Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМЕ АВАРИЙНОСТИ ПО ПРИЧИНЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ТЕХНИЧЕСКИМИ НЕИСПРАВНОСТЯМИ И НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ'

О ПРОБЛЕМЕ АВАРИЙНОСТИ ПО ПРИЧИНЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ТЕХНИЧЕСКИМИ НЕИСПРАВНОСТЯМИ И НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТРУКЦИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бараковский В.В.

Статья посвящена исследованию актуальной для Российской Федерации проблемы повышения аварийности по причине эксплуатации транспортных средств с техническими неисправностями. Анализируются причины тенденции к росту такого рода дорожно-транспортных происшествий, предлагаются некоторые пути решения имеющихся проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бараковский В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF ACCIDENTS CAUSED BY THE OPERATION OF VEHICLES WITH TECHNICAL MALFUNCTIONS AND SOME WAYS TO SOLVE IT

The scientific article is devoted to the study of the problem of increasing the accident rate due to the operation of vehicles with technical malfunctions, which is relevant for the Russian Federation. The reasons for the growth trend of such road accidents are analyzed, and some ways to solve the existing problems are proposed.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМЕ АВАРИЙНОСТИ ПО ПРИЧИНЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ТЕХНИЧЕСКИМИ НЕИСПРАВНОСТЯМИ И НЕКОТОРЫХ ПУТЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ»

»3

OPEN ACCESS

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

»Q

OPEN ifTl ACCESS

УДК 342.9 ББК 67.401

Научная специальность: 12.00.14 - Административное право; административный процесс

DOI 10.53039/2079-4401.2021.5.3.005 © В.В. Бараковский, 2021

О ПРОБЛЕМЕ АВАРИЙНОСТИ ПО ПРИЧИНЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ТЕХНИЧЕСКИМИ НЕИСПРАВНОСТЯМИ И НЕКОТОРЫХ

ПУТЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Владимир Викторович Бараковский,

инспектор по особым поручениям отдела надзора УГИБДД УМВД России по Белгородской области Контакты: ул. Николая Чумичова, д. 102А, Белгород, Россия, 308014

E-mail: barakovskii@mail.ru Тел. 8(905)8787720

Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальной для Российской Федерации проблемы повышения аварийности по причине эксплуатации транспортных средств с техническими неисправностями. Анализируются причины тенденции к росту такого рода дорожно-транспортных происшествий, предлагаются некоторые пути решения имеющихся проблем.

Ключевые слова: Госавтоинспекция, техническое состояние транспортного средства, государственный учет транспортного средства, прекращение государственного учета транспортного средства, внесение изменений в конструкцию транспортного средства

ABOUT THE PROBLEM OF ACCIDENTS CAUSED BY THE OPERATION OF VEHICLES WITH TECHNICAL MALFUNCTIONS AND SOME WAYS TO SOLVE IT

Vladimir V. Barakovsky,

inspector-at-large of the oversight department state traffic safety inspectorate of the Russian MIA administration for the Belgorod Region Contacts: ul. Nikolay Chumichova, d. 102A, Belgorod, Russia, 308014

Abstract. The scientific article is devoted to the study of the problem of increasing the accident rate due to the operation of vehicles with technical malfunctions, which is relevant for the Russian Federation. The reasons for the growth trend of such road accidents are analyzed, and some ways to solve the existing problems are proposed.

Keywords: State Traffic Inspectorate, technical condition of the vehicle, state registration of the vehicle, termination of state registration of the vehicle, changes in the design of the vehicle

Для цитирования: Бараковский В.В. О проблеме аварийности по причине эксплуатации транспортных средств с техническими неисправностями и некоторых путях ее решения. // Современная наука. 2021;(3): 25-30.

В России эксплуатация технически неисправных автомобилей для части автовладельцев является нормой.

Несмотря на то что доля дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП) по причине неисправности автомобилей от общего количества ДТП не так велика, в последние годы в России наблюдается ежегодный рост подобных происшествий.

Для предотвращения ДТП, причиной которых послужили неисправности автомобилей, помимо особого внимания к узлам и агрегатам, непосредственно влияющим на безопасность движения, следует

добиваться полной технической исправности эксплуатируемого автомобиля.

В связи с чем в рамках закона необходимо применение наиболее эффективных мер правового принуждения, которые в конечном счете оказываются наиболее действенными.

