Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ '

О ПРОБЛЕМЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-телекоммуникационные технологии / компьютерная информация / специальные знания / квалификации участников уголовного процесса / цифровая трансформация / information and telecommunication technologies / computer information / special knowledge / qualifications of participants in criminal proceedings / digital transformation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тхакумачев Борис Юрьевич

В качестве проблем, возникающих при расследовании преступлений в сфере цифровой трансформации, выделяют недостаточный профессионализм лиц, которые занимаются их обнаружением, раскрытием и расследованием. Целесообразно провести кардинальное совершенствование структуры и системы образовательной деятельности, усовершенствовать учебные рабочие программы, технику и сущность организации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тхакумачев Борис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of insufficient qualifications of participants in the criminal process involved in the investigation of crimes in the field of digital transformation

As problems arising in the investigation of crimes in the field of digital transformation, there is a lack of professionalism of persons who are engaged in their detection, disclosure and investigation. It is advisable to radically improve the structure and system of educational activities, to improve the training work programs, techniques and the essence of the organization of the learning process.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_443 УДК 343.985.1

О ПРОБЛЕМЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ On the problem of insufficient qualifications of participants in the criminal process

involved in the investigation of crimes in the field of digital transformation ТХАКУМАЧЕВ Борис Юрьевич,

кандидат юридических наук, заведующий кафедры уголовно-правовых дисциплин АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет» (АНО ВО МГЭУ). 119049, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 8, стр. 16. E-mail: men2007kbr@bk.ru;

Tkhakumachev Boris Yurievich,

Candidate of Legal Sciences, Head of the Department of Criminal Law Disciplines

of the Autonomous Non-Profit Organization of Higher Education Moscow University of Humanities and Economics (ANO V MGEU). 119049, Russia, Moscow, Leninsky Prospekt, 8, p. 16. E-mail: men2007kbr@bk.ru

Краткая аннотация: в качестве проблем, возникающих при расследовании преступлений в сфере цифровой трансформации, выделяют недостаточный профессионализм лиц, которые занимаются их обнаружением, раскрытием и расследованием. Целесообразно провести кардинальное совершенствование структуры и системы образовательной деятельности, усовершенствовать учебные рабочие программы, технику и сущность организации процесса обучения.

Abstract: as problems arising in the investigation of crimes in the field of digital transformation, there is a lack of professionalism of persons who are engaged in their detection, disclosure and investigation. It is advisable to radically improve the structure and system of educational activities, to improve the training work programs, techniques and the essence of the organization of the learning process.

Ключевые слова: информационно-телекоммуникационные технологии, компьютерная информация, специальные знания, квалификации участников уголовного процесса, цифровая трансформация.

Keywords: information and telecommunication technologies, computer information, special knowledge, qualifications of participants in criminal proceedings, digital transformation.

Для цитирования: Тхакумачев Б.Ю. О проблеме недостаточной квалификации участников уголовного процесса, принимающих участие в расследовании преступлений в сфере цифровой трансформации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 443445. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_443.

For citation: Thakumachev B.Yu. On the problem of insufficient qualifications of participants in the criminal process involved in the investigation of crimes in the field of digital transformation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 443-445. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_ 10_443.

Статья поступила в редакцию: 25.07.2023

Массовое использование информационно-телекоммуникационных технологий, компьютерной информации способствовало возникновению новых, уникальных возможностей, направленных на активное и эффективное развитие экономических отношений и политической системы, государственных институтов, общественных отношений, граждан. Однако, быстрые темпы развития указанных технологий способствуют возникновению обстоятельств, которые направлены на их применение при осуществлении преступной деятельности.

В соответствии со статическими сведениями органов государственной власти, в Российской Федерации ежегодно происходит рост числа количества потерпевших от преступлений в сфере цифровой трансформации, а также происходит рост размера причинённого материального ущерба, возникающего в результате преступной деятельности с применением электронно-вычислительной техники 1.

Полагаем, что осуществление борьбы с преступлениями в сфере цифровой трансформации необходимо проводить в рамках общей организации указанной работы, реализации практических рекомендации по развитию законов в целях обеспечения информационной безопасности и улучшению деятельности правоохранительных органов в указанной области.

