2010/1
Литература
1. Голубева Л.В., Чегодаева Т.А. Анализ урока: типология, методики, диагностика. - Волгоград: Учитель, 2007.
2. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразования. - М.: Академия, 1999.
Моргунова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования ПИ Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Morgunova Irina Gennadjevna, candidate of pedagogical science, assistant professor of department of primary and preschool education pedagogy of Pedagogical Institute of Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 371.107 (571.54)
Ж А. Муханаева
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛ ВНУТРИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
В статье описывается опыт создания модели реально действующей образовательной сети в условиях сельской местности.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, межвозрастное взаимодействие, социальное партнерство, сетевые события.
Zh A. Muhanaeva
NETWORK COOPERATION OF SCHOOLS WITHIN A MUNICIPAL DISTRICT AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION AND EFFECTIVENES
OF BUDGET SPENDING
This article describes the real experience of educational network in the rural area.
Key words: network interaction, network events, social partnership, interaction of schoolchildren of different generations.
Современным отражением поиска новых форм взаимодействия стало сетевое взаимодействие, которое в современной литературе интерпретируется применительно к виртуальной среде и социокультурному пространству. Сегодня сети, которые создают условия для возможного действия, но не обеспечивают взаимный интерес субъектов, не столь важны. Появляются сети, порождающие новые человеческие отношения, поддерживающие реальное взаимодействие субъектов, педагогических идей. В данной статье мы рассматриваем один из таких примеров.
Проблема развития сельской школы приобрела особую актуальность в контексте реализации идей профильного обучения, введения института единых экзаменов, общенациональной системы контроля качества образования. Сложность обеспечения профильного обучения в условиях сельской школы актуализировала проблему организации сетевого взаимодействия.
В 2004 г. Сосново-Озерская СОШ №1 совместно с отделом образования района взялась за разработку проекта «Модель профильного обучения в муниципальной образовательной сети Еравнинского района». Образовательная сеть всего района была разбита на три образовательных округа. В каждом из них определена опорная школа, при которой велась основная координационная работа данной сети. Объединение ресурсов, обеспечение открытости школы для создания пространства, развития каждого ребенка - вот главная цель данного проекта.
Вся проблематика проектирования профильного обучения в нашем районе и направления деятельности были четко определены и распределены между руководителями школ и специалистами отдела образования. Разработаны нормативно-правовая база введения профильного обучения, различные модели и формы сетевого взаимодействия, научно-методические основы формирования индивидуальных учебных планов, модель профессионального самоопределения сельских школьников, программа изучения общественного мнения, система сетевого повышения квалификации, основы деятельности Муниципальной экзаменационной комиссии, модель портфолио учащихся района и мн. др.
Ж.А. Муханаева. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛ ВНУТРИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
В связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» и комплексных проектов модернизации образования развитие сети ОУ приобрело новый смысл и качество; обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства при эффективном использовании ресурсов еще более обострило основные противоречия, присущие на сегодняшний день сельским малокомплектным школам, между:
• экономической нецелесообразностью существования малокомплектных школ и необходимостью их сохранения как социокультурного ядра в сельской местности
• необходимостью обеспечения качественного образования и недостатком кадровых, информационно-технологических, материально-технических условий.
• национальным проектированием в системе образования и ограниченностью возможностей сложившихся норм функционирования образовательных учреждений.
В Еравнинском районе на сегодня насчитывается 10 малокомплектных школ с общим контингентом 645 учеников, образовательный процесс в которых обеспечивают 130 учителей. Это значит, что в среднем на каждую из этих школ приходится только 60 учащихся, а на каждый класс - 6 учеников и один учитель на 5 учеников.
Отсюда основной гражданский заказ системе образования от сельского сообщества состоит в том, чтобы сохранить сельские школы как социокультурное ядро деревни и обеспечить доступность качественного образования сельских школьников (Конституция гарантирует равенство всем гражданам).
Подробнее остановимся на деятельности образовательного округа, ресурсным центром которого является Сосново-Озерская СОШ №1. В настоящее время в данную сеть входит 5 школ: Сосново-Озерская СОШ №1 - 520 учащихся, 47 учителей (ресурсный центр), Тулдунская СОШ
- 83 ученика, 18 учителей, Комсомольская СОШ - 94 ученика, 17 учителей, Ширингинская СОШ - 94 ученика, 15 учителей, Гондинская - 48 учеников, 12 учителей, Домнинская начальная школа - 12 учеников, 2 учителя.
