Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРОБЛЕМЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
866
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / АУТИЗМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ БАЗА / ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сучкова Т.Е., Гвоздкова А.А.

В статье поднимается проблема затрудненности трудоустройства для лиц с расстройством аутистического спектра в России. Исследуются проблемы, возникающие при заключении трудового договора не только с работниками, имеющими статус инвалида, но и в целом - с лицами с ограниченными возможностями. Также авторами затрагиваются вопросы трудовых способностей аутистов - как положительные, так и отрицательные качества, которые следует учитывать при приеме на работу. В статье приводится мнение самих аутистов касательно данной темы, какие они видят препятствия при своем непосредственном трудоустройстве. Особое внимание уделяется тому, что трудовое законодательство, предусматривающее определенные гарантии инвалидам, далеко не всегда может применяться к аутичным гражданам, т.к. они не имеют возможности трудоустроиться и приступить к выполнению трудовых обязанностей. Исследуются проблемы не только социального, но и в первую очередь правового характера. Авторами вносится ряд предложений по законодательному урегулированию вопроса трудоустройства аутичных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сучкова Т.Е., Гвоздкова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF PERSONS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, the authors raise the problem of difficulty in finding employment for people with autism spectrum disorder in Russia. The problems arising during the conclusion of an employment contract are investigated not only with employees with the status of a disabled person, but also with persons with disabilities in general. The authors also touch upon the issues of autistic labor abilities - both positive and negative qualities that should be taken into account when applying for a job. The article presents the opinion of autistic people themselves on this topic, what obstacles they see in their direct employment. Particular attention is paid to the fact that labor legislation providing for certain guarantees for disabled people cannot always be applied to autistic citizens, because they do not have the opportunity to find a job and begin performing work duties. The problems of not only social, but also, first of all, legal nature is investigated. The authors make a number of proposals for the legislative settlement of the issue of employment of autistic citizens.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О ПРОБЛЕМЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ABOUT THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF PERSONS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 349.2

Т.Е. СУЧКОВА,

кандидат юридических наук (Вятский государственный университет, Россия, г. Киров) tatyanaes@rambler.ru

TATYANA E. SUCHKOVA,

Candidate of Law (Vyatka State University, Kirov, Russia)

А.А. ГВОЗДКОВА

(Вятский государственный университет, Россия, г. Киров) aagvozdkova@mail.ru

ANNA A. GVOZDKOVA

(Vyatka State University, Kirov, Russia)

Аннотация: в статье поднимается проблема затрудненности трудоустройства для лиц с расстройством аутистического спектра в России. Исследуются проблемы, возникающие при заключении трудового договора не только с работниками, имеющими статус инвалида, но и в целом - с лицами с ограниченными возможностями. Также авторами затрагиваются вопросы трудовых способностей аутистов - как положительные, так и отрицательные качества, которые следует учитывать при приеме на работу. В статье приводится мнение самих аутистов касательно данной темы, какие они видят препятствия при своем непосредственном трудоустройстве.

Особое внимание уделяется тому, что трудовое законодательство, предусматривающее определенные гарантии инвалидам, далеко не всегда может применяться к аутичным гражданам, т.к. они не имеют возможности трудоустроиться и приступить к выполнению трудовых обязанностей. Исследуются проблемы не только социального, но и в первую очередь правового характера. Авторами вносится ряд предложений по законодательному урегулированию вопроса трудоустройства аутичных граждан.

Ключевые слова: трудоустройство, аутизм, социализация, правовая база, поддержка, государство.

Для цитирования: Сучкова Т.Е., Гвоздкова А.А. О проблеме трудоустройства лиц с расстройством аутистического спектра в Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 1. С. 16-21.

Abstract: in the article, the authors raise the problem of difficulty in finding employment for people with autism spectrum disorder in Russia. The problems arising during the conclusion of an employment contract

are investigated not only with employees with the status of a disabled person, but also with persons with disabilities in general. The authors also touch upon the issues of autistic labor abilities - both positive and negative qualities that should be taken into account when applying for a job. The article presents the opinion of autistic people themselves on this topic, what obstacles they see in their direct employment.

Particular attention is paid to the fact that labor legislation providing for certain guarantees for disabled people cannot always be applied to autistic citizens, because they do not have the opportunity to find a job and begin performing work duties. The problems of not only social, but also, first of all, legal nature is investigated. The authors make a number of proposals for the legislative settlement of the issue of employment of autistic citizens.

Keywords: employment, autism, socialization, legal framework, support, state.

