ЛИТЕРАТУРА
Власкин А. П. Проект «Энциклопедия Ф. М. Достоевского» в контексте развития лексикографии // Проблемы истории, филологии, культуры: науч. журн. — Москва; Магнитогорск; Новосибирск, 2009. — Вып. 2. — С. 780-785.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972-1990. — Т. 14. — 1976. — 510 с.; Т. 15. — 1976. — 623 с.
Щенников Г. К. Мысль о человеке и структура характера у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. — Вып. 2. — Л.: Наука, 1976. — С. 3-10.
Универсализм характеров и типология сознаний // Г. К. Щенников. Целостность Достоевского. — Екатеринбург: УрГУ 2001. — С. 89-144.
THE TYPOLOGICAL AND THE IMMANENT IN THE PORTRAYAL OF F. M. DOSTOYEVSKY'S CHARACTERS (LEXICOGRAPHIC ASPECT)
A. P. Vlaskin
The article tackles the problem of compiling dictionaries or encyclopedias based on F. M. Dostoyevsky's works. But this effort, in the author's opinion, is hampered by the fact that the writer's artistic world is very complex, which is especially true for typological characterization of personages despite different typological conceptions.
Key words: character, implied sense, dictionary, plot context, typological synthesis, literary type, encyclopedia.
© 2011
Т. И. Васильева, А. А. Торшин
О ПРОЕКТЕ АНТОЛОГИИ КОНЦЕПТОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ХХ ВЕКА
В статье освещаются особенности организации Антологии художественных концептов и принципы осуществляемого исследования, обращается внимание на специфику литературоведческого концептного анализа и характер отбора литературного материала.
Ключевые слова: антология, художественный концепт, концептуальный анализ.
Неуклонно возрастающий в последние два десятилетия интерес филологической науки к концептному (концептуальному) анализу проявляется в обилии конкретных исследований и пока единичных работах обобщающего характера, освещающих преимущественно лингвокогнитивный и лингвокультурный аспект
Васильева Татьяна Ивановна — кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы Магнитогорского государственного университета.
Торшин Анатолий Александрович — кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы Магнитогорского государственного университета. E-mail: Ruslit20@mail.ru
означенной проблемы. Впервые анализ широкого круга взаимосвязанных концептов был представлен в сборнике московских лингвистов под руководством Н. Д. Арутюновой «Логический анализ языка. Культурные концепты» (1991). Результат дальнейшей многотрудной работы в этом направлении являют такие издания, как «Константы. Словарь русской культуры» Ю. С. Степанова [Степанов 1997], «Идеи в России» (в 5 т.) под редакцией А. де Лазари [Лазари 19952003], «Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь» под редакцией И. В. Захаренко, В. В. Красных, Д. Б. Гудкова [Захаренко 2004]. Одним из последних исследований такого рода является изданная в 2007 г. на основе диссертационных изысканий лингвокультурологического характера «Антология концептов» (составители В. И. Карасик, И. А. Стернин).
Особо значимым для подготавливаемой Лабораторией литературоведческих исследований при кафедре современной русской литературы МаГУ антологии концептов является упомянутый ранее опыт масштабного изучения концептов, каковым является вышедший в 1997 г. (в дополненном виде переизданный в 2001 и в 2004 гг.) фундаментальный труд Ю. С. Степанова. Его примечательная особенность — сочетание современных значений слов, представляющих важнейшие концепты русской культуры с этимологическим их анализом, что позволяет учёному на основе многочисленных источников проследить развитие константных концептов от дописьменной эпохи до настоящего времени. Ещё одна знаменательная черта этого словаря — гнездовой способ структурирования, обеспечивающий объединение концептов в группы двух видов. С одной стороны, это сходные концепты с единой базовой лексемой, с другой — сопряжение определённого ключе -вого концепта с ассоциативными («производными», по определению Ю. С. Степанова) значениями.
