Риск-менеджмент
Удк 330.131.7
финансовые методы снижения риска при создании наукоемкой
о ,
и высокотехнологичной продукции*
е. ю. хрусталев,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института российской академии наук E-mail: [email protected].
и. а. стрельникова,
ассистент кафедры экономико-математического моделирования E-mail: [email protected] российский университет дружбы народов
В статье предложен метод управления риском при формировании и реализации планов развития наукоемкой и высокотехнологичной продукции на основе создания специального финансового фонда, состоящего из резервного и страхового компонентов.
Ключевые слова: наукоемкая и высокотехнологичная продукция, управление рисками, резервный фонд, страховой фонд, перестрахование, методы снижения риска.
введение
Создание финансового фонда при формировании перспективных и текущих планов развития наукоемкой и высокотехнологичной продукции (НВП) обусловлено необходимостью учета множества факторов неопределенности и риска, воздействующих на процесс реализации этих планов [9]. В качестве основного источника финансирования фонда рассматривается федеральный бюджет. Но
* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 09-06-00060).
для этих целей могут использоваться и внебюджетные источники, в том числе доходы: от продажи новой НВП иностранным заказчикам; от реализации имущества и объектов капитального строительства, высвобождаемых предприятиями и организациями; от утилизации устаревшей продукции и т. д.
Следует отметить, что резервирование финансовых средств не всегда является целесообразным и возможным способом для управления риском. Уменьшить объем финансов, отвлекаемых от процесса создания образцов НВП, позволяет механизм страхования рисков. С учетом этого величина специального финансового фонда снижения риска Ив современных условиях должна представлять собой сумму двух составляющих: средств резервного фонда ИР и страхового фонда Ио:
Р 0
И = И + И.
Р О
Отечественный и зарубежный опыты программного планирования развития НВП показывают, что обоснование рационального размера резервного и страхового фондов является необходимым
условием формирования планов развития НВП в условиях неопределенности и риска. Поскольку, в конечном счете, резервные и страховые фонды имеют экономическую сущность, представляется целесообразным предварительно рассмотреть методические основы их создания как источника снижения рисков [1, 8, 10].
Методические основы создания резервного и страхового фондов
Методические основы создания резервного и страхового фондов в интересах обеспечения реализации планов развития НВП направлены на исследование их сущности, роли, общих и специфических черт. Традиционно резервные фонды определяются как всеобщая экономическая категория, отражающая общие для всех способов производства условия, необходимые для обеспечения непрерывности процессов производства при воздействии на них случайных факторов и возникновении непредвиденных обстоятельств. В то же время резервные фонды в каждом способе производства приобретают свою социально-экономическую сущность, так как модифицируются цель и характер производственных отношений, выражаемых этой категорией; меняются формы движения резервных фондов, их система; вносятся изменения в условия, вызывающие необходимость их создания. Поэтому такая экономическая категория, как «резервные фонды», в каждом способе производства проявляется через соответствующие специфические экономические отношения.
Резервные фонды — это средство для повышения оперативности планов, обеспечения планового маневра. Практика показывает, что в ходе выполнения планов могут возникать новые, непредвиденные при составлении планов потребности, могут быть изменены способы их удовлетворения и показатели ресурсов. Отсутствие или недостаточный объем резервных фондов обусловливает перераспределение параметров проектов, ресурсов, что не может не создавать узких мест и частичной диспропорции (разбалансированности) планов.
Часто под резервами понимают любые производственные и непроизводственные возможности, которые могут быть мобилизованы для обеспечения устойчивости экономического развития, выполнения и перевыполнения плановых заданий, осуществления планового маневра. В указанном смысле выделяют три их важнейших типа: объемные, структурные и технологические.
Объемные резервы — это, прежде всего, запасы ресурсов. Взаимодополняемость используемых в производстве ресурсов требует при заданной технологии определенных пропорций их производственного потребления.
Структурные резервы связаны с возможностями, которые дает взаимозаменяемость ресурсов в производстве и конечном потреблении. Так, при нехватке какого-либо ресурса можно заменить его другим, недефицитным, что естественно приведет к изменению структуры производства и хозяйственных связей, а в ряде случаев потребует и новой технологии.
Технологические резервы кроются в интенсификации использования ресурсов, в снижении их удельных затрат (технологических коэффициентов) на единицу выпуска.
