических языков программирования в курсе «Информатика». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 4.
3. Мирошникова A.A. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - № 5
4. Никулина Н.Н. Графические тесты на основе компьютерной программы Компас - 3DLT // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5.
5. Чернобай Е.В. Современные подходы и использование средств ИКТ нового поколения на уроках: интерактивная доска в учебном процессе. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009 - № 4.
6. Новиков А.Е. Международные проекты и современные информационные технологии в гражданском образовании школьников. // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - № 4.
7. Постнова С.А. Методы практической реализации технологии критического мышления с использованием средств ИКТ в учебно - воспитательном процессе. //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 2.