Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ СОЗДАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ'

О ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ СОЗДАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / ПЕРЕВОЗКИ / ПОСЕЛОК ВАХТОВОГО ТИПА / НЕСЕНИЕ СЛУЖБЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ARCTIC ZONE / TRANSPORT SAFETY / TRANSPORT POLICE / TRANSPORTATION / SETTLEMENT SHIFT TYPE / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казаков Алексей Николаевич

Говорится об организации несения службы в поселках Арктической зоны, где сосредоточены крупные объекты транспорта, а постоянно проживающее население отсутствует, на примере поселка вахтового типа Сабетта, расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе, о возникающих проблемах законодательного характера и путях их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казаков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ISSUES OF CREATION OF DIVISIONS OF TRAFFIC POLICE AND THE ORGANIZATION OF SERVICE IN THE ARCTIC ZONE

It is talked about the organization of service in the villages of the Arctic zone, where major transportation facilities, as the resident population is missing, the example of the village of shift type Sabetta, located in the Yamalo-Nenets Autonomous district, on emerging issues of legislative nature and the ways of their solution.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ СОЗДАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ»

УДК 349.243; 339.5

АЛЕКСЕИ НИКОЛАЕВИЧ КАЗАКОВ,

заместитель начальника организационно-контрольного управления -начальник отдела анализа, планирования и контроля Главного управления на транспорте МВД России

О ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ СОЗДАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

Говорится об организации несения службы в поселках Арктической зоны, где сосредоточены крупные объекты транспорта, а постоянно проживающее население отсутствует, на примере поселка вахтового типа Сабетта, расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе, о возникающих проблемах законодательного характера и путях их решения.

Ключевые слова: Арктическая зона, транспортная безопасность, транспортная полиция, перевозки, поселок вахтового типа, несение службы, законодательство.

A. N. Kazakov, Deputy Head of organizational and control Department - Head of Department of the analysis, planning and control, Main Department on transport of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 214-11-11.

About the issues of creation of divisions of traffic police and the organization of service in the Arctic zone.

It is talked about the organization of service in the villages of the Arctic zone, where major transportation facilities, as the resident population is missing, the example of the village of shift type Sabetta, located in the Yamalo-Nenets Autonomous district, on emerging issues of legislative nature and the ways of their solution.

Key words: Arctic zone, transport safety, transport police, transportation, settlement shift type, law.

Освоение Арктической зоны Российской Федерации - одна из ключевых государственных задач. Руководство страны, бизнес-сообщества с каждым годом уделяют этому вопросу все больше внимания. Не случайно, выступая на международном форуме «Арктика - территория диалога», проходившем в г Архангельске весной 2017 г, Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что для России в настоящее время актуальными являются вопросы уровня и качества жизни на арктических территориях, развития горнодобывающих и шельфовых проектов, повышения потенциала всей транспортной системы, а также вопросы безопасности во всех аспектах.

Арктическим минералам, нефти и газу нет реальной альтернативы в Европе. Углеводороды были и остаются самым технологичным, экологичным, выгодным видом топлива по сравнению со сжиженным природным газом. Одной из привлекательных сторон является их низкая цена. Вопреки препятствиям и политическому давлению Россия сохраняет и увеличивает свою долю углеводородного сырья на европейском рынке.

Дальнейшее освоение нефтегазовых месторождений во многом зависит от модернизации и развития транспортной системы региона. Че-

рез территорию Арктики проходят морские, воздушные и наземные транспортные маршруты, необходимые для освоения ресурсов северных территорий. Успешное их развитие создаст предпосылки для транзитных перевозок по трассе Северного морского пути.

В текущей внешнеполитической ситуации наблюдается значительный спад грузовых перевозок через территории Украины, Польши, стран Прибалтики. Кроме того, при ухудшении либо нестабильности росийско-турецких отношений существуют ограничения выхода российского флота из Черного в Средиземное море. Развитие Северного морского пути, повышение его транзитного потенциала послужат развитию Арктической зоны, усилят обороноспособность страны за счет создания инфраструктуры двойного назначения, снимут ряд внешнеполитических ограничений. Российская армия получит дополнительные конкурентные преимущества, связанные с отработкой уникальных технологий ведения эффективных боевых действий в экстремальных климатических условиях.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года была утверждена Президентом РФ в 2013 г. Позднее принимались

федеральные, ведомственные, региональные и муниципальные целевые программы, программы крупных компаний, предусматривающие мероприятия, направленные на комплексное развитие Арктики. Этими основополагающими документами обозначены важность и тот колоссальный объем работы, который предстоит воплотить в жизнь, чтобы обеспечить инфраструктурное и социально-экономическое развитие региона. Подобную работу невозможно осуществить без системного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, иных государственных органов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Для взаимодействия и координации такой деятельности создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, в состав которой вошли представители МВД России. В комиссии сформированы рабочие группы из специалистов Минтранса, МИД, Минэкономразвития, Минэнерго, МВД, ФСБ, МЧС России и других заинтересованных структур.

