Научная статья на тему 'О проекте пропорционального регулирования в банковской сфере России'

О проекте пропорционального регулирования в банковской сфере России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / BANK / RUSSIA / GERMANY / BANKING REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденов Шамиль Шагабанович

В статье анализируются планируемый способ пропорционального регулирования в банковской сфере России, предполагающий фактическое включение в банковскую систему специализированных банков. Рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования банковской системы Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROJECT PROPORTIONAL IN THE BANKING SECTOR OF RUSSIA

The article analyzes the planned method of proportionate regulation in the Russian banking sector, involving the actual formation of the specialized banks. Also considers some aspects of legal regulation of the German banking system.

Текст научной работы на тему «О проекте пропорционального регулирования в банковской сфере России»

га™ Ii I ■ Lil/Hf

98 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ УНИВЕРСИТЕТА

Ш-имени O.E. Кугафина (МПОА)

Шамиль Шагабанович УЗДЕНОВ,

заведующий кафедрой банковского права и финансово-правовых дисциплин юридического факультета имени М.М. Сперанского ИПиНБ РАНХиГС, кандидат юридических наук ushamil@mail.ru 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр.1

О ПРОЕКТЕ

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируются планируемый способ пропорционального регулирования в банковской сфере России, предполагающий фактическое включение в банковскую систему специализированных банков. Рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования банковской системы Гзрмании.

Ключевые слова: банк, Россия, Гзрмания, банковское регулирование. DOI: 10.17803/2311-5998.2017.29.1.98-104

SH. SH. UZDENOV, Ph. D. (law), head the Department of banking law and financial and legal disciplines of Law faculty of them. M. M. Speransky ushamil@mail.ru 119571, Russia, Moscow, Prospekt Vernadskogo, 82, str. 1 ABOUT THE PROJECT PROPORTIONAL IN THE BANKING SECTOR OF RUSSIA Review. The article analyzes the planned method of proportionate regulation in the Russian banking sector, involving the actual formation of the specialized banks. Also considers some aspects of legal regulation of the German banking system. Keywords: Bank, Russia, Germany, banking regulation

В пункте 9 поручения Президента РФ от 05.12.2016 № Пр-2346 указано: «Центральному банку Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации в целях стимулирования экономического роста подготовить с учетом международного опыта и представить предложения по развитию финансового рынка, предусмотрев в том числе: реализацию дифференцированного подхода к регулированию деятельности банков...»1.

По этой причине следует обратить внимание на то, что в соответствующем законопроекте, разработанным Банком России, определяется деление банков на имеющие базовую и универсальную лицензии.

Первая группа (фактически «специализированных») банков будет ограничена в операциях по размещению денежных средств по субъектному составу заем-

© Ш. Ш. Узденов, 2017 1 URL: http://www.kremlin.ru.

в

ЕСТНИК ОзмемовШ-Ш аа

uuuDEDPuTrri О проекте пропорционального регулирования УН^Н

УНИВЕРСИТЕТА ^ .—. I—I

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

в банковской сфере России

щиков (например, кредитовать только физических лиц, а также субъектов малого и среднего бизнеса). В связи с этим следует отметить, что достаточно большая часть фактически субъектов малого бизнеса по разным причинам не включены в реестр малых предприятий. Возможность кредитования представителей крупного бизнеса остается в синдицированной форме, но, учитывая отечественную практику в этом вопросе, можно считать, что такие заемщики будут утеряны для данных банков. При этом надо заметить, что ряд соответствующих банков в регионах потеряют своих основных клиентов — так называемых «градообразующих предприятий».

Кроме того, данным банкам будет запрещено открывать корреспондентские счета и вклады в иностранных банках, за исключением размещения гарантийных депозитов для международных платежных систем, а также будет ограничен круг сделок с ценными бумагами (разрешены будут только сделки с бумагами, включенными в высший котировальный список «Московской биржи»).