Изучение концептов в современной науке ведётся в основном лингвистами, культурологами, психологами и философами. Нами предпринимается попытка рассмотреть ряд концептов русской литературы XX в. с точки зрения литературоведения. Под концептом понимаем «философско-эстетический феномен, ментальное образование, являющееся единицей художественной картины мира автора, заключающее в себе, с одной стороны, универсальный художественный и культурный опыт (дискретная единица коллективного сознания), с другой — эмоционально-чувственные проявления индивидуума. Концепты являются смыс-лообразующими константами художественной картины мира писателя, выражающими особенности его художественного сознания» [Полехина, Васильева 2008: 3]. В лингвокогнитологии при анализе концепта особое внимание обращается на его познавательную сущность, в лингвокультурологии — на его культурно-историческую значимость, при рассмотрении же концепта литературоведами акцент делается на особенности его образного воплощения, передающего индивидуальное мировидение художника. Вслед за В. Зусманом мы считаем, что «вводя концепт как единицу анализа, литературоведение получает возможность включить образную ткань произведения в общенациональную ассоциативно-вербальную сеть» [Зусман 2003: 71].
Подготавливаемая антология художественных концептов отличается от имеющихся изданий такого рода, прежде всего, отбором источников, на основе которых определяется семантический ореол культурных концептов. Если в словаре
Ю. С. Степанова «непосредственным материалом служат языковые данные — этимология слов; словоупотребления и толкования слов и понятий, запечатлённые в различных текстах — писателей, общественных деятелей, в других словарях» [Степанов 1997: 12], представляющих отечественную культуру, а в «антологии концептов», составленной В. И. Карасиком, И. А. Стерниным, это делается «на материале разных языков и культур» [Карасик 2007: 5], то все представляемые в нашем издании концепты рассматриваются исключительно на основе произведений русских писателей и поэтов XX в. Такой принцип отбора концептов обусловлен двумя причинами. Во-первых, именно художественная литература открывает максимальное количество индивидуальных значений концепта, нередко провоцируя их актуализацию в широкой читательской аудитории — значительной части носителей национального языка. Во-вторых, именно в избранный период (XX век) литература демонстрирует особую активность в области смыслотворче-ства. В итоге, формальное сужение исследовательского поля фактически открывает возможность широко осветить значения концептов, репрезентируемые не только соответствующими лексемами, но и художественными образами.
Палитра охваченных антологией писательских имён отражает основные этапы развития отечественной литературы на протяжении минувшего столетия. Это художники различных философских, политических, религиозных и эстетических воззрений, что обеспечивает широту охвата семантики художественных концептов и даёт возможность рассмотреть многообразие концептных наслоений.
Своеобразной является и структура Антологии. В качестве основы отбирается, как и авторами других словарей, локальный круг концептов, в число которых входят «Война», «Дом», «Детство», «Любовь», «Преодоление», «Свобода», «Судьба», «Творчество», «Счастье», «Жизнь», «Смерть» и др. Это ряд базовых концептов национального языка, формирующих общие контуры художественной картины мира, сориентированной на воспроизведение и осмысление этапных периодов человеческого бытия. Каждому концепту посвящается не одна, а несколько статей, выполненных на разном литературном материале. Так, концепт «Детство» рассматривается на произведениях Б. Пастернака, В. Гроссмана, А. Би-това, Л. Улицкой; концепт «Город» — на поэтических текстах С. Есенина, О. Мандельштама, И. Бродского; концепт «Творчество» — на основе повестей и романов Б. Пастернака, Б. Васильева, В. Распутина, Л. Бородина и т. д. Такой подход позволяет многогранно представить характер индивидуальных значений исследуемых концептов.
В современной науке до сих пор не сложилось единого мнения о модели кон-цептного анализа, учёными предлагаются различные методики его выполнения [Фрумкина 1992, Стернин 2001, Карасик 2002]. Исследуя концепт в художественном тексте, мы обращаем внимание на особенности преломления в сознании художника общепринятого значения концепта, способов его вербального и невербального воплощения. Концепт для изучения в каждом конкретном произведении берётся не произвольно, а диктуется художественным замыслом, идеей текста.
Опыт подготовительной работы убеждает в том, что концептный анализ в его литературоведческом исполнении оказывается особенно продуктивным в тех случаях, когда ставится задача проследить на ряде произведений эволюцию мировосприятия писателя. Более того, изучение динамики понятийного, образного
и ценностного наполнения концептов в творчестве писателей позволяет прояснить социально-культурные тенденции обозначенного периода, ибо каждый художественный текст «несёт на себе печать культуры определённого этапа в истории общества» [Болотнова 2005: 50]. Возможность выхода на обобщения такого рода возникает при сопоставлении индивидуально-авторской интерпретации определённого концепта с его трактовкой в русской художественной картине мира и в картине мира соответствующего социума.