Целью проекта «Образовательный округ Найдал» является создание модели реально действующей образовательной сети в условиях сельской местности в контексте историкогеографических, социально-экономических, социо- и этнокультурных ресурсов сельского сообщества района, обеспечение организационно-педагогических условий, способствующих качественному образованию сельских школьников. Организационно-правовой формой существования сети школ является ассоциация (на основе договора о сотрудничестве).
На сегодняшний день в сети реализуются следующие направления деятельности:
• Сетевое повышение квалификации педагогических работников сети
• Экспериментальные площадки сети
• Реализация индивидуальных учебных планов в сети
• Сетевые проекты и сетевые события
Сделаны первые действия реализации данного проекта - учителя объединились в так называемые сетевые творческие мастерские по следующим направлениям:
• «Проектный метод обучения»
• «Социальное проектирование»
• «Формирование универсальных умений учащихся».
• «Сетевые образовательные программы»
Особый интерес и сложность представляют сетевые образовательные программы, над которыми работает проектная группа учителей: В. Д. Самбуева- учитель математики СОСОШ №1, Д.Ш. Дугарова - учитель биологии СОСОШ №1, Б.Б. Бадмаев- учитель математики Ширин -гинской СОШ, Л.Д. Турунхаева - учитель истории Тулдунской СОШ и др. Разработаны сетевые образовательные программы по математике для учащихся 9 - 11 классов по разделам «Модули», «Проценты» (автор В.Д. Самбуева- учитель математики СОСОШ №1). На базе разработанного учителями информационного интегрированного продукта «КМ - школа» начнет реально действовать с нового учебного года система очно-дистанционного обучения в сети.
Успешный опыт реализации ряда инновационных образовательных проектов заставляет говорить о необходимости перевода такой деятельности в качественно иной режим функционирования с более широким ее распространением и созданием условий для включения в инновационные процессы большего числа образовательных учреждений.
2010/1
Так, по инициативе ресурсного центра в Комсомольской, Тулдунской СОШ в экспериментальном режиме с начала нового учебного года вводится модель сельской школы с разновозрастным обучением.
Реализуя данное направление, мы сотрудничаем с экспериментальным лицеем №10 г. Усть -Илимск, на базе которого работает Инновационный центр подготовки кадров по образовательной программе курсовой подготовки учителя разновозрастного обучения для малокомплектной сельской школы. В ноябре 2007 г. состоялись авторские курсы М.М. Батерибиева, канд. пед. наук, директора Усть - Илимского экспериментального лицея при поддержке администрации МО «Еравнинский район». Также в ресурсном центре сети состоялись презентации концепций учебно-методических комплексов по учебным предметам для разновозрастных групп педагогов Комсомольской и Тулдунской школ. Обучение в ходе межвозрастного взаимодействия не только позволяет оптимизировать расходы, но и главное - обеспечить качественное образование. Ведь ни для кого не является новостью, что во многих малокомплектных школах республики уже объединены классы по экономическим причинам, но в то же время учителя не владеют методикой, технологией работы в таких классах и это серьезно сказывается на качестве подготовки школьников и ущемляет права сельского ученика.
Наши расчеты показали, что школа с контингентом в 90 учащихся при переходе на разновозрастное обучение сокращает около 35% часов по учебному плану, это позволяет увеличить стоимость 1 ученико - часа, обеспечивая более или менее приемлемую зарплату учителю, пусть при небольшой нагрузке.
В ресурсном центре (Сосново-Озерской СОШ №1) на старшей ступени обучения действует модель индивидуально-ориентированного обучения учащихся. Данная модель предполагает определенную хронологию деятельности старшеклассника в течение учебного года, включающую различные психодиагностические мероприятия, работу Летней школы выбора, презентации профильных и элективных курсов, составление ИУП, разработку индивидуального расписания, профессиональные пробы, спецкурсы, социальную стажировку, мониторинг, рефлексию и т.д.
Мы предполагаем, что обучение по ИУП внутри сети по расписанию в профильных группах возможно для учащихся 9 - 11 классов, а учащиеся 1 - 8 классов будут обучаться в условиях своей школы, возможно, в разновозрастных группах. Разработаны методические материалы по определению выбора профиля обучения, обследования кадровых ресурсов сети, подходы к составлению сетевого расписания, а также механизм конвертации результатов.