При этом устанавливаются крайне сжатые сроки: законодательные изменения должны вступить в силу с 1 января 2018 г, после чего банк должен начать процедуры по получению соответствующего статуса и завершить их до 1 января 2019 г Однако банкам с «базовой лицензией» будет позволено в течение 5 лет сохранять заключенные кредитные отношения со всеми заемщиками, но без увеличения объема обязательств.

Банк с «базовой лицензией» может иметь собственный капитал до 3 млрд рублей, а с «универсальной лицензией» — от 1 млрд руб. Кроме того, первым будут предъявлять только пять обязательных нормативов (совокупный и достаточный капитал, два норматива на допустимую концентрацию риска и норматив текущей ликвидности), не будут применяться некоторые пруденциальные коэффициенты (например, размеры крупных кредитных рисков, использование капитала для приобретения акций), а также освободят от обязанности по соблюдению базельских стандартов (за некоторым исключением). Для банков с «базовой лицензией» будут изменены требования по раскрытию информации об управлении рисками (в частности, будут упрощены формы расчета капитала с тем, чтобы разрешить банкам не выполнять требования предоставления информации по Базелю III, сокращен общий объем отчетности). Вместе с этим следует отметить, что на практике у небольших банков выполнение обязательных нормативов зачастую не вызывает особых затруднений.

Банк с «универсальной лицензией», имевший на 1 января 2018 г. капитал менее 1 млрд руб., но не менее 300 млн руб., для продолжения своей деятельности должен будет не позднее 1 января 2019 г. получить «базовую лицензию» или статус небанковской кредитной организации либо статус микрофинансовой компании (соответственно, с аннулированием лицензии на осуществление банковских операций). Для банков с «базовой лицензией» минимальный размер капитала составит 300 млн руб. Р

Банк с «базовой лицензией» сможет получить «универсальную лицензию» не ранее чем через 2 года с даты регистрации изменений в его уставе, связанных с получением «базовой лицензии».

Вместе с тем, несомненно, следует согласиться с необходимостью осуществления особого банковского регулирования и надзора в отношении системно значимых кредитных организаций, указанных в ст. 24 Федерального закона «О банках

П

К к

s К

НАУКИ Ъ

100 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Ч ^^ I

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

и банковской деятельности» и 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Риски, которые несут данные кредитные организации, имеют существенное значение для стабильности всей банковской системы. Бесспорно, уровень рисков, принимаемых на себя кредитной организацией, определяет уровень надзорного влияния, оказываемого на нее Банком России.

На XXV Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге при первоначальном озвучивании председателем Банка России Эльвиры Набиуллиной планов о введении в России «пропорционального регулирования» в банковской сфере было заявлено, что данная модель банковского регулирования не нова и практикуется в Германии и США2. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть особенности правового регулирования банковской системы Германии в части классификации кредитных организаций в зависимости от объемов допустимых для осуществления ими операций и, соответственно, выделения универсальных и специализированных банков.

В Германии юридическое лицо признается кредитной организацией, если в соответствии c Директивой Европейского парламента и совета № 2013/36/EU от 26.06.2013 и Регламентом Европейского парламента и совета № 575/2013 от 26.06.2013 получило право на осуществление вкладных (депозитных) и кредитных операций (требование для всех кредитных организаций ЕС)3, а также является организацией, осуществляющей банковские операции на профессиональной основе или в масштабе, требующего организации коммерческого дела (требования законодательства Германии)4. При этом национальным законодательством Германии определено, что кредитные организации (Kreditinstitute) вправе осуществлять более широкий круг банковских операций:

— вкладные (депозитные) операции;

— операции по выпуску закладных, осуществляя ипотечное кредитование;

— кредитные операции;

— дисконтные операции (покупка векселей и чеков с дисконтом);

— операции по покупке и продаже финансовых инструментов от своего имени, но за счет клиента;

— депозитарные операции с ценными бумагами клиентов;

— операции по выкупу требований по займу до срока их погашения;

— операции по предоставлению гарантий;

— безналичные операции с чеками, векселями и дорожными чеками;

— операции по размещению финансовых инструментов с принятием на себя рисков или по предоставлению соответствующих гарантий;

— действия в качестве центрального контрагента при сделках купли-продажи иными контрагентами.