For citation: Suchkova T.E., Gvozdkova A.A. About the problem of employment of persons with autism spectrum disorder in the Russian Federation // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 1. P 16-21.

В России вопрос трудоустройства граждан является чрезвычайно актуальным. Немалые трудности в этой сфере испытывают и граждане, имеющие особенности развития, среди которых в том числе люди с аутизмом.

Лица с расстройством аутистического спектра (РАС), в свою очередь, являются частью другого большого сообщества - лиц с инвалидностью, поэтому при трудоустройстве на аути-стов распространяются нормы законодательства Российской Федерации об инвалидах.

В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»1 инвалид -это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Зачастую термин «инвалид» трактуется исключительно с точки зрения физических нарушений у человека, однако как в нашей стране, так и во всем мире многие люди имеют отклонения в психическом и умственном развитии. Аутизм как раз относят ко второй группе, лица с аутизмом согласно приказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»2 считаются инвалидами по данному критерию.

1 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.09.2021) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 27.11.1995, № 48, ст. 4563.

2 Приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н

(ред. от 19.01.2021) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 05.12.2021).

Говоря в целом о трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями, следует отметить, что трудовой договор работника, имеющего статус инвалида, не должен отличаться от трудового договора других работников. Не допускается ухудшение положения сотрудников с ограничениями по здоровью по сравнению с другими работниками. Согласно трудовому законодательству Российской Федерации работодатель обязан обеспечить для инвалида особые условия, например:

- продолжительность рабочего времени является сокращенной (не более 35 ч. в неделю) (ст. 92 ТК РФ)3;

- продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать количества часов, установленного выданным медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ);

- вводятся ограничения и запреты на отдельные виды работ (работа сверхурочно и в ночное время может осуществляться только с письменного согласия работника-инвалида и при условии, что такая работа не запрещена ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением) (ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») [1];

- работать в выходные и нерабочие праздничные дни работники-инвалиды могут только при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 113 ТК РФ, ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

- запрещено привлекать работников-инвалидов к работам в условиях труда, не соответствующих условиям, указанным в индивидуальной программе реабилитации работника-инвалида (ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

3 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 07.01.2002, № 1 (ч. 1).

- инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 115 ТК РФ, ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

- отпуск без сохранения заработной платы предоставляется до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ);

- работник имеет право на условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») и др.

Данные предписания обязательны в отношении лиц с инвалидностью, в том числе лиц, имеющих диагноз «аутизм». Однако при трудоустройстве аутичных граждан в большинстве случаев становится очевидным, что в силу специфики своего заболевания они в большинстве случаев не готовы к взаимодействию с другими людьми, выполнению некоторых трудовых функций, смене обстановки и т.д. Раз они не имеют возможность трудоустроиться, вступить в трудовые отношения, приступить к работе, значит, и трудовое законодательство в отношении инвалидов для них является малоэффективным. Оно распространяется на людей с аутизмом, признанных инвалидами, но в то же время эти люди в полной мере не могут воспользоваться всеми предоставляемыми им гарантиями. Именно поэтому аути-сты находятся в особо уязвимом положении по сравнению с другими гражданами России. Что же такое аутизм и почему у людей с РАС возникают трудности при трудоустройстве?

Расстройства аутистического спектра (РАС) -это группа неврологических расстройств, характеризующаяся нарушением способности к установлению и поддержанию социального взаимодействия и социальной коммуникации, а также характеризуется ограниченностью интересов и повторяющимися действиями [1].

Сложности в социальном взаимодействии у аутистов проявляются в своеобразных чертах в плане общения с окружающими, например, во внешней незаинтересованности в собеседнике (что отнюдь не говорит об их внутренней отчужденности от других людей), трудностях опознавания эмоционального состояния окружающих людей и т.д. Социальная коммуникация лиц с аутизмом может отличаться нарушением или в некоторых случаях отсутствием речи, жестов, также их реакция на различные раздражители может быть непредсказуемой. Ограниченность интересов аутистов обусловливается их стремлением к стабильности, неизменности обстановки, безопасности, поскольку иное из-за особого мировосприятия может вызвать у людей с аутизмом страх, эмоциональную перегрузку, даже физическую (!) боль [2].