Проанализировав способы устранения и преодолевания указанной проблемной ситуации, целесообразно сказать, что для указанных действий характерно не только наличие фрагментарных усилий по воздействию на конкретные группы преступлений в указанной сфере, например, информационные атаки на банковские и кредитные учреждения, аэропорта, определенные информационные системы и т.д., но и осуществление самостоятельного направления деятельности государства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 года № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». Пунктом 18 указанного Указа установлено, что для уровня обеспечения компьютерной безопасности в сфере науки, компьютерных технологий и образования характерно осуществление нехватки эффективности научных разработок, которые направлены на возникновение многообещающих компьютерных технологий, наличие низкого уровня реализации российских исследований и ограниченного кадрового обеспечения в сфере компьютерной безопасности, а также присутствие факта недостаточной осведомленности граждан по вопросам гарантий личной компьютерной безопасности. Однако, для мер, которые направлены на достижение целей, связанных с обеспечение безопасности компьютерной системы, с точки зрения ее целостности, доступности и устойчивого функционирования, с применением российских компьютерных технологий и российской электронной продукции очень часто характерно отсутствие комплексной основ 2.

1 См. Шевко Н.Р. Проблемы подготовки специалистов по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием современных информационных технологий, в образовательных организациях МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. - Казань, 2017. - № 1 (27). - С. 87 - 89.

2 См. Гончар В.В. Отдельные вопросы совершенствования подготовки кадров, специализирующихся на расследовании преступлений, совершаемым с использованием информационных технологий // Криминалистика в условиях развития информационного общества (59-е ежегодные криминалистические чтения): сборник статей Международной научно-практической конференции. - М.: Академия управления МВД России, 2018. - С. 73 - 76.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 10(226)

Осуществление реформирования высшего образования, во-первых, направлено на достижение целей, связанных на подготовку специалистов, которые способны очень быстро привыкнуть к новейшим условиям в непрерывно обновляемом мире 1.

Процесс раскрытия и расследования преступлений в исследуемой сфере является достаточно сложной задачей для большинства лиц, осуществляющих предварительное расследование2. Причины указанного явления заключаются в следующем:

отсутствие комплексного обобщения результатов предварительного расследования и судебной практики по исследуемой категории преступлений;

недостаточная разработка практической методики расследования, связанной с организацией расследования указанной группы преступлений;

наличие небольшого опыта деятельности определенных лиц, производящих предварительное расследование, а также оперативных работников оперативно-розыскных подразделений с доказательствами, имеющие специфический характер, которые находятся в электронном виде в форме сообщений электронной почты, электронных страниц, различных веб-сайтов;

наличие недостаточно высокого уровня подготовки в период прохождения обучения в высших учебных заведениях лиц, производящих предварительное расследование, в необходимой специализации.

Анкетирование лиц, осуществляющих предварительное расследование, позволяют сделать вывод, что 95% проанкетированных имеют высшее юридическое образование, а лишь 5% имеют также образование по специальности «Информатика и вычислительная техника»3. 63% проанкетированных могут работать на компьютерной технике, имея уровень - «среднего пользователя», 37% имея уровне - «продвинутого пользователя». При этом 79% изучают работу компьютерной техники в самостоятельном порядке, лишь 21% работников правоохранительных органов проходи курсы повышения квалификации для работы в указанной сфере, 5% проходили курсы в частных образовательных учреждениях 4. В период получения образования в высшем учебном заведении студенты обязаны получить практические навыки, которые позволяют в достаточной мере исполнять квалифицированно свои трудовые обязанности5. Профессиональная подготовка лиц, осуществляющих предварительное расследование, а также оперативных работников оперативных подразделений непосредственным образом оказывает влияние на положительные результаты расследований преступлений в сфере цифровой трансформации. Нехватка профессиональных кадров в указанной области в современное время выступает в качестве одной из острых проблем расследования преступлений в указанной сфере 6.

Для криминалистической характеристики преступлений в сфере цифровой трансформации характерно то, что их расследование и раскрытие не представляется возможным без применения и использования информационно-телекоммуникационных технологий, следовательно, с целью подготовки указанных специалистов целесообразно уделять конкретное внимание группе дисциплин, которые связаны с компьютерными технологиями, средствами информационной, цифровой безопасности, электронно-вычислительной техникой.

Осуществление подготовки лиц, осуществляющих предварительное расследование, с целью производства предварительного расследования указанных преступлений заключается в возможности получения необходимых профессиональных знаний, практических умений и навыков, позволяющих очень быстро отреагировать и обнаружить, зафиксировать, изъять и собрать доказательства в электронном виде, а также производить необходимые оперативно-розыскные мероприятия.

Наибольшее количество лиц, осуществляющих предварительное расследование, высказали мнение, в соответствии с которым вытекает вывод о недостаточности наличных знаний, необходимых для расследования преступлений в указанной сфере. С целью разрешения указанной проблемы, как считают проанкетированные, целесообразно провести их профессиональное обучение по осуществлению расследования указанной группы преступлений, а также провести мероприятия по организации семинаров, которые посвящены усовершенствованию информационных технологий.