См.: Эксперт. 2016. № 27 (4—10 июля).

См. подробнее: Ефимова Л. Г. Зарубежное банковское право (банковское право Европейского Союза, Франции. Швейцарии, Германии. США, КНР Великобритании) : монография / отв. ред. Л. Г. Ефимова. М. : Проспект, 2016. С. 128—130.

См.: § 1 Abs. 1 Kreditwesengesetz (KWG) vom 9. September 1998 (BGBl. I S. 2776). С учетом изменений, внесенных 23.12.2016 (BGBl. I S. 3171).

2

3

™^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Узденов Ш. Ш.

О проекте пропорционального регулирования в банковской сфере России

101

При определенных условиях кредитные организации наделяются правом совершать и иные сделки, например эмитировать электронные деньги5.

Для кредитных организаций стран Евросоюза (в частности, Германии) установлены общие требования по минимальному размеру так называемого «первоначального капитала» (Anfangskapital) — 5 млн евро для кредитных организаций, но в национальном законодательстве государств — членов Евросоюза могут быть установлены более пониженные требования к первоначальному капиталу (не менее 1 млн евро) для кредитных организаций, существующих с 15 декабря 1979 г.6 В свя -зи с этим следует напомнить, что по действующему банковскому законодательству России7 минимальный уставный капитал банков — 300 млн руб. (без установления каких-либо «дедушкиных оговорок»), что примерно соответствует требованиям в Евросоюзе. Однако, как было указано выше, в России планируется установить требования к минимальному размеру капитала банков с «универсальной» лицензией 1 млрд руб., что, по официальному курсу Банка России на 1 января 2017 г, составляет около 15,7 млн евро. Сопоставление минимальных требований к капиталу «универсальных» банков в России и Германии становится еще более примечательным при учете уровней экономического развития этих стран.

Вернемся к основным требованиям законодательства Германии по соответствующим вопросам. Порой в качестве участников кредитной системы Германии рассматриваются институты, предоставляющие финансовые услуги (Finanzdienst leistungsinstitute). Однако данные организации формально не являются кредитными организациями и наделяются правом осуществлять сделки из иного перечня, в котором указаны сделки с финансовыми инструментами (например, посредничество, консультирование, организация многосторонней торговой системы, управление), по купле-продаже иностранной валюты, факторинг, финансовый лизинг и иные сделки8. Кроме того, законодательство Германии определяет финансовые организации и иных видов (Finanzunternehmen, Kapitalverwaltungsgesellschaften, extern verwaltete Investmentgesellschaften)9, которые не отнесены к числу кредитных организаций.

Данное выделение кредитных организаций из числа иных организаций финансового рынка осуществлено в целях повышения эффективности государственного надзора на финансовом рынке Германии.

5

6

См.: § 1a Abs. 1 S. 1 Zahlungsdiensteaufsichtsgesetz (ZAG) vom 25. Juni 2009 (BGBl. I S. 1506). С учетом изменений, внесенных 11.03.2016 (BGBl. I S. 396).

См.: Artikel 12 Richtlinie 2013/36/EU Des Europäischen Parlaments und des Rates vom

9 См.: § 1 Abs. 3 KWG.

26. Juni 2013 über den Zugang zur Tätigkeit von Kreditinstituten und die Beaufsichtigung von Kreditinstituten und Wertpapierfirmen, zur Änderung der Richtlinie 2002/87/ Т EG und zur Aufhebung der Richtlinien 2006/48/EG und 2006/49/EG (англоязычное обозначение Директивы — Directive 2013/36/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on access to the activity of credit institutions and the prudential supervision of credit institutions and investment firms, amending Directive 2002/87/ EC and repealing Directives 2006/48/EC and 2006/49/EC). И

См.: статья 11 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

См.: § 1 Abs. 1a KWG. °

П

К k

Й k

НАУКИ Ъ

7

102 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ #4:

Ч ^^ i

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Вместе с тем некоторым из организаций, осуществляющим деятельность на рынке ценных бумаг, но не являющимся кредитными организациями, предоставляется право осуществлять отдельные виды операций, отнесенных немецким законодательством к числу банковских. Например, так называемые Wertpapierhandelsunternehmen при определенных условиях вправе осуществлять:

— операции по покупке и продаже финансовых инструментов от своего имени, но за счет клиента;

— операции по размещению финансовых инструментов с принятием на себя рисков или по предоставлению соответствующих гарантий.

