Страховое дело
Удк 368.024
о проблеме страхования
и самострахования при минимизации рисков строительных проектов
е. в. яроцкая,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: [email protected] Национальный исследовательский Томский политехнический университет
В статье рассматривается необходимость применения страхования и самострахования как методов минимизации рисков строительных проектов. Предлагается подход принятия решения о целесообразности использования данных методов при реализации проектов.
Ключевые слова: минимизация рисков, страхование, самострахование, управление проектом.
Строительство — это очень сложный и многогранный процесс, в котором задействовано очень много участников, интересы которых необходимо учитывать. Согласно ГК РФ [2—5] строительство отнесено к деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих.
Природа неопределенности, рисков и потерь при реализации строительных проектов связана в первую очередь с возможностью финансовых потерь вследствие прогнозного, вероятностного характера будущих денежных потоков и реализации вероятностных аспектов проекта и его многочисленных участников, ресурсов, внешних и внутренних обстоятельств [8].
Поэтому риски принято классифицировать в соответствии с причинами ущерба объектам и субъектам строительного процесса и в соответствии с источниками неопределенности. К ним можно отнести:
- риск недополучения прибыли по объекту стро -ительства;
- риск задержки сроков строительства;
- риск увеличения объемов работ;
- риск снижения качества строительства;
- риск причинения вреда третьим лицам;
- риск полной или частичной потери техники, оборудования;
- риск задержки финансирования. Строительные риски могут быть как предсказуемыми, так и непредсказуемыми. К предсказуемым рискам, в частности, относятся: необходимость сноса некоторых строений и сооружений при освобождении площадки для проведения работ; проведение некоторых работ при неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, к этим рискам могут быть отнесены: акции граждан, недовольных строительством; риски, связанные с инфляционными процессами; риски, связанные с изменением налогового законодательства. Все эти риски должны учитываться подрядчиком при определении стоимости работ. Непредсказуемые риски, такие как, например, террористические акты, стихийные бедствия и прочие обстоятельства непреодолимой силы, должны быть оговорены в договоре строительного подряда.
Названные риски могут вести к потерям времени, а также к экономическим, социальным и экологическим потерям, которые, в свою очередь,
могут носить критический или катастрофический характер.
Поэтому возникает потребность в определенном механизме, который бы позволил учитывать риски при принятии и реализации управленческих решений в проекте.
Таким механизмом является процесс управления рисками. Как известно, методами управления рисками являются:
1) метод избежания рисков;
2) метод принятия рисков;
3) метод снижения степени рисков (минимизация рисков).
Метод избежания рисков является самым простым методом, на котором может основываться решение руководителя строительными проектами. Это решение позволяет полностью избежать последствий неблагоприятного действия риска.
Избежание рисков означает отказ от дополнительной прибыли, вследствие чего проект будет развиваться медленнее (высока вероятность того, что проект будет находиться в состоянии застоя).
Кроме того, практически во всех случаях, а особенно в строительных проектах, уклонение от рисков может быть просто невозможным, а избежание одного вида рисков может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, метод избежания рисков применим лишь в отношении очень серьезных и крупных рисков.
Применение такого метода управления рисками, как избежание рисков, эффективно при выполнении определенных условий:
- когда отказ от одного вида рисков не влечет за собой возникновения других видов рисков более высокого или однозначного уровня;
- когда уровень рисков намного выше уровня возможной доходности одной произведенной сделки или проекта в целом.
Вторым методом управления рисками на предприятии является метод принятия рисков. Управляющий проектом принимает решение о самостоятельном покрытии потерь, связанных с неблагоприятными действиями рисков. Практика принятия рисков наблюдается довольно часто. Однако данная стратегия не является оптимальным вариантом, так как результатом принятия рисков может явиться убыток. Лицо, принимающее решение, может рисковать до тех пор, пока последствия наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям.
Поэтому, чтобы не допустить негативных результатов деятельности, существует третий метод управления рисками — метод снижения степени
риска. Данный метод предполагает разработку и внедрение мер, нацеленных на уменьшение вероятных потерь.
Наиболее общими, широко используемыми и эффективными методами предупреждения и минимизации рисков являются:
- страхование рисков;
- диверсификация рисков;
- самострахование или резервирование средств;
- лимитирование.
В рамках минимизации рисков строительных проектов необходимо рассмотреть такие методы, как самострахование и страхование, и определить параметры выбора этих методов.
Самострахование — это создание резервов, компенсирующих последствия рисковых ситуаций. Резервы формируются для покрытия непредвиденных расходов. С их помощью устанавливаются соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.
Как правило, такой способ снижения рисков выбирается в случаях, когда затраты на резервирование средств меньше, чем стоимость страховых взносов при страховании.
Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.
В зависимости от назначения резервные фонды могут создаваться в материальной или денежной форме.
При создании материальных резервов основной целью является их оптимизация, т. е. создание такого объема запасов, который нужен для обслуживания потребностей проекта с минимальными затратами.
