Научная статья на тему 'О проблеме правового регулирования использования сети Интернет в условиях обеспечения безопасности государства'

О проблеме правового регулирования использования сети Интернет в условиях обеспечения безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1466
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / СYBERCRIMES / INTERNET / STATE SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лагуточкин А. В.

В статье рассматриваются современное состояние правового регулирования использования сети Интернет, как в России, так и за рубежом. Обосновывается необходимость принятия единого, на международном уровне, нормативно-правового акта, регулирующего использование сети Интернет в глобальном информационном пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF THE LEGAL REGULATION OF INTERNET NETWORK USE IN CONDITIONS OF THE PROVISION OF STATE SAFETY

This article considers the contemporary condition of Internet use legal regulation both in Russia and abroad. The necessity of adoption of single international statute regulation Internet use in global informational space is motivated.

Текст научной работы на тему «О проблеме правового регулирования использования сети Интернет в условиях обеспечения безопасности государства»

о проблеме правового регулирования использования сети интернет в условиях обеспечения безопасности

государства

ON THE problem OF THE LEGAL REGÜLATION

of internet network use in conditions of the provision of state safety

УДК 355/359

А.В. ЛАГУТОЧКИН,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

A.V. LAGUTOCHKIN,

Candidate of Jurisprudence (the Belgorod Law Enforcement Institute of the Ministry of Internal Affairs, Russia)

gii

У

Vf

Аннотация: в статье рассматриваются современное состояние правового регулирования использования сети Интернет, как в России, так и за рубежом. Обосновывается необходимость принятия единого, на международном уровне, нормативно-правового акта, регулирующего использование сети Интернет в глобальном информационном пространстве.

Ключевые слова: интернет, безопасность государства, киберпреступность.

Abstract: This article considers the contemporary condition of Internet use legal regulation both in Russia and abroad. The necessity of adoption of single international statute regulation Internet use in global informational space is motivated.

Key words: internet, state safety, сybercrimes.

Одним из явлений, существенным образом повлиявших на развитие современного общества в последнее время, стало интенсивное совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий. Масштаб культурных, социальных, экономических, политических, правовых изменений, вызванных распространением сетевых компьютерных коммуникаций, позволяет некоторым исследователям считать их отражением начала нового этапа в истории человеческой цивилизации. Использование глобальной компьютерной сети Интернет выступает при этом одной из важнейших предпосылок глобализации

межгосударственных отношений и построения информационного общества. Избрав цель занять достойное место среди ведущих стран мира в области развития информационного общества, Россия активно развивает собственную информационную и телекоммуникационную инфраструктуру.

Компьютерная сеть Интернет стремительно превратилась в общепланетарную информационную систему, она вобрала в себя не только достоинства глобальности, но и глобальные пороки [1]. Возможности Сети все чаще становятся средством совершения противоправных деяний.С использованием сети Интернет могут совершаться преступ-

ления, казалось бы, направленные только лишь в отношении компьютерной информации, однако современность диктует иное. Сеть Интернет становится мостиком общения огромного количества адресатов, многие используют ее для бизнеса, некоторые - для элементарного диалога о насущном. Быт людей уже перерос из скандалов на улицах в информационное пространство, покупки все чаще осуществляются посредством Сети, да и появляющиеся новые знакомые (собеседники) должны быть благодарны созданному информационному пространству. Преступность, как социальное явление, последовала за стремлением человека быть частью информационного общества. Действия, нарушающие правовые, моральные, этические нормы обычной жизни, становятся возможными к осуществлению и в виртуальном пространстве, и этим многих привлекает Интернет.

В киберпространстве, используя анонимность участников, совершаются кражи, мошенничества, нарушаются авторские права и т.д. Особую озабоченность вызывают действия экстремистского характера, осуществляемые посредством сети Интернет. Так, крупнейшей в СНГ социальной сети «ВКонтакте» в этом году пришлось принудительно закрыть несколько праворадикальных групп, завсегдатаи которых призывали повторить подвиг норвежского террориста Андерса Брейвика, ответственного за убийство в Осло более 70 человек [2]. Кроме того, было установлено, что кавказские террористы все чаще пользуются Интернетом для вербовки. Адам Хаяури, осужденный в Ингушетии за участие в группе террористов, на счету которой взрыв в Домодедово, вербовал новых сторонников через социальные сети. Спецслужбы бьют тревогу: в последнее время северокавказские боевики активно используют Интернет и социальные сети для поиска и вербовки новых шахидов среди молодежи [3].

Все это определяет высокую степень актуальности представленной проблемы, а «подливает масло в огонь» еще то, что сегодня никто не защищен от этого, правовой механизм регулирования использования сети Интернет едва ли можно разглядеть в законодательстве России.