В действительности все три типа резервов взаимосвязаны, причем, как правило, исходными являются объемные резервы. Предполагается, что структурные и технологические резервы в той мере, в какой они известны, уже задействованы в планах производства наукоемкой (высокотехнологичной) продукции (ППНВП), учтены в планируемой структуре и динамике. С учетом этого в показателях ППНВП предусмотрено распределение ресурсов по заказчикам, по программам, по разделам, по предприятиям. Однако планы становятся действительно сбалансированными и обоснованными только в том случае, когда в них учитываются факторы неопределенности, воздействующие на процесс их реализации.
Во-первых, эти факторы вызывают отклонение тех или иных фактических показателей от плановых, и для выполнения планов в целом и заложенной в них общей сбалансированности необходимы резервы, «восполняющие» планы.
Во-вторых, к этим факторам относятся не предусмотренные планами изменения в потребностях НВП и производственных возможностях.
Следовательно, под плановыми резервами понимается планируемый комплекс ресурсов, сознательно отвлекаемых от текущего производственного и непроизводственного потребления и предназначенных для компенсации факторов неопределенности в процессе реализации соответствующих ППНВП. Такие резервы должны не только гарантировать выполнение планов, но и создать условия для их возможной корректировки.
При рассмотрении плановых резервных фондов выделяют:
— резервные фонды природных ресурсов (восполняемых и невосполняемых);
— резервные фонды материальных ценностей в сфере производства и обращения (предметы труда и предметы потребления, производственные мощности);
— трудовые резервные фонды;
— финансовые резервные фонды;
— резервные фонды, имеющие информационный характер.
Учитывая, что в настоящее время значительная часть резервных фондов выступает в скрытом виде в рамках заявляемой текущей потребности предприятий в природных, материальных, трудовых ресурсах, заявках на оборудование и капитальные вложения, целесообразно более подробно остановиться на финансовых резервах. Главное место в системе финансовых резервных фондов занимают бюджетные финансовые резервные фонды. Это определяется тем, что государственный бюджет занимает центральное место во всей финансовой системе страны и является одним из главных источников финансового обеспечения реализуемости государственных планов. Бюджетные финансовые резервные фонды — главная составная часть государственных резервов. Государственные резервные фонды призваны материально обеспечивать общеэкономические, отраслевые и региональные пропорции воспроизводства, способствовать решению крупных государственных задач.
Специфика функционирования наукоемкой инновационной экономики, организации финансово-экономического обеспечения экономической и технологической безопасности страны предопределяет образование разнообразных бюджетных финансовых резервных фондов, которые можно группировать по назначению, распорядителям и сферам деятельности. Одна из таких групп включает резервные фонды, предназначенные для обеспечения научно-технического оснащения производственных производств. Соответствующие им понятия резервов в теоретическом аспекте исследованы значительно меньше, чем общие категории государственных резервов. В то же время очевидно, что без качественной теории невозможно методологически правильно обеспечить повышение степени реализуемости программ и планов технического оснащения наукоемких комплексов.
В связи с этим представляется целесообразным ввести понятия «резервный фонд» и «страховой фонд», используемые в интересах обеспечения реализации ППНВП (см. рисунок).
Основу резервного фонда ППНВП составляет комплекс бюджетных ресурсов целевого назначения, выполняющих экономические функции, и совокупность методов их образования и использования. Составной частью этих ресурсов
Существующие категории и понятия
Резервные фонды - всеобщая экономическая категория, отражающая общие дмяВзсех способов производства условия, необходимые для обеспечения непрерывности процессов производства при воздействии на них случайныхВфакторов и возникновении непредвиденных потребностей_II_
Страхование - экономическая категория, представляющая собой систему экономических|отношений,Ьключающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежныхЪредствт ихииспользования для возмещения№щерба при различных непредвиденныхИгеблагоприятных явлениях,» также для!оказания помощи физическим и юридическиммшцам при наступлении неблагоприятных событий
Новые понятия
ущерб возмещается самим заказчиком; требуетсяизыделение из общего!объема ассигнований 100 % потребных|средств;
средства уходят безвозвратно при наступлении рисковых!событий;
прииненаступлерии рискового события денежные средства остаютсяиу заказчика;
высокая гарантия предостврления средств при наступлении рисковых событий;
высокая мобильность использования средств_
^Специфические черты фондов
_г
ущерб распределяется между участниками страхования; средства отвлекаются отипроцессаИсоздания ПВН только в виде страховыхЪзносовшменееш равных 100 %; II III
последствия неблагоприятных!робытий компенсируются в виде страховой суммы; II II
денежные взносы остаются в страховой компании;
своевременность и гарантия выплаты страховых!сумм определяются надежностью страховой компании; Н
необходимостИгредоставления доказательств при наступления страхового случая I
Общие черты фондов:
• требуется выделение некоторого объема денежных средств из ассигнований на развитие ПВН;
• снижение риска при выполнениишроектов и планов в целом;
• используются на всех этапах формирования плана|_
Страховой и резервный фонды программ производства наукоемкой (высокотехнологичной) продукции
служат финансовые средства, предназначенные для обеспечения непрерывности процессов разработки и производства перспективных НВП путем компенсации влияния на эти процессы случайных факторов различной природы.