Статистика аварийности на территории Российской Федерации по причине эксплуатации транспортных средств (далее - ТС) с техническими неисправностями свидетельствует о существенном увеличении количества таких дорожно-транспортных происшествий за последние 6 лет (рис.1.).

nQA

LEGAL SCIENCES

»Qa

Рис.1. Количество ДТП, число погибших и раненых из-за эксплуатации технически неисправных ТС на территории

Российской Федерации

Самый большой прирост зафиксирован в 2016 году (на 11,3%, с 2553 ДТП в 2015 году до 5394 ДТП в 2016 году), в 2017 году количество таких ДТП увеличилось до 19,7%, или до 6455 происшествий.

В 2018 году наметилась тенденция к снижению таких ДТП, по сравнению с предыдущим годом их количество уменьшилось на 3,6% (до 6221). Однако в последующие два года число таких ДТП выросло на 8,2 и 13,7% и в 2019 и 2020 годах составило 6734 и 7658 человек соответственно. Количество погиб-

ших в таких происшествиях ежегодно увеличивалось: с 538 человек в 2015 году до 1223 человек в 2020 году.

Общее число погибших по причине ДТП вследствие неисправности автомобилей за рассматриваемый период составило 5968 человек.

В Белгородской области, как и в Российской Федерации в целом, отмечается ежегодный рост таких ДТП по сравнению с предыдущим отчетным периодом (рис.2).

Рис.2. Количество ДТП, число погибших и раненых вследствие эксплуатации технически неисправных ТС

в Белгородской области

Так, рост количества ДТП в 2016 году по срав- рассматриваемых ДТП на 22%, 6,9% и 31,2% соот-нению с предыдущим 2015 годом составил 210,5% ветственно по сравнению с предыдущим отчетным (с 19 до 59 происшествий соответственно). После- годом. И только по итогам 2020 года с применени-дующие 2017, 2018 и 2019 годы отмечались ростом ем рассматриваемого в настоящей статье алгорит-

open^ access

ма наметилась тенденция к уменьшению основных показателей аварийности по причине неисправных автомобилей: количества ДТП - на 2% (со 101 в 2019 году до 99 в 2020 году), числа раненных в них людей - на 11,5% (со 130 до 115 соответственно). Общее число погибших на территории Белгородской области в таких ДТП за последние 6 лет составило 68 человек. На увеличение количества ДТП рассматриваемой категории не могли не повлиять и изменения отечественного законодательства, заметно сократившие полномочия Госавтоинспекции.

Так, в 2011 году Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект о передаче функций по проведению технического осмотра транспортных средств, осуществляемых Госавтоинспекцией, коммерческим структурам различных организационно-правовых форм, подконтрольным Российскому союзу автостраховщиков [1, 2]. В результате чего автовладельцы получили возможность проходить указанную процедуру в любом пункте технического осмотра по всей стране.

Необходимо отметить, что сложившееся положение дел не только способствовало увеличению неисправных автомобилей на дорогах, но и в отдельных случаях выдаче результатов диагностирования автомобилей в пунктах продажи полисов страхования автогражданской ответственности.

Вступивший в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011) определил достаточно конкретизированный перечень

open фaccess

В соответствии с действовавшей на момент принятия рассматриваемого законодательного нововведения редакцией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в арсенале Госавтоинспекции имелось немного инструментов для запрета эксплуатации транспортных средств при наличии технических неисправностей, один из которых содержался в ч. 2 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Однако в 2014 году данная норма была упразднена и отсутствует до настоящего времени.

Немаловажным фактором, повлиявшим на рост количества рассматриваемого вида ДТП, явились экономические преобразования в Российской Федерации.

Транспортная стратегия страны до 2030 года указала на недостаточное развитие транспортной системы, значительно ограничивающей рост экономики [3], что требует от российского транспорта перестройки. Высокие темпы роста автомобильного транспорта обусловлены необходимостью гибкой реакции на запросы экономики (перевозки грузов и пассажиров). На протяжении последних десяти лет наблюдается устойчивый прирост количества основных видов транспортных средств (грузовых, автобусов, легковых) (рис.3).

требований к автомобилям. Техническое регулирование в отношении автомобилей обусловлено обеспечением достаточного уровня их безопасности, а также выполнением участниками Таможенного со-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис.3. Количество транспортных средств в Российской Федерации (на конец года; тысяч штук)

open access

юза взятых на себя обязательств по участию в международных соглашениях в сфере автомобильной безопасности. Кроме того, ТР ТС 018/2011 определил алгоритм проверки требований к автомобилям при изменении их конструкции.

