Научная статья на тему 'О проблеме детерминации профессионально-компетентностных ценностей студентов современного энерготехнического вуза'

О проблеме детерминации профессионально-компетентностных ценностей студентов современного энерготехнического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ ЭНЕРГОТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / PROFESSIONAL VALUE DETERMINATION / PROFESSIONAL MOTIVATION / PROFESSIONAL INTEREST / PROFESSIONAL VALUES / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE VALUES / STUDENTS OF ENERGY ENGINEERING UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ольга Николаевна, Толок Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются аксиологические аспекты профессионализма в контексте профильного профессионального обучения в высшей школе, раскрываются детерминационные факторы формирования профессиональных ценностей студентов энерготехнических направлений подготовки современного вуза, обосновывается целесообразность при исследовании профессионально-ценностных приоритетов профессиональной деятельности использования понятия профессионально-компетентностной ценности как детерминанты профессионального творчества и компетентностного развития молодого инженерного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Ольга Николаевна, Толок Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF DETERMINATION OF PROFESSIONAL AND COMPETENCY-BASED VALUES STUDENTS OF MODERN ENERGY ENGINEERING OF THE UNIVERSITY

The article deals with the axiological aspects of professionalism in the context of professional training in higher education, reveals the determinants of the formation of professional values of students of energy engineering areas of training of modern high school, substantiates the feasibility of the study of professional-value priorities of professional activity using the concept of professional competence values as determinants of professional creativity and competence development of young engineering specialist.

Текст научной работы на тему «О проблеме детерминации профессионально-компетентностных ценностей студентов современного энерготехнического вуза»

дифференциальные уравнения, программа это сделает сама по предложенной ей исследователем структуре системы и параметрам ее элементов. Результаты решения выводятся в наглядной графической форме. Поэтому программой могут пользоваться и те, кто не имеет глубоких познаний в математике и программировании.

При использовании VisSim не требуется владеть программированием на языках высокого уровня. В то же время, специалисты, владеющие программированием, могут создавать собственные блоки, дополняя ими богатую библиотеку стандартных блоков VisSim^.

Построение модели сводится к размещению блоков, составляющих систему управления в рабочем пространстве окна программы, прочерчиванию мышью соединительных линий между выходами-входами блоков и, наконец, заданию начальных значений переменных симулирования и параметров блоков. После того, как все необходимые блоки размещены в рабочей области и корректно соединены между собой, выполняется запуск симулирования (расчета) построенной модели. В процессе симулирования между входами и выходами блоков передаются значения переменных вычисляемых сигналов. В программе VisSim доступны ряд блоков вывода результатов расчета модели, как в числовом, так и в графическом виде. В частности присутствует блок эмулирующий работу виртуального осциллографа.

Выводы. Овладение в полном объёме информационными компетенциями будет способствовать тому, что учащиеся смогут на высоком уровне осваивать информационные технологии, в том числе связанные с математическим моделированием, в процессе освоения различных образовательных программ высшего образования [1; 2; 9].

Таким образом, размещая блоки на диаграмме и соединяя их функциональными связями, можно моделировать и более сложные системы.

Литература:

1. Алипханова Ф.Н. Применение информационных технологий в подготовке современного экономиста // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). с. 139 - 140

2. Абдусаламов Р.А., Магдилова Л.В. Развитие юридического образования в условиях информационного общества и сетевого взаимодействия // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). с. 133 - 135

3. Автоматическое управление [Электронный ресурс]: Яндекс.Словари> БСЭ.-1969-1978-URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/ Автоматическое% 20 управление / (дата обращения 28.01.2014).

4. Мирошник И.В. Теория автоматического управления. Линейные системы. - СПб.: Питер, 2005.

5. Новик И. Б. О философских вопросах кибернетического моделирования / И. Б. Новик. - М.: Знание, 1964.

6. Севостьянов А.Г. Моделирование технологических процессов: учебник / А.Г. Севостьянов, П.А. Севостьянов. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 344 с.

7. Типовые звенья и их характеристики. [Электронный ресурс]: - URL: Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=12560 (дата обращения 28.01.2014).