Понятию «резервный фонд для ППНВП» присущи черты научно-производственных финансов, отличающие его от других сфер и звеньев системы планирования финансов в сырьевой экономике Российской Федерации в целом.
Во-первых, указанный резервный фонд выступает действенным стоимостным инструментом реализации перспективных и текущих планов развития НВП, осуществляется в денежной форме, сопровождается формированием и использованием фонда денежных средств, имеющих целевую направленность.
Во-вторых, выделение ассигнований разработчикам и производителям НВП из резервного фонда носит распределительный характер, организуется для распределения части стоимости совокупного продукта в интересах перспективного и текущего планирования и способствует повышению эффективности наукоемкого производства.
В-третьих, резервный фонд ППНВП используется для развития научно-производственной сферы инновационной экономики страны.
В-четвертых, обеспечение реализуемости перспективных и текущих планов развития НВП осуществляется путем контроля за законностью и рациональным использованием выделяемых бюджетных ресурсов. Кроме того, с помощью резервного фонда перспективных и текущих планов имеется возможность воздействовать не только на факторы производства, которые непосредственно определяются предоставленными материальными ресурсами, но и на группу социальных факторов обеспечения производства. Резервный фонд представляет собой эффективное средство выполнения планов, способ обеспечения их устойчивости и надежности. Из изложенного следует, что:
— существует объективная необходимость создания резервного фонда, прежде всего бюджетного, при формировании перспективных и текущих планов развития НВП. При этом учитывается, что создание, поддержание и хранение резервного фонда представляет собой изъятие части финансовых ресурсов из бюджетных средств, выделенных на разработку и производство НВП;
— развитие системы планирования в целом и системы планирования резервного фонда в частности не может быть обеспечено без единого ком-
плексного подхода к вопросам его формирования, распределения и использования, учитывающего изменение факторов, оказывающих существенное влияние на развитие НВП;
— использование единого комплексного подхода к вопросам формирования, распределения и использования резервных фондов различного предназначения должно учитывать их сущность, общие и специфические черты, а также их роль при формировании и реализации планов развития НВП.
С понятием «резервный фонд» тесно связано понятие «страховой фонд», так как резервирование средств представляет собой форму создания страхового фонда непосредственно у заказчика и поэтому часто называется самострахованием [3, 4]. Основное отличие процесса страхования от резервирования состоит в том, что в первом случае снижение степени риска достигается за счет дополнительных затрат на создание резервов, а во втором — риск перераспределяется между участниками (в частности между страхователем и страховщиком).
Роль страхования в рыночной экономике заключается в том, что оно является, с одной стороны, средством защиты предпринимательский и иной деятельности, а с другой — прибыльной коммерцией, инвестированием временно свободных денежных средств в объекты материального производства и непроизводственной сферы, акции предприятий, банковские депозиты и т. д. [5].
Страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов. При этом возникают перераспределительные отношения, связанные с формированием и использованием страхового фонда. Односторонность движения денежной формы стоимости приближает страхование к финансам. Возвратность средств страхового фонда приближает страхование к кредитам.
Характерными чертами страхования можно считать их объективный характер и единство денежной формы выражения. Но страхование имеет и свое экономическое содержание, а также общие формы его проявления, которые выражаются в следующих функциях: формирование специализированного страхового фонда денежных средств; возмещение ущерба; предупреждение страхового риска и сокращение размера убытков при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
При определении размера страхового фонда важную роль играют объекты страхования и объемы страховой ответственности. Ставка страхового
взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования, выраженная в процентном отношении, представляет собой страховой тариф.
Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются законом об обязательном страховании. На тариф влияют многие факторы, прежде всего вид и вариант страхования (перечень страховых случаев), характеристика страхуемого имущества, деятельности. Страховые тарифы страхования имущества (деятельности) и ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно и зависят от степени риска и количества страховых объектов. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон. Страховой взнос рассчитывается на основании страховой суммы и страхового тарифа.
На практике некоторые страховщики помимо страхового фонда образуют фонд превентивных мероприятий, используемых для финансирования работ по снижению степени страхового риска. Необходимость таких мероприятий оговаривается договором о страховании.
В случае значительной страховой суммы, как правило, используется перестрахование страхового риска. Перестрахование — система экономических отношений, при которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам для создания сбалансированного портфеля страхования и обеспечения устойчивости страховых операций. Цель перестрахования — защита страхового портфеля от серии крупных страховых случаев или одного катастрофического случая. При этом страховщик после выплаты страхователям сумм страхового возмещения значительную часть их взыскивает со всех участников перестрахования (согласно доле их ответственности).
Страховой рынок — это особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита. Этот рынок функционирует и обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем на основе экономических законов стоимости, спроса и предложения [6]. Специфика страхового рынка относительно процесса создания НВП заключается в его высокой потенциальной емкости: он позволяет заказчику обеспечить защиту от рисков, возникающих в ходе выполнения планов; средства, направляемые на страхование, не только дают возможность защитить
интересы заказчика, но и являются важнейшим источником инвестиционных ресурсов [2].
Анализ сущности страхования рисков заказчика показал, что оно является самостоятельной экономической категорией, включающей: формирование специализированного страхового фонда денежных средств; возмещение ущерба; предупреждение страхового риска и сокращение размера убытков при наступлении рисковой ситуации.
Общими и специфическими чертами резервного и страхового фондов являются:
— различные потребные объемы финансовых средств, необходимые для достижения цели с помощью резервного и страхового фондов (например резервирование требует использования 100 % потребных средств, а страхование — страхового взноса, который в большинстве случаев существенно меньше);
— использование резервного фонда предполагает возможность хранения и использования финансовых средств в случае возникновения потребности в них. Применение страхования риска предполагает предварительную плату страховой компании страхового взноса, которая компенсирует оговоренную договором страхования страховую сумму в случае возникновения страхового случая;
— существуют значительные различия возвратности резервного и страхового фондов и в издержках на их создание, которые заключаются в том, что если страховой случай не наступает, страховая компания оставляет себе страховой взнос в качестве дохода от коммерческой деятельности, а созданные заказчиком резервные фонды, в случае если они не были использованы, приносят ему только вмененные издержки;
— обеспечение различных уровней достоверности использования планируемых финансовых средств, которое проявляется в том, что при создании резервного фонда финансовые средства создаются и накапливаются в заранее согласованных финансовых организациях (например в специальном банке заказчика), в то время как использование страхования предполагает, что при наступлении страхового случая выплату страховой суммы обеспечивает страховая компания.
В связи с этим представляется целесообразным использовать страхование рисков в случаях:
— когда величина требуемых резервов настолько велика, что заказчик не в состоянии их обеспечить;
— когда стоимость страховых взносов гораздо меньше, чем затраты на резервирование;
— уникальности и особой сложности проекта, а также при наличии особых режимных ограничений проекта по созданию образца НВП;
— необходимости использования для выполнения заказов дорогостоящей научно-технической и производственно-технологической базы;
— отсутствия возможности использовать конкурсные процедуры при выборе альтернативных разработчиков и производителей особенно важных и дорогостоящих проектов создания НВП.
В других случаях при планировании разработки и производства перспективной НВП более предпочтительно использовать резервные фонды как уже достаточно широко апробированный инструмент для снижения неопределенности и риска.
Определение величины резервного фонда
Для рассмотрения вопроса определения размеров резервного фонда вводится понятие «норма резерва». Под нормой резерва проекта (для данного года) будем понимать частное от деления суммы имевших место дополнительных ассигнований (резервов) по отдельным проектам на сумму запланированных по этим работам ассигнований (затрат). Аналогично под нормой резерва плана будем понимать долю дополнительных ассигнований (резервов), выделяемых на реализацию перспективных и текущих планов.
Метод определения величины резервного фонда базируется на анализе статистической закономерности нормы резерва, получения на его основе соответствующих статистических характеристик и последующей их корректировки на основе рассчитанных значений математического ожидания безрезультатно израсходованных средств.