Примечательно, что только эти операции из всех банковских операций разрешается осуществлять специальному виду кредитных организаций, которые не соответствуют определенным требованиям Регламента Европейского парламента и совета № 575/2013 от 26.06.2013, но осуществляют главным образом сделки с ценными бумагами (Wertpapierhandelsbanken)10.

Из этого можно сделать вывод, что в законодательстве Германии предусмотрены виды кредитных организаций, не обладающие правом совершать все банковские операции. В связи с этим представляется необходимым, что банковское законодательство Германии четко не определяет концепцию универсального банка. Однако видовое разнообразие специализированных кредитных организаций Германии постепенно уменьшается. Например, с мая 2005 г. любые кредитные организации, соблюдающие определенные условия, могут совершать ипотечное кредитование, эмитируя закладные11, а не только учреждаемые ранее специализированные ипотечные банки (например, Hypothekenbanken, Schiffspfandbriefbanken и т.д.).

Кроме того, в статистических данных Бундесбанка (центрального банка Германии) указано о наличии 122 кредитных организаций, не относящихся к числу универсальных банков, а именно: 17 так называемых Realkreditinstitute, 21 строительных сберегательных касс (Bausparkassen), 19 так называемых банков специального назначения (Banken mit Sonderaufgaben) и 65 иных кредитных организаций12. Анализ списка и правового положения Realkreditinstitute (термин в законодательстве не применяется) указывает на то, что к таковым отнесены кредитные организации, осуществляющие ипотечное кредитование, а следовательно, не представляющие, с юридической точки зрения, отдельный вид кредитных организаций.

Относительно строительных сберегательных касс (Bausparkassen) следует отметить, что они формально признаются кредитными организациями. Однако их деятельность заключается в привлечении вкладов от своих членов и последующем предоставлении денежного займа для приобретения или строительства жилья13. С учетом сходства правовых конструкций строительных сберегательных касс в Гер-

См.: § 1 Abs. 3d KWG.

См., например: § 1 Pfandbriefgesetz (PfandBG) vom 22. Mai 2005 (BGBl. I S. 1373). С учетом изменений, внесенных 02.11.2015 (BGBl. I S. 1864).

См.: Deutsche Bundesbank, Geld und Geldpolitik: Das Banken- und Finanzsystem, Juli 2015, S. 94.

См.: § 1 Abs. 1, 2 Gesetz über Bausparkassen (BauSparkG) vom 15. Februar 1991 (BGBl. I S. 454). С учетом изменений, внесенных 21.12.2015 (BGBl. I S. 2399).

10

11

12

в

ЕСТНИК ОЗ^ниш- ш-

UUUDCDPUTCT1 О проекте пропорционального регулирования || Д_ ^

УНИВЕРСИТЕТА ~ I—, а **

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА) В банковской сфере России

мании и кредитных кооперативов в России14 представляется, что данные организации лишь с известной долей условности можно отнести к специализированным банкам.

Среди так называемых банков специального назначения указаны банки, которые были созданы в свое время для конкретных целей. Зачастую это учрежденные при содействии региональных властей банки (например, своеобразные банки развития), вышерассмотренные Wertpapierhandelsbankеn, а также организации, которые формально не относятся к числу кредитных организаций. В любом случае термин, «банки специального назначения» не указан в законодательстве, а в статистических данных применяется с учетом влияния, оказываемого на национальную экономику Германии.