Так, например, МВД России активно принимает участие в работе по формированию и реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г № 366. Минэкономразвития России, являясь головным федеральным органом по ее реализации, поддержало предложение МВД России по созданию условий функционирования подразделений органов внутренних дел на транспорте на вновь вводимых объектах транспортной инфраструктуры, а также по обеспечению функционирования действующих подразделений органов внутренних дел на транспорте, в том числе в Арктической зоне.

Оперативное сопровождение процессов строительства и реконструкции объектов транспортного комплекса, наряду с потребностью в обеспечении безопасности граждан от преступных посягательств, предполагает расширение сферы ответственности органов внутренних дел на транспорте и создание новых линейных подразделений в Арктике.

Одним из крупнейших районов Арктической зоны является Ямало-Ненецкий автономный округ, большая часть территории которого расположена за Полярным кругом. Несмотря на отдаленность, он оказывает существенное влияние на социально-экономические процессы в стране, являясь одним из основных нефтегазодобыва-

ющих регионов. Освоение природных ресурсов тесно связано с развитием транспортной инфраструктуры, реализация потенциала которой требует надежной и защищенной среды, гарантирующей безопасные перевозки всеми видами транспорта.

Подобный проект развития портовой инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется в поселке Сабетта, где в 2018 г запланирован полный ввод в эксплуатацию морского порта Сабетта, предназначенного для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Предусматривается создание портовых мощностей для перевалки 16,5 млн т сжиженного природного газа и газового конденсата. Суммарные инвестиции в портовую инфраструктуру оцениваются в 102,9 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета - в 71,3 млрд руб.

К морскому порту относится терминал отгрузки нефти Новопортовского месторождения, введенный в эксплуатацию в 2015 г. приказом Минтранса России от 25 сентября 2014 г. № 272 морской порт Сабетта открыт для оказания услуг.

К морскому порту запланировано примыкание железнодорожной линии необщего пользования Бованенково - Сабетта, которая станет заключительным звеном выхода Северного широтного хода «Энергия Арктики» на Северный морской путь. Ввод линии ожидается завершить в конце 2019 г.

Одним из условий успешного освоения Арктики является развитие гражданской авиации. В поселке с 2015 г. функционирует арктический международный аэропорт Сабетта, построенный за счет внебюджетных источников. Осуществляются рейсы из гг Москвы, Нового Уренгоя, Самары, Салехарда. Аэродром принимает самолеты практически всех типов, включая тяжелый транспортный Ил-76, и удовлетворяет всем требованиям аэропортов международного класса. В год обслуживается около 920 авиарейсов (1-2 пассажирских и 1-2 грузовых рейса в сутки). Грузовые перевозки, в том числе зарубежные, составляют до 10 тыс. т в год.

Пассажиропоток - чартерные рейсы, перевозящие сотрудников компаний ОАО «Новатэк», ОАО «Ямал СПГ», акционеров и подрядчиков из России, зарубежный персонал, работающий в поселке.

В настоящее время в условиях оптимизации расходов федерального бюджета привлекаются иностранные компании, заинтересованные в освоении залежей Арктического шельфа. Так, строительство аэропорта и морского порта реализует ОАО «Ямал СПГ». Проект «Ямал СПГ» осуществляется консорциумом из компаний «Новатэк», «Total» и китайской «CNPC». Железнодорожная ветка Бованенково - Сабетта проектируется и будет вводиться в эксплуатацию на условиях государственно-частного партнерства.

В настоящее время в поселке Сабетта постоянно проживающее население отсутствует, до ближайшего населенного пункта 480 км. Тяжелые климатические условия, высокая влажность и пониженное содержание кислорода в воздухе обусловливают сравнительно небольшой период пребывания работающих граждан. Поселок Сабетта является вахтовым, где постоянно пребывает более 6,5 тыс. рабочих, более 3 тыс. единиц техники. На пике строительства планируется увеличение количества рабочих до 15 тыс. На территории осуществляют свою деятельность около 214 организаций.