Ряд нормативно-правовых актов, принятых в последние годы, могут регулировать некоторые направления информационной безопасности государства и в первую очередь это:

- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895);

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212);

- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».

В этих нормативных правовых актах комплексно решаются задачи правового обеспечения информационной безопасности. При этом вопросы совершенствования законодательного обеспечения информационного развития России не теряют своей актуальности.

Так, в докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (2008 г.) отмечается, что «одним из важнейших направлений законодательного регулирования информационной сферы является правовое регулирование деятельности информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети Интернет».

Определенным шагом на этом пути является и принятая в Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, призванная стать основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в России. Среди основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели в Стратегии, в частности, называется противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Выделяются основные направления реализации Стратегии:

- развитие законодательных механизмов совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

- обеспечение безопасности функциони-

рования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности; повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

- совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;

- обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;

- противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия.

Добавим, что при формировании правовой идеологии России в области информационной безопасности важно учесть закономерности развития правового регулирования в информационной сфере, осмыслить уроки российской традиции права, но не менее важно опираться на юридический опыт, достижения общечеловеческой правовой цивилизации. Здесь необходимо взять соответствующий юридический оптимум, соблюдая при этом меру, а не механически ассимилировать в отечественную правовую среду западные политико-правовые институты и ценности.

На законодательном уровне разработаны принципы правового регулирования в рассматриваемой сфере, сформулированные в тексте Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2006 г. К таковым, в частности, отнесены:

- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

- обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

- неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

- недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Статья 15 Федерального закона «Об информации» определяет, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства России в области связи, настоящего закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом регулирование использования сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Законодательно закреплены цели защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации. В качестве таких целей названы:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализация права на доступ к информации.

На правительственном уровне разработаны концептуальные направления развития «информационного общества», указанные в Распоряжении Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Так, в соответствии с Программой в качестве основного приоритетного направления развития информационных технологий выступает «противодействие использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем». Здесь же делается довольно серьезный акцент в сторону постановки проблемы «увеличения количества компьютерных преступлений,

рост их корыстной направленности, а также наносимого этими преступлениями материального ущерба».

Известно, что еще в апреле 2009 г. рабочая группа комитета Государственной Думы по информационной политике одобрила концепцию закона об Интернете. В частности, предусматривается внесение изменений в уголовное законодательство. Между тем многие специалисты в сфере информационного права неоднозначно воспринимают идею разработки закона, посвященного регулированию правоотношений, возникающих при использовании Интернета. К сожалению, недопонимание проблемы сетевого информационного пространства и его воздействия на социальные массы позволяют тормозить упреждающего значения действия, которые не просто могут расширить или конкретизировать уголовно-правовые нормы, а законодательно определить механизм пользования глобальной сетью Интернет с его правилами и ограничениями. Но это проблема касается не только России.

Информационное пространство глобально и требует выполнения синхронных правовых действий всех государств, пользователей сети Интернет. Сейчас действия некоторых государств, осмысливших представленную проблему, по правовому регулированию использования сети Интернет, на наш взгляд, можно назвать экспериментальными.

Так, власти Пекина объявили, что с 16 марта 2012 года все городские пользователи социальных сетей, не указавшие в регистрационных формах своих настоящих имен и фамилий, будут лишены возможности публиковать посты в блогах. Все незарегистрированные в установленном порядке пользователи микроблогов смогут только читать сообщения других блогеров. Помимо Пекина подобные правила регистрации в социальных сетях уже приняты и в некоторых других крупных китайских городах - таких, как Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь. При этом Китай считает Интернет важнейшим инструментом надзора общества за правительством, однако не намерен отказываться от контроля за распространением информации.

Как заявил министр государственного совета по управлению информации Чен Ванг, принятые ранее меры, обязавшие модераторов новостных порталов и крупных коммерческих сайтов регистрироваться под настоящими именами, а также запрет на анонимные комментарии новостей принесли свои результаты. «Мы планируем расширить

реальную идентификацию для пользователей электронных досок объявлений», - отметил он [4].

06 января 2012 г. в соответствии с законом «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет» вступают в силу новые правила пользования Интернетом в Республике Беларусь. В частности, вводится запрет на посещение зарубежных сайтов для отдельных категорий пользователей.