8. Официальный сайт фирмы Visual Solution Inc.: http://www.vissim.com/

9. Садулаева Б.С., Халиев М.С.У., Юсупов С.С. Современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя информатики // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). с. 319-320.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат философских наук Михайлова Ольга Николаевна

Балаковский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Балаково); ассистент Толок Екатерина Сергеевна

Балаковский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Балаково)

О ПРОБЛЕМЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ЭНЕРГОТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются аксиологические аспекты профессионализма в контексте профильного профессионального обучения в высшей школе, раскрываются детерминационные факторы формирования профессиональных ценностей студентов энерготехнических направлений подготовки современного вуза, обосновывается целесообразность при исследовании профессионально-ценностных приоритетов профессиональной деятельности использования понятия профессионально-компетентностной ценности как детерминанты профессионального творчества и компетентностного развития молодого инженерного специалиста.

Ключевые слова: профессионально-ценностная детерминация, профессиональная мотивация, профессиональный интерес, профессиональные ценности, профессиональная компетентность, профессионально-компетентностные ценности, студенты энерготехнического вуза.

Annotation. The article deals with the axiological aspects of professionalism in the context of professional training in higher education, reveals the determinants of the formation of professional values of students of energy engineering areas of training of modern high school, substantiates the feasibility of the study of professional-value priorities of professional activity using the concept of professional competence values as determinants of professional creativity and competence development of young engineering specialist.

Keywords: professional value determination, professional motivation, professional interest, professional values, professional competence, professional competence values, students of energy engineering University.

Введение. В современных условиях динамичной трансформации российской социетальности и образовательного континуума высшей школы социально-личностным приоритетом молодого человека

становится успешность профессионального жизнеосуществления и самореализации, которая во многом определяется подготовкой не только к формированию собственной социальной идентичности, но и способностями к профессиональному творчеству в показателях компетентности. Движение к профессиональной самореализации и компетентностностному росту ставится в прямую зависимость от познавательной активности, рациональной деятельности, эффективного коммуницирования, высокой адаптивности к обстоятельствам реальной действительности, оптимального взаимодействия и управления процессами деятельного общения в микро- и макросреде. В этой связи актуализируется и вызывает научный интерес проблема исследования детерминирующих факторов ценностных предпочтений учащейся, прежде всего вузовской, молодежи, определяющих мотивационный вектор ее профессиональной самореализации и компетентностного развития.

Значимость и актуальность осмысления аксиологической проблематики в контексте профессиональной мотивации и становления профессионализма в процессе вузовской образовательной подготовки обусловили целевую установку на исследование механизма детерминации профессионально-ценностных приоритетов студентов в ситуации, когда профессиональность современного высшего образования в качестве главного критерия предполагает компетентностную составляющую выпускаемых молодых специалистов, готовых работать в динамично развивающихся профессиональных средах и ориентирующихся на профессиональную ресоциализацию и компетентностное совершенствование. Именно поэтому новизной положений представленной статьи можно считать обоснование авторской позиции относительно целесообразности введения в аксиологический дискурс понятия профессионально-компетентностной ценности для критериальной полноты оценки практического уровня, качества и эффективности ценностно-мотивированной профессиональной деятельности будущих технических специалистов современного предприятия.

Изложение основного материала статьи. Очевидно, что профессиональная подготовка студентов сопровождается трансформацией общей ценностной системы личности как в контексте базовых общечеловеческих ценностей, так и с учетом ценностных образовательно-профессиональных приоритетов высшего учебного заведения, связанных с условиями и качеством образовательной подготовки, требованиями профессиональных стандартов, квалификационными нормативами и характеристиками профессии. Профильное профессиональное обучение в вузе связано, по сути дела, с приобщением студента к определенной профессии, что означает, с одной стороны, принятие её общественно признанных ценностей, а с другой - включенность в ценностное пространство, определяющее нормы и принципы конкретной профессиональной деятельности и поведения.

Целостная система профессиональных ценностей студенческой молодежи формируется через осознание студентами ценностных приоритетов профессии с выстраиванием мотивационного вектора профессиональной деятельности: профессиональный интерес-профессиональная ценность-профессиональная цель-профессиональный идеал. Механизм вузовской профессиональной мотивации обеспечивает познавательную активность в профильном обучении, влияние на качество усвоения знаний, развития умений и владения навыками в перспективных направлениях профессиональной практики.