Сам по себе аутизм представляет собой изменение в различных системах мозга, речь идет в первую очередь о нейронной сети. Из-за данных изменений человек по-иному воспринимает мир и все в нем. Предметы и процессы, кажущиеся нейротипичным людям (людям с типичным ней-роразвитием, не имеющем каких-либо отклонений от принятой нормы) «обычными», могут вызывать страх или - наоборот - восторг у лиц с аутизмом. К примеру, аутисты могут быть особо чувствительны к отдельным видам звуков, консистенции еды, структуре ткани и многому другому. Вот что пишет Ханна Кростом, женщина с РАС [3]: «Если я вхожу в магазин, то я слышу все! Как кассир считает монеты, как шуршат пакеты, как скрипят колеса тележек, разговоры покупателей, жужжание лампы, крики детей. Хуже всего, что для меня это все звучит на одной громкости!». Так, привычные для нас вещи могут доставлять людям с аутизмом сильный дискомфорт и те ситуации, в которых у нейротипика может не возникнуть никаких сложностей, для аутиста будут настоящим испытанием.

Таков и есть аутизм, при этом он, в отличие от привычных нам болезней, сам по себе может не вызывать никаких трудностей для человека, если аутист находится в подходящей для него доступной среде. Данную мысль подтверждают слова Айман Экфорд, основательницы Аутич-ной инициативы за гражданские права (первой в России инициативной группы, созданной ау-тичными людьми для аутичных людей), сказанные от лица всей инициативной группы: «Мы не считаем аутизм болезнью, которую надо лечить или искоренять. Мы считаем, что аутизм неотделим от личности человека, потому что он влияет на то, как человек мыслит и как он воспринимает мир: «убрать» аутизм значило бы полностью уничтожить личность человека. Аутичные люди не страдают от того, что они те, кто они есть. Мы считаем, что основная проблема аутичных людей не в аутизме, а в дискриминации и стигматизации со стороны общества»[4].

Несомненно, не все лица с РАС могут работать. Однако аутисты с сохранным интеллектом спокойно могут трудоустраиваться и реализо-вывать свои способности. По наблюдениям специалистов, явными проблемами при осуществлении трудовых обязанностей являются когнитивные и сенсорные особенности, одно-задачность, буквальное понимание слов и поставленных задач, потребность в планировании, сложности понимания этикета, усиленный перфекционизм, непонимание иерархии, трудности соблюдения субординации, сложности невербального общения, повышенная сенсорная чувствительность. Так, например, аутистам

не подойдёт работа с высокой проходимостью людей, в ярко освещенных торговых центрах, высокоинтенсивная деятельность, предполагающая серьезные физические нагрузки [5]. Иными словами, сложности могут быть как организационными, так и социальными.

Однако у работников-аутистов есть множество ценных качеств, среди которых чрезвычайная внимательность и точность, аккуратность, точное следование срокам и расписанию; они с легкостью могут находить ошибки среди большого количества информации; аутисты легко концентрируются на каком-либо задании и не отступаются, пока оно не будет правильным образом завершено, даже если чувствуют усталость.

Также у лиц с РАС присутствует гипертрофированное настойчивое влечение к знаниям из сфер особых интересов. Как правило, к таким интересам относится компьютерное программирование. Работа на компьютере является для них сверхинтересной, поэтому в процессе имеющиеся нарушения и особенности аутистического спектра нивелируются. При этом работники способны удерживать внимание и высокий уровень сосредоточенности в течение нескольких часов без перерыва, у них не наступает истощение, а, как правило, наоборот, формируется погружение в процесс [6].

По замечаниям специалистов, лица с РАС зачастую получают удовольствие от неизменной, рутинной деятельности и могут быть чрезвычайно надежными; они прекрасно распознают какие-либо явления и преуспевают в логических построениях; они могут обращать особенное внимание на детали и замечать даже незначительные отклонения от нормы [7].

Исходя из сказанного, считаем, что решение проблемы трудоустройства граждан с РАС было бы еще одним шагом на пути к созданию столь необходимой для них среды.

Считаем важным шагом в этом направлении тот факт, что в нашей стране в сфере трудоустройства аутистов и помощи аутичным гражданам существует большое количество правовых актов, среди которых:

• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»4;

• приказ Министерства труда и социальной защиты России от 27.08.2019 № 585н «О клас-

4 Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // «Российская газета», № 247, 01.11.2013.

сификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

• письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»5;

• письмо Минобразования Российской Федерации от 24.05.2002 № 29/2141-6 «Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА»6.

Однако единая государственная программа, которая была бы направлена на помощь детям с РАС и их семьям в воспитании, образовании ребенка и его дальнейшей интеграции в общество, к сожалению, отсутствует. Следовательно, это затрудняет и трудоустройство аутичных граждан. На федеральном уровне в масштабах всей страны не проводятся мероприятия по созданию необходимых условий труда аутистов, а при отсутствии специфичных условий труда гражданину с РАС невозможно осуществлять трудовую деятельность.