При новой системе оплаты труда учителей создались хорошие условия для развития дополнительного образования: неаудиторную занятость мы планируем в основном направить на организацию дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия. Дополнительное образование, основанное на современных образовательных технологиях, наряду с профильными и элективными курсами, организованной системой дистанционного обучения позволит обеспечить условия для реализации индивидуальной траектории развития сельского школьника и эффективно использовать не только образовательные ресурсы, но и материально-технические и экономические ресурсы.
Таким образом, на данном этапе ключевыми условиями проектов развития сети мы считаем:
- создание внутри сети единого информационного образовательного пространства, развитие дистантных форм обучения, использование современных образовательно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
- соблюдение жесткой логистики проектов ремонта и оснащения не отдельных школ, а уже оформившихся территориально сетей современным оборудованием;
- переподготовка педагогов, руководителей школ;
- организация конструктивного диалога с местным сообществом, родителями учащихся для снижения социальных рисков реструктуризации сети школ;
- наконец, в перспективе обеспечение координации программы развития сети и оценка качества образования. Здесь важно разработать четкий регламент деятельности управления образованием, руководителей школ, общественных институтов, которые обеспечили бы ежегодное обсуждение предложений по корректировке планов развития сети на основе достигнутых результатов.
Таким образом, реализация ПНПО, комплексного проекта модернизации образования РБ способствовала развитию сельских школ, разработке и реализации сетевых форм, так как в новых условиях в одиночку сельской школе обеспечить доступность качественного образования
Г.Н. Попкова. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
наряду с эффективным использованием бюджетных ресурсов практически невозможно. Поэтому на сегодняшний день школы-лидеры сетевого взаимодействия, выполняющие роль ресурсных центров, взяли на себя миссию включения сельских школ в сетевое инновационное пространство. В этом и заключаются социальный смысл, назначение инновационных школ - лидеров.
Муханаева Жаргалма Аюшеевна, директор школы МОУ «Сосново - Озерская СОШ №1» Еравнин-ского района
Muhanaeva Zhargalma Ayusheevna, principal of secondary comprehensive school №1 “Sosnovo-Ozerskaya” of Eravna region.
УДК 37.016
Г.Н. Попкова ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В данной статье представлена модель педагогического сопровождения старшеклассников в процессе профильного обучения. Предполагается, что эта модель позволит обновить формы и методы работы по профессиональному самоопределению.
Ключевые слова: самоопределение, профессиональная ориентация.
G.N. Popkova
TEACHERS’ SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS
This article deals with the model of teachers’ support of senior pupils in the process of profile specialization training. It is supposed that this model allows to renew forms and methods of work on professional selfdetermination.
Key words: self-determination, professional orientation.
Выбор профиля обучения и успешность дальнейшего профессионального самоопределения зависят как от индивидуальных особенностей учащегося, так и от всей совокупности социальных, организационно-педагогических условий, в которых протекает процесс обучения школьников. Новые социально-педагогические условия - демократизация школьной жизни, предоставление образовательным учреждениям некоторой экономической самостоятельности, развитие сферы дополнительного образования и расширение доступа к источникам учебной информации вне школы - позволяют активно включать новые формы организации работы со старшеклассниками, благоприятно влиять на субъекты педагогического взаимодействия. В связи с этим возникает потребность в рассмотрении вопроса о педагогическом сопровождении в процессе профильного обучения, которое неразрывно связано с ориентацией старшеклассников на профессиональное самоопределение.
Проблема педагогического сопровождения в процессе профильного самоопределения молодых людей всегда находилась в центре внимания отечественных ученых. Педагогическое сопровождение рассматривается как помощь подростку в его личностном росте, установка на эм-патийное понимание ученика, на открытое общение (И.А. Фрулин, В.И. Слободчиков); как особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к социальнокультурным, нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (А.В. Мудрик), как направление деятельности педагога в сфере социальнопрофессионального самоопределения молодежи (С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и другие). В понятии педагогического сопровождения отражаются идеи развивающегося взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, А.И. Тубельский), взгляды сторонников «педагогического сотрудничества» (А.В. Адамский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов), мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех социальных и профессиональных групп (И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, А.В. Мудрик и дру-