Под внесением изменений в конструкцию транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненных после выпуска транспортного средства в обращение и влияющих на безопасность дорожного движения.

Проверка требований к автомобилям в процессе изменения их конструкции осуществляется уполномоченной организацией (центром), по результатам которой автовладельцу выдается экспертное заключение, в котором указывается возможность внесения изменений в конструкцию автомобиля, с целью удостовериться в безопасности и соответствии автомобиля требованиям ТР ТС 018/2011 после вмешательства в его конструкцию.

Вмешательство в конструкцию автомобиля осуществляется под контролем Госавтоинспекции МВД России и не реализуется без ее разрешения. Правила дорожного движения [4] обязывают водителя обеспечивать исправность автомобиля как перед выездом, так и в процессе движения. При этом Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации [4] устанавливают запрет на эксплуатацию автомобилей при их неудовлетворительном техническом состоянии, в том числе при наличии неисправностей, указанных в соответствующем перечне, в котором конкретизирован запрет эксплуатации автомобиля с измененной конструкцией в нарушение предусмотренных алгоритмов.

Для упорядоченного контроля за эксплуатацией автомобилей со стороны надзорных органов информация об изменении их конструкции отражается в документах, идентифицирующих транспортное средство. Наличие в указанных документах номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности - обязательное условие эксплуатации автомобиля.

Отсутствие указанных сведений влечет образование состава правонарушения по ч. 1 ст. 12.5 КоАП

open £ access

РФ. Законодателем предусмотрено, что состояние транспортных средств должно обеспечивать безопасное их участие в дорожном движении, при этом обязанность по его поддержанию возлагается на владельцев автотранспорта [5].

Госавтоинспекция наделена полномочиями по контролю за соблюдением норм права в области обеспечения безопасности дорожного движения, для реализации которых наделена обязанностью по запрещению эксплуатации неисправных автомобилей [6]. Четкий механизм реализации возложенных обязанностей законодателем не регламентирован, и полномочия Госавтоинспекции в данном направлении не конкретизированы.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] определены основы государственной регистрации транспортных средств, а также порядок прекращения государственного учета автомобиля, в том числе при несоответствии регистрационных данных или конструкции автомобиля информации, отраженной в документах, идентифицирующих его.

Таким образом, при реализации алгоритма прекращения государственного учета автомобиля остается неисполненным одно из обязательных и основополагающих условий допуска автомобиля к процессу дорожного движения и эксплуатации - его государственный учет в уполномоченном на то государственном органе власти.

Отражение Реализованных полномочий по прекращению государственного учета автомобилей находит свое отражение в государственном реестре транспортных средств, путем занесения в него сведений о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении [7]. Правом на прекращение государственного учета автомобилей наделены регистрационные подразделения Госавтоинспекции исключительно по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации, его заместителей или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России [8], что исключает бесконтрольное и

LEGAL SCIENCES

»3

open ACCESS

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ȉ

open access

самовольное трактованные норм законодательства в данной области. Результатом прекращения государственного учета автомобиля является признание государственных регистрационные знаков и регистрационных документов недействительными и внесение сведений об этом в разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.

Таким образом, в последующем эксплуатация автомобиля, государственная регистрация которого прекращена в предусмотренном порядке, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, а государственные регистрационные знаки и регистрационный документ подлежат изъятию и направлению в регистрационное подразделение.

На основании вышеизложенного предложен алгоритм прекращения государственного учета ТС от момента выявления неисправного автомобиля до исключения его из процесса дорожного движения (рис.З).

В рамках рассмотренного алгоритма на территории Белгородской области за 12 месяцев (с мая

2020 по май 2021 года) из процесса дорожного движения путем прекращения государственного учета транспортного средства исключено более 1100 транспортных средств.

Применение рассматриваемого алгоритма запрещения эксплуатации автомобилей и последующего их исключения из процесса дорожного движения положительно повлияло на статистические данные ДТП по причине эксплуатации неисправных автомобилей в Белгородской области.

Активная работа Госавтоинспекции области в данном направлении подтолкнула автовладельцев к приведению своих автомобилей в нормативное состояние, отвечающее требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, а вступившие в силу в 2019 году Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств предусмотрели последовательный алгоритм подтверждения безопасности своих автомобилей после изменения их конструкции.