Другая проблема связана с назначением судебной экспертизы, например, постановка на разрешение эксперта, который проводит судебную компьютерно-техническую экспертизу, квалифицированных вопросов, об указанной проблеме высказали 53% проанкетированных.

Лица, которые осуществляют предварительное расследование и назначают судебную экспертизу, причинами возникновения трудностей называют отсутствие у них практического опыта расследования указанной категории уголовных дел, наличие сложной технической терминологии и отсутствие специальных знаний в указанной области.

В процессе расследования указанных преступлений принимают участие специалисты, имеющие юридический профиль образования, но в целях осуществления данной деятельности в указанной сфере необходимо иметь также углубленную техническую подготовку, которая по отношению юристов не установлена.

Подтверждением указанного факта является содержание современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++), регулирующих подготовку студентов по направлениям и специальностям, связанным с юриспруденцией.

В существующий перечень дисциплин, подлежащих обязательному изучению, не включено ни одной дисциплины, относящейся к ком

1 См. Громова О.Н., Рыжова Н.И. Критерии профессиональной готовности специалиста экономической сферы к виктимологической деятельности // Современные проблемы науки и образования. - М., 2016. - № 6. - URL: https://sdence-education.ru/ru/artide/view?id=26008 (дата обращения: 11.07.2022).

2 См. Рыжова Н.И., Литвиненко М.В. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования // Информатика и образование. -М., 2007. - № 7. - С. 119-121.

3 См. Громова О.Н. Актуальные направления развития профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы в условиях глобализации современного социума // Современные проблемы науки и образования. - М., 2015. - № 1-1. - URL: https://sdence-education.ru/ru/artide/view?id=17964 (дата обращения: 11.07.2022).

4 См. Официальный сайт правовой информации. - URL: https://www.klerk.ru/law/articles/431376/ (дата обращения: 11.07.2022).

5 См. Литвиненко М.В. Информационная безопасность и реформы в сфере образования // Приложение к журналу «Известия вузов» «Геодезия и аэрофотосъемка»: сборник статей по итогам научно-технической конференции. - М., 2009. - № 2-1. - С. 194-197.

6 См. Рыжова Н.И., Литвиненко М.В., Фомин В.И. Профессиональная компетентность специалиста в области информационных технологий // Информатика и образование. - М., 2007. - № 8. - С. 121-123.

пьютерным технологиям.

В ранее существовавших федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС 3, 3+), в соответствии с которыми первоначально создавались учебные планы по направлениям и специальностям, связанным с юриспруденцией, была указана одна дисциплина под названием «Информатика и информационные технологии в правоохранительной деятельности». Вместе с тем, анализируя рабочие программы высших учебных заведений по указанной дисциплине, необходимо отметить, что цели и задачи изучения указанной дисциплины предусматривали изучение вопросов технической деятельности по работе с таблицами в программе Microsoft Excel, техническую работу с текстовыми сведениями в программе Microsoft Word и техническую работу по созданию презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

Причинами отсутствия большого количества дисциплин, носящих информационно-технический характер, во ФГОС 3++, регулирующих образовательную деятельность по направлениям и специальностям, связанным с юриспруденцией, называют отсутствие целесообразности для всех юристов, в том числе для всех будущих лиц, осуществляющих предварительное расследование, иметь углубленные технические знания, но идея готовить специалистов юридического профиля по расследованию компьютерных преступлений кажется весьма актуальной 1.

Квалифицированная подготовка кадров, во-первых, способствует повышению эффективности расследования преступлений в сфере цифровой трансформации, по указанной причине, говоря о борьбе с указанными преступлениями, то целесообразно исследовать вопросы, связанные с подготовкой специалистов, которые работают в указанной области, вместе с тем указанный вопрос до настоящего времени не нашел обширного изучения в научной криминалистической литературе.

Подготовку специалистов необходимо осуществлять в комплексном плане, в который целесообразно включить практические навыки, носящие практический характер с использованием новейших компьютерных технологий 2. Указанная подготовка не проводиться по причине отсутствия комплексного обобщения материалов следственной, судебной практики, недостаточной разработки научно-методических рекомендаций, связанных с организацией предварительного расследования указанного вида преступлений, наличия небольшого опыта практической работы определенных лиц, осуществляющих предварительное расследование, и оперативных работников оперативно-розыскных подразделений с доказательствами, которые находятся в электронном виде в форме цифровых сообщений, страниц, веб-сайтов, а также наличие недостаточно высокого уровня подготовки в период прохождения обучения в высших учебных заведениях лиц, производящих предварительное расследование, в необходимой специализации.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо сказать, что процесс раскрытия и расследования указанных преступлений, является очень трудной задачей для подавляющего большинства работников правоохранительных органов.