Обязательная интернет-фильтрация должна появиться во всех госструктурах и учреждениях образования. Накладываются ограничения на работу беспроводных сетей wi-fi. Кроме того, за нарушение новых правил доступа в Интернет предусмотрена только административная ответственность в виде штрафов. Максимальный размер в пересчете с белорусских рублей - около 120 долларов. Запрет на посещение зарубежных сайтов не распространяется на домашних пользователей. Помимо ограничений на пользование Интернетом в республике вводится надзор над веб-сайтами. Мониторить белорусские интернет-ресурсы будут не только службы безопасности, но и налоговые органы - это подчеркивает многогранность использования глобальной сети Интернет [5].

Полагаем, что присутствие в глобальных сетях национальных сегментов, в которых не криминализированы определенные социально опасные действия, приводит к активному «освоению» этих сегментов преступностью.

В этой связи многие исследователи решительно высказываются в пользу значительной унификации уголовно-правовых систем государств, входящих в мировое сообщество. В идеале - это разработка единых обязательных для всех правовых механизмов обеспечения безопасности мирового информационного пространства.

Однако в современных условиях, на наш взгляд, вряд ли возможно сконструировать уголовно-правовые нормы, одинаково приемлемые для всех государств мира. Препятствовать этому в значительной степени будут национальные правовые традиции, обычаи, различия в социально-экономических условиях. При этом необоснованное вторжение в национальные правовые системы чревато утратой их устойчивости, снижением социальной стабильности, а потому способно породить сложнейшие социальные противоречия.

К настоящему моменту различными международными организациями (ООН, G8

- «Группа Восьми», Совет Европы и др.) уже разработан и принят ряд документов, представляющих интерес в свете рассматриваемых проблем и регулирующих различные правовые аспекты международного обмена компьютерной информацией, осуществления финансовых сделок в глобальных сетях, охраны персональных данных при передаче их по сетям и т.д.

Здесь особое значение, безусловно, имеет Европейская Конвенция о киберпреступности (ETS № 185, 2001 г.) и Дополнительный протокол к ней относительно введения уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем (ETS № 189, 2003 г.). Главная задача Конвенции, определенная в ее преамбуле, состоит в том, чтобы поддержать «общую уголовную политику, нацеленную на защиту общества от киберпреступлений, через принятие соответствующих законодательных актов и укрепление международного сотрудничества».

Принятие Конвенции по борьбе с киберпреступностью позволило приблизить достижение следующих поставленных в ней целей: а) согласование государствами-учас-тниками национальных уголовно-правовых норм, определяющих составы соответствующих сетевых компьютерных преступлений; б) разработка процедур процессуального законодательства, необходимых для расследования таких преступлений и судебного преследования лиц, их совершивших, а также сбора доказательств, находящихся в электронной форме; в) создание действенной системы международного сотрудничества в данной области. Значительное внимание в документе уделено процедурам предоставления взаимной помощи при расследовании трансграничных преступлений, при сборе доказательств, находящихся в электронной форме, и при выдаче преступ-

ников. Конвенция стала, по сути, первым международным договором такого уровня, регулирующим правовые и процедурные аспекты уголовного преследования за противоправную деятельность в глобальных сетях, определяющим, в каких направлениях должны прилагаться основные усилия на национальном и на международном уровнях. Конвенция вступила в силу в 2004 г., кроме 44 государств Европы ее подписали США, Канада, Япония и ЮАР. Российская Федерация Конвенцию не подписала, исходя из того, что определенные положения документа могут приводить к ограничению суверенитета и национальной безопасности государств-участников, наносить ущерб правам и законным интересам их граждан и юридических лиц. Такое замечание самым тесным образом связано со сложнейшей проблемой, становящейся основным «камнем преткновения» в организации борьбы с трансграничными сетевыми преступлениями на международном уровне, - проблемой определения юрисдикции.

Однако ряд шагов в международном сотрудничестве по борьбе с киберпреступностью сделан. Так, Россия и США (12.12.2011 г.) расширяют сотрудничество в области кибербезопасности при помощи создания «специального киберцентра». Согласно данным, предоставленным представителями Белого дома, власти России и США намерены установить обмен информацией о «технических угрозах». Правительства двух стран планируют создать совместный киберцентр.

В основном это касается некоторых составов киберпреступлений, признанных в мировом сообществе. Исходя из изложенного, хотелось бы видеть более широкий спектр направлений противодействия нарушениям, связанным с глобальной сетью Интернет, как в Российском сегменте пользования, так и в глобальном масштабе.

Литература

1. http://www.internet-law.ru/

2. http://focus.ua/foreign/201715/

3. http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2011/10/m269441.htm

4. http://ibigdan.livejournal.com/10405141.html

5. http://businessfm.bfm.ru/news/2012/01/06/v-belorussii-uzhestochajut-ispolzovanie-interneta.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.