Кроме того, в российском обществе наблюдается очень низкий уровень информированности об аутизме и людях с аутизмом. Это чрезвычайно сильно сказывается на жизни аутистов и семей с аутичными детьми. Они подвергаются дискриминации и стигматизации. По этой причине, как мы считаем, даже если человек с аутизмом устроится на работу, осуществлять трудовую деятельность ему будет крайне трудно.

Вот что по этому поводу сообщает Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) в одной из своих статей: «Если в Европе аутист, вырастая, может стать программистом, или хотя бы дворником, то в России зачастую к основному диагнозу у него добавляется еще и шизофрения. На Западе полагают, что аутичным людям нужна адекватная помощь на протяжении всей жизни. В России же считают нерентабельным создание центров, где взрослые с нарушениями развития могут осваивать доступные им ремесла. По словам родителей аутистов, после восемнадцати лет инвалидность с аутизма чаще всего переклассифицируют на шизофрению. Такой диагноз лишает человека возможности продолжить образование, найти работу, вести полноценную жизнь» [8].

5 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» // Вестник образования, 2016, № 6.

6 Письмо Минобразования Российской Федерации от 24.05.2002 № 29/2141-6 «Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА // «Вестник образования России», 2002, № 13.

Несомненно, абсолютно обесценивать достижения в области решения проблемы аутизма и трудоустройства аутичных людей нельзя. Из положительного - сейчас развиваются фонды содействия развитию лиц с аутизмом (фонды «Выход», «Обнаженные сердца», «Наш солнечный мир», «Антон тут рядом», и др. Одни организации оказывают адресную помощь аутистам, а также их близким, другие - финансируют проекты, помогающие людям с РАС), сообщества помощи родителям с аутичными детьми, гражданами создаются некоммерческие организации, проводящие занятия для детей младшего и школьного возраста (НКО «Живое дыхание»), организуются разного рода терапии, также отдельные граждане проявляют инициативы и стараются повлиять на отношение к аутистам общества и государства (хотелось бы особо отметить инициативы психолога-педагога для людей с РАС Александра Сидельникова, который сам также является высокофункциональным аутистом). Это имеет свой положительный эффект, однако, к сожалению, организаций для удовлетворения потребностей всех аутистов и их семей не хватает. Различные общества и фонды создаются активистами на безвозмездных началах, и представляется, что ситуация стала бы значительно лучше, если бы государство начало проводить более активную политику в данной сфере.

Таким образом, не решена проблема развития аутистов с раннего возраста. Другая проблема, помимо малой информированности общества, состоит в отсутствии доступной среды для инвалидов-аутистов. Это напрямую оказывает влияние на трудоустройство людей с РАС. Аутистка Айман Экфорд, интервью с которой было приведено выше, пишет: «Дело в том, что специалисты по кадрам не знают, как нанимать аутичных людей на работу: зачастую собеседования проходят в шумном, сенсорно-недружелюбном помещении, а аутичным людям задают абстрактные вопросы - например, кем они ви-

дят себя через пять лет, какие у них любимые книги. А затем HR абсолютно неверно интерпретируют аутичную невербальную коммуникацию, которая отличается от неаутичной. Да, некоторые аутичные люди никогда не смогут работать, некоторые не смогут работать полный рабочий день, а некоторые могут работать даже больше, чем обычные люди. Аутичные люди разные, но главное - дать им шанс. Среди аутичных людей есть известные ученые, политики, певцы, мы можем быть хорошими продавцами, программистами, юристами, врачами... если у нас есть такая возможность» [9].

В заключение следует отметить, как нам видится решение проблемы трудоустройства людей с РАС в Российской Федерации:

1. Ведение полного статистического учета в отношении лиц с РАС с целью отслеживания позитивной или негативной динамики в их развитии в зависимости от возраста, создание биржи труда аутистов.

2. Создание многофункциональных центров по профориентации аутистов, их профессиональной подготовке.

3. Поощрение работодателей, предоставляющих специализированные рабочие места для лиц с аутизмом либо создающих комфортные для них условия работы.

4. Привлечение работодателей к организации обучения специалистов по кадрам определенным техникам и приемам, которые бы могли применяться на собеседованиях с аутичными людьми (так аутисты смогут почувствовать себя комфортно и раскрыть весь свой потенциал на собеседовании).

5. Создание отдельной образовательной программы для освоения нейротипичными людьми, которые были бы компетентны в вопросах аутизма и работали бы в организациях помощи, образовательных учреждениях, проводили бы тренинги с аутистами в частном порядке (это профессии тьюторов, реабилитологов, иных специалистов).