Выяв.тениеТС с технической неисправностью в виде изменения конструкции

Составление адм. материала поч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ

оплата 250 руб. в первые 20 дней с момента состава ения ары. материала

б первые 2 месяца оплата 500 рую. с момента составления адм. материала

при отсутствии

доброволыюй огпаты штрафа в отведенюе время информация напр является в ФСС Д применяются меры по привлечению лица по ч. 1 ст. 20.25 КоАПРФ

Принятие р ешения Главным государственным инспектором БДД по субъекту РФ{его заыестнгеля^о прекращении государственного учета ТСвсоота сп 6 ч .1 ст. 13 ФЗ От03.032018№233-Ф3

Признание РЭП регистрационныхдокументовн государственных регистрационных знаков недействительными и их. внесение в соответствующие разыскные учеты специальной продукции Госавтоинспекции

+ Ф

уведомление предс-ЕтаЕ ление

собственника ТС ТС в РЭП для

о прекращении ЕОЗОбШБЛеНИЯ

гос. учета ТС и регистрации б

необходимости сдачи нормативном

государств енных состоянии

регистрационных в соотв. сп. 65

знаков к Правил

свидетельства о регистрации ТС

регистрации ТС. ГШ РФ

приведение ТС- в от 21.12.2019

нормальное №1764

состояние

исключение ТС из процесса дорожного движения путем изъятия государственных регистрационных знаков и свидетельства о регистрации ТС. и с!ятаЕлеш£я ады. шггериала по п.1. сг.12.1 КоАПРФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 .:d:iie.-£ei[= лды. материала л: ': 2

ст. 12.2 КоАП РФ (штраф 5 тек. руб. или пишрнндот 1 до 3 чес.) 1 .:d::iz.-.=eji= дди. материала п:> ч 1 ст. 12.3 КоАП РФ {шттаф 500 руб.) и :ад*р;в;анпгТСпэ ст.27.13КоАПРФ

Описание: учитывая. что Главный государственный инспектор БДЦ по субъекту РФ (его заместитель) дислоцирован в значительно!.: удалении от бслыпинсгва муннцэтньаьЕХ образовании региона, прохождение решения от территориального органа (любого на любом удалении) осуществляется по средствам СЭД ИСОДМВД России.

Территориальный орган подготавливает проект решения

Главного государственного инспектора БДЦ

ri :зный ret ннслекгот] ЕДД по } бЬсс '] РФ

J2ECiE7pHEcT H

1К|ДТОЕ1£Е£й7 ЭЦП

Направление решения в ближайший РЭГЕ

При 1к."П"Ч5нии рапЕкиэ РЭПпрэд>ап&эз1сэ учет 1С Л yE№<MJEJ5I

Рис.4. Блок-схема алгоритма прекращения государственного учета транспортного средства с несанкционированными изменениями конструкции

nQa

LEGAL SCIENCES

»Qa

Госавтоинспекцией Белгородской области в период с мая 2020 по май 2021 года владельцам автомобилей оказано белее 4400 государственных услуг по выдаче свидетельств о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (далее - свидетельство), что подтверждает высокий запрос общества и автовладельцев, в частности на эксплуатацию автомобилей, в рамках действующего законодательства. Но получение свидетельства еще не говорит об эксплуатации автомобиля в полном соответствии с требованиями законодательства. После получения свидетельства на автовладельца возлагается обязанность по внесению информации об изменении конструкции автомобиля в регистрационные документы. Как предусмотрел законодатель, внесение изменений в регистрационные данные автомобиля осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в государственном реестре транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие автомобиль [7].

При этом неисполнение владельцем автомобиля обязанности по внесению сведений об изменении конструкции своего автомобиля образует состав правонарушения по ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ. Масштабные задачи обеспечения безопасности дорожного движения нуждаются в активизации всего инструментария, предоставленного законодателем, однако не следует упускать из виду и подходы, которые положительно себя зарекомендовали в прошлые годы. В то же время при сохранении существующей динамики роста аварийности возникает необходимость выработки и применения инновационных подходов к повышению безопасности дорожного движения.

Таким образом, в современных условиях остро стоит вопрос совершенствования законодательства

путем конкретизации механизма реализации полномочий Госавтоинспекции по запрещению эксплуатации транспортных средств в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации.

Литература:

1. Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 01.05.2021).

2. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2021).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2021).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2021).

5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2021).

6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2021).

7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2021).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.