При известной норме резерва легко определить размер резервного фонда. Для этого достаточно умножить норму резерва х на сумму утвержденных ассигнований А:
х х А.
Таким образом, задачу определения размера резервного фонда можно свести к задаче определения такой величины нормы резерва, чтобы при данном уровне достоверности его величина не превысила заранее рассчитанного значения.
Исследуем возможные последствия принятия решения о резервировании части финансовых средств, выделяемых на реализацию проекта. Пусть рС — априорная вероятность создания резерва. При использовании этого критерия для оптимизации объема резерва, кроме знаний априорных вероят-
ностей, необходимо определить «плату» ошибочного решения, которая складывается из «платы» за создание резерва для проекта в случае, когда он не нужен (излишнее резервирование) Сп, и «платы» за срыв проекта в случае принятия решения о ненужности резерва С. Тогда при выполнении большого
Ср
числа модельных (математических) экспериментов в среднем лучшим будет тот вариант, который потребует меньшей «платы» за излишний резерв и срыв проекта. В этом случае функцию ожидаемой (расчетной) стоимости ожидаемых потерь можно записать в виде:
E(С) = Сп х [1 - рС ] х а + Сс х рС х ß, где а — вероятность создания резерва для проекта, в случае, когда он не нужен; ß — вероятность срыва проекта в случае принятия ошибочного решения о ненужности резерва.
Нетрудно заметить, что критерием выбора наилучшего варианта создания резерва ассигнований для вариантов финансирования проекта выступает минимум платы за ошибки в принятии решения о создании резерва и за срыв проекта в случае принятия решения об избыточности резерва:
E(С) ^ min. Для оценки величины резерва плана в целом сделаем следующие допущения:
— все проекты, входящие в варианты планов, рассматриваются как неоднородные, так как для различных направлений исследований весьма различны ожидаемые величины потребных резервов. Поэтому для каждого из направлений исследований, под которыми будем в дальнейшем понимать разделы (подразделы) плана, следует отдельно определять соответствующие плотности вероятности и функцию распределения. При этом стабильным можно считать только распределение вероятностей для отдельных направлений исследований;
— влияние нормы резерва одного раздела (подраздела) на нормы резерва других разделов (подразделов) отсутствует, что согласуется с практикой распределения ассигнований, когда сначала определяются пропорции ассигнований между разделами (подразделами), а следующим этапом является распределение лимитов ассигнований на отдельные проекты.
Предлагаемый подход к оценке планового резерва позволяет определять на основе методов статистического анализа базовые значения резерва ассигнований F. Однако при наличии оценок математического ожидания безрезультатно израсходованных средств можно скорректировать вели-
чину резерва для конкретного проекта или плана в целом. Это позволяет сформировать обобщенный резерв, учитывающий, с одной стороны, сложившуюся практику его формирования, а с другой — характеристики возможных рисков выполнения проекта (плана).
Для решения указанной задачи введем понятие коэффициента учета ущерба (в стоимостном выражении) от срыва проекта Ку как функцию, аргументом которой выступает абсолютное значение математического ожидания ущерба от срыва проекта, принимающую значения от 0 до 1. При этом Ку равен единице, в случае если ущерб от работы имеет «катастрофические» последствия, и стремится к нулю Ку—^—^0 при отсутствии ущерба.
Для определения значений Ку в диапазоне от 0 до 1 воспользуемся экспертным методом, с помощью которого сформируем количественные оценки ущерба от срыва проекта и представим их в интервальном виде (см. таблицу).
Определение коэффициента учета ущерба возможно с помощью квалифицированных специалистов в области планирования развития НВП и на основании оценки возможностей существующей научно-производственной базы. Сформированные с помощью экспертных опросов оценки важности факторов могут быть использованы для формализованного получения сводного показателя резерва ППНВП с учетом ущерба от срыва проекта по формуле
F = Ж/(1 - К),
ру р ' 4 у"
Оценка важности факторов осуществляется с использованием традиционного подхода к формированию экспертной группы на основе анализа компетентности экспертов и численного ее состава и с последующим применением процедуры попарного сравнения вариантов [7]. Для получения достоверных оценок в состав экспертной группы целесообразно включать от 11 до 15 квалифицированных специалистов, располагающих достаточным набором количественных показателей.