Включение в ценностное пространство профессии связано с выбором направления и профиля вузовской профессиональной подготовки, когда начинающий студент реализует индивидуальный интерес к определенной профессии, осуществляя выбор предпочтительных сфер, содержания, форм, способов регуляции и критериев профессиональной деятельности в соотношении с целостной структурой значимых для него ценностей. Основываясь на авторском определении интереса как избирательного отношения личности к элективным обстоятельствам деятельности, можно заключить, что интерес к выбранной профессии, преобразующийся в процессе обучения в профессиональный интерес, детерминирует ценностный приоритет профессии, перерастающий по мере приобретения профессиональных знаний и освоения профессиональных компетенций в профессиональную ценность. С учетом существующего подхода исследователей к определению профессиональных ценностей как «интегральных конструктов универсальных, типичных для всех профессий, и специальных ценностных приоритетов, ценностей социального и индивидуального уровней» и их деления на основные и специальные [2, с. 373] правомерно утверждать, что на этапе теоретической образовательно-профессиональной подготовки в вузе формируются основные профессионально-ценностные ориентиры, которые по мере развития профессионального интереса в последующей практической профессиональной деятельности приобретают специальные характеристики.

Выделение общих и специальных характеристик профессиональных ценностей, соотносимых, прежде всего, со значимостью, необходимостью, нормативностью, полезностью и целесообразностью, позволяет провести корреляцию с ранжированными терминальными и инструментальными ценностями в контексте исследования содержания ценностных ориентаций студентов [12, с. 4]. Показательно, как следует из проведенных исследований, что профессиональные ценности из числа терминальных ценностей (интересная работа, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, развитие, познание, творчество) и инструментальных ценностей (образованность, ответственность, самоконтроль, исполнительность, эффективность в делах, рационализм) достойную срединную позицию в ранговых показателях ценностных ориентаций современных студентов занимают ценности профессии.

Следует отметить, что аксиологические аспекты профессионализма в большинстве работ профессиологов связываются, как правило, с качеством личности либо качеством профессиональной деятельности, в частности, высоким мастерством, глубоким овладением профессией, качественным профессиональным исполнением. Однако, за рамками исследовательского внимания остаются детерминации профессиональной деятельности и профессионально-компетентностного развития, связанные с качеством социальной и производственно-профессиональной среды, мотивирующей профессиональное поведение личности, особенно на этапе перехода студента-выпускника как носителя полученных в вузе теоретических знаний на позицию молодого специалиста производственного предприятия. Авторская теоретическая позиция, обоснованная в предыдущих исследованиях, исходит из необходимости рассмотрения основных составляющих профессионализма как определяющего содержание категории «профессиональная компетентность» [8, с. 110]. В данном контексте профессионализм выступает интегральной характеристикой компетентной целеполагающей, мотивированной и эффективной трудовой деятельности, требующей для своего осуществления специальной подготовки и соответствующих организационно-управленческих условий.

Поскольку формирование специальных профессиональных ценностей связано с конкретной профессионально-практической деятельностью, расширяющей рамки профессионального труда до критерия его компетентностного уровня, есть смысл говорить о профессионально-компетентностных ценностях. В этой связи считаем целесообразным обращение к категории «профессионально-компетентностная ценность» через показатели профессиональной компетентности как комплексного феномена, включающего в качестве структурных компонентов общекультурную компетентность - смысловую, проблемно-практическую, коммуникативную; систему качеств, ценностных ориентаций, мотивов, стилей взаимодействия, характеризующих в том числе образованность и способность к развитию творческого потенциала; систему знаний, умений, навыков, проявляющихся в профессионально-значимом качестве деятельности; полипрофильную профессиональную подготовку; личностные интересы, склонности и мотиваторы; мастерство и креативность; установку на профессиональный результат; совокупность коммуникативных, конструктивных и организационных умений и готовность их использовать; способность к эффективной деятельности и общению; самообразование и саморазвитие; круг возможных производственных полномочий и опыт; социально-значимые личностные свойства (способности, характер, состояния личности); самосознание и самооценку; социально-нравственную ответственность за оптимум и эффект профессиональной деятельности [7, с. 24].