Литература

1. Лебедева Е. Расстройство аутистического спектра [электронный ресурс]: Аутизм. Энциклопедия. - URL: https:// encyclopedia.autism.help/terms/rasstroistvo_autisticheskogo_spectra (дата обращения - 19.08.2021).

2. Долинова А. Как заглянуть в мир аутиста: YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=H0jzx4j-8Qs (дата обращения - 10.08.2021).

3. Социальная сеть Вконтакте: Фонд «Выход». Аутизм в России. - URL: https://vk.com/outfund?w=wall-41628527_118750 (дата обращения - 10.08.2021).

4. Аутичная инициатива за гражданские права. - URL: https://autisticforcivilrights.com/about/ (дата обращения -10.08.2021).

5. Захарова А.С. Проблемы инклюзивного образования и трудоустройства людей с синдромом Аспергера / Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: материалы круглого стола, 14 дек. 2017 г. / отв. ред. Л.В. Широкова. - Курск : Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2018. С. 38-42.

6. Волкова О.О., Головина Г.А. Опыт и перспективы профессионального обучения молодых людей с расстройствами аутистического спектра // Методист. - 2018. - № 5. С. 23-28.

7. Гвозденко А.Н. Аутисты как субъекты трудовых отношений: отечественный и зарубежный опыт / Актуальные вопросы управления, экономики и права. Наука на современном этапе: вопросы, достижения, инновации: материалы V Международных научно-практических конференций, 5, 10 марта 2019 г. / отв. ред. Д.А. Шелистов. - Томск: Изд-во Издательский центр «Quantum», 2019. С. 7-15.

8. Смолин А. Правовой аутизм России [Электронный ресурс]: Российское агентство правовой и судебной информации. - URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121204/265645237.html (дата обращения - 18.08.2021).

9. Экфорд А. 7 шагов к решению проблем аутизма в России, которые призывают сделать сами аутисты. [Электронный ресурс]: Журнал «Нож». - URL: https://knife.media/autistic-problems/ (дата обращения - 12.08.2020).

= References =

1. Lebedeva E. Rasstrojstvo autisticheskogo spektra [elektronnyj resurs]: Autizm. Enciklopediya. - URL: https://encyclopedia. autism.help/terms/rasstroistvo_autisticheskogo_spectra (data obrashcheniya - 19.08.2021).

2. Dolinova A. Kak zaglyanut' v mir autista: YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=H0jzx4j-8Qs (data obrashcheniya - 10.08.2021).

3. Social'naya set' Vkontakte: Fond «Vyhod». Autizm v Rossii. - URL: https://vk.com/outfund?w=wall-41628527_118750 (data obrashcheniya - 10.08.2021).

4. Autichnaya iniciativa za grazhdanskie prava. - URL: https://autisticforcivilrights.com/about/ (data obrashcheniya -10.08.2021).

5. Zaharova A.S. Problemy inklyuzivnogo obrazovaniya i trudoustrojstva lyudej s sindromom Aspergera / Sodejstvie professional'nomu razvitiyu i trudoustrojstvu studentov i vypusknikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : materialy kruglogo stola, 14 dek. 2017 g. / otv. red. L.V. SHirokova. - Kursk : Izd-vo ZAO «Universitetskaya kniga», 2018. S. 38-42.

6. Volkova O.O., Golovina G.A. Opyt i perspektivy professional'nogo obucheniya molodyh lyudej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra // Metodist. - 2018. - № 5. S. 23-28.

7. Gvozdenko A.N. Autisty kak sub»ekty trudovyh otnoshenij: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt / Aktual'nye voprosy upravleniya, ekonomiki i prava. Nauka na sovremennom etape: voprosy, dostizheniya, innovacii: materialy V Mezhdunarodnyh nauchno-prakticheskih konferencij, 5, 10 marta 2019 g. / otv. red. D.A. SHelistov. - Tomsk: Izd-vo Izdatel'skij centr «Quantum», 2019. S. 7-15.

8. Smolin A. Pravovoj autizm Rossii [Elektronnyj resurs]: Rossijskoe agentstvo pravovoj i sudebnoj informacii. - URL: http://rapsinews. ru/legislation_publication/20121204/265645237.html (data obrashcheniya - 18.08.2021).

9. Ekford A. 7 shagov k resheniyu problem autizma v Rossii, kotorye prizyvayut sdelat' sami autisty. [Elektronnyj resurs]: ZHurnal «Nozh». - URL: https://knife.media/autistic-problems/ (data obrashcheniya - 12.08.2020).

(статья сдана в редакцию 15.12.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.