количественные оценки коэффициента ущерба от срыва проекта
величина ущерба,
Показатель в % от объема плана значение
нижняя граница верхняя граница
Значительный ущерб 75 100 0,75
Ущерб выше среднего 50 75 0,5
Ущерб ниже среднего 25 50 0,25
Незначительный 0 25 0
ущерб
Таким образом, могут быть получены оценки коэффициента Ку и проведены расчеты объемов резерва ППНВП с учетом ущерба от срыва отдельных проектов.
Структуру резерва для снижения уровня риска предлагается определять на основе одного из двух подходов.
Сущность первого подхода к формированию структуры резерва состоит в том, что резерв делится на общий и специальный. Общий резерв предназначен для покрытия изменений в смете и внесения добавок к общей сумме контракта. Специальный резерв по структуре должен состоять из надбавок на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам (в случае прекращения проекта). Практика показывает, что надбавки на покрытие роста цен должны учитываться отдельно от непредвиденных расходов. Это особенно актуально, когда контракты (договора) предусматривают изменение условий расчетов или пересмотр условий контрактов в соответствии с индексами инфляции.
Сущность второго подхода к формированию структуры резерва состоит в определении непредвиденных расходов по видам затрат, например на заработную плату, материалы, субконтракты и т. д. Преимущество такого детального разделения работ состоит в том, что это позволяет приобрести опыт и создать базу данных корректировки большого количества данных и оценок. В общем случае резерв финансовых средств при формировании ППНВП может использоваться:
— для выделения ассигнований на новые работы, необходимость проведения которых обнаруживается при формировании соответствующих планов;
— для увеличения ассигнований на производство работ при их недостатке;
— для компенсации непредвиденного увеличения трудозатрат, накладных расходов и т. д., возникающих в ходе реализации плана;
— для проведения конкурсных процедур;
— для улучшения финансово-экономического состояния предприятий — исполнителей проектов (например за счет увеличения норматива прибыли).
Текущие расходы резерва должны постоянно отслеживаться, т. е. должен проводиться строгий мониторинг, чтобы обеспечить наличие остатка на ликвидацию будущих рисков.
После завершения очередного годового плана или пятилетней части ППНВП необходимо произ-
вести сравнение планового и фактического расходов резерва, и на этой основе уточнить тенденции и статистику использования непредвиденных расходов. При этом неиспользованная часть выделенных средств в резерве должна быть направлена в резерв следующего годового плана.
Все случаи использования резерва (эффективного и неэффективного) должны регистрироваться и анализироваться.
Таким образом, методическое обеспечение и разработка комплексного подхода к оценке планового резерва могут стать исходным пунктом для следующего важного этапа работы по снижению неопределенности (рисков) реализации перспективных и текущих планов развития НВП, которым является этап создания страхового фонда.
Определение величины страхового фонда
Использование страхования для управления рисками в интересах повышения реализуемости программ и планов развития НВП создает предпосылки для снижения объема резервного фонда за счет возможности возмещения части убытков (ущерба) страховыми компаниями. Однако, поскольку страхование связано с определенными затратами, то в финансовом резервном фонде должна быть предусмотрена соответствующая сумма, формируемая совместно с резервным фондом при программно-целевом планировании. В связи с этим возникает задача определения рационального соотношения объемов резервного и страхового фондов.
Разработка метода определения величины страхового фонда должна осуществляться с учетом положений страхования (как коммерческой деятельности). Основными видами страхования в рамках управления рисками при реализации программ и планов развития НВП, как показали проведенные исследования, могут быть имущественное страхование, страхование риска убытков и страхование ответственности.
При имущественном страховании объектом страхования выступают материальные ценности и имущественные интересы страхователя (заказчика). В рассматриваемом случае могут страховаться следующие имущественные интересы:
— риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;
— риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случа-
ях, предусмотренных законом, и риск гражданской ответственности;
— риск убытков от деятельности заказчика из-за нарушения исполнителями своих обязательств или изменения условий этой деятельности по не зависящим от него обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых результатов.
При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком устанавливаются:
— имущество (или имущественный интерес), являющееся объектом страхования;
— характер события, в случае наступления которого осуществляется страхование (страховой случай);
— размер страховой суммы;
— срок действия договора.
Страхование риска убытка условно делится на два направления:
— страхование техники, установок, технологических линий и др. на случай вывода из строя, нарушения работы или гибели;
— страхование от непредвиденных неблагоприятных последствий, вызванных внедрением технических и технологических новинок.