Библиография:

1. Гончар В.В. Отдельные вопросы совершенствования подготовки кадров, специализирующихся на расследовании преступлений, совершаемым с использованием информационных технологий // Криминалистика в условиях развития информационного общества (59-е ежегодные криминалистические чтения): сборник статей Международной научно-практической конференции. - М.: Академия управления МВД России, 2018. - С. 73 - 76.

2. Громова О.Н. Актуальные направления развития профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов для экономической сферы в условиях глобализации современного социума // Современные проблемы науки и образования. - М., 2015. - № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17964 (дата обращения: 11.07.2022).

3. Громова О.Н., Рыжова Н.И. Критерии профессиональной готовности специалиста экономической сферы к виктимологической деятельности // Современные проблемы науки и образования. - М., 2016. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26008 (дата обращения: 11.07.2022).

4. Литвиненко М.В. Информационная безопасность и реформы в сфере образования // Приложение к журналу «Известия вузов» «Геодезия и аэрофотосъемка»: сборник статей по итогам научно-технической конференции. - М., 2009. - № 2-1. - С. 194-197.

5. Официальный сайт правовой информации. - URL: https://www.klerk.ru/law/articles/431376/ (дата обращения: 11.07.2022).

6. Поляков В.В. Особенности подготовки специалистов для расследования преступлений, связанных с неправомерным удаленным доступом к компьютерной информации // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2010. - № 2-1. - С. 96- 97.

7. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13.08.2020 № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» (дата обращения: 11.07.2022).

8. Рыжова Н.И., Литвиненко М.В. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования // Информатика и образование. - М., 2007. - № 7. - С. 119-121.

9. Рыжова Н.И., Литвиненко М.В., Фомин В.И. Профессиональная компетентность специалиста в области информационных технологий // Информатика и образование. - М., 2007. - № 8. - С. 121-123.

10. Шевко Н.Р. Проблемы подготовки специалистов по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием современных информационных технологий, в образовательных организациях МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. - Казань, 2017. - № 1 (27). - С. 87 - 89.

References:

1. Gonchar V.V. Some issues of improving the training of personnel specializing in the investigation of crimes committed using information technology // Criminalistics in the context of the development of the information society (59th annual forensic readings): collection of articles of the International Scientific and practical Conference. - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. - pp. 73-76.

2. Gromova O.N. Actual directions of professional training development at the university of future specialists for the economic sphere in the conditions of globalization of modern society // Modern problems of science and education. - Moscow, 2015. - № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17964 (accessed: 11.07.2022).

3. Gromova O.N., Ryzhova N.I. Criteria of professional readiness of a specialist in the economic sphere for victimological activity // Modern problems of science and education. - M., 2016. - No. 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26008 (date of address: 11.07.2022).

4. Litvinenko M.V. Information security and reforms in the sphere of education // Appendix to the journal "Izvestia of universities" "Geodesy and aerial photography": collection of articles on the results of the scientific and technical conference. - M., 2009. - № 2-1. - pp. 194-197.

5. Official website of legal information. - URL: https://www.klerk.ru/law/articles/431376 / (date of address: 11.07.2022).

6. Polyakov V.V. Features of training specialists for the investigation of crimes related to illegal remote access to computer information // Izvestiya Altai State University.

- Barnaul, 2010. - № 2-1. - pp. 96-97.

7. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1011 dated 08/13/2020 "On approval of the Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 40.03.01 Jurisprudence" // Legal reference system "GARANT" (date of application: 07/11/2022).

8. Ryzhova N.I., Litvinenko M.V. Directions of development of the system specialist training in the conditions of informatization of education // Informatics and education.

- M., 2007. - No. 7. - pp. 119-121.

9. Ryzhova N.I., Litvinenko M.V., Fomin V.I. Professional competence of a specialist in the field of information technologies // Informatics and education. - M., 2007. -No. 8. - pp. 121-123.

10. Shevko N.R. Problems of training specialists in the disclosure and investigation of crimes committed using modern information technologies, in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Kazan, 2017. - № 1 (27). - P. 87

1 СМ. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 13.08.2020 № 1011 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» // СПРАВОЧНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА «ГАРАНТ» (ДАТА ОБРАЩЕНИЯ: 11.07.2022).

2 См. Поляков В.В. Особенности подготовки специалистов для расследования преступлений, связанных с неправомерным удаленным доступом к компьютерной информации // Известия Алтайского государственного университета. - Барнаул, 2010. - № 2-1. - С. 96- 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.