Создание и содержание материальных резервов всегда связано с некоторыми расходами [1]. К ним можно отнести:
- замороженные финансовые средства;
- расходы на содержание специально оборудованных помещений;
- расходы на оплату труда специального персонала;
- расходы на возмещение выведенного из строя или похищенного имущества или строительных материалов.
54
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Несмотря на то, что содержание материальных запасов сопряжено с определенными затратами, руководителям проекта просто необходимо их создавать, потому что их отсутствие может привести к еще к большим потерям, к которым можно отнести:
— потери от простоя строительства;
— потери от отсутствия материалов на складе в момент их необходимости для процесса строительства.
Из сказанного следует, что рациональное управление запасами при реализации строительного проекта обеспечивает бесперебойный процесс при минимальных расходах на содержание материальных резервов.
Резервные денежные фонды создаются:
— при возникновении непредвиденных расходов, связанных с изменением тарифов и цен, оплатой всевозможных исков и т. п.;
— при необходимости покрытия кредиторской задолженности;
— для привлечения дополнительных специалистов или консультантов;
— для покрытия расходов по закрытию проекта и др.
Главной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков. Если оценка не учитывает в полной мере реального влияния на реализацию проекта потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.
Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.
При первом подходе резерв делится на две части: общий и специальный.
Общий резерв должен покрывать изменения в смете, надбавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы.
Специальный резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также расходы на оплату исков по контрактам.
Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по таким видам затрат, как, например, заработная плата, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, ко-
торые затем можно распространить на отдельные этапы проекта.
Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые были запланированы первоначально. Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.
Текущие расходы денежных резервов должны отслеживаться и оцениваться в целях обеспечения наличия остатка на покрытие будущих рисков. Непредвиденные расходы включаются в бюджет как самостоятельная статья и утверждаются ответственным руководителем [10].
Одной из важнейших характеристик метода резервирования средств, определяющих область его эффективного применения и место в системе мер, направленных на снижение риска, является требуемый в каждом конкретном случае объем запасов. Поэтому в процессе оценки эффективности, выбора и обоснования вариантов снижения риска посредством резервирования средств необходимо определить оптимальный (минимальный, но достаточный для покрытия убытков) размер запасов [6].
Найти оптимальный уровень таких резервных фондов достаточно сложно. Единого общепринятого критерия здесь нет.
Расчеты по нахождению оптимального размера запасов осуществляются, как правило, при запланированном риске, когда известны вероятность появления и величина возможных потерь и эти потери решено возмещать из текущего дохода. Вместе с тем возможно наступление и незапланированных рисков, потери от которых приходится возмещать любыми имеющимися ресурсами.
Страхование — это защита интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков [9].
Как правило, только наиболее опасные по своим последствиям риски подлежат нейтрализации с помощью страхования.
Страхование в системе минимизации рисков является методом частичной или полной передачи рисков. Страхование дает возможность на всех его стадиях, от разработки технико-экономического обоснования и до ввода объекта в эксплуатацию, не только возмещать страхователю внезапные и непредвиденные убытки, возникающие при строи-
тельстве, но и защитить инвестиции в строительство. Для принятия решения о страховании необходимо определить минимально и максимально возможные потери от наступления рисковых ситуаций, связанных с реализацией строительных проектов. Решение о страховании строительно-монтажных рисков и их объеме должно приниматься только после тщательного анализа возможностей инвестора, застройщика или заказчика, а также из расчета уровня расходов, связанных со страхованием.
Страхование строительно-монтажных рисков — это добровольный вид страхования. По договору страхования могут быть застрахованы:
- материалы, оборудование и работы по контракту, начиная с подготовки строительной площадки и до подписания акта сдачи-приемки объекта на гарантийный период;
- строительная часть проекта, включая нулевой цикл, возведение стен, установка перекрытий и т. д.;
- монтаж всех систем, инженерных сетей и коммуникаций, отделка, установка оборудования;
- пуско-наладочные работы;
- благоустройство территории;
- временные здания и сооружения;
- строительная техника и оборудование стройплощадки;
- послепусковые гарантии, если предусмотрено страхование гарантийной эксплуатации объекта.
Дополнительно могут быть застрахованы: оплата сверхурочной работы при ликвидации убытков; встречная ответственность субподрядчиков; существующие здания и сооружения на строительной площадке; ответственность производителя работ и др.
Страховым случаем при страховании строительных рисков являются любые повреждения имущества и людей в результате: явлений и событий, связанных со стихийными бедствиями; ударов молнии; пожара; ошибок при проведении работ; злоумышленных действий третьих лиц; причинения вреда третьим лицам; падения; наезда строительной техники.
При страховании строительных рисков страховщики сталкиваются со многими проблемами. К ним можно отнести:
1) сложную специфику страхования строительных рисков. Необходим индивидуальный подход к каждому объекту, так как у каждого объекта может быть индивидуальный набор рисков;
2) отсутствие статистики по страховым случаям, так как данный вид страхования не очень по-
пулярен, что, в свою очередь, затрудняет работу страховщика в определении объема риска и расчете вероятности наступления негативного события;
3) трудности с определением наступления страхового случая (является ли страховой случай случайным и непредвиденным);
4) отсутствие опытных специалистов по пред-страховой экспертизе.