Особенности метода формирования страхового фонда, используемого для повышения реализуемости планов развития НВП, во многом определяются видом принятой системы страхования. Наиболее распространенными видами страхования являются:
1) страхование по действительной (фактической) стоимости имущества на день заключения договора (страховое возмещение равно величине ущерба). При этом страховая стоимость имущества определяется на основании баланса предприятия, составленного за последний перед страхованием отчетный период. При установлении страховой суммы стороны могут оговорить размер франшизы — не компенсируемого страховщиком убытка;
2) страхование по системе пропорциональной ответственности, предусматривающее неполное, частичное страхование объекта. В этом случае величина страхового возмещения Q равна части ущерба, которую составляет страховая сумма S по отношению к оцениваемой стоимости объекта страхования Ж
Q
где Т — фактическая сумма ущерба;
3) страхование по системе первого риска, которое означает выплату страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы;
4) страхование по системе предельной ответственности, когда возмещению подлежат только относительно крупные убытки.
Перед заключением договора о страховании страховой компанией строго индивидуально по каждому объекту страхования может разрабатываться (для обеспечения комплексной страховой защиты) программа страхования в зависимости от потребностей страхователя (заказчика), которая включает возможные виды страхования, страховые риски, с наступлением которых страховщик обязан произвести выплату страхователю, а также комплекс мероприятий для организации страхового механизма.
С учетом изложенного разработан алгоритм определения величины страхового фонда. В соответствии с ним объем страхового фонда определяется в результате решения оптимизационной задачи, связанной с минимизацией безвозвратных потерь, которые на этапе планирования могут быть определены:
— как величина финансовых потерь при наступлении неблагоприятных событий, в случае когда их компенсация предусматривается только за счет резервного фонда;
— как некомпенсированный ущерб при наступлении страховых случаев, которые были застрахованы, но страховые выплаты по ним могут оказаться меньше реального размера ущерба;
— как сумма страховых взносов, выплачиваемых страхователями страховщикам за страхование возможных рисков;
— как дополнительные затраты на выполнение процедур страхования.
Логика решения оптимизационной задачи в данной постановке заключается в том, что финансовые потери по каждому проекту, компенсация которых предусмотрена за счет средств резервного фонда, составят безвозвратные потери. Чем больше проектов будет компенсироваться за счет резервного фонда, тем больше будут безвозвратные потери. Использование страхования позволяет возвратить часть потерь за счет выплат страховщиками страховых сумм при наступлении страхового случая.
Объем страховой суммы (страхового возмещения), как было отмечено ранее, зависит от факторов, обусловленных характером риска и состояни-
ем страхового рынка. При этом, с одной стороны, чем больше проектов будет компенсироваться за счет страхования, тем меньше будут безвозвратные потери. Однако, с другой стороны, в этом случае будут расти суммарные страховые взносы, а также расходы, связанные с подготовкой и оформлением договоров страхования.
Поскольку для некоторых проектов объемы страховых взносов могут достигать значений, соизмеримых со страховой суммой, а сам страховой случай может и не наступить, то использование страхования далеко не всегда целесообразно, так как общая сумма страховых взносов может превысить объем страховых выплат. Конкретные этапы проектов, подлежащие страхованию, и соответствующие размеры страховых взносов определяются наличием соответствующих средств и могут уточняться в ходе реализации проектов.
Список литературы
1. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М. 2007.
2. Гребенщиков Э. С. Инвестиционная составляющая страхового бизнеса: новые источники и возможности // Финансы. 2005. № 3.
3. Дубров А. М, Лагоша Б. А, Хрусталёв Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М.: Финансы и статистика. 1999.
4. Качалов Р. М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука. 2002.
5. Морозко Н. И. Стратегия управления финансовыми ресурсами страховой системы // Финансы. 2005. № 9.
6. Орлова И. В. Страховые рынки промышленно развитых стран в новом тысячелетии // Финансы. 2005. № 5.
7. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь. 1993.
8. Сплетухов Ю. А. Страхование: учеб. пособие. М: Инфра-М. 2004.
9. Хрусталев Е. Ю. Метод оценки рисков при создании наукоемкой продукции // Финансовый бизнес. 2005. № 4.
10. Шахов В. В. Страхование: учебник для вузов. М: Страховой полис, ЮНИТИ. 2004.