Кроме того, к числу специализированных банков отнесены кредитные организации, которые самостоятельно и добровольно ограничивают круг осуществляемых ими банковских операций или обслуживаемых ими групп клиентов, к таковым относятся и.н. «автомобильные банки», специализирующиеся на кредитовании сделок по приобретению автомобилей определенных фирм-производителей (Autobanken), банки, специально созданные для обслуживания определенных концернов (Konzernbanken) и т.д. Однако данная специализация основана не на законодательных требованиях и с юридической точки зрения данные кредитные организации не могут рассматриваться как отдельный вид кредитных организаций.

Таким образом, банковская система Германии от исторически сложившейся модели разнообразных специализированных кредитных организаций практически перешла на модель универсальных банков, что и подтверждается на официальном сайте Бундесбанка15.

В банковской системе США, как известно, после принятия в 1933 г. Закона Гласса — Стиголла (Glass—Steagall Act) применялось разделение банков на «коммерческие», имевшие право осуществлять банковские депозитно-кредитные операции и строго ограниченный круг сделок с ценными бумагам, и «инвестиционные», имевшие право осуществлять широкий круг сделок с ценными бумагами, но факти -чески лишенные права осуществлять стандартные банковские операции. Однако от этого деления фактически отказались, т.к. после финансового кризиса в 2007 г. все крупные инвестиционные банки США изменили свой статус. Кроме того, даже в банковской системе Великобритании, имеющей долгую историю и традиционно характеризующейся большим видовым разнообразием специализированных кредитных организаций, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция по распространению модели универсальных банков16.

Иными словами, опыт правового регулирования банковских систем таких развитых стран, как Германия, США и Великобритания, в условиях масштабного финансового кризиса свидетельствует о необходимости развития банковского регулирования не по пути формирования специализированных банков, а по пути усиления управления рисками кредитных организаций. В этом смысле пропорциональное ре- р

И

И

14 См., например: ст. 1, 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной

кооперации».

15 URL: https://www.bundesbank.de/Redaktion/DE/Glossareintraege/U/universalbank.html. □

16 См.: Andreas Lukas, Unternehmensbewertung und intellektuelles Kapital, 2004, S. 5.

П

К k

S k

НАУКИ Ъ

104

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

гулирование в банковской сфере представляется целесообразным рассматривать как банковское регулирование и надзор пропорционально тем рискам, которые несет соответствующая кредитная организация.

Кроме того, применяя вышеописанный способ планируемого пропорционального регулирования в отечественной банковской сфере, следует учесть, что у российского общества не сформирована культура взаимодействия со «специализированными банками». История развития нашего общества не предоставила широким слоям населения возможности накопить опыт обслуживания у подобных банков17. По этой причине нет никакого сомнения в том, что клиенты банков с «базовой» лицензией отнесутся с недоверием к таким «неполноценным» банкам, что повлечет отток клиентов из этих банков. Вместе с тем на настоящий момент банков с капиталом от 300 млн до 1 млрд руб. несколько сотен. Соответственно, если такое большое количество хоть и небольших по размеру капитала банков лишится существенной доли кредитных портфелей, остатков на расчетных счетах, банковских вкладов, то это, несомненно, негативно отразится на конкуренции в банковской системе, на стабильности банковской системы, и в целом на социально-экономическом развитии России.

С правовой же точки зрения, как нам представляется, разработанный проект дифференцированного подхода к регулированию деятельности банков не просто не учитывает международный опыт, что уже противоречит вышеуказанному Поручению Президента РФ, но и не соответствует указанным в ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» главным целям банковского регулирования и банковского надзора — поддержанию стабильности банковской системы Российской Федерации и защите интересов вкладчиков и кредиторов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ефимова Л. Г. Зарубежное банковское право (банковское право Европейского Союза, Франции. Швейцарии, Германии. США, КНР Великобритании) : монография / отв. ред. Л. Г. Ефимова. — М. : Проспект, 2016. — С. 128—130.

2. LukasA. Unternehmensbewertung und intellektuelles Kapital. — 2004.

3. Deutsche Bundesbank, Geld und Geldpolitik: Das Banken- und Finanzsystem. Juli 2015.

17 Функционирование специализированных государственных банков в Советском Союзе не принимается в расчет по причине кардинальных отличий в социально-экономических, правовых и иных условиях осуществления банковской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.