Процесс формирования и развития профессиональной компетентности, детерминированный системой развитых специальных профессионально-компетентностных ценностей, носит сложный и многоступенчатый характер, в котором становление носителя профессии как субъекта профессиональной деятельности осуществляется через интериоризацию внешних регуляторов (профессиональных норм и принципов) во внутриличностный план, в результате чего происходит становление системы профессиональных ценностных ориентаций и субъектной позиции специалиста профессионального труда как системы его взглядов и установок в отношении собственного личностного и профессионального саморазвития.

Очевидно, что конкретная отрасль профессионального труда с соответствующей группой профессий предполагает наряду с общими и специальными профессиональными ценностными моделями доминирование определенных узкоспециальных профессионально-ценностных приоритетов, что уже закладывается индивидуальным профессиональным интересом студента, выбирающего профиль образовательно-профессиональной подготовки и выстраивающего устойчивый вектор профессиональной самореализации с учетом осознания собственной необходимости и востребованности в качестве субъекта профессионального труда, специфической мотивации избранной профессии и степени раскрытия творческого потенциала ее носителя, удовлетворенности полнотой применения и развития профессиональных знаний и компетенций, способностей, умений и навыков с возможностью самовыражения в профессии и компетентностного роста, реализации потребности в самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании.

Как показывает практика, и это подтверждается рядом последовательно проведенных авторских социологических исследований профессионально-ценностных ориентаций студентов энерготехнического вуза современного среднего промышленного энергогорода, выбор соответствующего направления профессиональной подготовки и ориентация будущих специалистов на профессионально-компетентностные ценности в значительной степени определяются стремлением и возможностью трудоустройства на предприятия энергетической отрасли, которые на сегодняшний день наиболее полно отвечают их профессиональным интересам и ценностным ожиданиям. У студентов энерготехнического профиля общие и специальные профессиональные ценности, как правило, трансформируются в профессионально-компетентностные ценностные модели, в которых доминируют престижность профессии, статус предприятия, профессиональная адаптация, достойное материальное вознаграждение за эффективный труд, оценка компетентностного уровня профессионализма и профессионального мастерства, признание успешности профессиональной деятельности с возможностью профессионально-компетентностного и карьерного роста.

Студенты-выпускники энерготехнического профиля при формировании своих профессионально-ценностных предпочтений явно учитывают повышенное внимание энергопредприятий к профессиональной адаптации молодых работников, что объяснимо в условиях функционирования высококонкурентного рынка труда и изменения приоритетов на производительность и эффективность деятельности. В управлении персоналом, в частности на предприятиях атомной отрасли, учитывается двуединая функция профессионально-производственного адаптивного процесса, которая реализуется не только через приобщение молодого специалиста к труду в рамках определенной профессии, его включения в специфику новой производственной деятельности с усвоением условий и требований по достижению нормативов эффективности труда, но и установление/расширение взаимосвязи между работником и производственной средой с дополнительным освоением возможностей формирования профессиональных компетенций, детерминирующих позитивный образ собственной профессиональной работы и нацеленность на профессионально-компетентностный рост.

Необходимость определенного периода профессионально-производственной адаптации по «профессионально-компетентностному дошлифовыванию» выпускников вузов, принятых на позицию «молодые специалисты», активно осознается и учитывается в работе по развитию персонала Концерна Росэнергоатом: «студент, практикант, молодой специалист - и далее по всем этапам карьерной лестницы каждого атомщика ведет система управления персоналом» с применением ряда инструментов, позволяющих проводить качественную адаптацию дипломированных выпускников вузов к требованиям работы и рассчитанных на длительные трудовые отношения [6, с. 36]. При этом важным элементом развития профессионально-компетентностных ценностей студентов, осваивающих профессию инженера, и значимым инструментом профессионального становления выступает производственная практика на предприятиях отрасли, поскольку первичная инклюзия выпускника-новичка в производственно-профессиональное пространство трудовой деятельности осуществляется на этапе прохождения производственной/преддипломной практики, задачей которой, помимо прочих, является нацеленность на овладение профессиональными компетенциями до необходимого профессионального уровня, когда приходят в соответствие профессиональные намерения личности и требования со стороны профессии.