На выездном рабочем совещании Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации от 3 ноября 2015 г поднимался вопрос обеспечения безопасности населения и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации при реализации экономических и инфраструктурных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и рассматривалась возможность создания подразделений полиции для обеспечения правопорядка и общественной безопасности на объектах транспорта в международном аэропорту, морском порту и в вахтовом поселке Сабетта.

До 2016 г в поселке, находясь в командировке, несли службу два сотрудника территориального отдела МВД России по Ямальскому району Управления МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Ими обеспечивались безопасность дорожного движения на автодорогах, правопорядок и общественная безопасность в поселке.

По инициативе губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Д. Кобылкина в апреле 2016 г к Министру внутренних дел Российской Федерации генералу полиции В. Колокольцеву обратился Полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе И. Холманских. В его обращении выражалось беспокойство в связи с отсутствием подразделения полиции по обеспечению правопорядка на

объектах транспорта и выражалась надежда на его создание.

На момент обращения И. Холманских к Министру внутренних дел морской порт и аэропорт в поселке Сабетта не были включены в перечень, утвержденный приказом МВД России от 30 декабря 2010 г. № 905 «Об утверждении перечня объектов транспорта, переданных в оперативное обслуживание органам внутренних дел на транспорте» [6], и о создании подразделения транспортной полиции не могло быть речи. Рассмотрев обращение Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, Министр принял решение проработать вопрос передачи в оперативное обслуживание органам внутренних дел на транспорте международного аэропорта и морского порта Сабетта.

В сентябре 2016 г утвержден приказ МВД России о перераспределении полномочий по оперативному обслуживанию объектов транспорта УТ МВД России по Уральскому федеральному округу и УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу. В установленный срок осуществлено перераспределение зон ответственности между Ново-Уренгойским ЛО МВД России на транспорте и ОМВД России по Ямальскому району, разработаны схемы и порядок взаимодействия при решении оперативно-служебных задач.

С июня 2016 г. в международный аэропорт Сабетта ежемесячно командируют двух сотрудников Ново-Уренгойского линейного отдела МВД на транспорте управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу. В их обязанности входят задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспорта.

За первое полугодие 2017 г. сотрудниками транспортной полиции досмотрено около 1 200 рейсов по прилету-вылету. Возбуждено четыре уголовных дела, из которых два - по ст. 158 УК РФ (кража), по одному - по ст. 159 УК РФ (мошенничество) и по ч. 2 ст. 228 (перевозка наркотических средств). Выявлено 86 административных правонарушений, среди которых нарушения правил перевозки опасных веществ на воздушном транспорте, распитие спиртных напитков, а также курение и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах.

Следует отметить, что в поселке Сабетта действует жесткий «сухой закон», не реализуется алкогольная продукция, работодателями установлены существенные штрафные санкции в отношении лиц, выявленных с признаками алкогольного опьянения. В целом оперативная обстановка

как на объектах транспортной инфраструктуры, так и в поселке - спокойная и контролируемая.

Однако в июне 2017 г. при проведении встречного досмотра пассажиров и багажа, прибывших рейсом WZ-4281 сообщением «Москва (Домодедово) - Сабетта», был выявлен гражданин, работающий монтажником на одном из предприятий поселка, у которого в ходе личного досмотра в дорожной сумке было обнаружено 4 полимерных пакета с веществом растительного происхождения каннабис (марихуана) общей массой 342,69 г. Возбуждено уголовное дело по факту незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 228 УК РФ). Перевозчик наркотиков может лишиться свободы на срок от трех до десяти лет, заплатив при этом существенный штраф. По-видимому, аналогичные деяния, остававшиеся неизвестными право-охрантельным органам, могли иметь место ранее и не выявлялись в силу отсутствия сотрудников полиции на объектах транспорта, в том числе на линии досмотра.

Главком и заинтересованными подразделениями МВД России прорабатывался вопрос создания линейного подразделения полиции с установленным специальным режимом несения службы, по аналогии с вахтовой работой гражданского персонала. В системе МВД России подобных подразделений полиции с особыми условиями несения службы в вахтовых поселках с развитой транспортной инфраструктурой в настоящее время не существует. Они не предусмотрены ведомственными нормативными правовыми актами МВД России и невозможны по ряду причин: местное население, из числа которого может комплектоваться линейный орган полиции, отсутствует; достаточно сложные условия проживания; социально-бытовое обеспечение минимально. Больницы, детские дошкольные учреждения, школы, иные общеобразовательные и культурно-просветительные организации в поселке отсутствуют.