Необходимо отметить, что проблемы есть и у участников строительных проектов. К этим проблемам можно отнести следующие факты:
1) страхование строительно-монтажных рисков доступно не для всех застройщиков (стоимость по полному пакету рисков составляет от 0,15 % объема затрат в зависимости от объектов страхования);
2) большинство застройщиков не видят в страховании инструмента защиты своих интересов;
3) застройщики и подрядчики надеются только на свои силы.
В целях наиболее эффективного управления строительными проектами можно предложить совместное использование самострахования и страхования. Одна из проблем, которая появляется при использовании этих методов, заключается в определении момента по использованию самострахования или страхования. Это, прежде всего, зависит от уровня возможных потерь, связанных с рисками (см. таблицу).
Определение зон риска возможных потерь
Значение Удельный вес суммы вероятности серьезных и средних последствий, % степень риска (зона риска)
0 0 Риск отсутствует (безрисковая зона)
1 1-10 Риск минимальных потерь (зона допустимого риска)
2 11-20 Риск незначительных потерь (зона допустимого риска)
3 21-50 Риск частичных потерь (зона допустимого риска)
4 51-70 Риск значительных потерь (зона критического риска)
5 71-100 Риск максимальный, полная потеря имущества или значительной его части (зона катастрофического риска)
В безрисковой зоне и в зоне допустимого риска с минимальными и незначительными потерями целесообразнее использовать самострахование. В зоне допустимого риска с частичными потерями и в зоне критического и катастрофического риска целесообразнее использовать страхование. Однако, если строительный проект находится в зоне катастрофического риска, то следует отказаться от такого проекта.
При оценке экономической эффективности использования страхования и самострахования можно применить метод Хаустона [7].
Суть метода Хаустона заключается в оценке влияния страхования и самострахования на «стоимость предприятия (проекта)».
Стоимость предприятия (проекта) определяется стоимостью его свободных активов (разность между стоимостью всех его активов и обязательств). Решения по страхованию или сохранению риска изменяют стоимость предприятия (проекта), поскольку затраты на эти мероприятия уменьшают денежные средства или активы, которые помогли бы получить дополнительную прибыль. Учитываются также возможные изменения стоимости активов в
будущем, обусловленные возникновением убытков вследствие наступления страховых случаев [7].
При выборе страхования или самострахования предлагается воспользоваться блок-схемой принятия решения о целесообразности использования самострахования и страхования при минимизации рисков строительного проекта (см. рисунок).
Работу, связанную с оценкой возможности использования страхования и самострахования, необходимо проводить на этапе планирования жизненного цикла проекта, т. е. необходимо произвести расчеты размера внутренних финансовых ресурсов предприятия и определить, какую часть этих ресурсов можно будет направить на возмещение возможных потерь. Кроме того, необходимо сопоставить величину возможных потерь с указанной частью финансовых ресурсов:
, ВП
к = -
ВФР
где к — коэффициент финансовых возможностей проекта по покрытию потерь; ВП — возможные потери; ВФР — возможные финансовые ресурсы проекта по покрытию потерь.
Блок-схема принятия решенияоцелесообразностииспользованиясамострахованияистрахования при минимизации рисков строительного проекта
Если значение коэффициента к превышает 1, то это означает, что у данного строительного проекта нет достаточных финансовых ресурсов для покрытия соответствующего убытка. Если значение коэффициента k меньше 1, то это означает, что у проекта есть ресурсы для частичного или полного покрытия возможных потерь.
Применение предложенной системы принятия решения о целесообразности применения страхования или самострахования для минимизации рисков строительных проектов будет способствовать снижению суммарного размера возможных потерь на всех стадиях проекта, а это, в свою очередь, будет способствовать его устойчивому положению и эффективному развитию (комплексное использование этих двух методов позволяет компенсировать недостатки друг друга).
В процессе реализации проекта могут возникнуть неучтенные обстоятельства или обстоятельства, которые невозможно было учесть на этапе планирования проекта (они могут повлечь за собой пересмотр состава проекта или отказ от него). В связи с этим лицам, принимающим решения, придется принимать новые решения о целесообразности применения методов минимизации рисков, но с учетом новых обстоятельств.
Необходимо отметить, что в итоге только грамотное и профессиональное руководство процессом выявления и минимизации рисков может дать запланированный результат.
Список литературы
1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник. 18-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К. 2010. С. 484.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01. 1996 № 14-ФЗ.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон от 26. 11. 2001 № 146-ФЗ.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ.
6. Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис. 2010. С. 208.
7. Грищенко Н. Б. Основы страховой деятельности: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. 2006. С. 351.
8. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Омега-Л. 2004. С. 664.
9. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 (в ред. от 29.11.2010).
10. ТэпманЛ. Н. Риски в экономике: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2002. С. 380.
onews
10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит третий ежегодный форум
«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
' и |\ и m ¿Uli
Основные вопросы форума:
- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;
- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;
- тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.
Отраслевые секции: госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected]
Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей
www.forum. cnews. ru