Выводы. Следует подчеркнуть, что привлекательными для студентов в профессионально-ценностном отношении являются практические аспекты работы с персоналом в энерготехнической отрасли, направленные на повышение профессиональной мотивации, активизацию профессионального творчества и

профессионально-компетентностное развитие молодых специалистов, с реализацией специальных программ по оптимальному функционированию системы производственно-профессиональной деятельности. Положительный опыт такой работы, к примеру, на предприятиях Росэнергоатома, представляя многоступенчатую систему, опирается на детально разработанные программы, материальную и методическую базу учебно-тренировочных подразделений, обучение на рабочем месте без отрыва от производства в рамках реализации стратегии развития электронного обучения E-learning-2020 с включением оценочных инструментов УЭД и РЕКОРД [6, с. 36-38].

Поскольку политика управления персоналом современных энергетических предприятий, прежде всего, атомной отрасли, исходит из триединого принципа «Надёжность-Безопасность-Эффективность» и строится на убеждении необходимости расширения компетенций подготавливаемых для отрасли дипломированных специалистов с учетом развития и вывода на рынок новых продуктов - компетенций по проектированию, эксплуатации, инжинирингу, компетенций предпринимательства и инновационной деятельности, - оправдан интерес изначального привлечения к процессу профессионально-компетентностного становления работников именно с уровня молодых специалистов, когда выпускник энерготехнической специальности начинает отчетливо осознавать свои профессиональные ценности и компетентностные способности, обеспечивающие его движение к успешной профессиональной деятельности и полноценной самореализации в профессиональном творчестве.

Литература:

1. Артюхович Ю.В. Ценностный смысл инженерного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. №1-2. С. 9-23.

2. Денисюк Л.Н. Психологические особенности системы профессиональных ценностей студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 372-374.

3. Коновко Я.А. Динамика профессиональных ценностей студентов технических вузов // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часотс. 2014. № 4 (102). С. 43-46.

4. Ларионова Л.А. Генезис формирования профессиональных ценностей студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24182 (дата обращения 06.02.2019)

5. Макарова М.Н. Основные характеристики профессиональных ориентаций студентов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. №4. С. 42-50.

6. Михайлов Р.Е. Доверяй и проверяй // РЭА - ежемесячный журнал атомной энергетики России. 2018. № 10. С. 36-39.

7. Михайлова О.Н. Профессионально-компетентностный ресурс как критерий развития социально-личностного капитала промышленного предприятия энергогорода // Молодой ученый. 2015. №15.1. С. 24-25.

8. Михайлова О.Н. Феномен профессиональной компетентности в социально-философском дискурсе проблемы качества трудового потенциала современной хозяйствующей организации // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 4. С. 108-114.

9. Смольянинова А.А. Представления о профессиональных ценностях студентов-психологов // Вестник ИрГТУ. 2015. №9 (104). С. 281-287.

10. Троцкая А.И. Социально-профессиональные ценности студентов: понятие и актуализация проблемы формирования // Научный электронный журнал Меридиан. 2017. №4 (7) С. 198-200.

11. Фролова Е.В. К вопросу о систематизации профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза // Наука и школа. 2017. №5. С. 108-111.

12. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2013. №3. С. 1-9.

Педагогика

УДК: 37.0:[316.356]

кандидат психологических наук, доцент Морозова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Самара); доктор педагогических наук, доцент Алисов Евгений Анатольевич Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО СОЗНАНИЯ

ЮНОШЕСТВА

Аннотация. В настоящем исследовании раскрывается роль образовательной среды как значимого фактора в формировании семейного сознания юношества (как категории населения, наиболее чутко реагирующей на социальные влияния). Современное общество, транслирующее противоречивые представления о брачно-семейной сфере человеческого бытия и взаимоотношениях полов, на фоне ослабления института семьи, создает проблемное поле, в контексте формирования устойчивых образцов семейного взаимодействия для юношей и девушек, что побуждает к поиску практических способов преодоления указанной негативной тенденции с использованием потенциала образовательной среды. Ключевые слова: юношество, семейное сознание, образовательная среда, педагогическая поддержка. Annоtation. The present study reveals the role of the educational environment as a significant factor in the formation of the family consciousness of youth (as a category of the population that is most sensitive to social influences). Modern society, which translates contradictory ideas about the marriage and family sphere of human life and gender relations, against the background of the weakening of the institution of the family, creates a problem field, in the context of the formation of sustainable patterns of family interaction for boys and girls, which encourages the search for practical ways to overcome this negative trend involving the potential of the educational environment. Keywords: youth, family consciousness, educational environment, pedagogical support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.