Охрана общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспорта вахтового поселка Сабетта возможна только путем командирования сотрудников в установленном порядке.

В связи с этим требуют пристального внимания и детального обсуждения вопросы, связанные с предоставлением льгот командированным сотрудникам, несущим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с небла-

гоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, как поселок Сабетта. Стаж службы сотрудников должен засчитываться в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы приравниваться к двум. Однако место дислокации Ново-Уренгойского линейного отдела МВД России на транспорте, откуда прибывают командированные, находится вне районов Крайнего Севера и стаж службы рассчитывается иначе - один месяц службы приравнивается к полутора месяцам. На наш взгляд, актуальным является вопрос установления иных социальных гарантий командированным сотрудникам, приравняв один месяц несения службы к двум.

Решение подобного вопроса невозможно без внесения изменений в федеральные законы от 19 июля 2011 г № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] и от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Поправки, разработанные и внесенные МВД России в законодательство, будут предусматривать распространение льгот для сотрудников полиции, несущих службу в районах Крайнего Севера, вне зависимости от места дислокации территориального органа МВД России.

В настоящее время, помимо вахтового поселка Сабетта в Уральском федеральном округе, в аналогичных населенных пунктах расположено пять достаточно крупных объектов транспортной инфраструктуры. В Дальневосточном федеральном округе функционируют аэропорты Талакан, Кубака, Купол, Марк-Кюэль. В Сибирском федеральном округе действует вертолетная площадка в вахтовом поселке Пионерный. Вместе с тем относительно малые пассажиропоток и грузооборот на вышеуказанных объектах транспорта не требуют перераспределения полномочий по оперативному обслуживанию и создания линейных подразделений полиции.

Работа по организации несения службы в Арктической зоне Российской Федерации, проводимая целенаправленно и комплексно, является одним из направлений деятельности МВД России в области обеспечения правопорядка и безопасности арктической транспортной системы страны.

С учетом развития Арктики, ее приоритетов в будущем деятельность полиции за Полярным кругом с каждым годом будет все более востребована. Вахтовый поселок Сабетта не останется

единичным. В дальнейшем подобные поселения будут возникать вдоль всего Северного морского пути. На наш взгляд, затронутые в статье вопросы по созданию подразделений полиции, организации несения службы в Арктической зоне, в том числе по внесению ряда изменений в этой сфере, в скором времени будут одними из приоритетных в деятельности МВД России и потребуют своего решения.

Список использованной литературы

1. Материалы к заседаниям Государственной комиссии по вопросам развития Арктики [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

2. О перераспределении полномочий по оперативному обслуживанию объектов транспорта УТ МВД России по Уральскому федеральному округу и УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу [Электронный ресурс] : [приказ МВД России от 28 сент. 2016 г. № 597] // СПС КонсультантПлюс.

3. О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и организациях уголовно-исправительной системы, и их семьям в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Постановление Правительства Рос. Федерации от 22 сент. 1993 г. № 941] // СПС КонсультантПлюс.

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 30 нояб. 2011 г № 342-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.

5. О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 19 июля 2011 г № 247-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.

6. Об утверждении перечня объектов транспорта, переданных в оперативное обслуживание органам внутренних дел на транспорте [Электронный ресурс] : [приказ МВД России от 30 дек. 2010 г № 905] // СПС КонсультантПлюс.

7. Протокол совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации от 3 ноября 2015 г [Электронный ресурс] // СПС Консуль-тантПлюс.

References

1. Materialy k zasedaniyam Gosudarstvennoj komissii po voprosam razvitiya Arktiki (Materials for the meetings of the State Commission for the Development of the Arctic), SPS Konsul'tantPlyus.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, September 28, 2016 No. 597, SPS Konsul'tantPlyus.

3. Decree of the Government of the Russian Federation, September 22, 1993 No. 941, SPS Konsul'tantPlyus.

4. Federal Law of the Russian Federation, November 30, 2011, No. 342, SPS Konsul'tantPlyus.

5. Federal Law of the Russian Federation, July 19, 2011, No. 247, SPS Konsul'tantPlyus.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, December 30, 2010, No. 905, SPS Konsul'tantPlyus.

7. Protokol soveshhaniya Sekretarya Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federatsii ot 3 noyabrya, 2015 (Protocol of the meeting of the Secretary of the Security Council of the Russian Federation, November 3, 2015), SPS Konsul'tantPlyus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.