В работе с отдельным художественным текстом наибольшие результаты приносит сопряжение доминантного для исследуемого произведения концепта с кругом других тесно связанных с ним концептов, обусловленных концептной структурой конкретного текста и авторским замыслом, что в свою очередь позволяет обозначить особенности эстетически отражённой в произведении концептосфе-ры автора. В итоге в процессе изучения художественных концептов необходимым оказывается применение как синхронического, так и диахронического подходов.
Отличительными чертами обладает и сама процедура литературоведческого исследования художественных концептов. Это не значит, что происходит отказ от каких-то отработанных лингвистами приёмов контекстного анализа. В литературоведческом исполнении концептного анализа также имеет место движение от ядерной к периферийной зоне, как и долженствующая работа на этом этапе со словарями. Помимо определения семантического поля ключевой лексемы — репрезентанта концепта в тексте с помощью толковых словарей, обозначаются в ряде случаев не только собственно лингвистические, но и нелингвистические способы представления концептной информации в художественном произведении (через особенности композиции, сюжетостроения, группировку образов и др.).
Значимым представляется анализ интерпретационного поля, т. е. периферии концепта, включающей «оценки и трактовки содержания ядра концепта национальным, групповым и индивидуальным сознанием» [Попова, Стернин 2001: 97]. Вместе с тем, при определении периферии художественного концепта считаем целесообразным ориентироваться не на всё многообразие ассоциативных значений, зафиксированных в соответствующих справочных изданиях, а на те, что порождаются образным миром исследуемого художественного текста. Кроме того, означенный этап работы оказывается лишь подготовительным и практически полностью остаётся «за кадром» исследования, закладывая основу для детального рассмотрения образных воплощений как традиционных, так и оригинальных смыслов. Рассмотрение образно-символического и ценностного слоёв концепта в литературных произведениях становится приоритетным. Смещение акцента в этом направлении позволяет в полной мере использовать возможности концепт-ного анализа для решения собственно литературоведческой задачи — интерпретации художественного текста, выявления в её процессе неочевидных, на первый взгляд, смыслов.
Таким образом, концептный анализ в его литературоведческом преломлении являет параллельный герменевтике путь истолкования художественного текста, более жёстко сориентированный на достижение конечной цели. При этом изучение концепта в художественных текстах проводится в логическом направлении: от концепта к рассмотрению вербальных и специфических для художественной литературы невербальных средств его воплощения в тексте, анализируются ядро
концепта и его интерпретационное поле, взаимосвязь концептов в произведении и творчестве автора в целом, с выходом на моделирование концептосферы художника.
ЛИТЕРАТУРА
Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. — М.: Гнозис, 2007. — 512 с.
Болотнова Н. С. Художественный концепт как объект филологического исследования // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. — Вып. 9. — Пермь: Пермский гос. ун-т, 2005. — С. 50-56.
Зусман В. Концепт в системе гуманитарного знания // Вопросы литературы. — 2003. — № 2. — С. 44-71.
Карасик В. И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. — Волгоград: Перемена, 2001. — С. 3-16.
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
Лазари де А. Идеи в России: в 5 т. — Лодзь: Ибидем, 1999-2003.
Логический анализ языка. Культурные концепты. — М.: Наука, 1991. — 204 с.
Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. — Воронеж: Истоки, 2001. — 136 с.
Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь: Вып. 1. / под ред. И. В. Захаренко, В. В. Красных, Д. Б. Гудкова. — М.: Гнозис, 2004. — 320 с.
Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. — М.: Яз. рус. культуры, 1997. — 824 с.
Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта: науч. изд. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 58-65.
Фрумкина Р. М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // Науч.-техн. информ. Сер. 2: Информацион. процессы и системы. — 1992. — № 6. — С. 1-8.
Художественная концептосфера в произведениях русских писателей: сб. науч. ст. / ред. и сост. М. М. Полехина, Т. И. Васильева. — Магнитогорск: МаГУ, 2008. — Вып. I. — 152 с.
ANTHOLOGY OF CONCEPTS IN RUSSIAN LITERATURE OF THE 20th CENTURY (PROJECT)
T. I. Vasilyeva, A. A. Torshin
The article deals with peculiarities and basic design of the anthology of literary concepts focusing on specific conceptual analysis in literature and on characteristics of selected literary material.
Key words: anthology, literary concept, conceptual analysis.